VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002115
Тема: Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)

Кафедра конституционного и муниципального права

    
    
КУРСОВАЯ РАБОТА
Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Работу выполнила __________________________________________К.А.Ксендзук



Факультет_______________юридический________ курс________________1______ 


Специальность___________40.05.02_______________________________________


Научный руководитель
  канд.юрид.наук, рот доцент_____________________________________Н.Д.Терещенко



Нормоконтролер
канд.юрид.наук, рот доцент ____________________________________Н.Д.Терещенко






Краснодар 2016
    С?ДЕРЖАНИЕ
    
     Введение……………………………………………………………………….3
     1 Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ………………6
     1.1 Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь: понятие и структура…………………………………………………….6
     1.2 Нормативно-правовая основа конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь………………………………………………12
     2 Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь…………………………...16
     2.1 Гарантии государства, касающиеся конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь………………………………..…….16
     2.2 Медицинское страхование граждан РФ………………………..........17
     2.3 Юридическая ответственность за нарушение прав граждан в области здравоохранения………………………………………………………..22
     3 Проблемы и пути развития законодательного регулирования права граждан на охрану здоровья в РФ…………………………………………………25
     3.1 Проблемы реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь граждан РФ……………………………………………………………..25
     3.2 Тенденции развития и перспективы дальнейшего формирования законодательства в сфере здравоохранения…………………………………...28
     Заключение…………………………………………………………...............33
     Список использованных источников……………………………………….36


     ВВЕДЕНИЕ
     
     
     
     Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в статье 41 Конституции РФ1, является важнейшим элементом правового статуса личности, во многом определяющим взаимоотношения человека и современного государства. Содержание данного права предопределено социальной ценностью здоровья как личного и общественного блага. В связи с процессами старения населения и уменьшения численности трудоспособного населения повышается значение здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных благ.
     Надлежащая реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь является необходимым условием развития личности, гарантией эффективной реализации основных конституционных прав, в том числе права на жизнь, права на труд, права на занятие предпринимательской деятельностью, права на доступ к государственной службе, а также играет важную роль для обеспечения демографического потенциала современного государства.
     Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях функционирования современного общества существенно возрастает значение конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
     Осуществляя регулирование при помощи ценностно-ориентированных норм, Конституция РФ внедряет в общественное сознание универсальные ценности, приоритеты общества и государства, позволяет обозначить юридические цели, к которым должны стремиться субъекты правотворческой и правореализационной деятельности, а также оценивать значение правовых норм в сфере охраны здоровья с позиций их необходимости и достаточности для достижения поставленных целей.
     В настоящее время актуальным представляется дальнейшее развитие стимулирующих конституционных гарантий, обеспечивающих ведение гражданами здорового образа жизни и одновременно направленных на повышение ответственности граждан за состояние личного здоровья, ответственности работодателей за состояние здоровья работников, а также совершенствование законодательства, обеспечивающего достижение разумного баланса прав и обязанностей участников правоотношений в сфере охраны здоровья.
     Целями повышения доступности медицинской и лекарственной помощи для населения диктуется необходимость совершенствования правового регулирования организации здравоохранения и оказания медицинской помощи в Российской Федерации, в том числе в части уточнения порядка получения гражданами бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг.
     Развитие механизмов, обеспечивающих солидарный принцип в, обязательном медицинском страховании, предполагает разграничение сфер социального обеспечения и социального страхования, и позволяет обосновать целесообразность применения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного медицинского страхования.
     В целом необходимость более углубленного исследования вопросов правового регулирования охраны здоровья граждан предопределяется незавершенностью формирования структуры законодательства Российской Федерации в данной сфере, отражающей современное развитие системы охраны здоровья в России.
     Исходя из вышесказанного, рот объект?м исслед?вания будут являться общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
     Предметом же исследования выступают нормы конституционного и иных отраслей российского права, регулирующие вопросы охраны здоровья и медицинской помощи, акты международного права, устанавливающие стандарты в области регулирования права на охрану здоровья. К предмету исследования относится также практика применения этих норм.
     Цель настоящей работы - системное исследование конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, позволяющее выявить степень отражения в законодательстве социальной ценности индивидуального и общественного здоровья, и формулирование теоретически обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
     Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
     1. произвести правовой анализ содержания права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации;
     2. выявить внутрисистемные связи между правом на охрану здоровья и правом на медицинскую помощь;
     3. рассмотреть место права на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе конституционных прав;
     4. проанализировать основы законодательного регулирования прав на охрану здоровья и медицинскую помощь;
     5. изучить механизм реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и обосновать конкретные предложения по его совершенствованию;
     6. определить место и роль медицинского страхования в реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
     7. рассмотреть и проанализировать формы и способы защиты конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
     Мет?д?л?гическ?й ?сн?в?й данн?г? научн?г? исслед?вания являются ?бщенаучные, рот частн?научные, рот специальные мет?ды п?знания - системн?-структурный, рот сравнительн?-прав?в?й. В х?де исслед?вания также исп?льз?ваны ?бщел?гические мет?ды п?знания (анализ, рот синтез, рот ?б?бщение).


     1 Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ
     1.1 Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь: понятие и структура
     
     Устанавливая права человека, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.
     Права человека - это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков: возможность пользования данным социальным благом; полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права; возможность обратиться к государству за защитой нарушенного права.
     Кроме того, существование права выражается в наличии как юридических норм, так и юридических отношений, каковыми являются определяемые юридическими нормами и слагаемые из прав и обязанностей отношения.
     Механизм правового регулирования реализуется через правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения.
     Применительно к праву на охрану здоровья следует добавить, что оно относится к числу конституционных, то есть к числу основных прав человека, закрепленных в Конституции.
     Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Это относится и к рассматриваемому праву. Провозглашая право на охрану здоровья, Конституция РФ определяет его как право любого человека, независимо от гражданства Российской Федерации. Право на охрану здоровья отнесено к социально-экономическим правам. Оно охватывает определенную область жизни человека, в отношении его допустимы рекомендательные формулировки базовых положений, его реализация во многом зависит от состояния экономики и ресурсов.
     В соответствии со ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах2 под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
     В рамках определения содержания конституционного права нас интересуют правовые меры по обеспечению охраны здоровья.
     Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека3каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. На основании Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения4обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.
     Таким образом, здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств. В связи с этим достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех, и предоставление возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья. Просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа.
     В Российской Федерации конституционное право на охрану здоровья, установленное ст. 41, предполагает наличие норм, содержащих гарантии реализации права на охрану здоровья (статьи 7, 20, 21, 37, 38, 39, 42 Конституции РФ), а также его защиты (статьи 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ).
     Прежде всего, в соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Согласно ст. 21 Конституции РФ никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным и иным опытам. Из права на охрану здоровья вытекают и конституционные права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на защиту материнства и детства (ст. 38), на социальное обеспечение в случае болезни (ст. 39), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) .
     Анализируя конституции субъектов РФ, следует отметить наличие в большинстве случаев норм, отражающих право на охрану здоровья, аналогичных статье 41 Конституции РФ.
     В Конституции РФ здоровье, как конституционная ценность, рассматривается в качестве неотъемлемого неотчуждаемого блага, принадлежащего человеку от рождения, и блага, охраняемого государством.
     Исходя из смысла статьи 41 Конституции РФ, можно выделить три основных элемента содержания права на охрану здоровья - сохранение и укрепление здоровья, его восстановление посредством получения медицинской помощи.
     Анализ российского законодательства позволяет определить правомочие на укрепление здоровья как возможность совершать определенные правовыми нормами действия, направленные на ведение здорового образа жизни, на занятия физической культурой, на отказ от употребления некачественных продуктов питания, от вредных привычек.
     В настоящее время нормативное определение здорового образа жизни отсутствует, из содержания текущего законодательства следует, что структурными элементами указанного комплексного понятия являются мероприятия по гигиеническому обучению и воспитанию, занятия физической культурой, туризм, правильное питание. Учитывая изложенное, закрепление в законодательстве понятия «здоровый образ жизни» позволит усилить соотношение ценностного содержания конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь с эффективностью его действия: реализация концепции здорового образа жизни потребует изменения информационной политики государственных органов в пользу социального здоровья, разработки системы стимулов для занятий гражданами физической культурой и спортом.
     Правомочие человека на сохранение здоровья включает в себя возможность совершать определенные правовыми нормами действия по профилактике заболеваний, по контролю состояния своего здоровья посредством прохождения диспансеризации, по получению своевременной помощи при чрезвычайных обстоятельствах. Указанному правомочию корреспондирует обязанность государства принимать меры, обеспечивающие безопасность здоровья групп населения, к которым относятся санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, контроль продуктов питания, воды, воздуха, косметики, дезинфицирующих средств, лекарственных препаратов, медицинской техники, борьба с курением, алкоголизмом, дорожно-транспортными происшествиями.
     Обладая относительной самостоятельностью, субъективное право на медицинскую помощь является основным элементом правового содержанияправа на охрану здоровья и выступает как специальная юридическая гарантия права на охрану здоровья.5
     В целом конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь можно определить как ценностно значимые и формально закрепленные гарантированные возможности каждого по укреплению и сохранению здоровья, его восстановлению, гарантированные правовыми, финансовыми, организационными ресурсами государства и общества.
     Ценность конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь раскрывается через его социальное назначение - удовлетворять потребности индивида в укреплении и сохранении здоровья как первостепенного блага. В настоящее время реализация права каждого на бесплатную медицинскую помощь в значительной степени определяется особой правосубъектностью гражданина. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ необходимый баланс равенства и справедливости предполагает признание правомерности фактических различий, устанавливаемых законодателем, подтверждает конституционность дополнительных гарантий, обусловленных особенностями социально-демографического и физического состояния правообладателей.
     В то же время остается нерешенной в полном объеме проблема доступности бесплатной медицинской помощи для большинства граждан, в том числе проживающих в сельских местностях отдельных субъектов Российской Федерации.
     Доступность и качество, являясь основополагающими признаками медицинской помощи, получили закрепление в международном и российском законодательстве. Согласно статье 2 Федерального закона"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"6 доступность медико-социальной помощи является одним из основных принципов охраны здоровья. В научной литературе принято выделять основные критерии доступности медицинских услуг - территориальный, ценовой и временной.
     Возможности реализации права на медицинскую помощь, оказываемую бесплатно, существенно повышаются при наличии следующих гарантий ее доступности:
     1) установление гарантированного государством необходимого минимума медицинских услуг, размещение в общедоступных местах медицинских учреждений информации о перечне данных услуг;
     2) сокращение сроков ожидания гражданами бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке в порядке очередности;
     3) установление в федеральном законе конкретных мер ответственности за отказ от предоставления медицинских услуг организациями здравоохранения; включая право органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, на применение мер административной ответственности к тем организациям здравоохранения, которые нарушают этот порядок.
     В целях повышения доступности лекарственных средств для застрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхованияпредлагается ввести механизм лекарственного страхования и формировать дифференцированные группы тарифов на лекарственные средства с учетом возраста пациентов, уровня заболеваемости в субъекте Российской Федерации. В качестве основных инструментов программ лекарственного страхования целесообразно использование стандартов оказания медицинской помощи и установленных перечней лекарственных средств, на основании которых возможно закрепление права выбора гражданином основных лекарственных средств в рамках обязательного медицинского страхования.
     Ключевая роль в обеспечении качества медицинской помощи принадлежит стандартам качества медицинских услуг, в том числе регламентирующих процедуры оказания данных услуг. В настоящее время создана система стандартов качества медицинских услуг по большинству заболеваний, в связи с этим актуальным является разработка стандартов качества профилактической работы медицинских учреждений и классификатора профилактических услуг, поскольку существенная роль в сохранении здоровья принадлежит оздоровительной и профилактической медицине.
     
     1.2 Нормативно-правовая основа конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь
     
     Место, которое занимают отношения по охране здоровья граждан в социально-экономической жизни современных государств, предопределяет важность их правового регулирования. Нормы права, действующие в этой сфере, отличаются большой спецификой, поскольку регулируют чрезвычайно сложные отношения, субъектами которых являются государство, граждане, различного рода учреждения и организации.
     История отечественного дореволюционного права знает немало предписаний, касающихся охраны здоровья людей. Так, к числу заслуг императора Петра III можно отнести подписание в 1862 г. Указа о домах сумасшедших, что означало официальное признание безумия болезнью. Устав благочиния и безопасности запрещал нахождение на улицах города больных (ст. ст. 314 - 317), и эта мера в некоторой степени способствовала улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки, препятствовала распространению инфекционных заболеваний. В России с середины XIX в. у рабочих ряда профессий существовало право на бесплатное обеспечение лекарствами и медицинской помощью. Однако данное право, скорее, было свидетельством вопиющей отсталости России, где без обязывания предпринимателей строить больницы для рабочих, выдавать им бесплатные лекарства смертность и эпидемиологическое неблагополучие среди трудящихся некоторых профессий были бы катастрофическими.
     По мнению большинства исследователей, государственная система здравоохранения в стране была создана лишь в XX в., поскольку в дореволюционной России земская медицина не могла обеспечить население повсеместной общедоступной и бесплатной медицинской помощью118. Вместе с тем В.П. Сальников и С.Г. Стеценко вполне справедливо полагают, что именно земская медицина создала те принципы, которые пытались внедрить западные страны и которые послужили базой для советского здравоохранения, а сильную роль в охране здоровья населения государство стало играть с XVI в. (создание Аптечного приказа). Что касается общих аспектов правового регламентирования отношений по охране здоровья, то признаки системности и комплексности этот массив норм приобрел лишь в эпоху советского права. Так, к числу первых актов советского периода, регулирующих данные отношения, относились декреты 1918 г. о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о мерах борьбы с эпидемиями, постановление СНК об использовании Крыма для лечения трудящихся и др.7
     В советские годы практически отсутствовало регулирование отношений по охране здоровья граждан нормативными правовыми актами, имеющими форму закона. В основном это были подзаконные акты, число которых превышало 5000 . Исключение составляют Основы законодательства Союза ССР о здравоохранении8 1969 г. и законы о здравоохранении союзных республик, принятые в 1971 г.
     В СССР правовое регулирование медицинской деятельности осуществлялось преимущественно нормами административного права. Однако и право социального обеспечения, оформившееся как отрасль советского права в 70-е гг. прошлого века, содержало значительный массив норм в части безалиментарного предоставления медицинских услуг и лекарственного обеспечения. Не случайно В.Д. Попков, рассматривая все группы мероприятий по охране здоровья граждан, отмечал не только тесную связь между деятельностью государства по охране здоровья и по социальному обеспечению граждан, но и включал здравоохранение в систему социального обслуживания.
     В современных условиях роль государства в сфере здравоохранения состоит в создании и поддержании "определенных гарантий для каждой конкретной личности в области предоставления медицинской помощи, в создании разветвленной сети доступных лечебно-профилактических учреждений, в которых медицинская помощь оказывается бесплатно, а также в принятии ряда законодательных актов, регулирующих вопросы здравоохранения"9.
     Правовое регулирование отношений по охране здоровья граждан в российской правовой системе представлено следующими уровнями: нормы Конституции РФ (ст. ст. 41, 72), нормы Федерального закона"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", нормы законов субъектов Российской Федерации, нормы подзаконных актов. Наибольший объем регулирования приходится именно на уровень подзаконных актов.


     2 Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
     2.1 Гарантии государства, касающиеся конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь
     
     Согласно ст. 2 Конституции РФ в обязанности Российского государства входит не только признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, но и их защита. Государственная защита права на охрану здоровья от нарушений, вызванных объективными причинами переходного периода и выражающихся в негативных последствиях, состоит прежде всего в обеспечении каждому человеку достойной жизни и свободного развития, доступной и качественной медицинской помощи. Государство предпринимает огромные усилия, чтобы исправить ситуацию в сфере здравоохранения, осуществляется разработка национального проекта «Здоровье», Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года10, стимулирование рождаемости, строительство перинатальных центров, внедрение высоких технологий в медицину. Принимаются меры, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан России, в результате которых в августе 2009 г. впервые за последние 15 лет в России зафиксирован естественный прирост населения. Данные меры требуют значительных финансовых вложений и зависят от экономического развития государства. Благодаря этим мероприятиям в России, на сегодняшний день, сформировались положительные демографические тенденции. Однако проблемы в этой сфере накапливались десятилетиями, и решить их в одночасье не представляется возможным. Все это свидетельствует об особой остроте в государственном масштабе проблем, связанных с обеспечением и защитой права на охрану здоровья российских граждан, с серьезными противоречиями между юридическим закреплением и фактическим его осуществлением.
     Кроме того, защита права на охрану здоровья требует принятия адекватных мер не только со стороны соответствующих государственных органов, но и со стороны гражданского общества, самих граждан. Гражданское общество в России на сегодняшний день находится в процессе становления. У многих граждан отсутствуют чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, правовая, физическая и нравственная культура, готовность самим активно защищать свои права. На это должны быть направлены все усилия семьи, школы, средств массовой информации, общественных организаций и других институтов гражданского общества. 
     
     2.2 Медицинское страхование граждан РФ
     
     Медицинское страхование — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств.
     Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд.
     Медицинское страхование, как способ защиты государством прав пациента на полноценное лечение и охрану собственного здоровья, уходит корнями вглубь веков. Издавна к недобросовестным лекарям и мошенникам от врачевания применялись суровые наказания. Медики, не располагающие требуемой квалификацией и знаниями, не только лишались права заниматься врачебной практикой, но попадали в суровые жернова закона.
     В России с 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование свойственно странам с социально ориентированной рыночной экономикой и является частью системы социального страхования государства. Добровольное представляет собой самостоятельный вид медицинского страхования, 
     Правовой базой охраны здоровья населения и медицинского страхования в России является, в первую очередь, Конституция Российской Федерации, декларирующая право каждого гражданина на медицинскую помощь (статья 41). Помимо этого существует ряд законов, направленных на охрану здоровья населения, а именно:
         Закон об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации11;
         Закон о психиатрической помощи населению и правах граждан при ее проведении12;
         Основы законодательства об охране здоровья населения (1993 год);
         О мерах по предупреждению распространения заболеваний, вызванных ВИЧ13.
     В этом же правовом поле действует и Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О  рекламе»14 (в части гарантии прав при распространении рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения).
     Услуги по страхованию в России развиваются поступательными темпами. Большинство россиян уже знают, что такое обязательное медицинское страхование (ОМС), и даже являются владельцами полиса. При этом далеко не все располагают полной информацией о добровольном медицинском страховании и его преимуществах. Оба эти вида при кажущемся сходстве имеют массу различий.
     Обязательное медицинское страхование – это гарантированный государством комплекс мер материального обеспечения граждан и членов их семей при болезни, потере трудоспособности, в старости; охраны здоровья матерей с детьми и пр.
     Добровольное медицинское страхование проводится на базе договора, порядок заключения которого и общие условия устанавливаются страховой компанией самостоятельно, - но в рамках положений Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»15. Следует иметь в виду, что отдельные нюансы договоров у различных страховщиков могут быть разными.
     Добровольное медицинское страхование обеспечивает оплату медицинских услуг, имеющих отношение непосредственно к лечению. Причем, программы страхователю предлагаются самые разные – на выбор. Некоторые из них предполагают медицинское страхование на случай стойкой и временной нетрудоспособности или необходимости реабилитации; а отдельные предложения могут включать даже такие элементы, как оплата спортивно-оздоровительных услуг и приобщение к здоровому образу жизни.
     Обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
     Субъектами РФ гарантируется также дополнительный объём бесплатной медицинской помощи. 
     Добровольное медицинское страхование является дополнительной программой к установленному объёму медицинской помощи, что действует для лиц, указанных страхователями в качестве выгодополучателей. ДМС осуществляется за счёт средств определённого бюджета, личных взносов граждан, взносов работодателя.
     Следует отметить, что ДМС страхует не здоровье, но затраты на лечение; последние возмещаются застрахованному обыкновенно или по этапу медицинского вмешательства (фармакология, диагностика, стационар), или по видам оказанной медицинской помощи (стоматология, гинекология, косметология, случай смерти), или по долям расходов на оплату оказанной медицинской помощи (полное возмещение, процентное возмещение, возмещение в пределах определённой суммы).
     Добровольное Медицинское Страхование принято подразделять на индивидуальное (учитывающее сложность конкретного заболевания конкретного лица) и на коллективное (учитывающее риск возникновения определённых заболеваний у группы лиц).
     Платные медицинские услуги предоставляются гражданам медицинскими учреждениями в рамках заключённых договоров в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.
     Для осуществления данного вида деятельности медицинскими учреждениями необходимо наличие у них соответствующего сертификата и лицензии. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
     Платными медицинскими услугами являются:
     - виды медицинской помощи, не включённые в перечень гарантированных государством и субъектом РФ;
     - медицинские услуги, предоставляемые по желанию граждан, свыше установленных стандартов объемов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
     - медицинские услуги, предоставляемые в плановом порядке гражданам, не имеющим права на их бесплатное получение.
     Обязательное медицинское страхование обладает рядом положительных моментов для граждан, таких как:
     - возможность получения медицинской помощи не только в месте постоянного жительства, но и на всей территории России;
     - работающие граждане считаются обеспеченными полисом обязательного медицинского страхования с момента подписания с ними трудового договора. И это не просто слова, а правовая норма, гарантированная Правительством, которую проводят в жизнь органы государственного управления, общественные организации, местная администрация, профкомы предприятий.
     Недостатком обязательного медицинского страхования является то, что оно покрывает далеко не все виды терапевтических и профилактических медицинских услуг, в которых может возникнуть необходимость у гражданина.
     Добровольное медицинское страхование также имеет свои плюсы. Один из самых приятных из них – это свобода выбора. Страхователь самостоятельно составляет страховую программу и выбирает медицинские учреждения из предложенных. При этом страховщик консультирует его по всем вопросам, но последнее слово в выборе остается все же за страхователем.
     Немаловажным нюансом можно считать и экономию времени, которую обеспечивает добровольное медицинское страхование. Нет нужды искать достойное медучреждение или толкаться в очередях под дверью врачебного кабинета. Держателю полиса открыты двери самых рейтинговых медицинских клиник, включенных в конкретную программу страхования.
     Добровольное медицинское страхование предполагает и существенную денежную экономию: владельцу полиса не назначат ненужного лечения и не станут вытягивать из него дополнительных денег. Страхователь, оплативший полис на весь срок его действия, застрахован от повышения тарифов на медицинские услуги.
     Другим позитивным моментом является высокое качество услуг при добровольном медицинском страховании, которое непрерывно курируется экспертами компании-страховщика. А если спорные моменты все же возникают – страховая компания всегда стоит на страже Ваших интересов.
     
     2.3 Юридическая ответственность за нарушение прав граждан в области здравоохранения
     
     Рассматривая юридическую ответственность за нарушение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь можно сказать, что она представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.
     В зависимости от того, какого рода правонарушение было допущено в связи с нарушением пра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44