- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения в условиях ДОУ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000306 |
Тема: | Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения в условиях ДОУ |
Содержание
Тема дипломной работы: «Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения в условиях ДОУ». СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей отклоняющегося поведения дошкольников и условий его профилактики, коррекции в ДОУ. 1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста…………5 1.2 Особенности отклоняющегося поведения в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………………9 1.3 Условия профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в ДОУ…16 Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности специально созданных условий по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения в ДОУ. 2.1 Методические основы и организация исследования………………………...20 2.2 Интерпретация результатов исследования…………………………………...26 2.3 Анализ результатов практического исследования, актуальной ситуации по созданию условий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в ДОУ……………………………………………………………………………………32 Глава 3. Система работы педагога-психолога по профилактике поведенческих отклонений детей дошкольного возраста. 3.1. Психолого-педагогические аспекты коррекции поведенческих отклонений у дошкольников………………………………………………………………………..38 3.2. Основные направления работы педагога-психолога по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения дошкольников…………………………..42 3.3 Рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ (по результатам практического исследования)………………...46 Заключение…………………………………………………………………………51 Список использованной литературы……………………………………………..54 Приложение…………………………………………………………………………55 ВВЕДЕНИЕ Проблема воспитания и формирования личности в детском возрасте остается одной из главных задач современного общества и приобретает особую актуальность в настоящее время. Рост детской преступности, отклонений в поведении и нравственном сознании детей и подростков, ранее приобщение к алкоголю и наркотикам, изменения в сфере социальных интересов и потребностей представляет собой проекцию всех тех проблем, которые накопились в обществе и требуют своего безотлагательного решения. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с понятием девиантное поведение детей. Это означает стремление ребенка перейти границы нормы, принятой в обществе и совершать неблаговидные поступки. Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными, как правило, их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психологическом состоянии. То есть дети с несформировавшимся характером выходят за рамки общепризнанной нормы поведения и стремятся реализовать свои скрытые желания. Как бы странно это не звучало, но такого рода поступки не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды. В научной литературе существуют различные подходы к выделению причин девиантного поведения несовершеннолетних. Общепризнанной классификации отклоняющегося, девиантного поведения детей нет. С.А. Беличева в числе факторов, обусловливающих происхождение девиантного поведения детей и подростков, выделяет следующие: • индивидный фактор, действующий на уровне психофизиологических предпосылок асоциального поведения, которое затрудняет социальную адаптацию индивида и проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания; • социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе и т.п.; • личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; • социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [1. С. 20—21]. Авторы М.Е.Буторина, А.З.Иоголевич среди причин девиантного поведения детей выделяют психологические, обусловленные особенностями возрастного развития; социально-психологические; медико-психологические причины. К причинам девиантного поведения исследователи П.Д.Павленок, Е.В.Змановская также относят социальные (общие) причины, которые, прежде всего, отражаются на морально-психологическом климате и финансово-экономическом уровне семьи, а следовательно, на условиях развития воспитывающихся в них детей. Л.Н. Проколиенко к основным причинам отклоняющегося поведения детей относит также биопсихологические (наследственные, врожденные и возникающие в период индивидуальной жизни ребенка), социально-психологические (культурно-историческая среда развития) и психолого-педагогические причины. Следует отметить, что не существует такой формы отклоняющегося поведения в детском возрасте, которая была бы обусловлена только наследственностью или исключительно социальными факторами. Причины, вызывающие более или менее стойкие отклонения в поведении ребенка, столь сложны и многообразны, что выделить в каждом конкретном случае какую-то одну, решающую, практически невозможно. Медико-биологические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста можно подразделить на три группы: наследственные, врожденные и приобретенные причины. Наследственные или генетические причины — те, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Так, наследственными особенностями можно объяснить основные свойства нервной системы ребенка, лежащие в основе темперамента. Врожденные медико-биологические причины девиантного поведения ребенка обуславливаются внутриутробными поражениями плода во время беременности: токсикоз, инфекции мозга вследствие интоксикации лекарственными средствами, хронические и соматические инфекционные заболевания матери (особенно в первый триместр беременности), неполноценное и неправильное питание, образ жизни матери в период беременности (употребления матерью алкоголя, никотина, наркотических и других веществ). М.А. Галагузова, С.А. Беличева к врожденным причинам также относят физиологические особенности организма, которые включают в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека. Все это, в свою очередь, может вызывать негативное отношение со стороны окружающих и приводить к искажению взаимоотношений дошкольника со сверстниками. Приобретенные причины — это причины, возникшие в период индивидуальной жизни ребенка. К ним относят также нервные и соматические заболевания, хронические заболевания с частыми рецидивами. В отечественной психологии, педагогике, социологии, криминологии, психиатрии (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, С.А. Беличева, В.Т. Кондрашенко, Л.М. Зюбин, М.А. Алемаскин, Я.И. Гилинский, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский, А.Е. Личко, В.В. Ковалев, А.Р. Лурия и др.) убедительно доказано, что девиантное поведение в детском возрате не определяется лишь «прирожденными механизмами», но также обуславливается причинами социально-психологическими, психологическими, психолого-педагогическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, особенностями воспитания, социальными причинами. При этом большую роль среди указанных причин играет семья, поскольку нельзя объяснить нарушения поведения ребенка вне контекста анализа социально-психологических ситуаций его развития. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, неумение найти общий язык с родителями и строить отношения с окружающими, возникающие на этой основе конфликтные ситуации могут послужить одной из предпосылок возникновения отклоняющегося поведения ребенка дошкольного возраста. Как показывает практика, причины девиантного поведения детей могут быть разными, например, неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями. Данные факторы способствуют формированию заниженной самооценки, чувства собственной беспомощности, незначительности, непонимания со стороны близких людей, чувства одиночества, растерянности перед миром «взрослых». Практических разработок по данной проблеме в работе с дошкольниками нет. Именно поэтому нам кажется актуальной проблема коррекции и профилактики у дошкольников. В нашей работе мы будем рассматривать отклоняющееся (девиантное) поведение, как поведение, противоречащее установленным в обществе нормам. Проблемы, связанные с недостаточностью употребления в обществе таких понятий, как доброта, милосердие, порой заставляют нас задуматься о будущей судьбе наших детей. Ведь ребенок, изначально стремящийся к добру, из-за имеющихся негативных деформаций нашего общества в некоторых сферах, которые еще не затронули реформы, фактически вырастает асоциальным, неприспособленным к жизни в обществе, неадаптированным с элементами отклоняющегося поведения. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому, все профилактические и коррекционные мероприятия должны быть построены в контексте применения игровых видов деятельности. На педагога-психолога, как правило, возлагают обязанности по профилактике и коррекции нарушенных видов поведения, развития детей дошкольного возраста. Иногда перекладывание на «плечи» психолога ответственности за возникновение у ребенка негативных форм поведения, объясняется нежеланием родителей и педагогов увидеть собственные ошибки в воспитании. Задача психолога в данном случае – направить педагогов и родителей на поиск необходимого решения в сложившейся ситуации, а не на поиск виноватого в ее возникновении. Главным приоритетом в деятельности педагога-психолога должны быть права ребенка, тем более, если он имеет нарушения в развитии поведенческого характера. В рамках отечественных теорий формирования личности большое значение в воспитании истинно «человеческих» качеств имеет окружающая среда, которая влияет на ребенка при помощи положительных или негативных импульсов. С этой точки зрения важное влияние на развитие ребенка имеют семейные условия и условия образовательного учреждения, которое он посещает. В нашей работе мы будем описывать именно характер условий образовательного учреждения, которые способствую профилактике и коррекции поведенческих расстройств, таких как: 1. Агрессивность. 2. Воровство. 3. Лживость. 4. «Уход от деятельности». Гипотеза: Существуют психолого - педагогические условия профилактики и коррекции, которые эффективно влияют на реабилитацию отклоняющегося поведения дошкольников. Предмет: Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, система работы педагога - психолога в ДОУ (детском образовательном учреждении). Объект: Психологические особенности отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. Цель: Разработать систему мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста и меры, организуемые в рамках ДОУ, по его профилактике и коррекции. Задачи: 1. Теоретически осмыслить проблематику исследования по данному вопросу. 2. Изучить психологические особенности отклоняющегося поведения детей в ДОУ. 3. Провести практическое исследование эффективности методов профилактики и коррекции в рамках детского образовательного учреждения. 3. Разработать систему мероприятий проявления отклоняющегося поведения в ДОУ. 4. Выявить особенности отклоняющегося поведения у детей. 5. Составить рекомендации педагогам образовательного учреждения в соответствии с анализом сложившейся ситуации по уровню отклоняющегося поведения среди детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретический анализ литературы, экспериментальные методы, наблюдение, проективная методика «Рисунок семьи», рисуночный тест «Кактус», методика на изучение умения дошкольников сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов. Испытуемые: В процедуре исследования принимали участие 22 ребенка старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Теремок». Практическая значимость заключается в том, что разработан и апробирован комплекс методик для выявления отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. Означенные материалы могут быть успешно использованы в работе педагога - психолога ДОУ. Методологической основой явились известные принципы единства сознания и деятельности, развития, системности. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЙ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ, КОРРЕКЦИИ В ДОУ § 1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста В связи с периодизацией, существующей в отечественной психологии, дошкольным возрастом считается период от 3-х до 7-ми лет. Рассмотрим основные этапы и характерные особенности этого периода. Возраст трех лет - критический этап развития ребенка, который характеризуется появлением следующих новообразований в его психической сфере: достаточно высокого развития достигает отношение к самому себе в виде формирования Я-концепции, у ребенка складывается свое собственное отношение к миру, ребенок начинает отделять себя от окружающих людей [22]. Возросшая самостоятельность трехлетнего малыша способствует характеристике данного возраста, как «трудного», «переходного». Сложность данного периода заключается в возросшем желании ребенка сделать все по - своему, его строптивости, упрямстве. В период от трех до четырех лет развивающееся представление о себе, своих возможностях, способствует формированию личностных качеств и установлению индивидуальности. В результате, между стремлением ребенка к самостоятельности и привязанности к близким возникает конфликт, противоречие, которое выражается в желании обладать все большей свободой и независимостью действий от взрослого. У ребенка вырабатывается к этому возрасту внутренняя позиция, которая видима в отношении ребенка к миру, к окружающим его людям. В данном возрасте появляется саморефлексия, то есть осознание собственного поведения [19]. Агрессивность детей в этом возрасте является следствием их повышенной активности, постоянного желания что-то делать. Развивается критичность, умение правильно оценивать результаты своего труда и целеполагание. Наблюдается редукция некоторых предметных действий: ребенок, например, может выявить отличительные особенности предмета без попытки его ощупать, разломать и т.д. Все это становится возможным из-за сворачивания предметных действий, перехода развернутых предметных манипуляций в умственный план. Достаточно большого развития достигает наглядно-действенное мышление и на его основе начинает формироваться наглядно-образное мышление [21]. В эмоциональном плане, контекст которого так важен для нашей работы, продолжают наличествовать перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает являться в этом возрасте следствием физического комфорта или дискомфорта. В тоже время, на настроение ребенка начинают влиять отношения с ровесниками и взрослыми. Но мнение ребенка о каком - либо лице, взаимодействующего с ним, еще очень индивидуальны и субъективны. Не смотря на перепады настроения, здоровому дошкольнику присуще оптимистическое видение мира, отношений, деятельности и т.д. [9] Дети трех-четырех лет начинают правильно понимать нормы взаимоотношений и научаются действовать в соответствии с ними; дети управляемы, контролируемы взрослыми. Ребенок в возрастной период от четырех до пяти лет становится выносливее (физически и психически). Это проявляется в более ровном, по сравнению с предыдущим возрастным периодом, настроении. Психическим новообразованием в данной возрасте является: в большей степени возросшая значимость сверстников, взаимоотношений с ними. Ребенок начинает стремиться в игре взаимодействовать со своими товарищами по группе, развиваются гендерные отличия и на их основе формируются предпочтение какого-либо пола. Отношения со сверстниками становятся более длительными и менее зависящими от случайного хода событий. В возрасте 4-5 лет продолжает развиваться способность к отвлеченному мышлению, что проявляется в фантазировании, развитии воображения. Ребенок может включать в свои фантазии близких и знакомых. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера [16;31]. В возрасте 5-6 лет ребенок все больше начинает погружаться в сферу взаимоотношений людей. Ребенок уже становится склонен в данном возрасте анализировать высказывания взрослого со своих позиций, своей точки зрения, то есть проявлять самостоятельность в мышлении. Он также научается адекватно оценивать свое собственное поведение, вследствие чего между «Я - реальным» и «Я - идеальным» могут появиться дополнительные отличия в сознании дошкольника. Дошкольник уже способен различать эмоции, относить их к определенным видам, у него складывается устойчивость в чувствах и отношениях. Появляются высшие чувства, такие как – интеллектуальные, моральные, эстетические. Не смотря на то, что ребенок уже проявляет некоторую самостоятельность в суждениях, у него до сих пор имеется зависимость от оценки взрослого. В результате зависимости от суждений, оценок взрослого, у дошкольника развивается стремление быть успешным, во всем показывать высокий результат, который смог бы вызвать положительную реакцию педагога, родителей. Иногда в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, которая может быть вызвана нарушениями в воспитании дошкольника. Возникновению лживости может способствовать авторитарный стиль воспитания в семье, когда с мнением ребенка считаются в последнюю очередь, вызывая у него чувство неуверенности, малозначительности в системе семейных отношений [15]. В результате, чтобы сохранить свой положительный образ в глазах взрослого и, тем самым, избежать порицаний, ребенок начинает лгать, перекладывать вину на других. С целью усвоения определенных морально-этических правил дошкольник в большей степени в этом возрасте ориентируется на взрослого, так как именно он является «поводырем» в мире человеческих отношений, строящихся по определенным нормам. В дошкольнике необходимо развивать следование моральным принципам при помощи организации проблемных ситуаций и их последующего разрешения. У детей 6-7 лет уже в достаточной мере развита способность находить собственные решения в общении и деятельности. Это становится возможным благодаря накоплению достаточно большого опыта и знаний в этих сферах, выработке соответствующих умений и навыков [29]. У старшего дошкольника (6-7) лет складывается положительное самовосприятие, он становится уверен в собственных силах, в состоянии проявить самостоятельность и эмоциональность при решении каких-либо задач. Развиваются формы взаимодействия дошкольника со сверстниками, теперь он уже устраивает совместную игру на основе договора, при помощи которого учитываются не только собственные интересы, но и желания товарищей. Старший дошкольник уже в большей мере способен регулировать свои эмоциональные порывы. Развитие волевых процессов, произвольности проявляется в умении действовать в соответствии с инструкцией, планом взрослого, согласно его требованиям, а также в способности играть с применением достаточно сложных, многоуровневых правил. Старший дошкольник критично относится к результатам собственной деятельности, может организовывать деятельность в соответствии с образцом и при помощи самоконтроля прослеживать правильность выполнения задания. Одно из замечательных качеств старшего дошкольника – стремление сделать задание максимально точно, правильно, чтобы добиться положительной оценки взрослого [22,29]. У детей данного возраста развивается познавательная активность, стремление объяснить многие непонятные явления своими способами. Старший дошкольник активно интересуется познавательной литературой, различными символами, знаками и стремится научиться применять их самостоятельно. Детям 6 - 7 лет свойственно подчинение личных интересов общественно-значимым, что говорит о процессе децентрации, в противовес процессу центрации, когда ребенок еще ставил себя в центр отношений. Происходит постепенный отход от эгоцентрической позиции к учету мнений окружающих и действий в соответствии с ними. Формируется активная социальная позиция, желание преобразовать окружающий мир, формируется чувство эмпатии, милосердия. Таким образом, в этом параграфе, мы рассмотрели основные характеристики дошкольного возраста в контексте, прежде всего, эмоционально-волевого развития, так как именно этот аспект изучения важен для нашего исследования особенностей поведенческих расстройств в данном возрасте. В возрасте 3-ех лет у ребенка появляется осознание себя, как отдельного от окружающих существа, формирование собственной «Я-концепции», что проявляется в стремлении к самостоятельным действиям, а в некоторых случаях – в упрямстве и негативизме. Далее у ребенка (в возрасте 3-4 лет) развивается более осознанное отношение к окружающим людям, но его настроение по-прежнему во многом зависит от физического комфорта, наблюдаются его резкие перепады, хотя общий настрой, как правило, оптимистичный. В период развития, захватывающий возраст от 4 до 5 лет увеличивается физическая и психическая выносливость дошкольника, что способствует установлению более ровного эмоционального фона. В 5-6 лет ребенок в силу психических новообразований уже в высокой степени погружен в отношения со сверстниками, у него высокая познавательная активность и появляются высшие чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические. В 6-7 лет развивается такое важное с точки зрения, волевого регулирования поведения, качество, как произвольность. Старший дошкольник уже имеет свою точку зрения, но может учитывать интересы товарищей, взрослых. У него развивается эмпатия, чувство ответственности и милосердия. §1.2 Особенности отклоняющегося поведения в дошкольном возрасте Профилактику девиантного поведения мы рассматриваем как целостный, поэтапно и системно организуемый личностно-ориентированный процесс. Профилактическая работа в ДОУ обеспечивается реализацией педагогических условий, выступающих в качестве единства педагогического сопровождения и педагогической поддержки, и строится как ряд последовательных, взаимосвязанных этапов: координационного, направленного на подготовку родителей и педагогов к взаимодействию, для решения задач профилактики отклоняющегося поведения детей 5-7 лет; информационно-ознакомительного, направленного на обогащение положительных представлений ребенка о себе, своих моральных качествах, ценностных представлениях об окружающем социальном мире на основе приоритета ценностей, обеспечивающих полноценную жизнь в человеческом сообществе; реконструктивного, направленного на развитие позитивного самовосприятия ребенка и адекватной самооценки, формирование стойкого негативного отношения у ребенка к проявлениям различного рода девиаций, проявления сочувствия и сопереживания в общении с окружающими; в развитии потребности в самовыражении, самоактуализации; интеграционного, направленного на развитие навыков социально-нормативного поведения. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-profilaktiki-otklonyayushchegosya-povedeniya-detei-na-etape-perekho#ixzz3aAbSLBYu Коррекционная работа в ДОУ состоит в том, что коррекция девиантного поведения в детском саду наряду с развитием личности ребенка должна быть ориентирована на устранение социально-педагогических факторов, способствующих возникновению и развитию отклоняющегося поведения. Устранение таких факторов представляется возможным в силу того, что у дошкольного учреждения имеется ряд преимуществ в организации взаимодействия с семьей. Под отклоняющимся поведением в дошкольном возрасте понимают: агрессивность, воровство, лживость, уход от деятельности. Рассмотрим каждый вид отклоняющегося поведения более подробно: 1. Агрессивность. Агрессия – это осознанное поведение, направленное против существующих в обществе норм и правил, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [21]. Агрессивность поведения или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба. Агрессия возникает у детей в тех семьях, в которых родители чрезмерно ограничивают ребенка и жестоко с ним обращаются, сами используют агрессивное поведение, как в отношении ребенка, так и в отношении окружающих. Агрессивность, по мнению специалистов, выражается в готовности к агрессивным действиям. Существует множество различных причин проявления агрессивности ребенком: А) условия семейного воспитания; Б) демонстрация насилия средствами массовой информации; В) кризисные социальные и экономические ситуации, охватывающие страну в целом; Г) психологические особенности (сниженный контроль, саморефлексия, низкий уровень произвольности действий); Д) уровень семейного благополучия [14,23] . Необходимо отметить важное значение семьи, окружающей социальной среды в появлении различных видов агрессии. Это может быть определенная вседозволенность, «закрытие глаз» на проявление детской агрессии или же применений агрессивных действий по отношению к ребенку самими родителями – данные факторы могут спровоцировать агрессивные действия дошкольника не только в рамках семьи и детского дошкольного учреждения, но и в других различных ситуациях. Важными причинами возникновения детской агрессивности также являются: 1) возрастные кризисы; 2) внутренняя неудовлетворенность дошкольника его статусом в группе сверстников; 3) ощущение тревоги и страха нападения (данная причина возникает вследствие наличия у ребенка негативного опыта физических наказаний). 2. Воровство. Среди причин, которые способны вызвать такое явление среди дошкольников, как воровство, выделяют следующие: 1. Привлекательность какого - либо предмета для ребенка, в результате которой у него возникает желание владения такой вещью, например, яркой, красочной игрушкой. 2. Желание порадовать близких какой-либо красивой вещью. 3. Желание привлечь к себе внимание ровесников обладанием какой-либо притягательной для них вещью. 4. Потребность отомстить обидчику за нанесенную обиду [6;8]. Все вышеперечисленные мотивы не имеют под собой криминального основания. Очень часто, ребенок, увидев красивую, привлекательную игрушку, хочет завладеть притягательным предметом, сделать ее своей собственностью. И он прячет и уносит игрушку домой. Данное явление происходит по той причине, что само понятие собственности, выражающееся в словах «мой», «мое», «свое», «чужое», еще малодоступно для мышления ребенка. Он не видит границ между чужой собственностью и своей и, наоборот, с легкостью может распрощаться с какой-либо надоевшей игрушкой, потерять ее, или, увидев в руках другого ребенка, не проявить абсолютно никаких эмоций. Понятие «своего» и «чужого» вырабатываются у дошкольника с опытом, с помощью взрослого. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание. Мотивы воровства, раскрытые в третьем и четвертом подпунктах имеют яркую социальную окрашенность (обычно они возникают у детей 6-7 лет) и совершаются детьми сознательно. Что толкает детей на несознательные, случайные, нелогичные поступки воровства? Давайте определим эти причины: 1. Импульсивность, недостаточная развитость контроля над своими действиями, поведением. 2. Неразвитость функции предвосхищения результата своих поступков, последствий собственных действий. 3. Недостаточная обширность знаний. 4. Ребенок живет в состоянии «здесь и сейчас» и с трудом представляет временные отдаленные перспективы. В организации профилактической работы необходимо учитывать данные причины, особенности свершения тех или иных негативных поступков детьми дошкольного возраста. Важно также помнить, что корень такого явления, как воровство, лежит в особенностях семейного воспитания [16;31]. Давайте их рассмотрим: 1. Неспособность или отсутствие желания родителей пресекать негативные поступки своего ребенка, в результате чего у него возникает чувство вседозволенности. Вседозволенность проявляется в эгоцентрической позиции, когда ребенок фактически не считается с мнением окружающих людей и ориентируется на реализацию только своих желаний. Попадая в коллектив сверстников, эти дети продолжают вести себя таким же образом, как и в семье, в результате чего быстро попадают в категорию «отверженных». 2. Бывает и другая крайность в воспитании ребенка – когда родитель старательно его опекает, контролируя каждый шаг и осуществляя тем самым тотальный контроль. Есть два типа реакций ребенка на контролирующее воздействие взрослого: 1) ребенок занимает оборонительную позицию, постоянно вступая в пререкания с взрослым; 2) ребенок начинает совершать негативные действия тайком: «уходит в подполье». В каждом из двух описанных вариантов воспитания происходит деформация личности дошкольника. Одним и главных шагов оказания помощи в таких ситуациях, когда ребенок уличен в воровстве, является выяснение истинных причин негативного поступка, которые, порой, скрыты от внешнего наблюдения [9]. 3. Лживость. В 4-5 лет фантазии ребенка имеют невинный характер, но в 5-6 лет дошкольник начинает задумываться о том, как избежать наказаний, тем более, если воспитание в семье строится неправильно, без учета потребностей и желаний ребенка в необходимой степени. Дошкольник находит один из наиболее подходящих и легких путей избавиться от наказания, в силу неразвитости его морально-этических представлений и недостаточной способности предвосхищать последствия своих поступков, – лгать. Это средство всегда доступно и позволяет в минимальные сроки достичь желаемого [24]. Ложь, как правило, многолика, и, также, большой вариативностью обладают ее причины. Давайте рассмотрим основные механизмы возникновения лжи в детском возрасте: 1. Ложь может возникнуть по многим причинам, и насколько многообразны отношения между людьми и, в частности, способы воспитания родителями своих детей, настолько разнообразны бывают причины лжи. Например, в семье присутствует атмосфера искусственно стимулируемого соперничества между двумя сыновьями. Качества личности одного постоянно ставятся в пример другому, вызывая у последнего чувства зависти, переходящее порой в настоящее отчаянье. И в один момент, родители замечают, что братья стали лгать им относительно отношений между ними, приписывать вину за содеянное друг другу. В этой ситуации не найдешь виноватых, важно изменить сам стиль воспитания и перестать выделять одного ребенка перед другим. 2. Причиной лживости может являться сильно строгие требования в отношении ребенка и широкий круг запретов. В результате, дошкольник не добиваясь ожидаемого родителями уровня развития каких-либо способностей, начинает обвинять в своих ошибках и неумении что-либо делать невнимательность педагогов, сверстников, обстоятельства. Нервозные родители охотно верят в фантазии ребенка, так как всеми силами хотят продвинуть его в совершенствовании, например, музыкальных или художественных способностей и стремятся устранить любые препятствия на пути их развития [28;31]. Движущей силой на пути возникновения лживости ребенка является страх наказания, страх потерять в лице родителей самых верных друзей, их внимание, ласку, заботу. Весь негативный смысл ситуации заключается в ответном страхе ребенка быть пойманным на лжи, в результате чего круг замыкается - ребенок лжет от страха быть наказанным, и лжет, чтобы спрятать свою ложь. В результате ребенок как будто живет в двух мирах – в своем мире, где все понятно и ясно и в мире взрослых, где нужно прятать все свои шибки при помощи лжи. В результате дошкольник может замкнуться в своем небольшом обособленном мире. 3. Еще одним важным механизмом возникновение лжи является пример родителей. Дети по своим возрастным особенностям склонны к подражанию, они могут перенимать все – от манеры говорить до манеры двигаться, не является исключением и поступки взрослых, которые в силу возросшей сознательности ребенка, легко распознаются. В результате дошкольник может перенять от значащего взрослого стремление ко лжи [28;31]. Начинать работу по профилактике и коррекции лжи необходимо с выявления характера семейных отношений, особенностей личности самих родителей. 5. Уход от деятельности. Жалобы родителей на ребенка, отклоняющееся поведение которого заключается в уходе от деятельности, касаются таких его недостатков, как безудержное фантазирование, рассеянность, отсутствие интереса к окружающему: он не слышит адресованных ему вопросов, не выполняет заданий, которые ему предлагает педагог. Такое явление, как уход от деятельности, заключается в наличии у дошкольника чувства тревоги и потребности во внимании окружающих. Но чувство тревоги не дает ребенку удовлетворить потребность во внимании, в результате чего, он начинает удовлетворять ее при помощи внутреннего фантазирования благодаря развитому воображению. В результате дошкольник получает необходимое чувство защиты и наполненности внутренней жизни событиями [17]. Механизм данного вида отклоняющегося поведения можно представить в виде замкнутого круга: дошкольник ощущает потребность во внимании, но чувство тревоги не дает проявить ее явно. Ребенок не дополучает внимание и из-за этого возникает фрустрация и, снова же, чувство тревоги в результате которого ему вновь кажется непреодолимым препятствием встать в центре внимания сверстников [27]. Профилактическая и коррекционная работа с данного вида отклонением заключается во включении дошкольника в тот вид деятельности, в котором он бы смог максимально проявить собственные способности и тем самым привлечь внимание сверстников. Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели основные виды отклоняющегося поведения в дошкольном возрасте такие, как: агрессивность, воровство, лживость, уход от деятельности. Обычно причины отклоняющегося поведения лежат в неправильном способе семейного воспитания, строящегося по авторитарному либо попустительскому типу, в психологических особенностях ребенка, уровне благополучия семьи и т.д. §1.3 Условия профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в детском образовательном учреждении. Условия профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей в ДОУ заключаются в разработке и организации комплекса мер, психологического, здоровьесберегающего характера, которые применяются непосредственно в работе с детьми. Работа также производится с родителями, педагогами. Особенностью мер организуемых через работу с родителями и педагогами является создание благоприятных условий для развития ребенка [7;13]. Давайте рассмотрим, какие условия создаются в ДОУ для профилактики и коррекции отклоня....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Коррекция девиантного поведения учащихся с нарушением интеллекта в условиях школы – интерната
- Работа по выявлению ранних признаков и причин девиантного поведения в школьном возрасте, преодолению и профилактике отклоняющегося поведения
- Профилактика девиантного поведения подростков в условиях крупного промышленного города