VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Коррекция агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016199
Тема: Коррекция агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»


Педагогический институт
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики


Выпускная квалификационная работа
(бакалаврская работа)
по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
на тему: «Коррекция агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии»




Выполнил студент 
группы ППОб-5701-51-20
Никулина Мария Юрьевна
_________________________

Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Быкова Светлана Станиславовна 
_________________________ 








Допущен к защите в ГЭК:________________
И.о. заведующего кафедрой педагогики:
___________________________________                        Н.В. Булдакова 
                                    (подпись)
Декан факультета педагогики и психологии
___________________________________                        В.В. Утёмов
                                    (подпись)
Киров
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение….……………………………………….................……...........…...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ…………………………………………………………..7
1.1. Сущность понятия агрессивного поведения……. .................................7
1.2. Особенности агрессивного поведения детей 5-6 лет………….........….15
1.3. Сказкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет…………………………………………….………………………………….23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ………………………………….…..……………….....35
2.1. Диагностика уровня агрессивного поведения детей 5-6 лет……….….36
2.2. Разработка и реализация программы по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет ………………………………………………...…….40
2.3. Анализ эффективности программы по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет…………………………..……………………………..................47
Заключение…………………………...………………………………………….55
Библиографический список…………..……..…..….........…………...............57
Приложения…................................................................................................59





     ВВЕДЕНИЕ
     
     В последнее время психолого-педагогическое сообщество ставит на первый план, одну из важнейших проблем современности, которая обнаруживается в прогрессивном росте неадекватного, отклоняющегося поведения, приводящего к развитию агрессии. Особое внимание уделяется тому, насколько сильно данный феномен, в условиях стремительной модернизации нашего общества, воздействует на подрастающее поколение. При исследовании научно-методического материала по данной теме был открыт тот факт, что чаще всего, с  детской агрессией сталкиваются  дошкольные учреждения, определяя её основополагающей в нарушении поведения у дошкольников. Одним из наиболее значительных достижений мировой психологии в области изучения агрессии, стала книга американских психологов Р. Бэрона и Д.Ричардсона, в которой агрессия трактуется как форма поведения, нацеленная на человека для оскорбления или причинение вреда [6].
     Опыт многих педагогов и психологов, работающих по данной теме, показывает, что агрессия у детей дошкольного возраста проявляется в форме косвенной (порча чужих игрушек, вещей, находящихся вблизи «места» ребенка), так и прямой агрессии (применение физических сил по отношению к другим). Таким образом, агрессивное поведение дошкольников опасно не только для них, но и для окружающих, что требует правильного подхода в коррекции данной формы поведения. Одним из источников возникновения агрессии в жизнедеятельности дошкольника, становятся проблемы, связанные с его психическим состоянием.
     В определенной степени, агрессия у детей может сохраняться и развиваться, образовывая устойчивое, индивидуальное качество личности ребенка. В настоящее время исследователи И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др. подчёркивают, несколько явных причин возникновения агрессии у детей: во-первых, страх быть морально сломленным, удручённым, находится в качестве «жертвы» нападения и т. д.; во-вторых, это может быть психологическая и тяжело пережитая травма [30].
     Еще одним определяющим фактором становится популярность. Развитие интеллекта, готовность чем-то делиться, контактность, внешний вид,  физические особенности, являются одними из способов получения популярности и лидерства в группе. Но чаще важное значение имеет то, насколько дошкольник развит в сфере игровой деятельности ( разрабатывает сюжет, правильно ли организовывает ход игры, расставляет роли),  именно из-за нее у ребенка появляются коммуникативные связи. Однако, ребенок, не имеющий адекватных навыков общения, для занятия лидерских позиций в классе, может прибегать к использованию агрессивных средств воздействия на окружающих (задирство, драка, обзывание). Последствием чего, из-за тревоги, обид, волнения, ущемления его «Я», может стать травмирующей для психики ребенка, которая в дальнейшем проявится с негативной стороны на тех, кого он видит причиной и виновником своих переживаний [1].
     На сегодняшний день ученые – исследователи  всё больше предлагают апробировать в рамках социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, сказкотерапию. Сказка – это народный, творческий, поэтический вид деятельности. С древних времен люди сочиняли и рассказывали друг другу сказки, и передавали их из поколения в поколение. Но сказка со временем трансформируется, Современное общество не забывает этот народнопоэтический жанр, и  продолжает свою многовековую историю на книжных страницах, становясь наследием для подрастающего поколения [1].
     При анализе психолого-педагогической литературы и из опыта работы обнаруживается  противоречие между проявлением элементов агрессивного поведения в жизни дошкольников и недостаточной разработанностью вопросов и практических рекомендаций по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения детей 5-6 лет.
     Проблема состоит в поиске путей оказания помощи детям 5-6 лет по снятию агрессивного поведения и реализации их на практике. Необходимость решения названной проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы «Коррекция агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии».
     Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и практически выявить эффективность программы по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
     Объект исследования: агрессивное поведение детей 5-6 лет.
     Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
     Гипотеза: процесс коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет будет более эффективен, если:
     1.	Определены особенности агрессивного поведения детей 5-6 лет;
     2.	Реализуется программа по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет с использованием сказкотерапии. 
     Исходя из сформулированной цели, объекта, гипотезы, были выделены следующие задачи:
     1.	Выявить сущность понятия агрессивного поведения детей.
     2.	Изучить особенности агрессивного поведения детей 5-6 лет.
     3.	Выявить психолого-педагогические возможности сказкотерапии как средство коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет.
     4.	Разработать и апробировать программу коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
     5.	Провести анализ эффективности программы по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет.
     Для реализации поставленной цели исследования и решения поставленных задач нами были использованы следующие исследовательские методы:
     •	теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение;
     •	эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент;
     •	методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования с их последующей интерпретацией, математический расчёт Т-критерия Вилкоксона.
     Методическое оснащение: Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей (по Г. П. Лаврентьевой); методика рисунок несуществующего животного (РНЖ) (автор - Колосова С.Л.).
     Теоретическая основа: исследования А. Басса, А. Дарки, Н.Д. Левитова, Ю.Б. Можгинского,  З.Фрейда, Э. Фромма и других  в области агрессивности детей и проявления агрессии. Исследования Э. Берна, И.В. Вачкова, Э. Гарднера, Н.М. Погосовой в области использования сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей.
     Теоретическая значимость исследования: определили сущность понятия агрессивного поведения; раскрыли особенности агрессивного поведения детей 5-6 лет; рассмотрели сказкотерапию как средство коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет. 
     Практическая значимость исследования: разработана и апробирована программа по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством  сказкотерапии и может применяться в работе психологов ДОУ.
     Экспериментальная база исследования:  МКДОУ д/с №195 г.Кирова, группа «Берёзка», в количестве 24 человек.
     
     
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
     1.1.	Понятие агрессии и агрессивного поведения
     
        Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio»- «нападение», «приступ». В психологическом словаре под редакцией 
     В.П. Зинченко приведено  определение данного термина:  «Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт, (состояние подавленности, состояние напряженности, страха,  и т. п.)» [15; 23].
      Различными исследователями предложено большое количество определений и классификаций агрессии, но ни одна из них не может быть признана исчерпывающей и общеупотребительной. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии.
     Под агрессией исследователи понимают  сильную активность, стремление к самоутверждению. Л. Бендер описывает агрессию  как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [1].
     Так же под агрессией понимаются  атаки разрушения, акты враждебности, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, которая является компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
      Общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «напористость»,  «деструктивность», «жестокость», «разрушительность»,  Агрессивность обозначает личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля [15].
     Агрессия подразделяется на вербальную (отказ общаться, оскорбление) и физическую (избиение, ранение); прямую и косвенную.
     А. Басс ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется намерением причинить зло, негативными эмоциями. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения [1]. 
     Более логичную картину агрессии, чем многие другие авторы, на наш взгляд, предлагает Э. Фромм [28]. Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. К доброкачественной агрессии относится, прежде всего, оборонительная агрессия как реакция на угрозу, угрозу нарциссизму (идеализированному представлению о своей группе). Групповой нарциссизм Э. Фромм считает одним из главных источников человеческой агрессивности. Также сюда относится приспособительная агрессия. К ней можно  отнести две формы: конформистскую и инструментальную. К конформистской относятся различные агрессивные действия, которые обусловлены не разрушительными устремлениями нападающего, а тем, что ему предписано действовать так, и он сам считает своим долгом подчиниться приказу. Инструментальная агрессия преследует определенную цель: обеспечить то, что необходимо и желательно. Разрушение само по себе здесь тоже не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели. Злокачественная агрессия представляет собой деструктивность,  жестокость; бывает спонтанной и связанной со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность»,  определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» [25].
     Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Паталогическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.
     А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: [1]
     1.  Физическая агрессия – это физическое нападение, действие против кого- либо.
     2.   Раздражение проявляется в вспыльчивости, грубости.
     3.  Вербальная агрессия – это словесное нападение, угрозы, ругань, крики и т. д.
     4.  Косвенная агрессия, она бывает направленной – это сплетни, злобные шутки; и ненаправленной агрессией – это крики, топанье.
     5.   Негативизм, т. е. оппозиционное поведение.
     Ю.Б. Можгинский выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии  жестокое поведение в какой–то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия [17]. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды.
     Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:
     •	месть за  страдание;
     •	причинение боли жертве, её страдания;
     •	доминирование над другим человеком;
     •	причинение ущерба;
     •	аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта получение материальных благ;
     • повышение самооценки, самоутверждение, сохранение самоуважения;
     • отстаивание автономии и свободы;
     • защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
     • удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
завоевание авторитета в группе сверстников;
     • привлечение внимания.
     • удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
     Чаще всего агрессия имеет социальный контекст. Чем выше уровень переживания обиды, неудачи, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели [4]. Агрессия может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев. И два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.
     Модели агрессивного поведения реализуется в массы через медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражённой личности.
     Агрессивное поведение личности может дифференцироваться [1]:
     1. По степени личностной вовлеченности:
     • ситуативные личностные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);
     • агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);
     • устойчивое агрессивное поведение личности.
     2. По степени активности:
     • пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего – либо);
     • активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий)
     3. По эффективности:
     • конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями);
     • деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый успех самой личности или окружающим её людям).
     4. По выраженности психопатологической составляющей:
     • нормальное агрессивное поведение;
     •агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);
     • агрессивное поведение в рамках личностных расстройств;
     •агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических расстройств.
      Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития. Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева младенцев, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к маленькому брату или сестре. Адаптируясь к требованиям детского сада, дети могут плеваться, щипаться, обзываться, драться, кусаться и даже есть несъедобное. Эти действия они осуществляют импульсивно, неосознанно.
     Пассивным проявлением агрессивности в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, кусание ногтей, губ. В целом же детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым, у него рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами он прибегает к защитно– агрессивному поведению. Другим способом преодоления страха может стать направление агрессии на себя.
     Аутоагрессия проявляется по–разному, например, в саморазрушительных фантазиях или идеях самонаказания [14].
     В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии ребёнка дошкольного возраста рассматривается педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибок в воспитании [9]. Кроме того, агрессивность очень сходна с гиперактивностью, при обоих нарушениях проявляется неспособность реализовать моторный покой и релаксацию. А отличается от гиперактивного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. Разрушительность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседствует с гиперактивностью [13;18].
     Согласно позиции российских учёных, существует связь между агрессивностью детей и свойствами их нервной системы. Вероятность агрессивного поведения повышается, когда нервная система характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии интенсивного торможения. А поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, у ребёнка может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения.
     Вероятность агрессии достаточно высока также в те периоды жизни, когда происходят существенные изменения в деятельности нервной системы. Для маленьких детей характерны трудности торможения, затормозить свои действия или, наоборот, заставить себя делать требуемое – формируется у детей только в младшем школьном возрасте [15]. 
     Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты – специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта [2].
     Термины реактивная и проактивная агрессия предложили Додж и Койи [6]
     • Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу.
     • Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата.
     Эти ученые выявили различия между двумя типами агрессии. Они обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию учащиеся начальных классов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.
     Исследования Койи и Доджа представили доказательства существования двух различных типов агрессии, мотивированные различными целями.
     При всем многообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований в научной литературе, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:
     1. врожденным побуждениям или задаткам;
     2. потребностям, активизируемым внешними стимулами;
     3. познавательным и эмоциональным процессам;
     4. актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
     Таким образом, несмотря на отсутствие единства между сложившимися в психологии понятиями агрессии, между различными концепциями и подходами исследователи раскрывают в них следующие важные положения: учет различий между отдельными видами агрессии; разведение таких личностных свойств, как агрессивность и враждебность; роль негативной модели поведения, являющейся как источником, так и стимулятором агрессивного поведения.
     Агрессивное поведение ребёнка может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. Но судить о том или ином виде психологической защиты можно только по косвенным проявлениям. Отражаться на поведении может много того, что было воспринято неосознанным образом.
     
     1.2. Особенности агрессивного поведения детей 5-6 лет
     
     В жизни каждого человека дошкольный возраст довольно насыщенный период . Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении. В дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности [29].
     Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. Некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий – в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых – причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного [33].
     Среди психологических особенностей обычно выделяют сниженный уровень произвольности, недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.[10].
     Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Обследуя их, исследователи выявляют существенные индивидуальные различия, как в поведении, так и в психологических характеристиках. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы [22].
     Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию – прямую или косвенную – в ситуации привлечения внимания; и носит она импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника – готовностью сотрудничать. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников – их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. Со слов сверстников, они «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают: дети первой группы значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) низким уровнем интеллекта – как общего, так и социального; неразвитой произвольностью; низким уровнем игровой деятельности – не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других [22].
     Приведенные данные позволяют предположить: в общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и в признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
     Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия – это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа, в отличие от первой, не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение «лидера». 
     Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентир исключительно на собственные желания [22].
     Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах. Примечательно: оправдывая себя, обвиняют товарищей. Основная их цель – избежать негативный оценки взрослого, т.к. оценка взрослого человека важна для его самоутверждения. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным. Нормальным и единственно возможным для достижения цели. Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным.
     В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия – действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену или толкнуть с лестницы и спокойно, с улыбкой наблюдать, как жертва кричит и плачет. Обычно для агрессивных действий выбираются одна-две постоянные жертвы – более слабые дети, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным [22].
     В характеристиках выделенных групп, существуют различия как по форме – проявления агрессивности, по мотивации поведения, так и по нарастанию мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) – от первой группы к третьей.
     Так, в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников.
     Во второй агрессивные действия более жесткие и устойчивые по форме.
     В третьей группе преобладает мотивация «бескорыстного» причинения вреда сверстникам (агрессия как самоцель). Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия.
     Предпочтение ребёнком, как агрессивных, так и неагрессивных моделей поведения является непосредственным отражением процесса социализации. Часто повторяющиеся проявления агрессивности родителей оставляют глубокий след в детском сознании, который трудно изменить только усилиями социального педагога и психолога.
     В возникновении феномена агрессии можно выделить следующие положения: связь между агрессией и негативным фактором окружающей среды; роль эмоционального возбуждения в процессе возникновения деструктивных реакций; критические переменные в социальном окружении, способствующих проявлению враждебности; специфические механизмы нервной системы; методы контроля агрессивного поведения [25].
     • Слишком говорлив.
     • Чрезмерно подвижен.
     • Не понимает чувств и переживаний других детей.
     • Часто ругается со взрослыми.
     • Создает конфликтные ситуации.
     • Перекладывает вину на других.
     • Суетлив.
     • Импульсивен.
     • Часто дерется.
     • Не может адекватно оценить свое поведение.
     • Имеет мускульное напряжение.
     • Часто специально раздражает взрослых.
     • Мало и беспокойно спит
     Если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в тоже время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.
     
     1.3.	Сказкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет
     
     Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
      Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. 
     В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К. Нартовой-Бочавер. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей, специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками, для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни [7]. 
     В целом сказкотерапия направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребенка. Она применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми [8].
     В науке сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы, 15-20 лет срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично  формировать представления о базовых жизненных ценностях [11]. 
     Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделила четыре этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделенных этапов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовывал начало определенного процесса [11]. 
     Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по сей день. 
     Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связан с именами К. Г. Юнга, М. Л. фон Франца, В. Проппа и др. процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается и по сей день. 
     Третий этап – психологический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы не использовался прием «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. 
     Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органической человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков [11]. 
     Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения [12]. 
     Так же как и любой другой метод практической психологии, сказкотерапия имеет свою специфику, которая заключается в следующих особенностях ее применения. 
     Во-первых, это возрастные ограничения. Безусловно, сказки полезно и необходимо читать детям всех возрастов, но именно процесс сказкотерапии с анализом и разбором ситуаций, поставленных в сказках, лучше проводить с ребенком, начиная с 3-4 лет. Это связано с тем, что ребенок до этого возраста еще не понимает того, что может существовать некая другая реальность, сказочная, отличная от нашей повседневной жизни. Все это, однако, индивидуально и зависит от совокупности личностных особенностей ребенка. Сказка должна быть подобрана или сочинена в соответствии с возрастом, ситуацией и личностными особенностями ребенка и направлена на формирование определенных свойств в зависимости от ведущей деятельности.
     Во-вторых, необходимо соблюдать временное ограничение сказкотерапии. С ребенком до 6-7 лет не следует проводить ее дольше 30-40 минут, так как ему трудно воспринимать информацию в течение более длительного времени, его внимание рассеивается, и он начинает отвлекаться [7]. 
     Конечно, особенности применения сказкотерапии не ограничи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44