VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002240
Тема: Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
3
1
Сущность понятия «агрессивность»
5
2
Причины и факторы детской агрессивности 
11
3
Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

16
4
Методы диагностики агрессивного поведения младших школьников

20
Заключение
27
Список использованной литературы
29





ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность проблемы агрессивности младших школьников состоит в постоянном увеличении числа агрессивных детей в младшем школьном возрасте. Именно этот возраст наиболее благоприятен для коррекции агрессивного поведения. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее значимых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, настойчивы, агрессивны к окружающим. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, отрицательно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах. 
     Проблема детской агрессивности далеко не нова и очень трудно определить, кто и когда впервые начал работать над данной проблемой. Проблемами агрессии и агрессивности занимались многие ученые, среди них отечественные исследователи: Выготский Л.С, Рубинштейн С.Я, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, а также зарубежные: З. Фрейд, А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер. Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
     Интерес к заявленной теме определяется нарастающим вниманием к проблеме агрессивности исследователей самых разных специальностей - психологов, педагогов, социологов, что отражает запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости.
     Объект исследования: агрессивное поведение.
     Предмет исследования: методы диагностики агрессивного поведения.
     Цель исследования: рассмотреть агрессивное поведение младших школьников и провести его диагностику, используя психолого-педагогические методики. 
     Задачи исследования:
     1) рассмотреть понятие агрессивности;
     2) изучить особенности агрессивности детей младшего школьного возраста;
     3) выявить причины и факторы детской агрессивности;
     4) провести исследование, используя методы диагностики агрессивного поведения младших школьников.
     Гипотеза исследования: использование методов диагностики агрессивного поведения младших школьников позволит выявить причины и факторы детской агрессивности.
     


     1 Сущность понятия «агрессивность»

     Анализ литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что сегодня в психологии, в том числе в таких развитых направлениях, как фрейдизм, бихевиоризм и т. д., нет общего понимания термина «агрессия». 
     Это обусловлено, в первую очередь тем, что понятие «агрессия» используется для обозначения множества типов и форм поведения, а разные авторы трактуют его по-разному. 
     Наиболее приемлемыми из определений агрессивности, распространенных в зарубежной психологии на сегодняшний день, являются определения Д. Креха, Р. Кратчфилда, Н. Ливсона, которые называют агрессией любой тип поведения, наносящий моральный или физический вред другому. По мнению К.Батнера, агрессия – это некий акт «оскорбления, ранения партнера и нередко направленные на его уничтожение».
     Ситаров В.А. и Маралов В.Г. в своих работах дают следующее определение агрессии: «действия человека, отличительной характеристикой которых выступает демонстрация превосходства в силе или применение силы против других людей, причинение им ущерба» [14, C. 114]. 
     Понятие агрессия (от лат. agressio - нападение) в широком смысле представляет собой мотивирующее деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющие ущерб объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), наносящие физический урон людям (эмоциональные переживания, состояния напряжения, страх, депрессия и т. д.) [6, C. 74].
     Следует различать такие понятия, как «агрессия» и «агрессивность»:
     - агрессия - поведение или действие, которое, как правило, направлено на причинение психологического или физического вреда, ущерба или даже на уничтожение кого-либо;
     - агрессивность представляет собой качество личности, которое характеризуется устойчивым присущим человеку чувством готовности к агрессивным действиям.
     Исходя из этого, необходимо отметить, что агрессия - это действие, а агрессивность - готовность к совершению такого действия [2, C. 112-121].
     Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие детерминанты агрессии:
     - социальные (фрустрация, подстрекательство, вербальное и физическое нападение);
     - внешние (загрязненный воздух, жара, шум, теснота);
     - индивидуальные (личность, тендер, установки) [6, C. 179-185].
     В настоящее время существует множество теоретических оснований для возникновения агрессии, ее характера и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они делятся на следующие четыре категории. Итак, агрессия относится к: 
     1. Врожденным побуждениям и задаткам;
     2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
     3. Когнитивным и эмоциональным процессам;
     4. Фактическим социальным условиям в сочетании с предшествующим обучением.
     Далее представим наиболее известные теоретические положения.
     В социальном вакууме агрессия не возникает. Напротив, именно различные составляющие межличностных взаимодействий ведут к ее появлению и предопределяют ее формы и направления. Более того, как вербальные, так и невербальные провокации могут спровоцировать физические действия (нападение, насилие и т. д.). 
     Также увеличивают или снижают вероятность агрессивных действий различные особенности среды, в которой находится человек. Например, в комнате, в которой есть неприятные запахи - духота, табачный дым и т. д., уровень агрессии будет значительно выше, чем в хорошо проветриваемом комфортном помещении. При этом особые личностные характеристики индивида также играют важную роль в появлении агрессивных реакций - установки и склонности, как правило, остающиеся неизменными независимо  от той или иной ситуации.
     По степени интенсивности и форме проявления агрессия может изменяться от демонстрации неприязни до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). 
     Также различают: инструментальную агрессию, представляющую собой средство достижения определенного результата, что само по себе не является агрессивным действием; целевую агрессию - осуществление агрессии как заранее спланированного акта, целью которого является причинение вреда или ущерба. Необходимо различать агрессию и настойчивость или самоутверждение. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть полностью допустимыми. 
     Существует две основные формы агрессии - ситуационная и личная, стабильная и нестабильная. Ситуативная агрессивность относится к ее эпизодическому проявлению у людей, а при личной агрессии - у человека есть соответствующая устойчивая индивидуальная черта поведения, действующая везде и всегда, где возникают подходящие условия для этого.
     Все многообразие форм агрессивности также целесообразно объединить в гетероагрессию (сосредоточение на других) и аутоагрессию (самонаправленность). В свою очередь, гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую (убийство, изнасилование, избиение) и косвенную (угрозы, подражание убийству, оскорбления) формы. Например, самоубийство – это крайнее проявление аутоагрессии. 
     Сегодня большинство ученых выделяют несколько подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности.
     С точки зрения медико-биологического подхода агрессивность объясняется: 
     1) наличием в крови большего количества гормонов, повышающих склонность к агрессии: тестостерона, адреналина, эстрогена, прогестерона;
     2) патологически быстрым метаболизмом; 
     3) более низким уровнем в организме фермента моноаминоксидазы; 
     4) в организме агрессоров содержится ненормальное число химических элементов. 
     Подходы, сфокусированные на инстинктах, объясняют агрессивность следующим образом:
      1) развитие агрессивного поведения ребенка связано со стадиями психосексуального развития; 
     2) агрессия происходит от врожденного инстинкта борьбы за выживание.
     В рамках бихевиоральной модели (социального научения) понятие агрессия трактуется как усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действия и социального подкрепления. Иными словами осуществляется процесс познания поведения человека, ориентированного на образец. Прямое поощрение такого поведения - ассимиляция человеком широкого спектра агрессивных реакций. Теория социального обучения сегодня особенно эффективна при прогнозировании агрессивных установок, особенно если есть информация об агрессоре и ситуации социального развития. 
     Согласно фрустрационно-агрессивной гипотезе (гомеостатическая модель) агрессивное поведение следует рассматривать как ситуационное, а не как эволюционный процесс. Основные положения этой теории:
     Фрустрационно - агрессивная гипотеза (гомеостатическая модель) рассматривает агрессивное поведение, как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основополагающими положениями данной теории выступают:
     - фрустрация (расстройство) всегда приводит к агрессии в любой форме.
- агрессия всегда выступает итогом фрустрации.
     При описании агрессивного поведения человека по теориям когнитивного направления, очень важно учитывать эмоциональные и когнитивные процессы. Специфика понимания или интерпретации человеком действий кого-то, например, угрожающего или провокационного, как правило, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. При этом степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, испытываемой индивидом, как правило, оказывает существенное влияние на когнитивные процессы, связанные с определением степени опасности, угрожающей ему. 
     Социально-психологические подходы видят большинство причин агрессии в интерактивных процессах, в разбитых семьях, в недостатке образовательных учреждений и отрицательном влиянии уличных групп.
     Исходя из данных подходов, необходимо отметить следующие модели 
объяснения:
     - отсутствие привязанностей, приводящих к эгоистичным и поверхностным отношениям; 
     - патриархальные структуры власти, которые имеют желание контролировать;
      - отсутствие воспитания, ведущее к беспомощности в конфликтах; 
     - перегрузки в учебном заведении, нередко приводящие к разочарованию и в то же время к агрессии; 
     - признание агрессии во фракциях, что усиливает насилие.
     Одним из ведущих социально-педагогических подходов к пониманию  сущности агрессии является А.В. Петровского, который под агрессией понимает, индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба на уничтожение другого человека или людей. А.В. Петровский, анализируя данное явление, отмечает, что понятие агрессивность в отличие от агрессии, есть устойчивая черта личности, подразумевающая готовность субъекта к агрессивному поведению. Таким образом, А.В. Петровский, считает, что агрессия - это социальное явление, носящее деятельный характер, а агрессивность – черта личности [14, C, 117].
     Т. Вилсон считает, что при характеристике агрессивности, необходимо учитывать, что этой реакции присуще негативно окрашенное неприятие мнения другого человека, сопровождающее физические воздействием или угрозой со стороны одной личности, которое уменьшает свободу другой [7, C. 57].
     Л.С. Бендер понимает под агрессией активность личности, стремление к самоутверждению [8, C. 7]. Мнение Л.С. Бендера, существенно дополняет Б.М. Бим Бад, который считает, что данное социальное явление можно охарактеризовать как настойчивое стремление человека, нанести вред различного рода окружающих [7, C. 57]. В социально–педагогическом направлении агрессию рассматривает Л.В. Мардахаев, который описывает ее как поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку [6, C. 105]. 
     Представленные теории позволяют сделать следующие основные выводы:
     1) агрессия объясняется рядом биологических и социальных факторов; 
     2) агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией личности в процессе борьбы за выживание;
     3) агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены на социально приемлемую структуру посредствам позитивного усиления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменения условий, способствующих проявлению агрессии [14, C. 187-193]. 
     Таким образом, в настоящее время нет единого понятия термина «агрессия», что обусловлено в первую очередь тем, что понятие «агрессия» используется для обозначения множества типов и форм поведения, а разные авторы трактуют его по-разному. Агрессия – это действия человека, отличительной характеристикой которых выступает демонстрация превосходства в силе или применение силы против других людей, причинение им ущерба. Агрессивность представляет собой качество личности, которое характеризуется устойчивым присущим человеку чувством готовности к агрессивным действиям. Мы разделяем точку зрения А.В. Петровского, который считает, что агрессия является индивидуальным или коллективным поведением, действием, направленным на нанесение физического или психологического вреда, ущерба на уничтожение другого человека или людей.


2 Причины и факторы детской агрессивности 
     
     Среди различных взаимосвязанных факторов, определяющих проявление девиантного агрессивного поведения, можно выделить следующие: 
     - индивидуальный фактор - психобиологические предпосылки антиобщественного поведения, затрудняющие адаптацию ребенка в обществе;
      - психолого-педагогический фактор - дефекты в школьном и семейном воспитании;
     - социально-психологический фактор – неблагоприятная специфика взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в группе сверстников;
      - личностный фактор - активно-избирательное отношение ребенка к предпочтительной среде коммуникаций, нормам и ценностям его окружения, педагогических влияний семьи, школы, общественности, а также личностные ценностные ориентации и способности к саморегуляции поведения;
      - социальный фактор, определяемый спецификой социально-экономических условий [22, C. 17-18].
     Уровень агрессивности детей может варьироваться в зависимости от ситуации, однако в некоторых случаях агрессивность приобретает устойчивую форму. Этому есть много причин: положение ребенка в коллективе, отношение сверстников к нему, взаимодействие с педагогами и родителями. Как правило, постоянная агрессия детей проявляется в том, что иногда они по-разному понимают поведение других, интерпретируя его как враждебное. Мальчики более склонны к агрессии. Это некая часть стереотипа поведения мужчин, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Тем не менее, сегодня и у девочек все больше проявляются различные формы агрессии.
     Зачастую первопричиной регулярного проявления детской агрессивности выступает семья и внутрисемейные отношения.
     Агрессивное поведение членов семьи в повседневных жизненных ситуациях - скандалы, повышенные тона, ругань, грубость, унижение, взаимные упреки и оскорбления и т.д. Большинство отечественных психологов считают, что ребенок проявляет агрессию в повседневной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если это стало нормой его жизни. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения также отрицательно сказывается на поведении и эмоциональном состоянии ребенка: дети потеряны, озлоблены, агрессивно настроены против родителей и окружающих.
      Становлению детской агрессии также способствует неприятие взрослых - безразличие, отказ от общения с ними, нетерпимость и господство, враждебность к самому факту существования ребенка. Готовность и способность слушать, теплота общения, доброе слово, нежный взгляд – все это положительно сказывается на преодолении детской агрессивности.
      Дети с агрессивным поведением, несмотря на все различия в их личных особенностях и поведении, имеют некоторые общие черты. К ним относятся: бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие энтузиазма, узость и нестабильность интересов. Такие дети, чаще всего, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Для них также присущи такие качества, как: грубость; обида; низкая или чрезмерно высокая самооценка; эгоцентризм и т.д. В то же время среди агрессивных детей есть дети, которые хорошо развиты в интеллектуальном и социальном плане. Агрессивность у таких детей в первую очередь - это средство повышения престижа, демонстрации их независимости, взрослой жизни.
     Имеющиеся результаты научных исследований доказывают зависимость между отрицательными взаимоотношениями в системе «родители – ребенок» и детской агрессией [18, C. 100-103]. 
     Итак, если у ребенка есть отрицательные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития чувства собственного достоинства и самооценки не находит поддержки в оценках родителей или же если ребенок не чувствует родительскую поддержку и заботу, то вероятность правонарушения, незаконного поведения существенно возрастает. Также значительно ухудшается отношения ребенка со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к своим родителям. 
     Большинство исследователей, которые рассматривали данную проблему, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, а также установленным внутрисемейным ценностям и характеру отношений родителей и ребенка. При этом, как правило, стиль взаимодействия со взрослыми таков: мама рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит на работу, общение с ней происходит редко. Дальнейшее образование остается достаточно серьезным, практикуются частые наказания, имеет место враждебность детей друг к другу, которая своевременно не пресекается взрослыми. В итоге складываются такие качества личности, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. Следовательно, целесообразно утверждать, что дети перенимают манеру отношений взрослых, принимают ее как стандарт, а когда они сами попадают в общество, они проявляют агрессию и жестокость.
     Передавая общественно полезный опыт, родители также показывают отрицательные стороны, которые эмоционально заряжены «руководством к действию». Не имея личного опыта, ребенок не может соотнести правильность предложенных моделей поведения с объективной реальностью. Как правило, родители всегда счастливы, когда дети подражают им, даже если это не лучшие проявления [8, C. 114-118]. 
     Итак, на появление агрессии у младших школьников оказывают влияние два основных фактора: 
     - характер отношений между родителями и их поведение; 
     - характер усиления агрессивного поведения со стороны других. 
     По теории привязанности, маленькие дети отличаются в степени ощущения безопасности в их отношениях с матерью. Ребенок, который очень  привязан к своей матери, как правило, склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению, не агрессивен. Ребенок, обеспокоенный своей привязанностью к матери, отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен проявлять физическую агрессию. Для таких детей характерны аффективные вспышки, импульсивное поведение.
     Строгость родителей, когда она последовательна и особенно чувствительна для ребенка, нередко приводит к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, однако вне дома он будет вести себя еще более агрессивно. Более того, родитель, склонный к телесным наказаниям, хотя и не намеренно, подает пример агрессивного поведения. Следовательно, ребенок осознает, что физическая агрессия является средством воздействия на людей и контроля над ними.
      Конфликты между родителями оказывают существенное влияние на агрессивное поведение ребенка. С точки зрения важности эти отношения превышают все остальные, поскольку конфликты способствуют возникновению различных нейропсихических расстройств у детей. Данный факт имеет исключительное значение в формировании уверенности детей, их способностей. В некоторых случаях ребенок все же не получит правильную картину мира. Агрессия может стать источником силы, а также средством достижения собственной цели, что объясняется постоянной занятостью родителей своими личными проблемами. Такие родители не способны научить ребенка хорошим манерам и привить ему навыки хорошего поведения в обществе.
     Существует множество попыток классифицировать агрессивные действия с точки зрения социальной нормативности поведения ребенка. Считается необходимым отделить агрессию инициативы и защиты, а также выделить «социально и этически оправданные действия» и «неприемлемую грубую форму обращения с человеком, а иногда и с неодушевленным объектом». Квалифицированные педагогические работники при выборе способов реагирования на агрессию детей должны помнить, что нельзя что-то требовать от ребенка, нужно просить его сделать это. При этом эффективна нежная физическая манипуляция.
     Также нельзя использовать меру поощрения за выполнение определенных правил и наказания за их невыполнение. Как правило, наказание имеет должный эффект только в том случае, когда сам ребенок считает, что заслужил его.
     Целесообразно разрядить обстановку в момент эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Доброжелательный тон взрослого поможет ребенку в преодолении агрессии. Педагогическим работникам следует проявлять к таким детям терпение, внимание к его нуждам и потребностям, необходимо регулярно отрабатывать навыки общения с окружающими [11, C. 300-305].
     Таким образом, причины и факторы детской агрессивности разнообразны, к ним относятся индивидуальные факторы (психобиологические предпосылки антиобщественного поведения), психолого-педагогический факторы (дефекты в школьном и семейном воспитании), социально-психологический фактор (неблагоприятное окружение ребенка), личностный фактор (отношение ребенка к правилам, нормам и ценностям), а также социально-экономический фактор. 
     Многие исследователи, которые рассматривали данную проблему, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, а также установленным внутрисемейным ценностям и характеру отношений родителей и ребенка.


     3 Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
     
     Существуют различные теории возникновения агрессии у ребенка (например, психоаналитическая, эволюционная, социобиологическая и т.д.). Все они сходны в том, что видят происхождение агрессии инстинктивным, то есть врожденным. 
     Известный австралийский психотерапевт В.Оклендер, наблюдая агрессивных детей, пришел к выводу: « Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды. У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию».
     В целом влияние школы на развитие ребенка как личности эпизодично, и значительная часть обучения связана с развитием познавательной сферы, а не личности. Но существует определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании - это младший школьный возраст, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых, в данном случае педагогов.
     Наиболее отчетливо роль учебно-познавательной деятельности в формировании и перестройки личностных структур проявляется в мотивационной сфере.
     Формирование в процессе обучения и общения новых мотивов и новых задач деятельности предполагает коренное изменение внутренней позиции ребенка. С возрастом растет устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка.
     Включение в учебный процесс означает последовательное решение разнообразных актуальных и перспективных социальных задач: вначале освоение новой социальной позиции школьника, затем позиции члена социальной малой группы, и перспективная задача – определение своего положения в обществе. Таким образом, посредством учебной деятельности решаются задачи достижения разных социальных статусов [3, C. 400-405].
     Важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Это отчетливо выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они продолжительное время могут заниматься интересным и любимым делом. В этом просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлекаться на посторонние дела.  
     Младшим школьникам с агрессивным поведением, при всём различии их личностных характеристик, свойственны некоторые общие черты, к которым относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. 
     Таким детям присущи следующие качества: внушаемость, грубость, озлобленность, эгоцентризм и неумение самостоятельно принимать решения. 
     Несмотря на это среди агрессивных детей 6–10 лет встречаются хорошо интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто причиной агрессии детей, попадающих в замкнутый круг, является недостаток внимания и понимания со стороны родителей и педагогов. Однако своим поведением младшие школьники только ещё больше отталкивают от себя окружающих, чья неприязнь в свою очередь усиливает протестное поведение детей, возбуждая в них чувства гнева, ярости и страха.
     Девиантное поведение выступает отчаянной попыткой младшего школьника восстановить социальные связи, потому что до вспышки агрессии ребёнок выражает свою потребность в более мягкой форме, но окружающие не понимают этого, не видят и не слышат. Если ребёнку 6–10 лет хотя бы один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, а окружающие уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего.
     При этом необходимо учитывать, что наказание за агрессию приводит к такому же результату – к её усилению, так как наказанный младший школьник, может быть, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме, но эта загнанная внутрь агрессия обаятельно проявится: если не дома, то в школе, если не в виде драки, то в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия может направиться на самого себя (аутоагрессия) – ребёнок пытается сделать себе боль но, придумывает про себя нелицеприятные истории и т.д. Таким образом, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают её уровень [5, C. 66-67]. 
     Однако это не означает, что родители не должны реагировать на приступы агрессии ребёнка. В данном случае актуальна так называемая поведенческая терапия, правило «стимул – реакция». Ребёнок должен знать, что окружающим не нравится его поведение, и они оставляют за собой право лишить его, например, просмотра мультфильмов, похода в цирк, кафе, кино или прогулок с друзьями, но это никоим образом не должно звучать в директивной форме. Необходимо объяснить ребёнку, что любой его поступок влечёт за собой последствия, он должен знать об этом. При этом не стоит забывать отмечать похвалой или поощрением любое достижение младшего школьника: помог папе, другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее, приятное и т.д.
      При общении с агрессивным ребёнком 6–10 лет родителям и педагогам важно научиться самим и научить младших школьников не загонять напряжение внутрь, а выражать свой гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Родители должны научить ребёнка договариваться, отстаивать своё мнение, подтверждать свою силу словами, манерой поведения, а не кулаками. Активным, склонным к агрессивному поведению младшим школьникам необходимо создать условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении, дать им больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию, например, в спортивных секциях, спортивных уголках дома и в школе, где можно лазить, прыгать, бросать мяч и т.д.[8, C. 74-75].
     Таким образом, особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста объясняются воздействием ряда факторов на социализацию ребенка. В стенах учебного заведения ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. В одних случаях развитие навыков контроля за собственной агрессией приводит к ее угасанию, в других – к определенным трансформациям, когда ребенок учится проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение. Значимость исследований по различным методикам проявления агрессии у младших школьников заключается  в том, что полученные результаты могут помочь в психологическом сопровождении ребенка на период его обучения в школе и скорректировать работу учителя с агрессивными детьми и их родителями.
     

     4 Методы диагностики агрессивного поведения младших школьников
     
     Агрессивное поведение в большинстве случаев является по своему характеру явно выраженным. Именно поэтому акты агрессии можно выявить при помощи наблюдения. Однако направленность агрессии, ее сила и характер могут быть выявлены только в ходе диагностики с использованием различных методик. Для диагностики детей младшего школьного возраста могут быть использованы проективные методики.  
     Проективные методики позволяют изучить агрессию и враждебность, но самим испытуемым не раскрывают цель исследования. Кроме того, при диагностике младших школьников с использованием проективных методик, дети остаются в привычной обстановке, выполняют обычную деятельность. 
     Перейдем к описанию поведенного исследования. 
     Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. 
     Объект исследования: младшие школьники. 
     Предмет исследования: агрессивное поведение младших школьников. 
     Выборка: 30 младших школьников (2 класс) г. Завитинск школа №1. Разбивка по полу не производилась. 
     В качестве методов исследования были выбраны следующие: 
     1. "Руки" Б. Брайклина, З. Пиотровского, Э. Вагнера (Hand test). Проективная методика направленна на изучение агрессивного отношения. Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами. Инструкция к тесту приведена в приложении А. 
     В соответствии с данной методикой можно выявить значения таких категорий как страх, эмоциональность, зависимость, коммуникативность, демонстративность. Пассивную или активную безличность. В данном исследовании внимание обращается только на агрессию и страх. По результатам анализа всех значений агрессия может быть явно выраженной, умеренной, низкой. Страх рассматривается как реакция на агрессию и также может быть явно выраженным, умеренным и слабо выраженным. 
     2. Тест «Кактус» Панфилова М.А. , цель которого состоит выявлении состояния эмоциональной сферы ребенка, выявлении наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. 
     Инструкция и интерпретация представлены в Приложении В.
     Рассмотрим далее результаты проведенного исследования. 
     Во-первых, проведем анализ результатов диагностики по методике «Руки». На рисунке 1 представлена категория агрессия, на рисунке 2 – категория страх. 

Рисунок 1 – Распределение младших школьников по степени выраженности агрессии в соответствии с методикой «Руки», %
     
     По данным на рисунке 1 видно, что равное число младших школьников демонстрируют высокий и средний уровень агрессии (по 40%). У детей с высоким уровнем агрессии рука воспринимается как доминирующая, жест оценивается как удар, толчок. Действие расценивается как стремление нанести вред, боль. Высокий уровень агрессии в соответствии с данным тестом говорит о готовности школьников к высшему проявлению агрессивности и нежеланию приспосабливаться. Средний уровень агрессии характеризуется как ситуативное проявление агрессии, то есть как реакция защиты или как агрессия в ситуациях, угрожающих социальной позиции ребенка. 
     Низкий уровень агрессии свойственен детям, которые не склонны проявлять агрессию даже в ситуации самозащиты. Эти дети характеризуются открытостью и доверчивостью. Они не ожидают угрозы и проявлений жестокости со стороны окружающих. 
     Далее рассмотрим результаты диагностике по категории «страх», который в данном случае воспринимается как реакция на агрессию. 
     

Рисунок 2 – Распределение младших школьников по степени выраженности страха в соответствии с методикой «Руки», %
     Высокий уровень страха демонстрирует 17 % диагностируемых школьников. В их ответах рука воспринимается как рука жертвы агрессии других, она защищает. Также страх может выражаться, как стремление оградить себя от физического насилия. В ответах содержится описание руки как доброй, не злой, защищающей. Прослеживается отрицание агрессии. 
     Умеренный страх демонстрирует 53 % младших школьников, то есть они готовы защищаться, но не ощущают себя жертвой. 
     Слабовыраженный страх демонстрируют 30 % диагностируемых младших школьников,  то есть они скорее поведут себя как агрессоры, чем как жертвы. 
     Результаты диагностики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста по методике «Кактус» отражены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Уровень агрессии младших школьников по результатам диагностики по методике «Кактус»

     Как видно по рисунку 3, 13 % младших ш.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%