VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Медицинский и юридический аспекты ст. 124 УК РФ «Неоказания помощи больному»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006092
Тема: Медицинский и юридический аспекты ст. 124 УК РФ «Неоказания помощи больному»
Содержание
Министерство образования и науки Российской федерации

	Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

	Высшего образования

	Новосибирский государственный технический университет

	Кафедра уголовного права и процесса

	

	

	Курсовая работа 

	по дисциплине

	 Уголовное право

	

	

	Факультет: Юридический

	Группа: ЮФЗ-31

	Выполнил: Сакун В.С.

	Проверила: Верченко Н.И.

	

	

	

	Новосибирск

	2017 

	ОГЛАВЛЕНИЕ

	Введение…………………………………………………………………………...3

	Глава 1. Основание юридической ответственности медицинских работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья…………………….5

	1.1 Охрана здоровья граждан в Российской Федерации: понятие, содержание, становление и развитие правового регулирования…………….5

	1.2. Медицинский и юридический аспекты ст. 124 УК РФ «Неоказания помощи больному»…………………………………………………………......10

	1.3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния по статье 124 УК РФ «Неоказания помощи больному»…………………………………….17

	Заключение………………………………………………………………………18 

	Список использованных источников…………………………………………..22

	

	

	

	


	ВВЕДЕНИЕ

	

	Охрана здоровья граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики. Конституция РФ гарантирует каждому человеку право на жизнь (ст. 20), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, в соответствии с которой одной из стратегических целей развития здравоохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантии.

	Стремительное развитие современной медицины и системы здравоохранения в целом, с одной стороны, расширяет возможности совершения различных медицинских манипуляций (трансплантация органов и тканей человека, искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона и т.д.). С другой стороны, их проведение всегда сопряжено с риском для жизни и (или) здоровья пациентов. Поэтому медицинские работники, в процессе выполнения своих профессиональных функций обязаны четко соблюдать Правила и (или) стандарты оказания медицинской помощи. Несмотря на то, что нарушение данных правил и (или) стандартов, особенно в тех случаях, когда это влечет за собой общественно опасные последствия в виде смерти или вреда здоровью пациента, вызывает негативную реакцию со стороны общества, должную правовую оценку получают не все подобного рода случаи. В связи с этим медицинские преступления являются высоко латентными. Данное обстоятельство осложняется и отсутствием в Российской Федерации их статистического учёта.

	Кроме того, на законодательном уровне содержится ряд запретов, которые имеют лишь декларативный характер. Например, в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены запреты на куплю-продажу органов и тканей человека, на незаконное проведение медицинской стерилизации. Запрет на клонирование человека регламентирован в Федеральном законе от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «С временном запрете на клонирование человека». Запреты есть, а норм об ответственности за нарушение этих запретов в российском законодательстве не предусмотрено. Для выработки эффективных мер правового воздействия на медицинские преступления необходимо проанализировать их сущность, определить систему, а также исследовать вопросы, связанные с криминализацией новых общественно опасных деяний в сфере медицинской деятельности, и дифференциацией уголовной ответственности за уже криминализированные деяния в случае их совершения в Процессе исполнения лицом своих профессиональных (медицинских) обязанностей.

	Вопросы уголовно-правового регулирования сферы медицинской деятельности рассматривались В.А. Глушковы, А.Г. Блиновым, М. В. Радченко, Г.Р. Рустемовой, А.А. Раковым,  МГ. Заславской, Н.Е. Крыловой, Н.В. Павловой (2006 г.).

	Целью этой работы является исследование правовой ответственности за неоказание медицинской помощи больному, а также анализ вопросов, касающихся уголовной ответственности за не предоставление своевременной  помощи больному и обстоятельств, которые исключают уголовное преследование виновного.

	Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

	1. Рассмотреть основания юридической ответственности медицинских работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья.

	2. Проанализировать уголовную ответственность медицинского персонала и место статьи 124 УК РФ.

	


	ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ МЕДЕЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

	

	

	1.1 Охрана здоровья граждан в Российской Федерации: понятие, содержание, становление и развитие правового регулирования

	

	Российская Федерация (далее также – РФ) в соответствии со ст. 7 Конституции РФ1 провозглашена социальным государством, основной целью политики которого выступает обеспечение свободного развития человека и его достойной жизни. В ч. 1 ст. 41 Основного закона закреплено принадлежащее каждому человеку право на охрану его здоровья и получение медицинской помощи. Согласно позиции Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), здоровье следует понимать, прежде всего, как состояние полного физического, социального и душевного благополучия, а не только как отсутствие физических дефектов или болезней. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья провозглашено ВОЗ одним из ключевых прав человека, независимо от его религии, расы, политических убеждений, социального или экономического положения, а здоровье народов всего земного шара названо в качестве важнейшего фактора в достижении мира и безопасности человечества. 

	В российской юридической науке здоровье рассматривается в качестве нематериального блага (как личного, так и общественного), обладающего социальной ценностью и охраняемого государством. Для целей административно-правового регулирования преимущественно используется дефиниция ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – Закон об охране здоровья), согласно которой «здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». Таким образом, она практически идентична дефиниции ВОЗ, данной в 1946 г. Между тем, по справедливому замечанию ученых, в подобном определении присутствует условность, т.е. признак, характеризующий его как юридическую фикцию, поскольку с точки зрения физиологии не существует абсолютно здоровых людей, а признак социального благополучия не соответствует маргинальной личности, пусть даже не имеющей заболеваний. 

	Особая значимость охраны здоровья граждан (далее также – охраны здоровья), ее многоаспектность приводят к необходимости интеграции знаний, полученных в различных отраслях современной науки. Так, на основе полученных ВОЗ результатов комплексного исследования было выявлено, что в области изучения здоровья так или иначе соприкасаются и взаимодействуют между собой более ста научных дисциплин4. 

	В п. 2 ст. 2 Закона об охране здоровья дана легальная дефиниция термина «охрана здоровья граждан», под которым подразумевается система мер правового, экономического, политического, научного, социального, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными и иными лицами, а также гражданами в целях укрепления и сохранения физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его активной долголетней жизни, профилактики заболеваний, предоставления медицинской помощи. 

	Таким образом, указанное понятие подразумевает осуществление целого комплекса различных по своему характеру мероприятий для достижения обозначенных целей. Экономические меры предполагают надлежащее финансирование медицинских организаций; обеспечение достойного уровня оплаты труда медицинских работников; выделение денежных средств в рамках реализации государственных программ по развитию здравоохранения и др. Социальные меры призваны формировать необходимые условия для социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (функционирование социальных учреждений; организация социальной поддержки лиц, больных социально значимыми заболеваниями, инвалидов и т.п.; назначение пособий и компенсаций ввиду причинения вреда здоровью и др.). Политические меры направлены на выработку государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, обеспечение согласованных действий органов государственной власти, участвующих в процессе ее реализации. Медицинские меры включают в себя непосредственное оказание медицинской помощи гражданам, а также многообразные санитарно-противоэпидемические меры (профилактика заболеваний, санитарная охрана территории государства, производственный контроль, гигиеническое воспитание населения и т.п.). К мерам научного характера можно отнести разработку новых методов лечения, создание лекарственных средств, конструирование медицинского оборудования для последующего внедрения в практическую деятельность на основе клинических испытаний.

	Отношения в сфере охраны здоровья подвергаются правовому регулированию со стороны различных отраслей российского права: конституционного (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, основные гарантии его реализации), гражданского (возмездное оказание медицинских услуг, возмещение вреда здоровью пациента), уголовного (привлечение к уголовной ответственности за преступления, совершенные медицинскими работниками; осуществление принудительных мер медицинского характера и др.), трудового права (регулирование отношений между медицинскими работниками и медицинской организацией по приему на работу, предоставлению отпуска и проч.) и других. 

	По мысли законодателя, нормативному регулированию, согласно ст. 1 Закона об охране здоровья, подвергаются «отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан», а соответствующие правовые нормы составляют «законодательство в сфере охраны здоровья». Употребление понятия «сфера», на мой взгляд, указывает на комплексный и всеобъемлющий характер данных отношений. Между тем, для Основ 1993 г. характерно было употребление терминологии «отношения по охране здоровья граждан», однако для характеристики нормативно-правового материала использовалось понятие «законодательство о здравоохранении». В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ здравоохранение и охрана здоровья обозначены как одна и та же сфера. В наименовании федеральных органов отраслевого управления содержится слово «здравоохранение» (Министерство здравоохранения РФ и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения). В государственной программе «Развитие здравоохранения» понятия «сфера охраны здоровья» и «здравоохранение» употребляются как равноценные по смыслу и содержанию. Таким образом, в современных условиях представляется допустимым отождествление терминов «здравоохранение» и «охрана здоровья» как в юридической науке, так и в правоприменительной деятельности. 

	Значение надлежащего обеспечения охраны здоровья для современного Российского государства трудно переоценить, поскольку уровень и состояние здоровья населения в целом выступают важнейшими составляющими его социально-экономического потенциала. По справедливому замечанию Президента России, «сбережение нации определяет будущее и силу любой страны». Это одно из ключевых направлений деятельности государства в социальной сфере, основа его благополучного развития, стратегический фактор обеспечения национальной безопасности. 

	Таким образом, охрана здоровья граждан представляет собой основополагающую социальную функцию государства, реализуемую для достижения стратегической цели по сбережению здоровья и обеспечению долголетия каждого человека. Система разнообразных мер, составляющих сущность охраны здоровья, включает в себя не только научные, правовые, политические, профилактические, социальные меры, но и меры культурного характера, реализуемые широким кругом субъектов (органами государственной власти, муниципальными органами, их должностными лицами, организациями и др.). От того, насколько они эффективны, напрямую зависят жизнь и здоровье граждан, а значит, и перспектива существования самого государства. В качестве нормативных регуляторов сферы охраны здоровья выступают не только правовые, но и корпоративные нормы, нормы морали, длительное время используемые для регламентации соответствующих общественных отношений. В настоящее время наблюдается их тесная взаимосвязь с современным правом. 

	Общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны здоровья, ввиду своей многогранности, сложности структуры, подвергаются правовому регулированию посредством различных отраслевых норм, т.е. отличаются комплексностью правового регулирования. Административно-правовые нормы обеспечивают надлежащую организацию и осуществление управления охраной здоровья граждан. Вместе с тем, законодательство в указанной сфере непрерывно развивается, формируя основу для возникновения в перспективе самостоятельной отрасли российского права.

	В течение последних лет развитие здравоохранения находится в числе приоритетов социальной политики Российского государства. Мероприятия по его реформированию направлены на создание эффективной системы государственного управления, обновление законодательства об охране здоровья, а также укрепление материально-технической базы медицинских организаций и их кадрового потенциала, обеспечение надлежащей доступности и высокого качества медицинской помощи. 

	В то же время, анализ текущих демографических и социологических показателей в России свидетельствует о неблагополучном состоянии здоровья населения, ухудшении доступности и качества медицинской помощи, увеличении количества жалоб граждан, связанных с реализаций их прав в сфере охраны здоровья. Современные факторы, оказывающие влияние на развитие государства, как внешнеполитические, так и внутренние, социально-экономические, также внесли существенные коррективы в процессы реализации намеченных преобразований. Очевидно, что указанные проблемы имеют сложный, многоаспектный и межотраслевой характер, однако особое место среди них занимают те, что имеют административно-правовую природу. В этой связи особенно актуальным и своевременным представляется изучение системы административно-правового регулирования охраны здоровья граждан, анализ положений действующего законодательства, выявление его недостатков, проблем практического применения и поиск направлений дальнейшего совершенствования.

	

	1.2. Медицинский и юридический аспекты ст. 124 УК РФ «неоказания помощи больному»

	

	Неоказание медицинской помощи является профессиональным преступлением, которое заключается в отказе работника медицины оказать медицинскую помощь, если данный отказ повлек за собой опасные последствия для жизни и здоровья больного (пострадавшего).

	Сегодня права граждан на оказание медицинской помощи охраняются Уголовным кодексом РФ. Состав преступления определен как «неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказать, в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного». Данное преступление помещено в главу 16 «Преступления против жизни и здоровья» раздела VII «Преступления против личности» Особенной части УК РФ. На первый взгляд, такое расположение анализируемого состава не создает проблем в определении его родового, видового и непосредственного объектов, однако это не так.

	Наиболее дискуссионным в теории уголовного права является вопрос о видовом и непосредственном объектах анализируемого состава. В целом, существует четыре точки зрения на эту проблему.

	Первая позиция сводится к тому, что под объектом неоказания помощи больному понимают общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья либо безопасность личности в целом.

	Авторы, придерживающиеся этой точки зрения – Г.Н. Борзенков, А.С. Горелик, А.А. Тер-Акопов, отмечают, что при неоказании помощи больному угроза существует не непосредственно для жизни и здоровья лица,

	а для их безопасности, так как реальное наступление вреда происходит не в результате прямого посягательства, речь в данном случае идет об обеспечении лицу возможности пребывания в определенном состоянии, а именно – в состоянии, безопасном для жизни или здоровья.

	Вторая точка зрения ученых Г.Н. Баймурзина, Ш.С. Рашковской сводится к тому, что объектом рассматриваемого преступления являются жизнь и здоровье потерпевшего, связано это с тем, что рассматриваемый состав ст. 124 УК РФ находится в 16 главе, название которой законодатель сформулировал как «Преступления против жизни и здоровья».

	Третья позиция сводится к тому, что объектом рассматриваемого состава является здоровье другого человека, при этом возраст потерпевшего, пол, наличие у него индивидуальных биологических качеств, состояние его здоровья в момент посягательства на него значения не имеют. Подобной точки зрения придерживаются А.А. Магомедов, В.П. Ревин, Г.А. Есаков, Ю.В. Грачева и др.

	Авторы четвертой позиции - Т.А. Кирова, В.Г. Куранов, проводят аналогию исследуемого состава с другими составами, посягающими на общественную безопасность в части обеспечения здоровья населения (гл. 25 УК РФ). Неоказание помощи больному подрывает уверенность граждан в гарантированности их права на здоровье и их право на медицинскую помощь, поэтому неоказание помощи больному в первую очередь имеет своей целью охрану именно этих интересов. Механизм неоказания помощи больному запускается неисполнением субъектом обязанности по оказанию помощи больному, что впоследствии привело к причинению вреда здоровью или смерти больного. В данном случае анализируемый состав схож со ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики», ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности» и т.п. 

	В связи с этим, авторы этой позиции полагают, что видовым объектом неоказания помощи больному следует считать общественные отношения, связанные с обеспечением общественной безопасности, тогда основным непосредственным объектом исследуемого состава будут являться общественные отношения, связанные с полным, своевременным и качественным выполнением субъектом данного преступления своих профессиональных обязанностей, так как именно их неисполнение запускает механизм преступного поведения и обусловливает причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего, дополнительным непосредственным объектом выступают жизнь или здоровье человека, в зависимости от того, по какой части анализируемой статьи проходит квалификация.

	В.В. Татаркин предлагает рассматривать неоказание помощи больному как невыполнение обязанности, возложенной на медицинского работника, оказывать нуждающемуся посильную квалифицированную медицинскую помощь исходя из требований обстановки, которое повлекло неосторожное причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. При этом, если занять подобную позицию, возникает потребность прописать в уголовном законе признаки обстановки, порождающей необходимость оказать больному «квалифицированную медицинскую помощь». Вместе с тем, не стоит забывать, что каждый человек индивидуален и отличается своими особенностями, несмотря на то, что симптомы того или иного заболевания стандартны.

	Я. Мыц предлагает понимать в контексте неоказания помощи больному медицинскую помощь, находящуюся в пределах компетенции медицинского работника и в объемах, обусловленных состоянием больного.

	Законодательство в сфере охраны здоровья граждан не содержит понятия «помощь больному», говоря лишь о медицинской помощи.

	По особенностям конструкции и объективной стороны состав неоказания помощи больному - материальный - обязательным признаком объективной стороны являются наступившие последствия, выражающиеся в причинении средней тяжести больному вреда в основном составе - ч.1 ст. 124, причинение тяжкого вреда либо смерти в квалифицированном составе - ч. 2 ст. 124.

	Преступление является оконченным с момента реального причинения средней тяжести вреда здоровью больного, тяжкого вреда или его смерти.

	В материальных составах обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности является наличие причинной связи. В преступлениях, совершаемых медицинскими работниками и лицами, обязанными оказывать медицинскую помощь по специальному правилу, часто встречается «случайная» связь между деяниями и наступившими последствиями. Ошибка в установлении причинной связи ведет к необоснованному осуждению.

	Исследование состава неоказания помощи больному под обстановкой совершения преступления позволяет понимать условия, которые способствовали развитию неблагоприятного исхода при неоказании помощи, к таким условиям относятся недостатки лечебных учреждений, а именно: отсутствие необходимой аппаратуры, отсутствие необходимых медикаментов. 

	Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу о том, что существенные проблемы при применении ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному» вызывает неясность понятия «помощь». Представляется, что «неоказанная» помощь должна быть первичной медико-санитарной (которая будет охватывать понятие доврачебной помощи), если субъектом преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ является лицо, обязанное оказывать такую помощь по специальному правилу, и специализированной, если субъектом преступления является медицинский работник, то есть лицо, обязанное оказывать медицинскую помощь по закону.

	Потерпевшим анализируемого преступления является любое лицо (независимо от пола, расы, национальности и т.д.), заболевшее болезнью и/или находящееся в опасном для жизни состоянии и нуждающееся в медицинской помощи, исключая медицинскую помощь нелечебного характера.

	Для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников и лиц, обязанных оказывать медицинскую помощь по специальному правилу следователю и суду необходимо выяснить:

	? были ли уважительные причины неоказания помощи больному и опасное для жизни состояние больного в момент неоказания помощи больному;

	? наступление последствий, предусмотренных ст.124 УК РФ;

	? причинную связь между бездействием вышеуказанных субъектов и неблагоприятным исходом;

	? наличие вины лица, обязанного оказывать медицинскую помощь;

	? причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

	Виновность субъекта неоказания помощи больному в неблагоприятном исходе зависит от перечисленных выше фактов, свидетельствующих об объективной стороне преступления.

	Также учитываются данные о личности субъекта, его профессиональной квалификации, отношение к работе, оценка предшествовавшей деятельности.

	Трудность при доказывании вины врача в инкриминируемом составе вызывает преодоление противодействия со стороны чрезмерно корпоративного профессионально медицинского сообщества.

	Достаточно сложно определить вину врачей платных медицинских клиник, так как с одной стороны законодатель установил меру ответственности за неоказание помощи лицом, обязанным ее оказывать, а с другой провозгласил, что труд без оплаты является принудительным трудом. Врач, реализуя право пациента на медицинскую помощь в данном случае, сам оказывается в ситуации, когда государством нарушаются его права3.

	Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что субъектами первой (первичной медико-санитарной) медицинской помощи являются лица, обязанные по специальному правилу ее оказывать, причем не у всех субъектов действия по оказанию данной помощи конкретизированы, что является пробелом в праве, субъектами специализированной медицинской помощи являются только медицинские работники.

	Юридический аспект. Согласно  ст. 14 Уголовного кодекса (УК) РФ преступлением буде признано виновно совершенное общественно-опасное действие, которое запрещено Уголовным Кодексом под угрозой наказания. При неоказании медицинской помощи появляется специальный субъект - медицинский работник, который обладает специальными знаниями и навыками в области медицины. Статья 124 УК РФ – неоказание помощи больному без каких-либо на то уважительных причин человеком, который обязан её оказывать согласно действующему законодательству или  специальным правилам. Однако лишь в том случае, если это привело по неосторожности к причинению средней тяжести вреда здоровью больного; смерти  либо причинению тяжкого вреда его здоровью. В иных случаях наступает гражданско-правовая ответственность (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). Другими словами необходимо наступление последствий и наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями. 

	Ч. 1 ст. 124 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность лиц за неоказание помощи больному без уважительных причин. Уважительной причиной принято считать непреодолимую силу, крайнюю необходимость, болезнь самого медицинского работника, отсутствие инструментов, лекарств и т. п. Ссылка медицинского работника на нерабочее время, на нахождение его в отпуске не считается уважительной причиной и соответственно не исключает уголовной ответственности.

	Итак, неоказание медицинской помощи всегда имеет юридическую и медицинскую составляющую. Законодатель довольно жёстко определил грань, преступив которую медицинский работник несёт уголовную ответственность за совершённое преступление.

	В законе сказано: "Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки деяния, предусмотренного Кодексом, но в силу малозначимости не представляющее общественной опасности".

	Причинение легкого вреда здоровью, может расцениваться как проступок, влекущий за собой дисциплинарную ответственность.

	Конституция РФ (п.1 ст.41) признает право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Одной из гарантий данного конституционного правила является уголовно-правовой запрет на неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного (ст.124 УК РФ). Квалифицирующим признаком данного преступления является неоказание помощи больному, повлекшее по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью.

	В соответствии со ст.124 Уголовного кодекса РФ, "Неоказание помощи больному" уголовная ответственность за неоказание помощи больному наступает при наличии существующей правовой обязанности ее оказания и обращения больного или его представителя. В исключительных случаях медицинский работник обязан оказывать помощь и без обращения. 

	Принцип недопустимости отказа в оказании медицинской помощи предполагает следующее: во-первых, запрещены отказ в предоставлении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за таковую; во-вторых, установлено, что экстренная медицинская помощь оказывается гражданину безотлагательно и бесплатно, при этом отказ в подобной помощи не допустим; в-третьих, предусмотрена уголовная ответственность за нарушение данных требований медицинскими организациями и медицинскими работниками (ст. 124 Уголовного кодекса РФ). 

	

	1.3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния по статье 124 УК РФ «неоказание помощи больному»

	

	В соответствии со статьей 124 УК РФ ответственность за неоказание помощи больному наступает только при наличии последствий (смерти или существенного вреда здоровью). Если помощь больному не оказана и реальных вредоносных последствий для здоровья не наступило, уголовная ответственность врача, не оказавшего помощь, исключается. 

	Ответственность за неоказание помощи больному не наступит, если будут иметь место следующие уважительные причины:

	1) непреодолимая сила;

	2) крайняя необходимость;

	3) болезнь медицинского работника;

	4) отсутствие лекарственных средств, инструментов, средств транспортировки пациента;

	5) некомпетентность медицинского работника;

	6) отсутствие медицинского полиса при оказании плановой помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

	

	Исследование теоретических и практических аспектов уголовной ответственности за неоказание помощи больному позволяет сделать следующие выводы.

	Так, несмотря на множество точек зрения, непосредственным объектом неоказания помощи больному принято считать общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья лиц, которые находятся в беспомощном состоянии и не способны принимать меры к самосохранению, со стороны лиц, обязанных оказывать медицинскую помощь. Данная точка зрения считается более правильной, т.к. при неоказании помощи больному происходит нарушение определенных правоотношений между двумя субъектами: нуждающимся в медицинской помощи и обязанным оказать данную помощь, либо правоотношения возникают в результате поведения лица, поставившего другого человека в опасное состояние, при этом последнему необходима медицинская помощь.

	Следует заметить, что отсутствие указания в формулировке на то, какая именно помощь должна оказываться, создает немало проблем для правоприменения. В связи с этим предлагается внести поправки в диспозицию ст. 124 УК РФ и изложить ее в следующей редакции:

	«Неоказание медицинской помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом».

	Подобное решение устранит неясность закона в части содержания помощи, которая должна быть оказана больному.

	На сегодняшний день нет единого мнения относительно того, что понимать под объективной стороной неоказания помощи больному. В деянии наблюдается конгломерат из трех элементов объективной стороны: бездействие, неполное действие, неправильное действие. Данный факт может привести к ошибке правоприменителей в квалификации преступления, поэтому необходимо разъяснение Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения дел судами при неоказании помощи больному», согласно которому объективная сторона исследуемого преступления будет выражаться в бездействии и неполном действии, неправильное действие, в свою очередь, будет квалифицироваться в зависимости от последствии преступного деяния либо по ст. 118 УК РФ, либо по ст. 109 УК РФ.

	При квалификации деяния отсутствие уважительных причин при неоказании помощи больному является обязательным признаком состава преступления, однако разъяснений того, что относится к уважительным причинам, в данном случае нет. Представляется, что для решения вопроса об уважительных причинах неоказания помощи больному необходимо также разъяснение Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел при неоказании помощи больному», согласно которому под уважительными причинами будут пониматься: письменный отказ больного от медицинской помощи; болезнь лица, обязанного отказывать медицинскую помощь, исключающая возможность осуществлять профессиональные обязанности; ситуации, при которых, не имея возможности помочь одновременно двум или более больным, специалист направляется к тому из них, чье состояние представляется наиболее тяжелым. При этом факт неоказания медицинской помощи второму больному признается актом крайней необходимости: специалист вынужденно причиняет вред, но меньший в целях предотвращения большего. Также к уважительным причинам неоказания помощи больному можно отнести отсутствие у лица необходимых знаний, умений и навыков для оказания медицинской помощи в сложных случаях.

	Субъект неоказания помощи больному – специальный, однако не у всех субъектов четко определены обязанности по оказанию медицинской помощи. Необходимо конкретизировать условия и действия лиц, обязанных оказывать первичную медицинскую помощь в соответствующих Федеральных законах и должностных инструкциях. Данные изменения существенно облегчат квалификацию исследуемого преступления. Также необходимо дополнить обязанности сотрудников внутренней службы и органов юстиции обязанностью оказывать первичную медико - санитарную помощь, так как зачастую данные лица по долгу службы первыми прибывают на место преступления и могут оказать медицинскую помощь пострадавшим, кроме того проходят для этого специальную подготовку.

	Можно наблюдать, что состав анализируемого преступления в УК РСФСР был формальным - данный факт более адекватно отражал государственную важность надлежащего оказания медицинской помощи гражданам и недопустимость безнаказанного нарушения правил, установленных в медицинской деятельности, пусть даже содеянное и не повлекло реальных вредных последствий по независящим от виновного обстоятельствам. Часть вторая ст. 128 УК 1960 г. справедливо предусматривала повышение ответственности в случае, если вредные последствия в виде вреда здоровью или смерти больного все же наступили. Целесообразно было бы вновь отнести основной состав неоказания помощи больному к формальным составам, т.е. преступление будет окончено с момента начала выполнения объективной стороны. Наступление последствий в рассматриваемом составе не будет обязательным признаком.

	Анализ правоприменительной практики показал, что суды выносят необоснованно мягкие приговоры лицам, обязанным оказывать медицинскую помощь, которые своими действиями (бездействием) лишили жизни человека либо причинили тяжкий вред его здоровью, вместе с тем наблюдается высокий процент условных приговоров.

	Неоказание помощи больному относится к преступлениям средней тяжести, состав материальный, при этом вред наносится здоровью человека, а здоровье и жизнь признаны высшей ценностью общества. Санкции, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 124 УК РФ Неоказание помощи больному, необоснованно занижены. Необходимо ужесточить санкции рассматриваемого преступления. Дополнительный вид наказания - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, целесообразно сделать бессрочным.

	Исследование неоказания помощи больному с основой на современное положение в обществе важно для науки уголовного права, для уголовного законодательства, а также для правоприменительной практики, вносимые предложения позволят повысить эффективность соответствующих уголовно-правовых норм по обеспечению задач уголовного законодательства РФ.

	

	

	


	СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ



Нормативно-правовые акты:

Нормативные правовые акты 

Конституция Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек. 

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 дек. 

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 26.04.2016) //.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.