- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Комплексное изучение с последующим разрешением теоретических и практических проблем реализации конституционного права граждан на охрану здоровья
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007361 |
Тема: | Комплексное изучение с последующим разрешением теоретических и практических проблем реализации конституционного права граждан на охрану здоровья |
Содержание
43 СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ 1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 7 1.1. Конституционные права граждан на охрану здоровья в РФ 7 1.2. Развитие конституционных основ охраны здоровья граждан в России 14 Глава 2. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья 21 2.1. Права граждан на медико-социальную помощь 21 2.2. Права пациентов в сфере охраны здоровья 26 2.3. Права врачей в сфере охраны здоровья 34 2.4. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья 34 Глава 3. Проблемы реализации и пути развития законодательного регулирования права граждан на охрану здоровья 35 3.1. Проблемы реализации и гарантии права на охрану здоровья граждан РФ 35 3.2. Перспективы дальнейшего формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан в РФ 35 Глава 4. Гарантии права на охрану здоровья 36 4.1. Сущность и система гарантий права на охрану здоровья 36 4.2. Защита права на охрану здоровья 36 ВЫВОДЫ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38 ВСТУПЛЕНИЕ Актуальность темы исследования. Со времени принятия действующей Конституции РФ в жизни общества поменялось очень многое. Тем не менее, нормы о защите прав и свобод граждан остались неизменными. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. В России признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Право граждан на охрану здоровья является конституционным социально-экономическим правом и охватывает определенную область жизни человека. Реализация этого права в большей части зависит от состояния экономики государства и от наличия у него ресурсов. Государство обязано реализовывать комплекс мер, направленных на устранение ухудшения здоровья граждан, по предотвращению заболеваний и т.д. Проблема прав и свобод граждан одна из наболевших, дискуссионных, особенно в условиях российской действительности. Право на охрану здоровья относится к числу социально-экономических конституционных прав, реализация которого зависит от проведения государственной политики в сфере охраны здоровья граждан. Состояние здоровья населения является одним из важнейших показателей развития государства. Охрана здоровья является одним из приоритетных направлений социальной политики государства проводимой в настоящее время. На сегодняшний день нормативно правовая база в области охраны здоровья достаточно объемна и не систематизирована, содержится в различных отраслях законодательства, что существенно осложняет реализацию данного права. Нормативно-правовые акты зачастую разрозненны, ряд норм дублируют друг друга, некоторые отношения в области охраны здоровья вообще не урегулированы правом. В рамках Концепции здравоохранения 2020, в России проводится масштабная реформа здравоохранения, целью которой является обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью. Принято большое количество новых законов, существенно изменяющих правовое регулирование в сфере охраны здоровья. 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» основные положения которого вступили в силу с 1 января 2013 года. Принято большое количество подзаконных нормативно-правовых актов, раскрывающих механизм реализации права на охрану здоровья. Это и предопределяет актуальность данного исследования. Таким образом, необходим комплексный анализ данных положений с целью выработки дальнейших предложений по совершенствованию правового регулирования и реализации права на охрану здоровья. Объект исследования – общественные отношения, связанные с правом граждан на охрану здоровья на конституционном уровне и его реализации в Российской Федерации. Предмет исследования составили принципы и нормы Конституции РФ, иное законодательство РФ, международные правовые акты, судебная и правоприменительная практика, а также взгляды, идеи, суждения других исследователей, положения стратегических и программных документов, касающиеся закрепления и реализации права граждан на охрану здоровья либо его отдельных правомочий. Целью диссертационного исследования является комплексное изучение с последующим разрешением теоретических и практических проблем реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, выявляемых в ходе детального исследования. Достижение указанных целей определило постановку и решение следующих задач: - исследовать сущность конституционных прав граждан на охрану здоровья. - изучить процесс развития конституционных основ охраны здоровья граждан в России. - охарактеризовать сущность прав граждан на медико-социальную помощь. - описать сущность прав пациентов в сфере охраны здоровья. - описать сущность прав врачей в сфере охраны здоровья. - дать характеристику обязанностям граждан в сфере охраны здоровья. - выделить и исследовать проблемы реализации и гарантии права граждан на охрану здоровья. - определить перспективы дальнейшего формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан в России. - исследовать сущность и систему гарантий права на охрану здоровья. - изучить вопросы, связанные с защитой права на охрану здоровья. Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический материализм и комплекс научных методов: формально- юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, исторический, формально-логичекий (описание, сравнение, анализ). Теоретической базой исследования являются труды российских исследователей в области конституционного права, общей теории права, медицинского права, уголовного права, гражданского права, посвященные праву граждан на охрану здоровья, реализации социально-экономических (социальных) прав, комплексных отраслей законодательства и права в социальной сфере. Нормативную и эмпирическую базу исследования представили общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты других органов государственной власти, судебная и правоприменительная практика. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые комплексно рассматриваются вопросы правового регулирования конституционного права граждан на охрану здоровья и проблем его реализации в Российской Федерации. Новизна содержится и в предложенных решениях проблем рассматриваемой темы. Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. РАЗДЕЛ 1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 1.1. Конституционные права граждан на охрану здоровья в РФ Для начала следует рассмотреть сущность права на охрану здоровья. Под правом на охрану здоровья в литературе понимается «конституционно закрепленное право каждого человека на создание со стороны государства таких условий, при которых в максимальной степени возможна реализация социальных и экологических прав, юридических гарантий в сфере охраны здоровья, получение бесплатной медико-социальной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а так же иных факторов, способствующих охране и укреплению здоровья человека». Рассматриваемое право является понятием более широким, чем право человека на медицинскую помощь, которое в большей части связано с с травмой, заболеванием. Право на охрану здоровья обеспечивается посредством деятельности многих государственных органов и государственных учреждений. Право гражданина на охрану здоровья – неотъемлемое право. Оно обеспечивается посредством охраны окружающей среды, созданием благоприятных условий работы, отдыха, производством качественных продуктов питания, предоставлением для населения качественной и доступной медико-социальной помощи. Государство обязано обеспечивать охрану здоровья своих граждан вне зависимости от их расы, пола, места жительства, вероисповедания, социального происхождения и иных факторов. Рассматриваемое право как одно из наиболее важных является предметом регулирования и международных нормативно-правовых актов, однако в них определение понятия «охрана здоровья» отсутствует, а его содержание в разных документах понимается по-разному. Так, в Европейской социальной хартии мерами, направленными на охрану здоровья. Названы: предупреждение причин заболеваний, создание просветительских и консультативных учреждений, которые содействуют укреплению здоровья людей и развитию индивидуальной ответственности человека за его здоровье, предупреждение эпидемических и иных заболеваний и предотвращение несчастных случаев. Аналогично охрана здоровья определяется и в конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. В ст. 15 данного документа перечислены меры, составляющие понятие «охрана здоровья». Среди них названы, например, устранение в максимальной возможной степени причин ухудшения здоровья, обеспечение консультативных услуг и учебной базы для укрепления здоровья и поощрения личной ответственности в вопросах здоровья, обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих возникновение эпидемических и других заболеваний. В этом случае механизмом предотвращения заболеваний называется обеспечение санитарно-гигиенических условий, то есть первичная профилактика, которая рассматривается Всемирной Ассоциацией Здравоохранения , а так же большинством ученых как охрана здоровья. Основным документом международного уровня, который закрепляет на европейском уровне нормы права на социальном уровне, является Европейская социальная хартия. Россией данный документ был подписан в Страсбурге в 2000 году и ратифицирован в 2009 году. В результате ратификации данного документа Россия приняла на себя обязательства создать дополнительные гарантии обеспечения, реализации и защиты , а так же реализации экономических и социальных прав граждан. В их числе и право на охрану здоровья. В ст. 11 Хартии сказано, что государство обязано принимать меры в сфере охраны здоровья граждан, которые будут направлены на: - устранения причин нарушения здоровья граждан. - предоставление услуг просветительского и консультационного характера, которые направлены на укрепление здоровья и формирование личной ответственности граждан за собственное здоровье. - на предотвращение эндемических, эпидемических и иных заболеваний и несчастных случаев. Но, ст. 13 рассматриваемого документа к ратификации предложена не была, поскольку она влечет за собой определенные финансовые обязательства. Но все же ратификация рассматриваемой Хартии предоставила гражданам России дополнительные гарантии обеспечения развития и защиты права граждан на охрану здоровья, основываясь на европейских стандартах и ориентируя государство на произведение реформ системы здравоохранения. Наиболее приемлемым представляется определение охраны здоровья, которое содержится в ст. 2 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии с данной нормой «охрана здоровья граждан – это система мер политического, экономического, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно - противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи». На наш взгляд данное определение является более приемлемым, поскольку оно закреплено законодательно и исключает возможность разночтения в процессе его применения, а так же конкретно перечисляет все составляющие элементы рассматриваемого понятия. Так же в данном определении указывается перечень обязательных субъектов, которыми являются органы государственной и местной власти. их должностные лица, а так же граждане, для которых не только обеспечивается рассматриваемое право на осуществление профилактических и лечебных материалов, а так же в некоторых случаях возлагается обязанность совершать определенные мероприятия при наступлении указанных в законе обстоятельств. Изложенное выше дает основание говорить, что в России законодательное понятие охраны здоровья в большей степени отражает содержание права граждан на охрану здоровья. Конституция называет одним из центральных естественных и неотъемлемых прав каждого человека право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ) здоровьем называется состояние полного душевного, физического и социального благополучия человека. Основное право человека – обладать высшим достижимым уровнем здоровья без дискриминации по признакам расы, вероисповедания, религии и иных признаков. Здоровье является первостепенным неотчуждаемым благом человека, без которого во многом утрачивают свое значение иные права личности. Здоровье человека так же является составляющей национальной безопасности страны. Именно потому, что данное благо имеет большое значение, государством и правом оно охраняется от всех неправомерных посягательств. Условия развития нашей страны заставляют немного иначе смотреть на содержание, приоритеты и механизм реализации рассматриваемого права. Сейчас происходит увеличение количества нуждающихся в медицинской помощи граждан и социальной поддержки со стороны государства. Этот процесс требует сохранения существующих и предоставление все новых гарантий по реализации прав граждан на медицинскую и социальную помощь. Право на охрану здоровья является правом социальным, а потому ему присущи все соответствующие черты и особенности данной категории прав. Основная черта социальных прав состоит в том, что они необходимы для обеспечения удовлетворения человеком его наиболее важных жизненных нужд, без которых нельзя говорить о нормальной жизнедеятельности. Социальные права являются основой формирования социального государства, а их реализация будет проблематичной при условии недостатка финансовых и материальных ресурсов. Право на охрану здоровья отличается от права на здоровье, включающее в себя право человека на его личную неприкосновенность, право на информацию о собственном здоровье и право на конфиденциальность данной информации. Право человека на здоровье является личным неимущественным правом и представляет собой комплексный институт, в который входят нормы различных правовых отраслей. В каждой отрасли права с целью охраны здоровья установлены свои правила поведения человека в регулируемых данной отраслью правоотношениях в зависимости от особенности правоотношений и специфики методов воздействия на такие правоотношения. Но, несмотря на то, что право граждан на здоровье и его охрану закрепляет Конституция РФ и оно гарантируется любому человеку, это право является в нашей стране самым нарушаемым, что так же ведет к нарушению права человека на жизнь. Праву человека на охрану здоровья посвящена ст. 41 Конституции РФ . Эта норма дает право на охрану здоровья и медицинскую помощь каждому человеку в России. Этому праву корреспондирует обязанность государства осуществлять охрану здоровья людей, что раскрывает сущность социального характера государства. Закрепление на конституционном уровне право каждого на охрану здоровья означает, что государство обязано обеспечить всем гражданам охрану их здоровья вне зависимости от их национальности, языка, веры, расы, пола и иных критериев. Следует отметить, что данное положение содержится и в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Так же закрепление данного права в Конституции значит, что данное право гарантируется и находящимся на территории России иностранным гражданам согласно с заключенными Российской Федерацией международными договорами. Беженцы и лицо без гражданства, которые находятся на территории России, пользуются рассматриваемым правом наравне с отечественными гражданами, если иного не предусматривается международными соглашениями. Находящимися за пределами России гражданам так же гарантировано право на охрану здоровья в рамках, установленных международными договорами. В данном праве наиболее отчетливо проявляется та мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, в основе которой проявляется согласование личных и общественных интересов. В ч. 2 ст. 41 Конституции РФ указывается на обязанность государства проводить финансирование федеральных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья граждан, принимать меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Государством поощряется деятельность, которая способствует укреплению здоровья людей, развитию спорта и физической культуры, санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию. Тем самым закладываются законодательные основы для работы государственных органов и создания материальных гарантий реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право гражданина на медицинскую помощь является составной частью права на охрану здоровья, но имеет относительную самостоятельность и является важным в системе прав человека и гражданина. Это право представляет собой систему норм и гарантий, которые обеспечивают возможность получить доступную, качественную и квалифицированную медицинскую помощь. Это является одним из основных элементов права граждан на охрану здоровья. В этом право включается возможность для человека получить как платную, так и бесплатную медицинскую помощь. Гарантиями рассматриваемого права являются: - развитая сеть медицинских учреждений. - доступность медицинской помощи для граждан. - развитие в России лекарственной помощи. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно. В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан установлен гарантированный для всех объем бесплатной медицинской помощи, который обеспечивается гражданам согласно программам обязательного медицинского страхования. Так же граждане имеют право получить дополнительную медицинскую помощь на основе произведенного дополнительного добровольного медицинского страхования, а так же за счет учреждений, предприятий и организаций, за счет собственных средств либо за счет иных источников, которые не запрещены законом. В результате можно сделать вывод, что охрана здоровья представляет собой комплекс мер экономического, политического, социального. Правового, научного, культурного и иного характера, которые направлены на сохранение и укрепление психического и физического здоровья человека, поддержание его активной жизни, долголетия, а так же предоставление медико-социальной помощи гражданам. Конституционное право граждан на охрану здоровья является неотчуждаемым правом каждого в России на получение необходимой ему защиты здоровья и оказания необходимой медицинской помощи в установленных законодательством формах. Право граждан на охрану здоровья – главное социальное право граждан, которое имеет комплексный характер. 1.2. Развитие конституционных основ охраны здоровья граждан в России Изучение эволюции конституционно-правового регулирования и содержания права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в России необходимо для определения основных точек рассматриваемой проблематики, понимания этапов формирования и разрешения имеющихся противоречий в области конституционного закрепления данного права. В первой Конституции РСФСР 1918 года не содержалось отдельного раздела о правах граждан, однако присутствовали организационные условия для развития системы государственного здравоохранения, были закреплены предпосылки появления между гражданами и государством правоотношений в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи. В первой Конституции СССР от 1924 года такой главы так же не содержалось. Но, в главе 1 раздела 2 в качестве отдельного предмета ведения высших органов власти СССР было зафиксировано установление общих мер в области народного здравия. Можно сделать вывод, что «народное здравие» являлось объектом конституционно-правового регулирования и тем самым были созданы предпосылки к появлению обязанности государства по охране здоровья как общего блага. Во второй Конституции РСФСР от 1925 года отдельной главы о правах граждан так же не содержала и рассматриваемое право напрямую не закрепляла. Но, в самом тексте Конституции РСФСР оно могло быть учтено в составе всех иных прав. Например, согласно ст. 1 данного акта: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика пре- доставляет все права, устанавливаемые Конституцией и законодательством Республики для граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, также и всем пребывающим на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики гражданам других союзных советских республик». Первый раз термин «медицинская помощь» в разрезе конституционных прав человека и гражданина был применен в тексте Конституции СССР 1936 года. В ней уже сформирована отдельная глава (глава 10 «Основные права и обязанности граждан), в ст. 120 которой было сказано, что граждане СССР имеют право получить материальное обеспечение в старости, в случае болезни либо при утрате трудоспособности. Реализация данного права обеспечивалась развитием социального страхования рабочих за государственный счет, предоставлением бесплатной медицинской помощи работающим гражданам, предоставлением в пользование граждан большого количества курортов. Таким образом, было зафиксировано не только конституционное право на материальное обеспечение при болезни, но и устанавливался механизм реализации данного права в форме бесплатной медицинской помощи. В Конституции СССР 1936 г. была заложена основа правовой регламентации организационных начал системы здравоохранения СССР. В ст. 14 Конституции устанавливалось, что к ведению СССР в лице высших органов государственной власти относится установление основных начал в сфере просвещения и здравоохранения. А ст. 78 Конституции отнесла к союзно-республиканским министерствами министерство здравоохранения. Таким образом, рассматриваемый акт впервые определил название министерства здравоохранения СССР как управленческую структуру, которая осуществляла организацию медицинской помощи гражданам. Следующая Конституция РСФРС от 1937 г. имела отдельную главу – главу 11 «Основные права и обязанности граждан», в которой в ст. 124 устанавливалось право граждан на материальное обеспечение в случае их болезни путем предоставления им бесплатной медицинской помощи. То есть указанные положения были идентичны ранее действовавшей Конституции 1936 года. В Конституции СССР 1977 года в Главе 7 «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» впервые было закреплено самостоятельное право граждан на охрану здоровья, а так же целый ряд гарантий реализации этого права. В соответствии со ст. 42 Конституции СССР 1977 года обеспечено: - бесплатной квалифицированной медицинской помощью, которую оказывают государственные учреждения здравоохранения. - увеличением количества учреждений, выполняющих лечение граждан и укрепление их здоровья. - развитием и совершенствованием техники безопасности на рабочих местах и санитарии на производстве. - проведением профилактических мероприятий. - реализацией мер по оздоровлению окружающей среды и пр. В рассматриваемом акте, в отличие от предыдущих, бесплатная медицинская помощь оказывалась всем без исключения гражданам вне зависимости от факта их трудоустройства. В Конституции РСФСР 1978 г. содержалась глава 6 «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». В этой главе была сформулирована ст. 40, согласно которой все граждане РСФСР имеют право на охрану их здоровья. Эта норма была взята из ст. 42 Конституции СССР 1977 г. и воспроизведена дословно, но только применительно к гражданам РСФСР. Таким образом, в этих двух конституциях оказание бесплатной медицинской помощи гражданам являлось не обеспечивающей частью права граждан на материальную помощь в случае болезни, а являлось элементом конституционного права граждан на охрану здоровья. Она располагалась на первом месте по значимости среди прочих мер обеспечения права граждан на охрану их здоровья. В статьях 57 и 55 Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. соответственно было указано так же, что граждане имеют право на судебную защиту от посягательств на их здоровье, жизнь, честь и достоинство, за защиту своего имущества и своей свободы. Можно считать, что в данный период было сформировано право граждан на защиту в суде своей жизни и здоровья. 21 апреля 1992 года в Конституцию РСФСР были внесены изменения в ст. 55 Конституции. Теперь данная норма определяла, что каждому гражданину Российской Федерации принадлежит право на получение бесплатной медицинской помощи в государственной системе здравоохранения. А государство должно предпринимать меры к развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, медицинского страхования, поощрять всякую деятельность, направленную на установление и поддержание экологического благополучия, укрепление здоровья граждан, развитие спорта и физической культуры. Как видим, из Конституции РСФСР в указанной редакции было устранено право граждан на охрану здоровья, но появилось право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях системы здравоохранения. Так же в ст. 63 Конституции было установлено, что все граждане имеют право на судебную защиту своих прав и свобод и право получить юридическую помощь. При этом каких-либо правовых гарантий на осуществление внесудебной защиты прав нормативный акт не содержал. В 1993 году была принята ныне действующая Конституция РФ, в которой было закреплено в ст. 41 право граждан на охрану здоровья. Ст. 41 теперь гласит, что каждый человек имеет право на охрану его здоровья и медицинскую помощь. Субъектами указанных прав кроме непосредственно граждан России являются и иностранные лица, и лица без гражданства. В действующей Конституции РФ были расширены возможности защиты прав гражданами как в судебном, так и во внесудебном порядке. Она определила, что каждый человек имеет право защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. В этом смысле ст. 45 Конституции РФ явилась новеллой по отношению к предыдущим. Таким образом, сейчас составной частью права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи является правопритязание , то есть возможность лица обращаться в уполномоченные органы за защитой своих прав и задействовать принудительные меры при невыполнении данного права. Нормы ныне действующей Конституции действуют как напрямую, так и реализуются в других нормативно-правовых актах. Настоящее законодательство сильно повлияло на содержание рассматриваемого права. В первую очередь, влияние оказывают действующие Гражданский кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ, которые дают понятие вреда здоровью и устанавливают ответственность за его причинение. Так же большое влияние на содержание этого права оказывают принятые в данной области законы, которые развивают положения Конституции РФ о праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Качество и доступность медицинской помощи отнесены Законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к основным принципам охраны здоровья граждан. Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь раскрыто в ст. ст. 18-19 указанного закона. Где данное право разделено на два самостоятельных права. В пункте 2 ст. 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отмечается, что «право каждого на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи». Таким образом в законе подчеркнуто, что данное право обеспечивается при помощи оказания гражданам качественной и доступной медицинской помощи. Кроме того, нахождение права на получение медицинской помощи на последнем месте среди средств обеспечения права граждан на охрану здоровья отражает то, что сейчас главным направлением обеспечения здоровья граждан является, в первую очередь, профилактика заболеваний и стимулирование ведения здорового образа жизни. Об этом же говорит присутствие в принципах охраны здоровья такого принципа, как приоритет профилактики в области охраны здоровья, что существенным образом отличает рассматриваемое право от аналогичного, которое было изложено в ранее действующих Конституциях. В ст. 19 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, которая оказывается бесплатно согласно программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Но, данный закон так же предоставляет гражданам право на получение платных медицинских услуг и прочих услуг, в том числе и на основании договора добровольного медицинского страхования. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на медицинскую помощь регулируется частью 3 указанной статьи. Таким образом право граждан на медицинскую помощь является, с одной стороны, средством обеспечения права граждан на охрану здоровья, с другой стороны, оно является самостоятельным правом, которым обладают все люди. С юридической точки зрения несомненно верный смысл права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, при котором медицинская помощь должна оказывать только положительное влияние на здоровье человека. Поэтому обязательными характеристиками медицинской помощи являются ее качество и доступность. В противном случае она может негативно повлиять на здоровее человека. Таким образом, изучение процесса развития конституционных норм о праве граждан на охрану здоровья позволяет сделать вывод, что содержание данного права зависело от социальных, политических, экономических, идеологических условий развития государства и общества на каждом историческом этапе. Отраслевым принципом здравоохранения в настоящее время является качество и доступность медицинской помощи. Его необходимо официально признать конституционно значимым и прямо прописать в действующей конституции. РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ 2.1. Права граждан на медико-социальную помощь Право гражданина на получение медико-социальной помощи гарантируется государством в случае болезни, при утрате трудоспособности, а так же в иных предусмотренных законом случаях. В данное право входит профилактическая, лечебная, реабилитационная помощь, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, а так же все меры, направленные на обеспечение социальной защиты инвалидов, пожилых людей, нетрудоспособных граждан, включая пособия по временной нетрудоспособности. Данный вид помощи оказывается медицинским и социальными работниками. Гражданам России принадлежит право на бесплатное медико-социальное обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях. Объем медицинской помощи, оказываемой бесплатно, устанавливают программы государственных гарантий государственной системы обязательного медицинского страхования. Такой программой установлен список тех услуг, которые государством предоставляются бесплатно. В субъектах РФ существуют свои. Региональные программы по оказанию бесплатной медицинской помощи. При этом в регионально й программе должны быть учтены особенности населения субъекта РФ, климатические условия, возрастной состав, уровень заболеваемости и иные факторы. Субъекты РФ так же самостоятельно устанавливают перечень отпускаемых бесплатно либо со скидкой медикаментов и медицинских изделий для определенных групп населения. Программа государственных гарантий по оказанию гражданам России бесплатно медицинской помощи определяет и соответствующие виды такой помощи: - скорая медицинская помощь при состояниях человека, которые угрожают жизни и здоровью человека либо иных лиц, вызванные обострениями заболеваний, травмами, несчастными случаями, отравлениями, осложнениями при беременности и родах - амбулаторно- поликлиническая помощь. В том числе мероприятия по диагностике и профилактики. - стационарная медицинская помощь при острых заболеваниях, при обострениях заболеваний, при травмах и отравлениях . которые требуют интенсивной терапии и пр. В процессе оказания скорой и стационарной медицинской помощи так же оказывается бесплатная лекарственная помощь согласно действующему законодательству РФ. В рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях. Первичная медицинская помощь – это основа системы оказания медицинской помощи. Она включает в себя мероприятия, направленные на профилактику, диагностику, лечение состояний и заболеваний, медицинскую реабилитацию, наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни, санитарно-гигиеническое просвещение человека. Такая помощь оказывается бесплатно в условиях амбулатории или стационара в плановой и неотложной форме медицинскими работниками. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в условиях стационара и дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение требующих специальных методов и технологий заболеваний, а так же медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболева....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: