VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возрастас зпр психогенного происхождения.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000393
Тема: Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возрастас зпр психогенного происхождения.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
                                     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                             Федеральное государственное бюджетное
                                образовательное учреждение высшего
                                    профессионального образования
                      « Тихоокеанский государственный университет»

   
   Кафедра психологии
   
   
   
   Е. Арасханова,студентка гр.Сп-10
   
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗПР ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

   
   выпускная       квалификационная      работа
                 по специальности 050716.65 « Специальная психология»
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Оценка ___________________                                Научный руководитель:
Дата защиты ________2016 г.
Протокол №____________
Председатель ГАК__________                              ___________Н.В. Нозикова, 
к. психол. н., доцент


  Хабаровск    2016
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа содержит 81 страницу текстового документа формата А4, включающего 7 таблиц, 3 гистограммы, 50 использованных источников, 6 приложений.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЗПР, ЭКСПЕРЕМЕНТ, ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ.
       Цель выпускной квалификационной работы – оценка эффективности программы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР психогенного происхождения.
    Исследования проводилось: КГКОУ «Детский дом № 6» г. Хабаровска.В эксперименте принимали участие дети в возрасте  8–9 лет в количестве 6 человек.
    Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, организовать и провести диагностический эксперимент, проанализировать  исследование, составить коррекционную программу и оценить ее эффективность, разработать рекомендации педагогам и родителям по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
    Методы исследования:. теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация.Эмпирические: беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина); тест руки Вагнера (HandTest); проективная методика «Кактус».
    
    .
    










    Содержание
Введение ……………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………………….….….6
1.1 Изучение проблемы агрессивного поведения в специальной психолого-педагогической литературе……………………………………………………6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР…………………………………………………………….……14
1.3 Основные подходы к коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР психогенного происхождения……………20
Выводы по первой главе…………………………………………………….…24
Глава 2. Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР психогенного происхождения…………………………….25
2.1 Ход эксперимента………………………………………………………...25
2.2 Первый констатирующий эксперимент………………………………...26
2.3 Программа коррекции…………………………………………………...28
2.4 Второй диагностический эксперимент..………………………………..37
2.5 Анализ результатов………………………………………………..……..39
2.6 Рекомендации для воспитателей и педагогов…………………..……...43
Заключение…………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………..…………..47
Приложение






    
    Введение
    На сегодняшний день одна  из наиболее острых проблем повышенная агрессивность детей .Эта проблема  не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение роста детской преступности и склонности к агрессивному поведению, выдвинули в первую очередь на изучение психологических условий этих опасных явлений.Изучать агрессивное поведение нужно тогда, когда эта черта находится на начальной стадии– дошкольном возрасте, когда    можно еще применить, коррекционное воздействие.
    Для большинства детей характерны разные формы агрессии. У определенной категории детей агрессия –устойчивая форма поведения, она не только сохраняется и развивается,но и трансформируется в личностное качество.В следствии ,этого деформируется его личностное развитие и снижается продуктивный потенциал ребенка. Массу проблем приносит агрессивный ребенок не только окружающим, но и себе.
    Многие зарубежные психологи занимались агрессивностью – это А. Басс, Р. Берон, А. Бандура, З. Фрейд. Тема агрессии и агрессивности в зарубежной психологии изучалась постоянно и всегда была в поле зрения и ученых и практиков. Было создано большое количество теоретических концепций, объясняющих это поведение, проводились многочисленные экспериментальные исследования, на основе которых разработаны программы по коррекции агрессивного поведения.
    В отечественной психологии тема детской агрессивности была закрыта и поэтому не получила должной разработки. Главным образом все знания опирались зарубежные исследования.
      Проблему агрессии в отечественной  науке в той или иной степени, затрагивают в своих исследованиях П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов и др.
    Несмотря на многочисленные исследования,посвященные этой проблеме, основные вопросы, связанные с появлением агрессии, остаются не изученными и непонятыми. Психологи по сей день предлагают различные решения к определению этой тематике.  При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность многими авторами  понимается как целенаправленное нанесение психического или физического ущерба другому лицу. Эффективность коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР психогенного генеза будет иметь практическое значение для специалистов, работающих с данной категорией детей.
Цель исследования: оценка эффективности программы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Объект исследования: агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет: процесс коррекции агрессивного поведения детей младшегошкольного возраста детей с ЗПР.
Гипотеза коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР будет эффективной, если будет иметь цель: 
    а) отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
    б) освоение альтернативных способов формирования удовлетворения собственных потребностей;
в) навыков взаимодействия с окружающими;
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести диагностический эксперимент.
3. Проанализировать  исследование.
4. Составить коррекционную программу и оценить ее эффективность.
5. Разработать рекомендации педагогам и родителям по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Методы исследования:
1.теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация.
2.эмпирические: беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина); тест руки Вагнера (HandTest); проективная методика «Кактус».
База исследования: КГКОУ «Детский дом № 6» г. Хабаровска.В эксперименте принимали участие дети в возрасте  8–9 лет в количестве 6 человек.
Структура курсовой работы: материал теоретического и экспериментального исследования изложены в 2–х главах, состоящих из 11 параграфов, на 50 страницах; библиографический перечень включает 50 литературныхисточников.
    
    
    
    
    
    
    
    

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР
    1.1 Изучение проблемы агрессивного поведения в специальной психолого-педагогической литературе
    На протяжении всего существования человечества проблема агрессивного поведения остается актуальной, в связи с его распространённым влиянием. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».
    В современной литературе дается немало определений понятия «агрессия», тем не менее, в психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.)».
    Агрессивность – свойство личности, склонность воспринимать и интерпретировать поведение другого человека, как враждебное.
Агрессивное поведение, является прямонаправленным на раздражающий объект или смещенным, это когда ребенок  не может направить по каким либо причинам агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Поскольку устремленная вовне агрессивность не разрешается у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя ( аутоагрессия – самоунижение, самообвинение).
    Спонтанная агрессия – наблюдая за трудностями у других, ребенок испытывает подсознательную радость. 
    Реактивная агрессия –  недоверчивости к людям.
    В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения.
    Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов агрессии:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица (драки).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Косвенная агрессия.
– направленная (сплетни, шутки);
–ненаправленная (крики в толпе, топание ногами);
 Раздражение
Негативизм – оппозиционная манера поведения.
    Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность.
    а) Агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции). Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям;
    б) Агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, зло). Такая агрессия не является биологически адаптивной, и она не призвана защищать витальные интересы человека;
    О.В. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:
Защитная. Возникает  при наличии  страха  перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
Демонстративная. Желание ребенка обратить на себя внимание.
Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
    Н.Д. Левитов предлагает следующую классификацию агрессии:
    1) Типичнаядля характера человека агрессия;
    2) Нетипичная для характера человека агрессия (она может отражать начало возникновения новых черт характера);
    3) Эпизодическая, преходящая агрессия;
    Следует отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание нескольких или даже всех видов агрессии.
    В человеческом обществе агрессия имеет специфические функции. 
    а) она выступает средством достижения какой-нибудь значимой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замещения блокированной потребности и переключения деятельности; 
    б) агрессия используется некоторыми людьми как способ удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении и как защитное поведение;
    Существуют разнообразные теории появления агрессивности:
    –  биологическая причина 
    –  недостаточное или плохое воспитание.
     В древнейшей философии присутствуют прямо противоположные точки зрения по этому вопросу. Одни китайский философы считали, что человек имеет «злую природу». Другие говорили о том, что все люди рождаются добрыми или нейтральными, а зло в них появляется под воздействием общественных факторов.
З. Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе «По ту сторону принципа удовольствия».В ней он рассматривал агрессию как соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо, деструктивного начала), с преобладанием Танатоса, т. е. как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего. Он утверждал (1933), что Танатос противостоит Эросу, и его целью является возвращение к изначальному неорганическому состоянию. Фрейд считал, что есть механизм отключения внутренней агрессии, который является главной функцией Эго. Но с рождения Эго не появляется, а формируется в пррцессеразвития. Вместе с его формированием начинает развиваться и механизм отключения агрессии.
    Современные психологи, физиологи, философы до сих пор придерживаются разных точек зрения по этому поводу. На сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины  агрессивного поведения человека.
а) Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями. Доктор Г. Паренс, посвятивший свою научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда он практически идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном развитии личности агрессия трансформируется в активность;
б) В других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию;
 в) Агрессия рассматривается как результат социального научения 
Социальные и биологические науки пришли к тому, что, возможно, наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы:
– отнести порочное воспитание, 
– включающее физические наказания,
– моральное унижение,
– социальную и сенсорную изоляцию,
– табу на эмоциональные проявления, 
Природа человеческой агрессии с трудом поддается анализу.
    Рассмотрев феномен агрессии, можнонаправиться к осознанию ее причин в разные возрастные периоды. Известно, что агрессивность растет в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Этот факт рассматривается специалистами как показатель нормального развития организма.
Существуют критерии агрессивного поведения. Ребенок:
– отказывается часто выполнять правила,
  – теряет часто контроль над собой,
 – сердится и отказывается сделать что-либо;

    –  спорит, ругается со взрослыми,
  –  специально часто раздражает людей,
    – часто винит других в своих ошибках,
    – чувствителен. (  быстро реагирует на различные действия окружающих  которое раздражают его),
     –  завистлив, мстителен;
И.П. Подласыйвыделяет следующие признаки агрессивности: упрямство;
драчливость; постоянная подавленность, раздраженность;беспричинные вспышки гнева, озлобленность; самоуверенность; жестокое обращение с животными; стремление оскорбить, унизить; властность, стремление настоять на своем; эгоцентризм, неспособность понять других; эмоциональная глухота. Душевная черствость.
    Психологи в поведении детей наблюдают множество факторов, влияющих на появление агрессивности:
    а) Семья;
      –  Стиль воспитания в семье (гиперопека,гипоопека)
         –  Эмоциональная близость с ребенком
      –   Социально-культурный статус семьи и т.д.
    б) Индивидуальные особенности человека;
        –   Сниженная произвольность;
        –   Низкий уровень активного торможения и т.д.
    в) Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом;
    г) Нестабильная социально-экономическая обстановка;
    д) Сверстники;
    
    Устойчивое агрессивноесостояние в поведении детей младшего школьного возраста имеют истоки в сфере взаимоотношений со взрослыми. Главнымпримером агрессивного поведения для большинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что в семьях, с сложными взаимоотношениями между членами семьи получаются агрессивные дети. Такие тенденции описаны психологами  как «цикл насилия», Дети склонны повторять тот вид отношений, который показывают родители по отношению друг к другу. Дети, копируют манеры поведения по отношению с братьями и сестрами, подражают  разрешению конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они пользуются теми способами разрешения конфликтов которые копировали и, замыкая круг, передают их своим детям. Доказано, что жестокое обращение с ребенком в семье  повышает агрессивность его поведения в отношении , и способствует развитию склонности к насилию в более взрослом периоде, превращая физическую агрессию в жизненный стиль. Дети зачастуюзаимствуют агрессивные формы поведения у родителей.
     Агрессивный ребенок часто ощущает себя чужим, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению отношений между ребенком и родителем, дает уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» – неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человеком.Вот  и ищет он методы привлечения внимания взрослых и сверстников.
    Психологи говорят, что почти в каждом классе есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения, он обзывает и бьет детей, отбирает и ломает личные вещи, специальноиспользует грубые и обидные слова, , становится хулиганом для всего детского коллектива, является  источником огорчения педагогов и родителей. Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще трудней понять.
    Учатся агрессии дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Совместная играодна из способов научения агрессивным действиям у сверстников. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр. В этом возрасте наиболее характерна называемая ответная агрессивность на действия сверстников. Часто агрессия может возникать как ответная реакция,как акт возмездия за что–либо.
    Еще нельзя оставить без внимания и еще один фактор, который в последние годы вызывает серьезные опасения  у родителей, у педагогов,  у психологов – влияние средств массовой информации.
    Современные дети часто прибегает к агрессии, так как видели в ней способы решения жизненных трудностей. Можно говорить о процессе социализации агрессии как результате усвоения навыков агрессивного поведения. Ребенок, как правило, не выбирает агрессию осознанно, а отдает  предпочтение, не имея навыков решения своих проблем. Агрессию рассматривают как социальное поведение, включающее навыки и требующие научения. Человек должен научиться вести себя не  агрессивно.
    Освоение агрессивных реакций на своем опыте играет важную роль, но наблюдение оказывает даже большее воздействие. Человек, ставший свидетелем насилия, открывает для себя новые нормы агрессивного поведения, которых ранее не было в его поведении. Наблюдая агрессивного поведениядру, человек может видоизменить ограничения своего поведения: другие делают значит и я могу. Это приводит к утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате человек настолько привыкает к насилию, что это для него становится нормой.Сейчас все больше проводится научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, в кино или на экранах телевизоров, повышают уровень агрессивности зрителей.
    Вследствие этого можно сделать вывод, что агрессивное поведение современных детей является жизненной в  условиях нашей жизни. Она носит в себе особые психологические особенности, касаясь не только окружающих ребенка людей, она создает трудности и для самого ребёнка. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребёнка.Проявление агрессии является присутствием у него какого-то серьезного неблагополучия в ходе его развития.
    
    1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
    Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.
    Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющие свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
    Важным отличием их от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.
    В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории.
    Многочисленные исследования показали, что младшие школьники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются несоответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно –деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.
    Психологи и педагоги отмечают характерные для младших школьников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно – целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования.
    Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности, которая сформирована у них не полностью и характеризует бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений в заданиях, чем первичная потребность: желание играть часто возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков.
     Дети с ЗПР не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для младшего школьного возраста. В целом такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту.
    Выявлены особенности нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы.
    Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики.
    Эмоциональный мир данной категории детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
    Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
    Дети с ЗПР и какой-либо степенью выраженности агрессивного поведения очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную им ссору на других.
    Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще трудней понять.
    Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
    Дети с ЗПР выражено склонны к стереотипным действиям и способам решения задач.
    Несколько способов разрешения конфликтных ситуаций, наблюдающихся у детей с ЗПР (Sturma, 1982):
    1.  агрессия. Направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи.
    2. бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например отказывается от посещения детского сада. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях .
    3. регрессия (возврат на более низкий уровень развития) также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности.
    4. отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации. Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать.
    И. А. Фурманов (1996), основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
    1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.
    Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.
    Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится. Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своего опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.
    
    
    2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.
    Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянныетревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склоннык сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутри личностный конфликт который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.
    Толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то такие слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Они не умеют и не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.
    Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.
    3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.
    Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой – феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость. Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.
    4. Дети, склонные к проявлению негативизма.
    Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера – эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это ограждает их от ненужных конфликтов. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный – умолкают и разрывают контакт.
Вывод:Тка же по принципу единообразия – в каждом параграфе или слово Вывод, или вводное стово (Следовательно, Итак,  идр.).
    На основании сказанного выше можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что тема агрессии общезначима и актуальна уже на протяжении многих десятилетий, детская и подростковая агрессия и родственные ей формы поведения являются в настоящее время важнейшими проблемами исследования. В основе агрессивности младших школьников с ЗПР психогенного происхождения лежит много факторов. В целом они связаны с общими проблемами и сложностями современного общества, кризисным состоянием многих его сфер, общей дезадаптированностью семей, имеющих детей с ЗПР. При этом ребенок испытывает ряд трудностей коммуникативного плана, что приводит к появлению вторичных нарушений, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы, и, в частности, агрессивных проявлений.   
    
    
    

    
    1.3 Основные подходы к коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР
    В зарубежной психологии существует четыре теоретических подхода к проблеме агрессивности:
    1. Психоаналитический подход. В данном подходе, представителем которого является З. Фрейд, агрессия выступает как инстинктивное поведение. Здесь, агрессия, направленная на других, объясняется как результат постоянного конфликта между саморазрушением и самосохранением [46].
    2. Этологический подход. Этот подход, представителем которого является К. Лоренц, демонстрирует сходство с позицией Фрейда. Агрессия также выступает как инстинктивное поведение. Однако, Лоренц, хоть и считал агрессию неизбежной, он доказывал возможность ее ослабления и контроля [23].
    3. Бихевиористический (поведенческий) подход. Данный подход представлен А. Бассом и А. Бандурой. В их концепции агрессия выступает как приобретенное социальное поведение. В теории социального научения, разработанной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения [2].
    4. Данный подход изучения агрессии представляет С. Берковиц. Он сформулировал важные положения, которые легли в основу теории об агрессии. Совокупность этих положений известна как теория фрустрации – агрессии: фрустрация всегда приводит к проявлению агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации [4].
    Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
    Т.П. Смирнова выделила 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.
    1. Снижение уровня личностной тревожности.
    2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
    3. Развитие позитивной самооценки.
    4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также от реагированию негативной ситуации в целом.
    5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
    6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
    Отдельным блоком она выделила консультационную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
    Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность [44].
    Зарубежные авторы выделяют 4 стадии от реагирования гнева:
    Первая стадия – предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.
    Вторая стадия – помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.
    Третья стадия – дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует. Обычно, после того как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшим действиям.
    Четвертая стадия – обсуждать с детьми то, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.