- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Договорно-правовая основа разделов Речи Посполитой
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011253 |
Тема: | Договорно-правовая основа разделов Речи Посполитой |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права МИНЧУК АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА Договорно-правовая основа разделов Речи Посполитой Дипломная работа студентки 4 курса дневной формы обучения Специальность 1-24 01 01 Международное право Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент Колоцей М.Я. Допущена к защите “___” ___________ 2018 г. Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент Седельник В.В. Гродно, 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 4 ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ СЕРЕДИНЫ 60-Х ГОДОВ XVIII ВЕКА………………………………………………………………………..8 ГЛАВА 2 ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ …………………...…….. 15 2.1 Кардинальные права 1768 года. Барская конфедерация ……….......15 2.2 Договорное закрепление первого раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией и ратификация договора на сейме 1773 года………………………………………………………………………....19 ГЛАВА 3 ВТОРОЙ РАЗДЕЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ…………………………....26 3.1 Законодательная деятельность четырехлетнего сейма (1788 – 1792 гг.). Тарговицкая конфедерация ……………………………………….. 26 3.2 Договор между Пруссией и Россией о втором разделе Речи Посполитой и ратификация договора на сейме 1793 года ……………..31 ГЛАВА 4 ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ……………………..……...38 4.1 Восстание 1794 года и попытки восстановления государственности……………………………………………….………..38 4.2 Договорное закрепление третьего раздела Речи Посполитой 1795 года ……………………………………………………….………………..41 4.3 Отречение Станислава Августа Понятовского от престола……..….44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….50 РЕФЕРАТ Минчук Александра Владимировна ДОГОВОРНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗДЕЛОВ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ Объем работы: 57 листов, 50 использованных источников. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ, РОССИЯ, АВСТРИЯ, ПРУССИЯ, РАЗДЕЛЫ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ, СЕЙМ, ЛИБЕРУМ ВЕТО, КОНСТИТУЦИЯ 3 МАЯ 1791 ГОДА, СТАНИСЛАВ АВГУСТ ПОНЯТОВСКИЙ. Цель дипломной работы – раскрыть причины, договорно-правовую основу, сущность и последствия разделов Речи Посполитой. При написании работы применялись следующие методы: системный, исторический, анализ, синтез, группировка, сравнение и др. Структура настоящей работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цель и задачи исследования. В первой главе дипломной работы раскрывается сущность политического кризиса Речи Посполитой в середине XVIII века и характер государственных реформ 60-х годов. Во второй главе изучено договорное закрепление первого раздела Речи Посполитой. В третьей главе раскрывается законодательная деятельность Четырехлетнего сейма и сущность договора о втором разделе Речи Посполитой. В четвертой главе анализируются попытки восстановления государственности во время восстания Т. Костюшки 1794 года, договорное закрепление третьего раздела Речи Посполитой и отречение Станислава Августа Понятовского от престола. В заключении сформированы основные выводы по дипломной работе. ВВЕДЕНИЕ Разделы Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 годов между тремя европейскими государствами – Австрией, Пруссией и Россией – относятся к историческим событиям, вызывающим и спустя годы много вопросов, в силу своего противоречивого характера. Присоединение территории, уничтожение государства со своей сформировавшейся культурой, правовыми традициями, с самобытным населением выглядит аномалией. Своеобразность разделов в том, что в случае с Польшей изменения, приведшие, в конечном счете, к исчезновению государства, произошли без формального начала войны, методом постепенного поглощения более сильными соседями близлежащих территорий ослабленного государства. Разделы Речи Посполитой представляют собой один из остро обсуждаемых исследователями и политиками вопрос. Спорные мнения вызывает проблема нравственного содержания разделов и передела польских территорий, а также вопрос самого права государств вмешиваться во внутренние дела. Достаточно распространенным является мнение о неотъемлемости территорий, которые объединяла Речь Посполитая, относительно России. Это определяет концепцию, утверждающую, что участие России в разделах было более оправдано, чем участие Австрии и Пруссии. Однако это не делает акт уничтожения польского государства оправданным. А ряд внутренних причин послужил основанием обвинить и саму Польшу в том, что она стала жертвой экспансии. Для отечественных исследователей свойственно определять процесс разделов как закономерный результат противоборства двух славянских народов, тогда как зарубежные историки в большей степени рассматривают польские разделы как акт агрессии. В целом стоит отметить, что наиболее убедительной представляется позиция ученых, достаточное внимание уделивших как внешним, так и внутренним факторам, поскольку именно такая оценка фактов позволяет рассмотреть вопрос объективно и с разных сторон. Основная цель данной работы заключается в раскрытии причин, договорно-правовой основы, сущности и последствий разделов Речи Посполитой. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи: 1) Выявить причины ослабления польского государства, рассмотреть все события и процессы, происходившие как на территории самой Речи Посполитой, так и за ее пределами, послужившие поводом для ее разделов, а также изучить реформы середины 60 годов как попытку вывести страну из политического кризиса; 2) Рассмотреть обстоятельства первого раздела Речи Посполитой – изучить Кардинальные права 1768 года и события Барской конфедерации, их влияние на первый раздел Речи Посполитой, а также документы и события, оформившие раздел 1773 года; 3) Изучить второй раздел Речи Посполитой – определить события, предшествующие данному разделу, а также документы и события, оформившие второй раздел 1793 года; 4) Определить события, ставшие предпосылкой третьего раздела Речи Посполитой, события и документы, оформившие раздел 1795 года, а также показать завершение существования Речи Посполитой как самостоятельного государства. Политические предпосылки в данном случае сыграли роль «катализатора» процессов. Поэтому в первой главе «Политический кризис Речи Посполитой в середине XVIII века: причины, сущность, последствия. Государственные реформы середины 60-х годов XVIII века» раскрываются основные факторы, которые в итоге привели к исчезновению целого государства. При раскрытии обстоятельств первого раздела приводятся внутренние причины, приведшие к разделам Речи Посполитой. Во второй главе «Первый раздел Речи Посполитой» описываются конкретные события, ускорившие процесс ослабления Речи Посполитой и положившие начало разделу государства между Россией, Австрией и Пруссией, и приведшие в результате к первому разделу Речи Посполитой. Второй и третий разделы Речи Посполитой, рассмотренные в третьей и четвертой главах, раскрываются как продолжение процесса. В третьей главе «Второй раздел Речи Посполитой» описывается неудавшаяся попытка вернуть Речи Посполитой утраченную силу путем принятия новой Конституции. Последняя четвертая глава «Третий раздел Речи Посполитой» рассказывает о событиях, имеющий под собой цель спасения Речи Посполитой от последнего раздела, ставшие попыткой восстановления государственности, а также о событиях, завершивших разделы Речи Посполитой и исчезновение ее как самостоятельного государства. В целом хотелось бы отметить, что, учитывая цель работы, основное внимание уделяется событиям и процедурам, оформлявшим достигнутые Россией, Австрией и Пруссией договоренности. Значительное количество авторов склонны связывать разделы Речи Посполитой с глубоким и затянувшимся внутренним кризисом, разложением польского государственного строя, корыстолюбием шляхты, а также использованием Речи Посполитой соседями для территориальных приращений за ее счет. Все это стало возможным в результате злоупотребления шляхтой своими правами и отсутствием сильной центральной власти. Одним из авторитетнейших специалистов по изучаемой проблеме является П.В. Стегний, который рассматривает разделы Речи Посполитой более как результат российского влияния и стремления Екатерины II к достижению своих целей. К числу его трудов относится работа “Разделы Польши и дипломатия Екатерины II” [41]. Среди белорусских исследователей можно выделить труды Т.И. Довнар и А.Ф. Вишневского, изучающих историю государства и права Республики Беларусь, в том числе и в составе различных государственных образований, куда входили белорусские территории, среди которых в том числе Речь Посполитая. Они склонны видеть причины разделов Речи Посполитой в разложении польского государственного строя, внутреннем кризисе Речи Посполитой и вседозволенности шляхты, а также желании соседей увеличить свои территории за счет ослабевшего государства [7], [8], [11], [12]. Среди белорусских исследователей важное место занимают также работы И.А. Юхо. Среди его работ – совместный с А.В. Вишневским сборник материалов и документов по истории государства и права Беларуси, в котором содержатся извлечения из Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 года [8]. Структура работы определена целеполаганием и задачами и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ СЕРЕДИНЫ 60-Х ГОДОВ В течение 20 – 60-х годов XVIII в. Речи Посполитой сложился политический кризис. Бесконечные интриги, борьба магнатских группировок за власть, правительство, не способное принять решения на сейме, малочисленная слабая армия – все это приводило Речь Посполитую в состояние полного развала. Иностранные государства, не желавшие ее усиления, оказывали на Речь Посполитую все более и более значительное влияние. Длительный и глубокий социально-экономический и политический кризис привел к разделам территории Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. Первый раздел произошел в 1772 г. В 1788 г. Четырехлетний сейм принял программу реформ, направленных на укрепление государства. 3 мая 1791 г. была провозглашена Конституция, которая укрепляла центральную власть. Противники реформ создали конфедерацию в Тарговице. Ее поддержала Россия. В 1793 г. произошел второй раздел Речи Посполитой. В ответ часть польской шляхты в марте 1794 г. подняла восстание под руководством Т. Костюшко. После подавления восстания в 1795 г. произошел третий раздел Речи Посполитой. В результате Речь Посполитая перестала существовать как государство. Причины разделов Речи Посполитой заключались, прежде всего, во внутриполитическом положении самого государства. Оно характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Причина политического кризиса Речи Посполитой была заложена на этапе заключения Люблинской унии. С того времени вся история Речи Посполитой – это борьба ВКЛ за сохранение независимости. Это ослабляло и Корону Польскую, и Княжество в экономическом и военном отношении, делало федеративное государство легкой добычей для соседних стран. Второй причиной политического кризиса была религиозная и национальная политика, стремление ополячить жителей ВКЛ, перевести их из православия в католическую веру. В Речи Посполитой в XVII-XVIII вв. господствовало католичество. Униаты, протестанты и православные не пользовались равными правами с католиками. А сочетание национального и религиозного угнетения с феодальным, вызывало крестьянские выступления и подрывало силу государства. Еще одной причиной политического кризиса, подрывающего мощь Речи Посполитой, стала феодальная анархия, которая парализовала деятельность центральной власти. Власть короля ослабла, а большинство сеймов было сорвано, благодаря особому праву шляхты – «liberum veto». Усиливала политическую анархию борьба различных магнатских группировок, которая нередко принимала формы войны в масштабах государства. Обращение разных группировок с просьбами о помощи к соседним странам, создание конфедераций, падение нравов шляхетского сословия, неспособность власти консолидировать государство, а также постоянные войны - все это ослабляло Речь Посполитую. Экономический и политический кризисы ослабляли также и военную мощь государства. Армия Речи Посполитой во многом уступала войскам других государств. Преобразования армии не происходило по трем основным причинам: 1. Содержать пехотные полки опасно тем, что придется обучать крестьян военному делу. А это может привести к бунту крестьян против шляхты. 2. Содержать постоянную армию – значит усиливать королевскую власть, что может привести к посягательству короля на шляхетские привилегии. 3. Содержание подобной армии требовало крупных денежных средств, в то время как шляхта не желала платить в казну. К экономическому же кризису привело угнетение крестьян и низкая заинтересованность в результатах своего труда в условиях крепостного права [14, с.114]. Главными носителями феодальной анархии в Речи Посполитой стали крупные магнатские роды. Их позиции, конечно, были сильно подорваны в ходе Северной войны, однако в их руках все равно оставался большой фонд государственных земель, что позволяло им в обстановке общего экономического упадка не только сохранить, но и укрепить свое ведущее политическое и экономическое положение. Речь Посполитая не могла больше играть крупной политической роли в Европе. Она все более скатывалась на позиции бессильного зрителя развивавшихся вокруг нее событий [18, с. 195]. В Речи Посполитой сложилась такая ситуация, когда шляхетская демократия вела к ослаблению центральной, королевской власти. Шляхта активно использовала право «liberum veto» (запрещаю), по которому один депутат мог заблокировать любое решение и даже сорвать работу сейма. С 1634 по 1762 гг. почти все сеймы были сорваны, они не приняли никаких решений [22, с. 76]. В это время росла роль поветовых и воеводских сеймов. Они присваивали функции законодательной и судебной власти, вводили новые налоги. Королевская казна постоянно ощущала нехватку денег, короли находились в большой зависимости от магнатов, которые имели свои войска. Решающее влияние на польские дела оказывала в это время Россия. Ее влияние особенно укрепилось после того, как русской дипломатии удалось выступить в качестве посредницы между Августом II и польскими феодалами, среди которых дело едва не дошло до вооруженной борьбы. Россия выступила против абсолютистских претензий Августа и поддержала оппозиционную польскую шляхту. В результате вмешательства России состоялось соглашение между королем и его противниками. Саксонская армия должна была покинуть территорию Речи Посполитой. Коронная армия сокращалась до 18 тысяч человек, литовская – до 6 тысяч, а всего 24 тысячи человек [18, с. 197]. Серьезно ограничивалась власть гетманов. Соглашение это без всяких изменений и без прений было утверждено сеймом 1717 г. Сейм длился всего один день – 1 февраля. Во избежание срыва, кроме маршала Тарногородской конфедерации, открывшего заседание, а также оглашавшего законопроект чтеца, на нем никому не было дано слова, в связи с чем, сейм получил название «немого» [22, с. 77]. Война за Польское наследство 1733 - 1734 годов, спровоцированная попыткой Франции воспользоваться очередным "межкоролевьем" в Речи Посполитой, чтобы посадить на польский трон своего ставленника Станислава Лещинского, серьезно упрочила русско-австрийское взаимопонимание в польских делах, базировавшееся на сохранении на польском троне саксонской династии Веттинов. Несмотря на двойственную позицию Пруссии в период войны за "польское наследство", в целом выдержал в тот период испытания и подписанный в 1732 году союзный договор "трех черных орлов" [19, с. 140]. Трактат оформлял договоренность России, Австрии и Пруссии сохранять в Речи Посполитой состояние сложившегося кризиса. В нем они обязались возвести на польский и литовский трон после смерти Августа II кандидата, который устроил бы все стороны. Предусматривалось размещение вдоль границ Речи Посполитой войск трех государств и применение всех возможных мер для избрания короля, который «мог бы сохранить мир и добрые отношения с соседними государствами» [19, с. 144]. Развертывание войск на границах Речи Посполитой оправдывалось защитой польской свободы и права на свободный выбор правителя, чтобы иностранные державы не могли повлиять на «честный и справедливый» выбор правителя, однако его главная цель заключалась в том, чтобы предотвратить расширение польско-саксонского союза [50, с. 135]. Ослабленная Речь Посполитая теряла свое международное значение. Она становилась добычей для своих более сильных соседей – России, Австрии и Пруссии. Главным поводом для вмешательства во внутренние дела Речи посполитой стал “диссидентский вопрос” – вопрос о полном уравнении в правах диссидентов с католиками. В 1762 году Россия направила в Речь Постолитую своего посла с целью помочь польским подданным православного вероисповедания, подвергавшихся преследованиям со стороны католиков и униатов. Также ему давались указания о восстановлении в Речи Посполитой “русской партии”, полагаясь на доброжелателей России, среди которых были Чарторыйские. На Станислава Понятовского, как на представителя клана Чарторыйских, возлагались большие надежды [39, с. 158]. Чарторыйские могли расчитывать на поддержку четвертой части шляхты, а их основными соперниками в борьбе на престол была партия гетмана Браницкого, поддерживаемого Францией. Дабы избавится от соперников Чарторыйские сделали ставку на открытую поддержку со стороны России. Россия, заручившись поддержкой прусского короля Фридриха II, объявила Понятовскому, что готова поддерживать его в борьбе за престол, лишь в случае, если он во время своего правления будет сохранять преданность Российской империи, почитать интересы России и исполнять ее намерения. Избрание Понятовского могло иметь место, лишь при исполнении им всех предъявленных требований [39, с. 163]. 26 апреля 1764 года в Варшаве состоялся конвокационный (т.е. определивший процедуру выборов) сейм, на котором присутствовали российские войска, в следствии чего сторонники Браницкого покинули сейм в знак протеста. Сейм признал императорский титул Екатерины II и королевский титул Фридриха II, Браницкий был лишен гетманства, которое было передано князю Адаму Чарторыйскому, что в свою очередь усилило положение Чарторыйских. Итогом стало единогласное избрание 7 сентября 1764 года на коронационном сейме Станислава Понятовского королем Речи Посполитой под именем Станислава Августа [39, с. 164]. Новый монарх пришёл к власти с твёрдым намерением реформировать жизнь страны, находящейся в затяжном кризисе и уже успевшей стать марионеткой в политических играх соседей. Станислав Август выступил с программой умеренных экономических и политических реформ. Сторонники реформ рассчитывали на создание конфедерации; они стремились постепенно ограничить «liberum veto» с тем, чтобы голосование в сейме проводилось большинством голосов. Их целью было упорядочить доходы казны, увеличить численность и эффективность армии (введя новые виды оружия и заменив кавалерию пехотой) и, прежде всего, улучшить систему государственного управления в Речи Посполитой. Реформы должны были опираться на постоянный совет резидентов и реализацию принципа коллегиальности министров. Была осуществлена реорганизация трибуналов и частных таможенных сборов, ограничена власть гетманов. Нацеленные на улучшение системы государственного управления проекты, предлагавшиеся для обсуждения на созванных в форме конфедераций сеймах 1765 и 1766 гг., не нашли в шляхетской среде понимания и поддержки, более того вызвали недовольство как со стороны польских феодалов, так и со стороны правительств России и Пруссии [45, с. 262]. Активно разрабатывались законы, имевшие целью поддержать развитие экономики, для чего был создан государственный монетный двор; были предприняты действия по улучшению положения городов, средств сообщения, а также по увеличению доходов казны. Терпение оппозиции иссякло, и она начала интриговать одновременно в Берлине и Петербурге. На введение генеральной таможенной пошлины Фридрих ответил наложением 10-процентного сбора на торговлю по Висле, вынуждая Понятовского отказаться от принятых решений. Екатерина действовала гораздо медленнее, но зато более эффективно, используя зависть магнатов и настроения апатии в шляхетской среде. Для последней более веским было обвинение короля в попытках осуществить деспотический переворот, чем аргумент о всевластии русских посланников. Поэтому, стремясь сместить Станислава Августа с престола, оппозиция не обращала внимания на его попытки освободиться от влияния России и первая обращалась за помощью к Екатерине [41, с. 160]. Императрица сумела этим воспользоваться, углубляя пропасть, пролегавшую между королем и шляхтой. Для достижения гегемонии в Речи Посполитой Екатерина выбрала так называемый диссидентский вопрос. Встав на защиту прав протестантов и православных, она получила удобный предлог, которым на международной арене пользовалась также Пруссия. Мнение о польской нетерпимости, равно как и о польской анархии, поддерживалось благодаря значительным денежным субсидиям и распространялось по всей Европе, ибо оно отвечало сложившимся в рамках абсолютизма стереотипам. Екатерина II подняла вопрос об иноверцах не из страха перед возрождением Польши, но потому, что это был удобный способ подготовить европейское общественное мнение к неслыханной и кощунственной формуле разделов «во имя Пресвятой Троицы» [45, с. 263]. Политический кризис Речи Посполитой был обусловлен отсутствием сильной центральной власти и ростом политического влияния магнатской олигархии, в зависимость от которой попала мелкая шляхта. Работа единственного центрального органа государства – вального сейма – была фактически парализована обычаем "liberum veto". Власть выборных королей была ограниченной и слабой. Среди магнатов и шляхты сложилось убеждение, что для шляхетских свобод большую опасность представляет собственный король, чем чужое государство. Политическая жизнь переместилась на местные сеймики, что привело к окончательной децентрализации государства. Все попытки проведения реформ не были приняты польской шляхтой, так как, по ее мнению, это существенно ограничивало их права. ГЛАВА 2 ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ 2.1 Кардинальные права 1768 года. Барская конфедерация В 1766 г. вопрос о разделах Речи Посполитой еще не обсуждался. При поддержке России в 1767 г. в Слуцке и при поддержке Пруссии в Торуни были созваны конфедерации, которые потребовали от правительства уравнения в правах с католиками православных и протестантов. Инспирируемые Россией «диссидентские» конфедерации в Слуцке и Торуне значения не имели, но вызвали со стороны оппозиции ответные действия, направленные против короля и реформ. Созданная в Радоме (июнь 1767 г.) конфедерация оппозиционеров-католиков под предводительством Кароля Радзивилла получила массовую поддержку шляхты, которая надеялась с помощью России сместить Понятовского с престола. После того, как на территорию Польши были введены значительные военные силы, конфедератов заставили объединиться в конфедерацию не против короля, а вокруг него. Был созван сейм 1767 г., который был направлен против начинаний реформаторов и действовал вопреки намерениям оппозиционеров — и в то же время с согласия всех, не исключая и самого короля. На Сейме 1767 г. была созвана комиссия для подготовки решения об уравнении в правах всех христиан. В результате деятельности комиссии в следующем году был заключён договор с Россией о свободе вероисповедания и расширении прав православных и протестантов. Однако принятые ранее законы были существенно ограничены, а за иноверцами признавались значительно более скромные, чем провозглашавшиеся ранее, права [45, с. 264] Кульминацией событий стало принятие сеймом гарантий императрицы, названных «Кардинальными правами». Такое название получила система правовых норм Речи Посполитой, закрепленных в качестве нерушимых принципов. Фактически эти нормы явились результатом компромисса между королем, сенатом (аристократией) и рыцарством (шляхтой). Все три стороны считались равноправными, никто из них не мог присвоить себе абсолютную власть. Принцип выборности короля был объявлен «главным фундаментом и матерью свободы шляхетского сословия». Король являлся гарантом такого устройства государства, признанного идеальным. Кардинальные права шляхты включали: право выбора короля, право на неповиновение королю в случае нарушения им «шляхетских вольностей», исключительное право на занятие государственных должностей, неприкосновенность земельных владений и ряд других прав. Власть короля ограничивало требование получать согласие сейма по всём важнейшим вопросам. К этому надо добавить принцип «liberum veto», означавший принятие важных решений на сеймах не большинством голосов, а единогласно (впервые этот принцип был применен на сейме 1652 г.). [12, с. 125] Основы кардинальных прав были сформулированы в 1572-1573 гг. при избрании королем Генриха Валуа — в виде «Пакта конвента» и «Генриковых артикулов». В 1632 г. при избрании королем Владислава IV Ваза их объединили в один пакет. Сейм 1767-1768 гг. развернул Кардинальные права до 24 пунктов, когда как «Генриховы артикулы» содержали лишь 21, среди которых также говорилось, что король без согласия шляхты не может вводить новые налоги или пошлины, вводить новые или ликвидировать существующие государственные должности, направлять в другие государства послов или принимать послов из других государств, решать вопросы о войне и мире, собирать войска. [46, с. 229] Именно Кардинальные права обусловили уникальность Речи Посполитой как государства шляхетской демократии, не имевшего аналогов нигде в мире. С этого момента роль католической религии, свобода элекции, равенство шляхты, право отказывать королю в послушании, liberum veto, уния с Литвой, особые привилегии Пруссии, политическая и экономическая монополия шляхты и ее власть над крепостными — все это не могло быть нарушено или изменено без согласия страны-гаранта. Демонстрации военной силы оказалось достаточно, чтобы с помощью польских же сил привести Речь Посполитую к полному послушанию [45, с. 264]. Реакция на провал политики, нацеленной на обретение самостоятельности, была двоякой. Более проницательные и благородные умы, к числу которых принадлежал и король, с определенного момента стали понимать, что необходимо менять само шляхетское сознание. Этой цели служили и создание Collegium Nobilium, и проведение реформы образования. Из идеи воспитать новое поколение сознательной элиты родилась и созданная королем в 1765 г. Рыцарская школа, из стен которой вышли Тадеуш Костюшко и Юлиан Урсын Немцевич. Для формирования нового сознания требовалось время, а тогда даже лучшие сыны народа были не в состоянии понять глубину опасности и возвыситься личными и сословными . В февраля 1768 года в была образована , призывавшая к больбе восстановления главенства религии и отмену дисседентов [18, с. 320]. Генезис конфедерации коренится в ситуации Речи . Ее провозгласили поспешно, не обещанного вывода войск, не действий в масштабе и не получив извне; и в дальнейшем конфедерации были как в политическом, и в военном плане. о вооруженном выступлении России в защиту и католической традиций о том, что шляхты претерпели . Но одной готовности действовать, мужества и жертвенности недостаточно. Особенно хватало политического и решительности. Серьезным промахом стало, всего, выступление короля [46, с. 265]. Барская пыталась противоречиво вокруг себя сторонников реформ, против иностранного во внутренние и стремления Екатерины превратить Речь в нечто вроде Российской империи, и консервативных противников перемен [42, с. 107]. После в 1768 году Турцией с Россией, конфедераты на легкую , также они к моменту уже финансовой помощью , а Австрия предоставила убежище руководителям . Однако шляхетские вели себя , будто они не в собственной , а вне ее. опустошали земли, крестьян, терроризировали , что отталкивало от конфедератов [18, с. 320]. показали, что оседлавшая своих шляхта еще представляет собой силы. Уже в фазе военных весной 1768 г. русские и войска без разгромили доблестных, неподготовленных конфедератов. временем поражение , к которым Россия как к лишенным прав бунтовщикам, остановили движения. с новой силой в Короне и Литве в 1769 г., гневом против насилия и надеждой вмешательство извне. дипломатия склонила выступить против и в защиту Польши. на внутренние , в конце 1769 г. было верховное руководство . Оно размещалось, правило, в габсбургских и пыталось координировать действия, искать , оружие и французских . Последние достигли организационных успехов, партизанские отряды в войсковые формирования, немногочисленные русские без труда недисциплинированных конфедератов [45, с. 265]. 1770 стал годом военных успехов . Победы в войне Турции по предопределили исход в пользу России. В 1770 года в Польшу борьбы с Барской был введён контингент русских . Кроме этого предпринята попытка конфедератов, пообещав уступки в диссидентском , однако это привело к необходимым результатам [41, с. 124]. Россия сумела в полной овладеть ситуацией и действенную систему , а потому стала к прусской концепции . Полностью подавить удалось в 1772 году репрессиями [46, с. 266]. Данные показали, что , хоть и не в мере, понимала , которую представляло вмешательство России внутренние дела Посполитой. Введение прав фактически все возможные положительных реформ в Посполитой, которые бы помочь из сложившегося , а уравнение диссидентов в с католиками давало возможности вмешательства, в числе и вооруженного, защиты прав , в случае, если признает нарушение прав. 2.2 Договорное первого раздела Посполитой между , Австрией и Пруссией и договора на 1773 года Изучая русско-прусско- переговоров о первом Польши, необходимо , что из вариантов реализовывались , которые в наибольшей отвечали стратегическим лишь одной держав-участниц – . Еще в 1752 г. Фридрих – Прусский Король – присоединение польской одним из условий самого существования своего . Под польской он понимал между Западной и отделенных от провинций земель Пруссии. Такая и обусловила его роль в отстаивании трех держав – раздела [40, с. 107]. Впервые о разделе Польши высказала по Семилетней войны (1756 - 1763 .), когда Польша смерти Августа осталась без короля. Однако предложение было отклонено Россией. объяснение по раздела Польши в ходе поездки прусского короля Генриха в Петербург в 1770 – январе 1771 гг. поездка не спонтанной, а готовилась, крайней мере, с 1770 годов. Переговоры Генриха в Петербурге ключевой эпизод раздела детально в исторической литературе [40, с. 110]. о разделе Польши поднят Екатериной в с принцем в конце . С этого разговора и прямые контакты Россией и Пруссией о Польши, к которым с 1771 года присоединилась и . Сам Генрих , что обсуждал с план раздела в мельчайших деталях, на столе , на которой отмечено, какие могли бы себе Пруссия и [40, с. 111]. С апреля 1771 года переговоров о разделе перешла в руки II, однако в с австрийским послом утверждал, что раздела исходила России, нейтрализуя самым возможные претензии к Пруссии, угрозой вооруженного . Наиболее важную переговоров по вели в Петербурге. К 1771 года русско- договоренности по были в основном . Согласившись с основными Фридриха II ( Пруссия), Екатерина на том, из них исключены Данциг и . Передача Данцига означала бы удушение Польши [40, с. 115]. II настаивал вероятного, как утверждал, сопротивления разделам, на занятии российскими и войсками присоединившихся Польши. В этих было принято о прямых контактах с . В качестве территориальной за согласие присоединение Польской к владениям Фридриха , в Вене захотели обратно часть , захваченной Фридрихом в 1740 и графство Глац. Австрии распространялись на Сербию с и часть Боснии, не устраивало [40, с. 116]. В основу переговоров, на полгода, положен принцип равенства присоединявшихся . Екатерина настаивала том, чтобы и посл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: