VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конституционное право гражданина на участие в отправлении правосудия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012176
Тема: Конституционное право гражданина на участие в отправлении правосудия
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»




ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра конституционного и муниципального права




Курсовая работа

По Конституционному праву
на тему: «Конституционное право гражданина на участие в отправлении
правосудия»

















Потапова

Ксения Сергеевна

студентка 2 курса

очного отделения

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент

Головацкая М.В.
Работа допущена к
Работа защищена
защите
«___»____________2018г.
«___»____________2018г.
с оценкой______________
______________________
______________________
(подпись научного
(подпись научного
руководителя)
руководителя)

Коломна-2018

1

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основы исследования правового регулирования участия граждан в отправлении правосудия в науке Конституционного права.

1.1.   Понятие и сущность конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия………………………………………………….7

1.2.   Становление права граждан на участие в отправлении правосудия в РФ…………………………………………………………………………….8

1.2.1. Становление института присяжных заседателей……………………….9
1.2.2. Становление института народных заседателей………………………13

1.2.3. Становление института арбитражных заседателей…………………14

1.3.   Участие граждан в отправлении правосудия, как форма реализации народовластия……………………………………………………………15

1.4.	Участие граждан в отправлении правосудия и эффективность судебной системы…………………………………………………………16

Глава 2. Конституционно-правовой механизм участия граждан в отправлении правосудия.

2.1. Правовое регулирование организации и функционирования института присяжных заседателей…………………………………………………………20

2.2. Участие народных заседателей в отправлении правосудия……………23

Глава 3. Гарантии права граждан на участие в отправлении правосудия.

3.1. Гарантии реализации права граждан на участие в отправлении правосудия…………………………………………………………………………24

3.2. Меры государственной охраны и защиты конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия……………………………25

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………29














2

Введение

Данная курсовая работа посвящена исследованию конституционного права гражданина на участие в отправлении правосудия. Проблема власти – одна из главных проблем человечества, особенно его политической истории. Не обладая властью, никакая общность людей не может нормально существовать и развиваться. Однако содержание власти как сложного социального явления зависит от того – кто, как и в чьих интересах её в данном обществе осуществляет. В этой связи находится проблема участия в осуществлении политической власти народа, или его большинства.

Актуальность: в правовом государстве судебная власть является основой государственности, институтом, обеспечивающим социальный мир, правопорядок и стабильность в стране. В свою очередь, условиями демократического функционирования судебной власти являются конституционно закреплённые принципы правосудия. Судебная власть в России по своему качественному развитию в конце прошлого столетия заметно отстала от судебной власти цивилизованных стран (во многом из-за недостаточности законодательного урегулирования права граждан на участие в отправлении правосудия), поэтому, по мнению представителей отечественной школы права, назрела острая необходимость реформы судебной системы.

Верховный Совет РСФСР 24 октября 1991 года одобрил представленную Президентом РСФСР Концепцию судебной реформы, которая была положена в основу процесса реформирования правосудия в последующие годы. Концепция судебной реформы нашла своё отражение в конституционной модели правосудия, ориентированного на общепризнанные мировые стандарты в области прав человека, для реализации её положений в Российской Федерации были «приняты решительные меры по утверждению судебной власти, осуществляющие свои полномочия в интересах защиты прав и свобод человека

и гражданина, конституционного строя, единого экономического и правового пространства Российской Федерации».1 Судебная реформа подошла к этапу активных преобразований. Повсюду введён

суд присяжных, продолжается реформирование арбитражного судопроизводства, в частности, учреждён институт арбитражных заседателей. Всё это приблизило судебную власть к народу. В декабре 2004 года на VI Всероссийском Съезде Судей было отмечено, что «создана модель российского правосудия, отвечающая потребностям судебной практики и новым демократическим стандартам». При этом некоторые результаты проведённой реформы воспринимаются неоднозначно.



На мой взгляд, является неоправданным упразднение института народных заседателей, исчезновение из зала суда общественных обвинителей и


1 Васильева С. В., Виноградов В. Д. Конституционное право России –М.: Эксмо, 2010. – С. 44.
3

общественных защитников. Не менее актуальными и спорными являются внесудебные и досудебные процедуры, так называемое альтернативное разрешение споров. По мнению В. Яковлева, «необходимо использовать более рациональные методы отправления правосудия, более широко использовать альтернативные способы разрешения конфликтов». По моему мнению, эти новые для российской правовой действительности явления нуждаются в специальном исследовании.

Целью курсовой работы является конституционное право гражданина на участие в отправлении правосудия.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования и реализации конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.

Предмет исследования: нормы действующего законодательства, способствующие реализации конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия; сложившаяся государственно-правовая практика обеспечения конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия; научные публикации и судебные решения по исследуемым вопросам.

Гипотеза исследования: предполагаю, что концепция судебной реформы нашла своё отражение в конституционной модели правосудия, ориентированного на мировые стандарты в области прав человека.

Цели и задачи исследования: комплексное изучение конституционно-правового регулирования конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия; выявление и анализ теоретических и практических проблем реализации конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия

Для достижения указанных целей были определены следующие задачи:

1) Сформулировать понятие конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия;

2) Проанализировать содержание конституционного права граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия;
3) Определить место института участия граждан в отправлении правосудия
в политической системе общества;

4) Провести комплексный анализ механизма реализации конституционного права граждан в отправлении правосудия;

5) Выявить формы реализации конституционного права граждан на участие
в отправлении правосудия;
6) Проанализировать существующую систему гарантий конституционного

4

права граждан на участие в отправлении правосудия; исследовать юридические, политические, социальные и экономические гарантии;

7) Разработать предложения по совершенствованию данного законодательства Российской Федерации в сфере реализации конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.

Методологическая и правовая основы исследования: надменные категории и принципы современной материалистической диалектики. Над диссертацией использовались системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, формально-логический, юридико-технический методы исследования. Применялись различные виды толкования правовых норм, выводы и аргументы иллюстрировались примерами и практики судебных органов.

Правовую основу работы составили нормы Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федерального законодательства, решения международных городов, решения Конституционного Суда РФ, иных судебных органов.

Структура курсовой работы – работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка литературы.



Во введении рассматривается актуальность выбранной темы.

В первой главе «Основы исследования правового регулирования участия граждан в отправлении правосудия в науке Конституционного права» обсуждаются какие именно права и свободы есть у граждан РФ, сущность, становление прав граждан и какое участие занимает человек в отправлении правосудия в системе.

Во второй главе «Конституционно-правовой механизм участия граждан в отправлении правосудия» обсуждается участие граждан РФ в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей, так же участие народных заседателей в отправлении правосудия.

В третьей главе «Гарантии прав граждан на участие в отправлении правосудия» обсуждаются гарантии реализации прав граждан на участие в отправлении правосудия и меры государственной охраны и защиты конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.

В заключении подведены итоги исследования, на основе которых можно сделать следующие выводы:


5

1. Конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия следует понимать, как предоставленную и установленную государством и закреплённую в Конституции, обязанностью для органов государственной власти возможность гражданина РФ в установленных законом и порядке участвовать в осуществлении важнейшего вида государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением права.

2. Конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия является одним из основных политических прав. Объём правового регулирования, нормы, закрепляющие право граждан на участие в отправлении правосудия, выходят за рамки обычного субъективного права. Право на участие в отправлении правосудия является не столько субъективным правом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами. Право граждан РФ на участие в отправлении правосудия закреплено в действующей Конституции РФ в полном соответствии с требованиями и принципами демократии.

3. Участие граждан в отправлении правосудия является формой становления народного суверенитета при осуществлении судебной власти и важным составляющим политической системы.

4. К формам реализации конституционного права граждан в осуществлении правосудия применяется термин «гражданский долг». Это обусловлено тем, что это принцип судебной системы и гарантия осуществления конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, а также конституционного права гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Законодательство под «гражданским долгом» подразумевает обязанность. Лицо обязано явиться по повестке в суд для исполнения обязанностей заседателя. Граждане могут от этого отказаться, но только в случаях, предусмотренных законом. Таким образом, конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия с момента внесения гражданина в списки присяжных или арбитражных заседателей превращается в обязанность.

5. Применительно к конституционной норме об участии граждан в отправлении правосудия можно сказать о формах реализации и осуществления права: использование, исполнение и применение. Первая форма выражается в реализации возможности участвовать в рассмотрении дела, выступать в роли непрофессионального судьи. Следующая форма – исполнение обязанностей присяжного или арбитражного заседателя, она осуществляется в виде участия в рассмотрении дела по существу и принятия по нему решения. Последняя форма – применение гражданами норм права.

6


Глава 1. Основы исследования правового регулирования участия граждан в отправлении правосудия в науке Конституционного права.

1.1.	Понятие и сущность конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.

Конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия занимает особое место в системе конституционных прав граждан, оно призвано обеспечить демократический порядок становления судебных органов. Привлечение граждан к отправлению правосудия всегда рассматривалось, как черта, принадлежащая демократическому государству.

По высказыванию В. М. Лебедева, «участие представителей народа в отправлении правосудия – это форма реализации суверенитета народа в осуществлении важнейшего вида государственной власти».

Ч. 5 ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это положение конкретизируется в процессуальном законодательстве. Этот принцип основан на привлечении граждан к разрешению уголовных и арбитражных дел и является одним из способов проявления демократии, так как гарантирует участие представителей народа в осуществлении судебной власти. В настоящее время, согласно процессуальному законодательству, участие граждан в осуществлении правосудия возможно только в 2 формах: в качестве присяжных и арбитражных заседателей.2

Как и другие основные права, исследуемое право имеет несколько значений. С одной стороны, являясь нормой объективного права, олицетворяет основные решения законодателя и представляет собой руководящие принципы для правового порядка, в рамках которого существует правосудие. С другой стороны, - это субъективное право граждан Российской Федерации, которые могут требовать от органов государственной власти уважения и соблюдения этого права, в том числе и в судебном порядке.3

Таким образом, под конституционном правом граждан РФ на участие в отправлении правосудия следует понимать гарантированное государством и закрепленное в его основном законе обязательное для законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти субъективное политическое право гражданина России в установленных ФЗ формах быть участником процесса отправления правосудия.

По мнению А. В. Лебедева, «через право граждан на участие в отправлении правосудия осуществляется право граждан на участие в управлении делами


2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - - № 237. - 25 декабря 1993 г.

3 Голубок С.А. Конституционное право России. Учебное пособие. - М.: РИОР, 2008. - 161 с.

7

государства».

1.2.	Становление права граждан на участие в отправлении правосудия в РФ.

В России участие народных представителей правосудия имеет давние исторические корни. Ведь данный гражданский элемент присутствовал во все периоды существования нашего государства.

Чтобы понять нынешнюю концепцию конституционного права граждан РФ на участие в отправлении правосудия, необходимо изучить процесс его становления, начиная с того момента, когда в России впервые появился суд сословных представителей и суд присяжных. Именно он послужил началом отсчета для развития данного права в нашем государстве.

В России суды присяжных были введены в ходе судебной реформы 1864 года. Введение суда присяжных в России было воспринято неоднозначно. Одни восторженно хвалили его, как одно из проявлений демократизма государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой довольно остро. Среди последних были не только консерваторы и реакционеры, но и такие признанные всеми выдающиеся мыслители, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.4 К ведению суда присяжных были отнесены дела «о преступных деяниях, за которые в законе положены наказания, соединённые с лишением или ограничением прав. Из этого общего правила Судебные Уставы в первоначальной своей редакции допускали некоторые изъятия: «важнейшие дела о преступлениях должности оставались в ведомстве судов присяжных, но образуемых не при окружном суде, а при судебной палате или сенате; дела о преступлениях государственных подлежали ведомству или судебной палате, с сословными представителями, или верховному уголовному суду, учреждаемому каждый раз по особому Высочайшему указу».5 При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей-профессионалов и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные, которые отвечали установленным законом требованиям (возраст, состояние здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т.д.). Специально образовывавшиеся комиссии своевременно составляли списки всех, кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных. Списки эти утверждались губернаторами. После этого из них сначала по жребию, а затем с соблюдением установленной законом судебной процедуры отбирались 12 основных и обычно два запасных присяжных. Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили выбранных присяжных к присяге (отсюда их наименование). Дав присягу, они начинали участвовать в разбирательстве дела.



4 Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.:

Норма, 2007. - 784 с.
5 Судебный Устав
8

Основной функцией присяжных того времени, как и в наши дни, было принятие решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли высказать свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает он снисхождения при определении меры наказания. На основании решения (вердикта) присяжных судьи-профессионалы выносили приговор. Если он был обвинительным, то в нем назначалась конкретная мера наказания. Другими словами, судьи-профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения раздельно. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в судах основного звена общих судебных установлений окружных судах. В соответствии со статьей 201 Устава уголовного судопроизводства к числу таких дел относились дела о преступлениях или проступках, за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния. Реакция предпринимала неоднократные походы на суд присяжных, которые оказались, в конечном счёте, безуспешны.6 Законами от 9 мая 1878 года и от 7 июля 1889 года компетенция суда присяжных была существенно ограничена, по основному количеству дел он был заменён судом с сословными представителями. Что касается сословных представителей, то данное правовое явление дореволюционной России также следует рассматривать как форму реализации права граждан на участие в отправлении правосудия, схожую по своему содержанию с институтом народных заседателей, главенствовавшую в советской России. Судьба российского суда присяжных в те годы сложилась, как и во многих других странах, явно неудачно. К началу Первой мировой войны, а затем и событий 1917 года, когда дореволюционная судебная система была сломана до основания, он более или менее прочно обосновался лишь в центральных губерниях и не был внедрен на большей части территории Российской империи (в Прибалтике, Варшавском округе, на Северном Кавказе и

в Закавказье, Среднеазиатском регионе, Восточной и Западной Сибири и других местностях). Суд просуществовал в России до 1917 года и был упразднен ленинским декретом о суде.

1.2.1.	Становление института присяжных заседателей.

На протяжении своей истории российский суд присяжных не оставался статичным, а органично развивался в соответствии с изменениями, происходившими в государственном и общественном устройстве страны.

С 1864 по 1917 год он прошел несколько значимо отличающихся друг от друга периодов развития. Критерием периодизации истории суда присяжных может служить законодательство о присяжных, так как оно показывает существенные изменения в развитии этого института. Исходя из этого, можно выделить 4 периода существования отечественного суда присяжных.7



6 Устав Уголовного судопроизводства, 2005

7 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2009. - С. 136.
9


1. Первый период – 20 ноября 1864 года – 9 мая 1878 года.

Первый период длился с момента одобрения Александром II Судебных уставов 1864 года до начала кризиса суда присяжных в России. Это период эволюционного развития института присяжных заседателей, он характерен тем, что в его продолжении Уставы 1864 года действовали практически в своём первоначальном виде.

19 октября 1865 года Высочайшим указом было утверждено «Положение о введении в действие Судебных уставов 20 ноября 1864 года». В России создавались два судебных округа (Московский и Санкт-Петербургский), куда первоначально вошли следующие губернии: в первый - Московская, Владимирская, Рязанская, Тверская, Тульская, Ярославская, во второй - Санкт-Петербургская, Псковская и Новгородская. Формирование Московского судебного округа завершилось только к 1874 году, когда в его состав вошли Вологодская губерния, до этого в 1870 году - Смоленская и в 1871 году - Костромская.

Первый период истории отечественного суда присяжных фактически совпал со временем становления института присяжных заседателей в названных округах.

В одних губерниях (Нижегородской) оно проходило быстрее, в других - медленнее. Можно говорить о том, что процесс организационного и социально - психологического становления суда присяжных в ряде судебных округов завершилось к концу 70-х годов XIX века.

Объём юрисдикции суда присяжных в 1864-1878 годах был значительным, в сфере его компетенции находилось примерно 410 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В окружных судах на долю присяжных заседателей приходилось в 1873-1878 годах в среднем по стране 75.8 % всех решённых дел. Таким образом, суд присяжных, играя огромную роль в уголовном судопроизводстве, являлся главным звеном пореформенной судебной системы России.

Именно большое количество оправданных судом присяжных по сравнению с профессиональными судьями являлось серьёзной причиной нападок на суд присяжных. Французский историк XIX века Кардонн отмечал, что суд присяжных не оправдал возлагавшихся на него надежд, так как он разочаровал всех своей мягкостью и снисходительностью к опасным преступникам. Народ выступал на стороне ближнего своего, как считали многие, и не давал беспристрастного ответа к преступнику.

2. Второй период - 9 мая 1878 года - 7 июля 1889 года.

Второй период - время кризиса российского суда присяжных. 9 мая 1878 года был принят первый закон, существенно изменивший законодательство 1864 года о суде присяжных, 7 июля 1889 года - последний закон такого рода.

10

К концу 70-х - началу 80-х годов XIX века выяснились многочисленные недостатки российского суда присяжных, ставшие причинами его кризиса. Можно выделить три группы причин кризиса: юридические, ментальные и политические. Важнейшие из них -- юридические: несовершенство законодательства, мешавшее нормальному функционированию суда присяжных. Сюда можно отнести несоответствие материального и процессуального права, неудачный состав Временных комиссий, составлявших список присяжных. Ментальные причины кризиса состояли в том, что институт присяжных по своей сущности противоречил условиям самодержавной России, он оказался для неё слишком радикальным нововведением.

Положение было обострено и условиями внутриполитической жизни страны. Непредсказуемость решений присяжных по делам, носящим политический оттенок, не отвечала стремлениям правительства обеспечить порядок в стране. Правящие круги постарались изъять из ведения суда присяжных такие преступления, как сопротивление властям, убийство и покушение на убийство должностного лица и тому подобные. Кризис начался с принятия закона 9 мая 1878 года, временно изъявшего из компетенции присяжных заседателей преступления такого рода.

Под воздействием юридических, ментальных и политических причин с 1878 по 1889 год было принято более десяти временных и постоянных законов, значительно изменивших законодательство о присяжных. Фактически был создан новый суд присяжных, отличающийся существенным образом от подобного института образца 1864 года.

Под контрреформой в области суда присяжных имеется в виду пересмотр Судебных уставов, направленный на ограничение, и по возможности, ликвидацию рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Причины этих преобразований виделись лишь следствием «роста революционного движения в стране и возникновения второй революционной ситуации».

В годы кризиса был значительно улучшен состав заседателей: избирались только грамотные, умеющие читать по-русски, люди, сократилось число крестьян, наиболее бедных и необразованных среди присяжных заседателей, были приняты меры по привлечению более состоятельных людей на эти должности, исключение лиц малоимущих и недостаточно состоятельных в своих суждениях. Также были улучшены и стороны устройства суда присяжных, что поспособствовало успешному функционированию института. Были изменены и отдельные процедуры судопроизводства.

Например, ограничение права немотивированного отвода сторонами с шести - двенадцати до трёх заседателей, хотя процессуально и уравнивало стороны, но тем самым ограничивало права подсудимых. Тем не менее, большинство законодательных актов, принятых в период кризиса, положительно отразились на деятельности суда присяжных.8

3. Третий период - 7 июля 1889 года - 4 марта 1917 года.


8 Шумский И.Н. Конституционное право России. - М.: Юстицинформ, 2006. - С. 48.
11


Третий период - время эволюционного развития российского суда присяжных, оно длилось с окончания кризиса 1878-1889 года до начала законодательной деятельности Временного правительства по реорганизации суда присяжных. В его продолжении суд присяжных действовал по законам, установленным в предшествующий период.

В 70-80 -е годы XIX века суд присяжных был достаточно сильно изменён и приведён в соответствие с условиями и требованиями российской жизни. Поэтому не было необходимости что-либо серьёзно менять в нём после завершения кризиса. В 1895 году была проведена ревизия судебных мест Российской империи. Её результаты опровергли «неблагоприятные отзывы о суде присяжных». Таким образом, в середине 90-х годов XIX века произошло осознание того, что русский суд присяжных, в его варианте, созданном в

1878-1889 годах полностью удовлетворяет осуществлению целей правосудия.9

Законом от 3 июня 1894 года были упрощены процедуры принятия заседателями присяги, а также разъяснены судом их прав, обязанности и ответственность. Законом 2 марта 1910 года присяжные заседатели получили право знать какое наказание или другие последствия их решения грозят подсудимому, так снимался источник недоразумений, имевших довольно часто место из-за того, что присяжные, имея неверное представление о том, какое наказание грозит обвиняемому, оправдывали заведомо виновных людей. После принятия закона 2 марта 1910 года присяжные заседатели получили возможность более объективно подходить к решению участи подсудимых, так была устранена почва для упрёков «судей общественной совести» в несправедливой мягкости приговоров.

Репрессивность суда присяжных после завершения кризиса стала возрастать. Если в 1878-1889 годах она составляла в среднем по России 61,3%, то в 1890-е годы она возросла до 65,5%, но в 1900-е годы снизилась до 59,4%.

Первая мировая война не могла не отразиться на судебных системах воюющих стран. В России, как и в других государствах Европы, подсудность дел суду присяжных были в это время ограничена из-за создания различных чрезвычайных и военных судов, однако законодательство о суде присяжных не менялось.

4. Четвертый период - 4 марта - 22 ноября 1917 года.

Это период второго кризиса суда присяжных в России. Длился он с начала законодательной деятельности Временного правительства, касавшийся суда присяжных, до официального упразднения института присяжных Советской властью.

После прихода к власти Временного правительства развитие суда присяжных пошло по пути демократизации. В это время была значительно обогащена


9 Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2010. - С. 31.
12

компетенция суда присяжных. Во всех судебных органах институт сословных представителей заменялся на институт присяжных заседателей. В ведение присяжных заседателей были возвращены все категории дел, изъятые у них в период кризиса 1878-1889 годов: против порядка управления, должностные преступления, против общественного благоустройства и благочиния и прочие. Более того, заседатели получили возможность разбирать государственные преступления, которые никогда не были им подсудны. Таким образом, компетенция суда с участием присяжных заседателей в 1917 году была наиболее широкой за всё время существования этого института.10 Демократизация суда присяжных при Временном правительстве проявилась в том, что для избрания заседателей был отменён имущественный ценз, а также ряд других ограничений (национальных, религиозных).

Суд присяжных юридически прекратил своё существование в России после Октябрьской революции.

Восстановление отечественного суда присяжных начался с принятия Закона 16 июля 1993 года, регламентирующего устройство суда присяжных в Российской Федерации и особенности судопроизводства с участием «судей общественной совести». Этап этот продолжается до сих пор, однако выделить какие-то периоды в его рамках пока невозможно.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в России институт присяжных заседателей прошёл долгий путь развития и становления, обременённый несколькими кризисами, но в конечном итоге этот институт существует и по ныне, и является неотъемлемой, и важной частью судопроизводства.11

1.2.2. Становление института народных заседателей.

В 1917 г. после Октябрьской революции институт присяжных заседателей был отменен Декретом о суде № 16. Формой участия народных представителей в отправлении правосудия стал институт народных заседателей. Год спустя заседатели стали играть решающую роль в разрешении дел. Они могли сами назначить председательствующего или же устранить его от судебного разбирательства. В последующем этот институт видоизменился и приобрел форму судебного состава, состоявшего из профессиональных судей и двух народных заседателей, наделенных равными правами при рассмотрении дел по первой инстанции. В таком виде институт народных заседателей просуществовал до 1 февраля 2003 г. — по гражданским делам и до 1 января 2004 г. — по уголовным делам. На смену ему пришел институт присяжных заседателей, возрождение которого было предложено еще в Концепции судебной реформы в РСФСР. Этот процесс завершил Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 11З-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», установив форму участия граждан в


10 Безлепкин Б.Т.: Уголовный процесс России. Как все начиналось. - М.: КноРус, 2010

11 Власов В.И.: История государства и права России. - Ростов н/Д: Феникс, 2011
13

отправлении правосудия по уголовным делам.12
Значимое отличие института народных заседателей от института присяжных заседателей состоит в независимости последних от мнения судьи-профессионала, поскольку присяжные заседатели решают вопросы факта.

А именно: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния и, если виновен, заслуживает ли он снисхождения. Что же касается судьи-профессионала, то он решает вопросы права, меры наказания в случае вынесения присяжными обвинительного вердикта и др.

В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. В соответствии со ст. 440 УПК РФ коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей и двух запасных. Порядок привлечения граждан в качестве присяжных заседателей регламентируется названным выше Законом. Отказ от института народных заседателей был основан на ряде объективных причин, по которым деятельность народных заседателей не отвечала потребностям судопроизводства, не обеспечивая те задачи, которые на них возлагались. Основными причинами отказа от рассмотрения уголовных дел с участием народных заседателей явились низкое качество работы представителей общественности и высокий уровень затрат на их участие в уголовном судопроизводстве.13


1.2.3. Становление института арбитражных заседателей.


Относительно новым для отечественного судопроизводства является данный институт, учрежденный 5 мая 1995 г. в качестве эксперимента Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Начало эксперименту в 14 субъектах РФ положило решение Пленума Высшего Арбитражного Суда от 5 сентября 1996 г., которое утвердило Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Эксперимент был завершен принятием 31 декабря 1996 г. Закона о судебной системе. Окончательное законодательное закрепление институт арбитражных заседателей получил 31 декабря 2001 г. после вступления в действие Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации». Согласно этому Закону арбитражными заседателями могут быть граждане с безупречной репутацией, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и не менее пяти лет стажа работы в сфере экономической, финансовой, юридической,



12 М.Б. Смоленский, Г.А. Борисов, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков ; рец.: Н.В. Витрук, Е.Д. Проценко: Теория государства и права. - Ростов н/Д: Феникс, 2011

13 Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 11З-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»
14

управленческой или предпринимательской деятельности. Арбитражные заседатели участвуют при рассмотрении арбитражными судами первой инстанции дел, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Их участие обусловлено ходатайством какой-либо стороны о необходимости привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению дела. При удовлетворен

ии такого ходатайства состав суда будет состоять из двух арбитражных заседателей и профессионального судьи. В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели при выяснении обстоятельств дела и его разрешении имеют равные права с председательствующим профессиональным судьей. Списки арбитражных заседателей составляются арбитражными судами субъектов РФ на основе списка кандидатов, представленных торгово-промышленными палатами объединения предпринимателей, а также иными общественными и профессиональными объединениями. Впервые участвующие в рассмотрении дел арбитражные заседатели обязаны принять Присягу. В качестве арбитражных заседателей не могут быть привлечены лица, занимающие государственные должности, лица, занимающие выборные должности в органах местного самоуправления, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44