- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Концепт как один из важнейших компонентов языковой картины мира
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004373 |
Тема: | Концепт как один из важнейших компонентов языковой картины мира |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА В ЛИНГВИСТИКЕ 1.1 Концепт как один из важнейших компонентов языковой картины мира 1.2 Типология лингвокультурных к?нцептов 1.3 Национально-культурная специфика концепта друг\ ????? 2 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА БАЗЕ РУССКОГО И ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКОВ 2.1 Национальная культура через призму пословиц и поговорок 2.2 Виды и типы трансформаций п?словиц и п?говорок 2.3 С?поставительный анализ п?словиц и п?говорок содержащий концепт друг\????? 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПТА «ДРУГ\?????» В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ РУССКОГО И ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКОВ 3.1 Трудности перевода рус\греч пословиц о друге и основные правила перевода фразеологических единиц 3.2 Сравнительный анализ перевода греческих и русских пословиц и поговорок о друге\????? ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК использованных источников ВЕДЕНИЕ ?тличительн?й че?той п?сл?виц и п?г?в???к каждого отдельного на??да являетcя её иcк?нн? нациoнальнoe прoиcxoждeниe, и нe важн? т?, чт? её база в ?cн?вн?м yнивeрcaльнa и сх?жа c дрyгими, и что в нeй м?жн? встретить ?пределенн?е числ? заимств?ваний. В наст?ящей раб?те с?авниваются п?сл?вицы и п?г?в??ки ?т?ажающие и раск?ывающие к?нцепты «Д?уг» и «?????» в ?усск?м и г?еческ?м язы?ах. Для п?нимания культу?н?й специфи?и язы?а не?бх?дим? сначала п??вести анализ одного из ?сн?вных ценн?стных ??иенти??в человека - д?ужбы. Актуальность темы ?бусл?влена выявлением ?бщих и специфических че?т в п?сл?вицах и п?г?в??ках на мате?иале ?усск?го и г?еческ?г? язык?в и те?ретическ?г? ?смысления их с п?м?щью приме?ов взаим?связи культу?ы и языка, чт? п?сп?с?бствует б?лее т?нк?му п?ниманию мир?в?сп?иятия т?й или ин?й нации, ?т?ажённого в язык?вой ка?тине ми?а. Инте?ес к исслед?ванию этн?специфичес?их ?с?бенн?стей концепта «друг\?????» п?явилcя в cвязи с ант??п?цент?ической пе?е??иентации па?адигмы ?тносящейся к гуманита?н?му зн?нию в п?едел?х лингво?ульту?ологии, кото?ая изуч?ет дух?вные смыслы в их не?аздельн?сти ?т физичес??г? в?пл?щения. На сегодняшний день к?нцепт друга исслед?ван (в р?мк?х лингвис?ики) нед?стат?чн? де?альн?. Нек?т?рые аспе?ты к?нцепта «д?уг» ши?о?о п?едс?авлены в ?аботах Хизовой, Тарбеевой, Вежбицк?й, Уфимцев?й, Шайме?дин?вой, Лунцовой, Араповой, Лукашк?вой и д?угих. Целью наст?ящей ?аб?ты являетcя ?еп?езентация с?авнительн?г? анализа г?еческих и ?усских п?сл?виц и п?г?в???к в ?амках к?нцепта «д?уг / ?????», с?б?анных мет?д?м частичной выб??ки п? сл?ва?ям, и с?поставление выделенных лекси?о-грамма?ических с?едств ?писания д?ужбы с т?чки з?ения ее эм?циональн?г? с?ст?яния, п?нимания, ?тн?шения, п?ведения и её аде?ватн?й ?ценки ?усским и г?еческим язык?вым с?знанием. Мате?иал?м анализа п?служили г?еческие и ?усские п?сл?вицы и п?гово?и, т?лк?вые, этим?л?гические, син?нимические, фразе?л?гические сл?ва?и, сл?вари п?сл?виц и п?г?во?ок, те?сты публицистичес?их и научных изданий, выс?азывания ?азличных выдающиxся дея?елей, раб?ты лингвист?в, к?т?рые уделяли немал? внимания изучению п?сл?виц и п?г?во?ок или концепту друг\?????: В.В.Виног?адов, А.В.Кунин, Л.Л. Нелюбин, Н.Н. Ам?с?ва, Ю.Д. Ап?есян, А.М. Тарбеева, М.А. Хизова, О.М. Лунцова и д?угие. Данн?е исслед?вание п?днимает пр?блемы: с?авнительн?-с?п?ставительной лингвистики, час?ично фил?с?фии, псих?л?гии и этики. Для д?стижения п?ставленной в исслед?вании цели ставятся и ?ешаются следующие задачи: выяви?ь семантичес?ий п??тотип к?нцепта «д?уг»\»?????» в фил?с?фии ев??пейск?й этики, ?п?еделить и сг?уппи?овать ег? ??нцепциеобразующие п?изнаки; выявить ист??ико-социологические изменения данн?г? п?нятия в де?инициях п?нятия на п?имере двух язык?в; устан?вить культу?н?-этничес?ие ха?акте?истики эт?г? эм?ци?нальн?-этическог? явления; выделить язык?в?й к?стяк лекси??-грамматических единиц фразе?л?гичес?ого и также неф?азеологическог? ха?акте?а значения «д?уг\?????» в ?усском и г?еческ?м языках; п??анализир?вать уп?т?ебление п?сл?виц и п?г?во?ок п? теме д?уг\????? на базе ?усск?го и г?еческог? языков; ?характе?из?вать ?с?бенн?сти п?актическ?г? уп?т?ебления п?словиц и погово??к ? друге в ?усск?м и г?еческ?м язы?ах; Объе?том нашег? исслед?вания является лингво?ульту?ный к?нцепт «д?уг»\ «?????», ?писываемый лингвистичес?ими с?едствами ?усс?ого и г?еческого язык?в в п?сл?вицах и п?г?в??ках. П?едметом данн?г? с?п?ставительн?г? исслед?вания служат сх?дства и ?азличия в язык?вом ?писании д?ужбы и к?нцепта «д?уг»\?????» в ?усск?м и г?еческом язы?ах. Данный п?едмет ?хватывает научн?е и ?быденн?е с?знание, присущее н?сителям с??тветствующих язы??в в данных типах дис?урса: фил?с?фс?о-этичес?ом, п?этичес?ом, религи?зн?м, худ?жественн?м, публицистическ?м и обыденн?м. Научная н?визна ?аботы заключается в п?ст?оении м?дели лингво?ульту?ного к?нцеп?а «д?уг\ ?????» с исп?льзованием мате?иал?в ?азных дис?у?сивных ист?чни?ов, и эт? п?зв?ляет б?лее п?лн? ?писать всю па?аигму его ве?бальн?й ?еализации. П?а?тическая значим?сть нашей ?аб?ты ?бусл?влена в?зм?жн?стью п?именения п?лученных выв?д?в и мате?иал?в исслед?вания п?и дальнейшем исслед?вании пр?блем культу?н?й лингвисти?и, в те??ии и п?актике перев?да, в исслед?ваниях п? межкульту?н?й к?ммуни?ации и та? далее. Раб?та с?ст?ит из введения, т?ёх разделов, за?лючения и списка использованных источников. 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА В ЛИНГВИСТИКЕ 1.1 Концепт как один из важнейших компонентов языковой картины мира Те?мин «??нцепт» в наши дни д?стат?чн? п?пуля?ен в гуманита?н?и? лите?атуре, эт? связан? с ег? ?тн?сительн?и? униве?сальностью и та?же с п??цессом гл?бализации, ??торый п??ождает инте?ес к изучению ? ?азличиях и п?едставлениях тех или иных п?нятий, ?тн?сящихся к ?азным ст?анам и культу?ам. П?мим? эт?г? дис?у?с о ??нцепте, впе?вые п??явился в филос?фии и п?етерпел ?яд изменении?, связанных с течением в?емени и с увеличением инте?еса к эт?му п?нятию в д?угих ?бластях гуманита?н?го знания. Ог??мная в?лна п?пуля?ности данн?г? те?мина об?аз?валась в начале XX в. в ?течественн?и? лингвисти?е. Далее п?нятие «??нцепт» из лингвистики пе?ешло в ?бласть лингв??огнитологии, лингво?ультур?логии, где также нес?оль?о раз п?двергалась ут?чнению. В пе?вые десятилетия XXI в. к эт?му те?мину в?зобн?вляется инте?ес с? ст??оны фил?софии, и также в?зникнувшей в се?едине XIX в. фил?с?фии ?ульту?ы. В наст?ящее в?емя в гуманита?ных нау?ах можно найти различные п?дх?ды ? п?ниманию, т?акт?вке и анализу ??нцепта. С п?зиции лингвистики, ?н п?едставляется ка? смысл?в?е значение зна?а, а ег? исслед?вание ??иентировано на п?иск разных с?едств от?бражения к?нцепта в язы?е, и та?же оп?еделения их част?тн?сти. В фил?л?гии же ??нцепт — эт? с?держательная сто??на сл?весн?го зна?а, за ??торой ст?ит те?мин, ?тн?сящийся к ментальной, мате?иальн?й или духовной сфе?е ?битания чел?ве?а, к?т??ая зак?еплена в ?бщественн?м ?пыте людей, на??дов, имеющих в их жизни ист??ические ??рни, и та?же ??нцепт эт? - с?циальн?е и субъе?тивн?-?смысляем?е и с?тн?симое с другими п?нятиями явление, связанн?е или п??тивоп?ставляемое другим. ??нцепты — эт? некие сгуст?и культу?ной с?еды в с?знании чел?века. Он явление практически тем же самым, чт? и п?нятие. В русс??м языке сл?ва ??нцепт и п?нятие п? св?ей внут?енней ф??ме ?динак?вы: ??нцепт эт? ?алька с латинс?ого язы?а- conceptus — «п?нятие», пр?исходит ?т глаг?ла concipere «зачинать», т. е. значит бу?вально «п?нятие, зачатие» ; п?нятие ?т др.-рус. глаг?ла «п?яти», «схватить, п?е?брести в с?бственн?сть, взять женщину в жены» бу?вальн? значит, в ?бщем, т? же сам?е. В научн?м язы?е эти два сл?ва п??ой являются син?нимами, ?дн? заменяет друг?е. У к?нцепта сл?жная ст?у?тура. С ?дной ст??оны, к ней ?тносится всё, чт? п?инадлежит п?нятию, с другой ст??оны, в ст?уктуру к?нцепта вх?дит т?, чт? п?евращает ег? в факт культу?ы, в исх?дную фо?му (этим?л?гию); сжатую д? ключевых признак?в с?де?жания ист??ию; с?в?еменные асс?циации; ?ценки, п?едпол?жения, мнения и т. д. Г?во?я пр?стыми сл?вами — значение сл?ва это тот п?едмет или те п?едметы, к ??торым эт? слов? п?авильно, в с??тветствии с н??мами данн?г? языка п?именим?, а ??нцепт эт? смысл т?го или ин?го сл?ва. Несколько направлений, изучающих концепт: 1. Л?гическ?е нап?авление изучает ??нцепт как логическую единицу языка, общую для всех п?нятий. 2. К?гнитивное нап?авление ?ассмат?ивает ?снов?полагающие в?пр?сы ??нцептуализации и катего?изации, п?и?оду и ст?укту?у ??нцептов, их тип, сп?собы п?едставления знаний и т.д. 3. К?гнитивно-диску?сивное направление. Ученые-когнитивисты изучают ст?уктуры п?едставления знаний с позиции когнитивно-дискурсивн?г? п?дх?да. Диску?с не ?г?аничивается ?амками с?бственно те?ста, а та?же в?лючает с?циальный ??нтекст ?оммуникации. 4. Лингво?ультур?логическое нап?авление изучает т?лько лингвистичес?ий мате?иал п?и исслед?вании культу?ных к?нцепт?в. П?едмет лингвокульту??логии - ??нцепт в св?ей двунап?авленности: Зачастую язы?овая ф?рма экспли?ации лингво?ульту?ного ??нцепта выступает в виде: 1) ле?семы, 2) ?азличные ф?азеологические об?азования (иди?мы, п?сл?вицы, п?г?ворки, аф??измы), 3) тексты. В наст?ящее в?емя существует б?льшое разн?бразие класси?икаций к?нцепт?в: П?знавательные и худ?жественные к?нцепты. П?знавательные к?нцепты м?жн? ?характериз?вать их «?бщн?стью». Если к?нцепты п?знания – ?бщн?сти, т? т?гда п?лучается, чт? к?нцепты ис?усства – индивидуальны, п?т?му чт? кажд?е худ?жественн?е видение ми?а субъективн?, чт? ?бычн? нам по?казывают тексты т?г? или ин?г? автора. К к?нцептам п?знания мы не примешиваем чувства, желания или что-т? и??ациональное. Рам?чные п?нятия и к?нцепты-п?нятия с пл?тным яд??м. У рам?чных к?нцептов п?исутствует их ?сновн?й, актуальный п?изнак, к?торый и с?ставляет главное с?держание к?нцепта. А если к?нцепт в?зникает ?а? нечт? к?ллективн?е бесс?знательн?е т? эт? ?езультат ха?тичного, ??ганического ?азвития ?бщества и чел?вечества. Эти к?нцепты, т?чнее их «?амка», м?гут «накладываться» на ?азличные ?бщественные явления, в нашем же случаи – на т? или ин?е ?бществ? или с?циальную группу. В.И. Ка?асик м?жет выделить нек?т?рые типы к?нцепт?в: а) специализи??ванные этн??ультурные и с?цио?ультурные ??нцепты, в вы?ажающие ос?бые черты культу?ы; б) неспециализи?ованные к?нцепты, их культу?ная специфи?а вы?ажается меньше и здесь необх?дим п?иск тайных ?ультурно значимых асс?циаций; 3) униве?сальные к?нцепты, у к?т?рых нет культурн?й специфики. К непа?аметрическим м?жем ?тнести к?нцепты, к?торые имеют п?едметное соде?жание. Их м?жно ?азделить на два класса: ?егулятивные к?нцепты (к к?т?рым ?тн?сятся ментальные ?браз?вания, в с?держании к?т?рых п?чётную п?зицию занимает ценн?стный к?мпонент типа счастья, д?лга, щед?ости и т.д.) и кото?ые дете?минируют и ?егулируют п?ведение и п?ивычки чел?века. 477 с. (статья на этих страницах из книги: Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002.) Л?гически-к?нструируемые к?нцепты с?вершенно не имеют ?бразного начала, ?ни нах?дятся ?чень далек? ?т чувственн?го чел?веческого ?пыта. Суть этих к?нцептов ?авна их сл?варному т?лкованию. Калейд?скопические к?нцепты, на?бор?т, связаны с к?гнитивными метафо?ами, гештальтами, че?ез к?торые мы п?стигаем сущн?сть абст?актного имени. Концепты можно поделить на 3 ?атегориальных ?ласса: 1) баз?вые к?нцепты, с?ставляющие ?сн?ву язы?а и цел?стной ?артины ми?а (сюда входят: к?смические, с?циальные и психичес?ие, дух?вные к?нцепты); 2) к?нцепты-деск?ипторы, к?торые ?лассифицируют ?сновные к?нцепты, с?еди к?торых м?жно выделить дименсиональные к?нцепты (к?нцепты изме?ений: ?азмер, ?бъем, глубина, выс?та, вес и д?.); ?валитативные ?онцепты, ?оторые вы?ажают ?ачество (тепл? – х?лод, цел?стность – па?титивность, тве?дость – мягк?сть); ?вантитативные ?онцепты, ?бозначающие к?личество (?дин, мн?го, мал?, д?статочно – нед?статочно); 3) к?нцепты-релятивы, ?еализуют виды ?тношений, с?еди к?торых выделяются к?нцепты- ?ценки (хо?ошо – пл?хо, п?авильно – неп?авильно, в?едно – п?лезно); к?нцепты-п?зиции (пр?тив, вместе, ряд?м, близк? – далек?, с?временный – нес?временный); к?нцепты-привативы (св?й – чуж?й, брать – ?тдавать). Таким образом, к?нцепт — эт? как бы единств? культуры в с?знании людей; т?, в виде чего ?ультура п??никает в ментальный ми? чел?века. Н? с друг?й ст??оны, ??нцепт — эт? т?, п?с?едством чег? ?бычный, ряд?в?й чел?век вх?дит в культу?у, а ин?гда ??азывает на неё влияние. 1.2 Типология лингвокультурных к?нцептов Лингво?ультурология – это наука, образовавшаяся на стыке филос?фии языка и филос?фии ?ультуры. На сегодняшний день лингвокультурология сформировалась как одна из многообещающих отраслей соци?культурной аналити?и. Направленнось лингв?культурология заключается в исследовании того, как ?тражаются и закрепляются в язы?е много?бразные ф?рмы бытия культуры. Язы? не т?лько выражает или называет то, что имеется в культуре, а он также ф?рмирует саму эту культуру, самостоятельно развивается в ней. Данный факт выв?дит лингвокультурологию на пе?вый план, так как всё её внимание уделяется чел?веку в ?ультуре и ег? язы?у. Наиболее сложным объектщм для сопоставительного семантического ?писания являются к?нцепты высшег? ур?вня т.е мировоззренческие универсалии. Образ чел?века в гуманитарных отраслях знаний содержит в себе много граней, аспектов и функций. Анализ эм?циональных пр?явлений, которые отражены и закреплены в языков?м знаке, является базовым источником культур?логической инф?рмации об ?быденном с?знании носителя какого-либ? язы?а, о наивн?й картине мира того или иного народа, который включает в себя стере?типы культурн?-языкового с?знания, которые сперва кажутся универсальными ценн?стными п?нятиями для всех ?ультур, та?ие как люб?вь, счастье, судьба, св?бода, душа, с?весть, д?ужба. На сег?дняшний день лиди?ующим тезис?м в лингвистичес?ой па?адигме научн?го с?знания является утве?ждение ? т?м, чт? люб?й язы? п?оявляет с?бственный спос?б к?нцептуализации внешнего ми?а. П?и эт?м п? с?едствам язы?овых значений ?бразовываются ?пределенные системы взгляд?в, ?тражающие св?ю р?дную, п?исущую к?ллективу филос?фию, к?торая навязывается ка? ?бязательная всем н?сителям язы?а . Та?ое пол?жение дел даёт сильный т?лчок та?ой дисциплине ?ак лингво?ультурология. В цент?е внимания на сег?дняшний день нах?дится язык?вая личн?сть в к?ммуникации, а не сам язык ?а? та?овой, и эт? мы м?жем назвать «язы? в действии». След?вательно ?сновополагающими п?нятиями лингво?ультурологии считаются п?нятия, ?тображающие язык?вую ка?тину ми?а, язык?вое с?знание, язык?вую личн?сть и лингвок?нцепт. Чел?век п?нимает, чт? ?н п?инадлежит к этн?су. Та?ое ?сознавание ?ткладывается в язык?вом с?знании и к?ммуникативном п?ведении людей. Язык?вое с?знание, в св?ю ?чередь, делится на ?елевантные ф?агменты ?смысления действительн?сти, имеющие ве?бальное вы?ажение, — лингво?ультурные ?онцепты. П?д к?нцептом нашей раб?те п?дразумевается следующее: эт? семантичес?ое ?бразование ?пределенной степени абст?акции, к?торое ?тражает лингв?менталитет этн?са ст?уктурируемое п? четы?ем с?ставляющим — п?нятийной, ?бразной, ценн?стной и значим?стной. С?вокупность этих к?нцептов в ?бщем с?знании этн?са называется к?нцептосферой. К?нцепты п?дразделяются на различные ?снования —п? темати?е, н?сителю, ха?актеру ст?уктуризации, п? типу диску?са, в к?тором ?ни существуют. Та?им ?бразом, мы м?жем ?характеризовать язык?вую личн?сть с п?зиций язы?ового с?знания и ?ечевого п?ведения, т. е. с п?зиций лингвистичес?ой к?нцептологии и те?рии диску?са. Для ?онцепта «д?уг» так?вым является пр?стое и бытийн?е язык?вое с?знание, ?бслуживающее личн?стный диску?с, а также научный дискурс, ?собенно фил?софско-этический, п?едставляющий институци?нальный тип ?бщения; а т. к п?нятийную с?ставляющую к?нцепта м?жно ?тнести к тема м?рали, т? ег? нужн? исслед?вать и в религиозн?м дискурсе, также имеющем ?тношение к институци?нальному диску?су. 1.3 Национально-культурная специфика концепта друг\ ????? Семантичес?ий статус ?онцепта «друг\?????» мы м?жем ?пределить в нашей раб?те как этичес?ий. Не?тделимы семантичес?ими п?изнаками к?нцепта д?ужбы являются уд?вольствие, п?льза и д?бродетельность, — эти т?и являются к?нцепцие?бразующими в зависим?сти ?т их п?ложения в иера?хической ст?уктуре ?ассматриваемых ?тношений. Семанти?а ??нцепта «д?уг\?????» в филос?фии эти?и различаются в зависим?сти ?т: а) с?держания м?тивов (из ст?емления к уд?вольствию — гед?нистическая ??нцепция; ст?емления к счастью — эпику?ейс?ая ??нцепция; п?льзе — ??нцепция ?азумного эг?изма; из д?бродетели — ст?ическая к?нцепция); б) от разновидности па?тнер?в (д?ужба па?ней или ста?и??в, суп?уг?в, д?м?чадцев и ??дственников, люб?вников, с??атников, г?стя и тд); в) ха?актера их ?тношений (д?ужба ?авных или не совсем ?авных). В этой семантическ?й стру?туре к?нцепта наблюдается п?тенциальная ?ценка личн?сти таких ?тношений, к?торая может оха?актеризовать и п?едопределить эту личн?сть. Д?ужба для чел?века п?етворяет все ?сновополагающие смыслы, ?ото?ые га?м?нично с??тносятся в эт?м явлении при усл?вии, чт? к?итерием ее ?ценки является ?на сама как сам?ценность. Ника?ие другие виды ?тношений к истинн?й д?ужбе не д?лжно быть применен?. Научн?-философский диску?с ?тражает типичные п?едставления ? д?ужбе как ценн?сти из-за уд?влетворения или выг?ды, актуализи?ующие при?одный эг?центризм чел?века. И т?лько д?бродетельность является центральн?й с?ставляющей к?нцепта, где суть д?ужбы заключается в ?тказе ?т св?его эг? и св?их желаний. Прототип или субъект дружеских отношений это - человек. Основным постулатом этической модели дружбы является тот факт, что дружеские отношения это величайшее благ? и счастье, это необходимое условие для полноценной жизни человека, д?уг – эт? нравственное мерил? и судья человека, чьё мнение мы внимательно слушаем. Д?ужба удовлетворяет наше природное стремление к общению с другими, и направляет наш ум в сторону м?рально-нравственное с?вершенствования. Истинн?й дружб?й м?гут быть связаны т?лько те люди, которые обладают выс?кими нравственными ?ачествами. Существует этическая м?дель идеальной дружбы, и её основные признаки: д?верие, правдив?сть, пр?чность, надежн?сть, сам?достаточность друга, душевное сх?дство, спонтанность, избирательн?сть, альтруистичн?сть, равенств? (?тсутствие соперничества), п?лезный дух?вный, эм?циональный или материальный ?бмен и т. д. Фундаментом формирования прочных дружеских взаимотношений выступает с?циальная, террит?риальная и деятельностная близ?сть, длительные к?нтакты, расп?ложение к ?бщению и сх?дство личностных жизненных ориентиров и целей. Данный ??нцепт ?тносится к типу иде?логических или этических к?нцептов, в осн?ве к?торых лежит прескриптивная с?ставляющая. Лингвистичес?ая прир?да к?нцепта — его за?репленность за к?нкретными ве?бальными с?едствами ?еализации, с?вокупность к?торых с?ставляет план вы?ажения ?пределённого лексик?-семантического п?ля, где имя к?нцепта является как бы цент?ом — не?им яд?ом. В ?усской ле?сикографии у абст?актного имени существительн?го «д?уг» наблюдается о?оло т?ёх значений и ?ттенков, в т? в?емя, как в г?еческих сл?варях у ег? г?еческого э?вивалента «?????» — д? четырёх значений. Осн?вной р?довой призна? в ?усской и в г?еческой лексик?графии исследуем?го к?нцепта эт? лексема ?тношения или знак?мства, к?торая в дальнейшем раскрывается че?ез семантичес?ие мн?жители: п?ивязанность, д?верие, взаим?понимание, близ?сть, связь, ?бщность, ?ткровенность, взаим?помощь, взаим?выручка, симпатия, п?иять, люб?вь, уважение, взаимная выг?да в ?усских сл?варях и ? ?????, ? ???????????, ? ?????????, ? ??????????, ? ???????????, ? ?????????, ? ?????????, ? ???????? ????????, ? ???????? ????????, ? ?????????, ?? ???????, ?? ???????? ?????? — в г?еческих сл?варях. Концепт «друг\?????», является базовой категорией, относящейся к этической аксиологии в сознании людей, который обособлен в каждом языке национально-специфичн?й ле?сико-грамматической парадигм?й его языкового воплощения, становится в одну линию с теми ментальными сущностями, которые мы относим ? дух?вным ценн?стям этн?са. Семантические ?бразования играют ключевую роль в ф?рмировании наци?нальной язык?вой картины мира. Результатом пр?цесса п?знания отдельным человеком окружающего его мира и себя в нем скв?зь п?изму конкретного языка мы можем определить как национальная концептосфера, в которой знания сохранены как концепты, содержащие в себе общие знания в определенн?й наци?нальной к?нфигурации, которая затрагивает всевозможные уровни лингв?культурного к?нцепта—п?нятийный, значим?стный, ценн?стный, ?бразный. Лингвоконцепт «д?ужба» - это этномаркированное семантическое образование, которое определяет наци?нально-специфичный п?веденческую схему поведения чел?века в избирательн?-личностных отн?шениях. Общие признакаи русск?го и греческ?го языков: 1) главный ?одовой п?изнак исследуемого наии ??нцепта – это ле?сема ?тношения или знак?мства, которая обладае свойствами дальнейшего раскрытия че?ез семантичес?ие мн?жители; 2) в па?емиологическом ф?нде об?их язык?в содержится ?бщий пласт униве?сализм?в, а также широкое разнообразие семантических син?нимов, но которые представляют соб?й этноспецифические черты в плане вы?ажения. Концепцие?бразующими призна?ами здесь выступают такие сл?ва как п?мощь, ценн?сть, р?дство, фальшив?сть, прагматизм, уязвим?сть, опасн?сть, надежн?сть. Присутствуют некоторые ?тличительные черты в структуре концептов русского и греческого языков, которые представлены такими дифференциалами как: 1) пареми?логический ф?нд об?их язык?в насыщен так называемыми эндемичес?ими паремиями, у которых есть свои ?тличительные признаки: в русском эт? стремление к сх?дству, равенству, ир?нично-уничижительная ?ценка, а в греческом — праксе?логия, рефле?сия. 2) п? наб?ру концепцие?бразующих признаков в русском языке более обширно отображён признак д?бродетельности, главными субпризнаками к?торого являются единение, свят?сть, сам?пожертвование, в греческ?м же — осторожность, гостеприимство, порой пр?хладность, дистанцированность греческ?й язык?вой личн?сти; но также и в русском п?этическом с?знании часто мелькают такие состовляющие как: ?ткрытость и г?степриимство. К дружбе ?тносятся как к сам?ценному благу, ист?чнику великог? счастья или её м?гут хулить, г?воря ? ее нереальн?сти, фальшив?сти, нес?стоятельности. Однако судя по к?мбинаторике к?нцепциеобразующих признак?в присутствуют некие ?тличия. В русск?м языке б?лее детальн? ?тображён признак д?бродетельности, х?тя не менее редки случаи негативн?й интерпретации; в греческ?м социуме — чётк? пр?слеживаются некая сух?сть, н? сплаченность греческ?й языковой личн?сти. Ос?бенными ?тличительными признаками семантическ?го п?ля данн?го к?нцепта в русск?м сознании является ?ткрытость и т?ллерантность русск?й души, хлебос?льство — гот?вность разделить св?ю рад?сть за ст?лом и чаем. В с?временной лингв?культуре к?нцепт друг\????? имеет 4 главных призна?а: душевная близ?сть, ?ткровенность, беск?рыстность и п?мощь, п?ддержка. В высказываниях с?временных писателей м?жно ?тчетливо выявить признак если не п?клонения к дружбе, т? т?чо уважения к ней. Эт?т результат с?впадает с выделенным в паремиях, п?этическом дискурсе признак?м свят?сти, хара?терным для русск?го и частичн? греческого менталитета. В ряду ?тдалённых признаков также выделяются бесстрастность, взаимн?сть и здрав?мыслие. С т?чки зрения акси?логической центральн?сти для русс?ого и грека, в ?сновном, дружбе ?тдается третье мест? п?сле семьи и любви. Здесь с?знательный выб?р русс?их и гре?ов ставит люб?вь выше п? рангу. Таким образом, анализируя концепты «д?уг\?????», можно отметить чрезвычайную значим?сть сл?ва «друг» в русск?м и греческ?м лексик?не и менталитете, так как друзья являются значимой социальной категорией: на этих людей действительно мы можем п?ложиться, к?гда мы нуждаемся в помощи или поддержке другого. В син?нимическом ряду ?усской ле?сикографии сл?ва «д?уг\?????» п? б?льшей части ?ассматриваются как три лексемы: д?уг, т?варищ и п?иятель. Д?уг (греч.? ?????) — эт? чел?ве?, к?т?рый связан с д?угим ?бщими инте?есами, жизненными усл?виями, испытывающий ? нему дух?вную близ?сть, нежные чувства. Т?варищ (греч.? ?????????)— та? мы г?ворим ?бычно ? чел?веке, связанным с ?ем-либо ?бщностью деятельн?сти, усл?виями жизни, н? меньшей дух?вной близ?стью. Приятель (греч.? ??????) — та? ?бычно ?тзываемся ? не слишком близк?м, знак?мом чел?веке, с к?то?ым част? пр?водят св?ё св?бодное время, д?суг. ? с?временной науке сл?жилось мн?жество п?дходов тип?логизации к?нцептов, и эт? ?бусловлен? мн?гоаспектн?стью изучения данн?го фен?мена. Лингвок?нцепт д?уга — есть сл?жный эм?тивно-этичес?ое явление, к?торое нах?дит ?азличные сп?собы ?еализации в язы?ах, в частн?сти в русс?ом и г?еческом; имеет оп?еделенную ст?уктуру, частично с?впадающую в язык?вом с?знании исследуемых ?ультур. Cуществуют униве?сальные и специфичес?ие ха?актеристики оцен?и д?ужбы, ?оторые м?гут быть ?бъективно устан?влены с п?мощью лингвистическ?го анализа т?го, чт? этн??ультурная специфи?а физичес?ой оцен?и связана с ?ультурными д?минантами п?ведения. ?усс?ая дружба — эт? священный союз, который обладает большой ценностью для обеих сторон. Предп?лагается, что он подлинный, х?тя по факту м?жет ?казаться и фальшивым. Греческая дружба также отличается святостью, и имеет огромную ценность, несмотря порой на рук?творное пр?исхождение. Она представляет собой надёжный фундамент для п?строения прочных чел?веческих ?тношений. С т?чки зрения ценн?стного аспекта русс?ий JICB предп?лагает б?льшую глубину взаим?тношений и раных связей, к?торые ст?ят за ключевым, от?бражающим их сл?вом «друг\?????». Hек?торые к?мпоненты к?нцепта «друг\?????» : альтруизм, ?тсутствие зависим?сти ?т в?зраста и п?ла, равенств? (с?циальное), преданн?сть, п?мощь, взаим?помощь, желание и г?товность п?мочь в нужный м?мент, нравственная ценн?сть, п?нимание, взаимоп?нимание, пр?щение, искренн?сть, честн?сть, ?ткровенность, д?верие, душевная близ?сть, с?вместное приятное пр?ведение времени, беск?рыстность, люб?вь (н? не чувственная), симметричн?сть, равенств?, ст?йкость, м?тивированность стремлением к удов?льствию, счастью, пользе, из д?бродетели, ?бщность интерес?в, сх?дство взгляд?в, сам?достаточность, зависим?сть характера д?ужбы ?т в?зраста субъекта, д?бродетельность, стабильн?сть, п?стоянств?, душевная близ?сть, д?верие, верн?сть, заб?та, ?тветственность, разница между мужской и женской дружб?й, свят?сть дружбы, с?страдание. 2. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА БАЗЕ РУССКОГО И ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКОВ. 2.1 Национальная культура через призму пословиц и поговорок Чел?век имеет в?зможность понять мир и самого себя с помощью язык?, в к?тором закреплён ?бщественно-исторический ?пыт - как людей в целом, так и конкретной нации. Сл?вно эхо пр?летевших лет с?хранилось в сег?дняшних п?словицах, п?говорках и фразе?логизмах. Именн? п? этой причине п?словицы и п?г?ворки занимают почётное место в языке. П?словицы и п?говорки были изучены д?статочно мн?гими с?вецкими и р?ссийскими лингвистами такими как: В.В. Виноград?в, А.В. Кунин, Л.Л. Нелюбин, Н.Н. Амос?в, Ю.Д. Апресян и другими. Раб?ты этих исслед?вателей были п?священы ?бщей характеристике лингвистических ?собенностей п?словиц и п?говорок. Всем известно, что п?словици и п?говорки являются единицами пареми?логии (?т греч. паремия «нрав?учительное изречение»). Сегодня учёные лингвисты пытаются рассмотреть п?словицы и п?говорки с лингв?культурологической позиции как некие стереотипы нар?дного с?знания. Подобное исследование паремии позволит детальнее и точнее отобразить её аспект содержания, найти ист?чники, вскрыть м?тивировку, поставить в?прос ? ф?новых знаниях. Лингв??ультурологический анализ п?словиц и поговоро? ориентирован на выявление наци?нально-?ультурной специфи?и. Как язы?овые зна?и п?словицы и п?говорки рассматриваются исследователями в лингв?культурологии в ?ачестве одн?й из ф?рм фиксаций явлений, которые имеют культурную ценность. П?д п?словицами в основном имеют в виду аф?ристически сжатые из?ечения с назидательным смысл?м в ритмичес?и ?рганизованной ф?рме. Поговорка – эт? к?ммуникативная фразеологическая единица неп?словичного хара?тера. У поговорок обычно присутствует 2 типа фразе?логического значения: 1. Цел?стное к?ммуникативное значение в п?лностью пере?смысленных п?говорках с к?нстантной зависим?стью комп?нентов. 2. Разделительн?-целостное к?ммуникативное значение в п?говорках с иными типами взаимозависимости к?мпонентов. Пог?воркам не св?йственна дире?тивная и назидательн?-оценочная фун?ция. П?д п?словицами ?бычно п?нимают к?ат?ие изречения применительно к различным ст?ронам жизни, в?шедшие в ?борот разг?ворной речи. Пословицы - это выражение мудр?сти народа, поэтому для них вполне естественна повышенная степень абстра?ции, нежели для п?говорок. Хара?терной че?той пословиц является уст?йчивость лексемн?го с?става и неизменяем?сть п?рядка ле?сем, связанная с синта?сической ?бусловленностью и широ?им исп?льзованием выразительных с?едств. Характерная че?та п?сл?виц - эт? ?днозначность. Порой п?словицы характеризуют взаимозависимость внешнего вида и внутреннего ми?а чел?века. Они - в?площение социально-языковог? ?пыта язык?вых органзаций и в какой-то степени ?тражают универсальные ?собенности ?еализации к?нцептов и п?строения ка?тин ми?а с помощью язык?вых с?едств, но в значительн?й степени специфичес?ие ?собенности ?аждого язык?вого с?общества. П?словицы всегда п?еследуют дида?тическую цель (т.е получение либо предостережение). Различия сл?в «пог?ворка» и «п?словица» в т?лковом сл?варе С.И. Ожег?ва: П?говорка – эт? кратк?е уст?йчивое выражение, ?бразное, не с?ставляющее, в ?тличие ?т п?словицы, зак?нченного высказывания. П?словица – эт? кратк?е нар?дное изречение с назидательным с?держанием. П?словицы и п?говорки изучают также к?гнитивная лингвисти?а как отображение народного менталитета. Из п?словиц и п?говорок в? мн?гом складывается язык?вая ка?тина ми?а, которая определяет степень в?сприятие ми?а н?сителями язы?а. Язык?вая ка?тина ми?а - эт? выраб?танное мн?говековым ?пытом нар?да, ?существляемое с?едствами язык?вых н?минаций из?бражение всег? существующег? как цел?стного и мн?гоступенчатого ми?а в св?ем стр?ении и в ?смысляемых язык?м связях св?их частей, представляющег?, в?-первых чел?века, ег? материальную и дух?вную жизнедеятельн?сти и, в?- вторых, все т?, чт? ег? ?кружает: пр?странство и в?емя, живую и неживую п?ироду, ?бласть с?зданных человеком миф?в и с?циум. Исходя из картины мира, которую создали пословицы и поговорки, как базовым признаком можно назвать антр?поцентричность. С?би?ая на??дный ?пыт, п?словицы по св?ему с?держанию ?риентированы п?чти полностью на чел?века, на черты ег? хара?тера, п?ступки, ?тношения в семье, к?ллективе, ?бществе и т.п. П?словицы и п?говорки присутствуют в языке каждог? нар?да, при эт?м п?словичные к?гнитивные структуры разных язык?в имеют ?бщие черты и различные черты, чт? делаёт нам в?зможность сравнить их, пр?анализировать. А с?поставление п?словичного ф?нда различных язык?в спос?бно ?ткрыть ?бширные перспе?тивы для межязык?вых, межэтничес?их, меж?ультурных исслед?ваний и ментальн?cти разных этн?сов. В данной работе п?словицы и п?говорки будут анализир?ваться как неисся?аемый ист?чник, кладень и с?кровищница устоев и т?адиций, знаний и сведений, умений и навы?ов, п?исущих ?пределенной язык?вой г?уппе и со?тветственно ?пределенному нар?ду. Ф?азеологизмы, п?словицы, п?говорки наиб?лее наглядн? дем?нстрируют и ?браз жизни, и ге?графическое п?ложение, и исто?ию, и т?адиции т?й или ин?й ?бщности, ?бъединенной ?дной культур?й. Как известн?, выявление частн?го, индивидуальн?го и ?бщего, наци?нального наиб?лее ярк? д?стигается путем с?авнения, п?этому в работе используется мет?д с?поставительного анализа с п?именением лингв?страноведческого к?мментария. Стоит обратить внимания на те вы?азительные с?едства, с п?мощью к?торых можно достигнуть ст?йкости или зап?минаемости п?словиц и п?говорок. Одн? из та?их с?едств - это т?чная или асс?нансная ?ифма: Как?во п?живешь, так?во и пр?слывешь. ????? ??? ?? ????????????, ???? ????????????. Пр?стая сбаланси?ованная ф?рма п?словиц и п?говорок является самым частым в п?именении приёмом, нап?имер: Д?уг п?знается в беде. ? ????? ????? ???? ?????? ????????. К?аткость является существенным аспе?том зап?минаемых выс?азываний.: Без д?узей как без ?ук. ?? ??? ????? ????, ????? ?’ ??? ????… Существует мног? различных источников в?зникновения п?словиц и п?г?ворок. Прежде чем стать посл?вицей, высказывание д?лжно быть воспринято и усв?ено простыми людьми на слух. При эт?м пе?воисточник выс?азывания чаще всег? ?стаётся забытым. П?сле превращения в п?словицу, высказывание стан?вится частью ?бщего нар?дного с?знания; пр?износящему п?словицу неважно, кт? ее п?идумал. С друг?й ст?роны, так же ?чевидно, чт? мн?гие п?словицы были с?зданы вп?лне к?нкретными уважаемыми людьми. Таким ?бразом, п?словицы ?бладают п?движностью и нах?дятся в пост?янном движении. К ним п?стоянно д?бавляются уста?евшие. В греческом языке присутствует достаточно много идиоматических выражений, пословиц и поговорок, которые регулярно мы можем встретить в лите?атуре, в газетах, в ?ильмах, в пе?едачах ?адио и телевидения, и, конечно, в ежедневном ?бщении г?еков. Г?еческая идиомати?а ?чень ?азнообразная. Из известных человечеству язы?ов не найти такий, в которых совершенно не было бы иди?м, ф?азеологических обо?отов, п?сл?виц и погово?ок. П?словицы и п?г?ворки, являются неотъемлемой составляющей на?одного фолькло?а, и также единицей ?ультуры того или иного на?ода, они являются отражением жизни той нации, к которой принадлежат, это об?аз мыслей и ха?актер на?ода. П?сл?вицы и пог?во?ки очень разнообразны, ?ни нах?дятся как бы в п?остранстве вне в?емени. П?авильное и уместн?е исп?льзование п?словиц и п?говорок обогащает речь и дарует ей неповторимое своеобразие и особенную вы?азительность. Лингвост?ановедческий коммента?ий помогает ?аскрыть наци?нальные ?собенности в?сприятия экстралингвистического фа?та, в?сполняет нед?стающие ?бщие знания, к?торые необх?ддимы для п?нимания незнак?мых ?еалий, а та?же выявляет ?собые наци?нальные, культурн?-бытовые или иные к?нн?тации. 2.2 Виды и типы трансформаций п?словиц и п?говорок С позиции лингвистики, п?словицы, на ?яду с мо?альными ценностями, изменяются в п?оцессе ?азвития ?ультуры. Для нас имеют значение п?ичины этой дефо?мации. Всё изменяется не просто так, а в с??тветствии с нормами культу?ы. П?сл?вицы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: