VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Математическое развитие младших школьников посредством решения текстовых заданий и задач с краеведческим содержанием

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000626
Тема: Математическое развитие младших школьников посредством решения текстовых заданий и задач с краеведческим содержанием
Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ                УНИВЕРСИТЕТ» В Г.ИШИМЕ

кафедра теории и методики начального и дошкольного образования

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАНИЙ И ЗАДАЧ С КРАЕВЕДЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Курсовая работа
                               Выполнила студентка 4 курса
                               очной формы обучения (5 л.о.)
                               педагогический факультет
                               Направление: 050100-
                               Педагогическое образование 
                   Пинигина Мария Андреевна

                               Научный  руководитель:
                               кандидат педагогических наук,
                               доцент кафедры теории и методики
                               начального и  дошкольного образования
                               Шилина Наталья Валерьевна

	Оценка____________
	«____»__________2016г.
	____________________
     
     Ишим, 2016
     ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-6
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ И ЗАДАЧ КРАЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Математическое развитие. Современные требования к математическому развитию младших школьников………...7-10
1.2. Педагогические основы использования краеведческого
 материала в математическом образовании……………….11-14
1.3. Условия эффективного применения «Сборника заданий и задач с краеведческим содержанием» для математического развития младших школьников………………………………………..15-20
Выводы…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. 	ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
     2.1. Диагностика уровня сформированности математических представлений  и выявление системы знаний  о родном крае у младших школьников……………………………………………………………………...22-35
     2.2. Реализация сборника заданий и задач краеведческого содержания в качестве средства математического развития младших школьников………36-37
     2.3. Динамика уровня математического развития и системы знаний у младших школьников ………………………………………………………….38-41
Выводы………………………………………………………..............................42-43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44-45
Библиография…………………………………………………………………...46-49
Приложение…………………………………………………………………....50-73







ВВЕДЕНИЕ
Математика - это неотъемлемая и значимая часть человеческой культуры, источник  познания окружающего мира, а также база научно-технического прогресса и важный компонент развития личности.      
Использование краеведческого материала как средства формирования элементов математической культуры младших школьников при обучении математике Уртенова Альбина Умбаровна
     На современном этапе развития образования актуализируются вопросы формирования математического развития младших школьников посредством решения текстовых заданий и задач с краеведческим содержанием.   
	Математическое развитие младшего школьника в учебной деятельности отмечается многими ведущими российскими учеными (В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.). (Голиков Алексей Иннокентьевич «Теория и методика математического развития младших школьников в учебной деятельности»)
	В педагогической деятельности учитель сталкивается с определёнными трудностями и недостатками в организации математического развития младших школьников на межпредметной основе. Поэтому рассмотрение важнейших сторон математического развития младших школьников является актуальной проблемой. 
	Анализ педагогической теории и практики показывает, что существуют предпосылки математического развития младших школьников на уроках математики, однако имеет место ряд противоречий между: 
-возможностью включения текстовых заданий и задач с краеведческим материалом в содержание обучения математике младших школьников и существующей практикой обучения математике младших школьников, в которой отсутствуют задания и задачи с краеведческим материалом. 
Необходимость разрешения существующих противоречий побудило нас продолжить научный поиск новых решений проблемы. 
	Проблема исследования: Выявление возможностей влияния содержания заданий и задач 	из «Сборника текстовых заданий и  задач с краеведческим содержанием» на формирование математического развития младших школьников.
	Таким образом, потребность современной теории и практики математического развития младших школьников обусловило выбор темы исследования: «Математическое развитие младших школьников посредством решения текстовых заданий и задач с краеведческим содержанием». 
	Ведущая идея исследования: Разработка «Сборника заданий и задач с краеведческим содержанием» и его использование при обучении младших школьников математике посредством решения текстовых заданий и задач. 
Объект исследования: процесс обучения математике в
начальных классах. 
     Предмет исследования:  математическое развитие младших школьников  посредством решения текстовых заданий и задач с краеведческим содержанием.
     Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическое влияние заданий и задач с краеведческим содержанием на математическое развитие младших школьников. 
     Актуальность, проблема, цель исследования позволили сформулировать гипотезу исследования.
     Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что применение заданий и задач, составленных на основе краеведческого содержания, будет способствовать математическому развитию младших школьников, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
-математическое содержание заданий и задач соответствует программным требованиям начального курса математики;
-решение каждой задачи сопровождается цифровыми образовательными ресурсами, демонстрирующими сюжеты:
* живой и неживой природы;
* объекты города. 
Мы предполагаем, что соблюдение данных условий при применении «Сборника заданий и задач с краеведческим содержанием» на уроках математики и во внеурочной деятельности обеспечит стимулирование  самостоятельной деятельности детей и реализацию ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей средой. 
     В ходе исследования решались следующие общие задачи:
      1. Выявить возможности краеведческого материала для активизации познавательной деятельности в ходе математического развития. 
2. Разработать требования к системе заданий и задач с краеведческим содержанием и к методике ее применения в начальной школе.
3. Разработать и внедрить в практику школьного обучения сборник заданий и задач с краеведческим содержанием для начальных классов.
     Теоретико-методологическая основа исследования: 
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: 
- теоретический анализ психолого-педагогической, математической литературы; 
- выявление возможностей включения информации краеведческого характера в задания, дополняющие содержание учебников и тетрадей; 
-выявление видов заданий по математике; 
- опрос и анкетирование учителей, родителей и младших школьников; организация и проведение поискового и обучающего экспериментов;
- обработка и интерпретация данных полученных в процессе проведения эксперимента. 
     Научная новизна исследования:
- структурирован и составлен по разделам сборник заданий и задач краеведческого содержания 
     Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснована необходимость и возможность введения заданий и задач с краеведческим содержанием в процесс математического развития младших школьников 
     Практическая значимость заключается в том, что разработанный «Сборник заданий и задач с краеведческим содержанием» может быть использован учителем начальных классов на уроках и внеклассных мероприятиях по математике.
     Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ №31 г. Ишима. В эксперименте участвовало два класса 4»а»- контрольная группа- 30 человек и 4 «в»-экспериментальная группа- 31 человек.  
     Исследование проводилось с 2013 по 2017 г.г. в три этапа:
Первый этап (2013-2014г.г.) - проведен анализ педагогической, математической методической литературы по проблеме исследования; выявлены актуальность и специфика изучаемой проблемы. На основе анализа полученных результатов сформулированы предварительные требования к системе видов заданий и  задач краеведческого содержания и методике ее использования.
Второй этап (2014-2015 г.г.) – составлены задания и задачи для сборника  и структурирован сборник по разделам; скорректированы требования к системе задач краеведческого содержания; проведена опытно-экспериментальная работа.
Третий этап (2015-2017г.г.) - уточнены некоторые теоретические положения; обобщены результаты исследовательского поиска; сформулированы выводы и разработаны методические рекомендации по использованию сборника в учебном процессе. 
 	Структура и объём работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающей наименования, приложения. Общий объём работы 73  страницы печатного текста.



Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ И ЗАДАЧ КРАЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Математическое развитие. Современные требования к математическому развитию младших школьников
     Вопросы математического развития школьников стали предметом обсуждения математической общественности с середины прошлого века.
Академик Л.И.Маркушевич считал необходимым разработку целостной программы математического развития. Так как задача математического развития или математического воспитания учащихся является важнейшей в общем образовании. Дубнов, Я. С., Ляпунов, А. А., Маркушевич, А. И. Математическое просвещение / Я.С. Дубнов, А.А. Ляпунов, А.И. Маркушевич. М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1957. - 286 с.
     Математическое развитие ребенка младшего школьного возраста - это целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности. Такое развитие задает главную целевую установку обучения математике детей младшего возраста. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Проект // Начальная школа: плюс – минус, 2000, №8. – с. 8 – 26.
     Математическое развитие младших школьников выдвигается Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, в котором прописаны основные требования к математическому развитию младших школьников:
1. использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
2. овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые  задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, анализировать и интерпретировать данные;
(Федеральный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.)
     Математическое развитие младших школьников имеет особую значимость, потому что:
1) математические знания, приобретаемые в начальной школе, составляют фундамент математического образования, на этой ступени обучения закладываются основы исходных математических понятий, таких,
как число, величина, геометрическая фигура, алгебраическая операция;
2) в младшем школьном возрасте начинается развитие навыков дедуктивного мышления, абстрактного уровня восприятия и осмысления окружающей действительности, наиболее явно представленных в математике;
3) младший школьный возраст сенситивен для усвоения разных языковых кодов, а математика, в частности, — это язык описания количественных и структурных свойств материальной или идеальной реальности. В работах педагогов-математиков математическое развитие чаще всего отождествляется с развитием математического мышления. 
     Так, А.В. Белошистая, специально исследовавшая проблему математического развития ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования, понимает под математическим развитием целенаправленную методическую работу по формированию и развитию совокупности взаимосвязанных базовых свойств и качеств математического мышления детей. В то же время единого мнения о понятии математическое мышление в психолого-педагогической и методической литературе нет. Так, выделяемые чаще всего такие его свойства, как абстрактность, логичность, способность к формализации, обобщению и др., таковы, что они характеризуют мышление в любой содержательно насыщенной предметной области. Белошистая А.В. Методика обучения математики в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2005 – 425 с.
Некоторыми исследователями специфика математического мышления связывается со своеобразием содержания математики, предметом изучения которой являются объекты, создаваемые самой математикой. Таким образом, достижение цели математического развития в практике обучения требует уточнения самого понятия математическое развитие и выявления психолого-педагогических и методических средств, способствующих его достижению. 
     Развитие как психолого-педагогическая категория подразумевает развитие жизненного опыта обучающихся — построение человеком своего образа окружающего мира, своего образа в этом мире и образа своего «Я». 
С этой позиции математическое развитие младших школьников, являясь частным случаем развития жизненного опыта человека, трактуется нами как процесс построения ребенком своего математического образа мира и своего образа в этом мире. Это значит, что математическое развитие определяется, прежде всего, своеобразием математики как специфического орудия познания, своеобразием создаваемых ею объектов, которые существуют только как мысленные идеальные образы, связь которых с материальным миром опосредована и неочевидна.
     Являясь результатом многоуровневой абстракции, каждый математический объект репрезентируется специальными знаками, образующими вместе с правилами действий над ними математический язык (языком в современной логике называют любые системы знаков, используемые в человеческом общении). 
     Целенаправленная работа по организации математического развития ребенка младшего школьного возраста будет способствовать общему повышению уровня развития интеллектуальных (умственных) способностей каждого ребенка, что в свою очередь благоприятно отразится на успешности обучения детей предметному содержанию. Эта работа будет также способствовать личностному развитию ребенка, поскольку такие качества математического стиля мышления как целеустремленность, критичность, широта, гибкость, организованность, логичность и др. являются в то же время личностными характеристиками качеств ума и характера человека.
     Необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности отмечается многими ведущими российскими учеными (В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.). Это обусловлено тем, что на протяжении дошкольного и младшего школьного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности. 
     Таким образом, математическое развитие младших школьников, понимаемое как становление в сознании учащихся своего математического образа мира, осуществляется в процессе формирования понятийных
образов математических объектов путем кодирования и перекодирования информации знаками различных систем, в которых представлены инварианты изучаемых математических понятий. 
	Именно поэтому в младшем школьном возрасте при обучении детей математике необходимо использовать как можно чаще жизненные сюжеты описывающие среду, в которой развивается ребёнок. 
	В исследовании мы рассмотрим лишь сюжеты, демонстрирующие живую и неживую природу родного края, объекты города. 
	
     
 	

     
     








1.2. Педагогические основы использования краеведческого материала в математическом образовании
     Использование краеведческого материала в обучении математике в первую очередь связано с формированием мотивов учебной деятельности учащихся. Это важно не только с общепсихологической точки зрения, но и с тем, что в последнее время, как показывает практика, наблюдается падение интереса учащихся всех возрастов к изучению математики. 
     Вопросы формирования мотивации какой-либо деятельности рассматриваются в общей, социальной и педагогической психологии; В.В. Краевский и И.Я. Лернер указывают, что формирование мотивации протекает в реальной социальной среде и обучение является её элементом.
     Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Охарактеризовать мотив - это значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется. Благодаря мотиву, деятельность не замыкается сама на себя, он её выводит, ориентируя на нечто большее, лежащее за её пределами. Именно такая ориентация и выступает источником деятельности, придавая ей смысл и побуждение. Это нечто более широкое, находящееся вне деятельности, должно быть исключительно значимым и важным.
     Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве трудового и нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции.
     Мотивация обучения складывается из многих, изменяющихся и вступивших в новые отношения Друг с другом сторон (идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и другие). Одна и та же учебная деятельность может иметь для разных школьников различный смысл, что в общем виде и определяет их мотивацию учения.
     Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения, третьих - содержание обучения и т.д.
     А. К. Маркова различает две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
     К моменту прихода ребёнка в школу он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих, широко известно, что к концу дошкольного детства у ребёнка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи (Л.И.Божович, Л.С.Славина и др.) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребёнка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. У современного ребёнка уровень субъективной готовности к школе ниже, чем уровень объективной готовности, что усложняет дальнейшее формирование мотивации в начальной школе.
     Выделим положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника. В качестве благоприятных черт мотивации отмечаются положительное отношение ребёнка к школе, широта его интересов, любознательность, развитию которых, на наш взгляд, способствует и использование краеведческого материала. К негативным характеристикам, препятствующим учению, относится то, что интересы младших школьников: а) недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность; б) неустойчивы, т.е. ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление); в) мало осознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете; г) слабо обобщены, т.е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам; д) содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знания, причём с их фактической, иллюстративной стороны, и лишь затем -закономерности), а не способы учебной деятельности.
     Если проследить общую динамику мотивов учения от 1-го к 4-му классу, то выделяется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого - к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знаний.
     Психолого-дидактическим обоснованием возрастного развития познавательных и когнитивных процессов ребенка младшего возраста, является, что у ребёнка  3—5 лет ведущим типом мышления  является наглядно-действенный тип, а в возрасте 6—10 лет — наглядно-образный тип мышления. Возраст 10—12 лет является переходным к ведущему абстрактному (словесно-логическому) типу мышления. 
     Таким образом, наиболее способствующей математическому развитию ребенка младшего школьного возраста будет та система обучения математике, которая в 1 классе (6 лет) предусматривает специальную методическую работу по развитию конструктивного мышления ребенка, а во 2—4 классах — специальную работу по развитию пространственного мышления.
     Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.
     Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик. 
     При организации экспериментального обучения, мы будем учитывать выявленные нами возрастные особенности развития младших школьников. Сюжеты заданий и задач, их выполнение и решение будем сопровождать цифровыми образовательными ресурсами, показом таблиц, схем, фотографий. 
















1.3. Условия эффективного применения заданий и задач для математического развития младших школьников
     Эффективность обучения с помощью сборника, составленного на основе краеведческого материала, в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования: разъяснить ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки; восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания, не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников над задачей, обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их. 
	Мы предлагаем использовать на уроках математики задания и задачи, составленные на основе краеведческого материала. Учащиеся начальных классов лучше усваивают материал, построенный на основе знакомого детям сюжета. Таких заданий и задач в учебниках математики всего 15%-20%, поэтому мы составили «Сборник заданий и задач с краеведческим содержанием» и считаем его использование в процессе обучения детей математике главным условием эффективного применения заданий и задач для математического развития младших школьников. 
     При этом необходимо соблюдать два основных принципа: доступности и посильности. 
     Принцип доступности требует, чтобы объём и содержание учебного материала, а также используемые методы работы были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу представлений и понятий, на основе которых происходит их непрерывное движение вперёд.
     Принцип доступности ни в коем случае не исключает приучение учащихся к преодолению трудностей в учебной работе. 
     Принцип посильности нельзя рассматривать как требование легкости обучения. Когда же рассматриваются в тесном взаимодействии принцип научности и доступности, каждый из них приобретает более правильный дидактический смысл. 
Правила, вытекающие из принципа доступности и посильности, представлены в схеме ниже.
Схема 1

Мы учитывали, что при включении заданий и задач с краеведческим  содержанием в процесс обучения младших школьников, учитель может реализовать эти правила.
     При составлении текстов заданий и задач мы:
	- учитывали уровень развития детей младшего школьного возраста;
	- учитывали, что текст задачи должен быть лаконичным, понятным учащимся;
	- включали в тексты информацию о важных открытиях, событиях родного края
	- в качестве объектов окружающей среды рассматривали в сюжетах задач объекты живой и неживой природы родного края, а также люди, которые соблюдают правила поведения на природе, кроме того совершают активные действия по охране окружающей среды.
	«Сборник заданий и задач с краеведческим содержанием» построен согласно следующим принципам:
1) Принцип достоверности
   Информация, данные включённые в сюжеты текстовых задач достоверны на сегодняшний день, они несут правдивую информацию. 
2) Принцип наглядности
   Каждая задача сопровождается цифровыми образовательными ресурсами или демонстрируются таблицы, карты, схемы.
3) Принцип соответствия содержания текстовых задач с краеведческим содержанием познавательным возможностям младших школьников на рассматриваемом этапе обучения. Для этого математическая структура задач подбиралась в соответствии со сформированными навыками решения текстовых задач младших школьников.
Все задания и задачи с краеведческим материалом предложены по концентрам начального курса математики и это позволяет нам утверждать, что задания и задачи в «Сборнике заданий и задач с краеведческим содержанием» удовлетворяют принципам научности, последовательности и доступности, которые лежат в основе содержания системы текстовых задач начального курса математики.
   Требования, которым должно соответствовать содержание «Сборника заданий и задач с краеведческим содержанием»
* Сюжет и числовые данные заданий и задач должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике. 
* Содержание заданий и задач должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона заданий и задач не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими её фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией заданий и задач, можно выяснить устно.
* Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
* В тексте заданий и задач для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
Содержание «Сборника заданий и задач с краеведческим содержанием» разбито на 6 разделов:
	В первом разделе – «Тюменская область в заданиях и задачах» представлена информация о её местоположении, площади, флоре и фауне.
	Во втором разделе - «Ишим в заданиях и задачах»
Сюжеты заданий и задач содержат информацию о родном городе, о реках, которые протекают в его окрестностях, и о памятнике природы «Синицинском боре».
	В третьем разделе - «Задания и задачи о животных Тюменской области»
	В четвёртом разделе - «Задания и задачи о птицах Тюменской области»
В заданиях и задачах предлагается систематизировать знания о домашних и диких животных и птицах родного края.
	В пятом разделе - «Задания и задачи о деревьях и растениях Тюменской области»
Сюжеты заданий и задач включают в себя увлекательную и полезную информацию о флоре нашего края.
	В шестом разделе – «Задания и задачи о насекомых Тюменской области»
В интересной форме уточняются представления о насекомых, заостряем внимание на тех насекомых, которые приносят пользу людям и природе, а также включены задания и задачи, подчёркивающие значимость экологического равновесия в природе.
 (Смотрите в приложении №1).
     Сборник заданий и задач, составленный на основе краеведческого материала, можно с успехом использовать для организации работы кружков в школе, или дополнительных образовательных учреждениях. Данный «Сборник заданий и задач с краеведческим содержанием» можно использовать на кружках, как математического направления, так и на кружках о Родном крае.
Можно рекомендовать родителям для организации домашних занятий с детьми. 
	Мы считаем, что при использовании на занятиях по математике в начальных классах школы «Сборника заданий и задач с краеведческим содержанием», составленного на основе краеведческого материала, необходимо разбор задач сопровождать показом таблиц, схем, цифровых образовательных ресурсов (видео фрагментов, фотографий), а также соблюдать следующие условия для эффективного применения:
1) Математическое содержание соответствует программным требованиям начального курса математики
2) Решение каждого задания и задачи сопровождается цифровыми образовательными ресурсами, демонстрирующими сюжеты: живой и неживой природы родного края, соблюдения правил поведения на природе, об активной практической деятельности по охране окружающей среды. 

Для реализации первого условия мы выясним программные требования
начального курса математики к структурам изучаемых текстовых заданий и задач. 
	Для реализации второго условия разработаем цифровые образовательные ресурсы по каждому заданию и задаче. 
	Большое значение для организации учебного процесса имеет учёт возрастных особенностей восприятия детьми учебного материала. 
«Сборник заданий и задач с краеведческим содержанием» предлагается использовать для демонстрации оптимальных решений, поиска собственного алгоритма решения проблемы охраны окружающей среды, бережного отношения к природе. Это позволит усилить педагогическую ценность «Сборника заданий и задач с краеведческим содержанием» на уроках математики, и во внеклассных мероприятиях. 
















Выводы по 1 главе
     Под математическим развитием будем понимать становление в сознании учащихся своего математического образа мира, осуществляемое в процессе формирования понятийных образов математических объектов путем кодирования и перекодирования информации знаками различных систем, в которых представлены инварианты изучаемых математических понятий. 
	Именно поэтому в младшем школьном возрасте при обучении детей математике необходимо использовать как можно чаще жизненные сюжеты описывающие среду, в которой развивается ребёнок. 
	В исследовании мы рассмотрим лишь сюжеты, демонстрирующие живую и неживую природу родного края, объекты города. 
     	В ходе математического развития необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик. 
     Как основное условие эффективного применения заданий и задач для математического развития младших школьников, мы рассматриваем составление «Сборника заданий и задач с краеведческим содержанием». 
	Во второй главе опишем реализацию педагогических условий в опытно-экспериментальном исследовании по математическому развитию младших школьников посредством решения текстовых заданий и задач с краеведческим содержанием.



ГЛАВА 2. 	ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня сформированности математического представления и выявление системы знаний  о родном крае у младших школьников
     Целью опытно-экспериментальной работы является экспериментальная проверка педагогических условий эффективного использования сборника заданий и задач с краеведческим содержанием, направленного на формирование математического развития младших школьников. 
	Эксперимент проводился во время педагогической практики на уроках математики и во внеурочной деятельности на базе МОУ СОШ №31, 4 «в» класс в количестве 31 человек - экспериментальная группа и 4 «а» класс в количестве 30 человек - контрольная группа.
	Этапы экспериментальной работы:
	I этап (октябрь 2013 год) - констатирующий этап эксперимента. 
	Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень сформированности математических представлений учащихся 4 «в» и 4 «а» классов. 
     Для того чтобы выявить как математически развиты учащиеся нужно определить уровень сформированности основных математических представлений, согласно критериям, представленным в таблице 2.1.
     
     
     
     
     
     


Таблица 2.1.
Критерии и показатели оценивания математических представлений младших школьников
№
Критерии
Показатели соо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44