VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конституционно-правовые и административные способы обеспечения права граждан на медицинскую помощь

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001443
Тема: Конституционно-правовые и административные способы обеспечения права граждан на медицинскую помощь
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени императора Петра I»

(ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ)

Гуманитарно-правовой факультет

Кафедра конституционного и административного права

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой
_____________Бухтояров Н.И.
«___» ______________ 201_ г.




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

Тема: «Конституционно-правовые и административные способы обеспечения права граждан на медицинскую помощь»





Автор выпускной квалификационной работы


Кулешова Татьяна Викторовна
Руководитель выпускной квалификационной работы


к.э.н., доцент Бухтояров Н. И.





ВОРОНЕЖ-2017
ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ

Кафедра: конституционного и 			УТВЕРЖДАЮ
административного права				«___» _______________ 201_ г.
Факультет: гуманитарно-правовой		Зав. кафедрой ____________
Направление: Юриспруденция 			к.э.н., доцент Бухтояров Н.И.
(профиль Государственно-правовой)

ЗАДАНИЕ
по бакалаврской работе обучающегося

Кулешовой Татьяны Викторовны

1. Тема работы: «Конституционно-правовые и административные способы обеспечения права граждан на медицинскую помощь»
утверждена приказом по университету от «___» _________ 201_ г. №____.
     
2. Срок сдачи обучающимся законченной работы: «___» _________ 201_ г.
     
3. Исходные данные к работе:
Конституция РФ, нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, учебники и учебные пособия, монографические исследования, научные статьи, электронные ресурсы.

4. Перечень подлежащих разработке вопросов: 
понятие и классификация норм права регулирующих оказание медицинской помощи; правоотношения, складывающиеся в процессе реализации конституционно-правовых и административных способов обеспечения права граждан на медицинскую помощь. 

5. Перечень графического материала: нет.
     

6. Дата выдачи задания: «27» мая 2016 г.
     
     
     
Руководитель			__________________


Задание принял к исполнению	 _________________

Календарный план

№
Наименование этапа
Срок выполнения
Примечание
1
Подбор и анализ литературы
июнь-июль 2016 г.
выполнено
2
Написание первой и второй главы
август 2016 г.
выполнено
3
Написание третьей и четвертой главы
сентябрь 2016 г.
выполнено
4
Оформление списка использованной литературы
октябрь 2016 г.
выполнено
5
Написание введения и заключения
ноябрь 2016 г.
выполнено
6
Доработка содержания в соответствии с замечаниями руководителя
декабрь 2016 г.
выполнено
7
Оформление работы 
январь 2017 г.
выполнено




Обучающийся								Кулешова Т.В.



Руководитель работы							Бухтояров Н. И.







Содержание
Введение	5
Глава 1. История становления и развития законодательства об охране здоровья, понятие медицинской помощи.	10
Глава 2. Конституционно-правовое регулирование обеспечения права граждан на медицинскую помощь	20
2.1. Анализ положений Конституции РФ, регламентирующих оказание медицинской помощи	20
2.2. Нормативно-правовая  база при оказании бесплатной медицинской помощи гражданам	24
2.3. Способы обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи	31
Глава 3. Административно-правовое регулирование обеспечения оказания медицинской помощи.	37
3.1.  Органы, осуществляющие контроль, в области здравоохранения.	37
3.2. Способы административного обеспечения права граждан на медицинскую помощь	41
Заключение	58
Список использованных источников и литературы	61












Введение
     Права и свободы человека являются высшей ценностью и согласно Конституции Российской Федерации их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения.
     На конституционном уровне гарантируется наличие в Российской Федерации бесплатной системы медицинской помощи – граждане Российской Федерации освобождаются от непосредственной платы за оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, бремя финансирования возлагается на соответствующие бюджеты, страховые взносы и иные поступления. 
     Данное право закреплено в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Однако существуют проблемы, порождающие препятствия в реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
     Необходимо обратить внимание на реализацию конституционных социальных прав и свобод граждан, конкретизирующих провозглашенный в ст. 7 Конституции Российской Федерации принцип социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Но пока в социальной сфере государство законодательно гарантирует лишь те права, которые в состоянии обеспечить в силу своих экономических возможностей1.
     Отмечаются нередкие случаи нарушения и несоблюдения права граждан РФ на медицинскую помощь и, в частности, не предоставление всего объема бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, что преимущественно связанно с недостаточным финансированием государственной системы здравоохранения. В результате граждане вынуждены оплачивать часть своего лечения из собственных средств - больные либо приобретают лекарства и расходные медицинские материалы за свои средства, либо неофициально оплачивают лечение медицинскому персоналу. Указанная проблема усугубляется низкой заработной платой медицинских работников, которая вполне соизмеримо воспринимается как малоценность труда врача; сокращением лечебных коек в государственных учреждениях здравоохранения; значительным сокращением подготовки числа врачей и медсестер в государственных медицинских университетах и медицинских училищах. Все это обусловливает бесспорную актуальность изучения вопросов современного состояния конституционно-правового и административного обеспечения права граждан на медицинскую помощь под углом зрения его содержания, значения и практической реализации.
     В настоящее время в Российской Федерации планирование изменений в сфере здравоохранения осуществляется на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 2942, программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением правительства РФ от 19.12.2016 г. №14033, а также Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2599-р4. Положительным моментом этих преобразований является то, что пациент получил статус равноправного субъекта в отношениях, связанных с оказанием ему медицинской помощи. Однако, в целом, для правоотношений, складывающихся в сфере оказания медицинских услуг, пока еще характерны низкий уровень правовой культуры населения, недостаточное правовое обеспечение отдельных видов медицинской помощи и влияние сложившихся в российском здравоохранении методов административного управления.
     Степень научной разработанности темы. При написании выпускной квалификационной работы учитывались выводы и положения, нашедшие отражение в трудах многих ученых-юристов, в том числе в области конституционного права. В первую очередь к ним необходимо отнести работы таких авторов, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Г.В. Барабашев, Д.Н. Бахрах,  А.П. Коренев, О.Е. Кутафин, Н.А. Михалева, А.А. Мишин, Ю.А. Тихомиров, Г.Н. Чеботарев, B.C. Чернявский, В.Е. Чиркин, Старченко А. А.  и др.
     Вопросами организации охраны здоровья и оказания медицинской помощи активно занимались и занимаются не только правоведы. Большое значение для анализа выбранной темы выпускной квалификационной работы имеют научные труды специалистов в области организации и истории российской медицины (О.Ю. Александровой, Ф.Е. Вартаняна, Н.Ф. Герасименко, Ф.Н. Кадырова и др.)
     Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе реализации конституционно-правовых и административных способов обеспечения права граждан на медицинскую помощь.
     Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в Конституции РФ 1993 г., законах и иных подзаконных актах Российской Федерации, регулирующих оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
     Целью выпускной квалификационной работы является системное научно-правовое изучение конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь с точки зрения его самостоятельности и во взаимосвязи с другими социальными правами граждан России, и на основе этого - выработка конкретных предложений по совершенствованию законодательства об охране здоровья в Российской Федерации.
     Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
* произвести анализ Конституции Российской Федерации 1993 г. и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере оказания медицинской помощи;
* осуществить системный анализ конституционного права граждан РФ на медицинскую помощь, раскрыть содержание и показать его место в системе основных прав и свобод российских граждан;
* обосновать основные характеристики здоровья человека как конституционно-правовой ценности на основе правовых и социальных отношений в современном российском обществе;
* рассмотреть и систематизировать существующие гарантии осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации, действующие административные, процессуальные, финансовые и иные механизмы защиты прав граждан при оказании медицинской помощи;
* произвести анализ практики применения систем обязательного медицинского страхования в России с целью определения их роли в механизме осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь;
* исследовать существующее административное обеспечение системы здравоохранения, существующее в Российской Федерации. 
     В выпускной квалификационной работе использовались теоретические и методологические основы исследования, которые включают в себя общенаучные методы познания социально-правовых процессов, а также производные методы исторического, логического, сравнительно-правового, системного, структурно-функционального и конкретно-социологического анализа.
     Юридическая база выпускной квалификационной работы - конституционное, административное, гражданское законодательство и законодательство других отраслей права.
     Методической основой исследования явились Конституция Российской Федерации, законодательные акты Федерального Собрания и субъектов Федерации, документы государственных органов и общественных организаций.
     Научная новизна исследования состоит в том, что в работе на основе комплексного анализа конституционно-правовых и административных способов обеспечения права граждан РФ на медицинскую помощь выявлены тенденции проводимых реформ в сфере здравоохранения, развития законодательного обеспечения сферы здравоохранения и его соответствия международно-правовым стандартам по вопросам защиты прав человека, охраны здоровья и окружающей среды, рассмотрены взаимосвязи указанного права с иными конституционными правами, акцентировано внимание на правовом регулировании платной медицинской помощи, роли системы здравоохранения, обязательного медицинского страхования в механизме реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь, а также изучена и проанализирована система гарантий и защиты указанного конституционного права.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. История становления и развития законодательства об охране здоровья, понятие медицинской помощи.
     Правовые особенности регламентации медицинской деятельности в России в историческом контексте представляются важными в связи с тем, что знание аспектов регулирования медицины в прошлые исторические периоды позволит более четко представить и осознать те направления, по которым осуществлялась регламентация, обобщить имеющиеся, но разрозненные сведения по указанной проблеме, а также, базируясь на полученных результатах, предлагать пути совершенствования отечественного законодательства в сфере здравоохранения.
     Для выявления природы исторических корней права на охрану здоровья, следует проследить возникновение и развитие отношений по охране здоровья в их исторической изменчивости. Потому при анализе истории становления права на охрану здоровья необходимо постоянно прибегать к истории здравоохранения и медицины.
     Многие проблемы, возникающие в ходе реформы здравоохранения, можно в значительной степени объяснить отсутствием исторического анализа опыта становления и развития законодательства о здравоохранении в России.
     Комплексный анализ состояния и регулирования медицинского дела в Древней Руси позволяет прийти к выводу о наличии трех принципиальных разновидностей оказания медицинской помощи: это медицина народная, монастырская, а также светская.5
     Характеризуя основные черты народной медицины относительно ее регламентации, необходимо отметить, прежде всего, тесную связь с традициями язычества, верой в сверхъестественные силы. Следствием повышения роли церкви в жизни общества явился переход этапа молодой древнерусской медицины от стадии народной медицины в этап монастырской.
     Наиболее значимыми источниками древнерусского права, в которых содержались аспекты регулирования врачевания, можно считать «Церковный Устав» Владимира Святославича и Русскую Правду. Лекари монастырских больниц рассматривались как определенный слой населения державы - «церковные люди», а больницы относились к церковным учреждениям.
     Благодаря положениям первого свода писаного русского права сохранились сведения о возмездном характере оказания медицинской помощи в светской медицине Древней Руси.
     Таким образом, Русская Правда регламентировала отношения по охране здоровья большей частью применительно к нормам светской медицины. Положения Церковного Устава регламентировали нормы монастырской медицины, а народная медицина регулировалась морально-этическими нормами, традициями и обычаями.
     Значительную роль в деле организационно-правового регулирования медицины в шестнадцатом веке играл Аптекарский приказ - центральный орган управления медицинским делом в России. Приказ был создан в 1581 году с целью централизации государственного управления здравоохранением.6
     Аптекарский приказ играл роль одновременно Министерства здравоохранения и Академии медицинских наук. Аптекарский приказ заведовал аптеками, нанимал на царскую службу иностранных врачей, закупал медикаменты, организовывал сбор лечебных трав.
     Первым начало развитию медицины в России положил Петр I. Для «обеспечения страны русскими врачами он повелел в 1706 г. устроить «госпиталь» и Москве с медицинской школой при нем, «да из иноземцев и из русских, изо всяких чинов люден набрать для аптекарской науки 50 человек». Практически все врачи до середины XVIII века направлялись на службу в военные полки.
     С Петра I берет начало прогрессивная правовая регламентация врачебной деятельности. Законодательные акты: Воинский (1716) и Морской (1720) Уставы определяли требования не только профессиональной деятельности «об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям», но и к личным качествам врача. Учитывая уровень развития медицины начала XVIII века, борьбе с предотвращением инфекций ввиду трудностей лечения придавалось первостепенное значение. Глава 10 Морского Устава - «О лекарях» регламентирует вопросы профессиональной деятельности лекарей.
     Сенатский Указ 1721 г. «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям» носит комплексный характер и посвящен регулированию целого ряда направлений медицинской деятельности, ключевыми из которых представляются общие правила организации аптек, контроль за деятельностью аптек и надзор со стороны органов управления медицинским делом за функционированием госпиталей. Указанный документ запрещал медицинскую практику людям, не получившим на то право от Аптекарской канцелярии.
     Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице - Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года - в Медицинскую канцелярию.
     К знаменательным событиям периода Российской Империи, вошедшим в историю правового регулирования медицинской деятельности России и значительно усовершенствовавшим оказание медицинской помощи в условиях госпиталей, стоит отнести появление в 1735 году Указа, носившего название «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей»7. Можно сказать, что данный документ явился обобщающим комплексным нормативным актом, в котором определены общая организационно-штатная структура госпиталей, обязанности должностных лиц, порядок освидетельствования в условиях госпиталя, подготовка лекарей у постели больного и другие.
     Отдельный сборник юридических актов под названием "Врачебно-санитарное законодательство в России" был издан в 1913 г. в Санкт-Петербурге. Несмотря на то. что эти документы отражали в основном различные вопросы санитарно-полицейского характера, они сыграли значительную роль в развитии основ отечественного медицинского права.
     В советский период истории страны вопросы здравоохранения полностью регламентировались государством через различные нормативные акты (декреты, постановления, законы, указы и т.д.).
     Правовыми основами Российского законодательства о здравоохранении в настоящее время являются:
* соответствующие положения Конституции Российской Федерации и конституций республик в составе Российской Федерации;
* Закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и другие законы Российской Федерации;
* указы и другие нормативные акты Президента России;
* постановления Правительства Российской Федерации;
* приказы, инструкции и положения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
* правовые акты субъектов Российской Федерации.
   В Конституции РФ (1993 г.) отдельная статья 41 посвящена праву граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь.
   1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
   2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
   3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
   Кроме того, вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены и в других статьях Конституции РФ (ст. ст. 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 и др.).
   Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 году, также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
   Значительным событием в области охраны здоровья населения России стало принятие 22 июля 1993 г. "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", которые были разработаны институтом социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н.Е. Семашко.
   При подготовке данного Закона были использованы международные правовые акты (Декларация прав человека, Европейская стратегия по достижению здоровья для всех (ВОЗ, 1980 г.), Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья (1989 г.)), отечественный опыт, предложения по совершенствованию и повышению качества медицинского обслуживания.
   Одной из важнейших статей Основ является статья 2, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:
1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья.
3. Доступность медико-социальной помощи.
4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
5. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
     В настоящее время в РФ действует целый ряд законов, детально регламентирующих отдельные направления практической медицинской деятельности:
-   Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
* Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека";
* Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
* Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов";
* Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
* Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
* Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";
* Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
* Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и др.
   Кроме вышеперечисленных Законов ожидается принятие следующих нормативных актов:
* о здравоохранении в Российской Федерации;
* о государственном регулировании частной медицинской деятельности;
* о правах пациентов;
* о страховании профессиональной ответственности медицинских работников;
* о медицинских изделиях;
* о рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств.
     Научные определения понятия «медицинская помощь» в настоящее время  не характеризуются единством.
     Например, З. В. Каменева определяет медицинскую помощь как деятельность медицинского учреждения (медицинского работника) по оказанию услуг в целях сохранения, укрепления, предупреждения, лечения либо восстановления физического и психического здоровья человека, регулирования, управления и конструирования жизнедеятельности человеческого организма с использованием всех дозволенных методов и технологий8.
     По мнению Н. Б. Найговзиной, «медицинская помощь - осуществляемая медицинскими работниками медицинская деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья граждан»9.
     Р. А. Галкин предлагает понимать под медицинской помощью «социально и доктринно обусловленный комплекс организационных, тактических, реабилитационных, деонтологических действий, обеспечивающих в оптимально короткий срок полный или частичный переход от состояния болезни к преморбидному состоянию физического, душевного и социального благополучия человека в системе его жизнедеятельности»10.
     Обращает на себя внимание, что данное определение подчеркивает обоснованность, оптимальность, обусловленность и целенаправленность медицинской помощи, но, к сожалению, в качестве основания оказания медицинской помощи называется только болезнь.
     Несмотря на различные точки зрения авторов относительно понятия «медицинская помощь», считаю, что для того чтобы определить понятие медицинской помощи, необходимо выделить ее основные признаки.
     1. Медицинская помощь - это совокупность правоотношений, т.е. общественных отношений, урегулированных нормами права11.
     2. Правоотношения возникают по поводу предоставления необходимого комплекса медицинских услуг лечебного и (или) профилактического характера (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение, изоляция), а также обеспечения медицинскими приспособлениями (очки, костыли), отпуска необходимых медикаментов по рецепту врача или другого квалифицированного специалиста, предоставления специализированных продуктов питания, а также ухода за выздоравливающим. Данный признак следует из анализа указанного Закона, где говорится, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, в том числе выплату пособия по временной нетрудоспособности; граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. То есть медицинская помощь - это проведение любых мероприятий по улучшению состояния здоровья гражданина.
     3. Получателем медицинской помощи является физическое лицо, утратившее здоровье; при этом под здоровьем необходимо понимать состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
     4. Медицинская помощь оказывается как в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, так и вне их (в том числе на дому, в условиях дневного стационара).
     5. Медицинская помощь оказывается врачами и представителями иных медицинских профессий (медсестрами (медбратьями)), а также лицами, обладающими достаточной квалификацией для оказания помощи и замещения должности в медицинском учреждении.
     Медицинскую помощь следует отличать от первой помощи, которая оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью до оказания медицинской помощи. Первая помощь оказывается лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел РФ, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
     6. Источниками финансирования медицинской помощи являются средства обязательного медицинского страхования, в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средства бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, средства работодателей, граждан (при этом под «гражданами» нужно понимать как лиц, утративших здоровье, так и их представителей) и благотворительности.
     7. Цель оказания медицинской помощи - сохранение, улучшение или восстановление здоровья гражданина, а также его трудоспособности и способности удовлетворять свои личные потребности.
     С учетом сказанного медицинскую помощь следует определить как совокупность правоотношений по поводу предоставления необходимого комплекса медицинских услуг лечебного и (или) профилактического характера (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение, изоляция), а также обеспечения медицинскими приспособлениями (очки, костыли), отпуска необходимых медикаментов по рецепту врача или другого квалифицированного специалиста, предоставления специализированных продуктов питания, а также ухода за выздоравливающим, оказываемых физическому лицу, утратившему здоровье в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, а также вне их (в том числе на дому, в условиях дневного стационара) врачами и представителями иных медицинских профессий за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы PCD, средств работодателей, граждан и средств благотворительности с целью сохранения, улучшения или восстановления здоровья гражданина, а также его трудоспособности и способности удовлетворять свои личные потребности.
     
Глава 2. Конституционно-правовое регулирование обеспечения права граждан на медицинскую помощь
2.1. Анализ положений Конституции РФ, регламентирующих оказание медицинской помощи
     Конституция РФ является основным законом, обладающим высшей юридической силой, выражающим волю народа, являющимся главным источником права, ядром всей системы правового регулирования общественных отношений в государстве. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ12.
     В ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». В Конституции признаются основные права и свободы, закреплены основные права и свободы граждан в сфере охраны здоровья, медицинского обслуживания, а также средств их защиты.
     Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность13.
     В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В ст. 19 Конституции РФ указывается три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, других обстоятельств; равноправие мужчины и женщины. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российское государство является социальным, и политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и здоровье людей, подчеркивается недопустимость лишения или произвольного (незаконного) ограничения прав.
     В свою очередь в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
     В Конституции РФ не только провозглашается право на охрану здоровья, но и гарантируется его реализация с помощью закрепления следующей системы конкретных мер, принимаемых государством: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственных, муниципальных органов местного самоуправления народ получает возможность непосредственного осуществления своей воли и власти».
     Право на охрану здоровья и медицинскую помощь означает гарантированную любому гражданину возможность пользоваться социальными благами в сфере общественного производства и распределения, различными благами социального обеспечения с целью поддержания высокого уровня физического и психического здоровья.
     Исследуемое право призвано обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, определяющих «качество жизни».14
     В сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации ключевым законом является Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный правовой акт разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания им медицинской помощи и является базовым нормативным документом для всей сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливая правовые основы ее регулирования. Он создает предпосылки для конкретизации государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, повышения ее доступности, расширения возможностей граждан выбирать медицинскую организацию и врача, улучшения управляемости системой здравоохранения15. 
     Вся деятельность здравоохранения Российской Федерации по оказанию бесплатной медицинской помощи планируется и осуществляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа государственных гарантий является подзаконным нормативным правовым актом, ежегодно пересматриваемым Правительством Российской Федерации. Именно указанная Программа является основным механизмом реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь в соответствующих учреждениях здравоохранения за счет государственных источников финансирования. На основании этой Программы регионы разрабатывают свои территориальные программы, которые далее трансформируются в государственные или муниципальные задания для конкретных медицинских учреждений.
     В сфере правового регулирования здравоохранения центральная фигура – всегда пациент, являющийся не просителем, а носителем безусловного права. Сегодня больной – не просто пациент, он имеет право знать все о своей болезни, об альтернативных способах лечения, о рисках и последствиях того или иного метода лечения, выбирать врача, оценивать его работу, в том числе и подавая судебные иски по возмещению всех видов ущербов. И ущемление пациента в праве на бесплатную медицинскую помощь является нарушением действующего законодательства на самом фундаментальном конституционном уровне. 
     Можно предположить, что действующее законодательство в части реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь нуждается в совершенствовании по ряду направлений: определенный объем оказываемой бесплатной медицинской помощи должен обеспечивать не только лечение, но и профилактику, реабилитацию и адаптацию гражданина к нынешним условиям жизни; следует установить виды, формы, основания ответственности для лиц, отказывающих или ненадлежащее оказывающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатную медицинскую помощь; необходимы подготовленные законодательные акты, регламентирующие: порядок оказания видов бесплатной медицинской помощи, порядок публичного контроля за оказанием медицинской помощи, порядок публичного контроля за расходованием бюджетных средств на оказание бесплатной медицинской помощи16. 
     В Конституции Российской Федерации и Основах законодательства Российской Федерации об охране здор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%