- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012683 |
Тема: | Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой логопедии и детской речи ____________Л. В. Ковригина ____ _______________2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Выполнил студент группы 43/1 Мария Сергеевна Сафонова ________________ Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Логопедия Форма обучения: очная Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент кафедры логопедии и детской речи Мария Васильевна Шорохова _______________ Новосибирск 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………..………….3 Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 Закономерности формирования слоговой структуры в онтогенезе…………………………………………………………………………………..6 1.2 Проявления нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием…………………………………………………12 1.3 Методические подходы и приемы по выявлению и преодолению нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………..................................................…...………………..……18 Глава 2 Практическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2.1 Организация и методика исследования нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…33 2.2 Анализ результатов выявления нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….……36 2.3 Описание системы заданий по преодолению нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…….…40 Заключение………………………………..…......................................................49 Список использованных источников…………...…………………................51 Приложения……………………………………………...…………………..…55 ВВЕДЕНИЕ Правильная речь является одним из важнейших условий для полноценного и всестороннего развития детей. Богатая и правильная речь ребенка помогает выражать свои мысли, чувства и эмоции, полноценно познавать окружающий мир. Поэтому очень важно следить за формированием правильной речи, а именно, предупреждать и преодолевать уже возникшие нарушения речи. Речевая деятельность, по мнению А. Н. Леонтьева ? это процесс активного целенаправленного взаимодействия между людьми в ходе общения. Нарушение правильного воспроизведения слоговой структуры слова является препятствием для усвоения ребенком словарного запаса, а так же грамматического строя речи. У детей с патологией речевого развития нарушение слоговой структуры слов сохраняется на протяжении долгих лет. Как только ребенок по мере развития речи сталкивается с новой для него структурой слова, то нарушение слоговой структуры слова начинает постепенно проявляться. Это является затруднением не только для овладения устной речью, но так же и для дальнейшего познания письменной речи. Данные затруднения могут вызвать появление вторичных психических отклонений. Оно, в свою очередь, может быть стойким и преодолевается с трудом. Проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи слогового состава, а также ритмических составляющий слова рассматривали в своих работах З. Е. Агранович, Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина, С. Е. Большакова, Н. В. Курдвановская, Р. Е. Левина, А. К. Маркова и другие. Общим недоразвитием речи (ОНР) называют (А. Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н. Х. Швачкин) нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. Также она может вызывать появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Именно поэтому выбор данной темы является актуальным в настоящее время. Проблема исследования заключается в необходимости систематизации заданий для успешного преодоления. Цель данной работы – описание системы заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект: особенности слоговой структуры слова детей дошкольного возраста. Предмет: содержание логопедической работы по преодолению слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой теме. 2. Подобрать и проанализировать методы и приёмы по выявлению и преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 3. Провести диагностическое исследование по выявлению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи и проанализировать его результаты. 4. Описать систему заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Методологической базой исследования явились труды З. Е. Агранович, Г. В. Бабиной, В. В. Воронковой, Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, В. К. Орфинской, Н. Ю. Сафонкиной, Г. Н. Соломатиной, Л. Ф. Спировой, О. Н. Усановой, З. В. Шариповой. Методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирический (диагностическое исследование), интерпретационный (качественный анализ полученных данных). Практическая значимость работы заключается в возможности использования предлагаемой методики по преодолению нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в практической работе учителя-логопеда, воспитателей речевых групп, а также родителями детей с нарушениями речи. База исследования: МКДОУ «Детский сад № 495 комбинированного вида «Гномик». Структура работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Результаты исследования явились основой публикации: Сафонова, М. С. Типичные ошибки в усвоении слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи //Молодежь 21 века. – 2017. – часть 3. – С. 335-336. Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 Закономерности формирования слоговой структуры слова в онтогенезе На сегодняшний момент, работа над коррекцией отдельных звуков занимает более главенствующее место по сравнению с работой над нарушением произношения. В процессе занятий с детьми с общим недоразвитием речи выясняется, что сложнее всего они овладевают произношением слоговой структуры слова, в связи с чем нужно обращать на эту проблему отдельное внимание учителя логопеда. Из всех периодов развития всей речи подготовительным можно назвать доречевой. По словам Е. Н. Винарской его можно назвать периодом младенческих криков. Она утверждает, что первым криком ребенка является «компонент подкорковой оборонительной реакции, обусловленный прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением тела младенца во внешней атмосфере». А младенческие крики в целом ? это голосовые реакции ребенка на всевозможные стрессовые состояния его организма [5]. По мнению многих авторов, крик невозможно разложить на звуковые или слоговые структуры. Период младенческих криков подготавливает голосовой аппарат ребенка к речевой работе. В этот период закладывается «базальный компонент в формировании детской речи» ? кинестетическая чувствительность. К завершению периода младенческих криков ребенок начинает постепенно воспринимать интонацию обращенной к нему речи. Следует отметить, что те звуковые комплексы из внешней среды, тактильно-кинестетических эквивалентов, которые у младенцев отсутствуют, правильно слухом восприниматься не могут. И наоборот, эквиваленты, которыми он владеет, воспринимаются правильно. К тому же ребенок может подражательно их воспроизводить. [5]. Способность к интонационному подражательству Н. И. Жинкин, Е. И Исенина определяли как решающую в формировании слоговой структуры слова. В период с 0.3 мес. до 0.5-0.6 мес. получает рывок развитие вокализации ребенка. Так называемый лепет можно отнести к возможной первой тренировке ребенка в выстраивании линейной структуры звуковых комплексов [14]. С. М. Носиков во время исследований спонтанного лепета младенца установил, что лепетные цепи могут состоять из вокализаций тембра, позже тембров, различных по длительности, протяженности, громкости и повторяющихся от 2 до 6 раз. Исходя из наблюдений А. А. Леонтьева [22], Н. И. Жинкина [14], Н. Х. Швачкина [22], звуки в данный период приобретают признак локализованности. Слоги более структурализированы, а их структурный состав уже определяется как последовательность слогов. На основе наблюдений Н. И. Жинкина, у ребенка на данном периоде развития зарождается физиологический механизм слогообразования, независимый по отношению к другим речевым механизмам [14]. Е. Н. Винарская установила, что ребенок от однотипного звукового наполнения лепетных цепей плавно переходит к разнозвуковым рифмованным сочетаниям («рифмованому вздору»), выделяя при этом отдельный сегмент по сравнению с остальными в произносимой им цепи [5]. Выделенность сегмента обозначается сравнительно большей длительностью, громкостью, высотой тона. Было замечено, что с повышением возраста ребенка, растет и количество средств выделения. Отсюда и представления о происхождении ударения в потоке русской речи. «Рифмованный вздор» протекает в подражательном воспроизведении характерных для русской речи ритмических структур и позже переходит к подражательному воспроизведению ритмических структур русского языка в «структуре целостных псевдосинтагм». Скачкообразность и неравномерность сопровождают последующее речевое развитие. Асинхрония прослеживается и в накоплении словарного запаса, и в фонетическом, грамматическом, структурном оформлении слова [5]. А. К. Маркова пишет: «Под овладением слоговой структурой слова понимается овладение нужным (адекватным) количеством слогов в нём. Адекватной считается такая структура слова, в которой сохраняется необходимое количество слогов. Быстрее усваивается слоговая структура слов, включающих меньшее количество слогов. Большое влияние на уровень адекватной слоговой структуры оказывает звуковой состав слов. Слоговая структура слов, включающая трудные в произносительном отношении звуки (свистящие, шипящие, р, л) усваивается медленнее, чем структура, в которой они не встречаются» [23]. А. Н. Гвоздев [6], И. А. Сикорский [22], Н. Х. Швачкин [22] предлагают внутри фонетической стороны речи выделить особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова. Проведя ряд исследований, И. А. Сикорский сделал вывод, что дети в большей мере овладевают звуковой или же слоговой характеристикой речи. Опираясь на наблюдения данного деятеля, становится ясно, что процесс овладения слоговой структурой слова по отношению к усвоению отдельными звуками протекает самостоятельно [22]. А. Н. Гвоздев рассмотрел слоговой состав слова и его усвоение, после чего решил работать над особенностью слоговой структуры конкретно русскоязычных слов, особенностью которых является одинаковая сила безударных слогов. Как только дети овладевают слоговой структурой слова, они начинают учиться воспроизводить слоги и слова в порядке их сравнительной силы (с самого начала ? ударный слог, затем ? первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги). Овладение слоговым составом слова детьми влияет на усвоение звуков и звукосочетаний. Это происходит в связи с опусканием слабых слогов в слове, которое препятствует входящим в них звуков. [6]. Русскому языку присущи уникальные особенности слоговой структуры слова. Слова, состоящие из нескольких слогов, имеют своим центром ударный слог. Этот слог обладает наибольшей силой и четкостью произношения. К нему примыкают безударные слоги, которые обладают меньшей силой. В свою очередь сила безударных слогов неодинакова: наибольшей силой обладает первый предударный слог. Все это очень отчётливо сказывается на воспроизведении слов ребёнком [6]. Идентичные умозаключения об усвоении слогового состава можно найти у Б. Китермана. Огромную значимость он вкладывает в сравнительную силу произношения предлогов, т. е. динамическому ударению и ряду других фонетических моментов, которые он соотносит с ударностью слога: длительности гласного, его ясности – близости к фонетическому типу, высоте гласного – тоновому ударению [10]. А. Н. Гвоздев пишет: «Ребёнок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчётливо сказывается в том, как сокращаются ребёнком до одного слога двусложные и трёхсложные слова» [6]. По мнению Р. Е. Левиной, наблюдение над ранними стадиями развития речи ребенка подтверждают это положение. Как известно, первые слова активной речи носят характер не расчлененных в произносительном отношении звуковых комплексов, по своей длительности крайне ограниченных: фору – «спичка», «огонь»; кх – «кошка»; уу – «ехать», «поезд», «машина». В этих комплексах используются в основном повышение и понижение голоса, интонация, звукоподражание. Овладение слоговым составом слова понимается только в его взаимосвязи с общим и речевым развитием ребенка, а так же состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей и т. д. [22]. Р. Е. Левина отмечает: «Генетически слоговая структура слова является более ранним образованием, чем фонематическая функция звука. Она связана с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения, связанных с выразительными средствами речи» [22]. Н. Х. Швачкин нашел объяснение тому, что усвоения детьми 1-2-летнего возраста слоговой структуры слова при искажениях его звукового состава и в случаях опускания слогов (слоговой элизии) возможно. Он считал, что в артикуляционной недостаточности ребенка раннего возраста скрыты другие причины слоговой элизии [10]. По мнению Т. Г. Егорова, усвоение слоговой структуры слова и фонетической стороны речи взаимосвязано. Он определяет не только звуковое окружение ребенка, но и слоговую и ритмическую структуру слова. Детям проще выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенного строения, чем анализировать слова с одним закрытым трехбуквенным слогом и со стечением согласных [12]. Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева пришли к единому мнению, что нарушение слоговой структуры слова это один из характерных симптомов, сопутствующих детям с нарушением речевого развития. Это нарушение проявляется в виде невнятного, искаженного произнесения слов; отсутствия повторной речи, речевого подражания; затруднения в овладении ритмико-мелодической стороной слова и навыками послогового воспроизведения слова [22]. Ребенок к трем годам при норме речевого развития усваивает слоговой состав трёх-четырёх сложных слов. Овладение слоговой структурой слова происходит намного быстрее, чем усвоение звукового состава слова. Это характеризует данный этап развития речи. При этом искажение слоговой структуры слова можно наблюдать лишь на небольшом количестве слов. Дети к трем годам, так или иначе, овладев слоговой структурой слова, могут произносить не только уже знакомые слова, но и редко употребляемые. А. Н. Гвоздев, изучив закономерности усвоения слоговой структуры слова, обозначил: «Ребёнок с нормой речевого развития к 3-м годам уже овладевает умениями воспроизводить определённое количество слогов в слове, правильно употреблять ударение в слове, воспроизводить звуковой состав слова» [6]. Опираясь на схему системного развития нормальной детской речи, которую составила Н. С. Жукова, основываясь материалами трудов Н. Гвоздева, можно разделить формирование слоговой структуры слов на следующие этапы: 1г.3 мес.- 1 г. 8 мес.– ребёнок повторяет один слог услышанного слова (ударный) или два одиночных слога: «па-па», «ту-ту»; 1 г. 8 мес.-1 г.10 мес. – используются двусложные слова; в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: «кова» (корова); 1 г.10 мес.-2 г.1 мес. – в трёхсложных словах изредка опускается слог, чаще предударный «кусу» (укушу); а так же возможно сокращение количества слогов в четырёх сложных словах; 2 г.1 мес.-2 г.3 мес. – в многосложных словах наиболее часто опускаются предударные слоги, или приставки: «ципилась» (прицепилась); 2 г.3 мес.-3 г. – слоговая структура в основном нарушается в малознакомых словах. Приведённые этапы развития показывают, что ребёнку в раннем возрасте уже доступно воспроизведение сложных слоговых структур слов [15]. Усвоение слогового контура слова в норме происходит достаточно чёткими периодами, характеризующимися широким и интенсивным овладением слоговой структуры определённой трудности. К достижению ребенком трех лет заканчивается анатомическое созревание областей головного мозга. К этому времени ребенок овладевает умением воспроизводить четырехсложные слова, независимо от того, что звуковая сторона речи ещё окончательно не сформирована. Усвоение слогового состава слова происходит в норме на фоне ограниченных звуковых возможностей [23]. Таким образом, овладение слоговым составом слова у детей происходит интенсивно в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. Овладение слоговым составом слова происходит немного раньше усвоения звукового состава слова: в слове, либо раньше всего усваивается слоговой контур, либо отличающиеся по звуковому составу и строению слоги (открытые, закрытые, слоги со стечением согласных). Основой овладения многосложными конструкциями являются двусложные слова, которые появляются раньше, чем предложения. 1.2 Проявления нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В 50-60 годах XX века Р. Е. Левина первой ввела термин общего недоразвития речи. По мнению автора, этот термин следует понимать так:«Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам» [22]. К достижению пятилетнего возраста при нормальном речевом развитии дети легко используют развернутую фразовую речь, владеют различными конструкциями сложных предложений, используют навыки словообразования и словоизменения. Правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу становятся более устойчивыми. Эти процессы не всегда проходят успешно. В некоторых случаях, даже при норме слуха и интеллекта, у детей присутствует задержка в становлении фонетики, лексики, грамматики [19]. Различают несколько уровней ОНР. В каждом из них есть свои особенности несформированности слоговой структуры слова: Первый уровень ОНР характеризует нечеткое и нестабильное звуковое оформление речи. Дети используют самые простые звуки. Ими они замещают те звуки, которыми не владеют. В это время в речи детей отсутствуют слова, так как у них отсутствует возможность воспроизводить их слоговую структуру. Обычно это неговорящие дети. В качестве активной речи такие дети используют отдельные аморфные слова-корни. Активный словарь у таких детей насчитывает от 5-10 до 25-27 слов [22]. Второй уровень характеризует отчетливые трудности в использовании детьми слоговых структур слова. Чаще всего ребенок может воспроизвести односложные и лишь изредка двусложные слова, которые состоят из прямых слогов. Воспроизведение односложных, двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных в слоге чаще всего дается с трудом. Многосложные слова обычно редуцируются. Третий уровень характеризует наличие смешения звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Слова со сложной слоговой структурой начинают появляться в речи, ребенок постепенно учится использовать их. Это протекает с затруднениями. Из-за этого дети переставляю звуки и слога в слове [22]. Нарушения слоговой структуры бывают разными. Деформация слов случается из-за: 1. Нарушения количества слогов: а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток). Ребенок не в состоянии воспроизводить необходимое количество слогов в словах, из-за чего опускаются слоги в начале слова (“са” - лиса), в середине (“бабан” - барабан), слово может и вовсе не договариваться до конца (“котен” - котенок). При анализе слов со стечением согласных выявляют ошибки на месте первого или второго звуков, а в конце слова отмечается более частое правильное воспроизведение стечения. Реже звуки заменяются субститутами, слогообразующая гласная опускается. От степени контрастности звуков по месту образования зависит устойчивость стечения согласных звуков. Положение в конце слова более благоприятна для стечения, чем в начале. Существует два пути формирования фонетической системы речи у детей. Некоторые затрудняются в усвоения звуков в слове с сохранной слоговой структурой, а другие – при усвоении звуков в слове с недоразвитой слоговой структурой слова [22]. Обе группы характеризуются различным состоянием речи в целом, в частности качественным и количественным составом словарного запаса. Л. Б. Есечко показывает: «Нарушения слогового состава слова проявляются прежде всего в неправильном воспроизведении слоговой структуры слова – в неумении передать нужное количество слогов» [12]. О. Н. Усанова исследовала усвоение стечения согласных в речи детей. Она выяснила, что сокращение стечения согласных едва ли не самый распространенный дефект [22]. Замечены случаи сокращения двусложного слова до односложного (“ка” - каша, “чи” - читал). Это обуславливается степенью недоразвития речи. Некоторые затрудняются только на уровне четырехсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пимида” - пирамида): Сокращение слоговой структуры за счет выпадения только слогообразующих гласных. При этом согласный элемент сохраняется (“телфон” – телефон; “огрод” - огород). Такие нарушения бывают не часто. При наличии речевой патологии, перечисленные возрастные нарушения к трем годам не исчезают, а наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Первые слова аномальной детской речи можно разделить следующим образом: - правильно произносимые слова: мама, дай; - слова-фрагменты: мако (молоко); - слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би; - абрисы слов: папаша (лопата); - слова, которые совсем не напоминают слова родного языка. Дети с подобной патологией не могут избавиться от нарушения слоговой структуры слов многие годы. Ребенку достаточно встретить новую звуко-слоговую и морфологическую структуру слова (например, мотоциклист, парикмахерская), чтобы это нарушение обнаружилось. Дети школьного возраста часто осознанно избегают использования в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих [40]. Но ребенок с нормой развития тоже часто сокращает слова. Ударный слог, чаще всего, сохраняется. Фактор слоговой элизии является временным, и дети довольно быстро овладевают новыми для себя ритмико-слоговыми моделями слов. При нарушении слогового развития в виде моторной алалии отмечены трудности перехода к воспроизведению ритмико-слоговых моделей трехсложных и более многосложных слов. Как отмечает Н. С. Жукова: «Во вновь усваиваемых детьми с алалией длинных словах продолжается тенденция к воспроизведению фрагментов первичных для себя размеров в один-два слога с опусканием большинства безударных слогов» [15]. Особенностью же сокращения слоговых структур детьми, страдающими моторной алалией, по мнению О. Н. Усановой, является то, что в сокращенном варианте двусложного слова не всегда сохраняется именно ударный слог, а в трехсложном – не всегда сохраняется именно ударный и первый предударный слоги [22]. Такие сокращения слоговой структуры слова являются стабильными и продолжительными по времени. Они проявляются даже при назывании простых по своей фонетической структуре слов, в чем заключается коренное отличие нарушений слоговой структуры при моторной алалии от слоговых элизий при нормальном становлении речевого онтогенеза. б) Итерации ? увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Структура слова удлиняется из-за своеобразного расчлененного произношения. Слово как бы “раскладывается ”,особенно стечения согласных, на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль). 2. Метатезис ? нарушение последовательности слогов в слове: - перестановка слогов в слове (“моколо” - молоко); - перестановка звуков соседних слогов (“шимана” - машина). Эти искажения занимают значимое место, ведь при них количество слогов не изменяется, а слоговой состав может испытывать на себе грубые нарушения. Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева объясняют характер ошибок в слоговом составе слова состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. По их мнению: «Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке слогов, добавлении числа слогов свидетельствует о первичном недоразвитии в сфере слухового восприятия. У детей этой категории уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер» [33]. 3. Искажение структуры отдельного слога: - сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“пата” - паста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тол” - стол). Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина определили этот дефект как самый встречающийся при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР [18]. - вставка согласных в слог (“капитант” - капитан). 4. Антиципации ? уподобления одного слога другому (“шишина” - машина; “папама” - панама). 5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”) ? инертное застревание на одном слоге в слове (“барарарабан” - барабан; “вввалабей” - воробей). 6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница) [22]. Слоговая структура обследуется в первую очередь, т.к. на основе этого логопед может сразу предположить уровень речевого недоразвития ребенка. Если в речи преобладают элизии, это соответствует 1 уровню речевого недоразвития (отсутствие фразы). Если наблюдаются персеверация, итерация, антиципация и контаминация, это соответствует 2 уровню речевого недоразвития (ребенок начинает овладевать фразовой речью). Перестановка слогов свойственна 3 уровню (развернутая фразовая речь). Вышеперечисленные искажения слогового состава слова имеют большое распространение у детей с ОНР [22]. Таким образом, эти нарушения можно встретить у детей с недоразвитием речи на разных ступенях слоговой трудности. Слоговые искажения отличаются большой стойкостью, из-за чего усугубляется их задерживающее влияние на процесс овладения речью. Все эти особенности приводят к нарушениям нормального развития устной речи (накоплению словаря, усвоению новых понятий), препятствуют звуковому анализу и синтезу. Детям сложнее общаться, обучение грамоте затруднено. 1.3 Методические подходы и приемы по выявлению и преодолению нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Слоговую структуру и звуконаполняемость слова можно обследовать при помощи подбора слов с необходимыми звуками и с типами слогов с разным количеством; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Логопед предлагает детям отраженно и самостоятельно называть предметные и сюжетные картинки. Методика обследования детей 3 лет. Дети воспроизводят вслед за логопедом слова, которые состоят из одного, двух и трех слогов. Одновременно ведется подсчет количества правильно воспроизведенных слогов [8]. Детям в возрасте четырех и пяти лет предлагаются различные типы слов: простые из открытых слогов без стечения согласных; более сложные из 4 5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: кот, чаша, хлеб, машина, собачка, лодка, ложка, хвостик, луковица, подсвечник, царство, трактор, жемчужина, каникулы, снегурочка, воскресенье. Типы работ должны видоизменяться: - назвать предметные картинки; - повторить слова за логопедом; - ответить на вопросы (Где лечат людей?). При наличии у ребенка сложностей в произношении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то необходимо: - повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (та-лу-по); - из разных согласных, но одинаковых гласных (ра-ма-та-са); - из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (ма-мо-му); - из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (ла-ла-ла, ла-ла ла, ла-ла-ла); - отстучать ритмический рисунок слова. После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например: - Тракторист чинил трактор. - Полицейский регулирует уличное движение. - В террариуме ползают разноцветные ящерицы. - Строители строят небоскреб. - Животных водят к ветеринару. Наряду с этим, логопед дает задание ребенку составить предложения по сюжетным картинкам. В ходе обследования детям школьного возраста предлагаются задания в устной и в письменной форме: - чтение слов сложной слоговой структуры; чтение предложений, насыщенных словами разного типа; чтение скороговорок; - списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов. По результатам обследования логопед выясняет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее частые ошибки, которые допускает ребенок в устной и письменной речи (нарушение количества и последовательности слогов в 2 5-сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т.д.). Благодаря этому, появляется возможность установить уровень, который доступен ребенку. Именно с него и следует начинать коррекционные упражнения. Некоторые научно-методические подходы по коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР, которые описывали в своих трудах А. К. Маркова [23], Т. А. Ткаченко [7], Ю. Ф. Гаркуша, З. Е. Агранович [1], Н. С. Четверушкина [39], С. Е. Большакова [4]. Формирование слоговой структуры слова является составной частью логопедической работы по преодолению у детей недоразвития речи. При овладении слоговой структурой слова ребёнок должен усвоить как структурные элементы речи, так и смысловую сторону речи. Развитие слоговой структуры слова идёт параллельно с усвоением звуковой и лексико-грамматической сторон речи. Этот факт учитывается при определении последовательности работы с детьми. По мнению Р. Е. Левиной [22], Н. С. Жуковой [15], Т. Б. Филичевой [32] формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма без акцента и с акцентом). Для развития речеслухового восприятия и слухоречевой памяти детей приучают прислушиваться к звукам окружающего мира и различать их по качественным характеристикам (тихий – громкий, высокий – низкий), по пространственным направлениям (далеко – близко, слева – справа, сверху – снизу): шум дождя, ветра, воды, проезжающего транспорта и т.д.; звучание музыкальных инструментов, крики животных. Организация различных видов деятельности, в том числе и речевой, тесно связана с развитием ритмической способности. Ритм регулирует динамические особенности речи, к которым относится ударение. Усвоение ритма лежит в основе развития слоговой структуры слова, так каждое слово имеет свой ритм: двусложный, трёхсложный и т.д., кроме того в слове присутствует ударение (ритм с акцентом), определяющее его значение. Освоение ритма осуществляется в движении, в рисовании, в игре. В работу включается проговаривание звукоподражательных сочетаний (тик-так, му, ко-ко, бум-бум, ту-ту, би-би и т.п.), которое сочетается с одновременным прохлопыванием ритма: ритм без акцента; акцентированный ритм (с ударением). Выделение и различение в слове гласных звуков направлено также на развитие ритмико-мелодической стороны речи: произнесение гласных звуков с разной громкостью голоса, с разной длительностью произнесения звука. При проговаривании звуков выполняются следующие действия: сбор пирамидки, мозаики, раскладывание кубиков, нанизывание бус и т.п. Эти приёмы способствуют повышению интереса у ребёнка к проговариванию звуков в процессе совместной деятельности со взрослым, позволяют не только услышать звуки, но и наглядно увидеть их количество и качество. Деление слов на слоги развивает у ребёнка речевой слух. Обучение делению слова на слоги основано на чётком, послоговом проговаривании слов с ритмическим движением, включая зрительную опору, с определением последовательности и места слога в слове [22]. Деление слов на слоги на первом этапе проводится неосознанно на основе проговаривания слов с одновременным отстукиванием ритма. Переход к более осознанному делению слов на слоги происходит в процессе соотнесения количества выполненных ритмичны....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием
- Логопедическая работа по коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством