VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Львовское братство и его музыкально-эстетическое просвещение на территории Речи Посполитой

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014475
Тема: Львовское братство и его музыкально-эстетическое просвещение на территории Речи Посполитой
Содержание




Православная религиозная организация – учреждение высшего, среднего и послевузовского профессионального религиозного образования МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ







Кафедра Церковно-практических дисциплин


На правах рукописи


Курсовая работа


Львовское братство и его музыкально-эстетическое просвещение

на территории Речи Посполитой

до учреждения

Киево-Могилянской коллегии (1580-1647 года)


Предмет: Церковное пение





Автор:






/Дмитрук Н. А.

студент 3 курса бакалавриата



Научный руководитель:



/Пантелеева Т.В./










г. Сергиев Посад,
2018

Оглавление

Введение	3

Глава 1. Возникновение и деятельность братства	5

1.1. Братство в Речи Посполитой	5

1.2. Общая характеристика просветительской деятельности братства	7

Глава 2. Центр образовательной деятельности страны	10

2.1. Краткий обзор деятельности школы	10

2.2. Львовское братство – крупный научный центр Малороссии	12

Глава 3. Образовательная деятельность Львовского братства	16

3.1. Просветительская деятельность	16

3.2. Музыкальная деятельность	22

Заключение	28

Библиография……………………………………………………………………..27



































2

Введение

     Эпоха XVI века – это время возникновения новых явлений религиозной жизни на пограничных территориях Руси и Речи Посполитой. Из-за

государственной борьбы на данных территориях возникают межконфессиональные противостояния, которые явились следствиями насаждений нетрадиционных религиозно-политических идей.

     Одним из таких стало появление Львовского братства. По мнению русского исследователя Л.П. Карсавина, причину возникновения принято считать попытку членов братства организовать религиозную жизнь среди мирян, а именно, миряне одного прихода заботились о содержании своего храма – это обусловило материальную и религиозную взаимопомощь между православными1.

    Братства были созданы для поддерживания материальной и религиозной помощи… По мнению Л.П. Карсавина, братства должны заниматься спасением душ православного народа, не взирая на появление в Речи Посполитой иезуитских монашеских орденов и монастырей. (испр)

    С братской школы вышло немало тех сознательных защитников православной веры, которые повлияли на дух эпохи, сохраняя славные традиции Киевской Руси. Именно в период существования братского движения украинская культура на территории Речи Посполитой стала прогрессивно возрождаться и развиваться.

      Братские школы выпустили множество писателей, апологетов православной веры и национальной свободы, которые воздействовали на духовную жизнь государства.

      Актуальность работы заключается в нерешенности вопроса происхождения братства, а также в культурно – просветительской роли в историческом контексте Львовского братства и его народа.


1 Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М., 1992. С. 143.


3

      Объектом исследования является обучение пению новых традиций многоголосного пения, вошедшая в деятельность братской школы.

      Предметом исследования является музыкально-эстетическое просвещение Львовского братства до учреждения Киево-Могилянской коллегии.

      Целью работы является создание цельной картины культурно-эстетического образования в братских школах в контексте истории и деятельности братства.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи: - обзорно рассмотреть возникновение Львовского братства;

      - определить роль братских школ в контексте всей эстетическо-просветительской деятельности братств;

      - выявить принципиально новые черты в украинской школьно-образовательной системе;

- определить роль церковно-певческой реформы для парафиян (певчих)

в православной церкви;

      - обозначить роль музыкального воспитания в контексте деятельности братств, а также в контексте истории развития украинской музыки.

      Работа состоит из введения, трех разделов и шести подразделов основной части, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена проблемам возникновения, именования братств, дана общая характеристика их просветительской деятельности. Во второй главе рассматривается просветительско-культурная деятельность школ и их образовательный строй. В третьей главе раскрыты различные аспекты просветительской деятельности братств с акцентом на школы как основной очаг образовательных и музыкальных реформ; определена роль музыкально-просветительской деятельности братств в истории украинской музыки.







4

Глава 1. Возникновение и деятельность братства

1.1. Братство в Речи Посполитой


      Вопрос о возникновении Львовского Успенского братства является одним из самых дискуссионных в историографии и до сих пор остается открытым. В историографии Львовского братства существуют два взгляда на проблему возникновения братства. Большинство историков XIX — начала XX вв. и некоторые современные полагают, что Львовское Успенское братство организационно оформилось в 80-х гг. XVI в. Другие считают, оно существовало задолго до санкционирования его устава антиохийским патриархом Иоакимом в 1586 г. и рассматривают объединение прихожан, опекавших Успенскую церковь, упоминаемое в источниках с XIV в., как братство.

      Одним из самых известных исследователей, изучившим возникновение братства, является Я.Ф. Головацкий. Датой появления братства он считает 1250 год, опираясь на первое упоминание об Успенской церкви, при которой и возникло это братство2. Однако письменных источников, подтверждающих данную гипотезу, нет.

      Современная историография изобилует богатыми материалами, которые касаются зарождения Львовского братства, но подробно рассмотрены они не будут.

      Касаясь истории появления изучаемого братства, стоит отметить те нелегкие условия, выпавшие на долю украинского народа. В результате Польской экспансии, земли Украины стала принадлежать Речи Посполитой. Населению, не исповедовавшему католицизм, отказано было во многих правах. Например, трудно было даже вести судебный процесс, так как он не мог дать





2 Головацкий Я. Ф. Начало и действование Львовского Ставропигийского братства по историко-литературному отношению. Львов, 1860. С. 3


5

законом установленную католическую присягу3. Помимо этого, все церковные должности и награды также выдавались от католических властей. Все это приводило к упадку духовно-нравственной жизни среди населения и духовенства, падению культурной жизни страны. Во многом это было связано с тотальным контролем польских властей, регулировавших все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и религиозную.

      80-е годы XVI в. характеризуются переломными моментами в умах украинского населения. Был четко обозначен круг актуальных задач, которые стояли перед украинским населением: реформирование церковной жизни, борьба за общественно-политические права украинского населения, расширение культурно-просветительской деятельности. Для их решения необходима была организация, наделенная определенными правами, санкционированная властями.

     Православное общество Украины на территории Речи Посполитой в 80-х годах XVI века поставило себе задачей реформирование церковной жизни, которая сподвигла людей на борьбу за общественно-политическое право украинского народа, а также расширение культурно-просветительской деятельности.

     Зарождение Львовского братства было во многом связано и переплетено с непростой ситуацией, происшедшей с украинским народом. Польское владычество сильно подорвало не только экономику страны, но и другие сферы жизни оказались под влиянием ляхов. Однако национальный дух украинцев не был сломлен. В лице мещан была обретена свобода, положившая начало церковных реформ.







3 Грушевський М. С. Культурнонаціональний рух на Україні в XVI—XVII віці // Духовна Україна: Збірка творів. Київ, 1994. С. 144 – 145.


6

1.2. Общая характеристика просветительской деятельности братства


      Львовское братство занимает первенствующее место среди всех остальных братств. Оно было старейшим и первым между всеми православными братствами. Последние должны были сообразоваться с постановлениями своего старейшего брата и подчиняться его требованиям. Так смотрели на Львовское братство восточные патриархи, щедро наделявшие его правами; так было и на самом деле, по крайней мере, в годы его расцвета.

      Львовское ставропигиальное братство являлось одним из старейших братств на юго-западе Руси и имело свой церковный суд. Суд был главной инстанцией для решения нравственных и церковных проблем. Он выносил приговоры независимо от социального и политического статуса гражданина. Если он не исправлялся и судим не однократно, то через священника мог быть отлучен, как «непокорный»4, от Церкви.

    Говоря о деятельности братстве, нельзя не упомянуть о его заслугах. В первую очередь, следует поставить заботы школы о религиозно-нравственном состоянии и просвещении воспитанников, а также широком доступе к просвещению для всех сословий и равенстве между ними, о котором с таким благородством говорят братские школьные уставы. Мало того, что двери школы не были закрыты для сирот и бедных: они находили себе здесь кров и пропитание, чего нельзя не признать одною из самых положительных сторон этих школ.

      Одной из важных значимых для братства задач было православное образование. Православная братская школа стремилась дать растущему

поколению религиозно-нравственное воспитание. Ограничений при поступлении в школу братства не было: двери школы были открыты для всех, кто жаждал духовного просвещения.



4 Люди, которые нарушали регулярно свод правил братского устава.



7

      Другим важным религиозно-просветительным учреждением братства были типографии. Были изданы книги религиозно-нравственного и учительного содержания. Это были некоторые произведения Св. Отцов, сборники нравоучительных повествований, поучения наиболее известных проповедников и т.д. Издание таковых книг предназначалось как «вода» для удовлетворения духовной жажды православных «от своих студенец и источников»5.

      Издательство выпускало также учебники и учебные пособия: азбуки, учительные часословы и Псалтыри, грамматики, а также разные произведения школьного пера (стихи, панегирики).

      Львовское братство в конце XVI столетия, в виду усилившейся пропаганды католицизма и вообще иноверия, будучи реформировано сообразно с потребностями времени, сосредоточивало в своих руках деятельность религиозную, просветительную, благотворительную и миссионерскую. Важнейшие деяния Православной Церкви на западе Украины, направляемые к охранению православия и русской народности от посягательств на них католицизма, совершались при самом активном участии в них Львовских братчиков, обнаруживавших при этом необычайную энергию и не щадивших при защите своей веры материальных средств. Обновленный устав Львовского братства, построенный на христианских началах (жить по-евангельски, по учению и правилам святоотеческим, примером личной жизни побуждать других к самоусовершенствованию), служил образцом для других братств. Львовская братская школа долгое время была светочем для всей Западной Руси

и даже других единоверных стран (Молдаво-Валахии), снабжая научными силами новые учебные заведения.

      Чтобы стать братчиком необходимо заниматься благотворительной и просветительской деятельностью. Он не мог стать членом братства, не изменив



5 Крыловский А.С. Львовское ставропигиальное братство: (Опыт церковно-исторического исследования). – Киев: тип. Имп. ун-та Св. Владимира, 1904. С. 230.


8

свою личную жизнь, не став на путь христианских добродетелей. Он обязан своим личным примером побуждать ближних к самоусовершенствованию в христианской жизни.

      Особенно следует подчеркнуть роль братской типографии, которая неустанно работала, отвечая потребностям приходских храмов, а именно, –

снабжала богослужебными книгами, школьными пособиями и просветительской литературой в духе православия.

      На плечи братства была возложена непростая задача – это возрождение и дальнейший духовный рост православных христиан.


















































9


Глава 2. Центр образовательной деятельности страны

2.1. Краткий обзор деятельности школы



      Основное предназначение Львовской братской школы, как и других школ, было усилить развитие духовной сферы жизни, как основополагающей в противоборстве между представителями различных христианских деноминаций (католицизма и православия).

     Вышеупомянутое братство окончательно учредил Вселенский патриарх Иеремия II, 1 декабря 1588 года, определив всю будущую общественную деятельность братства6. Оно было во многом схоже с высшим учебным заведением. Это выражалось, в первую очередь, в том, что образование получали как дети бедняков, так и дети состоятельный людей, то есть в школе отсутствовало разделение на социальные слои. Профессиональный состав учителей, приглашенный из разных высших европейских школ, который составил преподавательскую корпорацию братства; а также развитое книгопечатание. Школьный план строился на основании западного плана устройства школьной программы. В дальнейшем, ориентир на западное образование, был положен и в образовании коллегии в Киеве, позже переименованной в академию. Как и во всех высших учебных учреждениях, обязательно было введено в изучение латинский язык и философия.

      Теперь стоит сказать немного о самой школе. Особенностью школы было наблюдение за духовным уровнем жизни священников. Помимо всего этого, в процессе обучения выстраивались нелицеприятные отношения между учителем и учеником (ключевую роль играла успеваемость ученика); братству принадлежала прерогатива избрания не только ректора школы, но еще и учителей. Суровые требования были предъявлены учителям, требующие от них высоконравственной жизни и поведения.


6 Фляров И. свящ. О Православных церковных братствах. СПб. 1857. С. 91


10

      Братство также осуществляло контроль над преподавательским составом школы, в ее компетенцию также входило своевременное жалование учителям: «должны быть приставлены от братства два опытных представителя (тьютора), чтобы наблюдали за учебой, а также за хорошими и плохими делами дидаскалов, ибо что посеет человек, то и пожнет. И тем братьям должен быть дан реестр под братской печатью, в которой дидаскалы должны вписывать данные об учебе детей, отсчет лет и учебы детей и уплату им, т.е. дидаскалам»7.

      Помимо того, что учитель должен быть не только примером для других, как было сказано ранее, но и «…благочестивым, умным, смиренно мудрым, кротким, сдержанным, не пьяница, не развратник, не лихоимец, не сребролюбец, не злой, не завистник, не смехотворец, не сквернословец, не волшебник, не басносказатель, не пособитель ереси, не нарушитель благочестия, а во всем представлял образ для подражания, и чтобы ученики были, как учитель их»8.
      Также, в обязанности учителя входило: контролировать дисциплину учеников (посещаемость занятий), добросовестно относиться к своему делу, своей работе, то есть каждый день спрашивать учеников домашнее задание. А главное – быть справедливым ко всем ученикам, не взирая на их положение в обществе: «Учить дидаскал и любить должен всех детей одинаково, как сынов богатых, так и сирот бедных, и тех, кто ходит по улицам, прося подаяния; кто сколько научиться может по своим силам, только не усерднее одного учить, чем другого…»9.

      Наиболее точно прописано было в «Школьном порядке» братства, изданном в 1586 году.

      Так же, в основу преподавания школы лег принцип отношения к человеку как свободной творческой личности. Одним из проявлений ее была подготовка учащихся к участию в общественной жизни. В братских школах


7 Калениченко Н.П. Антология педагогической мысли Украинской ССР. М. Педагогика, 1988.  С. 79-80

8 Там же. С. 79

9 Там же. С. 80


11

ученики приучались к общественной деятельности, выполняя различные «выборные» должности «ученического самоуправления».

      Львовское братство, возникшее в непростое для страны время, стало образовательным центром для всех слоев населения. Оно было призвано развить религиозно-национальное самосознание народа.



2.2. Львовское братство – крупный научный центр Малороссии

2.2.1. Школа при Братстве



     На базе Львовского братства, основанного в 1586 году, создается множество просветительских учреждений. Такими учреждениями стали братские школы, типографии и благотворительные фонды. Они основывались на территориях Украины, а в скором будущем в странах: Белоруссии, Литвы и Польши. Позже в результате своей деятельности они дали толчок к созданию известных учебных заведений, таких как Киево-Могилянская коллегия-академия, а также Московская и Петербургская академии.

     Существование иезуитских академий и коллегий в Речи Посполитой подтолкнуло Православное священноначалие к основанию своих братских Православных школ и коллегий. 1590 год знаменателен для братства тем, что были подписаны документы на учреждение Львовской школы митрополитом Киевским и Галицким Михаилом (Рогозой).

     Одной из особенности школы был ориентир на главные европейские ВУЗы, в которых преподавались такие предметы как грамматика, риторика, диалектика философия и богословие. Этот курс наук позволял школу называть «Гимнасион» (гимназией)10.

      Но добиться высшего статуса – «академии» Львовской братской школе «Гимнасион» не удалось. Но, невзирая на свой статус, школа была


10 Ісаєвич Я. Д. Братства та їх роль в розвитку української культури XVI—XVIII ст. Київ, 1966.  С. 132 - 135.


12

действительно по своему образованию высшей. Об этом свидетельствует история. Так первый ректор Арсений митрополит Элласонский на столько хорошо обучил учеников в течении двух лет греческому языку, что они читали труды отцов Церкви, переводили с греческого языка патриаршие грамоты и писали по-гречески свои сочинения.

     Заслуга Львовского братства состоит в том, была образована новая система, которая вошла в систему средних школ современного образца. А также братские школы дали новый толчок к развитию и сохранению культуры своего народа.


2.2.2. Митрополит Иов (Борецкий) - ректор Братской школы.



     Одним из выдающимся ректором школы можно назвать митрополита Киевского Иова (Борецкого). Он окончил Острожскую славяно-греко-латинскую школу и Краковский университет. При нем упоминается жалование, которое уплачивалось преподавателями Львовского братства. Но положение учителей в школе было крайне тяжелым. Например, что жалование мало хватало на выплаты преподавателям, из-за этого все расходы брало на себя само братство11.
     Ректор Львовской братской школы митрополит Иов (Борецкий) именуется церковными историками «столпом Православия и устроителем Церкви». Также во Львове им был смоделирован образец устава, схожий с уставом Острожской школы12. Он первоначально основывался на уставах итальянских высших учебных учреждений.

     Таким образом, система этого устава легла в основу будущих учебных заведений Львова, Киева и других городов Западной, Центральной и Восточной



11 Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788). Источниковедческое исследование. / Рукописные памятники Древней Руси, М. 2009. С. 169.
12 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 5. М. 1996 г. С. 207 – 208.


13

Руси. Митрополит Иов посвятил этой деятельности десять лет своей жизни, что повлияло на дальнейшее развитие образовательной системы современного общества.


2.2.3. Обзор системы образования Братской школы



     При поступлении в Львовскую братскую школу проводился отбор среди девочек и мальчиков всех возрастов. Окончательное решение о зачислении в школу принимало само Братство. Начальное образование получали дети горожан, обучение которых оплачивали родители, а бедные дети обучались за счет братской казны. Их оплата оценивалась несением послушаний, таких как доставка корреспонденции, переводческая деятельность, работа в типографии.

     Как сказано было в первом параграфе братская школа имела многоуровневую систему обучения, которая разделялась на три ступени. Первая ступень заключалась в начальных основах: чтение и правописание. На эту ступень принимали детей без всякой начальной подготовки. По окончании данного курса воспитанник умел писать и читать священные книги на церковнославянском языке.

     Вторая ступень предполагала получение среднего образования, оно заключалось в изучении и закреплении новых дисциплин, таких как грамматика, риторика, история, поэзия, диалектика, логика, геометрия, география. К духовным предметам относились церковный устав, Священное Писание и Предание, патристика, нравственное богословие, церковное богослужение и пение. Также в курсе обучения изучались древние языки: латинский, греческий, славянский, и иностранный польский, но они приобретали не равный статус, например, греческий и славянский изучались параллельно, но найбольшее внимание уделялось славянскому языку13.


13 Шустова У.Э. Указ. соч. С. 170-171.


14

     Одним из элементов обучения было общение преподавателей и учеников на двух разных языках: преподаватель или студент задавал вопрос на одном языке, а ответ должен был получить на другом языке, греческом или латинском. Но именно греческий язык в уставе школы олицетворял преемство византийской традиции воспитания и образования всех учеников14.

     Третья высшая ступень давала новый статус ученику – «студент». Студент в период обучения мог на протяжении всего курса усовершенствовать свои навыки при помощи учителя-репетитора15.

     Вся система образования основывалась на приобретении у учеников и студентов навыков красноречия путем изучения в первую очередь диалектики, риторики и поэзии. Они развивали умственные способности и моральный дух воспитанника, что помогало в диспутах с латинскими миссионерами. Вся программа обучения основывалась на изучении теоретических наук и литературных памятников античности. После всего изученного студенты учились писать сочинения16.





























14 Головацкий Я. Ф. Указ. соч. С. 17.

15 Ісаєвич Я. Д. Указ. соч. С. 132.

16 Мединський Є. М. Братські школи України і Білорусії в XVI—XVII. Киев, 1958. С. 85.


15

Глава 3. Образовательная деятельность Львовского братства

3.1. Просветительская деятельность



      Деятельность Львовской школы, направленная на повышение духовного образования в результате ухудшения положения в стране, характеризуется следующими образовательно-воспитательскими идеями, а именно:

      Демократичность устройства школы. Наиболее характерной особенностью с первых дней существования Львовской братской школы был ее всесословный характер: «Богатый над бедным в школе ничем не должен быть

выше, только самой наукой, телом же уровне все; глаз руке, нога руке не может сказать: ты мне не нужна» 17.

      Национальное воспитание. Преподавание предметов на славянском языке. В систему изучения языков в братской школе входили 4-е основных языка: это славянский, латынь, греческий и польский. Но особый упор ставился на славянский язык. Во многом это было связано с укреплением связей между славянскими народами.

      Славянский преподавался также, как и другие языки: начинали с алфавита, обучались чтению, изучали грамматику, а главное – это было важно при изучении занятия церковным пением. Славянский язык даже стал разговорным наряду с греческим. Но это было только в школе. Преподавание также велось на славянском.

      С целью большого распространения языка было создано и распечатано очень много букварей, например, один из них – это «Наука к чтению и пониманию письма словенського». Автором труда был Лаврентий Зизаний.

      Нравственное воспитание учащихся. Важная роль в братской школе отводилась нравственному воспитанию. Как правило, воспитательные беседы происходили каждую субботу. «Образованные народом, они должны были


17 Антонюк Г. Розвиток освіти у братських школах України XVI – XVII ст. в контексті західноєвропейського відродження / Педагогіка і психологія професійної освіти. – Львів, 2012. № 4. С. 198 – 206.


16

служить ему образованием, воспитывая борцов, сильных духом, высоконравственных, способных любить и защищать Украину. Нравственное воспитание хорошо отражено в уставах братских школ, где как обязательные черты «кожного сина України» названо сміливість, витривалість, хоробрість, невибагливість»18. Братская школа стремились воспитать молодежь в духе преданности своему народу, развить способности постоять за общенародные интересы, защитить свободу своей родины19.

      Важным условием во время обучения в школе было вступление всех учеников в молодежные братства, целью которых было нравственное воспитание учеников. Так Иерусалимский патриарх Феофан в грамоте к Киевскому братству благословлял и наставлял членов юношеского братства «твердо стояли у вірі і мали устрій згідно з порядком братства старшого»20, а Митрополит Петр Могила завещал: «в усіх цнотах християнських тривати, вести життя чисте і без пороку, щиро заховувати братолюбіє, чим прославити Господа. Дух гордості, пихи, ненависті і помсти нехай не має до вас найменшого доступу, нехай же перебуває посеред вас дух покори і послуху Христових, особливо ж належної поваги до старших і батьків ваших»21. (во всех собраниях христианских вести жизнь чистую и без порока, искренне любить друг друга, этим прославляем Господа. Дух гордости, тщеславия, ненависти и мести пусть не имеет к вам ни малейшего доступа, пусть же пребывает посреди вас Дух смирения и послушания Христово, особенно должного уважения к старшим и родителей ваших).

      В основе воспитания положены христианские нравственные принципы. Однако Г. Чупилко отмечает, что, «хотя учителя братских школ были глубоко



18 Білик В. М. Питання діалектичної єдності морального та естетичного виховання в історії педагогіки України (до ХІХ століття). Львів, 2012. С. 49.
19 Рощина Л. О. Благодійна діяльність українських братств / Наука. Релігія. Суспільство. 2009. № 1. С. 41.

20 В. П. Андрущенко., Конституціалізація образовательного пространства европы: Аксиологический измерение. Київ. 2014 С. 313

21 Колесник М. Українські православні братства. Історія їх виникнення та діяльність / М. Колесник // Успенська вежа. 1995. С. 278.


17

религиозными людьми, нравственное воспитание в их учениях выходило за пределы религиозного» 22. Это обусловлено тем, что хоть христианство прочно

и вошло в жизнь украинского народа, однако еще со времен Киевской Руси в религиозной жизни славян ещ? сохранялись элементы языческой обрядности.

Кроме этого, с первых лет установления христианства на Руси Православная Церковь пыталась приспособить христианские обычаи и нормы к народным обычаям, праздникам, нормам общественной жизни. Поэтому понятие нравственного воспитания педагогов XVI-XVII вв. не было строго акцентировано на христианских догмах, но принималось как совокупность общих принципов поведения в определенных ситуациях.

      Гуманное отношение к личности ребенка. Вопрос о телесных наказаниях был также актуален и в братской школе. Ориентир на западную систему образования, важной чертой которой было применение к нерадивым ученикам суровых телесных наказаний. Исследователь Я.А. Коменский говорил, что «в обучении иногда применяется настолько жестокий метод, что школы (все вообще) превратились в пугало для детей и места издевательств для учащихся, поэтому большая часть учащихся с отвращением относилась к науке и книгам, предпочитала мастерские ремесленников, а не школы»23.

      Во Львовской же школе действовал другой, гуманный способ воспитания учеников. Наказания применялись не столь сурово, как на Западе. В уставе школы излагается так: «за непослух карати не по-тиранськи, а по-учительськи, не вище, але посильно, спокійно, не лише по народному, але й вище народного, щоб через свою заздрість не залишився винним ні за одного (учня) ні перед Богом, ні перед родичем, ні перед ним самим, якщо б забрав у







22 Чупилко Г. Роль церкви у становленніосвіти в Україні (Історичний аспект) // Рідна школа. 2003. № 4. С. 74–

76. 

23 Школа і педагогіка в країнах Західної Європи і в Північній Америці в ХVIІ – XVIII ст. Электронный ресурс: webhp.kspu.edu/joomla/presentation/lec_7.ppt (Дата обращения: 31.05.18).


18

ньйого час чи відволік його»24. (за непослушание наказывать не издевательски,

а по-учительски, не больше, спокойно, не только по-народному, но и выше народного, чтобы через свою зависть не остался должен ни за одного

(ученика) ни перед Богом, ни перед родственником, ни перед ним самим, если бы забрал у него время или отвлек его).

      Организация педагогического процесса. В Львовской школе, как и других школах, происходило разделение всех учеников на три класса: одни учили алфавит, другие учились читать разные тексты, а третьи должны были научиться размышлять и думать над прочитанном. Сильный упор делался на воспитательную часть: возбранялись пропуски занятий, опоздания также наказывались инспекторами.

      Следует отметить, что поначалу один из основных принципов классно-урочной системы – одновременность приема учащихся в школу – часто нарушался. Сначала учеников принимали в школу в разное время, но со временем это было отрегулировано и введено новое деление на классы. Занятия здесь начинались одновременно. Сначала раздавался звонок – сигнал подготовки к первому уроку. Потом звонили классные колокольчики в определенном порядке, и все должны были идти в классы – нижние, средние, высшие. Наконец снова раздавался общий звонок, и начинались занятия.

      Дисциплина и порядок. Ученики в школе Львовского братства сидели в определенном, указанном учителем, порядке. Места определялись по успеваемости в учебе, но не по происхождению или материальным обеспечением родителей. С первого сентября начинался учебный год, в конце года в мае проводились экзамены. Летние каникулы (с июня по август), ученики приходили в школу к девяти утра, а в зимние дни – позже, в определенное учителем время25.


24 Статут Львівської братської школи 1586 р. Порядок шкільний // Педагогіка. Электронный ресурс: http://pedagogika.ucoz.ua/load/istorija_pedagogiki/dodatkovi_materiali/statut_lvivskoji_bratskoji_shkoli_1586_r_porja dok_shkilnij/ (Дата обращения: 31.05.18).
25 Там же.


19

      Во Львовской братской школе большое внимание уделялось систематичности усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Учитель должен строго следить за тем, чтобы ученики регулярно посещали школу. Пропуски школы ребенком были нежелательны, так как они наносили ущерб воспитанию.

      Необходимость систематичности посещения учащимися школы и внимательного отношения к занятиям определялась уставом Львовской братской школы: «Кожного ранку дидаскал повинен уважно слідкувати й, якщо якого отрока не було, повинен за ним зараз же послати і взнати причини, через які не прийшов: чи не загрався де грою, чи вдома полінувався, чи довго спав і через це в школу не прийшов, дізнатись про все і привести повинні його»26. (Каждое утро дидаскал должен внимательно следить, если какого-то отрока не было, должен за ним сейчас же послать за ним и узнать причины, по которым не пришел отрок: не заигрался ли он где игрой, дома поленился ли, проспал ли он и за этого в школу не пришел, узнать все и должны привести его). Учителя школы уже в те времена достаточно четко понимали важность таких педагогических требований. Последовательность и систематичность в обучении была очень важна для успеваемости учащихся: «Якщо би якийсь хлопець один день ходив у школу, а другий – пропускав – і так лише час втрачав, рахуючись при школі, такого більше не приймати, тому що і знахар якщо б хворого в один день лікував, а в інший відносився невідповідно, замість лікування ще більше сприяв би його захворюванню»27. (Если бы парень, «учащийся» один день ходил в школу, а второй – пропускал и так только время терял, считаясь при школе, такого больше не принимать, потому что и знахарь если бы больного в один день лечил, а в другой относился несоразмерно, вместо лечения еще больше способствовал бы его заболеванию).





26 Там же.

27 Там же.


20

      Четкое методическое обеспечение педагогического процесса. Ведущее место в работе учителей братских школ занимал принцип наглядности обучения. В учебном процессе братских школ широко использовалась книга. Поэтому, образовательная деятельности Львовского братства способствовала основанию типографии. Ранее из-за недостатка литературы книги были привозимы из-за границы. После основания типографии в 1574 г. во Львове были напечатаны первые книги: «Апостол» и «Букварь», изданные Иоанном Федоровым (Федоровичем), первопечатником. Федоров на средства братства и жителей Львова создал типографию при Успенской церкви, где, несмотря на сложные условия, появились первые братские издания.

      Особая методика Львовской школы была выражена так же в том, что все ученики для укрепления изученного материала спрашивали друг друга. Могли

и рассказать своим родственникам, например, родителям. Одной из обязанности учителей был опрос детей каждый день. Особенно, суббота была днем повторения изученного недельного материала. Во многом, это система себя оправдала в будущем.

      Элементы такого подхода к школьной науке обнаруживались в том, что в братских школах ученики приучались к общественной деятельности,

выполняя различные «выборные» должности «ученического самоуправления», которое подготавливала учащихся к участию в общественной жизни.

      Так же, братская Львовская школа была проводником образовательно-воспитательных идей в этом крае, ее тесная связь с общественно-политической жизнью способствовал подъему национального сознания народа. Образовательно-воспитательный опыт братской школы унаследовали и развили образовательные учреждения последующих веков28 (например, духовные академии).





28 Вдович С. Освіта і виховання у братських школах України / С. Вдович // Педагогіка і психологія професійної освіти. - 2016. - № 2. - С. 139-155.


21

      Благодаря Братским школам в Украине были реализованы идеи гуманизма, а тесное взаимодействие их с государством способствовало

возрождению самобытности народа. Унаследовав древние традиции воспитания, учителя братских школ утвердили их в новых созданных образовательных учреждениях29.


3.2. Музыкальная деятельность



     Говоря о музыкальной деятельности, стоит сказать, что на высоком уровне во Львовской и Луцкой братских школах было обучение «музыке» (так называли прежде всего хоровое пение). Уже в первые годы существования школы львовские братчики добились от патриарха Иеремии грамоты «на музичное пение, то есть на нотное»30 при церковных службах. В январе 1591 школьни.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44