VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000132
Тема: КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание
  СОДЕРЖАНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ	6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА	8
ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ	8
1.1. Организация маркетинговой деятельности предприятия	8
1.2. Специфика рынка хлебобулочной продукции крупного города	8
1.3. Организация маркетинга на хлебопекарном предприятии	8
2. ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «ИГЛИНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»	8
2.1. Анализ организационно – экономической деятельности ПО «Иглинский хлебокомбинат»	8
2.2. Проблемы маркетинговой деятельности на ПО «Иглинский хлебокомбинат»	8
2.3. Комплексный анализ маркетинговой среды предприятия	8
3. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «ИГЛИНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»	8
3.1. Организационное обеспечение маркетинговой деятельности ПО «Иглинский хлебокомбинат»	8
3.2. Разработка программы маркетинга нового продукта	8
3.3. Проникновение на рынок и оценка эффективности	8
4. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА НА ПО «ИГЛИНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»	8
4.1. Охрана труда на ПО «Иглинский хлебокобинат»	8
4.2. Характеристика производства с точки зрения охраны труда	8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	8
     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Хлеб - один из важнейших продуктов питания. Он отличается многими особенностями. Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых пищевых веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных соединений. У хлеба есть еще одна особенность - он никогда не приедается, его употребляют все, ежедневно, в течение всей жизни. Хлеб обладает постоянной, не снижающейся при ежедневном употреблении усвояемостью.
     Ассортимент хлебобулочных изделий в России характеризуется большим разнообразием и включает в себя около тысячи наименований. Основными группами являются: хлеб из пшеничной муки, хлеб из ржаной муки, хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки, булочные изделия, сдобные изделия, бараночные, сухарные, а также пироги, пирожки, пончики.
     Введение в рецептуру хлеба компонентов, придающих ему лечебные и профилактические свойства, позволяет решить проблему профилактики и лечения различных заболеваний, связанных с дефицитом тех или иных веществ.
     К диетическим продуктам относятся пищевые продукты с измененным химическим составом и физическими свойствами, специально созданные для использования в лечебном и профилактическом питании, рекомендованные для этой цели Минздравом РФ.
     Темой данной выпускной квалификационной работы является «Проблемы маркетинговой деятельности на ПО «Иглинский хлебокомбинат». Актуальность данной темы состоит в том, что на предприятии отсутствует специалист по маркетингу, не говоря уже об отделе маркетинга. Вследствие этого, у предприятия возникает ряд проблем связанных с отсутствием обособленной работы маркетолога. К таким проблемам относятся:
1) усовершенствование технологий, разработка новых продуктов; 
2) недостаточная осведомленность о конкурентах;
3) отсутствие маркетинговых коммуникаций.
     Объектом выпускной квалификационной работы является ПО «Иглинский хлебокомбинат».
     ПО «Иглинский хлебокомбинат» с.Иглино является одним из крупнейших предприятий Иглинского района, обладающим высоким потенциалом среди хлебопекарных предприятий нашего района.
     ПО «Иглинский хлебокомбинат» действует на территории с.Иглино, по адресу: РБ, Иглинский район, с.Иглино, ул. Ворошилова, д.10.
     Предметом выпускной квалификационной работы является маркетинговая деятельность ПО «Иглинский хлебокомбинат».
     Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка программы маркетинговой деятельности.
     Одним из этапов маркетинговой деятельности будет предложение выпуска новой ассортиментной линейки здорового питания под торговой маркой «Вкусно+Полезно».
     По данным статистики в России в 2008 г. всех диетических сортов хлеба выработано всего 48,2 тыс.т. Это означает, что только менее одного миллиона человек используют в питании специальные сорта хлеба.
     Доля изделий для лечебного и профилактического питания составляет всего лишь около 5% от общей выработки и это, конечно, мало при наличии большого количества людей, которым необходимы эти изделия. А прогнозируемый рост к 2010 г. - 18%.
     Достичь этих показателей можно лишь совместными усилиями пропаганды здорового питания и влияния хлеба на здоровье в частности.
     При написании данной выпускной квалификационной работы использовались данные полученные при аудиторской проверке ПО «Иглинский хлебокомбинат», а также были использованы методические указания[1,с. 1-57].


     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА 
     ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
     
     1.1. Организация маркетинговой деятельности предприятия
     
     Работа предприятия требует усовершенствования организации, планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью, разработки новых экономических подходов, решения следующих задач:
     1. Быстро менять ассортимент изделий, приспосабливаться к запросам различных групп потребителей;
     2. Расширять сферу гарантийного послепродажного обслуживания путем создания дополнительных сервисных услуг;
     3. Постоянно вести работу по повышению эффективности производства, укреплению конкурентоспособности товаров;
     4. Повышать гибкость производства; оперативно внедрять новую технику и технологию;
     5. Совершенствовать организацию сбыта продукции путем исследовании рынка, стимулирования объема продаж, экономического воздействия на производителя.
     Маркетинг и создан для решения этих задач. Маркетинг представляет собой комплекс мер по изучению всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции: исследование продукта (услуги, работы); анализ объема товарооборота предприятия; изучение рынка, форм и каналов товародвижения; конкурентоспособность товара; исследование мотивов поведения покупателя, рекламной деятельности; разработка эффективных способов продвижения товаров.
     В настоящее время экономисты во многом расходятся по определению, что же такое маркетинг. Однако главным является его ориентация на потребителя. Сам термин «маркетинг» происходит от английского слова «маркет» (рынок) и поэтому означает деятельность в сфере рынка и сбыта, т.е., с одной стороны, он предназначен для целей всестороннего изучения рынка, спроса на товар, желания покупателей, учета всего этого в деятельности производителя, а, с другой стороны – активное воздействие на эти компоненты: комплексное изучение рынка, планирование производства товаров, выявление неудовлетворенного спроса, изучение каналов и способов стимулирования сбыта, воздействия на организацию и управление производством [3, с. 4].
     Основным в маркетинге является взаимодополняющий подход. Это тщательное и всестороннее изучение рынка, в также активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга — в этом-то и состоит основная цель любой маркетинговой деятельности.
     Таким образом, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена
     В основе маркетинга лежит идея человеческих потребностей, т.е. потребностей в пище, одежде, тепле и безопасности, а также в духовной близости, влиянии и привязанности и др.
     Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Все товары, способные удовлетворять нужду покупателя, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Он должен отыскивать потенциальных потребителей, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.
     Маркетинг согласно его широкому пониманию – это социально – управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. В основе этого процесса лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок. Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов.
     Общеизвестно,  что предприятия создаются и функционируют с целью удовлетворения потребностей. Причем в качестве таких потребностей могут выступать как потребности отдельных физических лиц – граждан, так и потребности юридических лиц – предприятий или организаций. Если необходимость в удовлетворении потребности представить, как стремление решить проблему потребителя, то конечным результатом деятельности предприятия является создание таких средств, которые решали бы эту проблему наиболее эффективным способом. Эти средства могут иметь как материальных характер происхождения – их принято называть товаром, так  и нематериальный характер, которые известны как услуги [4,с. 36].
     В целом же товары и услуги понимаются как продукты, которые обмениваясь на деньги или другие ценности, должны приносить удовлетворение потребителям. Создание самих продуктов протекает как процесс соединения и преобразования различных видов ресурсов: материально-технических, производственных, кадровых, научно-технических, финансовых и информационных. И если за осуществление этого процесса отвечают такие функции предпринимательства, как снабжение необходимыми ресурсами, производство продуктов, организация труда работников, учет производственных товаров и услуг и отчетность перед исполнительной и законодательной областями, то за реализацию эффективного обмена производственных продуктов несет маркетинг. Из этого следует, как одна и функций предпринимательства, функция маркетинга отличается от бухгалтерского учета, управления финансами, кадрами, производственным процессом и главным образом состоит в организации и осуществлении всего комплекса отношений между предприятием и покупателями и нахождения между ними согласия.
     В то же время маркетинг решает и выполняет свои специфические и присущие только ему задачи и функции. Их содержание представлено в таблице 1.1. 
     При этом первоосновой являются потребности покупателей. Существующие у покупателей потребности выявляются и анализируются путем выполнения аналитической функции, которая реализуется посредством маркетинговых исследований. 
     В результате проведения маркетинговых исследований вырабатывается первичная информация, которая потребляется предприятием для планирования деятельности по созданию и производству именно тех товаров и услуг, которые были выявлены в процессе реализации аналитической функции. Таким образом, в результате реализации проектно – производственной функции маркетинга принимается решение о создании и производстве тех товаров и услуг, которые необходимы потребителям для эффективного решения своих проблем. 
     Предприятие, произведя продукты, должно установить для них цену, представляющую собой стоимость и потребительную стоимость. В результате реализации ценово – сбытовой функции предприятие выступает с предложением к потребителю в виде конкретных продуктов и соответствующих им ценам. За процесс сближения продуктов с потребителями отвечает распределительно – сбытовая функция маркетинга. В результате ее выполнения товары и услуги должны быть предоставлены потребителям в удобные для них время, место и условия приобретения.
     Но даже если продукты доставлены в места потребления, покупатели остаются неосведомленными как о самих продуктах, так и о ценах на них, условиях, времени и месте приобретения. Все это осуществляется в результате коммуникационно – сбытовой функции маркетинга, когда осуществляется информирование покупателей, стимулирование и поддержание сбыта [5,c. 57].
     Таблица 1.1
     Соотношение задач и функций, выполняемых маркетингом
Задачи маркетинга
Функции
1. Определение потребностей покупателя
1. Аналитическая (маркетинговые исследования)
2. Превращение потребностей в продукты
2. Проектно - производственная (формирование номенклатуры продуктов)
     

     продолжение таблицы 1.1
3. Определение цены продуктов для покупателя
3. Ценово - сбытовая (ценообразование)
4. Доставка товара для мест потребления
4. Распределительно - сбытовая (товародвижение)
5. Информирование покупателя, стимулирование и поддержание сбыта
5. Коммуникационно - сбытовая (продвижение продукта)
6. Организация стратегического и тактического планирования и контроля маркетинга
6. Управление и контроль мероприятий маркетинга
     
     Для маркетинга характерны следующие основополагающие положения или принципы:
     1) ориентация фирмы на запросы потребителя; глубокие и всесторонние научно – практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно – сбытовых возможностей предприятия;
     2) сегментация и выявление целевого рынка;
     3) адаптация или гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса и изменение рыночных условий;
     4) инновация;
     5) стратегическое планирование и др.
     Рассмотрим названные принципы более подробно.
     1. Ориентация фирмы на запросы потребителя предполагает объемную, требующую высокой квалификации научно-практическую, исследовательскую и аналитическую работу, глубокое и всестороннее изучение потребностей рынка, рыночной среды и мотиваций потребителя. Анализу подлежат емкость рынка, система ценообразования и ценовая динамика, потребительские свойства товара, особенности построения и методы фирм – партнеров, каналы сбыта, способы стимулирования продаж, специфика коммерческой работы и т.д.
     Основными методами изучения рынка, маркетинговой среды и предпочтений потребителей служат кабинетные и полевые исследования и, в частности, опрос, наблюдение, тестирование и имитация. Главным условием крупномасштабных и трудоемких маркетинговых исследований является хорошо оснащенная и детально разработанная информационная система с использованием компьютерной техники, банков данных, соответствующих программ софт – обеспечения, а также новых средств связи, включающих факсимильные аппараты, модемные линии и др.
     2. Сегментация и выявление целевого рынка состоит в том, что в целях достижения преимуществ по сравнению с фирмами – конкурентами, повышения эффективности и целенаправленности своих действий, избежания конфликтов и обострения прямой  конкурентной борьбы на рынке предприятие должно выявить целый ряд групп потребителей, отличающихся однородным характером потребительских предпочтений и однотипной реакцией на меры маркетингового воздействия. Сегментация и выбор целевого рынка связаны с задачей оптимизации затрат предприятия и повышению конкурентоспособности при освоении и расширении рынков сбыта.
     3. Адаптация или гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса предполагает адаптивность и мобильность управления производственно – сбытовой  деятельностью фирмы в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов конечных потребителей, эластичности спроса и предложения, как по цене, так и по другим условиям.
     Принцип адаптации требует ориентации производства на дифференциацию и индивидуализацию выпускаемой фирмой продукции. Этот принцип затрагивает и техническую, производственную сферу деятельности, подразумевая активное совершенствование используемого оборудования и применение гибких производственных линий и обрабатывающих центров.
     4. Инновация – как составляющий принцип маркетинговой концепции управления охватывает производственную и сбытовую деятельность. Прежде всего она подразумевает постоянное совершенствование, видоизменение и обновление выпускаемой продукции, разработку более совершенных технологий и новых направлений, научно – исследовательских и конструкторских работ.
     В инновационную политику включается также внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, введение новизны в стимулирование сбыта и рекламную деятельность, формирование новых служб в управлении фирмой, определение новых каналов товародвижения и сбытовой сети.
     5. Стратегическое планирование как принцип маркетинговой деятельности ни в коей  мере не противоречит другому ее принципу, а именно адаптивности – гибкости и чуткому реагированию на меняющиеся характеристики требований предпринимательской среды рынка и запросов потребителя. Планирование тесно увязано с ним  и является его логичным продолжением  и дополнением.
     Маркетинговые программы включают в себя конкретные стратегии и меры, направленные на реализацию поставленных перед фирмой целей [6,с. 45].
     Что же дает бизнесу наличие маркетинговой системы? Если маркетинговая работа выполняется системно, то руководитель бизнеса четко понимает, каких результатов можно ожидать (и каких нельзя ожидать) от маркетинга,какие ресурсы необходимо выделять под маркетинговую работу, в какой последовательности выполняются отдельные маркетинговые действия.
     Полезные результаты, которые дает существование маркетинговой системы следующие:
* выбор наиболее ликвидных и рентабельных товарных позиций, отказ от менее ликвидных и рентабельных;
* повышение удовлетворенности клиентов за счет улучшения их обслуживания; 
* выход на новые рынки (в товарном и географическом аспекте) раньше конкурентов;
* повышение качества существующей продукции;
* выбор оптимальной цены продукции (или услуг);
* точное ценообразование и минимизация товарных запасов;
* грамотное позиционирование;
* повышение эффективности рекламы;
* повышение качества работы товаропроводящей сети.
     Перечисленное позволяет максимизировать результаты работы предприятия с точки зрения финансовых показателей. Не будем утверждать, что все эти результаты можно получить только при наличии маркетинговой системы. Можно и без нее, но тогда результаты обойдутся дороже (потребуется больше времени, денег и людей), а их качество будет ниже. Маркетинговая система окупает себя при условии, что она правильно выстроена.
     Возможна и противоположная ситуация, когда на предприятии отсутствует маркетинговая система. Внешние признаки этой проблемы таковы:
     * менеджеры бизнеса, включая непосредственно отвечающего за маркетинг, не способны четко ответить на вопрос, зачем нужен маркетинг, или не могут принять единую точку зрения по данному вопросу;
     * поскольку четкого представления о том, в чем заключается функция службы маркетинга, на предприятии нет, маркетологам начинают навязывать всевозможные задачи, которые не имеют никакого отношения к маркетинговой работе, - организовывать работу столовой, бронировать билеты на самолет и т.п.;
     * маркетинговые разработки не оказывают влияния на поведение предприятия на рынке;
     * управленческие решения принимаются без учета рыночной информации, могут противоречить очевидным рыночным фактам, и в результате предприятие терпит убытки;
     * руководство не понимает, каких результатов следует ожидать от маркетинга и какие ресурсы выделять под него;
     * отдел маркетинга то создают,  не имея четкого представления о том, чем он должен заниматься, то ликвидируют, когда не видят (или не способны увидеть) результатов его работы, причем ситуация периодически повторяется;
     * неэффективное расходование средств на маркетинговую работу: выполняется ненужная и малополезная работа, а то, что действительно необходимо, не делается.
     В итоге предприятие шаг за шагом теряет свои позиции, и в то время как конкуренты реагируют на изменение рынка и уже действуют, руководители предприятия, вместо того, чтобы принимать четкие действия, ведут бесконечные споры о том, что и как делать. Главная причина такой ситуации – плохое управление маркетингом [7,с. 116].
     Исходя из целей и стратегий развития компании осуществляется анализ маркетинговой деятельности, который подразделяется на три части: анализ внешней среды маркетинга, внутренней маркетинговой деятельности компании и ее системы маркетинга. Более детально этот анализ можно охарактеризовать следующим образом.
     I. Анализ внешней среды маркетинга:
     1. Деловая и экономическая внешняя среда: состояние экономики, финансовая политика, социально-культурные условия, технологические условия, социально-экономические условия внутри компании.
     2. Рыночная среда: общее состояние рынка; развитие рынка (продукт, цена, товародвижение); каналы распределения; коммуникации (реклама, выставки, сбытовые службы, связи с общественностью); состояние отрасли.
     3. Среда конкурентов (экономическое, финансовое, технологическое состояние, маркетинговая деятельность).
     II. Детальный анализ маркетинговой деятельности: объем продаж, рыночная доля, прибыль, организация маркетинга, контроль маркетинговой деятельности, анализ всех элементов комплекса маркетинга.
     II. Анализ системы маркетинга: цели маркетинга, стратегия маркетинга, права и обязанности руководителя в области маркетинга, информационная система, система планирования, система контроля, взаимодействия с другими функциями управления, анализ прибыльности.
     Следующий шаг в разработке плана маркетинга – формулирование предположений, гипотез относительно некоторых внешних по отношению к компании факторов, которые могут воздействовать на ее деятельность.
     Следующий этап планирования маркетинга – постановка маркетинговых целей.
     Для того, чтобы сформировать цели маркетинга предприятию необходимо провести стратегический анализ. После проведенного анализа фирма располагает необходимыми данными для формирования системы целей.
     Под целью понимается желаемое будущее состояние реальности. Как правило, цели маркетинга являются производными от миссии и приоритетных целей предприятия. На рис.1.1 приведено соотношение целей маркетинга и предприятия в целом. Основными функциями целей являются, во-первых, выступление в качестве критериев выбора альтернатив поведения; во-вторых, представление как базы для следующего контроля. [8,c. 102].
     Цели маркетинга могут быть заданы относительно уровня продаж, уровня прибыли или покупателей.
     Цели по уровню продаж представляют собой количественную меру влияния, которое предприятие планирует оказать на конкретный рынок товара, т.е. это конкретная величина, к которой должно стремиться предприятие. Эти цели могут быть заданы как объемы продаж в физическом выражении или как доля рынка.
     На маркетинг, как  и другие функциональные службы предприятия, возлагается определенная финансовая ответственность. Установление финансовых показателей заставляет службу маркетинга оценивать влияние выдвинутых целевых установок по продажам на рентабельность предприятия.
     Цели в отношении потребителей вытекают из принятых решений по позиционированию. Они определяют тот тип отклонения и поведения, который фирма стремится добиться от покупателей для своей марки или для своих услуг.
     Совокупность маркетинговых целей, стратегий и мероприятий по их достижению представляет стратегический план маркетинга, который должен на следующем этапе планирования быть доведен до рабочих плановых документов, т.е. должно быть осуществлено оперативно-календарное планирование.
     
     

     
     
     
     
     	
Цели маркетинга
По уровню продаж
По прибыли
В отношении 
потребителей
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 1.1 - Соотношение целей предприятия и целей маркетинга.
     
     При целеполагании актуальным является согласование целей. Филипп Котлер предлагает начать с финансовых целей, из которых выводятся соответствующие цели маркетинга. Он рекомендует следующий порядок действий:
     во-первых, определить желаемый уровень чистой прибыли;
     во-вторых, рассчитать размер выручки, необходимый для достижения этой прибыли;
     в-третьих, исходя из средней цены продаж, определить соответствующий объем продаж в физическом выражении;
     в-четвертых, с учетом ожидаемого глобального спроса рассчитать требуемую долю рынка;
     в-пятых, установить долю рынка, сформулировать цели в отношении сбыта и коммуникации (товародвижения).
     Кроме того, необходимо четко распределить ответственность за достижение и распределение целей во времени.
     Таким образом, цель маркетинга должна характеризоваться:
     а) по содержанию (что должно быть достигнуто?);
     б) по количественному выражению (сколько должно быть достигнуто?);
     в) по временному периоду (когда должно быть достигнуто?);
     г) по сегменту (среди каких потребителей должно быть достигнуто?);
     д) по региону (где должно быть достигнуто?);
     е) по компетенции выполнения (какие подразделения или лица ответственны за достижение целей?) [9, c. 233].
     
     1.2. Специфика рынка хлебобулочной продукции крупного города
     
     Хлеб и хлебобулочные изделия — социально значимые продукты, которые входят в состав потребительской корзины. Они относятся к товарам стратегической значимости и неизменно пользуются высоким спросом. Значит, ни экономические кризисы, ни погодные катаклизмы, ведущие к сокращению урожая зерна, практически не влияют на конъюнктуру рынка хлебобулочных изделий. Впрочем, хватает и других проблем
     Рынок хлеба и хлебобулочных изделий представляет собой систему экономическихотношений, включающих в себя производство, обращение и распределение данной продукции. В организационном отношении он является сложной структурой, в состав которой входят производители сырья и конечной продукции, предприятия сферы обслуживания (транспорт, хранилища, торговля и пр.), а также потребители. 
     Особенности рынка хлеба и хлебобулочных изделий определяются в первую очередь спецификой самого продукта. Среди них выделяются незаменимость данного продукта в потреблении людей, короткие сроки реализации, сравнительно устойчивый ассортимент продукции, высокая социальная значимость продукта. Хлеб имеет характерные закономерности спроса и предложения. Он относится к неэластичным видам продовольствия по цене и доходу. Однако такая оценка правильна только при «усредненном» подходе. Если рассматривать эластичность по доходу, то на отдельные сорта при увеличении доходов расходы сокращаются – эластичность спроса по доходам отрицательна. Эти товарные позиции характеризуются как продукты низкого качества. С ростом доходов население предпочитает другие сорта хлеба или вообще сокращает потребление этого продукта. 
     Однако для «дорогих» сортов хлеба нет такой отрицательной эластичности. До определенной степени увеличение доходов может привести к увеличению расходов на эти сорта. Таким образом, эластичность на дорогие сорта хлеба специфична. Они, как правило, более эластичны. Что касается эластичности спроса по цене, то она отрицательна, как и для подавляющего большинства продуктов питания. 
     Важной особенностью рынка хлеба и хлебобулочных изделий является то, что предложение этой продукции сильно зависит от таких факторов сельскохозяйственного производства как сезонность и климатические условия. Это ведет к колебаниям цен на муку и на хлеб. Для нивелирования этого фактора нужно принимать особые меры. Помимо всего прочего, предложение на рынке хлеба подвластно ожиданиям на рынке муки и зерна. В итоге следует констатировать, что стоимость хлеба отражает сезонные колебания цен на рынке муки и зерна [10].
     В современных условиях важное значение в развитии рынка имеет система сбыта. Производители хлеба и хлебобулочных изделий могут реализовать свою продукцию по разным каналам: посредством розничной торговли, в том числе собственных торговых точек, тендерных торгов (госзаказа), через оптовых посредников. 
     Один из важных элементов сбытовой системы – оптовые посредники. Их состав формируется в зависимости от местной ситуации. Чаще в их роли выступают мелко- и крупнооптовые продовольственные рынки. Однако такой канал реализации не полностью подходит рынку хлеба и хлебобулочных изделий, так как формирование запасов хлеба невозможно в связи с его коротким сроком реализации (72 часа).
     Кроме того, оптовая торговля может осуществляться посредством различных компаний, закупающих хлеб за наличный расчет у хлебозаводов, а затем перепродающих субъектам розничной торговли. Некоторые из них работают только с гипермаркетами, другие специализируются не только на хлебе, но и на других продовольственных товарах, третьи обеспечивают хлебом мелкорозничные субъекты торговли. Но эта форма часто превращается в элемент спекуляции. 
     На рынке хлеба и хлебобулочных изделий существует также система госзаказа (поставка продукции для нужд социальных учреждений, воинских частей и т.д.). Системе госзаказа (тендерных торгов) свойственно стремление производителя к созданию портфеля контрактов, обеспечивающего определенную стабильность сбыта и прибыли. Такая форма отношений является специфичной и может использоваться только для ограниченного круга потребителей. 
     Конечным звеном сбыта хлеба и хлебобулочных изделий является система розничной торговли. Она выполняет ряд функций: 
     * осуществляет отбор товаров, формируя торговый ассортимент; предоставляет потребителям информацию о реализуемых продуктах; 
     * проводит различные операции по хранению товара и установлению цен.
     Аналитики утверждают, что в последнее время проявилась тенденция сокращения потребления хлеба в крупных мегаполисах среди населения с уровнем дохода выше среднего. Конечно, значительно повлиять на рынок хлебобулочных изделий это не может. Однако наблюдения показывают, что начиная с 2007 года его объем пусть медленно, но сокращается. Почти весь объем рынка в натуральном выражении представлен продукцией отечественных производителей, доля зарубежных изделий занимает менее 1%.
     В целом российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении условно разделяется на два сегмента: первый включает в себя хлеб из пшеничной, ржаной муки и из смеси разных сортов муки, второй — хлебобулочные изделия. По состоянию на 2011 год доля сегмента хлеба из пшеничной и ржаной муки и из смеси разных сортов составила чуть более 70%; доля же сегмента хлебобулочных изделий была на уровне 30% общего объема рынка.
     Стабильный и предсказуемый рынок, который открывает возможности для эффективного развития бизнеса, привлекает все новых игроков. В нашем регионе наряду с хлебозаводами-гигантами и другими крупными предприятиями работают небольшие частные пекарни, собственное производство хлебобулочных изделий запускают розничные сети. Увеличение количества малых пекарен и их доли в общем объеме продукции обостряет ситуацию на рынке.
     Она весьма неоднозначна и противоречива. С одной стороны, малый бизнес развивается — и это, скорее, хорошо. С другой стороны, приватизированные госпредприятия из года в год сдают свои позиции, теряя свою долю в объемах производства и неся экономические потери. Республиканским хлебозаводам приходится конкурировать не только между собой, но и с малыми пекарнями. В свою очередь представители небольших хлебопекарных компаний признаются, что из-за плотной насыщенности рынка им очень трудно бороться за потребителя. 
     Уровень среднедушевого потребления хлеба в России составляет 120—125 кг в год (325—345 г в сутки), в том числе для городского населения 98—100 кг в год (245-278 г в сутки), для сельского 195— 205 кг в год (490—540 г в сутки). Эти нормы зависят от возраста, пола, степени физической и умственной нагрузки, климатических особенностей мест проживания.
     Вместе с тем, анализ показывает, что с 1991 г. наметилось снижение выработки хлеба, годовое потребление хлеба на человека к 1995 г. упало до 70 кг. Потребление хлеба уже существенно ниже рациональной нормы питания, что несомненно отразится на здоровье населения [11].
     Такое положение вызывает необратимые процессы в хлебопекарной промышленности: хлебозаводы вынуждены консервировать технологические линии, сокращать рабочие места, увеличивать затраты на производство и реализацию продукции, прекращать инвестиции.
     В новых условиях работы хлебопекарной промышленности требуются новые подходы к разработке ассортимента изделий, роль которого в организации потребления должна существенно возрасти. Если раньше ассортимент обусловливался, главным образом, условиями производства и диктатом механизированных линий, теперь условия производства и состав оборудования определяются ассортиментом и спросом. При этом следует больше, чем ранее, учитывать спрос и потребности разных групп населения.
     Задача повышения объемов потребления хлеба требует особого внимания и изучения проблем повышения его качества.
     В новых экономических условиях имеются предпосылки для внедрения пекарен, вырабатывающих широкий ассортимент хлебобулочных и мучных кондитерских изделии. В настоящее время основан выпуск отечественного оборудования для пекарен производительностью 0,2—5,0 т в сутки. Эти предприятия позволяют вырабатывать широкий ассортимент хлебобулочных изделий и продавать их в свежем виде непосредственно в магазинах при этих пекарнях. Для обеспечения этого производства оборудованием разработаны новые машины, которые вошли в комплекты оборудования А2-ХПО, Л4-ХПМ-500 и другие для пекарен малой мощности.
     Одни из важнейших направлений повышения эффективности производства и улучшения качества продукции хлебопекарной промышленности — создание рациональной структуры предприятий отрасли, механизация и автоматизация производственных процессов на базе новейших технологий.
     Решение основных задач научно-технического прогресса в хлебопекарной отрасли тесно связано с разработкой довременных технологий упаковки и автоматизированных приборов для контроля свойств сырья, полуфабрикатов и качества готовых изделий.
     В новых условиях большое значение и развитие приобретает упаковка хлеба. Упаковка хлеба предохраняет его от преждевременного высыхания, сохраняет его потребительскую свежесть, повышает санитарно-гигиенические условия его хранения и увеличивает сроки реализации.
     Пищевая промышленность России объединяет около 30 отраслей, которые характеризуются определенными биотехнологиями изготовления продукции и различной организацией производства.
     От результатов работы предприятий пищевой промышленности во многом зависит экономическая и продовольственная безопасность страны, здоровье населения. Целью развития пище вой промышленности с позиций национальных интересов является обеспечение потребности населения страны в высококачественных продуктах питания. Таким образом, пищевая отрасль промышленности - это стратегическая отрасль.
     Хлебопекарная промышленность относится к ведущим пищевым отраслям АПК и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости.
     Одной из особенностей хлебопекарной отрасли является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и одновременно наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности. Отрасль представлена как новичками - частными пекарнями, так и бывшими.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44