VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конституционное право зарубежных стран

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000391
Тема: Конституционное право зарубежных стран
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
    Конституционное право зарубежных стран относится к публичному праву. Сам термин «конституционное право зарубежных стран» включает различные значения. Это отрасль действующего права, наука и учебная дисциплина. Предмет этой науки – общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных общественных отношений в зарубежных странах. Как учебная дисциплина это понятие более узкое, чем наука. Это предмет преподавания в высшей школе.
    По своей структуре он состоит из двух частей: общая часть (основы теории) и особенная часть (основы конституционного права определенных государств). Основы теории включают в себя: основные понятия и институты зарубежного конституционного права; предмет, система, источники права; основные права и свободы человека и гражданина в зарубежных странах; формы правления; формы государственного устройства; виды политических режимов; основы избирательного права; институт главы государства; представительную (законодательную) власть; исполнительную власть (правительство); судебную власть и прокуратуру; местное самоуправление, а также  иные институты.1
    Изучение конституционного права зарубежных государств как учебной дисциплины основано на тех же закономерностях, что и изучение конституционного права конкретного государства. 
    Свое название конституционное право получило от особого юридического документа – конституции. Конституция – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом; человеком и государством; государством и обществом. Считается, что появление конституции относится к XVIII веку. Были вызваны к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех людей, их праве самим определять основы устройства общества. Требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод выдвигалось еще в проекте «Народного соглашения» Оливера Кромвеля в 1653 году, затем – Жан-Жака Руссо, представлявшего конституцию как результат единогласного решения, подписанного всеми гражданами.
    Но следует отметить, что по вопросу: в чем состоит сущность конституции, многие теории придерживаются разных взглядов.
    1. Теологические видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеку о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, высшего разума, бога.
    2. Некоторые школы естественного права определяют сущность конституции в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций народа. Они считают, что в этом случае конституции обладают необходимой стабильностью, в отличие от конституций, составляющихся на основе только умственных представлений и заимствования опыта других народов.
    3. Теории, отрицающие народный характер конституции. Сущность конституций связывается с государственной волей, которая в конституции себя самоограничивает.
    4. Марксистско-ленинская теория определяет классовая по существу, так как служит осуществлению насилия одной части общества над другой.
    5. Одним из наиболее распространенных является представление конституции как общественного договора. Определены основания учреждения данного общества, правила по которым оно живет. Признан суверенитет народа (народный суверенитет).
    Несмотря на множественность подходов, можно констатировать, что с точки зрения теории систем государство является системой второго порядка, в то время как человеческое общество – система первого порядка. Является неоспоримым, что государство – продукт общественного развития, его основная управляющая система. Другой управляющей системой, которая соотносится с обществом как система второго порядка, является гражданское общество.
    Признанно, что в основе конституционализма находятся права человека, статус которых в государстве определяется трактовкой источников прав. Выделяются в разных теориях три основных подхода к такой трактовке:
    1) естественноисторический подход, при котором естественные права человека имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение, поэтому государство не дает и не лишает этих прав, просто оно обязано их гарантировать (право на жизнь и др.);
    2) юридически позитивистский подход, при котором государство наделяет человека правами и гарантирует их реализацию;
    3) марксистский подход, при котором воля господствующего класса и есть право, реализуемое с помощью государства.
    Представляется наиболее актуальным положение, при котором есть права, которые выступают как прирожденные (естественные) признаки человека (право на жизнь, личную неприкосновенность и т. д.), и права, которые реализуются только в демократическом государстве (политические права).
    В некоторых странах (например, в ФРГ) кроме термина «конституционное право» употребляется термин «государственное право», что отражает воспринимаемую сущность конституции как основного закона государства.
    Курс конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины не ограничивает число стран, чьи государственно-правовые системы должны или могут быть изучены. Основная задача – установление общих черт и свойств различных государственно-правовых систем с помощью сравнительного метода, что допускает объединение в новом качестве общего и особенного, присущего различным государствам, одновременное применение анализа и синтеза при исследовании.
    Учебная дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» имеет своей целью привитие студентам базовых знаний в сфере конституционного права зарубежных стран, что принципиально необходимо в современных условиях политического и идеологического плюрализма. Это возможно при получении навыков альтернативного мышления и умения работать в методике сравнительно-правового использования. Поэтому задачей является овладение навыками сравнительно-правовой методики и сравнительного анализа в сфере государствоведения зарубежных стран.
    Таким образом, обучающийся в ходе изучения данной учебной дисциплины должен овладеть знанием основных категорий конституционного права зарубежных стран, которые имеют важное значение для современной России.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Предмет, метод, источники конституционного права
зарубежных стран 
1.1. Предмет, метод и субъекты конституционного права
зарубежных стран
    1. С идеей государства как организации, строящей взаимоотношения с обществом и индивидами на основе закона, связывали поиски более совершенных и справедливых форм жизни еще такие мыслители античности, как Аристотель, Демокрит, Платон, Полибий, Сократ, Цицерон. Они утверждали, что .закон должен быть обязателен не только для граждан, но и для самого государства.
    В Древнем Риме Марк Туллий Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о «правовом общении» и «общем правопорядке».2 Аристотель выделял законоположение, определяющее организацию властей в государстве: как подразделяются власти... и какие цели каждая из них осуществляет. Законы же он определяет, как изданные в силу этого законоположения постановления, с которыми органы власти должны сообразовываться в своих действиях, и нарушению которых эти органы должны противодействовать.3 То есть, не употребляя термин «конституция», он именно ее имел в виду под этим законоположением. Впервые термин «конституция» появляется только в римском праве. В отечественной юридической литературе традиционно отмечается, что он происходит от латинского «constitu-tio» (установление) и восходит ко времени Римской империи, когда конституциями назывались указы римских императоров.
    Но государство, защищая элитарную часть общества, во времена феодализма отвергло идею равенства от рождения, наличия естественных прав всех людей или хотя бы правового равенства всех свободных граждан. Сами же права стали трактоваться как привилегии, дарованные подданным монархом. Либеральная теория демократии сформировалась только в XVII–XVIII веках на базе учений Джона Локка и Шарля Монтескье, в которых они отстаивали договорную теорию происхождения государства и теорию естественных прав человека. При этом функции государства рассматривались, исходя из индивидуального начала.
    Локк первым четко разделил такие представления как «личность», «общество» и «государство», читая при этом основной функцией государства – защиту естественных прав личности. Общественная власть не должна господствовать над людьми, а должна стать совокупностью индивидуальных прав. Должен существовать особый конституционный механизм, не позволяющий государству выходить за рамки полномочий, в основе которого: принцип разделения властей и законность.
    Подробнее этот механизм отражен в учении о разделении властей Ш. Монтескье. Целью такого разделения стала необходимость создания гарантий безопасности граждан и подданных от произвола и злоупотреблений государственной власти, только право может быть регулятором отношений между ними.
    К идеологам демократии можно отнести Хуго де Грота (Гроция) – первооснователя школы естественного права, Баруха Спинозу – теоретика демократического правового государства, Томаса Гоббса - обосновал формальное равенство перед законом, незыблемость договоров.
    В учениях Жан-Жака Руссо получила наибольшую завершенность идея общественного договора, существо которого сводилось к тому, что каждый человек подчиняет себя общей воле, таким образом, властью обладают все участники соглашения. Народу принадлежит законодательная власть, он же решает вопрос о форме правительства. Руссо – автор концепции народного суверенитета, при котором все члены общества должны участвовать в управлении государством.
    В течение XIX–XX веков эти теории развивались с целью обоснования конституционных прав и свобод граждан, среди которых на первом месте была неприкосновенность личности. Более того, политическая свобода в теории либерализма 4 рассматривалась только как средство для обеспечения гражданской свободы. Отсюда был сделан вывод о том, что политическая власть не может быть абсолютной. Ее действие прекращается, когда она начинает нарушать права индивида.
    Кроме этого, гарантом власти народа является полноценная система разделения и равновесия властей. При этом гражданское общество 5 и государство выделяются как отдельные самостоятельные сферы жизни. В XIX веке появились многочисленные труды правоведов - конституционалистов: У. Бэджгота, Т. Мэйя, А. Дайси, Д. Милля (Великобритания), А. Эсмена (Франция), У. Уиллоуби (США), В. Лабанда, Р. Гнейста (Германия), создавших теории о парламентаризме; правовом, социальном и демократическом государстве.
    Первая половина ХХ века с усилением государства на базе развития государственно-монополистического капитализма произошел кризис идей либерализма, что привело к возникновению доктрины государственного регулирования, планового ведения хозяйства, ограничения роли парламента и усиления исполнительной власти, идеи «сильной власти» и т. д.
    Появились теории элитарных частей общества. Основоположником теории элит стал В. Парето, утверждавший, что общество в целом состоит из двух неравных частей: элит и всего остального населения.
    Развивая эти идеи, американец Бентли предложил теорию «заинтересованных групп». Суть ее в том, что в ходе борьбы за влияние на правительство формируются группы для защиты своих интересов. Конгресс, президент, суды - это также лишь «официальные» заинтересованные группы.
    Итогом стала теория «государства всеобщего благоденствия», в которой доказывалась мысль, что активная регулирующая роль государства должна совмещаться с политикой реализации социальных услуг. В течение всего ХХ века наука продолжали разрабатываться такие доктрины, как воздействие на общественную жизнь достижений научно-технического прогресса, теории плюралистической 6 демократии, правящей элиты, технократии 7 и т. д. Было определено, что если предметом регулирования права в целом являются общественные отношения, то предметом регулирования отдельной отрасли права – специфический круг общественных отношений.
    Таким образом, можно констатировать, что предметом регулирования конституционного права зарубежных стран являются две основные сферы общественных отношений:
    – отношения между человеком и государством, которые отражаются в правах и свободах человека;
    – властеотношения – организация государства и государственной власти.
    Эти общественные отношения становятся конституционно - правовыми в случае урегулированности их нормами конституционного права. Кроме этих групп общественных отношений имеются и другие, связанные с ними. Например, права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком, формами собственности, экономической, политической, социальной системами, поэтому они также входят в предмет регулирования конституционного права зарубежных стран. Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.
    Предмет науки конституционного (государственного) права зарубежных стран - это общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных общественных отношений в зарубежных странах. Как и любая другая отрасль права, она является совокупностью юридических норм, выражающих волю правящих политических элит, отражающих интересы наиболее активной и сильной части общества.
    2. Нормы конституционного права – это общеобязательные правила, установленные, как правило, нормативными правовыми актами (законами, указами и др.) и обеспечиваемые принудительной силой государства. Лишь в редких случаях конституционные нормы создаются другим образом, например, путем использования судебного прецедента или конституционного обычая. Нормы конституционного права имеют существенные отличия от норм других отраслей права: они имеют основополагающий, базовый характер и, исходя из этого, обладают повышенной стабильностью. Изменить их значительно сложнее, чем нормы иных отраслей права, т. к. для них предусмотрен более сложный порядок их принятия и изменения. Смена конституции обычно приводит к смене правовой системы.
    В отличие от отраслей частного права, где часто используется диспозитивный (свободное распоряжение сторон своими материальными и процессуальными правами) метод регулирования8, в конституционном праве превалирует императивный (повелительный) метод.
    Классифицируя нормы конституционного права большинство из них можно объединить в группу, которую называют нормы-правила. Эта группа разделяется на нормы-веления, имеющие предписывающий вполне определенное поведение, запрещающий, обязывающий (властный) характер, отражающий субординацию (подчинение), и нормы - дозволения, которые встречаются реже. В конституционном праве нормы - дозволения являются основными лишь при регулировании основ правового статуса личности. Отношения координации (согласования) применяются также редко, хотя есть и диспозитивные нормы.
    Вышеуказанные нормы подлежат защите в суде. Но имеются конституционные нормы, которые только констатируют факт,– это нормы - декларации. Среди них – нормы - принципы, которые реализуются опосредованно. Они развиваются и получают конкретное содержание с помощью других статей конституции, актов иных отраслей права, конкретной деятельности государственных органов. Существуют нормы - цели (например, в основных законах стран тоталитарного социализма, провозглашавших такие обязательные цели как строительство социалистического и коммунистического общества), нормы - символы,9 есть нормы - определения 10.
    Свои особенности имеет структура норм конституционного права. Санкции в них встречаются редко, а если и имеются, то, как правило, носят политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т. д. Уголовная ответственность может быть предусмотрена, но лишь только за определенные преступления и формулируется в самом общем виде (например, за государственную измену или коррупцию президента). Наступает уголовная ответственность после отрешения высшего должностного лица от должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права. Гражданская ответственность таких за нанесение ущерба гражданам в результате незаконных действий при исполнении служебных обязанностей может быть предусмотрена конституцией, но наступит она уже в соответствии с нормами гражданского права. Что касается гипотезы (условий применения нормы), то она редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и, как правило, подразумевается или определяется косвенным образом.
    Конституционное право обязательно закрепляет механизмы политической власти, ее организацию (в том числе государственно-территориальную, соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны) и формы осуществления.
    Исходя из вышеприведенных рассуждений и характеристик, конституционное право – основополагающая отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу государства, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.
    Хотя данное определение не является всеобъемлющим, т. к. дает перечень лишь основных предметов конституционного правового регулирования, но оно необходимо нам для правильного понимания последующего изучения данной дисциплины. Это объясняется тем, что конституционное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей конкретной национальной системы права. Конституционное право определяет основы других отраслей права – административного, уголовного, гражданского и т. д.
    Конституционное право подразделяется на отдельные институты. Анализируя конституции, мы убеждаемся, что одна группа норм относится к вопросам гражданства, другая регулирует положение главы государства, третья – личные свободы граждан и т. п. Каждая из таких групп образует отдельный институт. Поэтому можно сказать, что институт конституционного права – это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Вместе с тем, имеются и особенности в различных зарубежных странах (например, США, султанат Бруней). 
    Следует, однако, иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений, и правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно - правовыми. Только в результате таких форм, как законодательство, нормоустанавливающая деятельность правительства, выборы, референдум, порядок реализации прав и свобод, надзор и контроль за местными органами управления и т. д. возникают именно государственно - правовые отношения. 
    Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение конституционных правовых отношений, существующих в обществе. Конституционные правовые отношения – такая группа общественных отношений, которые складываются в процессе осуществления государственной власти и регулируются нормами конституционного права.
    3. Участники таких отношений, возникающих в результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права, называются субъектами конституционного права. При этом в конституционном праве, в отличие от гражданского права, в котором используется деление субъектов правоотношений на физических и юридических лиц, принята иная классификация. Так, субъектами конституционно-правовых отношений являются:
    1) социальные и национальные общности (народ, нации, этнос и др.);
    2) государство и его территориальные составные части 11;
    3) основные органы управления государством;
    4) общественные объединения и коллективы граждан публичного характера (гражданское общество), т. е. те, которые участвуют в политике государства, а не ограничиваются коммерческой деятельностью. В странах с однопартийной системой субъектами таких отношений могут быть также центральные и местные партийные органы 12;
    5) органы местного самоуправления и управления;
    6) индивиды (граждане и подданные, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с множественным гражданством (бипатриды) – каждая из этих категорий населения обладает различным объемом конституционных прав).
Контрольные вопросы
    1. Что такое конституционное (государственное) право зарубежных стран и каковы основные предметы его правового регулирования?
    2. Основные виды государственно-правовых отношений?
    3. Дайте определение предмета и метода конституционного права зарубежных стран.
    4. Кто является субъектом конституционного права зарубежных стран?
    5. Что такое институт конституционного права?
    6. Дайте определение конституционно-правовых отношений.
    
    1.2. Источники конституционного права зарубежных стран
    В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права, которые содержат нормы, регулирующие определенные (в нашем случае – конституционные) правовые отношения. Все они разделяются на три группы:
    1) нормативные правовые акты;
    2) обычаи;
    3) судебные прецеденты.
    Основным источником конституционного права, как правило, является конституция – основной закон. К другим источникам относятся: 
    1) законы конституционные (о них всегда есть упоминание в самой конституции, они вносят изменения в конституцию или дополняют ее. Так, конституционные законы хотя и не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы), органические (обычно регулируют какой - либо институт конституционного права в целом. Большое значение имеют органические законы, которые принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Например, конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента)13, чрезвычайные (эти законы могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя парламент имеет право его продлить); 
    2) внутригосударственные публично-правовые договоры. Например, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 года на Чехию и Словакию, Конституционный договор 1996 года между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что последняя остается республикой в составе Молдавии и т. п.;
    3) регламенты парламентов и их палат, которые устанавливают внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов и их палат. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты в отношении самой себя и не требуют одобрения другой палаты, либо в форме закона при однопалатном парламенте;
    4) акты главы государства и акты исполнительной власти (указы монархов и президентов, постановления и решения правительств, акты министров, некоторых ведомств). Причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции. Например, во Франции президентские ордонансы (указы) приравнены по своей юридической силе к парламентским актам и поэтому играют роль источников государственного права. Следует отметить, что замена актами органов исполнительной власти актов представительной власти является отступлением от принципа верховенства закона. Но особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит тем из них, которые имеют силу закона, в результате делегирования полномочий парламентом или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти 14, или в соответствии с исключительными полномочиями президента);
    5) акты органов конституционного контроля, дающие официальное толкование конституции, или признают те или иные законы не соответствующими конституции. Это распространено в англосаксонских и некоторых других странах.
    Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами (конституционными судами, конституционными советами и др.). Например: в государственной практике США, где произвольное толкование президентом актов конгресса порой становится одной из разновидностей нормоустанавливающей деятельности исполнительной власти. Следует отметить, что толкование законов может серьезно влиять на правовую систему;
    6) конституционный обычай – сложившееся в практике правило единообразной деятельности органов государства, которое имеет устный характер, не закреплен в нормативных актах, опирается на консенсус (согласие) участников отношений и не пользуется судебной защитой в случае его нарушения. Так, в конституциях и иных юридических источниках иногда не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, имеющей большинство в парламенте. Но это не влияет на формирование правительства в демократических парламентарных странах. Роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права зарубежных стран невозможно. Обычаи (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами)15 особенно распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании и Новой Зеландии, где нет писаных конституций;
    7) религиозные источники, часто используются в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, например, в вопросе о престолонаследии. В некоторых мусульманских странах конституцию заменяет Коран – священная книга, содержащая высказывания пророка Мухаммеда, в других же Коран считается правовым актом, который стоит выше конституции;
    8) правовая доктрина, применяется в отдельных странах когда суды руководствуются при вынесении решений по конституционным вопросам не только правовыми актами, но и трудами (правовыми доктринами) выдающихся юристов – специалистов по конституционному праву. В зарубежной юридической литературе встречаются достаточно обоснованные, по нашему мнению, утверждения, что источниками конституционного права могут являться мнения выдающихся ученых - государствоведов. Это утверждение имеет широкое распространение в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права часто используются научные произведения Беджгота, Блэкстона, Лоу, Мэя и других признанных юридическим сообществом авторов. Так, палата лордов в 1920 году по делу Attorney - General v. De Keyser v. Royal Hotel Ltd. прямо восприняла предложенное английским государствоведом конца прошлого века А.В. Дайси определение королевской прерогативы. Раньше существовало созданное практикой правило, что при жизни автора нельзя ссылаться в суде на его работу. Это правило, которое, по-видимому, не имело никаких логических оснований, теперь не особенно принимается в расчет. Некоторые авторы, даже авторы статей в периодической печати, еще при жизни получают удовлетворение от того, что к их мнению присоединяются судьи. Действительно, из характера конституции вытекает, что труды ученых-юристов признаются за источник конституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писаных и неписаных норм конституции. Но следует отметить, что такое толкование законов, прецедентов и обычаев является не первичным, а производным источником права;
    9) международные правовые акты. Полномочие ратифицировать международные договоры, как правило, принадлежало главе государства. Но международные договоры стали все чаще обязывать государства вносить изменения в свое внутреннее законодательство. Утвердился принцип приоритета международных договоров перед внутренними законами. Поэтому для того чтобы при этом не возникало существенных противоречий конституции, предусматривают участие парламента (иногда проведение референдума) в решении вопроса о ратификации таких договоров. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты. Например, на Европейскую конвенцию о правах человека 1950 года; Договор между Федеративной Республикой Германия и Германской Демократической Республикой о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 года; Маастрихтский договор 1992 года о Европейском Союзе и др.
    На локальном уровне – в субъектах федерации, автономных образованиях – действуют свои источники конституционного права.16 В ряде стран актами, регулирующими такие вопросы, были декреты, прокламации и т.д. военных и революционных советов – временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота.17 Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные и революционные хартии, акты правящих (единственных) партий;
    10) значительное место в конституционном праве зарубежных стран (особенно в англосаксонском праве) занимают судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, которые после опубликования становятся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. Если судебные прецеденты не признаются источниками права, то, по существу, не являются прецедентами в рассматриваемом качестве. Например, во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но практически они вынуждены это делать (чаще в области административного права). Судебные прецеденты стали играть важную роль в регулировании порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод, правового положения личности. Судебные прецеденты широкое распространение получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран. Следует отметить, что там до сих пор многие государственно-правовые вопросы решаются на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.
    В настоящее время названные источники конституции постепенно эволюционируют, при этом заметно ослабевает роль прецедентного права. Но следует отметить такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, которые объясняют заинтересованность в сохранении общего права.
    Кроме того, в последнее время в конституционном праве зарубежных стран происходят важные изменения. В частности, появились такие явления, как признание в качестве источника права общих принципов права, кроме того, все возрастает значение норм, создаваемых вне пределов национального государства и даже часто не с решающим его участием, но становящимися обязательными для конкретного государства. Это не только международные правовые акты, но и формирующиеся новые правовые системы, например, европейское право, охватывающее право Европейского Союза, европейскую систему защиты прав человека и т. д.
    Право Европейского Союза, имеющее наднациональный характер, широко инкорпорируется18 в национальные правовые системы государств-участников. Кроме того, нормы этого права имеют прямое действие и верховенство по отношению к нормам права, создаваемым самими национальными государствами. Происходит глобализация и унификация правовых систем с учетом особенностей общего месторасположения государств, их исторических, экономических, культурных и иных связей.
Контрольные вопросы
    1. Каковы основные источники конституционного (государственного) права зарубежных стран?
    2. Какие виды законов Вы знаете?
    3. Какова роль международных правовых актов в конституционном строительстве?
    4. Поясните роль прецедентов.
    5. Является ли в правовом плане объективно необходимым учет
в судопроизводстве мнений и высказываний ведущих ученых - государствоведов?
    6. Как формируется конституционное право Европейского Союза?
1.3. Виды, форма и структура конституций
    Правовые нормы общего характера, устанавливаемые конституцией, имеют высшую юридическую силу на территории всей страны и охватывают своим действием все сферы жизни общества. Кроме того, современные демократические конституции имеют прямое действие. Это означает, что конституция обязательна для органов представительной, исполнительной и судебной властей, а также для органов местного самоуправления. А также в том случае, если гражданин считает нарушенными свои конституционные права, он может обратиться в суд, ссылаясь только на соответствующую статью конституции, и суд не вправе ему отказать, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную конституционную норму законов или подзаконных актов.
    Таким образом, конституцию от всех других правовых актов отличает наличие особого субъекта, устанавливающего конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер данного акта; всеохватывающий объект конституционной регламентации; особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесение в нее поправок, специфические формы охраны и др.19
    Давая определение конституции можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах – основных законах, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов, судебных прецедентах и конституционных обычаях.
    Конституция в материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, определяют основы общественного строя, форму правления и территориальное устройство, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, но, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно. В формальном смысле конституция – это основной закон государства, в котором закреплен общественно - экономический строй, форма правления, форма государственного устройства и правовое положение личности. Этот акт предписывает то, что должно быть. Воедино они образуют юридическую конституцию.
    Но в результате применения такого документа на практике обстановка меняется. Складывается порядок осуществления государственной власти, который в отдельных случаях существенно отличается от того, который предписан юридической конституцией. Такой порядок реализации государственной власти называется фактической конституцией. 
    Как следует из изложенного, фактическая и юридическая конституции могут не совпадать. Расхождение между фактической и юридической конституцией – результат изменения в соотношении политических сил в государстве, происшедшего уже после принятия юридической конституции, носящего одномоментный характер. В авторитарных странах, стремящихся к тоталитаризму, политическая элита стремится править, попирая положения конституции, объясняя это необходимостью и целесообразностью. Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует о том, что часть норм юридической конституции стала фиктивной, хотя приняты они в соответствии с существующими правилами, и часть населения, обладающая силой власти, их незаконно игнорирует.
    Фактическая конституция – это реально .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44