VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Коррекция гиперактивного поведения детей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005791
Тема: Коррекция гиперактивного поведения детей
Содержание
Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»

Дирекция образовательных программ

Каталина Татьяна Вячеславовна

«Современные исследования технологий обучения детей с синдрома дефицит внимания и гиперактивности»



КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление – 44.04.01 «Педагогическое образование»

Профиль «Бизнес-педагогика»





Курс обучения - 1

Форма обучения – очно-заочная



Жадько Наталья Викторовна



Жадько Наталья Викторовна

Научный руководитель: доктор педагогических наук

Москва 2017

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……………3

Глава 1 Гиперактивность и ее проявления………………………………..…….6                             

        1.1 Исследование особенностей синдрома дуфицита внимания и гиперактивности у детей………………………………………………………….6

       1.2 Причины формирования СДВГ………………………………………...10  

       1.3 Симптомы проявления СДВГ………………………………………...14

 Глава 2 Коррекция гиперактивного поведения детей……………………….17

      2.1  Работа с семьей гиперактивного ребенка…………………………….17

     2.2 Работа воспитателя с гиперактивными детьми………………………..18

Заключение……………………………………………………………………..23

Список источников…………………………………………………………….25

Приложение 1………………………………………………………………….28

Приложение 2………………………………………………………………….31

Приложение 3…………………………………………………………………..39

































Введение.

В настоящее время особенно актуальны проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание педагога и впоследствие становятся неугодными. 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)- одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном  и младшем школьном возрасте, проблем в отношении с окружающими людьми и, и в итоге, - заниженная самооценка.

СДВГ признан одним из наиболее распространенных поведенческих расстройств у детей. Анализ литературы показал широкую переменчивость данных по частоте встречаемости СДВГ среди детей. Так, в США эти цифры составляют от 4 до 13%; в Великобритании – 1–3% , Германии – 9–18%, Италии – 3–10%, Чехословакии – 2–12%, Китае – 1–13% . Столь широкий разброс данных связан прежде всего с тем, что в настоящий момент в мире нет специфических методов четкого и достоверного выявления этого синдрома. Так, американские и канадские специалисты при диагностике СДВГ используют классификацию психиатрических болезней (dSm – diagnostic and Statistical manual of mental disorders), в Европе и Великобритании принята международная классификация болезней (Icd – International classification of diseases) с жесткими критериями, позволяющими более реально оценивать распространенность синдрома. Особой проблемой до сих пор остается объективная диагностика СДВГ. В настоящее время этот синдром диагностируется при использовании специальных опросников, включающих очень субъективную и не всегда адекватную характеристику поведения ребенка. В основном синдрому дефицита внимания и гиперактивностьи у детей уделяется только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость (Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., 1994; Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П., 2001) [2,4,10].
Изучение детей СДВГ имеет большое значение в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1996; Лицев А.Э.,) [11]. По этому, в последние годы научный интерес к проблеме исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста значительно возрос. 

    Это мнение разделяют и В.И. Габдракипова, Э.Г. Эйдемиллер, отмечая, что «oптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ – 4–5 лет, когда уже можно объективировать наличие расстройства внимания. Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнется его коррекция, тем лучше» [7, c. 13].
Современные направления развивающей и коррекционной работы (Семенович А.В., 2002; 1998; Семаго Н.Я., 2000; Сиротюк А.Л., 2002) опираются на принцип замещающего развития. 
     Анализ литературы по данной проблеме показал, что изучение гиперактивности дошкольников является актуально в настоящее время, так как в большинстве исследований описываются наблюдения за детьми школьного возраста, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая мультиморбидность проблем у детей, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.

Целью курсовой работы является анализ синдрома дефицита внимания и гиперактивность у детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•  проанализировать понятия «гиперактивность», «синдром дефицита внимания»;

• изучить  особенности  проявления  гиперактивного    поведения   у дошкольников;

• проанализировать особенности работы воспитателя и родителей  с  гиперактивными детьми дошкольного возраста;

• рассмотреть рекомендации воспитателям и родителям по взаимодействию с  гиперактивным ребенком;

• рассмотреть рекомендации совместной деятельности воспитателя с ребёнком по коррекции гиперактивного поведения.

Объект исследования – гиперактивность дошкольников.

Предмет  исследования –  педагогические особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста.

Методы использованные в ходе исследования:

• теоретического изучения научной литературы по данной теме;

• анализа психолого-педагогической литературы;

• систематизации материалов по структурным компонентам; 

• разработка рекомендаций для родителей и воспитателей.

Курсовая работа состоит из  введения, двух глав,  заключения, списка источников, приложения.

		


	

	

	

	

	

	

	

	

















Глава 1. Гиперактивность и ее проявления.

1.1 Исследование особенностей синдрома дуфицита внимания и гиперактивности у детей.

Гиперактивность – это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей группы дошкольного возраста, а также у детей раннего школьного возраста, хотя не исключается и «переход» к дальнейшим возрастным группам при отсутствии соответствующих мер в ее адрес. Гиперактивность, симптомы которой заключаются в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не является и зачастую обуславливается нарушением внимания. Одним из первых изучением двигательных расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга считается Э.П. Дюпье. Первые описательные характеристики мы находим в работах, относящихся к концу 19 века, например, в книге Ф. Штольца «Недостатки в характере ребенка. Вторая залетая книжка». В данной книге автором описывается группа детей, которых он называет "беспокойными", "ртутными",  отличающихся от других детей тем, что их подвижность распространяется на весь организм. Руки и ноги находятся в беспрестанном непроизвольном движении, но данные движения эти дети выполняют нетвердо и неуверенно, они излишне "мечутся" во все стороны и своей неуклюжестью осложняют дело. Автор, таких детей  назвает " трепещущими", а болтливость многих из них ничто иное, как перенесение мускульного беспокойства на область речи.

В 30-е годы за рубежом впервые начали изучение гиперактивных детей. В результате был выделен так называемый "синдром гиперактивности", который в последствии систематически привлекал внимание ученых (Э.М. Рутман, 1989). В работах разных исследователях  был выделен так называемый синдром гиперактивности у детей, проявляющийся повышенной моторной активностью, беспокойством, драчливостью, агрессивностью, дезадаптированностью при поступлении в школу и трудностях в обучении. В 80-е годы в США диагноз "гиперактивность" был заменен на "расстройство поведения, связанное с дефицитом внимания, с гиперактивностью или без нее".

В отечественной науке отдельных исследований по проблеме гиперактивности практически нет. Лишь некоторые сведения, упоминания о таких сверхактивных детях. В.Л. Сащенко отечественный ученый,  еще в 30-е годы в своей книге " Педагогическая коррекция" писал о детях с "болезненно выраженной активностью". Эта активность создает большие затруднения в детском коллективе: ребенок невнимателен, много шалит, много болтает, много кричит, дразнит товарищей, без конца смеется над каждым пустяком, он  рассеянный, не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца, у него, как говорят, нет тормоза, нет должного самоконтроля. Большинство опубликованных работ являются исследованиями медико-клинического направления.[9]

В медицине термином «гиперактивность» принято называть невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, постоянную отвлекаемость и избыточную активность. Ребенок постоянно находится в нервно-возбудимом состоянии и приводит в ужас не только посторонних людей, но и собственных родителей.

Проблема гиперактивного поведения у детей поднималась неоднократно в медицинской литературе, где в основном исследователи объясняют причины, порождающие данное явление, и рассматривают методы медикаментозной коррекции двигательной сверхактивности (М.И. Буянов, М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий). В различных работах гиперактивность,  рассматривается, прежде всего, с избытком двигательной активности ребенка. Термин «синдром дефицита внимания» был введен в начале 80-х из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». 

В отечественной науке исследователи называют синдромом психомоторной расторможенности,  проявления чрезмерной подвижности, суетливости, несобранности и неусидчивости. Как правило, психомоторная расторможенность включает в себя неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенную истощаемость, иногда  и другие гиперкинезы, импульсивные действия и характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Справочник детского психиатра и невропатолога, 1985).

Ряд исследований, показал, что характерным возрастом для проявления признаков гиперактивного поведения считается дошкольный возраст. 

Опираясь на существующие периодизации возрастного развития человека (А.В. Петровского, В.И. Слободчикова, Д.Б. Эльконина, Л. Кольберга, Ж. Пиаже и др.), можно утверждать, что процесс становления личности длится всю жизнь, хотя и распадается на этапы, каждый из которых, обладая собственной неповторимой спецификой, является своеобразной ступенью на пути «восхождения» к личности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношение с миром взрослых и сверстников, именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г. Безносов, Д.С. Лихачев).[16, c 55]

В этот период ребенок начинает посещать детский сад и ведет более самостоятельный образ жизни, проявляя себя в различных ситуациях и новых отношениях с референтными лицами (взрослые, группа сверстников). В результате недостатки в саморегуляции поведения становятся очевидными и являются в дальнейшем тревожным показателем в отношении школьной дезадаптации, как специфической формы активности субъекта.

Выделяя дошкольный возраст как важный возрастной рубеж в проявлении симптоматики СДВГ и рассматривая его как наиболее критический период детства, характеризующийся своеобразным «функциональным виражом», заключающeмся одновременно в эволюционно-прогрессивных сдвигах и во временных функциональных потерях, связанных с состоянием нестабильности и дисбаланса в различных системах мозга, целый ряд ученых (И.П. Брязгунов, А.Э. Лицева, Е.В. Касатикова, А.В. Миролюбов, Т.Н. Осипенко, Э.Г. Симерницкая, И.А. Сквор цов, С.В. Ярыгин и др.) подчеркивают, что ранние диагностика и коррекция СДВГ должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст, когда компенсаторские возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Несмотря на долгую историю изучения СДВГ, опрос R.A. Barkley показал, что в 63 % случаев учителя, психологи и врачи недостаточно знают об этом расстройстве. В России вопрос с диагностикой также стоит очень остро. Как подчеркивают И.П. Брязгунов, Е.В. Касатиков, Г.Б. Монина, в 70 % случаев СДВГ не диагностируется. Основная причина заключена в том, что СДВГ – сложная проблема, изучение которой требует знаний различных дисциплин: акушерства, педиатрии, неврологии, а также психологии, социологии и педагогики.

Анализ литературы показал, что гиперактивное расстройство и дефицит внимания относятся большинством исследователей к минимальным органическим поражениям мозга. Это психическое заболевание, которое характерно для детей, возраст которых варьирует в пределах от 6—7 до 13—15 лет. Оно проявляется в постоянном невнимании, гиперактивности и импульсивности. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но если оставить без внимания гиперактивное расстройство, то в будущем для ребенка это создаст значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. В связи с этим, необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости. С медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было впервые описано в 1902 году, когда американский педиатр Эндрю Стилл опубликовал текст лекций, в которых охарактеризовал это расстройство как патологию моральной сферы со склонностью к разрушающему поведению. Позднее в 30—60 гг. ХХ века такие нарушения в поведении стали описывать как минимальное органическое поражение мозга или минимальную мозговую дисфункцию. Уже тогда предусматривалось, что возможные нарушения в работе мозга приводят к изменению в поведении и расстройств со стороны внимания. Долгое время существовало мнение, что данное расстройство исчезает само, даже если его не лечить, после 12 лет, однако это не так. То, что раньше считали расстройством личности у взрослых и подростков, или особыми проявлениями характера, верифицируется теперь, как продолжение гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. 

Таким образом,  проблема дефицита внимания и гиперактивности у детей занимались многие исследователи из разных областей. Однако, не смотря на, научную и практическую значимость в этой области выявлены не многочисленные исследования именно СДВГ у детей дошкольного возраста.

1.2 Причины формирования СДВГ.

В различных медицинских источниках, исследователями наиболее подробно изучены причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, не смотря на это,  единого мнения на сегодняшний день не существует. Для продуктивной работы с детьми  необходимо как можно точно определить причину возникновения СДВГ. Проанализировав мнение исследователей по этому вопросу, можно выделить две основных причины физиологическая и психологическая.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в литературе объяснения причин гиперактивности.

С точки зрения физиологических причин одни исследователи утверждают, о существовании некого медиатора (возможно моно - или катехоламины, серотонин), влияющего на моторику и приводящего к нарушениям поведения. Другие видят причину в существующем дефиците в механизме головного мозга, а именно системы ретикулярной формации, которая отвечает за координации обучения и памяти, обработку поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушение этой функции вызывает у ребенка беспокойство, раздражение  и агрессию. Помимо ретикулярной формации, важное значение СДВГ имеет, дисфункция лобной доли, так называемая теория «синдрома лобной доли», но на сегодняшний день нет достаточного подтверждения современными методами диагностики, только компьютерная томография. Также существует мнение, что одной из причин является неправильное питание ребенка. Продукты которые едят современные дети содержат большое количество ароматизаторов, консервантов, искусственных наполнителей, пищевых красителей, которые отрицательно влияют на нейрохимические процессы. В тоже время дети очень любят сладкое и едят его в огромных количествах , все токсичные вещества и сахар снижают в организме у ребенка необходимо важных определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. По мнению В.Р. Кучмы, И.П. Брязгунова возможность возникновения СДВГ у детей это содержанию  свинца в организме, такая теория нуждаются в дополнительных исследованиях.[15]

 Рассмотрим психологические взгляды на СДВГ у детей.

З. Матейчик причину гиперактивности у детей рассматривает с точку зрения  психической депривации, объясняя это тем, что при недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов, ребенок сам проявляет лихорадочное стремление к их получению через ярко выраженное беспокойство поведения. Бывают случаи возникновения гиперактивности в результате эмоционального стресса или переутомления. То есть, когда человек испытывает сильный эмоциональный стресс, то внутреннее напряжение, возникающее в этот момент, находит выход в усилении физической активности (9, с. 132-133).

Причины гиперактивного поведения М. Раттер видит в своеобразном  проявлении особенностей темперамента. Основной причиной гиперактивного поведения у детей, американские исследователи считают нарушениях внимания, особенно  поддерживающего. (Э.М. Рутман,1990).

Максимова А., Мокляк И.Г. рассматривает следующие причины СДВГ:

Наследственность: по данным А.И. Максимовой ,  57% родителей в детстве имели такие же симптомы гиперактивности и нарушения внимания. Как и их дети.   По одной из теорий, СДВГ связан с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка: большую опасность вызывает внутриутробная гипоксия, к которой особенно чувствителен головной мозг, никотин, алкоголь, лекарства, физические и психологические травмы, осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжныеи т.д.).

Опасности первых лет жизни: травмы головы, заболевания (как бронхиальная астма, нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность), окружающая обстановка, характер отношений со взрослым. Окружающая среда. Питание. [17, с.12; 18, с.71]

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) как правило, лежит в основе синдрома гиперактивности, наличие которой определяется врачом-невропатологом после проведения специальной диагностики. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина подчеркивают, что неблагоприятные социально-психологические факторы  могут закреплять клинические проявления и усиливать дезадаптацию детей, страдающих СДВГ.  По данным Н.Н. Заваденко,  влияние социально-психологических факторов обнаружено в 63% случаев при обследовании детей с СДВГ. В 20% воспитание детей в неполной семье, неблагоприятные социально-бытовые условия, низкий уровень образования родителей, частые конфликты, алкоголизм, разногласие в воспитании, педагогическая запущенность. Особенно важно, что родители ребенка с СДВГ, иногда сами страдающие этим заболеванием, зачастую отличаются стилем воспитания, характеризующимся несдержанностью и нарушенным взаимодействием с ребенком [20, с. 8]. Г. А. Суслова среди психологических и социальных факторов, влияющих на возникновение СДВГ, выделяет неподготовленность родителей к семейной жизни; предубежденность и нетерпимость в отношении к детям; напряженность и частые конфликты в семье. [18, с.42] Помимо этого, психическое развитие таких детей усугубляет пропуском «сензитивных» периодов развития (по Л.С. Выгодскому), благоприятных для естественного формирования конкретных психических функций, поведенчиских навыков и личностных свойств.

Таким образом, причины  СДВГ представляют собой сочетание генетических, нейрофизиологических и психосоциальных факторов. Существует немало теорий относительно того что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, однако точная причина синдрома не известна. Говоря о причинах гиперактивного поведения, нельзя выделить только одну из них, всегда следует предусматривать возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Большинство детей с СДВГ при обследовании имеют дополнительно те или иные соматические, неврологические или психологические проблемы. Обычно этот синдром сопровождается как минимум двумя диагнозами.



1.3 Симптомы проявления СДВГ. 

Наиболее типичными  проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [18,28,29]. Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста.

Симптомы гиперактивности и импульсивности

Раннее детство

Младший и средний школьный возраст

Подростковый возраст

Бегает по дому и повсюду лазит

Много говорит, мешает

Беспокоен, подвижен во время спокойных видов деятельности

Скачет по мебели

Часто встает со стула

Нервирует, надоедает другим

Встает со стула во время еды или когда ему читают книгу

Чрезвычайно подвижен

Мешает в разговоре

Наталкивается на предметы

шумлив

Попадает в неприятные ситуации



Отнимает вещи

Душевно тревожен, менее активен



По мнению В.В. Сатари, С.А. Немковой первые предвестники СДВГ отмечаются в период младенчества: у малышей наблюдаются нарушения сна, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Возникновение и нарастание симптомов СДВГ чаще всего происходит в определенные возрастные периоды, связанные с усилением требований к самостоятельности, целеустремленности, сосредоточенности (начало посещения детского сада, школы), а также гормональным всплеском (12–14 лет) [24, с. 14].

В подростковом возрасте СДВГ сохраняется более чем у половины детей,  страдающих им в детском возрасте, в 30% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст (О.В. Халецкая, 1993). По данным зарубежных специалистов, дети с СДВГ чаще, чем их здоровые сверстники, бросают школу (32–40%), редко оканчивают вузы (5–10%), имеют меньше друзей или не имеют их (50–70%), втягиваются в антисоциальную деятельность (40–50%), больше курят и потребляют наркотики, с гораздо большей вероятностью беременеют в подростковом возрасте (40%), а будучи взрослыми, чаще превышают скорость, попадают в многочисленные аварии (20–30%) и подвергают свою жизнь другим опасностям [24, с. 17].

          У некоторых детей импульсивность может быть приобретенной поведенческой моделью, которая формируется в результате подражания импульсивным членам семьи или развивается в процессе воспитания в семье, где быстроту предпочитают старательности и вдумчивости (Д. Бретт, 1996). [3, с.168]

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность к внешним проявлениям гиперактивности. У детей страдающими СДВГ низкая самооценка, часто возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими,  трудности в обучении. Не смотря на это,  уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. [19, 23с.]

По мнению Л.С. Чутко невнимательность проявляется: в неспособности сосредоточиться на деталях, допущении ошибок из-за невнимательности; не умении поддерживать внимание; недослушивают обращенную к ним речь; неспособности доводить задания до конца; проявлении низких организаторских способностей; отрицательном отношении к заданиям, требующим умственного напряжения; потере предметов, необходимых для выполнения задания; отвлекаемости, часто на посторонние раздражители; забывчивости [28, с. 5]. 

Импульсивность и гиперактивность, по мнению,  Ю.С. Шевченко обусловлены тем, что: ребенок не может сидеть спокойно, суетлив; бесцельно бегает; не может играть в тихие игры, отдыхать;  вскакивает с места без разрешения;  выкрикивает ответ, не дослушав вопрос учителя; не может ждать своей очереди [29, с. 6].

Различия между мальчиками и девочками непостоянны (в отдельных населенных пунктах 3:1, в других – вообще не выявлены).  Среди мальчиков 7-12 лет признаки СДВГ диагностируются в 2-3 раза чаще, чем у девочек, среди подростков это соотношение составляет уже 1:1. По данным Н.Я. Семаго, у мальчиков подобные проблемы встречаются в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Половые различения отмечаются и в структуре, и динамике синдрома. У мальчиков синдромы гиперактивности появляются с 3-4 лет, что заставляет родителей обращаться к специалистам до поступления ребенка  в школу. Среди девочек чаще проявляется дефицит внимания.

Таким образом, гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания, импульсивностью, неустойчивостью настроения. Сочетание этих характеристик и дает общее, но не очень четкое определение — «нарушение поведения». Поставить ребёнку диагноз может лишь опытный психолог при наблюдении ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев. Гиперактивность характеризуется постоянными (не ситуативными) нарушениями.



Глава 2.  Коррекция гиперактивного поведения детей.

2.1  Работа с семьей гиперактивного ребенка. 

В основе сопровождения семьи и ребенка лежит надежная партнерская связь между родителями и специалистами. Для специалистов построение отношений с родителями особенно важно, поскольку составляет базовую предпосылку эффективного терапевтического сопровождения. Помощь семье и ребенку всегда должна учитывать особенности каждого конкретного случая, отвечать потребностям каждого ребенка и его родных, а не быть стандартной и унифицированной. Недостаток внимания к индивидуальным особенностям делает помощь неэффективной, а попытки решить какую-то одну проблему без учета общего контекста могут лишь дестабилизировать ситуацию. 

Очень важным моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребенка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо заранее договориться о правилах поведения с ребенком, о системе поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребенка, построенное на доверии, единая линия поведения и воспитания приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, четкая направленность работы делают ребенка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.

Одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком это соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня. Прогулки, прием пищи,  выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время.  Ребенок с СДВГ должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, чтобы предотвратить перевозбуждение, при этом продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

Длительные занятия на компьютере и  просмотр телевизионных передач, особенно способствуют эмоциональному возбуждению ребенка, поэтому нужно по возможности  оградить его от этого.

Работу с родителями целесообразно вести в рамках обучающих занятий, которые организовываются индивидуально для каждой семьи.

2.2 Работа воспитателя с гиперактивными детьми.

В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимисть, двигательная расторможенность, моторная неловкость, отвлекаемость наряду с задержкой темпов психомоторного и эмоционального развития, появление такого ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Они мешают вести занятия, вскакивают с места, отвечают невпопад, перебивают воспитателя.  Установить контакт с таким ребенком непросто, это во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Прежде всего, необходимо изменить окружение ребёнка в семье, в детском саду и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций [11].
Работа с детьми СДВГ, должна включать комплекс разнообразных методик и сотрудничество между  педиатром, психологом, педагогами и родителям. Совместная работа позволит добиться хорошего результата.
В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо  и участие педагогов – воспитателей, и здесь роль психолога неоценима. Выполнение ряда  рекомендаций педагога – психолога позволит нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, поможет ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении. 

   Педагог-психолог в первую очередь представляет воспитателю подробные сведения о природе гиперактивности данного ребенка, о характере поведения детей с СДВГ в детском саду. Выделяет основные принципы работы, особое внимание следует уделять их отвлеченности, слабой саморегуляции и самоорганизации, работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, нужно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка. [17,с.159]

   Каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию,  характерную именно для данного случая, работая с детьми СДВГ. Опираясь на конкретную ситуацию, ответственным шагом для воспитателя будет,  вырабатывать индивидуальную линию поведения. От неправильно выбранной стратегии, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. 

Знание о когнитивном развитие результат успешной работы воспитателя с детьми СДВГ.  Чтобы ребенок не проявлял признаков гиперактивности и гораздо успешнее справлялся с работой заниматься с ним нужно индивидуально. Необходимо поощрять каждый, даже незначительный успех ребенка, всякую попытку изменить свое поведение и достичь цели. Занятие с ребенком нужно строить так, чтобы его деятельность оказалось успешной, а поставленная цель достигнута. Гиперакктивному ребенку нужно работать по образцу, повторять при необходимости пройденные действия.

В работе с такими детьми, необходимо развивать внимание ребенка. Строить занятия таким образом, чтобы он понимал последовательность действий, видел цель к которой надо стремиться. Результат должен быть достигнут во время занятий, а не после. Не стоит ограничивать подвижность ребенка во время занятий: он может стоять, сидеть на полу, лишь бы его внимания находилось в поле производимого действия. Кратковременное прикосновение к гиперактивному ребенку стимулирует  формирования его поведения и развития навыков обучения. 

        В работе с детьми СДВГ дошкольного и младшего школьного возраста психологи и педагоги часто используют методы игровой терапии. Пред тем как использовать игру в работе с гиперактивным ребенком, нужно соблюдать определенные, которые должны соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком. Не ожидайте всего и сразу. Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка, вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя.

Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской академии последипломного образования и дефектологии  Ю.С. Шевченко - предлагает три группы развивающих игр для детей с СДВГ. Эти игры могут использоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, а также  можно играть в них и в свободное время (приложение 1) [30] .

Психологи и педагоги в коррекционной работе с гиперактивными детьми, начиная с младшего школьного возраста, проводят тренинги социальных навыков, где обучают стратегиям преодоления конфликтов во взаимоотношениях и налаживания позитивных взаимодействий с взрослыми и ровесниками. А так же проведят когнитивно-поведенческие тренинги самоконтроля, где обучают стратегиям самоподкрепления и преодоления симптомов гиперактивности,  отрабатывают умение оценивать проблемные ситуации и приобретение навыков управления когнитивными и поведенческими реакциями в этих ситуациях.

Арцишевская И. Л. предлагает курс, состоящий из 16 коррекционных занятий, предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек.
Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.
В состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы.
     Перед тем как приступить к основному курсу занятий, с гиперактивными детьми желательно провести индивидуальную работу, направленную на развитие внимания или контроля за импульсивностью.
     Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятия — 30 минут. Каждое из коррекционных занятий включает в себя психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения эти упражнения необходимы, так как  дети с СДВГ не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела , игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью. 
     В начале каждого этапа занятия приводится рекомендуемая продолжительность его выполнения.
Занятия лучше проводить в музыкальном зале — там достаточно просторно, присутствует ковровое покрытие и в то же время мало отвлекающих моментов.
     Для лучшей организации введение .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44