- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Конфликты в процессе социализации современной молодежи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014254 |
Тема: | Конфликты в процессе социализации современной молодежи |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО» Институт социальных отношений Наименование факультета (института) Социальной адаптации и организации работы с молодежью __________________________________________________________________________ Наименованиевыпускающей кафедры 39.03.03 «Организация работы с молодежью» ______________________________________________________ (указываются код и наименования направления подготовки/специальности) Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) Конфликты в процессе социализации современной молодежи студента 4 курса очной формы обучения Евстегнеева Валентина Витальевича /ФИО/ Научный руководитель канд. пед. наук /ученая степень, звание, должность/ Коржуева Елена Васильевна /ФИО/ г. Калуга, 2018 г. Оглавление Введение 3 Глава 1. Общая характеристика конфликтов и процесса социализации 7 1.1 Сущность и составляющие социализации 7 1.2. Социализация молодежи в современном российском обществе 12 1.3 Конфликты в процессе социализации 19 Глава 2. Исследования на базе СОШ 27 2.1. Методы и методики исследования 27 2.2 Школьные службы примирения 31 Заключение 41 Список литературы 43 Введение Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств. Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения. Социология молодежи — это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь — это принципиально иное социальное образование, ни с кем не сравнимое, а всякие сравнения оказываются некорректными». Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена. В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение является в какой-то степени маргинализованным, неопределенным в обществе, что рождает множество проблем молодежного характера. Одной из проблем, в отношении которых сегодня назрела необходимость и возможность такого целостного философского осмысления, является социализация молодёжи. Кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе обостряют проблему социализации молодёжи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство, как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей, что ведёт к увеличению научных исследований, как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность. Важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодёжь, куда идёт, сама или подталкиваемая почти неуправляемой сейчас стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с её поведением? Ожидание ближних перспектив - это обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание дальних - выживание и благополучие своим детям и собственной старости завтра, и, как следствие, - судьба и перспективы социальных преобразований современной России. Как отмечал В.А Луков: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодёжи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции. В противоположность таким статичным, медленно изменяющимися обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодёжью». [22, c.120] Проблема социализации молодежи очень важна на сегодняшний день. От этого зависит будущее любого государства. Общие проблемы социализации, сущности и содержания этого процесса анализируется в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреенкова, С.С. Батенина, Л.П. Буевой, В.В. Москаленко, В.Г. Немировского, Б.Д. Парыгина и др. Постановка проблем социализации молодежи в условиях НТП дана в работах И.С. Кона, О.И. Шкаратина и А. М. Коршунова, Ю.Н. Давыдова и И.Б. Роднянской, К.Г. Мяло, С.Н. Иконниковой, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина, и др. Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии выделения рассматриваются в работах Л.А. Антипова, Г.И. Гилинского, А.Я. Кузнецовой, И.С. Кона и др. Институты социализации анализируются в работах Н.В. Андреенковой, В.Я. Титаренко и др. Актуальность данной темы состоит в том, что сегодня уже нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни общества и в обществе в целом обостряют проблемы социализации молодежи, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей. В этих условиях повышается актуальность научных исследований как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность и прежде всего - образование. В этой статье я попытаюсь обрисовать только некоторые идеи и возможные подходы к пониманию сущности процесса социализации в целом и социализации молодежи в том числе. Цель исследования: - изучение проблем социализации современной молодёжи Задачи: - проанализировать литературу по вопросам процесса социализации и её особенностей в среде молодёжи; - изучить общую характеристику конфликтов в процессе социализации; - рассмотреть особенности и проблемы конфликтов в процессе социализации современной молодёжи; Объект: -особенности социализации молодёжи. Предмет: -особенности конфликтов в процессесоциализации молодёжи. Методы: - анализ, изучение литературы, дедуктивный метод, метод теоретической интерпретации, структурно-функциональный метод. Глава 1. Общая характеристика конфликтов и процесса социализации 1.1 Сущность и составляющие социализации В обществе существует процесс, который сопровождается получением человеком социальных навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, и название такому процессу – социализация. В природе поведение живых существ обусловлено биологически, в отличии от людей, чьеповедение нуждается в процессе социализации. Поведение людей – биосоциальное. Для того что бы успешно участвовать в жизни социума, необходим процесс социализации личности – это процесс при котором человеком приобретаются взгляды, мнения, знания, формируются модели поведения в обществе, а также, так называемая модель социального взаимодействия. При всем при этом происходит взаимовлияние человека на общество, и общества на человека, что, как по мне, является неотъемлемой частью социализации. Человек проявляет себя как активный субъект общественных отношений, как полноправный гражданин [5, 89 c.]. Так же, немаловажное влияние оказывают поколения на жизнь человека в обществе. Они, в процессе взаимодействия, передают свою культуру в виде опыта, знаний, достижений и правил поведений. Индивид, становясь личностью, усваивает систему норм, определенные ценности в процессе формирования. Личность может развиваться в двух направлениях социализации: Интернализация социальных норм (вид поведения человека, при котором социальные нормы устанавливаются самостоятельно, в случае потребности в них) Социальное взаимодействие индивида (при этом способе поведения, человек начинает действовать в соответствии с ожиданием других участников отношений, повышая свою ценность и получая одобрение) Проводя анализ многочисленных концепций социализации, было получено, что все они тяготеют к одному из двух подходов, являющихся, как я считаю, противоположными в понимании роли индивида в процессе социализации. Первый подход является пассивным. Он означает, что человек принимает пассивную сторону в социализации, а также сам процесс представляется как процедура адаптации индивида к обществу, которое создает каждого своего члена в соответствии с его культурой. Этот подход определяется как субъект-объективный. Второй подход – это активный подход. При его использовании человек сам активно участвует в социализации и при этом не только адаптируется, но и влияет на себя самого и жизненные обстоятельства. Обычно, такой подход принято называть субъект-объективным. Социализацию, исходя из субъект-субъектного подхода, можно представить виде развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Это происходит во взаимодействии человека с условиями жизни на всех возрастных этапах [11, 166 с.]. В условиях конкретного общества, социализация представляет собой сочетание обособления и приспособления человека. Приспособление – это результат взаимодействия социальной среды и активности субъекта. Оно предполагает согласование с установками человека, требований и ожиданий социальной среды, а также самооценок и притязаний человека с реальностями и возможностями его социальной среды. Таким образом, становление человека социальным существом – приспособление. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Ее цель – это потребность индивида иметь собственные взгляды, потребность иметь привязанности (независимые от других), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самоизменению, самореализации, самоутверждению. Итак, обособление – это процесс и результат становления индивидуальной личности. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что социализация включает в себя внутренний конфликт между мерой приспособления индивида к обществу и степенью его обособления. То есть – социализация — это баланс между приспособлением и обособлением. Если рассматривать процесс социализации с точки зрения субъект-объектного подхода, то она представляет собой адаптацию человека в обществе, процесс становления человека социальным существом. В разных обществах, с учетом современных реалей, социализация имеет более или менее явные особенности, в каждом из которых оно обладает рядом сходных и общих параметров [2, 178 c.]. В целом процесс социализации это: стихийная социализация в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни oтносительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека; более или менее сознательного самоизменения человека. В процессе всей жизни, человека сопровождает стихийная социализация параллельно со стихийным взаимодействием с обществом. Осуществляя взаимодействие конкретного человека с обществом, индивид взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. Одними из таких сегментов являются: семья, родственники, группы сверстников, соседское окружение, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы временного пребывания, ситуативные общности. Набор сегментов, взаимодействующих с человеком, существенно различается по количеству особенностей, так как зависит от большого разнообразия факторов, таких как: возраст, пол, место жительства, индивидуальных особенностей, социокультурной, а также этноконфессиональной принадлежности. Взаимодействие регулируется набором ценностей, обычаев и норм, нравов и неформальных ценностей, и подобных средств. И в целом носит спонтанный и неорганизованный характер. И даже в случае, когда мы имеем взаимодействие в организации, стихийная социализация в них происходит наряду с относительно социально контролируемой социализацией. Стихийная социализация проходит везде. Она имеется и в случае, когда индивид избирательно взаимодействует с отдельными сегментами общества, а также в случае, когда это взаимодействие обязательно (армия, фирма, работа, школа и различные структуры). И, несомненно, в случае, когда осуществляется принудительное взаимодействие с различными сегментами. Государство, и государственные органы с их организациями носят другой характер влияния на индивида, называемый относительно направляемой социализацией человека. Они же контролируют и управляют обществом. В трактовке понятия «относительно направляемая социализация», большое влияние оказывает государство. Оно, выполняя свои функции, и в процессе своей деятельности оказывает или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, этноконфессиональным и иным слоям населения. Социализация подобного вида осуществляется в пределах страны и ее составляющих, а также его административных единиц, примером которых могут являться: республики, области, края, и муниципальные учреждения и т.п. В ходе выполнений своих обязанностей на каждом из этих уровней, органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции могу решать задачи различного рода, которые в свою очередь, в той или иной степени могу повлиять на социализацию граждан государства, области или города. Можно рассмотреть влияние относительно направляемой социализации на примере повышения импортных цен на автомобили. В свою очередь, это событие ведёт к существенному росту цен как на импортные, так и на отечественные машины. На первый взгляд это событие не связано с социализацией граждан, но, поднятие цен на автомобили лишит группы населения возможности иметь автомашины. Это вызовет ограничение свободы выбора видов занятий, сценариев рекреационного поведения, а также можно лишить граждан некоторых возможностей для развития самоопределения, самореализации, самосовершенствования [12, 5 c.]. В процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой - воспитания) человек проявляет определенную активность, он не остается пассивным. И проявление это происходит в том случае, если он почувствовал необходимость и желание изменить что-либо в себе, для того что бы: -в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным; -противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы; -избегать или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации; -в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я» к образу «желаемого Я». Процесс социализации сопровождается самоизменением. Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным. Усилия могут быть нацелены на изменение: -своих внешности и физических качеств; -личностных свойств; -интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер; -поведенческих сценариев; -образа и/или стиля жизни; -отношения к себе, отношений с собой, отношения к миру, отношений с миром. Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы. Самоизменение может иметь характер: -самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т.д.; -самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств; -саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств. Таким образом, социализация - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. 1.2. Социализация молодежи в современном российском обществе Возникновение новейших и радикальное модифицирование обычных каналов социализации подростков в русском сообществе с необходимостью устанавливают вопросы о значении и создание процесса социализации, о схожести и различии в действиях обучения, образования молодёжи, значительно отличающейся от молодежи предыдущего времени. На протяжение последних десяти лет в современной России, как и в остальных постсоциалистических странах, возникли принципиально новые каналы социализации, оказывающие мощное влияние на процессы формирования молодежи, ее привыкание в радикально меняющемся обществе. Наиважнейшими из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер общественной жизни, развитие основ нового типа общества как его базовых черт. В данных условиях рынок труда преобразуется в один из значимых общественных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается имеющимся на нем спросом и предложением, а ещё наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок труда проверяет все качества молодого поколения: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, вероятные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно изменяющемся обществе и нестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами социума, где происходит социализация молодежи [5, c.59]. Присоединение России в глобальное информационное простраство стало Реальностью российского общества. Ресурсы глобальной коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, создают и эксплуатируют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Такое воздействие в основном осуществляются через СМИ. Следует заметить, что влияние телекоммуникации можно оценивать и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая процессы социализации в различных институтах. Распространенным феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности, и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью [8, 3 c.]. Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностными. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом. Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой - комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности. Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых - производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие. Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности. [3, c. 19] Таким образом, можно сделать вывод, что молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Существуют, как минимум, три системы социализации. Первая - так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая - система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система - самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений. Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения. Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах. Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации. Однако нужно иметь в виду, что, если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации. В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно или eгo отдельные структуры мешают удовлетворению его потребностей в социализации. Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев, что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима. Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность. Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Как становящийся субъект общественных отношений, она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса, далеко не одновременно достигая устойчивого» положения в разных сферах общественной жизни. В условиях социальной нестабильности и неопределенности вероятность обострения противоречий стремительно повышается. А поскольку в таком обществе механизмы социальной регуляции переживают кризис, то одновременно с обострением противоречий и доведением их до уровня конфликтов заметно снижаются шансы их позитивного разрешения. К числу наиболее общих противоречий в молодежной среде социологи относят противоречия между возросшим спектром возможностей для индивидуального самовыражения молодежи и непредсказуемостью их жизненного пути, слабой управляемостью собственной жизнью; между либерализацией и демократизацией общественных норм и новыми зависимостями; между тенденциями адаптации и инновации в процессе развития молодого поколения. Все это способствует росту конфликтогенных тенденций в среде российской молодежи. 1.3 Конфликты в процессе социализации Конфликт -столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный. Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт. Прежде всего, это конфликт по поводу статусного продвижения, по поводу повторения опыта и творчества, преемственности и новаторства, простого воспроизводства и создания нового социального качества. В теории конфликтов был и остается одним из основных вопросов вопрос о первопричинах конфликтов. К. Лоренц видел их во врожденной агрессивности индивидов, 3. Фрейд описывал конфликтное поведение как функцию инстинктов и аффективных влечений, А. Адлер пришел к выводу, что агрессивный инстинкт есть способ адаптации, Э. Фромм предложил для анализа конфликта такие понятия, как: свобода, безопасность, индивидуальность, садизм, мазохизм, деструктивизм, конформизм, агрессивность.[40, с. 68] К. Левин выделил три типа конфликта, соответствующих напряженности выбора: выбор между положительным и положительным; выбор между положительным и отрицательным; выбор между отрицательным и отрицательным. По мнению представителей, интеракционистского направления, конфликты возникают как следствие активных действий индивида по приспособлению к внешней среде.[27, с. 16] М. Дойч, создавая модель конфликта и изучая процесс его разрешения, выделил два вида взаимодействия: кооперацию и конкуренцию. Р. Блейк, Дж. Мутон и К. Томас создали оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения индивидов в реальных условиях. Главная роль в разрешении конфликта отводилась его участникам, их пониманию корней конфликта. По К. Томасу индивидуальные восприятия окружающей социальной реальности важнее объективно изменяемых социальных фактов. В. Лайбрент модифицировал данный подход и в качестве основных детерминант, определяющих выбор стратегий, выделил социальные ценности. [19, с 128] Конфликт трактуется как обособленное противоречие, возникающее между людьми, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (А.Л. Свенцицкий). А.А. Ершов под конфликтом понимает и действие одновременно примерно равной силы, но противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения индивидов. С точки зрения автора исследований в оценке конфликтности важен анализ характеров, эмоционального настроя и переживаний субъектов, взаимодействующих в конфликте. Отличительным признаком конфликта в социально-психологическом плане рассматривается его возникновение и протекание при непосредственном общении людей. Таким образом, конфликт в малой группе является сложным социально-психологическим феноменом, не имеющим в настоящее время единого подхода к пониманию его сущности, причин возникновения, факторов развития и разрешения, методов изучения и диагностики. Вместе с тем обобщение и систематизация различных подходов позволяют уточнить понятие конфликта, выделить его специфику, детерминанты и определить теоретические и методологические подходы к изучению. Эмоциональная незрелость молодых людей не позволяет адекватно проанализировать конфликтную ситуацию и сделать правильные выводы, которые приведут к правильным поступкам. Также достаточно часты в молодежной среде конфликт между личностью и группой. В каждой группе существуют неформальные отношения и ценности. Чтобы быть принятым той или иной группой человек должен соблюдать «правила игры». Обычно подобный конфликт разгорается, если личность занимает позицию, которая отличается от позиции группы в целом. Специфически молодежные конфликты являются формой проявления противоречий между обществом и молодежью как социальной группой в процессе ее включения в социальную структуру. Среди них выделяются противоречия между правами и обязанностями молодежи, ее запросами и возможностями удовлетворения, между ожидания общества и готовностью молодежи им соответствовать, инновационными формами самореализации и их институциональными образцами. Возникающие на этой основе специфические конфликты получили название статусного, институционального и социокультурного. Отличительной особенностью статусного конфликта является неравенство положения молодежи в сравнении с другими социальными группами. В условиях неопределенности статусные конфликты возникают вследствие нарушения прав и гарантий молодежи и ее социальной и правовой незащищенности. Поскольку молодежь активно проходит период социализации, то особое значение для нее имеет взаимодействие с соответствующими институциональными структурами. В стремлении сохранить целостность, устойчивость общества, социальные институты неизбежно входят в противоречие с интересами молодежи, провоцируя конфликты в ее среде. В условиях неопределенности и дис....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: