VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Коррекция недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014249
Тема: Коррекция недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультетдефектологический
Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Выпускная квалификационная работа

на тему: КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ


Обучающейся  4 курса 
Очной формы обучения
направления подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
направленности
(профиля)
Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья
Тейхриб Лилии Павловны
   

Руководитель: кандидат пед. наук, доцент Мищенко Зинаида Ивановна

Допустить к защите:
заведующий кафедрой
_______________ /_________________/
(подпись)(фамилия и инициалы)

«____» _________________ 20____ г.








Курск, 2018 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

1.1 особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития …………………………………………………………8
1.2 музыкальная терапия как средство коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…... 20

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА НЕДОСТАТКОВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ КОРРЕКЦИЯ, СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

2.1 выявление недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ………………………………………….... 30
2.2 программа по коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии.................................................................................................................. 39
2.3 динамика коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии………………………………………………………………………………. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………... 71
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..77














ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность исследования. Внимание находиться в неразрывной связи со всеми познавательными процессами и является частью всех высших психических функций. Для памяти внимание выступает как фактор удержания информации, для мышления - как фактор правильного понимания и решения задач. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Поэтому невозможно развивать ребенка в плане психических функций, не затрагивая развития всех видов внимания.
      Проблема изучения внимания детей с задержкой психического развития в настоящее время остается достаточно актуальной, т.к. уровень развития внимания является одним из показателей психического развития ребенка. 
      В своих исследованиях Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени выявили некоторые причины затруднений у детей с ЗПР в любом виде деятельности (игровой, учебной и т.п.). Одной из первых и главных причин выступает проблема нарушения целенаправленного внимания у данных детей.
      Особенности развития внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР описывали известные психологи, педагоги и дефектологи, такие как Т. А. Власова, М.С. Певзнер, 3.И. Калмыкова, Л.В. Кузнецова, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский и многие другие ученые, которые считают, что изучение особенностей развития внимания детей с задержкой психического развития, способствует их дальнейшей коррекции, в правильном их формировании, что в свою очередь положительно сказывается на все их дальнейшее обучение в школе в целом [10].
      Так же проблемы психического развития исследовали зарубежные исследователи: А. Штраус, Л. Лейтинен, Р. Пейн, А. Гезел, Р. Заззо [8].
      Многие современные ученые-психофизиологи исследовали влияние музыки на индивида. В.Б. Полякова в своих работах доказала влияние музыки на работоспособность людей, занимающихся умственным трудом, также музыка снижает утомляемость, способствует улучшению реакции, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность. Иногда музыка помогает развитию детей с физическими проблемами: умственной отсталостью, с нарушением слуха, зрения, с задержкой психического развития [50].
      М.Е. Бурно утверждает, что «музыка помогает дефензивным (неполноценным) пациентам выйти из тягостных расстройств настроения, существенно смягчить у них патологическое переживание своей неполноценности, различные психопатические и неврозоподобные проявления: навязчивые, астено-ипохондрические, деперсонализационные и т.д.» [9]. 
      В исследованиях музыкотерапевтов Е.П. Дединской и К.А. Щербинина раскрываются следующее: «Музыка является информационным каналом, недоступным для контроля сознания, проникающим в психику гораздо лучше, чем слово. Даже когда человек находится в коме, единственным связующим звеном между человеком и окружающим миром, способным вывести его из этого состояния, является музыка» [3].
      Один из известных педагогов и музыкотерапевтов В.И. Петрушин в пишет: «Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых, поэтому музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека» [49].
      Большое количество ученых отмечают лечебное влияние музыкального ритма на системы и функции детского организма, а именно на развитие таких психических процессов как мышление, внимание, моторики. Такими исследованиями занимается психофизическое направление музыкальной	 деятельности.
      Проблема нашего исследования: «Каковы основные направления коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии».
      Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
      Цель работы – выявить основные направления коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии.
      Объект исследования: особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
      Предмет исследования: коррекция недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии.
      Цель достигалась решением задач:
1. Изучить особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
2. Выявить недостатки внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
3. Рассмотреть музыкальную терапию как средство коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Составить и провести программу по коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии.
      Методы исследования. Для решения поставленных задач применялась совокупность следующих методов: теоретический анализ литературы и документации; диагностический метод – наблюдение; практический метод – беседа, наблюдение, катамнестический метод анализ продуктов деятельности.
      База исследования. Исследование проводилось на базе Областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №4» г. Курска.
      Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы специалистами, работающими в образовательных учреждениях, которые обучают детей с задержкой психического развития; родителями, воспитывающими детей данной категории; студентами, обучающимися по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
      Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
      Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется цель, объект, предмет и методы исследования, описана проблема, база проведения исследования и структура исследования.
      В первой главе «Теоретические основы изучения коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии» проводится изучение процесса внимания, рассматриваются особенности развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, характеризуются основные направления коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, средствами музыкальной терапии.
      Во второй главе «Диагностика недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их коррекция, средствами музыкальной терапии» описывается организация и содержание исследования внимания младших школьников с задержкой психического развития, приводятся результаты диагностики, реализуется коррекционная программа, а также показывается динамика развития внимания после проведения повторной диагностики внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
      В заключении подведены итоги и сформулированы выводы.
      Библиографический список содержит 65 наименований работ, используемых для проведения исследования.
      В приложении содержатся материалы к методикам, использованные в процессе исследования поставленной проблемы.
      Ключевые слова: внимание, дети младшего школьного возраста, задержка психического развития, музыкальная терапия.
      Аннотация: В работе представлена характеристика особенностей внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, описывается метод музыкальная терапия как средство коррекции недостатков внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Охарактеризован ход, методы и результаты диагностического исследования объема и устойчивости внимания младших школьников с задержкой психического развития; разработана программа коррекции недостатков внимания младших школьников с задержкой психического развития; прослежена динамика результатов исследования до и после проведения коррекционной программы.
      Key words: attention, children of primary school age, mental development support, music therapy.
      Abstract: the paper presents the characteristics of the attention of children of primary school age with mental retardation, describes the method of music therapy as a means of correcting the shortcomings of attention of children of primary school age with a delay in mental development. The course, methods and results of the diagnostic study of the volume and stability of attention of primary school children with mental retardation are characterized; the program of correction of attention deficiencies of primary school children with mental retardation is developed; the dynamics of the results of the study before and after the correctional program was traced.



ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

      1.1 ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
      Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Одни психологи утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Другие психологи считали, что внимание – это отдельный психический процесс, т.к. он имеет свои закономерности и свойства.
      Первые работы, рассматривающие внимание, – это работы В.Вундта (конец XIX в.): с его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения. Его последователь, Э. Титчинер, считал, что внимание – это свойство ощущения; Д. Милль: внимание – результат эмоций [2].
     Ф.Н. Гоноблин указывает, что внимание можно образно сравнить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку, обозначающую центр двух концентрических кругов, то меньший круг видим значительно яснее, чем окружающую его часть большого круга. Малый круг наглядно изображает зону внимания [16].
      Современные психологи трактуют внимание, как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.
      По мнению другого ученого, С.Л. Рубинштейна, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [56].
      В своих исследованиях, Н.Ф. Добрынин так определяет внимание: «Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то». Причины внимания и невнимания лежат в самой личности. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость [18].
      Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, памяти, мышления, воображения. Более того, сами эти психические процессы «включаются» только тогда,когда возникло внимание.
      Можно сказать, что внимание не имеет собственного содержания и является частью других познавательных процессов.
      Таким образом, внимание – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от другого [42].
      Существуют различные классификации видов внимания.
      1) в зависимости от объекта сосредоточения (то есть того, что находится в поле внимания) выделяют сенсорное (перцептивное), интеллектуальное и моторное (двигательное) внимание.
      2) по характеру происхождения и по способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
      Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально не имеет границ, так как он не определяется особенностями или интересами личности.
      Произвольное внимание свойственно лишь человеку и может быть определено как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.
      Этот вид внимания требует определённого опыта, умения организовать свою деятельность, поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития, формируется произвольное.
      Произвольное внимание тесно связано с волей, а условием его формирования является постановка цели деятельности. Есть ряд внутренних и внешних условий, помогающих, либо мешающих сохранять и удерживать внимание на каком-либо объекте. 
      К внешним условиям относятся: интерес к объекту, личная его значимость, состояние здоровья, душевное равновесие, хорошие индивидуальные показатели свойств внимания, включение в умственную деятельность практического действия и др. К внешним условиям сохранения внимания можно отнести: отсутствие посторонних раздражителей, разнообразие в объекте, присутствие новой информации и др.
      Непроизвольное внимание- человек внимателен независимо от ближних и отдаленных сознательных целей и даже вопреки им. Оно направляет психическую активность на те объекты, которые обладают собственными особенными характеристиками (новизна, сила раздражителей и т.д.), или отвечают внутренним эмоциям, мотивам, целям человеческого поведения и деятельности.
      Феномены непроизвольного внимания обусловлены ненаправленной поисковой активностью человека. Н.Ф. Добрынин выделяет три группы причин, помогающие возникнуть непроизвольному вниманию и описывает соответственно три вида непроизвольного внимания.
      Вынужденное внимание, причиной которого является характер раздражителя с точки зрения силы, экстенсивности, длительности, прерывистости.
      Непроизвольное внимание к конкретному раздражителю или объекту непродолжительно. Оно либо исчезает вместе с исчезновением интереса к раздражителю, либо переходит в произвольное, если объект оказывается значимым или интересным для человека.
      Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, а затем этот процесс вызывает интерес и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия. С непроизвольным его объединяет отсутствие усилия, сильная эмоциональная вовлеченность.
      Свойства внимания
      Внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются устойчивость, переключение, концентрация, распределение, объем [19].
      Объём внимания – это количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека, в единицу времени.
      У младших школьников объём внимания не превышает 3-4 объектов, а у некоторых детей и того меньше. Маленький объём внимания не даёт ребёнку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Основные условием расширения объема внимания является систематизация, группировка материала в более крупные единицы.
      Устойчивость внимания - это способность сохранять концентрацию сознания на определённом объекте. Важным условием устойчивости внимания является возможность в том предмете, на котором оно сосредоточено, раскрывать новые свойства и связи.
      С устойчивостью внимания мы имеем дело тогда, когда человек погружен и какую-то деятельность или сосредоточен на предмете в максимальной степени и не реагирует на посторонние раздражители. Устойчивость внимания характеризуется как длительностью его протекания, так и степенью его концентрации во все время его сохранения. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 мин. 
      Одной из динамических особенностей внимания являются его колебания. Под колебаниями внимания понимается периодические кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания. Например, временами мы слышим тиканье часов в комнате, а порой перестаем, затем тиканье вновь появляется в поле нашего сознания.
      Распределяемость внимания – это концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Высокий уровень распределения внимания является одним из обязательных условий успеха многих современных видов деятельности.
      Концентрация внимания – сосредоточенность на объекте внимания, процесс погружения. Иногда человек настолько углубляется в выполнении того или иного дела, увлечён чтением книги, просмотром фильма, что ничего не видит и не слышит вокруг. Если же обучающийся не умеет сосредотачивать своё внимание, то его сознание не задерживается на предметах. В результате впечатление от предмета остаётся расплывчатым, нечётким. 
     Переключение внимания – это преднамеренный переход с одного объекта на другой, от одной деятельности к другой, от одного действия к другому. Разница между отвлечением и переключением в осознанности последнего. Переключение зависит от характера деятельности, привычки переключаться с одного на другое, легче переключаться со слабого раздражителя на сильный. 
     Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители:
* неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
* снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
* повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
* снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
     Виды нарушений внимания: отвлекаемость; рассеянность; гиперподвижность; инертность; сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания) [14].
     Отвлекаемость (отвлечение внимания) - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
     Отвлекаемость может быть внешней к внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. 
     Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его
в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
     Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин "рассеянность" обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться: а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
     Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
     Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мысли.
      Рассмотрим особенности внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
      Сам термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию [47].
     Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70 - 80-е гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях [32]:
1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.
     В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
     При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности [29].
     Л.Н. Блинова указывает, что при ЗПР у ребенка очень часто отмечается невнимательность, которая проявляется в: неумении сосредоточиться на деталях; неспособности удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь; беспомощности в доведении задания до конца; отрицательном, а чаще равнодушном отношении к заданиям, требующим напряжения, забывчивости (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения); потери предметов, необходимых для выполнения задания [6].
     Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. 
     Психологи (Е.И. Кикоин, С.Л. Кабыльницкая и другие) считают что, внимание школьников с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Причем, пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних школьников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других учащихся сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания [27].
     Исследования Л.И. Переслени, 3. Тржесоглава, Г.И. Жаренкова, В.А. Пермякова, С.А. Домишкевич отмечают следующие особенности внимания детей с ЗПР [17]:
     1. Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5 — 15 мин. Затем в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок «выпадает» из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.
     2. Сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.
     3. Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.
     4. Сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей.
     5. Сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т. е. находятся на стадии усвоения.
     6. «Прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию. 
     Сравнительное экспериментальное исследование влияния посторонних воздействий (например, шума, речевых помех) на деятельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.
      При обучении детей с задержкой психического развития важно исключить действие посторонних раздражителей. 
      Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Как уже отмечалось, при всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. 
      Специальные исследования психологов и педагогов показали, что различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. Например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, а успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению с устойчивостью внимания. Кроме того, разные свойства внимания развиваются неодинаково и по-разному проявляются при различных формах ЗПР. 
     При разных формах задержки психического развития у детей можно наблюдать нарушение произвольного внимания. Типичным для всех детей является снижение степени концентрации внимания, а это, в свою очередь, серьезно сказывается на процессе обучения. Нарушения внимания обусловлены органическими или функциональными поражениями центральной нервной системы. Это ведет к тому, что дети не в состоянии сосредоточиться на выполнении разных заданий, как игровых, так и учебных. 
     Обучающиеся с задержкой психического развития часто проявляют повышенную истощаемость. Это выражается в кратковременной продуктивности при работе с заданиями. Дети допускают много ошибок, двигаясь к намеченому результату [41].
     Существенные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития можно наблюдать при утомлении ребенка, при отсутствии мотивации к учебе, на фоне выраженной астении.
     В результате особенности внимания у детей с задержкой психического развития можно распределить следующим образом:
1. Быстрое истощение произвольного внимания;
2.Недостаточная степень концентрации внимания;
3. Чрезмерное ограничение объема внимания. При этом дети воспринимают малую часть информации, восприятие становится фрагментарным и результаты деятельности искажаются;
4. Внимание является «неселективным». Проявляется в том, что ребенок не умеет сосредоточиться на значимых признаках воспринимаемых объектов;
5. Внимание ребенка часто переключается. В этом случае можно заметить спонтанную реакцию на разные внешние раздражители. Дети долго не могут сосредоточиться на выполнении учебных задач; 
6. Инертность внимания. 
     Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с отставанием психического развития мешают реализации мыслительной деятельности. Дети не могут сосредоточиться и провести избирательную познавательную деятельность. У них отмечается затруднение в реализации процессов восприятия и запоминания.
     Недостаточный объем произвольного внимания часто отмечают у детей с задержкой психического развития при наличии астенического и церебрастенического синдромов, или с задержкой психического развития при наличии у детей психопатоподобного синдрома [43].
      Таким образом, в процессе психокоррекции необходимо учитывать не только форму ЗПР, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, а сам процесс коррекции должен проводиться в контексте деятельности, доступной ребенку (учебная, игровая и пр.). 
      1.2 МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
      В современном обществе одним из важных и необходимых видов художественной деятельности является музыка. В далеком прошлом древнегреческие ученые заметили роль музыкального искусства в эстетическом воспитании индивида и как оно положительно влияет на личность. По словам Платона, посланный миру «музыкальный союзник» приводит в гармонию индивида и убирает дисгармонию его ума. Затем последователи Пифагора придумали методику музыкальной психотерапии, в которую входила программа, состоявшая из песен и музыкальных пьес для лиры, благодаря которой у человека поднималась бодрость духа, настроение и снималась усталость [50].
      Со временем роль музыки росла и ученые, композиторы, педагоги, музыканты разрабатывали проблемы детского музыкального воспитания и образования, были разработаны программы по развитию детского музыкального интеллекта.
      Многие современные ученые-психофизиологи исследовали влияние музыки на индивида. В.Б. Полякова в своих работах доказала влияние музыки на работоспособность людей, занимающихся умственным трудом, также музыка снижает утомляемость, способствует улучшению реакции, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность. Иногда музыка помогает развитию детей с физическими проблемами: умственной отсталостью, с нарушением слуха, зрения, с задержкой психического развития.
      М.Е. Бурно утверждает, что «музыка помогает дефензивным (неполноценным) пациентам выйти из тягостных расстройств настроения, существенно смягчить у них патологическое переживание своей неполноценности, различные психопатические и неврозоподобные проявления: навязчивые, астено-ипохондрические, деперсонализационные и т.д.» [9]. 
      В исследованиях музыкотерапевтов Е.П. Дединской и К.А. Щербинина раскрываются следующее: «Музыка является информационным каналом, недоступным для контроля сознания, проникающим в психику гораздо лучше, чем слово. Даже когда человек находится в коме, единственным связующим звеном между человеком и окружающим миром, способным вывести его из этого состояния, является музыка» [3].
      Один из известных педагогов и музыкотерапевтов В.И. Петрушин в пишет: «Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологгическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых, поэтому музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека» [49].
      Большое количество ученых отмечают лечебное влияние музыкального ритма на системы и функции детского организма, а именно на развитие таких психических процессов как мышление, внимание, моторики. Такими исследованиями занимается психофизическое направление музыкальной	 деятельности. 
      Музыкотерапия – древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, снимающая накопленное психическое напряжение, помогающая успокоиться и сосредоточиться. Можно сказать, что это особый вид музыкальной деятельности, один из видом арттерапии, направленный на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства [46]. 
      Музыка выполняет следующие функции:
      1) седативную (релаксационную), связанную с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное напряжение и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Примером служит игра ребенка на свирели, благодаря которой он может представлять определенную картину или образ, стимулируя свои умственные способности, развивая музыкальную память. А также играя, ребенок массирует кончики пальцев, на которых находятся нервные окончания, и таким образом в мозг поступают импульсы и работа всех центров улучшается;
      2) стимулирующая функция, напротив, мобилизирует и активизирует все физические и эмоциональные возможности человека, а именно: приводит в тонус мышцы и жизненно важные системы организма, наполняет яркими и позитивными эмоциями, дарит хорошее настроение. Для этого используется мажорная, ритмичная танцевальная музыка: народные и эстрадные танцы. Благодаря постоянной системе музыкальных занятий улучшается концентрация внимания, формируется социальное взаимодействие, что способствует коррекции психического развития детей;
      3) катарсическая функция музыки состоит в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис от греч. – очищение, первоначальное значение: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванного у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью».
 .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%