VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Лоббизм и коррупция институциональный анализ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000267
Тема: Лоббизм и коррупция институциональный анализ
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)

Кафедра «Микроэкономика»
       
      Специальность экономика(бакалавриат)
						       



Курсовая работа
по теме «Лоббизм и коррупция: институциональный анализ»
                                        
                                                        Вариант № 9




                                                   Студентка Осокина Анастасия Сергеевна
       (Ф.И.О.)
                                                   Курс 1      № группы _________
                                      Номер зачетной книжки  100.26/140112              
                                                  Преподаватель ___________________________
       (Ф.И.О.)
                                                                       



  


Тула 2015


Содержание:

Введение(3-4);

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ КОРРУПЦИИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ:

1.1. Понятие, содержание и виды коррупции(5-9);
 
1.2. Проблемы борьбы с коррупцией(10-11);

1.3.  Некоторые статистические данные о коррупции в России(12-15);

1.4. Меры по борьбе с коррупцией(16-18);

ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ЛОББИЗМА: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ:

2.1. Понятие, содержание и формы лоббизма(19-21);

2.2. Проблемы институционализации лоббизма(22-23);

2.3 Особенности и проблемы российского лоббизма(24-26);

2.4 Специфика лоббизма на региональном уровне(27-28);

Заключение(29-31);

Список использованной литературы(32-33);

Приложение(34).















Введение 

	Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня коррупция находится в центре внимания мирового и Российского сообщества. Юридическая практика и СМИ часто фиксируют факты, рассказывающие об актуальности этой проблемы и показывающие, что коррупция наносит катастрофический ущерб экономике государств, приводит к деградации общества. В наше время стали уделять много внимания и в РФ феномену лоббизма. На это нам указывают  публикации в СМИ, в общественно-политической и научной литературе. Лоббизм сейчас рассматривается как одна из форм проявления коррупции. В этом же виде происходит его институционализация. 
	Степень разработанности темы исследования заключается в том, что в последние годы появилось значительное число публикаций, посвященных исследованию коррупции и лоббизма, однако большая их часть рассматривает данные явления с криминологической точки зрения. В свою очередь, институциональный анализ коррупции и лоббизма остается вне поля зрения ведущих специалистов в этой сфере.  
	Современные теории модернизации исходят из того, что эффективное противодействие коррупции и лоббизму является одним из важных показателей устойчивости политической системы, способной противостоять социальным явлениям, не подвергая опасности национальную безопасность.
Несмотря на то, что работ, посвященных коррупции и лоббизму в настоящее время довольно много, малая их часть рассматривает данные феномены с точки зрения институционального подхода, что и определило выбор данной темы курсовой работы. 
	Цель исследования заключается в том, чтобы провести институциональный анализ понятия коррупции и лоббизма.
	Чтобы достичь поставленной цели исследования надо: 
1) определить и уточнить содержание понятий "коррупция" и "лоббизма"; 
2) выявить подходы к классификации и определить основные виды коррупции, формы лоббизма; 
3) выделить и систематизировать основные проблемы борьбы с коррупцией и противодействия лоббизму; 
4) выявить особенности коррупции и лоббизма в современной России; 

Объект исследования можно сформулировать так,  коррупция и лоббизм как социально-экономические явления. 

	Предмет исследования - институциональный анализ понятия коррупции и лоббизма. 
Теоретической основой исследования явились научные труды российских и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, работы научно-исследовательских организаций, раскрывающих закономерности рыночной экономики, функционирования политической системе.
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ КОРРУПЦИИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 
1.1. Понятие, содержание и виды коррупции

	Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое появилось в глубокой древности и продолжает существовать практически во всех странах мира. Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц [4, с. 369]. Коррумпировать [лат. corrumpere] - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами [4, с. 369]. Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате получился самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. Римские юристы делили право на частное и публичное. Публичное право выражало интересы государства, а частное - интересы частного лица. Частное и публичное разделяются по способам регулирования правовых отношений. В одних областях государственная власть предписывает гражданам, во имя общего государственного порядка, обязательное для них поведение для определенного момента и при определенных условиях. Сюда относятся все отрасли публичного права: государственное, уголовное, финансовое и т.д. В области же частного права или гражданского государственная власть воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений. Здесь она предоставляет возможность регулирования множеству самостоятельных единиц, которые выступают как субъекты права. Такими субъектами являются отдельные индивиды (физические лица) и различные искусственные образования (объединения или учреждения) или так называемые юридические лица. Все эти субъекты права предполагаются носителями своей воли и инициативы и именно им предоставляется возможность регулирования взаимных отношений друг с другом. Государство не определяет эти отношения принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими. В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей [5, с. 292]. В учебнике для вузов "Уголовное право России" указывается, что "В широком смысле слова коррупция - это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах" [6, с. 656]. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования. Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других. В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что "под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия" [3, с. 4]. Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения. В этой объемной работе целесообразно было бы сосредоточиться на следующих двух аспектах. Во-первых, углублении теоретического уровня познания коррупции, а именно, формировании ее категориального аппарата, исследования причин возникновения и факторов, способствующих ее развитию, влиянию на экономическую, социальную и политическую жизнь общества и др. Во-вторых, четкого правового определения коррупции и формирования системы практических мер по борьбе с этим явлением. Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э. Исходя из этого, коррупция, на наш взгляд, в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы). Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора. Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения. В интересах борьбы с коррупцией необходимо более четкое правовое определение этого явления. К сожалению, в современном действующем российском законодательстве определение коррупции отсутствует. Это объясняется тем, что, несмотря на десятилетнюю работу, закон "О борьбе с коррупцией" в нашей стране до настоящего времени не принят. Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в начале 90-х гг. К этому времени были подготовлены и представлены в Верховный Совет СССР несколько проектов, направленных на борьбу с коррупцией. До принятия закона о борьбе с коррупцией Президентом РФ был издан Указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" № 361 от 4 апреля 1992 г. В этом Указе отмечались последствия, порождаемые этим негативным явлением, и определялся ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией. Указ был шагом в правильном направлении, однако мало что решал и слабо исполнялся. Понятие коррупции в этом Указе не давалось. 20 июня 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот Закон не был подписан Президентом РФ и не вступил в действие. После роспуска Верховного Совета РФ Нижняя палата нового парламента - Государственная дума - продолжила работу над совершенствованием проекта Закона. Федеральный закон "О борьбе с коррупцией" в новой редакции дважды принимался Государственной думой РФ и в декабре 1995 г. был одобрен Верхней палатой - Советом Федераций РФ. Однако в конце декабря этого же года он был отклонен Президентом РФ. В ноябре 1997 г. Государственная дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О борьбе с коррупцией". Однако из-за ряда юридических и технических недоработок этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества. Хронология работы над подготовкой Закона "О борьбе с коррупцией" позволяет видеть, что в России в современных условиях сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, коррумпированность государственного аппарата и ряда негосударственных структур стала широко известным фактом, приобрела массовый характер и наносит обществу огромный ущерб. С другой стороны, совершенно очевидно, что принятие этого закона и формирование системы борьбы с коррупцией в целом в России откровенно сдерживается. В настоящее время продолжается работа по подготовке Закона РФ "О борьбе с коррупцией". В статье 2 проекта Федерального закона "О борьбе с коррупцией" коррупция определяется как "непредусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путем использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ" [7, с. 306].
	В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:
- коррупция в сфере государственного управления;
- парламентская коррупция;
- коррупция на предприятиях.
	Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений. В зависимости от положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую [3]. Первая охватывает политиков, чиновников и связана с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны относятся к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм. Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его взгляды и интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике. Теперь скажем о коррупции в негосударственных организациях, которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может регулировать не принадлежащие ему ресурсы: у него также есть право незаконного обогащения с помощью действий, затрагивающие интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни - кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых – изъятие денег.





















1.2. Проблемы борьбы с коррупцией 
	В рассуждениях о состоянии России  сейчас масштабная коррупция является одним из главных и общепринятых тезисов. Только за период 1995-1996 гг. в центральной и региональной российской прессе было выявлено свыше 3 тысяч материалов о коррупции по телевидению показано свыше 150 материалов на эту тему. Более 60% респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России; свыше 70% согласны с утверждением о том, что Россия может быть  отнесена к числу коррумпированных государств.
	Определённо, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Описываемые ниже отрицаельные последствия коррупции в разной степени уже проявляются сейчас в России.
	Экономические последствия:
• Распространяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ухудшению состояния бюджета. В следствии чего, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, остро встают социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств;
• Нарушаются конкурентные механизмы рынка, из-за чего часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой уменьшение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции;
• Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь — из-за нарушений в ходе приватизации. Последствия те же, что в п.2;
• Неэффективно используются бюджетные средства, в частности — при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны; 
• Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель;
• Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов; 
• Увеличиваются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.
	

       
	Социальные последствия:
• Отводятся колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, уменьшается способность власти решать социальные проблемы;
• Закрепляется и увеличивается резкое имущественное неравенство, бедность большей части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения; 
• Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;
• Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег;
• Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.
	
       Политические последствия:
• Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;
• Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти;
• Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции;
• Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает угроза разложения демократических институтов;
• Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.





1.3. Некоторые статистические данные о коррупции в России
	В августе 1999г. было проведено широкомасштабное исследование «Теневая Россия». Важным направлением работы было выяснение того, как сознание различных групп населения зависит от причастности или непричастности к самостоятельному бизнесу. По этому критерию все респонденты были разделены на несколько групп. Первая группа - предприниматели (около 4% опрошенных), вторая - люди, которые желали бы заняться бизнесом, но по ряду причин осуществить этого не могут (21%), подавляющее большинство граждан не имеют такого намерения (67%). На вопрос «Приходилось ли вам лично в последние годы сталкиваться с коррупцией, взяточничеством, незаконными поборами и другими незаконными корыстными действиями со стороны должностных лиц?» были получены следующие ответы.


Ответы
Население в целом
Группа А
Группа Б
Группа В

Нет
58
22
52
64

Лишь раз
7
9
8
6

Редко
20
35
24
18

Довольно часто
7
9
11
5

Очень часто
1
12
1
1

Ежедневно
2
1
3
1

Затрудняюсь ответить
5
13
1
5



	Здесь группа А - предприниматели, группа Б - люди, желающие заняться предпринимательством, группа В - люди, не испытывающие желания заняться предпринимательской деятельностью. Данные приведены в процентах к общей численности группы. Как видим, большинство россиян получает информацию о коррупции из вторых и третьих рук, лично она их не затронула, т.е. считать себе ее непосредственными жертвами они не могут. Это относится к населению в целом, к потенциальным предпринимателям и к тем, кто не желает заниматься предпринимательством. И, напротив, люди, имеющие собственный бизнес, в массе своей указывают, что знают о коррупции не понаслышке. Но влияет ли факт личного столкновения с коррупцией на оценку общественной значимости борьбы с ней? На вопрос «Насколько важна сегодня, на ваш взгляд, проблема борьбы с теневой экономикой, коррупцией и другими видами экономических преступлений?» были даны следующие ответы.



Ответы
Население в целом
Группа А
Группа Б
Группа В

Это самая важная проблема
43
29
39
45

Одна из важнейших
43
42
47
42

Это второстепенная проблема
4
17
5
3

Вообще не вижу в этом проблемы
3
5
5
2



	Полученные данные кажутся парадоксальными: предприниматели, чаще других сталкивающиеся с коррупцией, оценивают значимость борьбы с ней ниже всех, а люди, не имеющие отношения к бизнесу, ставят эту проблему выше, чем кто бы то ни было. Первое, что приходит на ум, когда пытаешься разгадать этот парадокс, - известный факт союза теневого бизнеса и государственной бюрократии в современной России. Отсюда вроде бы должно следовать, что предприниматель и коррумпированный чиновник нужны друг другу: ведь первый, оказавшись в теневой среде, не может обходиться без оплачиваемого покровительства со стороны второго, а потому и к разговорам о борьбе с коррупцией не может не относиться с известной долей настороженности. Но если и так, то не очень понятно, почему все-таки большинство бизнесменов придают этой проблеме довольно большое значение, а не отбрасывают ее как несуществующую. В данной связи нам, видимо, будет важно выяснить, действительно ли предприниматели во что бы то ни стало хотят остаться в теневой среде или, наоборот, желали бы, будь такая возможность, выбраться из нее. Исследователей проблемы коррупции заинтересовал и примерный портрет среднестатистического коррупционера. В 1996г. структура лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, незаконно получивших преимущества по государственной или муниципальной службе вопреки ее интересам выглядела следующим образом:
1) работники министерств и комитетов субъектов РФ – 41,1%;
2) сотрудники правоохранительных органов – 26,5%;
3) работники контролирующих органов – 8,9%;
4) работники таможенной службы – 3,2%;
5) депутаты – 0,8%;
6) иные категории - 19,6%.
	Из приведенного статистического анализа не следует, что в наибольшей степени коррупции подвержены служащие органов исполнительной власти, поскольку численность соответствующих групп лиц, имеющих публичный статус, существенно различается. Также необходимо учесть, что особый уголовно-процессуальный статус депутатов, судей и прокуроров препятствует эффективному выявлению и привлечению к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц из их числа. Коррупционеры, как показало проведенное в Москве в 1994-1996гг. исследование, отличались большими, чем среднестатистический преступник, средним возрастом (37 лет), а также уровнями феминизации (27% коррупционеров - женщины) и образования (52% лиц с высшим и неоконченным высшим образованием). 	Опрос 124 осужденных за коррупционные преступления, проведенный в тот же период, показал, 72% из них были осведомлены об уголовной противоправности своего деяния; 96% рассчитывали избежать наказания; 83% считали назначенное им наказание незаслуженно суровым и лишь 2% полагали, что понесли справедливое наказание. Из предложенных данных можно сделать вывод, что должностные лица, принимающие взятки, не видят в этом ничего предосудительного и идут на преступление, представляя себе опасность последствий. Безусловно, изложенного анализа статистики не достаточно, чтобы представить макрокартину уровня коррупции, поэтому необходимо обратиться к агрегированным показателям и мировым оценкам российской коррупции. По данным МВД уровень коррупции продолжает неуклонно расти. Число коррупционных преступлений (1995-1998), согласно данным центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International - Россия», обнародованных в сентябре 2000г., Россия входит в число самых коррумпированных государств в мире. Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капитала (FATF), включила Россию в список 15 стран, в которых налоговое законодательство провоцирует отмывание денег, а государственные органы не проявляют должного рвения в борьбе с этим злом. Такова современная картина уровня коррупции в России. Очевидно, представленные данные служат хорошей иллюстрацией к доводу о необходимости борьбы с данным злом.













1.4.  Меры по борьбе с коррупцией 
	Исходя из выявленных закономерностей появления, становления и развития коррупции, должны, очевидно, вырабатываться (опять же с участием всех общественных сил) конкретные методы и формы борьбы с коррупцией как доминирующим социальным злом трансформационного периода. Речь идет о выработке и совершенствовании мер репрессивного характера, нацеленных на неуклонное подавление коррупционных правонарушений путем формирования соответствующей законодательной базы. Именно такую направленность имеет проект федерального закона «О борьбе с коррупцией», подготовленный Комитетом по безопасности Государственной Думы, который, исходя из его содержания, уместнее было бы назвать законом «Об уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения». В данном проекте определены субъекты правонарушений, связанных с коррупцией, сформулированы специальные требования к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, определены меры финансового контроля за ними, а также уже выполняющим эти функции, осуществлена классификация коррупционных правонарушений и установлены меры ответственности за них и порядок устранения последствий коррупционных правонарушений. В соответствии с духом и буквой проекта закона определены органы, ведущие борьбу с коррупцией. По мнению разработчиков данного проекта, «борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы». Причем в указанных органах могут учреждаться специализированные подразделения по борьбе с коррупцией, к которой «привлекаются общественные объединения и граждане в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». Не подлежит сомнению, что в борьбе с коррупцией необходима максимальная активизация деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем неоспоримо и другое - масштабы коррупции во многом зависят от характера принимаемых законов: чем больше они возлагают на государственные структуры разрешительных и распределительных функций, тем более питательная среда создается для коррупционных действий чиновников. Здесь важно, во-первых, не допустить монополизации властных полномочий какой-либо одной властной структурой или тем более одним лицом; во-вторых, эти полномочия должны быть опосредованы участием в процессе выработки решений легитимных общественных институтов. Примечательный пример из этой области содержится в Отчете о мировом развитии за 1996г. Всемирного банка. В нем, в частности, констатируется, что в паспортных отделах США коррупция практически отсутствует, так как граждане имеют право обращаться за паспортом в любое из многочисленных отделений, а общенациональная система регистрации исключает возможность повторного получения паспорта. Чтобы избежать взяток за более быструю выдачу паспортов, паспортные отделы сами предлагают ускоренное оформление за отдельную плату. И в определенной мере такое дублирование сводит на нет возможность подкупа должностного лица клиентами. Таким образом, расходы взяточников превышают возможную выгоду. В идеале здесь должен превалировать единственно разумный принцип взаимодействия: предприниматели в установленных случаях направляют в государственные органы уведомления о своих действиях, а эти органы контролируют соблюдение принятых правил. Однако особо важную роль в демонополизации властных полномочий призвана сыграть законодательно закрепленная практика участия легитимных предпринимательских и иных общественных организаций в выработке органами законодательной и исполнительной власти решений экономического и социального характера. Выше достаточно подробно останавливались на этой проблеме при характеристике институционализированных форм лоббистской деятельности. В частности, уже отмечалось, что участие этих общественных структур в деятельности полуправительственных организаций обеспечивает выработку на консенсусной основе проектов всевозможных государственных актов законодательного характера, что само по себе выбивает почву из-под коридорного лоббизма и тем самым сопряженной с ним противоправной коррупционной деятельности. Очевидно, не было бы шумных скандалов по поводу «Норильского никеля» и череповецкого «Азота», других подобных инцидентов, если бы проекты процедурных решений принимались с учетом мнений заинтересованных сторон в полуправительственных организациях, подобных имевшим место в дореволюционной России особым совещаниям и комитетам при ведущих министерствах и ведомствах. Ясно, что подобная практика взаимодействия предпринимательских и властных структур, по крайней мере создавала существенные барьеры коррупционной деятельности чиновников высшего ранга. Таким образом, принятие и последовательное осуществление демократических процедур при взаимодействии власти и бизнеса выступают важнейшим средством профилактики коррупции как застарелого социального недуга общества и экономики. Оно становится еще более эффективным и действенным, если сопряжено с прозрачностью и конкурсностью, обычно отсутствующими в российской практике взаимодействия предпринимательства с органами государственной власти. Как отмечает бывший глава ФСБ Н. Ковалев, «Полностью искоренить коррупцию невозможно, она есть в любом, даже высокоразвитом государстве. Снизить ее до уровня, который не будет создавать угрозу основам государственного строя, - наша задача». Ясно, что понимание необходимости борьбы с коррупцией присутствует, но в то же время юридического понятия «коррупция» до сих пор нет в российском праве. Закон «О борьбе с коррупцией» в России принимают с 1993г. Сначала это пытался сделать Верховный Совет. Затем за него несколько раз голосовала Государственная Дума. Президент трижды не подписывал этот закон. 	Прописанные в нем меры финансового контроля над частными лицами показались руководству страны слишком жесткими, нарушающими права человека.
	На международном уровне взаимодействие стран по проблемам борьбы с коррупцией осуществляется в рамках многих международных организаций, например, Совета Европы. В соответствии с решениями и резолюциями конференций министров европейских стран 1994,1997 и 1999гг., а также с Программой действий против коррупции, принятой Комитетом министров Совета Европы в ноябре 1996г., осуществление политики, нацеленной на защиту общества от коррупции становится первоочередной задачей и придает определенную направленность работе по содействию в осуществлении борьбы с коррупцией на национальном и региональном уровнях. Результатом международного сотрудничества стало подписание двух важных актов: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1998г. и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999г. Оба документа подписаны Россией. Представляется возможным, что знакомство с западным опытом законодательной и репрессивной борьбы с коррупцией поможет России преодолеть кризисные явления, вызываемые коррупцией.
	Резюмируя вышеизложенное, нужно заметить, что борьба с коррупцией должна вестись по нескольким направлениям, только тогда она будет приносить заметные результаты. Выделяют ряд приоритетных направлений:
• совершенствование законодательной базы;
• усиление общественного контроля за деятельностью органов власти и законотворческим процессом;
• широкомасштабная борьба со всеми видами преступности;
• повышение уровня заработной платы госслужащих (спорное мнение);
• активное сотрудничество с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией;

	Как видим, между причинами коррупции и методами борьбы с ней прослеживается самая непосредственная связь. Решающее значение придается искоренению данного феномена, а не его последствий. Борьба с коррупцией будет тем действеннее, чем стабильнее экономическая ситуация в целом, чем выше социальные гарантии населения, чем более развиты демократические институты и традиции в обществе. Достижение такого уровня общественного развития сможет свести коррупцию до минимума, сделать ее социально безопасной.


ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ЛОББИЗМА: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ 
2.1. Понятие, содержание и формы лоббизма 
	Лоббизм – термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств крупных монополий организованных групп при законодательных органах власти, оказывающих давление вплоть до подкупа на законодательных чиновников, с целью принятия решений (определённых законопроектов, получение правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.
	Лоббирование – специализированная отрасл.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%