VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Логопедическая работа по коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012041
Тема: Логопедическая работа по коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Содержание
     Министерство образования и науки Российской Федерации
     федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
     высшего образования
     «Оренбургский государственный педагогический университет»
     
    Институт педагогики и психологии
     
     Кафедра специальной психологии
     
     
     
     КОЛЬЦОВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
     
     Логопедическая работа по коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
      (выпускная квалификационная работа) 
    
     Квалификация – бакалавр
     Направление подготовки – 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
     Направленность – Логопедия
     Форма обучения – очная
      
      
     РУКОВОДИТЕЛЬ     _________________    А. А. Воронова
                                                                           подпись                       И.О. Фамилия
     «____»__________ 2018 г. 
     
     Нормоконтроль пройден   _____________    А. Д. Насибуллина 
                                                                            подпись                       И.О. Фамилия
     «____»__________ 2018 г. 
     
     ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ 
     
     зав. кафедрой специальной психологии 
                                                    
     «____»__________ 2018 г. _____________   Ю. А. Королева 
                                                                               подпись                     И.О. Фамилия
     
     
     
     
     Оренбург, 2018
     Оглавление
     Введение	3
     Глава 1. Теоретические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи	6
     1.1.Формирование звукопроизношения в онтогенезе	6
     1.2.Нарушения произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня	9
     1.3.Методы коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи	14
     Выводы	16
     Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции нарушений произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи	23
     2.1. Методы и организация исследования	23
     2.2. Анализ состояния уровня произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи	27
     2.3. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи	31
     2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ	34
     Выводы	37
     Заключение	40
     Список литературы	42
     
     

     Введение
     
     На сегодняшний день существенной проблемой общества является ухудшение физического и психического здоровья детей, чему способствовали социальные и экологические проблемы. Особенно отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, которые нуждаются не только в исправлении имеющихся речевых недостатков, но и в развитии познавательных процессов и сенсорных представлений.
     Овладение правильным звукопроизношением является одним из ключевых звеньев подготовки к успешному обучению в школе. Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой доказано, что 25-30% учащихся, испытывающие значительные речевые трудности, не способны полностью усвоить программу массовых дошкольных учреждений, испытывают трудности в овладении чтением и письмом.
     Существует несколько видов неправильного произношения звуков: сигматизм - при нарушении в группах свистящих и шипящих, ротацизм - при нарушении произношения звука [р], ламбдацизм - при нарушении произношения звука [л], каппацизм - при нарушении произношения задненёбных, йотацизм – при нарушении произношения звука [й]. Для нарушения озвончения и смягчения особых терминов нет.
     На искажения сонорных звуков приходится в общей сложности около 37% от всех видов нарушения звукопроизношения в дошкольных учреждениях. 
     Неправильное звукопроизношение может являться психологическим фактором, препятствующим успешному обучению, и сочетается с недоразвитием фонематического слуха, что на письме и при чтении проявляется в специфических ошибках. Необходимость изучения особенностей нарушения произношения сонорных звуков старшими дошкольниками обуславливает социальную актуальность нашего исследования.
     Педагогической теорией и практикой доказано, что произношение сонорных звуков у детей с общим недоразвитием речи играет особую роль (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и др.). Между тем, следует отметить, в научных исследованиях рассматриваемая проблема представлена фрагментарно. 
     Актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с тем, что в данный момент наблюдается недостаточная разработанность методов и приемов по произношению сонорных звуков у старших дошкольников с  общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
     Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность логопедической работы, направленной на преодоление нарушений произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
     Объект исследования: звукопроизношение сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
     Предмет исследования: особенности логопедической работы по коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
     1. На основе теоретического анализа научных работ по проблеме исследования изучить возможности логопедической работы по коррекции нарушений произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
     2. Экспериментально исследовать особенности произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
     3. Разработать, апробировать и оценить эффективность логопедических занятий по коррекции нарушений произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
     Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования.
- Эмпирические методы: изучение медико-педагогической документации детей, педагогический эксперимент, включающий констатирующий и контрольный этапы.
- Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
      Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные занятия по логопедической коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в работе учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций.
     База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №65» г. Оренбурга.
     
Глава 1. Теоретические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
     
     
1.1  Формирование звукопроизношения в онтогенезе
     
     Ребенок начинает освоение языка с освоения звуковой формы выражения языкового знака. Освоение артикуляции звуков речи — очень сложная задача, и хотя ребенок начинает «упражняться» в произнесении звуков уже с полутора - двухмесячного возраста, для овладения речепроизносительными навыками ему требуется около трёх - четырёх лет. У всех детей, развитие которых идёт в норме, существует определенный порядок в освоении звуковой формы языка и в развитии предречевых реакций: гуление, «свирель», лепет, «модулированный лепет». А. Леонтьев процесс формирования речевой функции в онтогенезе делит на ряд последовательных периодов: 
* 1-й — подготовительный (с момента рождения до года); 
* 2-й — преддошкольный (от года до 3 лет); 
* 3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет); 
* 4-й — школьный (от 7 до 17 лет) [22]. 
     1-й - подготовительный этап (с момента рождения до года): на этом этапе появляется первая голосовая реакция ребёнка – крик. Плач и крик  ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. А.Н. Гвоздев крики новорожденных описывал, как звук гласного типа разной степени открытости. Крик невозможно развить на отдельные элементы и выделить в нем те или иные звуки. Так же было отмечено, что определяющей в онтогенезе речевой деятельности является артикуляционная сложность звуков [21]. 
     К 2-3-м месяцам жизни появляется – гуление. Гулением специалисты называют звуки, которые напоминают гласные ([а], [о], [у], [э]), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные ([и], [м], [б]), обусловленные актом сосания, и  заднеязычные ([г], [к], [х]), связанные с физиологическим актом глотания. Период «гуления» отмечается у всех детей [34]. 
     В периоде, между 4 - 5 месяцами жизни ребёнка появляется следующий этап предречевого развития - лепет. Гуление начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологическая система слогообразования. К 5-6-ти месяцам жизни ребенок начинает уже по несколько минут подряд ритмически повторять слоги.
      В 10-12 месяцев эти слоговые цепочки становятся короче и ребенок начинает уже произносить "слова", которые образовались путём повторения одного и того же слога. 
     К концу 2-го года жизни формируется элементарная фразовая речь - это 2-3 слова. 
     2-й - преддошкольный (от года до 3 лет): в этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Характерным для этого этапа является повышенное внимание ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. 
     На 3-ем году жизни ребенок с лёгкостью произносит все гласные звуки, кроме [ы]. До трёх лет читаются допустимыми дефекты смягчения и оглушения. Не умение произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, [р]- [р'], [л]-[л'] эти звуки ребёнком заменяются, либо пропускаются [21]. 
     Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Дети лучше запоминают слова, простые по звучанию и структуре. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов: 
* механизм подражания словам окружающих; 
* сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи; 
* хорошие условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми). 
     Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий. 
     Уже в 2,5—3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы. 
     К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используют структуру простого распространенного предложения и употребляют при этом наиболее простые грамматические категории речи. 
     3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет): Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. 
     В 3 года появляется умение произносить согласные. Появляются в правильном произношении свистящие, но смягчение и оглушение ещё не освоено. 
     К 4 годам появляются шипящие, уходят дефекты оглушения и смягчения. 
     Уже в начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить сонорные звуки [л], [л']. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза, это звуки [р], [р'] и аффрикаты [ц], [ч]. 
     В первую очередь у детей в онтогенезе формируются звуки: [а], [о], [и], [м], [т'], [д'], [д], [б], [и]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], М, [р] [50]. 
     Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат. 
     Артикуляционная база, звуковая структура речи в онтогенезе постепенно формируется, нормализуется к пяти годам при нормальном психоречевом развитии ребенка. В дошкольный период активно формируется фонетическая сторона речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и начинаются при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь [36].
      4-й — школьный (от 7 до 17 лет): Продолжается совершенствование связной речи. Дети осознанно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, всецело овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь [21].
     Усвоение правильного произношения сонорных звуков происходит в течение длительного времени (от 1 года до 6 лет). Начиная со второго полугодия в лепете появляется довольно ясный звук [м]. К концу года появляется звук [н]. К третьему году – звук [й]. Звуки [л] и [р] усваиваются только к 6-7 годам.
     Таким образом,  формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. В онтогенезе звукопроизношения встречаются замены, смешения, исключением являются искажения, пропуски. 
     
     1.2 Нарушения произношения сонорных звуков
     у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
     
     Проблеме общего недоразвития речи уделяли внимание Г.И. Жаренкова [3], Г.А. Каше [8], Р.Е. Левина [12] и другие исследователи, которые понимали под ней такую форму речевой патологии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы (как звуковой, так и смысловой стороны речи), а для детей характерно наличие нормального слуха и первично сохранного интеллекта [7]
      Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина приводят следующее определение: «Общее недоразвитие речи - это такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи» [6]. Для данного речевого нарушения характерны аграмматизмы, нарушения звукопроизношения, дефекты фонемообразования, позднее появление речи, выраженное отставание в формировании лексико-грамматического строя, бедный словарный запас.
     Самыми распространенными недостатками речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются нарушения звукопроизношения. Рассмотрим нарушение произношения сонорных звуков.
     Различают три формы нарушения звуков:
* искаженное произношение звука;
* отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его;
* замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. 
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком. Поэтому звук искажается, произносится неточно. Поэтому звук искажается, произносится неточно. Фонема звучит искаженно, неточно, но это не влияет на смысл слова и поэтому такие нарушения называются фонетическими.
     Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между [р] и [л]). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им определение фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, «рак» звучит как «лак», «рожки» – как «ложки».
     Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми.
     При фонематических нарушениях большое внимание уделяется развитию речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха. 
     Недостатки произношения звуков [л], [ль] называют ламбдацизмами
     (искажения) или параламбдацизмами (замены другими звуками).
     Среди ламбдацизмов распространено искажение звука, при котором произносится двугубный сонорный звук наподобие краткого [у].
     При межзубном произношении звука [л] слышится правильный звук, только его артикуляция немного изменена: кончик языка не поднимается за верхние резцы, а выходит наружу между зубами.
     Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Слышится 2 нечетких звука: [нг]. Это и есть носовое произношение.
     Среди  параламбдацизмов встречается замена звука [л]звуками [й], [у], [ы], [в]  Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.
     При замене звука [л] на звук [й] кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки языка выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться.
     При замене звука [л] звуком [у] активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык.
     Когда звук [л] заменяется звуком [ы], задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен.
     При замене звука [л] звуком [в] к верхним резцам двигается нижняя губа, язык не принимает участия в образовании звука.
     Звук [ль] нарушается очень редко. Обычно наблюдается полумягкое произношение или замена звуком [й].
     Недостатки произношения звуков [р], [рь] называется ротацизмами (искажения) и параротацизмами (замены).
     Среди ротацизмов встречается велярное или увулярное нарушение звука [р], щечное, боковое, горловое, носовое, одно-ударное, «кучерское» произношение звуков. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.
     При увулярной артикуляции вибрирует только маленький язычок, вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.
     При боковом артикулировании вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит дыхательная струя, в результате произносится звук, в котором как бы сливаются [р] и [л].
     При щечном произношении щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.
     При одноударном звуке [р] отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке. Его иногда называют проторным.
     При «кучерском» произношении вибрируют сближенные губы.  При горловом произношении вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука [р] считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.
     При носовом произношении воздушная струя выходит через нос, а не через рот, кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянут в глубь рта. Носовое произношение по звучанию похоже на сочетание [нг].
     Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р'] звуками [л], [й], [ы], [в].
     При замене звука [р] звуком [л] язык поднят кверху, но его кончик, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижимается к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторонам языка.
     При замене звука [р] звуком [й] поднимается средняя часть спинки языка, а кончик остается внизу неподвижным.
     При замене звука [р] звуком [ы] большое значение в артикуляции имеет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут в глубь рта.
     При замене звука [р] звуком [г] активное участие в артикуляции принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом, — в этот момент слышится звук [г], переходящий в [х] при опускании задней части спинки языка.
     При замене звука [р] звуком [в] артикуляция осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в которую проходит воздушная струя, язык не принимает участия в произношении.
     Дефекты произношения полугласного звука [й] носят название йотацизм. Звук [й] употребляется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слога. Указанные два значения звука [й] получают несколько разное выражение при дефектах произношения звука.
     Дефекты произношения: 
* звук [й] не произносится совсем (мой-мо; яма-ама); 
* [й] заменяется [и] (мой - мои; яма - иама); 
* [й] заменяется [ль] (чай - чаль; яма - лямо). [13]
     Таким образом, для достижения желаемого эффекта, нужно точно знать уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы: ставить звук, автоматизировать – постепенно вводить в речь, проводить дифференциацию с другим звуком.
     
     1.3 Методы коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
     
     Коррекция нарушений звукопроизношения - система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления и восприятия  фонем и развитие речи.
     Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии достаточно разработана. Очень много сделано в этом отношении профессором Ф.А. Рау, профессором М.Е. Хватцевым. Изучением, коррекцией и устранением недостатка произношения в разное время занимались многие ученые, в том числе М.А. Александровская, А.Г. Богомолова, К.П. Беккер, Л.С. Волкова, А.С. Герасимова, Г.В. Гуровец, Л.Н. Ефименкова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, М. Совак, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская [2, 3], которые считают, что : «Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, напротив они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение». Ученые установили, что не только устойчивые недочеты произношения более трудных по артикуляции звуков, но нередко и сравнительно не стойкие недостатки более легких звуков без логопедической работы не исчезают. Даже при правильном подражании необходимо такое произношение автоматизировать в самостоятельной речи.
     Работа по формированию правильного произношения состоит из разделов:
* обследование речи детей;
* развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
* занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка, т.е. это последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);
* предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
     При логопедическом обследовании детей сначала необходимо детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки всех его органов: губ, языка, зубов, челюсти, неба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в строении, соответствует ли оно норме. Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребёнку предлагают выполнить различные задания по подражанию или речевой инструкции, при этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикул аппарата, их плавность, а также на сколько легко осуществляется переход от одного движения к другому. В результате обследования должно быть выявлено умение ребёнка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи; недостатки звукопроизношения: замена, смешение, искажение, отсутствие, изолировано, в словах, фразе, как произносит слова разной слоговой структуры перестановки, выпадения. Для обследования произношения звуков в словах используется набор специальных картинок. После проверки состояния звукопроизношения необходимо выяснить, как ребёнок воспринимает их на слух, как различает.
     Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели. Существуют разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: М.Е. Хватцев выделяет - 4 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева - 3 этапа, Ф.Ф. Рау - 2 этапа. Исходя из целей и задач логопедического воздействия выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения: подготовительный, этап формирования произносительных умения и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков.
     
     
     Выводы
     
     Одна из важнейших сторон, характеризующих правильную речь ребенка - это звукопроизношение, которое представляет собой основу речи человека.
     Период дошкольного возраста - это сензитивный период для интенсивного становления и развития речи ребенка и, в частности, овладения правильным звукопроизношением. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
     У большинства детей звукопроизношение к концу дошкольного периода достигает языковой нормы, ребенок овладевает уже развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.
     Дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стабильность неправильных форм произношения характерны для случаев патологии. Такие нарушения проявляются в искаженном произношении звуков речи, заменах одних звуков другими, смешении звуков, а также их пропусками. Это зависит от вида речевого нарушения.
     В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Знание законов развития речи детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и выбора соответствующей коррекционно-воспитательной работы по преодолению данной речевой патологии.
     При благоприятных условиях обучения и коррекции дети способны приобретать определенные навыки самоконтроля и самокоррекции в области звукопроизношения, и помочь им в этом могут различные педагогические средства, современные усовершенствованные методы логопедического воздействия, вырабатывающие устойчивые навыки правильного звукопроизношения и повышающие эффективность коррекционной работы.
     При этом логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. Для дошкольников с нарушением звукопроизношения эффективным средством являются дидактические игры.
     

     Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции нарушений произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
     
     
     2.1  Методы и организация исследования
     
     Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №65» г. Оренбурга.  В нем приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет. Из них 3 девочки и 7 мальчиков. Все дети, участвующие в эксперименте, являются воспитанниками логопедической группы и имеют диагноз: общее недоразвитие речи (III уровень).
     Анализ теоретических положений исследуемой проблемы позволил сформулировать цель опытно-экспериментальной работы, заключающуюся в выявлении эффективности занятий, направленных на логопедическую коррекцию сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
     Объект исследования: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (III уровень).
     Предмет исследования: коррекция произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
     Гипотеза исследования: логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения сонорных звуков будет эффективной, если:
* определены варианты нарушения произношения сонорных звуков; 
* определены методы постановки и коррекции нарушений сонорных звуков; 
* изучено состояние речевого развития детей с нарушенным звукопроизношением; 
* разработан план коррекционно-логопедической работы.
     Исходя из вышесказанного, мы выделили задачи опытно-экспериментального исследования:
     1. Определить состояние произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
     2. Провести коррекционную работу, направленную на развитие правильного произношения сонорных звуков у детей с общим недоразвитием речи.
     3. Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности логопедической работы по коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
     Время проведения исследования: исследование проводилось в три этапа в период с сентября по ноябрь 2017 г.
     Для обследования функций артикуляционного аппарата использовались задания методики Н.М. Трубниковой  [18].
     Цель: изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата.
     Оборудование: зеркало для ребёнка и логопеда.
     Задание №1. Исследование функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу.
     Содержание: 
* сомкнуть губы; 
* округлить губы, как при произношении звука «о», — удержать позу под счет до 5; 
* вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5; 
* сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу под счет до 5;
     Отмечаются: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.
     Задание №2. Исследование двигательной функции челюсти проводится по показу, затем по словесной инструкции.
     Содержание:
* широко раскрыть рот, как при произношении звука «А», и закрыть;
* сделать движение нижней челюстью вправо;  сделать движение влево;
* выдвинуть нижнюю челюсть вперед
     Отмечаются: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации: движение не удается.
     Задание №3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции.
     Содержание:
* положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5;
* положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5; 
* переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; 
* сделать язык « лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким);
     Отмечаются: выполнение правильное; движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, «тремор» гиперкинезы, истощаемость движений, саливация; удерживается ли язык в определенном положении; движение не удаётся.
     Задание №4. Исследование двигательной функции мягкого нёба.
     Содержание: 
* широко открыть рот и чётко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое нёбо поднимается); 
* провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому нёбу (в норме должен проявиться рвотный рефлекс) ;
* при высунутом между зубами языке надуть щёки и сделать сильный выдох, как будто задувается пламя свечи.
     Отмечаются: выполнение правильное; объём движений ограничен; наличие содружественных движений, гиперкинезов, саливации; малая активность нёбной занавески; движение не удаётся.
     Задание №5. Исследование продолжительности и силы выдоха.
     Содержание:
* сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.); 
* сделать выдох на лёгкий предмет (пушинку, листок бумаги и т.д.)
     Отмечаются: выполнение правильное; выражен период включения в движение; истощаемость движений; движения выполняются в неполном объёме, замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удаётся; движения не выполняются.
     Для обследования звукопроизношения использовался альбом О.Б. Иншаковой. [15]
     Цель: определить уровень развития звуковой стороны речи детей. Материал: предметные картинки на соответствующие звуки 
     Методика проведения: На каждый проверяемый звук предлагается предметные картинки. В названии предметов, изображенных на картинках, обследуемый звук находится в трёх разных позициях: начало, середина, и в конце слова. 
     Ребенку последовательно показывают картинки и предлагают назвать, что на ней изображено. 
     Если ребенок произносит звук правильно, то в соответствующей графе ставится условный знак «+».
     Если ребенок не произносит исследуемый звук, то в соответствующей графе ставится условный знак «-». 
     Оценочный уровень: 
     Если ребёнок произносит все звуки – высокий уровень.
     Если ребенок не произносит 1-2 звука – средний уровень.
     Если ребенок не произносит более 2 звуков – низкий уровень.
     
     2.2 Анализ состояния уровня произношения сонорных звуков 
     у старших дошкольников с ОНР
     
     Проведем анализ результатов обследования старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 
     Результаты исследования экспериментальной группы представлены в таблице 1.
     Таблица 1
     Результаты обследования функций артикуляционного аппарата старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)
 Строение
 артикуляционного 
 аппарата
 
 
 Имя 
 Ребёнка
 
Функциональное состояние активных органов артикуляционного аппарата
Двигательная функция челюсти
Двигательная функция языка
Двигательная функция мягкого нёба
Продолжительность и сила вдоха
 Анюта М.
Выполнение правильное
Выполнение правильное
Выполнение правильное
Выполнение правильное
Выражен период включения в движение
 Егор К.
Выполнение правильное
Выполнение правильное
Выполнение правильное
Объём движений ограничен
Выражен период включения в движение
Рома Н.
Выполнение правильное
Выполнение правильное
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44