VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Литературный жанр исторического романа.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001032
Тема: Литературный жанр исторического романа.
Содержание
Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

1 Литературный жанр исторического романа……………………..……..
1.1 Возникновение и развитие исторического романа…..………………
1.2 Разработка жанра исторического романа в России………………...
1.3 Исторический роман эпохи романтизма…………………………….

2 Историческая проза А.С. Пушкина……………………..…….……….
2.1 А.С. Пушкин как историк…………………………………..………...
2.2 «История Пугачёва»: замысел и реализация……………………….
2.3 Исследования о «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва» (?)

3.«Капитанская дочка»: историческая правда и вымысел в романе в сравнении с «Историей Пугачёва»
Образы главных действующих лиц:
3.1 Образ Пугачёва
3.4 Образ Петра Гринёва
3.5 Образ Швабрина 
3.5 Образ Марии Мироновой (Харлова)
Второстепенных:
3.6 Образы государственных чиновников; военные действия
3.7 Образ Екатерины II
3.8. Родители (?)

Заключение…………………………………………………………….…………30

Список использованных источников…………………………………………..
      ВВЕДЕНИЕ
      
      Актуальность и научная новизна исследования. Жанр исторического романа привлекал внимание исследователей на протяжении многих столетий. Его изучением занимались как русские, так и зарубежные литературоведы.
      Интерес писателей к событиям прошлого связан с их стремлением представить свою версию исторических событий. Они пытаются не просто быть объективными, рассказывая о прошлом, но и по-новому его интерпретировать.
      По сей день не утихают дискуссии о жанре. Многие современные исследователи касаются отдельных проблем исторического романа. Приковывает внимание учёных русский исторический роман. Это связано с развитием отечественной науки, а также со стремлением к национальной самоидентификации. В последние годы защищено большое количество диссертаций, посвящённых этому жанру. Особенно привлекает внимание учёных исторический роман эпохи романтизма. В 1990-2000-е годы увидели свет работы об историческом романе С.И. Исуповой, А.В. Лексиной, А.Ю. Сорочана, О.С. Октябрьской, О.В. Христолюбовой и др.
      Степень разработанности проблемы.Творчество А.С. Пушкина изучается учёными уже много лет. Особое место занимает проблема историзма произведений Пушкина. История интересовала писателя всегда. 
      Особенно А.С. Пушкина интересовала тема восстания под предводительством Е. Пугачёва. Писатель тщательно изучает материалы о бунте и пишет вначале исторический труд «История Пугачёва», а затем роман «Капитанская дочка».
      Роман «Капитанская дочка» - особенное произведение в творчестве Пушкина. Он был последним романом, опубликованным при жизни писателя, поэтому, в какой-то степени, «Капитанская дочка» - завет Пушкина. Это одна из причин наиболее пристального внимания к нему исследователей.Многие критики и литературоведы, начиная с В.Г. Белинского,  высказывали свою точку зрения на этот роман. «Капитанской дочке» посвящено много научных работ. 
     Методологическую основу работы составили труды Д.Д. Благого, М.И. Гиллельсон, Ю.М. Лотмана, Г.П. Макогоненко, Б.В.Томашевского, В.Г. Белинскогои др.
     Актуальность и научная новизна исследования.  В работе предпринимается попытка всесторонне рассмотреть соотношение реального и вымышленного в текстах художественных произведений эпохи романтизма в целом, и в частности, романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
     Предметом исследованияявляются историческая и художественная основы творчества А.С. Пушкина и его художественно-эстетическое своеобразие.
     Объектом исследования является соотношение исторического и художественного в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
     Цель нашей работы – научное исследование и сравнение исторического и художественного начал в произведениях А.С. Пушкина «История Пугачёвского бунта» и «Капитанская дочка».
   Задачи данной работы: 
1. Проследить возникновение и развитие жанра исторического романа;
2. На различных примерах рассмотреть жанр исторического романа эпохи романтизма и его особенности;
3. Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к жанру исторического романа;
4. Рассмотреть творчество А.С. Пушкина с точки зрения истории;
5. Сделать обзор исследований последних лет о романе «Капитанская дочка» и историческом труде «История Пугачёва»;
6. Проследить историю написания текстов «История Пугачёва» и «Капитанская дочка»;
7. Выявить соотношение документального и художественного начал в произведении «Капитанская дочка»: рассмотреть образы реальных исторических лиц, событий, а также вымышленных персонажей.
     Цель и описанный круг задач определили положения, выносимые на защиту:
1. Изучение жанра исторического романа – сложная филологическая проблема. Её решение требует изучения ряда вопросов, касающихся возникновения и развития жанра, а также рассмотрения его специфики;
2. В первой половине XIX века возрастает популярность исторического романа как в России, так и за рубежом.Это объясняется интересом писателей к национальному самосознанию;
3. Исторические события становятся для романистов фоном для вымышленного сюжета. В историческом романе фактическая точность прошедших событий уходит на второй план. Но в целом писатели стремятся к объективности;
4. А.С. Пушкин в «Истории Пугачёва» - беспристрастный историограф, объективно отражающий в своём труде события прошлого. В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин – писатель-романист, активно использующий все поэтические средства. 
5. «Капитанская дочка» сочетает в себе черты романов различных типов: мемуары, исторический роман, роман воспитания.
      
      Теоретическая значимость. Работа содержит наблюдения о…
      Материалом для наблюдений послужили тексты произведений писателей начала XIX века; подробно рассматриваются «История Пугачёва» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
   Практическая значимость полученных результатов. Работа имеет практическую значимость благодаря сопоставительному анализу текстов, способных существенно дополнить тематику спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению русской исторической прозы начала XIXвека, а также творчеству А.С. Пушкина.
   Личный вклад соискателя. Диссертационная работа и статьи, освещающие основные положения по теме, написаны автором самостоятельно.
   Апробация результатов диссертации. Результаты научных исследований были представлены на межвузовских конференциях в Кубанском государственном университете, Основные положения отражены в 2 публикациях.
   Диссертация обсуждалась на кафедре истории русской литературы, теории литературы и критики.
   Структура работы. Работа состоит из введения, …глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего … наименований источников, Объем работы …страниц.
   
   
    
    
      
      
      
      
      
      
      
      
      

      1. Возникновение и развитие исторического романа: специфика жанра
      
      Жанр исторического романа порождает в теории литературы множество разногласий. Несмотря на то, что существует большое количество исследований  об исторических романах, мы не можем считать определение «исторический роман» термином, поскольку нет чёткого представления о жанровой структуре такого рода произведений. Существуют лишь условные определения для таких художественных текстов.
      Наиболее общим можно считать определение Д. Благого: «Исторический роман — роман, действие которого развертывается на фоне исторических событий»[11].
      Такая формулировка требует уточнения. Реальность соотносится с вымыслом автора в любом художественном произведении. Главный вопрос состоит в том, каким образом автор может трактовать исторические события и характеры, чтобы не выйти за рамки исторического романа.
      В.Г. Белинский утверждал: «Задача историка – сказать, что было; задача поэта – показать, как было <…> и потому, если наука оказывает поэзии услуги, сказывая ей о том, что было, то и поэзия, в свою очередь, расширяет пределы науки, показывая как было» [7, с. 234].
      Главным для автора исторического романастановится исследование связи вымышленного персонажа и изображаемых исторических событий, а также описание реально существовавшей исторической личности. Втакого рода тексте автор имеет право на вымысел, но искажение исторической действительности недопустимо. В.Г. Белинский [8, с. 18] считает, что художник имеет право отступить от действительности, не нарушая при этом исторической верности в целом. Он говорит о том, что в историческом романе должна соблюдаться художественная правда.
      Известный немецкий философ Г. Гегель в своём труде «Эстетика» отмечает, что в историческом романе вымысел помогает глубже постичь смысл исторических событий: «Как бы ни старался историк передать действительно происходившее, он вынужден включать это пёстрое содержание событий и характеров в свои представления, духовно воссоздавать его. Он не может довольствоваться простой правильностью отдельных деталей, но должен одновременно упорядочивать и формировать отдельные черты, поступки таким образом, чтобы перед нами с характерной жизненностью возникал ясный образ нации и времени» [16, с. 45]. Г. Гегель говорит о том, что благодаря такому способу обработки материала, как творческая фантазия, факты реальной действительности становятся достовернее и убедительнее.
      Также Г. Гегель [15, с. 271] выдвинул ряд положений, создающих эстетическую систему жанра исторического романа. Гегель считает, что уход в прошлое не является отрывом от реальности. Уход в прошлое – попытка решить важные вопросы современности. Гегель выделяет два способа изображения прошлого: субъективный и объективный, но сам же и опровергает их, поскольку это крайности. Искусство не может и не должно ограничиваться изображением сюжетов только национальной истории. Народы взаимосвязаны друг с другом, важным требованием объективности является оценка прошлых событий с позиции настоящего времени. 
      Д. Благой отмечал то, что исторический роман возник ещё в Античности: «Зачатки исторического романа можно усмотреть уже в Александрийскую эпоху не только в исторических именах, которыми наделяет своих героев, в стиле своего романа Хайрей и Коллироя подражающий Фукидиду, Харитон Афродисийский, но, в особенности, в романах об Александре Великом и о Троянском походе, написанных в первые века нашей эры и получивших в средние века в многочисленных версиях и переделках огромное распространение по всей Европе» [11].
      Исторический роман достиг пика своей популярности в эпоху романтизма – начале XIX века. Популярность исторических романов и повестей может быть обусловлена формированием национального самосознания народа. 
      Разрабатывал жанр исторического романаписатель Вальтер Скотт, повествовавший об исторических событиях, происходивших в Европе в целом, и в частности, в Англии, Шотландии. 
      Творчеству В. Скотта посвящено множество исследований. Д. Благой замечает: «Большим или меньшим влиянием Вальтер-Скотта окрашены решительно все исторические романы, появившиеся в европейских литературах за первую половину XIX в.» [11].
      Романы В. Скотта стали той основой, на которой стал развиваться историзм в мировой литературе. Н. Михальская отмечает: «Уже никто из писателей последующих поколений не мог не учитывать опыта Скотта, изображавшего прошлое в его соотношении с настоящим» [42, с. 7]. По мнению Н. Михальской, «обращаясь к старине, Скотт ставил вопросы, связанные с современностью, показывал столкновение социальных сил, поднимал проблемы общественной справедливости и нравственности. Он более глубоко, чем кто-либо до него, раскрыл роль социальных конфликтов в истории человечества» [42, с. 8].
      Для В. Скотта исторический роман – не просто научное исследование. Исторический роман должен показывать не только политические события, но и частную жизнь людей. В романах В. Скотта исторические события показаны через восприятие вымышленного автором героя. В. Скотт старался показать душу человека, его мысли и чувства, поэтому в центре повествования – вымышленный герой, а реальные исторические личности являются фоном, способом создания местного колорита. На судьбы персонажей  романов В. Скотта всегда влияют важные события исторического прошлого.
      В. Скотт также новатор в области художественного языка. Он первым перестал использовать архаизмы. В. Скоттпишет о прошлом языком своего времени – начала XIX века.
      В. Скотт вырабатывает особую модель романа, в котором соединяет черты приключенческого романа, романа воспитания и рыцарского романа. Характерно переплетение исторической и любовной линий, зависимость судьбы отдельного человека от политических событий, законченное единство действия и несколько локальных центров повествования.
      М.М. Бахтин [2, с. 59] выделил следующие черты исторического романа В. Скотта:
      1. История и частная жизнь представляют собой единое целое;
      2. Преодоление замкнутости прошлого и достижение полноты времени. Несмотря на то, что автор пишето том, что происходило много лет назад, читатель ощущаетяркость описываемых событий;
      3. Соединение в текстах разных временных пластов;
      4. Трансформация предшествующей литературной традиции.
      По словам В.Г. Белинского, «Скотт создал исторический роман, до него не существовавший» [9, с. 42]. Мы не можем не согласиться с Н. Михальской и В.Г. Белинским. Можно сделать вывод о том, что В. Скотт – отец исторического романа.
      В России жанр исторического романа «стал развиваться с небольшой, но показательной задержкой. В Европев 20-е годы XIXвека этот жанр стал очень популярным, в России же первый исторический роман вышел в 1829 году, а широко издаваться произведения этого жанра стали только начиная с 1831 года» [53, с. 418]. В России интерес к истории одним из первых проявил Н.М. Карамзин. Он пишет исторический труд «История государства Российского» и исторические повести «Марфа-посадница» и «Наталья, боярская дочь». После Н.М. Карамзина множество авторов обращались к написанию художественных текстов с исторической тематикой. Исторический роман достиг пика своей популярности в 30-е гг. XIX в. Это можно объяснить усилением интереса к историческому прошлому своей страны. В. Щербина пишет: «Эти особенности были сопряжены с критическим реализмом – реализмом нового типа» [63, с. 19].
      Романисты, писавшие в 30-е гг. XIX в., во многом подражали В. Скотту. Но вскоре русский исторический роман приобрёл самобытные черты. Их выделяет Е.Ю. Полтавец в статье «Размышления о жанре "Капитанской дочки" и о том, кто кому вожатый» [48, с. 17-21]:
      1. Главные герои исторических романов чаще всего молодые люди, принадлежащие к социальному слою помещиков, неопытные, с щедрой душой. У героев русские имена. Также изучением образов главного героя исторического романа занимались исследователи В.Я. Малкина [38] и Г. Лукач [34].
      2. Мотив случайной встречи. «Герой знакомится в неофициальной обстановке (на прогулке, на большой дороге, в лесу, на постоялом дворе и т.п.) с неизвестным человеком и общается с ним "на равных", иногда довольно фамильярно, иногда интимно, иногда покровительственно, оказывая незнакомцу некоторую помощь, принимая услуги от него. Позже герой с удивлением обнаруживает, что его знакомый занимает официальное положение, исключающее возможность фамильярного общения и требующее этикетного поведения» [23, с. 142].
      3. Преувеличенные физические и психологические черты узнаваемых исторических личностей играют важную роль в подтверждении правдоподобия изображаемых автором событий;
      4. Тесная связь исторических событий и частной жизни.
      Многие писатели - М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников, Н.А. Полевой, А.С. Пушкин и другие пытались уточнить определение жанра исторического романа и его черты в русской литературе. 
      М.Е. Хубулова в статье «От исторического романа к эпопее» [60] пишет о том, что М. Загоскин внёс в русский исторический роман драматическое начало. По мнению исследовательницы, писатель хотел утвердить мысль об историческом единстве нации, так как, по его мнению, писатель сознательно выбирает для изображения такую эпоху, в которой внешняя опасность вызывает сплочение внутренних сил. 
      И.И. Лажечников, по мнению М.Е. Хубуловой, [60] считал, что писатель должен придерживаться больше поэзии истории, а не её хронологии. Романист должен выбирать самые яркие и показательные события, связанные с главным героем повествования. И.И. Лажечников использовал в своём творчестве готовые «стереотипы», сложившиеся в устном народном творчестве. Отсюда некоторое искажение духа исторической эпохи.
      А.С. Пушкин считается основоположником русского исторического романа. Историческая тема всегда интересовала Пушкина. А.С. Пушкин написал такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Борис Годунов», «Бородинская годовщина», «Медный всадник», «История Пугачёва» и «Капитанская дочка». С начала 1830-х гг. А.С. Пушкина особенно интересовалодин из эпизодов, имевших место во времяправления Екатерины Великой – крестьянское восстание 1773-1774 гг. под предводительством Е. Пугачёва. Писатель собирал материалы о бунте, из них сложилась «История Пугачёва». «История Пугачёва» дала роману «Капитанская дочка» основу, но работа над текстом художественного произведения велась ещё долго. 
      По мнению С.М. Петрова [46, с. 3], А.С. Пушкин вдумчиво описывал события ушедших эпох, пытаясь понять настоящие, противопоставляя прошлое настоящему. Исследователь пишет о том, Пушкин считал, что автору необходимо перенестись полностью в изображаемую им эпоху. При этом писатель не должен открыто выражать своё мнение по поводу исторического прошлого; необходимо толькопоказать эпоху и героев, не стремясь к сценическим эффектам.
      Вслед за А.С. Пушкиным, В.Г. Белинский говорил о том, что романист должен изображать частную жизнь героя произведения: «Долг романиста – заглянуть в частную, домашнюю жизнь, показать, как в ту эпоху он думал, и чувствовал, и пил, и ел, и спал» [9, с. 42].
      Критик Н.А. Добролюбов говорил о реалистическом содержании исторического романа. Он писал о том, что содержание художественного текста должно соответствовать фактам реальности: «Приоритет принадлежит все же не искусству, а действительности. Не жизнь идет по литературной теории, а литература изменяется сообразно с направлением жизни…» [20, с. 127].
      Д.А. Фурманов разделял мнения критика Н.А. Добролюбова: «История литературы – это не летопись фактов и тому, кто пишет воспоминания, следует из всего отображать самое ценное и важное, отбросить второстепенное как бы оно на первый взгляд не было главным. Надо опасаться подходить к крупным событиям с мелким масштабом. Надо приподниматься на цыпочки и глядеть через плетень и воображать, что видишь целый мир» [59, с. 335]. Можно сделать вывод о том, что важную роль в формировании жанра исторического романа оказали романтизм и реализм.
      В одном из разделов своей диссертации «Русский исторический роман 30-х годов XIX века» И.П. Щеблыкин[62, с. 3-231] рассматриваетвопрос о  жанровых особенностях исторического романа. Исследователь в своей работе опирается на формулировку жанра исторического романа, данную В.Г. Белинским: «Исторический роман – особый вид творчества, где история сливается с искусством» [6, с. 94]. В определении В.Г. Белинского мы можем увидеть две основные стороны исторического романа – фактическая достоверность и художественность. На это определение исторического романа впоследствии опирались многие писатели. И.П. Щеблыкин говорит о важности определения в науке жанра исторического романа, сформулированного М. Горьким: «Историческими называются произведения, в которых действуют люди, известные истории» [18, с. 12].
      По мнению А.С. Пушкина, история «…стремится воскресить минувший век во всей его истине, а писатель стремится сохранить свой век во всей его истине» [51, с. 270]. Но история в художественном произведении субъективна, поскольку писатель в большинстве случаев отдалён от той исторической эпохи, которую он изображает. Литературовед В.Д. Оскоцкий замечает: «Роман не может считаться историческим, если события, составляющие его сюжетную основу, происходили на памяти ныне живущих поколений – были их биографией, их судьбой» [45, с. 5].
      Т.М. Уздеева в работе «Русский исторический роман I половины XIX века» пишет: «К сожалению, даже на современном этапе развития теории исторического романа учёные часто не учитывают стадии развития жанра, специфики литературных направлений. Лишь немногие подчёркивают специфические отличия, характеризующие историзм романтического и реалистического романа» [58, с. 12].
      Итак, исторический роман, зародившийся ещё в Античности, не перестаёт интересовать писателей и исследователей на протяжении столетий. Дискуссии о жанре исторического романа не приводят к однозначному решению. Исследования носят фрагментарный характер. Учёные анализируют отдельные стороны проблематики и поэтики исторического романа. Необходимо создать монографический труд, в котором были бы собраны исследования об историческом романе отдельных учёных.
      Таким образом, проблема жанра исторического романа в целом остаётся нерешённой.





      1. Современные исследования о романе «Капитанская дочка»
      
      Над изучением романа «Капитанская дочка» трудились многие исследователи. Это произведение приковывает внимание литературоведов и сегодня.
      Все научные труды касаются отдельных сторон исторического романа. Исследования о «Капитанской дочке» можно разделить на несколько категорий:
1. Работы о природе жанра «Капитанской дочки». Вопрос жанра произведения по сей день остаётся дискуссионным. К ним можно отнести исследования Л.П. Квашиной «Родовая природа эпического произведения: "Капитанская дочка" А.С. Пушкина», М.И. Гиллельсон и И.Б. Мушиной «Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»» и др.;
2. Работы о языке и стиле романа. Это труды Н.А. Пронь «Синтаксис повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Е.П. Пановой «Фольклорные традиции в прозе А.С. Пушкина», Е.В. Кончаковой «Историческая лексика как средство создания хронотопа художественной прозы А.С. Пушкина» и др.);
3. Работы о поэтике произведения (Н.Е. Мясоедова «Поэтика мемуарной прозы А.С. Пушкина», И.В. Марусова «Проблемы поэтики романа А.С. Пушкина  "Капитанская дочка"»);
4. Работы о связи произведений «История Пугачёва» и «Капитанская дочка»: Ю.С. Зубов «Крестьянская война под руководством Пугачёва в изображении русской литературы», Сим Джи Ен «Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка": движение истории и развитие характеров» и др.
5. Работы о проблематике «Капитанской дочки» (Н.Я. Эйдельман «Пушкин: история и современность в художественном сознании поэта», Г.Я. Гуковский «Пушкин и проблемы реалистического стиля» и др.)
      
      Исследователь Н.Н. Петрунина в работе «Проза Пушкина (пути эволюции)», анализируя планы романа, рассматривает развитие замысла писателя, вычленяет главные стадии написания произведения, а также обстоятельства, которые играли ведущую роль в эволюции замысла. Роман рассматривается в совокупности с произведениями современников Пушкина: романом М.Н. Загоскина «Юрий Милославский», очерком С.Т. Аксакова «Буран», рассказом Н.И. Страхова «Благодарность», повестью А.П. Крюкова «Рассказ моей бабушки».Н.Н. Петрунина связывает«Историю Пугачёва» и «Путешествие из Москвы в Петербург» ввиду схожести проблематики текстов, а также близости с точки зрения хронологии.  В «Истории Пугачёва» Пушкин показывает прошлое, в «Путешествии из Москвы в Петербург» - настоящее. 
      Ю.Г. Оксман в работе «Пушкин в работе над романом "Капитанская дочка"» рассматриваетвозникновение и развитие идеи написания произведения о восстании Емельяна Пугачёва. Оксман детально исследует рукописные планы романа и эволюцию исходного замысла. По мере написания романа образы героев были существенно переработаны автором. Первоначальный образ дворянинаШванвича, перешедшего на сторону Пугачёва, распадается на верного Отечеству Петра Гринёва и предателя Швабрина. В произведении возникает любовная линия.В третьем варианте плана появляется образ «Марьи Ал.», которую сосватали за «племянника, которого не любит»[].Впоследствии женский образ развивается, становится одним из главных в романе и воспроизводится Пушкиным в заглавии.Также на второй план постепенно уходит политическая линия. Автор всё больше акцентирует своё вниманиена историко-бытовом материале. Пушкин вводит в текст образы семьи провинциальных дворян, чью жизнь разрушило восстание Пугачёва. Ю.Г. Оксман считает, что это также связано с выбором названия произведения.
      Особое внимание исследователи уделяют «Пропущенной главе» и тем причинам, по которым она не была включена в окончательную редакцию «Капитанской дочки». 
      Советские исследователи считали, что Пушкин изъял «Пропущенную главу» из основного текста по цензурным соображениям. М.И. Гиллельсон и И.Б Мушина в комментарии к роману пишут: «Острота самой тематики этой части романа заставила автора, в предвидении цензурных осложнений, пойти на некоторую идеализацию крепостнической действительности, от которой сам же он поспешил затем отказаться. Мы имеем в виду явное неправдоподобие в «Пропущенной главе» идиллических отношений между крестьянами и помещиками в усадьбе Гринёвых как в самый разгар восстания, так и на другой день после его подавления» []. 
      Л.С. Сидяковсчитает, что «Пропущенная глава» не была включена писателем в окончательный текст романа вследствие изображения в нём излишней патриархальности взаимоотношений крестьян и помещиков. Также Пушкин подчёркивал то, что бунт возник случайно.
      В современных исследованиях предлагается более широкий спектр причин, по которым Пушкин отказался включить «Пропущенную главу» в окончательную редакцию романа.
      Г.В. Краснов пишет: ««Пропущенная глава» по своей художественной физиономии — особенная в творчестве Пушкина. В ней «истинное происшествие» пропущено не только через романтические вымыслы. Она полемична, как многие журнальные выступления Пушкина той поры. «Пропущенная глава», — сгусток идей, исторических характеристик, оценок, поводом для которых стал мужицкий бунт, отрыжка «пугачевщины» в дворянском имении» [].Исследователь отмечает, что важное значение имеет структурное оформление «Пропущенной главы»: «Она обрамлена публицистическим вступлением и такой же концовкой. Глава фрагментарна и может быть по этой причине она оказалась вне текста «Капитанской дочки»[]. Исследователь отмечает дидактическое начало «Пропущенной главы».Также Г.В. Краснов пишет, что в «Пропущенной главе» присутствуют мотивы и темы (донкихотский порыв Гринёва, мотив «мрачных предчувствий» главного героя, пленение Маши Мироновой и др.), которые уже имели место в других главах. Всё это делает «Пропущенную главу»особым текстом.Внедрение «Пропущенной главы» в основной текст могло бы нарушить архитектонику романа.
      М.Г. Альтшуллеррассматривает «Пропущенную главу» в сравнении с романами Вальтера Скотта. Исследователь считает, что Пушкин отказался от включения «Пропущенной главы» в романиз-за её сходства с окончанием романа Вальтера Скотта «Роб Рой».
      Мы можем сделать вывод о том, что «Пропущенная глава» исключена Пушкиным из текста «Капитанской дочки» не столько вследствие цензуры, сколько по художественным соображениям.











      
      
      
      Исследования о жанре «Капитанской дочки»
      
      Проблема жанрового определения «Капитанской дочки» является одной из наиболее актуальных в пушкиноведении. Уже среди современников Пушкина существовали две жанровые дефиниции этого произведения – повесть и роман.
      Одна часть исследователей считает «Капитанскую дочку» повестью.
      В.Г. Белинский пишет: «Самая лучшая его повесть «Капитанская дочка», при всех ее огромных достоинствах, не может идти ни в какое сравнение с его поэмами, и драмами, это не больше как превосходное беллетристическое произведение с поэтическими и даже художественными частностями» [].
      И.С. Тургенев в письме к К.Я. Булгакову: «Повесть Пушкина «Капитанская дочь» так здесь прославилась, что Барант, не шутя, предлагал автору, при мне, перевести ее на французский <язык> с его помощию, но как он выразит оригинальность этого слога, этой эпохи, этих характеров старорусских и этой девичьей русской прелести — кои набросаны во всей повести?» [].
      Н.Г. Чернышевский: «Дубровский» и особенно «Капитанская дочка» должны назваться лучшими из прозаических повестей Пушкина» [].
      Некоторые современные исследователи (Н.Л. Степанов, Ю.М. Лотман,Л.И. Тимофеев, М.И. Гиллельсон и И.Б. Мушина)также по традиции называют «Капитанскую дочку» повестью.
      Другая часть исследователей(П.В. Анненков, Н.В. Гоголь, Г.П. Макогоненко, Ю.Г. Оксман, Б.В. Томашевский, Л.С. Сидяков) считает «Капитанскую дочку» романом. Они опираются, во-первых, на то, что сам Пушкин чаще всего называл этот текст романом. Во-вторых, писателем была проделана большая работа по сбору  фактов, составивших исторический фон текста. В-третьих, следует обратить внимание на то, что «Капитанская дочка» - текст, затрагивающий различные проблемы – нравственные, социальные, философские.Ю.Г. Оксман[]пишет о том, что в 1830-х – 1840-х гг. XIX века произведения со столь глубокой проблематикой определялись литературоведами как романы. Исследователь обращает внимание на важность литературно-критического контекста эпохи.
      По мнению Л.С. Сидякова,«Несмотря на небольшой объём, "Капитанская дочка" - исторический роман широкого тематического плана. В нём нашли правдивое отражение жизнь народа, крестьянское восстание, поместное захолустье и губернское дворянское общество, облик затерянной в степях крепости и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, обрисованы нравы и быт того времени. "Капитанская дочка" даёт широкую историческую картину русской действительности эпохи Пугачёвского восстания»[].
      С.М. Петров []пишет о том, что в «Капитанской дочке» А.С. Пушкин показывает русскую жизнь, быт, обычаи, нравы, слои общества конца XVIII века.
      Для исследователей, дающих «Капитанской дочке» жанровое определение «роман» важнее содержание произведения нежели традиционные критерии текста – объём произведения и фабулы.
      В данной работе мы будем считать «Капитанскую дочку» романом.
     «Капитанская дочка» содержит в себе черты нескольких разновидностей романа – мемуаров и исторического романа.
     Рассматривая «Капитанскую дочку», Г.П. Макогоненко уделяет особое внимание причинам, по которым А.С. Пушкин обращается к мемуарной форме произведения. Исследователь пишет: «Избрание Пушкиным мемуарной формы своего романа — ещё одно свидетельство его необыкновенной исторической зоркости и чуткости. Дело в том, что характерной особенностью духовного развития людей XVIII в. являлось их стремление вести автобиографические записки, писать мемуары. Их воодушевляло желание рассказать о своей жизни и своем времени» []. Именно в мемуарной форме писатель может наиболее точно и живо изобразить эпоху пугачёвского восстания, а также представить читателю собственное видение истории.
     Я.Л. Левкович говорит о том, что для творчества А.С. Пушкина в целом характерно обращение к жанру мемуаров. В работе «Автобиографическая проза и письма Пушкина» он пишет о том, что Пушкин начинал писать прозу именно с жанра биографических записок. Дальнейшая проза Пушкина связана с мемуарами. «Капитанская дочка» не стала исключением[].
     А.А. Карпов пишет о том, что Пушкин обращается к мемуарной форме ввиду стремления к объективности. Также это связано с интересом писателя к истории. Пушкин интересовался мемуарным жанром, потому что именно ему присуща «непринуждённость и естественность, придающие рассказу о минувшем особое обаяние, запечатлённый в документе колорит эпохи, возможность нового осмысления известных происшествий»[]. В «Капитанской дочке» Пушкин придерживается не только внешней формы жанра мемуаров. В самом содержании романа не приводятся полные описания быта, одежды, интерьеров того времени. Также отсутствует исчерпывающая картина исторической ситуации конца XVIII века. В отличие от Вальтера Скотта, Пушкин выстраивает повествование Петра Гринёва последовательно. История Гринёва представляет собой неразрывно связанный рассказ. 
     В мемуарной форме повествования наиболее важной является фигура рассказчика. Именно его глазами читатель видит события, описанные автором. По мнению Г.П. Макогоненко[], в романе «Капитанская дочка» фигура рассказчика показана Пушкиным в разных промежутках времени. Пётр Гринёв предстаёт читателю мемуаристом в возрасте пятидесяти лет, он пишет о себе - семнадцатилетнем  молодом человеке, который ещё не имеет достаточного жизненного опыта. Этим можно объяснить то, что юноша кажется читателю не по годам рассудительным и философски мыслящим.Воспоминания взрослый Гринёв начинает с описания своего детства. Он сознательно вписывает себя в ситуацию пьесы Фонвизина «Недоросль», заявляя: «Я жил недорослем»[].
     Свои детские годы Гринёв изображает иронически, причём делает это сознательно. Мемуарист представляется читателю простодушным человеком, стремящимся рассказать свою историю честно, и тем самымрасполагает к себе.
     В некотором отношении, с ретроспективной дистанции, Гринёв становится удивительно застенчивым писателем-мемуаристом. Н.К. Гей[], исследуя образ Гринёва, говорит о том, что при помощи двойственности автор сопоставляет и объединяет два мира – внешний (событийный) и внутренний (мир героя).
     Пушкин, используя мемуарную форму, делает текст более насыщенным и сложным. В «Капитанской дочке» мы наблюдаем взаимосвязь трёх повествователей: юного Петруши, зрелого литератора Петра Гринёва, а также Пушкина. Карпов считает, что одни и те же ситуации и персонажи видны юным и взрослым Гринёвым и самим Пушкиным по-разному. Такая ситуация рождает дискуссию об изречениях Петра Гринёва, включая мысль о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»[].Ю.М. Лотман говорит о том, что интерпретация этого выражения является важнейшей проблемой для исследователей, поскольку именно эта мысль отражает позицию А.С. Пушкина.По мнению И.П. Щеблыкина, эти слова Гринёва имеют пересечение с трагедией Пушкина «Борис Годунов».В обоих произведениях народные массыпроявляют жестокость.Бессмысленность в том, что народом при смене государственного строя управляют люди, стремящиеся к власти.Положение народа после смены власти остаётся неизменным. Пушкин видит такой путь безвыходным. По мнению исследователя, Пушкин советует обратиться к чести. 
     
     Отдельное внимание следует уделить эпиграфам к роману, в которых, по словам многих пушкинистов, автор преимущественно выражает своё мнение. В эпилоге от издателя читаем: «Рукопись Петра Андреевича Гринёва доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена»[].Исследователь В.С. Листов [] пишет о том, что.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44