VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Комплексное рассмотрение и изучение процесса применения права, как особой формы его реализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007365
Тема: Комплексное рассмотрение и изучение процесса применения права, как особой формы его реализации
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ



Ведение…………………………………………………………………………………..2

1 Понятие реализации права и его формы. ……………………………………...........4

1.1 Реализации права: общая характеристика………………………………………4

1.2 Формы реализации права ……………………………..........................................5

1.3 Характеристика процесса применения права, как особой формы 

его реализации.…………………………………………………………………….…8

2 Правоприменительный процесс и его основные стадии……………………….....11

2.1 Характеристика основных стадий правоприменительного процесса…..........11

2.2 Установление фактической основы дела, как стадия  процесса 

применения права ……………………………………………………………….… 12

2.3 Установление юридической основы дела, как стадия  процесса 

применения права ……………………….………………………………………… 13

2.4 Принятие решения по делу, как стадия  процесса применения права ……...16

3 Акты применения права, их особенности и виды……………………..….………18

4 Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. 

Аналогия закона и аналогия права………………………………………………….. 21

Заключение………………………………………………………………………..…...25

Список используемых источников ………………………………………………..…27






ВВЕДЕНИЕ



Темой  данной курсовой работы  является применение права, как особая форма его реализации. В современном обществе существует огромное количество правовых норм, регулирующих различные сферы общественных отношений. Однако, устанавливаемые государством правовые нормы, не могут выполнять регулирующей роли без механизма их регулирования. Путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен и зависит от множества факторов. Достижение определенного социального результата (что по сути и является целью издания законов и других нормативных актов)  возможно лишь при помощи правомерного поведения различных субъектов, посредством которого и реализуются нормы права.

Юридической наукой уделяется немало внимания проблемам правоприменения в различных сферах общественных отношений. Вместе с тем отсутствует четкое представление о соотношении понятий «применение права», «правоприменительная  деятельность», «правоприменительный процесс». Как правило, эти категории рассматриваются с точки зрения соотношения философских представлений о «сущности», «содержании» и «форме». При этом термин «применение права» выражает сущность данного вида реализации права, «правоприменительная деятельность» - его содержание, а «правоприменительный процесс» - форму.  

Понятие «применение права» действительно отражает своеобразие данной формы реализации права в числе других форм его осуществления, а понятие «правоприменительный процесс» выражает организационную сторону, последовательность и основные моменты правоприменительной деятельности, раскрывает его внутреннюю динамику. Ключевым же моментом в понимании природы правоприменительного процесса являются организационно-правовые отношения, составляющие его содержание. Эти отношения носят властный характер и предполагают использование системы специальных юридических средств и приемов, обеспечивающих точность перевода велений государства на уровень индивидуальных правовых предписаний. [7, c. 8].



Указанные обстоятельства определяют актуальность темы данной работы. 

Целью данной курсовой работы является комплексное рассмотрение и изучение процесса применения права, как особой формы его реализации.

Эта цель определила постановку и решение следующих исследовательских задач:

-  изучение понятия и форм реализации права;

-  рассмотрение особенностей правоприменения;

-  выделение основных стадий процесса применения норм права;

- изучение понятия актов применения права, рассмотрение их видов и особенностей; 

- рассмотрение вопроса пробелов в праве.  

Методологическую базу работы составляют общенаучные принципы исследования как системность, комплексность. В работе использовались как общенаучные (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение), так и частнонаучные (сравнительно-правовой) методы, позволяющие изучить процесс правоприменения.

 


1 ПОНЯТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА И ЕГО ФОРМЫ 



Реализация права: общая характеристика

Право выступает в качестве высшей социальной ценности лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизни, реализуются в действия субъектов социального общения. В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство, с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассмотрена по двум направлениям:

1. Следование праву со стороны органов государства и должностных лиц;

2. Осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений    [10, c. 446].

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний, юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Реализация права представляет собой деятельность, согласную с выраженной в законе волей. Её можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определённых поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, согласно нормам, регулирующим индивидуальную предпринимательскую деятельность, граждане до начала занятия ею должны:

1. Получить разрешение.

2. Уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение.

3. Получить регистрационное удостоверение.

4. Приобрести патент.

Только эти действия, а не какие – либо их эквиваленты, и только в полном наборе будут означать реализацию требований закона.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

С объективной стороны она представляет собой совершение определёнными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий.

Субъективная сторона в реализации права характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий.

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом — это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное - нарушает [12, c. 412].

По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.



 Формы реализации права



Рассмотрим более подробно основные формы реализации права.

Соблюдение права как форма реализации означает предусмотренный законом порядок оформления, осуществления права. В более широком понимании соблюдение иногда рассматривают как воздержание от совершения запрещенных действий, установленных в нормах права. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. Например, гражданин не хулиганит, т.е. не нарушает общественный порядок; не совершает хищений, т.е. не наносит вред обществу. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы. Запреты регулируют поведение людей и общественные отношения уже в силу общеправового принципа гражданского общества, которым гражданам и их объединениям «разрешено всё, что не запрещено». Действия в пределах этого общеправового принципа образуют правомерное поведение. Существенно важно и то, что для соблюдения (ненарушения) большинства запретов от многих людей не требуется никаких специальных действий или волевых усилий; большая часть членов общества вообще соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании [7, c. 562].

Исполнением как формой реализации права называется выполнение обязанности, т.е. совершение тех действий, которые предусмотрены нормой права и (или) заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом применения права. Иногда исполнением обязанности является воздержание от определенных действий, создающее условия для использования права другим участником правоотношения.

Для возникновения и реализации некоторых обязанностей, предусмотренных нормами права, необходимы акты применения права либо конкретные распоряжения управомоченных лиц. При исполнении таких обязанностей иногда возникает вопрос о законности акта или распоряжения, а также об ответственности за исполнение незаконного приказа. В таких случаях применяются следующие правила: 1) приказ (решение, распоряжение, указание), изданный явно вне пределов компетенции должностного лица или государственного органа или с нарушением процессуального порядка, не порождает обязанности его исполнять; 2) не подлежит исполнению приказ, хотя и изданный в установленном порядке и форме уполномоченным лицом, но по содержанию предписывающий преступное деяние; 3) во всех других случаях, когда возникают сомнения в законности приказа или распоряжения, лицо, на которое возлагается обязанность этим актом, имеет право обжаловать данный акт в установленном законом порядке[14, с.562]

Использование права – это такая форма его реализации, при которой субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

Использование права осуществляется в трех формах. 

Во-первых, это беспрепятственное осуществление (или воздержание от) действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и демонстраций и др.) 

Во-вторых, совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права, а также - в соответствии с компетенцией - субъектами публичного права (приказы, распоряжения и др.)

В-третьих, осуществление участником правоотношения следующих возможностей: 1) определенного поведения; 2) его требование соответствующих этому поведению действий других лиц; 3) в случае необходимости - обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права. [13, c. 110].

Существует разница в использовании права субъектами частного и публичного права. 

Для граждан и других участников отношения гражданского общества субъективные права являются способом выражения и охраны их интересов, и они используют или не используют возможности, заложенные в правах, в соответствии со своими желаниями и интересами. Никто не может быть принуждаем к использованию своего права или нести ответственность за то, что не использовал его.

Особенность использования права государственными органами и должностными лицами (субъектами публичного права) состоит в том, что для достижения поставленной перед ними цели они обязаны использовать предоставленные им права, нередко именуемые «правомочия». Так, например, в целях осуществления правосудия суд не только имеет право, но и обязан в необходимых случаях вызывать и допрашивать свидетелей, истребовать документы и другие письменные или вещественные доказательства; ГИБДД имеет право и обязана проверять состояние транспортных средств и запрещать использование неисправных; руководитель учреждения в целях поддержания трудовой дисциплины имеет право и обязан налагать дисциплинарные взыскания на нарушителей трудовой дисциплины.

Для граждан субъективные права являются способом выражения интересов. Особенность использования права государственными органами и должностными лицами в том, что для достижения поставленной цели они обязаны использовать предоставленные им права. 

Границей использования субъективного права являются права других лиц: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ). 

Три рассмотренные формы реализации права тесно связаны между собой. Иногда соблюдение, исполнение и использование настолько тесно между собой переплетены, что выделять каждую форму реализации права нецелесообразно. Такая ситуация возможна, к примеру, при реализации так называемых компетенционных норм, т. е. норм, устанавливающих компетенцию того или иного государственного органа или должностного лица. (Например, ст. 83 – 90 Конституции РФ; Президент Российской Федерации, издавая указы, исполняет возложенные на него обязанности, в то же время использует предоставленные ему права на издание нормативных актов, соблюдая в этой деятельности определённые запреты). [8, c. 437].

Как вывод отметим, что эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.



Характеристика процесса применения права, как особой формы его реализации



Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др. Тогда говорят об особой, четвёртой форме реализации права – о применении права.

Применение права – это властная деятельность компетентных органов, а в определенных случаях и общественных организаций, должностных лиц по реализации правовых норм путём вынесения индивидуально – конкретных предписаний.

Применение права это одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

 Задачей применения права является полная реализация законов и иных актов государственной власти в точном соответствии с их смыслом, без малейшего отступления от закона.

Применение - это особая форма реализации права. Оно всегда связано с наличием у правоприменителя властных полномочий. Поскольку такими полномочиями граждане не наделены, то и применять правовые нормы они не могут. Они их реализуют в форме соблюдения, исполнения и использования. Применяют нормы права только государственные органы, общественные организации (в строго определенных случаях) и должностные лица. Следовательно, это государственно-властная деятельность, деятельность, осуществляемая специальными уполномоченными на то субъектами. [15, c. 348].

Применение права осуществляется в строго определенных законом процессуальных формах. И чем четче, детальнее эти формы, тем эффективнее применяется право, тем надежнее гарантии прав и свобод граждан, тем тверже режим законности. Упрощение процедуры при правоприменении недопустимо.

Применение права нельзя связывать только с привлечением правонарушителя к ответственности. В основном это правомерная организующая деятельность. Это форма жизни права. Таковой является вся управленческая, хозяйственная и многие другие виды деятельности. Регистрация брака в органах ЗАГСа, начисление и выплата пенсии, усыновление - все это примеры правоприменительной деятельности. В этой связи следует различать применение диспозиции правовой нормы (при правомерной деятельности) и санкции правовой нормы (при совершении правонарушения).

Право реализуется только в форме применения в следующих случаях:

1) когда правоотношение не может возникнуть без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, зачисление в высшее учебное заведение и др.);

2) когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссией кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГИБДД, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения и т.д.);

3) когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества, взыскание алиментов) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

4) когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим;

5) когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф за административный проступок, определить меру уголовного наказания за кражу).

К применению права предъявляются определенные требования: такие как  обоснованность, т.е. полное и всестороннее исследование обстоятельств дела, законность - в виде строго установленного законодательством порядка правоприменительной деятельности, целесообразность , т.е. максимально полный учет конкретных обстоятельств дела, ситуации, личности субъекта.

Особого внимания заслуживает правосудие как самостоятельный способ применения права. Это деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению в судебном заседании гражданских и уголовных дел. В абсолютном большинстве случаев судебные инстанции являются конечными для всех категорий дел. В судебном порядке применяются самые жёсткие меры государственного принуждения – вплоть до смертной казни. Поэтому данный вид правоприменительной деятельности осуществляется непосредственно от имени государства специальными – судебными органами. Правосудие тщательно регламентировано на законодательном уровне, практически во всех государствах приняты и действуют кодифицированные процессуальные нормативные акты [8, c. 439].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что применение права — важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности. Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).



ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ



2.1  Характеристика основных стадий правоприменительного процесса



Применение права - единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

	Стадии правоприменения это относительно – обособленные  комплексы правоприменительных действий, которые направлены на последовательное взаимообусловленное достижение целей, которые связываются с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы по урегулированию проблемной ситуации в той или иной сфере общественных отношений [5, c. 98]. 

В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения. Разные авторы называют неодинаковое число. Наиболее убедительным представляется мнение о трех основных стадиях процесса применения права:1. установление фактических обстоятельств дела; 

2. установление юридической основы дела; 

3. принятие решения по делу.

Рассмотрим более подробно каждую из этих стадий.



2.2 Установление фактической основы дела, как стадия  процесса применения права.



Установление фактических обстоятельств дела. В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми - правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляются только при помощи юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке. При этом необходимо знать изменения текущего законодательства. Ведь нередко ряд деяний, которые ранее регулировались нормами одной отрасли права, с течением времени подпадают под действие другой. Поэтому лица, применяющие нормы права должны отобрать, выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела, затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. [3, c. 53].

Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

Установление фактических обстоятельств дела направлено на установление юридически – значимых событий, юридических фактов, которые указаны в гипотезах правовых норм. Например, если речь идёт о назначении пенсии, то юридическими фактами будут: возраст лица, наличие у него трудового стажа, размер зарплаты.

Если юридическая норма применяется к правонарушению, то установлению подлежит его состав. Например, «Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред» ст. 1064 ГК РФ.

Орган, применяющий эту статью, обязан установить: наличие вреда личности, имуществу гражданина, имуществу юридического лица; лицо, причинившее вред, и то, что вред причинён именно его действиями; объем причинённого ущерба.

Кроме обстоятельств, прямо указанных в гипотезах норм права, устанавливаются другие факты, обеспечивающие полноту, объективность, всесторонность исследования. Так в уголовном процессе подлежат исследованию не только состав преступления, но и социальные свойства личности.

Стадия установления фактических обстоятельств дела имеет целью достижение фактической объективной истины. Поэтому особое внимание законодательство уделяет доказыванию, в ходе которого фиксируется, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие – нет, какие факты доказываются строго определёнными средствами (например, экспертизой). Окончательная оценка доказательств является всегда делом правоприменителя. 

Таким образом, данная стадия предполагает: во-первых, объективное, полное, всестороннее исследование всех обстоятельств дела; во-вторых,установление и анализ юридических доказательств; в-третьих, соблюдение всех требований закона.



2.3 Установление юридической основы дела, как стадия процесса применения права



На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация, другими словами юридическая оценка установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.

Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай.

Квалифицируется не только преступление или проступок. Квалифицируется любое поведение, требующее юридической оценки. Так, если выплачивается квартальная премия работнику, это делается на основе соответствующей нормы права, если заключается брак, то  имеется в виду норма, позволяющая это делать. Во всех таких случаях квалификации правомерного поведения происходит одна и та же мыслительно-техническая операция - поиск необходимой нормы и «подведение» под нее данного конкретного случая. Квалификация будет правильной, если обстоятельства дела целиком подпадают под признаки поведения, регламентируемого юридической нормой. Квалификация как мыслительный процесс предполагает и уяснение содержания юридической нормы, т.е. ее толкование.

Квалификации   подлежат и   правонарушения (преступления и проступки). В этом случае установленный состав правонарушения сравнивается с соответствующей юридической нормой. В случае совпадения установленных обстоятельств с признаками правонарушения, предусмотренными нормой, и происходит ее дальнейшее применение. Установив, например, что завладение имуществом было совершено способом, опасным для жизни потерпевшего, следователь действия нападавшего квалифицирует не как грабеж, а как разбой. [11, c. 403].

Поиск истины - труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной. Под абсолютной объективной истиной в данном случае понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

Юридическая квалификация совершенных действий требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный. Неосторожность тоже бывает двух видов - самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Любые ошибки здесь крайне нежелательны, т.к. это отражается на судьбе обвиняемого (разные санкции, сроки и вид наказания и т.д.). Здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, т.е, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Поэтому законодательством установлена многоступенчатая проверка правильности квалификации. Такая проверка начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается со вступлением приговора в законную силу, хотя это не исключает и осуществления проверки в надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам.

После выбора нормы осуществляется ее проверка на предмет  действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности, устанавливают действует ли она на момент разрешения конкретного дела, действует ли она на той территории, где решается дело и распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения.

Здесь же необходимо руководствоваться общим положением о том, что закон обратной силы не имеет, согласно которому нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу. [4, c. 23].

При установлении юридической основы дела иногда обнаруживается, что один и тот же случай регулирует две или более действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого характера. Иными словами, налицо коллизия правовых норм, которую необходимо разрешить на этой стадии.

Существуют определенные правила разрешения противоречий: если имеется коллизия между нормами федерального и республиканского законов - то применяется федеральный закон; между нормами различных органов - применяются нормы вышестоящего органа; между нормами принятыми в разное время - применяются те,  которые приняты позднее; между общей и специальной нормой – применяется специальная норма.

При проверке выбранной нормы также  необходимо установить подлинный ее текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, например в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», кодексах.

Бывают ситуации, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Это свидетельствует о том, что или законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие – либо решения юридического характера, или же налицо пробел в законе.

Пробел в законе – это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел и иными проявлениями государственной воли, направленной на регулирование жизненных фактов в сфере правового воздействия. 

Вопросу пробела в праве будет уделено внимание в другой главе данной работы.



2.4  Принятие решения по делу, как стадия процесса применения права



Принятие решения по делу это завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой, осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии готовили предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. На этой стадии властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению.

Решение юридического дела крайне ответственный факт, от его выводов зависит дальнейшее развитие правовых отношений.

Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интересы государства и общества, с одной стороны, а с другой — охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

Убедившись, что обстоятельства дела исследованы правильно, полно, применяемая норма права относится к данному случаю, компетентный орган выносит властное решение - правоприменительный акт, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.

К правоприменительному процессу применяются определенные требования. Прежде всего, это законность. Правоприменительный орган должен строго и неукоснительно следовать смыслу нормы права, действовать в рамках своей компетенции, соблюдать порядок рассмотрения дела и вынесения решения установленной формы. 

Требование обоснованности предполагает выявление всех относящихся к делу фактов, они должны быть достоверны и изучены, недоказанные факты должны быть отвергнуты.

Следующее требование - целесообразность. Орган или другое лицо, применяющее право единообразно и неуклонно должно исполнять юридические предписания, учитывая политические, моральные, индивидуальные особенности каждого дела.

И, наконец, справедливость. Это осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, соответствие его общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей, беспристрастность лица или органа, применяющего право, объективный подход к исследованию обстоятельств дела. [9, c. 634].

Учитывая изложенное, делаем вывод, что властное индивидуальное решение, принятое органом государства по юридическому делу означает, что установленный случай связан с нормой права и породил правоотношение. Оно выносится должностным лицом органа государства на основе убеждения, что фактические обстоятельства исследованы объективно, полно и достоверно доказаны и им даётся правильная юридическая квалификация. 















3  АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА, ИХ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ



Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. У данной разновидности правовых актов существуют определенные специфические черты, из которых основными можно назвать следующие.

Во-первых, акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений. Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства. В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму. В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение. Например: приговор суда, приказ министра, постановление правительства, распоряжение местных муниципальных органов и т.д. [16, c. 272].

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права — это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. [5, c. 52].

Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

Правоприменительные (индивидуально-правовые) акты - это предписания государственных органов или должностных лиц, адресованные конкретным лицам или организациям (учреждениям) и обязательные для исполнения ими. Это акты разового действия. В отличие от нормативно-правовых актов, жизнь правоприменительных актов исчерпывается, как правило, однократным применением, хотя порождаемые ими правовые состояния могут длиться достаточно долго (например, факт регистрации брака и порождаемые им правовые семейно-брачные отношения). Примером индивидуально-правовых актов являются Указ Президента о награждении гражданина государственной  наградой,  приказ  руководителя  предприятия о приеме на работу или об увольнении с работы рабочего или служащего, приговор или решение суда и др.

Правоприменительные акты являются необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Так, закрепленное в Конституции РФ право на жилище превращается в конкретное право, переходит из потенциального права в реальное, только в результате принятия индивидуального акта - решения жилищного органа .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.