- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальная государственность России и право на охрану здоровья, медицинскую помощь
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012891 |
Тема: | Социальная государственность России и право на охрану здоровья, медицинскую помощь |
Содержание
51. Социальная государственность России и право на охрану здоровья, медицинскую помощь Оглавление Стр. Введение 3 Глава 1. Социальная политика российского государства в сфере охраны здоровья граждан 6 1.1. Охрана здоровья граждан как важнейший конституционный признак социального государства 6 1.2. Законодательство, направленное на охрану здоровья граждан 12 1.3. Право граждан на профилактическую медицинскую помощь 21 Глава 2. Право граждан на медицинскую помощь 27 2.1. Правовой анализ документов, направленных на медицинскую помощь гражданам 27 2.2. Право на медицинскую помощь инвалидам и пожилым 33 2.3. Право на медицинскую помощь гражданам с онкологическими заболеваниями 38 Глава 3. Разработка Медицинского кодекса как способа правового регулирования сферы здравоохранения в современном российском обществе 45 Заключение 52 Список использованной литературы 56 Введение В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь1. Основными принципами охраны здоровья граждан в российском государстве являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Отечественное законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих десятилетий. Однако, на сегодняшний день в сфере реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь ключевым законом является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который и описывает основополагающие принципы охраны здоровья граждан. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения состоит из комплекса мероприятий, включающего медицинские услуги, организационно-технические мероприятия и лекарственное обеспечение, направленные на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья. Они оказываются гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Вместе с тем, проблема прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья - одна из наболевших, дискуссионных, особенно в условиях российской действительности. Право на охрану здоровья относится к числу социально-экономических конституционных прав, реализация которого зависит от проведения государственной политики в сфере охраны здоровья граждан. Ведь именно состояние здоровья населения является одним из важнейших показателей развития государства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, несмотря на проявленный некоторыми исследователями интерес, практически не изучалось глубоко и предметно. Отдельные аспекты реализации и механизмов защиты были проанализированы в диссертационных работах А.Б. Литовка, В.П. Власенко, В.В. Дюжикова, В.Д. Черных, Л.А. Кавалерова; научных статьях А.И. Сергеева, Е.И. Козловой. Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как необходимо не только комплексно проанализировать конституционное право на охрану здоровья граждан, но и предложить некоторые механизмы по совершенствованию правового регулирования и реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Цель настоящего исследования – проведение системного анализа действующего законодательства, обеспечивающего право на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ, а также определение дальнейшего вектора развития и перспектив в правом регулировании охраны здоровья. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: * рассмотреть социальную политику российского государства в сфере охраны здоровья граждан; * исследовать охрану здоровья граждан как важнейший конституционный признак социального государства; * Изучить законодательство, направленное на охрану здоровья граждан; * дать правовой анализ документов, направленных на медицинскую помощь гражданам; * рассмотреть право на медицинскую помощь инвалидам, пожилым и гражданам с онкологическими заболеваниями; * предложить кодифицированный акт, позволяющий упорядочить законодательство, регулирующее комплекс правоотношений в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, тем самым устранив уже имеющиеся противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, а так же поднять на более высокий уровень содержание нормативного материала. Теоретической базой исследования послужили научные труды А.И. Сергеева , Г.М. Хамитовой , Т.Я. Хабриевой и некоторых других. Нормативной базой работы является Конституция РФ, Федеральный закон от 21.11.2011г. №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», иные федеральные законы и подзаконные акты. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка литературы. Глава 1. Социальная политика российского государства в сфере охраны здоровья граждан 1.1 Охрана здоровья граждан как важнейший конституционный признак социального государства Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ2). Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.) здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения. Здоровье – высшее неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого в той или иной мере утрачивают значение многие другие блага. Кроме того, здоровье населения является одной из составляющих национальной безопасности государства. Именно в силу значимости этого блага государство и право охраняют его от неправомерных посягательств. Условия развития современной России заставляют иначе, чем ранее, посмотреть на содержание, приоритеты и конкретную реализацию конституционного права на здравоохранение. В настоящее время происходит значительное увеличение части населения, нуждающейся в правовой и социальной поддержке со стороны государства, что требует сохранения, а вместе с тем существенного увеличения объема гарантий по реализации указанных прав. Право на охрану здоровья наряду с такими правами, как право на достойную жизнь, труд, образование, жилище, социальное обеспечение и социальную защиту, создание профсоюзов и т.д., относится к категории социальных прав. Праву на здравоохранение присущи все черты и характерные особенности социальных прав: * социальные права образуют составную часть системы неотъемлемых прав человека; * главной характерной чертой социальных прав является то, что они призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии; * социальные права являются базой формирования подлинно социального государства; * реализация социальных прав становится проблематичной в условиях недостатка материальных и финансовых ресурсов. От права на охрану здоровья следует отличать право на здоровье, которое включает в себя право на личную неприкосновенность, право на информацию о своем здоровье и право на конфиденциальность такой информации (п. 1 ст. 23 Конституции РФ; ст. 31 Основ законодательства об охране здоровья граждан3 ). Право на здоровье относится к личным неимущественным правам, которые представляют собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права. Каждая отрасль права в целях охраны здоровья устанавливает собственные правила поведения людей в отношениях, регулируемых этой отраслью, в зависимости от особенностей отношений и специфики юридического метода воздействия на эти отношения. Несмотря на то что право на здоровье закреплено Конституцией РФ и, соответственно, гарантировано каждому человеку, оно является одним из самых нарушаемых прав человека, что ведет к нарушению права на жизнь. Право на охрану здоровья является одним из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена отдельная норма – статья 41. Эта статья закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь за каждым. Это право корреспондирует с обязанностью государства охранять здоровье людей (часть 2 ст. 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает социальный характер государства. Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ и ч. 4 ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан4 ). Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым также означает, что иностранным гражданам, находящимся на территории России, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ч. 4 ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан5 ). В данном праве наиболее отчетливо проявляется та мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, в основе которой проявляется согласование личных и общественных интересов. Конституция РФ в ч. 2 ст. 41 указывает на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, тем самым закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на здравоохранение, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина. Конституционное право на медицинскую помощь, являясь системой правовых норм и гарантий, обеспечивающих возможность получения доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи, – это один из ключевых элементов права на охрану здоровья. Оно включает в себя возможность получения бесплатной медицинской помощи, а также оплачиваемой медицинской помощи. Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, конкретизируя эту норму, устанавливают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами Российской Федерации. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь означает гарантированную любому гражданину возможность пользоваться социальными благами в сфере общественного производства и распределения, различными благами социального обеспечения с целью поддержания высокого уровня физического и психического здоровья. Итак, охрана здоровья – это комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, социально- гигиенического, противоэпидемического и медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставления ему доступной медико-социальной помощи. Конституционное право граждан на здравоохранение есть неотчуждаемое право каждого человека и гражданина в Российской Федерации на получение требуемой ему адекватной защиты его здоровья и оказания ему медицинской помощи, в формах, установленных и гарантированных Конституцией РФ и текущим законодательством. Однако, можно выявить и те обязанности, которые человек должен выполнять в области охраны здоровья. (рис.1). Рисунок 1. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья Данное право является одним из главных социальных прав граждан, имеет комплексный характер и включает в себя право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на нормальные жилищные условия; на достойную заработную плату, позволяющую обеспечить полноценный и сбалансированный режим питания; на безопасные условия труда и охрану труда, право на отдых и благоприятную окружающую среду; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах; право на медицинское и социальное страхование; на получение своевременной квалифицированной медицинской помощи, на реабилитацию, необходимую для полного восстановления здоровья; право на судебную и иные формы защиты своих прав6. 1.2 Законодательство, направленное на охрану здоровья граждан Охрана здоровья, как одна из самых значимых и острых социальных проблем, нашла отражение в документах, принятых Организацией Объединенных Наций на пороге тысячелетия7. Достаточно отметить, что в Декларации тысячелетия ООН четыре из восьми целей развития тысячелетия (Millnneium Development Goals), сформулированных в качестве индикаторов эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах, имеют прямое отношение к праву на здравоохранение: цель 4 «Снижение детской смертности», цель 5 «Улучшение здоровья матерей», цель 6 «Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями», цель 7 «Обеспечение экологической устойчивости» [5]. За последние годы практически все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему является значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и др. Место, которое занимают отношения по охране здоровья граждан в социально-экономической жизни современных государств, предопределяет важность их правового регулирования. Нормы права, действующие в этой сфере, отличаются большой спецификой, поскольку регулируют чрезвычайно сложные отношения, субъектами которых являются государство, граждане, различного рода учреждения и организации. В настоящее время процесс законотворчества в сфере здравоохранения активно развивается, что связано с реформированием рассматриваемой сферы, а также с бурным развитием общественных отношений в сфере охраны здоровья в постиндустриальных странах, которое обусловлено повышенным вниманием населения к состоянию здоровья8. Издание законов о координации вопросов здравоохранения является конституционной обязанностью как федерального законодателя, так и законодателей в субъектах РФ, поскольку вопросы здравоохранения в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Согласно статье 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, законодательство РФ в сфере здравоохранения представляет собой двухуровневую систему и состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. В отличие от системы законодательства, включающей в себя акты исключительно законодательной природы, система нормативно- правовых актов охватывает собой все источники, посвященные урегулированию здравоохранительных отношений. Это связано с тем, что отношения в данной сфере затрагивают предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения самых различных публичных образований соответственно Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований 9. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»10 выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению, – 140.010.000. Согласно этому Указу в качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как: * управление в сфере здравоохранения; * медицинское страхование; * медицинские учреждения; * частная медицинская практика; * медицинская экспертиза и др. В соответствии с вышеизложенным иерархически выстроенную систему источников об охране здоровья населения можно представить следующим образом: 1) Конституция РФ, статьи 2, 7, 19, 20, 21, 38, 39, 41, 42, 46, 48, 52, 53, 72, 114 которой имеют самое непосредственное отношение к медицине; 2) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры; 3) специальное законодательство об охране здоровья граждан: * федеральное законодательство об охране здоровья граждан; * региональное законодательство об охране здоровья граждан; 4) общее законодательство об охране здоровья граждан (иные федеральные законы): Уголовный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законы субъектов РФ, содержащие нормы об охране здоровья граждан; 5) подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья граждан: а) акты органов общей компетенции: * указы президента РФ (например, указ президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»11); * постановления правительства РФ (например, постановление правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»12 ); * подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, а также высшим должностным лицом субъекта РФ (например, приказ правительства Краснодарского края «О внесении изменений в отдельные приказы министерства здравоохранения Краснодарского края» 13); * подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, принятые представительными органами муниципального образования (например, постановление городской думы г. Краснодар «Об утверждении положения об управлении здравоохранения администрации муниципального образования город Краснодар»14 ) и исполнительными органами муниципального образования (например, постановление администрации г. Краснодара «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие здравоохранения муниципальном образовании город»15 ); б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, органов специальной компетенции (например, приказы Министерства здравоохранения РФ: «О родовом сертификате», «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»16; приказы министерства здравоохранения Краснодарского каря: например, «о проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения Краснодарского края в 2018 году» 17 и другие); 6) иные источники, содержащие нормы об охране здоровья граждан (постановления Конституционного суда Российской Федерации, локальные нормативные акты органов управления здравоохранением и медицинских учреждений). Основной массив нормативно-правовых актов, регламентирующих систему здравоохранения, составляют нормы специального законодательства РФ и субъектов РФ. В России был принят базовый для всей сферы охраны здоровья граждан Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. Он направлен на соблюдение гарантий конкретизации конституционных прав граждан, охрану здоровья в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения в современных условиях. Этот документ имеет цель совершенствовать законодательство в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, заменяет ряд устаревший нормативно-правовых актов. Федеральный закон нацелен и на будущее, так как определены перспективные направления реформирования и модернизации здравоохранения, выработаны подходы к регулированию. Фактически осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. Приоритетное место среди основных принципов охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией о высшей ценности человека занимают соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение государственных гарантий с детализацией новых принципов охраны здоровья граждан. Определены более четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Среди принципиальных основ этого законодательства следует отметить важность профилактической направленности, а также приоритет охраны здоровья детей. Усилена ответственность органов государственной власти, в основном субъектов РФ, за обеспечение охраны здоровья граждан, а также качества и безопасность медицинской помощи. Наконец федеральный закон определил и придал значение актуальной проблеме доступности и качеству медицинской помощи. В новом законе урегулированы гарантия и условия бесплатного пребывания одного из членов семьи с больным ребенком в стационаре. Впервые выделена необходимость создания информационных систем в сфере здравоохранения и ведения персонифицированного учета при осуществлении государственного контроля и мониторинга медицинской деятельности. Причем контроль качества и безопасности медицинской деятельности определен в три уровня: государственный, ведомственный и внутренний. Следующий уровень законодательства в области охраны здоровья граждан образуют законы, принимаемые субъектами РФ. Конституция РФ в ст. 76 предусмотрела право субъектов РФ осуществлять законодательную деятельность по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и вне пределов ведения РФ. В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ лишь координация вопросов здравоохранения является совместным предметом ведения. Помимо сферы совместного ведения в исключительном ведении России находятся: * установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. «е» ст. 71 Конституции РФ); * вопросы охраны здоровья граждан, которые связаны с производством и порядком использования наркотических и ядовитых веществ (п. «м» ст. 71 Конституции РФ). Необходимо отметить, что система актов, образующих здравоохранительное законодательство, построена на началах субординации. Принимаемые субъектами РФ законы в сфере здравоохранения не должны противоречить нормам федерального законодательства, и в первую очередь нормам Конституции РФ и Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. С этой целью Министерство здравоохранения РФ осуществляет систематический мониторинг актов, принятых субъектами РФ, анализ разрабатываемых законопроектов, оказывает практическую помощь в проведении квалифицированных законопроектов через исполнительные и законодательные органы субъектов РФ. По предмету и способам правового регулирования законы субъектов Российской Федерации о здравоохранении можно разделить на несколько групп: * общие законы (их предмет регулирования схож с предметом регулирования Основ, что отражено и в названии: либо «о здравоохранении», либо «об охране здоровья»). В настоящее время многие субъекты РФ имеют данного рода акты. Например: закон г. Москвы «Об охране здоровья в городе Москве», закон Московской области «О здравоохранении в Московской области»18, закон Краснодарского края от 30.06.1997 года №90 – КЗ «Об охране здоровья населения Краснодарского края»; ; * законы, дополняющие общие законы о здравоохранении, имеющие аналоги в федеральном законодательстве. Например: законы Краснодарского карая «О государственном социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края», «О физической культуре и спорте в Краснодарском крае», «Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года»19 ; * законы, дополняющие общие законы о здравоохранении, но не имеющие аналогов в федеральном законодательстве. Например: закон Краснодарского края «Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края». Обзор законов, принятых в области здравоохранения, позволяет сделать вывод: установившаяся структура законодательства о здравоохранении в настоящее время очень неоднородна по своему составу, что обусловлено спецификой регулируемых этим законодательством общественных отношений, а также уровнем законодательной разработанности этой области. Базовая юридическая основа из фундаментальных нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья граждан является достаточно полной. Однако в условиях реформирования сферы здравоохранения требуется усовершенствование норм действующего законодательства и принятие новых законов, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья. 1.3 Право граждан на профилактическую медицинскую помощь Здоровье населения обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющих образ жизни человека и состояние среды его обитания. Причем одни факторы позитивно влияют на состояние здоровья населения, а другие, наоборот, оказывают отрицательное воздействие. Факторы, потенциально опасные для здоровья человека и способствующие возникновению заболеваний, называют факторами риска. Таким образом, факторы риска — это потенциально опасные для здоровья факторы, повышающие вероятность возникновения заболеваний, их развития и неблагоприятного исхода. Понятие «фактор риска» применяется к любому явлению, влияние которого повышает вероятность возникновения заболеваний. Наряду с непосредственными причинами заболеваний, факторы риска, действуя опосредованно, нарушают механизмы психофизиологической адаптации и создают условия для возникновения и развития заболеваний. Выявление факторов риска и профилактика хронических заболеваний способствуют сохранению здоровья и повышению качества жизни популяции. С учетом этого важнейшая задача органов государственной власти состоит в разработке комплекса мер, направленных не только на предупреждение заболеваний, но, прежде всего, и на коррекцию и устранение факторов риска их возникновения. Основные факторы риска условно можно объединить в 5 групп (рисунок 2). Рисунок 2. Классификация факторов риска Наиболее распространенные среди взрослого населения и поддающиеся коррекции факторы риска: * высокое артериальное давление; * курение; * алкоголизм; * повышенный уровень содержания холестерина в крови (гилерхолестеринемия); * несбалансированное питание; * избыточная масса тела; * низкая физическая активность; * избыточное потребление поваренной соли; * сахарный диабет; * психологические факторы. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем (статья 12. ФЗ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"): 1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; 2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; 4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Статья 30. ФЗ N 323-ФЗ) Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни (Статья 30. ФЗ N 323-ФЗ) Согласно статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено проведение профилактических медицинских осмотров в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов. Профилактический медицинский осмотр в отличие от диспансеризации включает меньший объем обследования, проводится за один этап, одним врачом–терапевтом участковым в любом возрастном периоде взрослого человека по его желанию, но не чаще чем 1 раз в 2 года (в год проведения диспансеризации профилактический медицинский осмотр не проводится). Основные цели профилактического медицинского осмотра: 1. Раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, к которым относятся: * болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания; * злокачественные новообразования; * сахарный диабет; * хронические болезни легких. 2. Выявление и коррекцию основных факторов риска развития указанных заболеваний, к которым относятся: * повышенный уровень артериального давления; * повышенный уровень холестерина в крови; * повышенный уровень глюкозы в крови; * курение табака; * пагубное потребление алкоголя; * нерациональное питание; * низкая физическая активность; * избыточная масса тела или ожирение. 3. Выявление потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом (Статья 30. ФЗ N 323-ФЗ)20. Виды медицинских профилактических мероприятий: * профилактическое консультирование отдельных индивидуумов обучение здоровью (класс XXI МКБ-10, Z70-Z76); * профилактическое консультирование групп населения – обучение здоровью (класс XXI МКБ-10, Z70-Z76); * профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий (класс XXI Z00-Z13 МКБ-10); * иммунизация, вакцинопрофилактика (класс XXI МКБ-10, Z20-Z29); * диспансеризация – диспансерное наблюдение и оздоровление; * профилактические оздоровитель....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: