- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Юридический состав административного правонарушения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002202 |
Тема: | Юридический состав административного правонарушения |
Содержание
Введение Пройдя достаточно долгий путь становления и развития, отечественное административное право в качестве самостоятельной отрасли продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов. В России, начиная со второй половины XIX века, начал формироваться и развиваться институт административной ответственности. Данный институт всегда рассматривался не только как важнейшая составная часть административного права, но и как механизм осуществления государственного управления в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. В современной России в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принципиально новые отношения в политической и экономической сферах, новые принципы соотношения публичных и частных интересов, изменения идеологии и практики правового регулирования административной ответственности, возрастает роль этого правового института в разрешении конфликтов, возникших в сложный период перехода к правовому государству, становлению гражданского общества. Определенное влияние на развитие института административной ответственности оказывали фактическое состояние преступности в стране, многочисленные противоправные действия, совершавшиеся в различных сферах общественной жизни, которые безусловно нашли отражение и на развитии законодательства об административных правонарушениях и административной ответственности. Административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, охрана окружающей среды и природопользования, порядок управления и другие административно-правовые отношения. Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что административное правонарушение – это явление, которое затрагивает интересы физических и юридических лиц. В связи с этим прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение вызывает особый интерес. Также особую актуальность приобретает научное осмысление роли и значения административной ответственности, которая призвана наряду с другими видами юридической ответственности обеспечивать требования правопорядка и осуществлять профилактическую функцию. В настоящее время защита общественных отношений от административных правонарушений является одной из важнейших задач государства. В курсовой работе были использованы такие научные методы, как: сравнение, анализ и обобщение полученных результатов. Целью настоящей работы является рассмотрение административного правонарушения. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: – изучить понятие, основные признаки и юридический состав административного правонарушения; – описать административное наказание как меру административной ответственности; – исследовать проблемные аспекты соотношения административной и уголовной ответственности. Анализ современной юридической литературы показывает, что тема «Административное правонарушение» была предметом внимания известных российских ученых, среди которых можно назвать имена: Алехин А.П., Братановский С.Н., Елагин Р.И., Конин Н.М., Румянцев Н.В., Четвериков В.С. и других выдающихся теоретиков и практиков. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Глава I. Исследовательский аспект административного правонарушения 1.1 Понятие и основные признаки административного правонарушения Понятие административного правонарушения закреплено в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Так согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Указанная норма устанавливает приоритет норм КоАП над нормами других законов применительно к административным правонарушениям.1 Но данное определение не отражает в полной мере все признаки, характеризующие административное правонарушение. Исходя из этого, следует отметить, что единственной чертой, отличающей его от других правонарушений, является тот факт, что данное деяние посягает на общественные отношения, охраняемые административным законодательством, а не каким-либо другим. Анализируя данное понятие, можно выделить общие признаки, которые присущи всем административным правонарушениям: 1) антиобщественность; 1) противоправность; 2) виновность; 3) наказуемость деяния. Существенным признаком административного правонарушения является антиобщественность. По социальной значимости деяние, которое наносит вред законным правам и интересам граждан, общества и государства является антиобщественным. Следующий признак административного правонарушения – противоправность, который заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного, бюджетного, финансового и иных отраслей права, охраняемых мерами административной ответственности. Но важно отметить, что если любое правонарушение является противоправным деянием, то не любое противоправное действие или бездействие является правонарушением. Деяние, не может образовать административного правонарушения, если оно не противоправно и соответственно не может повлечь за собой административную ответственность. Еще одним признаком административного правонарушения является виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности. При этом не менее важным является то, что правонарушитель не обязан доказывать свою невиновность, а бремя доказывания ложиться на должностных лиц, привлекающих к административной ответственности. Административное правонарушение – это юридический факт, который является результатом противоправного действия либо бездействия и основанием для возникновения правоотношений в связи с административной ответственностью. Исходя из этого, можно выделить следующий признак административного правонарушения – наказуемость. Согласно статье 4.6 КоАП РФ в течение года после исполнения постановления о назначении административного наказания в связи правонарушением лицо сохраняет состояние административной наказанности, если иное не предусмотрено законом. Совершение повторного административного правонарушения уже влечет наложение более сурового наказания, следовательно, наказуемость и связанные с ней юридические последствия в полной мере исполняют цель частной превенции, согласно КоАП РФ. Для того чтобы признать деяние административным правонарушением необходима совокупность всех названных выше признаков. Отсутствие хотя бы одного из названных признаков полностью исключает привлечение к административной ответственности. Разобрав основные признаки административного правонарушения, можно сделать вывод о том, что оно представляет собой противоправное, виновное деяние (в форме действия или бездействия), которое посягает на установленный в обществе порядок и общественные отношения, охраняемые административным законодательством, и за совершение, которого субъекты административного права подлежат административной ответственности.2 Таким образом, при определении понятия «административное правонарушение» на законодательном уровне не стоит выделять признаки общественной опасности и вредоносности, т.к. они не являются общими для всех административных правонарушений. В то же время такое определение представляется необходимым в новом КоАП РФ, поскольку категория административного правонарушения является ядром всего административного права, тесно связано с административной ответственностью и наказанием. Однако во внесенном в Государственную Думу проекте оно пока отсутствует, во многом из-за разногласий по выявлению его признаков и сущности. Остается надеяться, что данное недоразумение в скором времени будет исправлено, и административное правонарушение в итоге будет юридически грамотно определено на законодательном уровне. 1.2 Юридический состав административного правонарушения Признаки административного правонарушения образуют сложный юридический состав, который является единственным основанием административной ответственности. Юридический состав решает особую задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и соответственно привлечением нарушителя к ответственности. Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризоваться всеми признаками административного правонарушения, а состава административного правонарушения при этом нет, вследствие чего не наступает административная ответственность.3 Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, позволяющих отождествлять деяние как административно наказуемое. По существу, состав правонарушения – это теоретическая его конструкция, модель, закрепленная в законодательстве.4 Вместе с тем в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует понятие состава административного правонарушения. Но, согласно статье 24.5 КоАП РФ предусмотрена обязанность уполномоченных лиц не возбуждать либо прекратить производство по делу об административном правонарушении при отсутствии состава административного правонарушения. Однако, все современные авторы сходятся в выделении четырех элементов состава административного правонарушения: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Под объектом административного правонарушения понимают совокупность общественных отношений, охраняемых данной отраслью права. Общим объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые возникают в области государственного управления. В качестве родового объекта выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность и общественный порядок, а также общественные отношения в области предпринимательства и в иных видах деятельности. Также выделяют видовой или непосредственный объект –конкретное общественное отношение, которому причиняется или же может быть причинен вред. Важно подчеркнуть, что объектом посягательства всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира, такие как: деньги, ценности, товары и т.д.5 Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя правовых норм, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. В зависимости от оконченности административного правонарушения различают формальный состав, для квалификации которого достаточно установить факт противоправного деяния, а также материальный состав, для квалификации которого необходимо установить не только действие или бездействие, но и наступление вредных последствий, а также причинную связь между ними. Исследуя и анализируя правоприменительную и судебную практику совершения административных правонарушений, можно сказать, что большинство административных правонарушений имеют формальный состав. Субъектами являются физические и юридические лица, совершившие административное правонарушение. Общим субъектом административного правонарушения признается правонарушитель, который к моменту совершения данного деяния достиг 16-летнего возраста. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ и не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, а также лица без гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.6 Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудников Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, за исключение случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанных лиц к дисциплинарной ответственности. Субъективная сторона административного правонарушения представляет внутреннюю сторону противоправного посягательства, которая характеризуется виной, мотивом и целью. Действуя с прямым умыслом, правонарушитель осознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично – косвенный умысел. Помимо вины субъективная сторона административного правонарушения формирует цель субъекта правонарушения, если она предусматривается в качестве специального признака в конкретной статье Особенной части КоАП РФ.7 Субъективную сторону также характеризует мотив административного правонарушения, то есть внутреннее побуждение к совершению данного противоправного деяния. Важным является тот факт, что лицо может понести административное наказание только при наличии всех четырех элементов. При отсутствии хотя бы одного из этих элементов теряет силу основание для привлечения к административной ответственности. Таким образом, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаками административного правонарушения являются: антиобщественность, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Лицо подвергается административному наказанию только при наличии четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны. При отсутствии хотя бы одного элемента не дает основания для привлечения к административной ответственности. Глава II. Административное наказание как мера административной ответственности Правовой смысл наказания как меры административной ответственности выражается в его задачах, определенных в п.1 ст.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения иных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Смысл административного наказания состоит в ограничении либо лишении субъективных прав, либо благ субъектов, в отношении которого оно применяется. Административное наказание как выражение негативной оценки государством по отношению к совершенному правонарушению, подразумевает предупредительную и профилактическую функции, закрепленные в ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ. Согласно ч. 2 ст. 3.2 КоАП административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Содержание административных наказаний выражаются определенным характером управленческих отношений, которые регулируются и охраняются административным правом. Важно отметить, что как уголовным, так и административным наказаниям характерен воспитательный характер. Выделяют следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) дисквалификация; 8) административное приостановление деятельности; 9) обязательные работы; 10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Данная иерархия наказаний должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания. Согласно ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы представляют собой основные административные наказания и не могут применяться в дополнение к другим. Остальные виды административных наказаний, определенные ч. 1 ст. 3.2 КоАП, могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний. Дополнительные административные наказания могут назначаться только в совокупности с основными видами административных наказаний. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, которая выражается в официальном порицании физического либо юридического лица и выносится только в письменной форме.8 Давно уже следовало бы признать, что в наше время вряд ли кого остановит от совершения повторного правонарушения назначение административного наказания в виде предупреждения. То же самое можно сказать о штрафах, применяемых за осуществление противоправной деятельности, заведомо приносящей виновным доход, многократно превышающий размер налагаемого штрафа. Может ли, к примеру, остановить дальнейшее занятие проституцией административный штраф в размере от 1 500 до 2 000 рублей, предусмотренный санкцией ст. 6.11 КоАП РФ? Вопрос явно риторический. Заведомо низкий уровень административно-правовых санкций с учетом очень высокой латентности административных правонарушений не способствует эффективной борьбе с последними. Еще одной проблемой является традиционное для российской правовой системы использование законодателями альтернативных и относительно определенных санкций. Необходимость существования таких санкций обычно объясняется требованием индивидуализации наказаний в зависимости от множества отличий, относящихся как к обстоятельствам совершения конкретных правонарушений, так и к их субъектам. Решая проблему индивидуализации наказаний, законодатели нашей страны идут в двух направлениях: дифференцируя административную ответственность путем деления сходных правонарушений на отдельные составы, используя для этого различные квалифицирующие признаки и, соответственно, устанавливая различные по виду или размеру санкции, а также закрепив правила назначения наказаний, основанные на предоставлении суду и лицам, уполномоченным принимать решения по делам об административных правонарушениях, права выбора конкретного вида и размера наказания в пределах санкций, установленных нормой закона, предусматривающей ответственность за конкретное правонарушение.9 Административный штраф является наиболее распространённым административным наказанием и представляет собой денежное взыскание, выражающееся в рублях. Данный вид наказания варьируется в зависимости от степени вредных последствий и от субъекта, совершившего данное административное правонарушение. По своей сути административный штраф является вполне допускаемой формой ограничения прав человека и гражданина, так как такое вмешательство создается непосредственно государством в соответствии с федеральным законом в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия с целью предотвращения противоправных действий, охраны здоровья или нравственности и защиты прав и свобод граждан. По числу случаев, изложенных в статьях Особенной части КоАП РФ, административный штраф за совершенные административные правонарушения считается самой применяемой мерой административной ответственности. Как и другие виды административных наказаний, административный штраф применим с учетом общих принципов административной ответственности и, в частности, принципа вины, без которой отсутствует состав административного правонарушения, и, соответственно, юридическая ответственность не только не представляется возможной, но и становится бессмысленной. Вместе с тем, штраф как мера административного наказания, применяемая исключительно индивидуально, разделяется законодателем в зависимости от того, в каком качестве гражданин выступал при совершении административного проступка. С учетом того, что гражданин, должностное лицо или юридическое лицо является субъектом административной ответственности, в статьях Особенной части КоАП РФ и правоприменителем в конкретной ситуации определяются как размер, так и условия назначения административного штрафа. Исходя из этого, административный штраф имеет фиксированную, установленную КоАП РФ денежную сумму и взимается принудительно в случае совершения административного правонарушения.10 Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения подразумевает принудительное обращение данных предметов в федеральную собственность либо в собственность субъектов Российской Федерации. Следующим видом административного наказания является лишение специального права, предоставленного физическому лицу и устанавливается за грубое нарушение порядка пользования данным правом. Административный арест заключается в содержании правонарушителя в строгой изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, но за нарушение режима чрезвычайного положения либо контртеррористической операции срок составляет – 30 суток. Однако, важно отметить, что административный арест не может применяться к отдельным категориям лиц, таким как: беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы и др. Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется для иностранных граждан и лиц без гражданства и заключается в принудительном перемещении данных лиц за пределы Российской Федерации либо же в самостоятельном, но контролируемом выезде указанных лиц. Еще одним из видов административных наказаний является дисквалификация, которая заключается в определенных запретах прав физических лиц. Так, им может запрещаться: замещать должности государственной гражданской службы РФ, должности гражданской службы субъектов РФ, осуществлять медицинскую деятельность и др. Данный вид наказания устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Административное приостановление деятельности представляет собой временное прекращение деятельности лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также их филиалов, подразделений и т.д. Но в отличие от дисквалификации, этот вид наказания имеет меньший период времени и может устанавливаться на срок до девяноста суток. Обязательные работы являются основным видом наказания. Они заключаются в совершении лицом, которое совершило административное правонарушение в свободное от основной работы либо же учебы время выполнения общественных полезных работ. Данное наказание может устанавливаться на срок от двадцати до двухсот часов, но отбываются лишь не более четырех часов в день. Следующим видом наказания является административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Он временно запрещает гражданину на посещение данных мест вследствие недолжного поведения зрителей при проведении этих мероприятий. Это наказание устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет. Определения понятия «административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований» законодатель не приводит, поэтому для уяснения сущности содержания данного вида административного наказания необходимо опираться на уже относительно давно устоявшиеся в теории административного права подходы к определению понятия «административный запрет» и его содержанию. Запреты в административном праве являются относительно самостоятельным и довольно сложным правовым явлением, с помощью которого на законодательном) уровне очерчивается круг недопустимых антиобщественных действий, а также определяются границы правомерного и неправомерного поведения. С помощью запретов создается (на уровне правотворчества) и реализуется (на уровне правоприменения) юридическая возможность, с одной стороны, не допустить нарушения их адресатами установленных государством общеобязательных правил поведения, а с другой стороны – гарантировать возможность полноценного использования своих субъективных прав и свобод остальными участниками общественных отношений.11 Совершение одним и тем же лицом двух и более административных правонарушений характеризуется в научной сфере понятием «множественность административных правонарушений» или «совокупность правонарушений». Совокупность правонарушений характеризуется следующими обстоятельствами: – лицом совершены два или более административных правонарушения, по каждому из которых не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также ни за одно из которых не налагалось административное наказание; – административные правонарушения могли быть совершены как одновременно в результате одного действия (бездействия), так и в разное время; – каждое из совершенных правонарушений квалифицируется по отдельной статье (части статьи) нормативного акта, предусматривающего административную ответственность.12 Но, если лицо совершило одно противоправное деяние, за которое КоАП РФ предусматривается санкция двух или более статей, то применяется наиболее строгое административное наказание. Самое главное, что назначение того или иного вида административного наказания не освобождает правонарушителя от исполнения обязанности, за неисполнение которого было назначено данное административное наказание. Таким образом, административным наказанием признается установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Законодательство РФ выделяет десять видов административных наказаний, применяемых за совершение того или иного правонарушения. Данные наказания не должны унижать честь и человеческое достоинство правонарушителя, а также наносить юридическому лицу вред деловой репутации. Глава III. Проблемные аспекты соотношения административной и уголовной ответственности Разновременное принятие основных кодифицированных нормативно-правовых актов, регламентирующих юридическую ответственность за противоправное поведение с постоянным внесением в них многочисленных поправок, привело к состоянию разногласия базовых уголовно-политических параметров. В свою очередь данная ситуация требует дальнейшего изучения проблем соотношения уголовного права с иными отраслями права и, в частности, с административным правом в части законодательства об административных правонарушениях. В настоящее время вызывает затруднение определить границу между уголовным противоправным деянием и административным правонарушением, так как она подвижна и зависит от многих факторов, в том числе и политических соображений законодателя. Нельзя не учитывать тот факт, что административное право имеет тесную взаимосвязь с уголовным, следовательно, требования криминологической обоснованности являются универсальными не только по отношению к изменениям, вносимым в уголовное законодательство, а также и к изменениям, вносимым в административное законодательство. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включает в себя нормы, закрепляющие ответственность за совершение разных по своей природе правонарушений. Одни из них имеют ярко выраженный государственно-управленческий характер, их закрепление в КоАП РФ и развитие соответствующих им санкций лоббируют отдельные ведомства, чьи интересы в отдельных сферах исполнительно-распорядительной деятельности эти правонарушения затрагивают. Другая группа правонарушений не может быть связана с каким-либо конкретным направлением исполнительно-распорядительной деятельности, а посягает, в частности, на общественный порядок, подвергает риску общественное благополучие. Кроме того, КоАП РФ содержит санкции за правонарушения, посягающие на общественные отношения, регулируемые иными отраслями права (не административным правом).13 Таким образом, актуальным представляется использование в отечественном законодательстве понятия уголовного проступка, которое в настоящее время отсутствует. Одним из основных признаков, характеризующих уголовное деяние, является общественная опасность. Все иные деликты, которые не содержат данного признака, уголовным законодательством признаются малозначительными. В свою очередь, к административным правонарушениям относятся деяния, посягающие не только на общественные отношения в сфере деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, но и общественные отношения, которые близки по своей сущности к преступлениям, но не имеют характерной общественной опасности. Так, в 2015 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Верховным Судом РФ был внесен законопроект о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса РФ. Значительные административные правонарушения, по замыслу авторов законопроекта содержат чуть менее строгий размер санкций за их совершение. Иные административные правонарушения, называемые разработчиками законопроекта менее значительными, не обладают признаком общественной опасности. В основном такие правонарушения можно встретить в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Угроза охраняемым общественным отношениям при их совершении минимальна. В науке административного права такие правонарушения принято именовать административными проступками.14 Данным законопроектом предусмотрены декриминализация и перенос из УК РФ в КоАП РФ преступлений небольшой тяжести, в частности побои и мелкие хищения. Но следует сказать, что такие меры не изменят наказания за эти противоправные деяния, однако судимости уже не будет. Подобные действия законодателя, связанные с гуманизацией уголовной политики нельзя назвать положительным для развития института административной ответственности. Однако, в ныне действующий КоАП РФ были введены данные противоправные деяния. Следовательно, будет целесообразней ввести в уголовное законодательство категорию «уголовный проступок». Это даст возможность определить сферу действия законодательства об административной ответственности в соответствии с ее основным предназначением, а именно, охраной общественных отношений в сфере государственного управления. Преступления в отличие от административных правонарушений посягают на устои общества и государства, вследствие этого они не настолько зависят от той или иной государственно-управленческой конъюнктуры. Таким образом, административная ответственность своим назначением имеет прежде всего защиту общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, и это позволяет нам говорить об особой роли административной ответственности в обеспечении функционирования исполнительной власти на региональном уровне.15 Назначение административной ответственности находит отражение в закрепленных в ст. 1.2 КоАП РФ задачах законодательства об административных правонарушениях, к которым относится защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений. Это является принципиальным для уголовных проступков, а также для отдельных видов административных правонарушений, которые посягают на общественный порядок. Границы между административным и уголовным правом подвижны, так как не всегда можно с легкостью отграничить схожие противоправные деяния. Данная граница между уголовной и административной ответственностью во многом обусловлена не разницей в сущности и предназначении данных видов юридической ответственности, а проявлением усмотрения законодателя, который сдвигает указанную границу в зависимости от политической конъюнктуры. Такой подход не способствует развитию законодательства об административной ответственности, потому что не учитывает сущность и содержание административной ответственности. Говоря об уголовной политике как стратегии и тактике борьбы с преступностью, было бы методологически неверным не учитывать тот колоссальный массив административных правонарушений, которые по своему содержанию и степени общественной опасности порою не уступают преступлениям, оказывая в целом дестабилизирующее влияние на существующий правопорядок. Поэтому вполне обоснован анализ соотношения уголовной и административной политики.16 Наиболее яркими примерами преступлений, декриминализированных законодателем и пополнивших ряды административных правонарушений с момента принятия в 2001 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях яв....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: