VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002137
Тема: Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития
Содержание
Тема: коррекционная работа по формированию просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи у детей в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Методы и процедура исследования
2.2 Результаты исследования особенностей просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития
2.3 Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

     Произносительная сторона речевой деятельности относится к разделам общей культуры речи, которая определяется соответствием речи говорящего нормам литературного языка. Её основными компонентами являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).
     При коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития, важным компонентом является формирование правильной речи. У детей с задержкой психического развития вербальные возможности ограничены, поэтому в их речи преобладают невербальные средства общения для достижения коммуникативной цели. В работах различных исследователей (Е.С.Алмазова, Е.А.Брызгунова, Н.И.Жинкин, А.Р. Лурия, и др.) выделяется значимость интонации для передачи смысловой и эмоциональной окраски речи. Интонационные средства выразительности делают процесс общения более информативным. [5]
     В современной литературе собрана информация о развитии и формировании просодической стороны речи детей с задержкой психического развития. Часть этой информации посвящена монологической речи. А.Д. Кошелева и Г.И. Жарекова в своих исследованиях отмечают значительные трудности детей, имеющих задержку психического развития, в речевом оформлении своих действий, на недостаточность как спонтанной, так и отраженной речи. В работах А.Д. Кошелевой отражено, что речевые нарушения имеются не только при глубокой задержке развития, но и при легких ее формах. [1]
     В логопедии основное внимание уделяется формированию речевых звуков, а развитию интонационного компонента речи в свою очередь, отводится гораздо меньше внимания. Однако, важно изучать особенности развития интонации при нарушениях речи, ведь она не только тесно связана со всеми компонентами языка, но и является значительным элементом речевой деятельности. Масса трудностей, с которыми могут столкнуться дети в ходе общения, появляется из-за ярко выраженных затруднений реализации ритмико-интонационного оформления высказываний. Это определено тем, что нарушение просодики плохо сказывается на развитии устной разговорной речи, а так же на усвоении письма и чтения. Исходя из вышесказанного, становится ясным, что просодическая сторона речи занимает большое место в развитии речи детей. У детей с задержкой психического развития эта проблема приобретает особую значимость, потому что помимо коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.
     Исследование проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 39» с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
     Цель исследования: выявление особенностей просодической стороны речи и разработка программы коррекционной работы  по формированию просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития.
     Объект исследования: особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
     Предмет исследования: коррекционная работа по формированию просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития.
     Гипотеза исследования: 
     1) у детей с нарушением речи, при задержке психического развития, есть ряд особенностей просодической стороны речи, которые проявляются в трудностях применения её компонентов. 
     2) коррекционная работа, направленная на развитие компонентов просодики, будет способствовать совершенствованию речевых навыков у детей и окажет положительное влияние на формирование просодической стороны речи.
     
     
     Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. На основе анализа литературы описать процесс овладения просодической стороной речи у детей в онтогенезе.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития.
4. Разработать и апробировать коррекционную программу по преодолению просодических нарушений у детей дошкольного возраста.\
     Научная новизна: 
1. Уточнены и конкретизированы параметры просодической стороны речи у детей с ЗПР. 
2. Определены возможности коррекционной программы составленной на основе имеющихся в логопедии методик.















ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие просодической стороны речи
     В дошкольном возрасте, развитие речи является одним из важнейших направлений обучения и воспитания. При усваивании родного языка в дошкольных учреждениях, дети приобретают очень важную форму речевой деятельности – устную речь. Развитие речевого общения, включающего в себя как понимание речи, так и активную речь, происходит поэтапно. Овладевая культурой речи, человек приобретает навыки правильного использования языковых средств, включающих в себя интонацию, лексику, грамматику.
     Формирование звуковой культуры речи сводится не только к развитию правильного произношения фонем; сюда входят так же произносительные качества, компоненты звуковой выразительности речи, такие средства выразительности как жесты и мимика, компоненты культуры общения, включающую в себя общую тональность речи, двигательные навыки в процессе беседы. Воспитание звуковой культуры – очень важная задача в развитии речи дошкольников, ведь этот возраст является наиболее сенситивным для ее решения.
     Звуковая сторона речи – сложное явление, необходимое в исследовании с различных сторон. В нашем родном языке звуковая сторона характеризуется певучестью гласных звуков, мягкостью при произношении многих согласных, своеобразием произношения каждого согласного звука. Эмоциональность и щедрость выражаются в интонационном богатстве русского языка. [11]
     Для развития звучащей речи, особую важность играют составные компоненты звуковой культуры: речевое дыхание и слух. Система фонем (звуки речи) и ритмико-мелодическая сторона относятся к основным компонентам произносительной стороны речи. Формируя звуковую культуру речи, решается большая задача, состоящая из более мелких, но не менее важных задач, относящихся к развитию восприятия звуков родной речи и произношения. При воспитании звуковой культуры речи, необходимо развивать речевой слух, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучать правильному звукопроизношению; воспитывать орфоэпическую правильность речи; помочь овладению средствами звуковой выразительности речи (тон, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); а так же вырабатывать чуткую дикцию.
     Выразительность – важное качество детской речи. Для формирования выразительности, необходимо овладеть средствами речевой выразительности. Это способность использовать высоту и силу голоса, темп и ритм речи, паузы, разнообразные интонации. Дети в повседневном общении владеют естественной выразительностью речи, но им необходимо научиться произвольно и осознанно проявлять выразительность при чтении стихов, пересказе, рассказывании. [6]
     При воспитании  звуковой культуры речи, важно отметить фонетико-интонационный аспект выразительности. Интонационно-звуковая выразительность необходима для развития связной речи. Владение произношением звуков и использование просодических единиц оказывают влияние на стиль связной речи ребёнка; на выразительность влияют – правильное дыхание, звучность голоса, чёткая дикция, нормальный темп, соответствующий цели высказывания. Способность регулирования силы и высоты голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
     Без звуков речи, отдельных элементов интонации (просодемы) не может состоять речь. Ведь из них составляются слова, просодемы связывают слова в смысловое предложение. Соответственно звуки речи и просодемы являются основой устной речи. Звуковые единицы языка бывают линейными и надлинейными. Линейные соединяются, образуя слова, это звук, слог, фраза. Лишь при определенных условиях линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл. К надлинейным звуковым единицам относятся просодемы: ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они придают речи звучность. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.
     Многие физические параметры характеризуют устную речь. При всей её содержательной стороне, просодика оказывает большое влияние на её восприятие. К семантико-синтаксической задаче речевого высказывания, относится просодическое оформление текста, включающее в себя совокупность таких показателей, как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Их совокупность определяет акустико-артикуляционные характеристики просодической стороны речи в целом. По классификации В.А.Лабунской, просодика является одним из видов невербальных средств общения. [4, стр.86]  А.М.Антипова рассматривает невербальные средства как мощные факторы, которые способствуют коммуникации и выполняют все функции вербальных средств. Автор выделила следующие функции невербальных средств коммуникации:
• структурирования текста;
• усиление значений вербального текста;
• усиление ритма речи;
• передача основных коммуникативных значений: вопросительности, утвердительности, императивности, восклицательности. [15]
     Важную роль невербальные средства занимают в процессе общения лиц с нарушением речи. Главной составляющей просодии является интонация. Изучением вопросов, касающихся русской занимались и языковеды, и психологи.  Можно выделить труды Гвоздева А.Н., Жинкина Н.И. По мнению Н.И.Жинкина, просодическая сторона речи является наивысшим уровнем развития языка.[7, стр.187] Нарушение просодической организации речевого потока негативно влияет на развитие устной речи, на усвоение чтения и письма. Благодаря интонации определяется смысл речи и ее подтекст. Усиливая значение слова, при необходимости она помогает придать слову противоположный смысл. Интонация относится к одной из важнейших сторон устной речи. Она определяет одно из основных фонетических средств оформления высказывания, обусловленные совокупностью просодических компонентов, участвующих в разделении и организации речевого потока, соответствуя смыслу передаваемого сообщения. Все эти компоненты  являются звуковой оболочкой речи и звучания, материальным воплощением содержания, смысла речи. Они связаны друг с другом и существуют в едином целом.[3]
     Как показали исследования различных авторов, замысел говорящего сказывается на выборе соответствующих лексико-грамматических и синтаксических конструкций. К тому же представляет собой основополагающий фактор интонационного разделения. Благодаря этому интонационное разделение не считается результатом только лишь голосовых модуляций, отражающих смысловую структуру высказывания. Интонационное разделение имеет связь с ритмом высказывания. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя такие акустические компоненты как тон и тембр голоса, его сила звучания, пауза и логическое ударение, темп речи. Перечисленные компоненты принимают участие в разделении, а также организации речевого потока, соответствуя смыслу сообщения.[18]
     К характеристикам интонационной стороны относится изменение интенсивности и частоты основного тона голоса и длительность отдельных фонетических элементов. Формирование тона голоса осуществляется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, а также полость рта и носа. Для того чтобы показать разницу высоты тона, можно сопоставить повествовательную и вопросительную интонацию двух однословных предложений: «Нет» – «Нет?». Произнося предложения, слышно что в вопросительном предложении гласный звучи более высоко, чем в повествовательном предложении. Просодема силы голоса определяется как «громко», «тише», «тихо». Изменение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. [12]
     Немаловажную роль играет дополнительная акустическая окраска голоса – это тембр. Данный термин употребляется в следующих значениях:
1. Окраска голоса, которая сопровождает речь говорящего вне зависимости от его желания. Для придания индивидуальной окраске голоса своеобразности, участвуют как физические данные, так и психические особенности каждого человека, его характер. В отличии от тона голоса, который бывает общим для разных людей, тембр индивидуален для каждого человека в частности. 
2. Также термин «тембр» может употребляться в таком значении, как окраска, которой специально придают голосу, выражая различные чувства при чтении. Просодему тембра голоса, при использовании для эмоциональной выразительности, невозможно описать. Навык читающего модулировать свой голос по тембру, нужное качество, при развитии которого, совершенствуется культура речи.[15]
     Отдельные компоненты просодической стороны речи при объединении образуют темпо-ритмическую организацию речи. Темп определяется как скорость протекания речи, а также как число звуковых единиц, произнесённых в единицу времени. Звуковой единицей являются звуки, слоги, а также слова. Также темп речи определяется как скорость артикуляции и измеряется числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Существует три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Человек имеет как стабильный темп, так и изменяющийся. Скорость темпа напрямую зависит от того, как человек проговаривает ударные звуки: если быстро, то темп речи будет быстрый, если медленно, то соответственно и темп будет медленным. Стабильный темп речи существует только на небольших отрезках сообщения. Детская речь, страдающая быстрым темпом, легко придёт в норму, если ребёнок научится протяжно произносить ударные гласные в словах. Взрослый человек может намеренно делать темп быстрым или медленным в зависимости от его стилистических задач.[13]
     Чаще всего, темп речи указывает на эмоции человека, который произносит речь. Темп речи более быстрый,  если человек говорит напряжённо или увлеченно, и наоборот замедленный – если человек хочет что-то объяснить собеседнику, обратить его внимание на что либо. Темп живого общения очень разнообразен. Темп речи бывает как медленный, так и плавный или прерывистый. Для того, чтобы речь была более быстрой, некоторые звуки пропускаются, гласные редуцируются; при медленной речи слова произносятся полностью. Помимо самостоятельного функционирования, темп также усиливает выразительность других интонационных компонентов. Темп очень важен при передаче эмоционально-модальной информации. Резкое ускорение или замедление темпа, препятствуют восприятию смысла высказывания. Темп речи тесно взаимосвязан с другим компонентом просодии – ритмом. [8]
     Ритм – сложный компонент интонационной стороны речи, который проявляется в равномерном чередовании ударных и безударных слогов. При нарушении ритма, речь становится более искажённой. Темпо-ритмическая организация речи оказывает большое влияние на устную речь в целом. Она соединяет воедино все составляющие устой речи, куда так же входит лексико-грамматическая структура, артикуляторно-дыхательная программа, а также все составляющие просодики.[20] 
     Существует такое понятие, как  темпо-ритмо-интонационное членение речи, возникающее при формировании мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение затрагивает все фазы построения высказывания, которое начинается от намерения что то сказать и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание). 
     Отрезок высказывания, включающий в себя интонационное и смысловое значение – это синтагма, она является элементарной единицей просодии и относится к ритмическому периоду устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. Она  произносится на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, тесно связана с таким понятием как плавность речи. Плавная речь является артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе. Плавность, при нормальной речи, включает в себя паузы, которые необходимы для речевого высказывания и относятся к одному из его важных компонентов. Длительностью и характером распределения пауз в речи, определяется ритмико-мелодическая сторона интонации. [9]
     Пауза определяется как остановка в звучании голоса на какое то время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим – перерыв в работе артикуляционных органов. Существуют дыхательные паузы, которые происходят, когда при устной речи необходимо сделать вдох, удовлетворяя биологические потребности организма. Частота и длительность таких пауз зависят от общего темпа речи. Так же эти паузы разделяют текст на смысловые отрезки; их продолжительность варьируется от 0,5 до 1,5 секунд. Одни из самых коротких пауз относятся к особенностям произношения смычных согласных. Они являются следствием отсутствия голоса на период, пока артикуляционный аппарат находится в сомкнутом состоянии. В среднем их длительность 0, 1 секунд. В спонтанной речи встречаются паузы хетизации, они появляются когда человек приостанавливает или замедляет речь, подбирая следующее слово. [10]
     Для того, чтобы придать нужную интонацию речи, необходимо уметь использовать паузы. Пауза необходима как между предложениями, так и внутри  фразы. Она помогает отделить одну синтаксическую единицу от другой, а также выражает особенности связи между ними. Способность правильного членения фразы на такты, делает речь понятной, придаёт ей смысл. Также паузу употребляют при передаче эмоционального состояния говорящего. Паузы, отделяющие предложения, называются логическими и являются средними по длительности. Логические паузы помогают оформить речь, придать ей законченность. Все паузы входят  в ритмическую структуру речи. Звуки различной длительности составляют так называемые ритмические группы (слоги, слова). Произношение одних групп требует краткости, отрывистости, а других – растянутости, плавности. К одним добавляется ударение, в то время как другие произносятся без ударения. Все это относится к темпу и ритму речи, которые характеризуются движением речи, скоростью ее протекания.
     В процессе речевого развития постепенно развиваются все акустические компоненты устной речи,  становясь стабильными и индивидуальными для каждого человека.
     Особую важность также представляет особенность восприятия и осознание детьми логического ударения. Ударение является выделением одного из слогов в составе слова или целого сочетания, такими средствами как усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, силы голоса, громкости. Ударный слог отличается более длительным произношением гласного звука, а также силой произношения. По сравнению с безударным слогом, при ударном применяется больше силы. Так же встречается такое ударение как логическое и фразовое.
     При логическом ударении выделяется наиболее важное слово. Воспитание звуковой культуры речи не будет таким эффективным без формирования представлений о логическом ударении. Более глубокая работа над логическим ударением происходит в школе, а сформировать первоначальные представления о нём, о его роли при построении смыла высказывания, необходимо в дошкольном возрасте. 
     Необходимо учить детей из общей интонации предложения выделять перечисленные компоненты, так называемые просодемы. Законченность мысли дети учатся понимать по интонации. Существует интонация законченности и незаконченности. Существует три интонации законченности – повествовательная, вопросительная, восклицательная. Интонаций незаконченности шесть – перечисление, противопоставление, звательная форма интонации, вводная интонация, обособления.[10]
     В связной речи задействованы все перечисленные фонетические и фонологические средства русского языка. Стиль и эмоциональная окраска связной речи ребёнка, зависят от того, как произносятся звуки: энергично, четко или вяло, невнятно; какие просодемы применяются. Законченную мысль предложения придаёт интонация. 
     На воспроизведение речи большое влияние оказывает речевое дыхание. Это умение вовремя произвести короткий глубокий вдох и рациональный расход воздуха при выдохе при речевом высказывании. При правильном речевом дыхании осуществляется нормальная работа голосового аппарата. Дыхание оберегает его от переутомления, способствует плавности речи, правильному использованию интонационной выразительности, соблюдению пауз. Во многих случаях нарушение плавности речи, ослабление громкости голоса, ускоренный темп речи, нечеткое произношение слов, неверное использование интонационных средств выразительности являются следствием неправильного речевого дыхания.[6]
     Правильное произношение звуков и умение правильно использовать средства выразительности способствуют социализации ребёнка, полноценному формированию его личности. При хорошо развитой речи, ребёнку легче вступать в общение с окружающими, ясно излагать свои мысли. Если в речи имеются дефекты произношения, то наоборот общение затрудняется и препятствует нормальному психическому и речевому развитию детей. [5]
     Таким образом, просодика – наивысший уровень развития родного языка.  Просодия относится к одному из видов невербальных средств общения. Интонация является главным компонентом просодической стороны речи. Как сложный комплекс всех средств выразительности, интонация включает в себя мелодику, темп, ритм, логическое, а также фразовое ударение, тембр, паузы и силу голоса. 
     В процессе общения, благодаря этим средствам выразительности, уточняются мысли и выражения. Интонация придаёт законченность мыслям, а также менять его основной смысл, придавая дополнительное значение. 
     Для лучшего восприятия интонации, необходима хорошая развитость речевого слуха. При развитии речевого слуха, у детей необходимо вырабатывать способность воспринимать различные тонкости звучания речи. К таким тонкостям относится правильное произношение звуков, четкое и ясное произнесение слов, усиление и ослабление громкости голоса и его силы, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, её тембральная окраска, интонационная выразительность. 

1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
     Формирование речи и всех её компонентов начинается уже на первом году жизни ребёнка. Совсем скоро после рождения его крик приобретает своеобразную обертональную окраску, которая зависит от состояния ребёнка. Крик имеет большое значение в коммуникативной деятельности ребёнка, выражая недовольство, он является первой интонацией.  В 2 – 3 месяца крик становится более обогащённым в интонационном смысле. Начало формирования функции общения является следствием интонационного обогащения крика. В этот период у ребёнка появляется гуление, а значит помимо сигнала недовольства, которое выражается в крике, у ребёнка появляется интонация, которая говорит о состоянии благополучия, носящая иногда выражение радости.  При общении ребёнка со взрослым происходит эхопраксия и эхолалия. То есть ребёнок повторяет за взрослым мимические движения, а так же подражает его голосовым реакциям.
     В 4 – 5 месяцев жизни начинается период лепета. У ребёнка голосовой поток, характерный при гулении начинает распадаться на слоги, формируется механизм слогообразования. Лепет ребёнка тесно связан с его ритмическими движениями. В рамках эхолалии, лепет начинает вкючать в себя слова, интонацию, ритм речи взрослых. 
     С шести месяцев жизни ребёнка берёт своё начало общение, основанное на понимании ребёнком интонации, мимики, жестов, движений и действий взрослого. В 10-12 месяцев дети начинают воспроизводить наиболее типичные характеристики ритма родного языка.  В период 9 – 18 месяцев происходит первичное усвоение языка, появляются первые элементы восприятия ритма, совершенствуется слуховое восприятие, формируется интонация просьбы.[4]
     В конце первого года жизни у ребёнка появляются первые слова. При их произнесении ребёнок воспроизводит общий звуковой облик, так как фонематический состав слова ещё не воспринимается. Произнося лишь слог или слово, остальная часть предложения заменяется интонацией. При усвоении речи, дети начинают ощущать эмоциональную окраску речи. При недоступном, ребёнку, понимании речи, он может уже различить интонацию ласки, одобрения, порицания, гнева. Дети с лёгкостью могут усвоить все просодемы, даже без обучения. Усваивая требования взрослого, ребёнок может овладеть средствами интонационной выразительности и начать осознанно использовать их в речи. 
     При формировании артикуляторной программы в онтогенезе, длительность произнесения безударных гласных редуцируется. Овладение ритмической структурой слова происходит постепенно. В дошкольные годы дети недостаточно хорошо могут управлять своим голосом, испытывают большие трудности при изменении его громкости, высоты. Лишь в конце четвёртого года жизни ребёнок может говорить шёпотом. 
     В младшем возрасте речь у детей медленная, так как они с трудом выговаривают звукосочетания и слова. После того, как ребёнок начинает овладевать беглой речью, темп их речи становится быстрее. Также темп может меняться при эмоциональных состояниях ребёнка. [19]
     В этом возрасте происходит искажение слогового состава слова. На синтез влияет сила слогов, как звуковых раздражителей. При подражании услышанному слову, ребёнок улавливает и произносит лишь первый или только ударный слог. Безударный слог часто искажается или опускается совсем. Бывает, что ребёнок всё слово может заменить одним его слогом. Далее он может присоединить к нему следующий по силе слог, чаще всего это последний слог. Для того чтобы сохранить правильную структуру слова, необходимо его выговаривать плавно, используя медленный темп речи.
     Когда у ребёнка развиваются навыки овладения артикуляционным аппаратом, появляются предпосылки для формирования нормального темпа речи. При нормальном развитии у детей грубых нарушений в ритме. Но при относительно лёгком восприятии и воспроизведении ритма, у дошкольников могут наблюдаться несовершенства из-за недостаточности развития центральной нервной системы. Может наблюдаться резкое изменение ритма, которое с возрастом проходит.[19]
     При постановки ударения у дошкольников так же могут наблюдаться различные ошибки, но уровень развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста достаточен для формирования навыков правильной постановки ударения. 
     При развитии монологической речи у детей появляются паузы хезитации. Они говорят о мыслительной активности говорящего, которая связана с поиском нужной лексемы или грамматической конструкции. Кроме этого, имеют место повторения слогов, слов или словосочетаний, так называемые физиологические итерации.
     Так же в этот период существуют определённые особенности речевого дыхания. У детей трёхлетнего возраста механизм речевого дыхания находится на начальной стадии. Ребёнок произносить слова и фразы при любой фазе дыхания, как на вдохе, так и на выдохе. Ребёнок как бы «захлёбывается» собственной речью. К 5 – 6 годам, при нормальном развитии, начинает формироваться контекстная речь. Здесь может наблюдаться некий сбой речевого дыхания при произнесении сложной фразы, увеличивается количество и длительность пауз, которые связаны с трудностями лексико-грамматического оформления высказывания.
     Во время слушания дети могут воспроизводить во внутренней речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию со всеми её компонентами, включая мелодику. Усвоение интонационных рисунков предложений различной конструкции происходит только по подражанию. Само собой, детям не объясняют особенности просодем, которые составляют ту или иную законченную интонацию. Можно просто предложить послушать эту интонацию и запомнить. Её усвоение у детей происходит на бессознательном уровне, совместно с лексическим, а так же грамматическим содержанием образцов. Усваивая образец, дети могут перенести его интонацию на любое предложение такой же конструкции. В соответствии с возрастом, работа, направленная на усвоение законченной интонации постепенно усложняется: в возрасте 4 – 5 лет работа детей сводится к произнесению простых предложений, сначала менее, а потом более распространенных. В 6 лет они могут переходить к усвоению повествовательных и вопросительных интонаций сложных предложений.
     Овладение повествовательной интонацией у детей происходит спонтанно, не обучаясь этому. В 2 – 3 года ребёнок уже может произносить интонацию повествовательного предложения. Так же в это время, ребёнок начинает задавать вопросы: « что это?», «кто это?», соответственно вопросительная интонация также доступна детям третьего года жизни. Но для того, чтобы ребёнок смог усвоить её полностью, необходимо тренироваться в модуляции тона по высоте тона.[19]
     Интонационные компоненты речи, составляющие звуковую культуру речи, формируются при условии хорошо развитого речевого слуха. При начальном формировании речи, основные компоненты речевого слуха развиваются не равномерно. Во время речевого развития на начальной стадии главная роль отдаётся слуховому вниманию, хотя основной смысл несет звуковысотный слух. Дети могут различать изменения в голосе: по высоте с соответствующей эмоциональной окраской речи, по тембру, могут правильно воспринимать ритмический рисунок слова, т.е. его акцентно-слоговую структуру в единстве с темпом речи.
     Дальше в речевом развитии особо значимым является формирование фонематического слуха, то есть умению ребёнка различать звуки, при помощи чего происходит узнавание и понимание отдельных слов. Из-за сниженного слуха, плохо развитого речевого слуха, при неправильном речевом воспитании, а также при различных нарушениях речи у детей появляется интонационная невыразительность речи.[4]
     Таким образом, можно сделать следующие выводы: на основе ритмико-мелодической структуры осуществляется раннее восприятие ребенком слов. В начальном периоде развития речи интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова несут смысловую нагрузку. Фонематический состав слова ребёнком не воспринимается. При произношении первых слов, ребёнок может воспроизводить лишь общий звуковой облик, не выделяя отдельных звуков. Произнося лишь слог или слово, ребёнок заменяет остальные части предложения тоном, голосом, интонацией. 
     У дошкольников обычно могут наблюдаться такие закономерности развития просодики, как: 
     1) постепенное овладение ритмической структурой слова; 
     2) трудности в управлении своим голосом, а также в возможности изменять его высоту и громкость; 
     3) постепенное ускорение темпа речи в зависимости от овладения беглой речью; 
     4) искажение слогового состава слова; различные ошибки при постановке ударения; 
     5) усвоение интонационных рисунков предложений происходит на уровне подражания.
     Интонационная сторона речи формируется при условии хорошего развития речевого слуха. Дети способны узнавать изменения голоса и по высоте, и по тембру, а также умеют правильно воспринимать ритмический рисунок слова вместе с темпом речи.
     Множество детей способны перенимать просодемы практически без обучения. В языковедении менее всего изучены вопросы, связанные с интонацией различного типа предложений, соответственно и с  просодемами, их участием при модулировании артикуляционных органов. У детей, при нормальном развитии, нет грубых нарушений просодической стороны речи. При относительно лёгком восприятии и воспроизведении просодических компонентов речи, у детей всё же могут присутствовать некоторые несовершенства, связанные с недостаточно сформированной центральной нервной системы. В патологических случаях изложенные закономерности нарушаются.
     
     1.3 Особенности просодической стороны речи у детей с задержкой психического развития
     Дети, имеющие задержку психического развития, как правило, всегда имеют проблемы и в речевом развитии. Чаще всего совместно с задержкой психического развития, у детей наблюдается общее недоразвитие речи разных уровней. Расстройство интонации относится к ряду речевых нарушений. У детей с задержкой психического развития выявляются нарушения всей просодической стороны речи. Речь таких детей не окрашена эмоционально, в их речи преобладают заученные, застывшие интонационные схемы и шаблоны.[7] 
     В основном, монотонность речи детей с задержкой психического развития связана с тем, что дети не могут осознать значимость интонационного оформления высказывания при передаче смысла, а также своих эмоций к происходящему. 
     Нарушения просодической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития являются следствием недостаточно сформированной речевой моторики. Исследования просодики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития указывают на определенные нарушения речевой моторики, проявляющиеся при выполнении двигательных проб для губ, где многие дети с задержкой психического развития затрудняются удерживать артикуляторную позу или выполняют движения не в полном объеме. Также у них вызывают некоторые трудности при движениях языком. Эти затруднения проявляются в сложностях при удержании артикуляторной позы, высовывая узкий язык вперед, а так же поднимая язык на верхнюю губу. Дети затрудняются фиксировать кончик языка, поднимая его на верхнюю, а так же опуская на нижнюю губу. Данные трудности отражаются в интонации голоса, силе его звучания, а также в темпе речи.[12] 
     Следует отметить, что просодическая сторона речи может иметь недостатки даже у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием, а для детей имеющих задержку психического развития просодика осложнена множеством факторов. К таким факторам относится недостаточное речевое развитие, замедленность в  психическом развитии, сложность, которая связана с проблемами речевого аппарата. 
     В исследованиях Е.Э. Артемовой выявлена взаимосвязь между уровнем развития просодического оформления речи и уровнем развития операций слухового самоконтроля. Автор использовала адаптированную методику Й. Паана для определения возможности детей замечать ошибки в своей речи. Данная методика помогла  определить характер нарушений просодической стороны р.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44