VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Механизм реализации стратегии развития региона с использованием концепции бенчмаркинга

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001125
Тема: Механизм реализации стратегии развития региона с использованием концепции бенчмаркинга
Содержание
     УДК 332.14
     А.Н. Федотов 
     Байкальский государственный университет,
г. Иркутск, Российская Федерация
     
     Механизм реализации стратегии развития региона с использованием концепции бенчмаркинга
     
     Аннотация. В современных условиях функционирования экономики России формируется потребность в качественном стратегическом управлении регионами.  В последнее время широкое распространение получило мнение о том, что именно регионы и города становятся основным субъектом стратегического планирования. Предложено определение стратегии развития региона.  Одним из актуальных инструментов реализации стратегии развития региона является бенчмаркинг, суть которого состоит в сравнении элементов маркетинговых стратегий между регионами и оценке возможностей наилучшего использования их ресурсов. В статье представлено методологическое обеспечение бенчмаркинга, как одного из возможных инструментов реализации стратегии развития региона. Автором предлагаются пути адаптации регионального бенчмаркинга относительно культурных, политических, экономических и экологических особенностей развития региона. Представлен алгоритм сравнения одного региона с другими с целью получения информации о преимуществах и недостатках, а так же о возможности применения успешного опыта.
     Ключевые слова. Бенчмаркинг;  стратегия развития регионов; программы развития; потенциал стратегии развития; концепция бенчмаркинга; стратегическое планирование.
     Информация о статье. Дата поступления             2016 г.; дата принятия к печати                  2016 г.; дата онлайн-размещения                 2016 г. 

A.N. Fedotov
Baikal State University,
Irkutsk, Russian Federation
     
The mechanism of realization of the regional development strategy with the concept of benchmarking
     
     Annotation. In modern conditions of Russian economic performance generated a need for high-quality strategic management of the region. In recent years, a widespread feeling that it is the regions and cities are the main subject of strategic planning. A definition of the regional development strategy. One of the important tools for implementing the regional development strategy is benchmarking, which essentially consists in comparing the elements of marketing strategies between the regions and evaluating the best possible use of their resources. The article presents a methodological support for benchmarking, as one of the possible tools for implementing the regional development strategy. The author suggests ways to adapt the regional benchmarking with respect to cultural, political, economic and environmental features of the region's development. The algorithm of comparing one region to the other in order to obtain information about the advantages and disadvantages, as well as the possibility of applying a successful experience.
     Keywords. Benchmarking; regional development strategy; development programs; capacity development strategy; benchmarking concept; strategic planning. 
     Article info. Received      2016; accepted     2016; available online     2016.
     
     В современных условиях формирования новой экономической политики Российской Федерации, а также  в рамках проводимых реформ, стратегическое планирование социально-экономического развития регионов остается предметом пристального внимания отечественной науки и практики. Формирование единого механизма стратегического планирования развития регионов является основой для создания благоприятной среды реализации проектов и программ бизнеса. Стратегия развития региона служит верхним звеном системы социально-экономического  планирования  развития.  Она  призвана  логически выстроить  все  виды  социально-экономического  планирования, осуществляемые на региональном уровне, с бюджетным обоснованием реализации предлагаемых процессов [1, с.5]. Таким образом,  стратегия   развития  региона становится фундаментом социально-экономической политики города.
     Стратегия развития региона призвана выполнять две важные управленческие функции: во-первых, в ходе реализации стратегии выбирается наиболее оптимальный вариант развития региона, учитывающий интересы населения региона и имеющиеся ресурсы и возможности; во-вторых, разрабатывается детальный план действий, позволяющий региону реализовать выбранный вариант. 
     Стратегии развития региона создают предпосылки для оперативного внесения изменений в объекте регионального  управления и окружающей социально-экономической среде. В данном случае речь идет о потенциале стратегии. Для эффективного использования потенциала стратегии развития региона необходимо знать его составляющие элементы и квалификационные признаки, а также уметь определить их с помощью количественных и качественных показателей. Кроме того, важно также определить механизм взаимодействия потенциала стратегии развития с основными категориями, характеризующими социальное, экологическое и экономическое развитие региона. 
     Потенциал стратегии развития региона определяется рядом характеристик, которые создают возможности для осуществления предусмотренных   планами трансформаций социально-экономического состояния. Он формируется на основе имеющихся в данном регионе разнообразных ресурсов: трудовых, интеллектуальных, материальных, исторических, нравственных, культурных и др. [2, с.123].
     Надо отметить, что в настоящее время недостаточно полно используется потенциал регионального маркетинга.  Маркетинг регионов представляет собой системообразующее звено в процессах формирования и реализации стратегии развития территории, обеспечения инвестиционной привлекательности, создания перспективных рынков будущего, отбора и поддержки инвестиционных проектов, которые в наибольшей степени отвечают текущим и будущим потребностям региона [3, с.56].
      В этой связи, важнейшим для государственных организаций регионального уровня является разработка и применение передовых управленческих технологий, позволяющих эффективно использовать имеющиеся у региона ресурсы.  Возникла необходимость применения таких инновационных методов и инструментов, которые позволят сформировать эффективную систему регионального управления,  достигать поставленных стратегических целей и соответствовать современным требованиям национальной экономики. 
     В настоящее время возникла необходимость активного взаимодействия региональных государственных институтов по обмену передовым опытом, знаниями и технологиями, в области государственного регионального управления.  Использование передовых управленческих технологий, успешно применяемых в других регионах России, позволит существенным образом повысить эффективность  деятельности государственных органов управления и сформировать благоприятную среду для функционирования подведомственных им государственных учреждений: образование, здравоохранение, социальная защита, культура и т.д. Кроме того, использование инновационных управленческих технологий благоприятно скажется и на развитии региональной бизнес-среды, а значит и на условиях жизни граждан региона.
     Вопросы повышения конкурентоспособности региона и улучшения территориальной привлекательности не раз поднимались в трудах известных ученых экономистов. Причем среди критериев выбора региона в рамках территориальной привлекательности предлагались не только хорошие климатические условия, природа и туристические достопримечательности, но и развитая инфраструктура, производство, услуги  и система распределения, в том числе розничная и оптовая торговля. Данный аспект рассматривали в своих научных трудах такие ученые, как Колодин В.С. и Новикова Н.Г. [6], [8, с.63]. 
     На наш взгляд, для эффективного решения поставленных выше задач можно использовать бенчмаркинг, который рассматривает качество не как набор технических характеристик товара, а как степень удовлетворения потребностей клиентов в процессе его использования, где каждое свойство оценивается с позиций удовлетворенности клиентов [4, с.139].
     Сущность концепции бенчмаркинга заключается в поиске, систематизации, выявлении, изучении, сравнении знаний, опыта, информации об эффективных процессах и результатах деятельности организации для дальнейшего их использования в условиях исследуемой компании. На практике, использование концепции бенчмаркинга в подразделениях одной и (или) нескольких организаций подразумевает регулярное проведение мероприятий по управлению знаниями, обмену опытными знаниями (знаниями, полученными опытным путем), повышению эффективности процессов и технологий организации и др.[5, с.7].
     По мнению известных консалтинговых компаний, бенчмаркинг лидирует и входит в тройку лучших методов управления, «проверенных» на опыте преуспевающих организаций. Недостаточно полное использование современного механизма бенчмаркинга может привести к тому,   что руководители и специалисты не могут извлечь ценные знания, идеи, передовой опыт, инновации, которые могли бы быть использованы в повседневной деятельности [7, с.23]. Передовой опыт и инновационные технологии в области управления на всех уровнях являются основной составляющей интеллектуального капитала, ценность которого и может значительно превосходить материальный капитал.  
     Необходимо отметить такой важный фактор, как систематичность взаимодействия, обмена передовым опытом, знаниями, технологиями и инновациями и их  осуществление на всех уровнях управления [9, с. 6].
     В целях адаптации технологии бенчмаркинга применительно к реализации стратегии развития региона, необходимо представить следующий алгоритм использования данной технологии:
     1 этап - всестороннее и детальное изучение лучших достижений   регионов - лидеров, действующих не только национальном, но и мировом рынках;
     2 этап - систематическое   изучение и выявление слабых сторон деятельности субъектов региона в области производственных и организационных технологий, и в первую очередь технологий государственного управления;
     3 этап – применение передовых управленческих технологий и опыта на уровне своего субъекта с учетом адаптации относительно социо-культурных, экономических, политических, природно-климатических, научно-технических и демографических особенностей развития региона.
     Таким образом, бенчмаркинг - концепция, предполагающая и стимулирующая стремление субъектов управления к непрерывному совершенствованию и поиску новых идей, их адаптации и последующему использованию на практике, что позволяет применять ее в системе управления регионом, включая формирование стратегии развития [10, с.106].
     В качестве доказательства вышесказанного можно предложить ряд утверждений в пользу бенчмаркинга. 
     Во-первых, имеющийся опыт успешного использования концепции  бенчмаркинга для решения проблем территориального развития, в том числе и на региональном уровне (пример развития Калужской, Владимирской и Кемеровской областей).
     Во-вторых, стратегия развития региона является товаром со всеми его особенностями и как любой товар, обладает качественными характеристиками, что предполагает управление данным товаром им на всех стадиях его развития: от разработки до насыщения и спада.
     В-третьих, бенчмаркинг позволяет органам регионального управления использовать передовой опыт в области государственного менеджмента, а также имеющийся у них ресурс административных методов регулирования для того, чтобы создать заинтересованность у всех субъектов хозяйствования в достижении более высокого качества выпускаемых товаров и услуг, повышая тем самым конкурентоспособность региона.
     В-четвертых, базовой целью развития региона является обеспечение высокого уровня качества жизни на данной территории по сравнению с другими региональными субъектами с ориентацией на мировые стандарты, обеспечивая при этом высокий уровень привлекательности региона.
     Поэтому, необходимо подчеркнуть, что акцент на качество жизни должен быть сделан не с позиций межрегиональной конкурентной борьбы, а как результат повышения удовлетворенности потребителей. Бенчмаркинг является методом, который позволяет при разработке стратегии развития региона ориентироваться не на прошлые тенденции, а учитывать современные требования мирового стандарта [11, с.84].
     5 июля 2012 года, в целях совершенствования системы стратегического планирования социально-экономического развития г. Иркутска, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Думой г. Иркутска была одобрена  стратегия  социально-экономического развития  города до 2025 года. Правительством Иркутской области был принят документ, регламентирующий реализацию стратегии социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочный период. Основной стратегической целью социально-экономического развития  Иркутской  области и г. Иркутска является повышение уровня и качества жизни в Иркутской области путем роста конкурентоспособности области на основе изменения структуры региональной экономики. В данных документах достаточно грамотно представлены все составляющие маркетингового анализа, с указанием сильных и слабых сторон развития отдельных направлений региональной экономической политики. Указаны осложнения и угрозы экономического развития и разработан механизм по преодолению данных угроз. Однако, при разработке плана стратегического развития города и области на учтены передовые технологии в области регионального управления, применяемые другими субъектами Российской Федерации.
     В целях эффективного использования механизма бенчмаркинга для  формирования качественной стратегии развития нашего региона необходимо реализовать ряд мероприятий, позволяющих грамотно и безболезненно применить передовые управленческие технологии, успешно внедряемых другими регионами:
     -	организовать постоянный мониторинг происходящих изменений в экологической и социо-культурной среде, которые оказывают влияние как на концепцию качества управленческих услуг, предоставляемых региональными органами управления, так и на систему контроля их качества;
     - создать организационный механизм, обеспечивающий процесс непрерывного совершенствования регионального управления и производимых на его территории товаров и услуг;
     - разработать механизм обеспечения ориентации системы управления регионом на потребности населения региона и других функционирующих на его территории субъектов хозяйствования;
     - сформировать мотивационную систему стимулирования, при которой все субъекты хозяйствования на данной территории были заинтересованы  в высоком качестве выпускаемых продуктов и услуг;
     - разработать шкалу персональной ответственности управленческого звена высшего эшелона власти за реализацию концепции бенчмаркинга в области управления регионом, в том числе за качество реализации стратегии развития;
     - постоянно вести сопоставление между намеченными целями и задачами в области управления и издержками, связанными с поддержанием необходимого уровня качества жизни в регионе;
     - систематически отслеживать угрозы со стороны бизнес-среды и внешних макро-факторов и принимать меры для их преодоления или смягчения негативных последствий;
     -	обеспечить постоянный контроль и аудит применяемых систем управления качеством.
     Концепция бенчмаркинга представляет собой деятельность не отдельных людей или субъектов хозяйствования, а всего регионального сообщества. Поэтому подготовка к внедрению системы предполагает осознание руководством региона необходимости объединения всего сообщества для достижения целей региона и реализации сформированной стратегии развития. Органы управления регионом, применяющие концепцию бенчмаркинга, должны предусматривать постоянное слежение за тем, чтобы проводимая политика была понята и поддержана, прежде всего, всеми сотрудниками аппарата управления регионом [12, с.58].
     Основа бенчмаркинга – это удовлетворенность участников процесса применения данной системы. Поэтому для достижения успеха в развитии региона необходимо отчетливое понимание того, какие потребительские цели преследуют потребители, определение их потребностей и ожиданий. В то же время необходимо сконцентрировать внимание каждого участника процесса на том, что каждый из них выступает одновременно в роли потребителя и в роли поставщика, поскольку получают ресурсы - информационные, материальные, финансовые и управленческие - от одних, а результаты своего труда отдают другим. Даже небольшой сбой в системе влияет на качество конечного продукта. Таким образом, каждый субъект хозяйствования, функционирующий в данном регионе, выполняет четкие определенные функции в процессе реализации стратегии развития. Бенчмаркинг – это ключ к постоянному улучшению производственных и управленческих   технологий,   как на региональном уровне, так и на уровне отдельных предприятий и организаций.
     Бенчмаркинг – это не только механизм сбора и обработки передовой информации и опыта в области эффективного управления. Это инструмент регионального менеджмента, используемый для выявления возможностей самосовершенствования, определения объектов и субъектов регионального рынка, нуждающихся в совершенствовании. Бенчмаркинг стимулирует непрерывность процесса совершенствования в целях повышения конкурентного статуса региона и его привлекательности, как на внутреннем, так и внешнем рынках.
     
     Список использованной литературы
     1. Червяков С.С. Стратегическое развитие регионов на основе бенчмаркинга и управления конфликтом интересов целевых аудиторий: автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05/ С.С. Червяков. – М.: 2012. – 29 с.
     2. Котлер Ф., Ли Н. Маркетинг для государственных и общественных организаций: Пер. с англ. / Под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2008. – С. 123 - 124.
     3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. / Ф. Котлер. - СПб.: Питер Ком, 2009. – С. 56 - 57. 
     4. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособ./А.И. Гаврилов. -  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 139 - 140.
     5. Бухвальд Е.М. Субъекты Федерации в системе стратегического планирования / Е.М. Бухвальд // Вестник Российской академии естественных наук. – 2015. – №2. – С. 7- 10.
     6. Колодин В.С. Направления взаимодействия маркетинговых и логистических технологий в производстве и физическом распределении продукции / В.С. Колодин // Baikal Research Journal. – 2011. - №5.
     7. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг /А.П. Панкрухин //Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 7. – С. 23 – 24. 
     8. Новикова Н.Г. Процессный подход к конкурентной стратегии в сфере услуг (на примере розничной торговли) / Н.Г. Новикова // Известия ИГЭА. – 2014. - №2 (94). - С. 63 – 70.
     9. Тычинская И.А. Формирование   регионального маркетинга: Автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05/И.А. Тычинская. - М: РАГС, 2008.- 29 с.
     10. Максимова И.В. Использование технологии бенчмаркинга для оценки инновационности целевой программы социально-экономического развития региона /И.В.Максимова//Креативная экономика. – 2011. - №4 (52). – С.106 – 114.
     11. Фролов Д.П., Шишков В.А. Маркетинговая парадигма стратегического территориального менеджмента / Д.П. Фролов, В.А. Шишов // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2013. – №2. – С. 84-96.
     12. Бурак П. Формирование системы стратегического планирования на региональном уровне /П. Бурак // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №11. – С. 58-64.

Информация об авторе
     Федотов Андрей Николаевич — кандидат экономических наук, доцент,  кафедра Логистики и коммерции, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: fedotov_an@rambler.ru
Author
     Andrey N. Fedotov - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Logistics and Commerce, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: fedotov_an@rambler.ru
Библиографическое описание статьи
     Федотов А.Н. Механизм реализации стратегии развития региона с использованием концепции бенчмаркинга / А.Н.Федотов // Baikal Research Journal. — 2016. — Т.  , №    . — DOI : 
Reference to article
     Fedotov A.N. The mechanism of realization of the regional development strategy with the concept of benchmarking. Baikal Research Journal, 2016, vol.  , no. Х. DOI:  (In Russian).
     






1


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44