- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Комплекс театрализованных игр по развитию творческих способностей старших дошкольников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013363 |
Тема: | Комплекс театрализованных игр по развитию творческих способностей старших дошкольников |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4 1 Теоретические аспекты изучения развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………. 1.1 Развития творческих способностей в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе………………………………………………………........8 1.2 Особенности развития творческих способностей старших дошкольников…...12 2 Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной игры…………………………………… 2.1 Театрализованные игры в дошкольном возрасте: определение и классификация………………………………………………………………………...17 2.2 Выявление уровней развития творческих способностей старших дошкольников…………………………………………………………………………20 2.3 Театрализованная игра как средство развития творческих способностей старших дошкольников………………………………………………………………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….41 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………43 ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей старших дошкольников, участвовавших в исследовании…………………………………………………………………………..48 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Солнце в комнате» (автор В.Б.Кудрявцев )……...49 ПРИЛОЖЕНИЕ ВМетодика «Солнце в комнате» (автор В.Б.Кудрявцев )……...50 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Сочинение сказки» (авторО.М.Дьяченко)……....51 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностической методики «Солнце в комнате», автор В.А.Синельников( на констатирующем этапе) ……………………… ..........52 ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результатыдиагностической методики«Спасти зайку», автор В.С.Кудрявцева( на констатирующем этапе)……………………… ……………...53 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результатыдиагностической методики«Сочинение сказки», автор О.М.Дьяченко( на констатирующем этапе)………………………………….54 ПРИЛОЖЕНИЕ И Сказки детей по методике «Сочинение сказки», автор О.М.Дьяченко ……………………………………………………………………..….55 ПРИЛОЖЕНИЕ К Сводная таблица развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап)………………………….56 ПРИЛОЖЕНИЕ Л Комплекс театрализованных игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ М Результатыдиагностической методики«Солнце в комнате», автор В.А.Синельников( на контрольном этапе) …………………………………...57 ПРИЛОЖЕНИЕ Н Результатыдиагностической методики«Спасти зайку», автор В.С.Кудрявцева( на контрольном этапе) …………………………… ……………...58 ПРИЛОЖЕНИЕ П Результаты диагностической методики«Сочинение сказки», автор О.М.Дьяченко( на контрольном этапе)……………… ………………………59 ПРИЛОЖЕНИЕ РСводная таблица развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)………………………………60 ПРИЛОЖЕНИЕ С Рекомендации педагогам и родителям по развитию творческих способностей старших дошкольников……………………………………………....61 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. [7] Перед педагогическим сообществом постоянно возникали вопросы: - как развить творческие способности ребёнка? - каким образом построить воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка? - как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя хорошо и уютно? Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. [15] Необходимо отметить, что в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) представлены требования к творческим способностям детей, в которых одной из областей выделено «Художественно - эстетическое развитие». Содержанием данной образовательной области является: -развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; -становление эстетического отношения к окружающему миру; -формирование элементарных представлений о видах искусства; -восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; -стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; -реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Вышеперечисленное содержание демонстрирует необходимые творческие способности в дошкольном возрасте, что несомненно является важным условием для развития личности ребенка. Дошкольное детство время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Наиважнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. [16,с.11] Именно такой вид игровой деятельности как театрализованная игра является уникальным средством развития творческих способностей детей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Кроме того, театрализованная игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, т. е. развивает эмоциональную сферу. [18] Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип осуществления личностно-дифференцированного подхода в обучении и воспитании. [32] Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной игровой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов: Л. Артёмовой, Л. Бочкарёвой, Л. Ворошниной Н. Карпинской, И. Медведевой, А. Николаичевой, И. Реуцкой, Р. Сигуткиной, Л. Фурминой, Т. Шишовой.[23] Данная выпускная квалификационная работа направлена на рассмотрение основных вопросов развития творческих способностей старших дошкольников посредством театрализованной игры. Это составило сущность проблемы и определило тему нашего исследования: развитие творческих способностей старших дошкольников посредством театрализованных игр Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации Предмет исследования: процесс развития творческих способностей старших дошкольников посредством театрализованной игры Цель исследования: определить и реализовать комплекс театрализованных игр по развитию творческих способностей старших дошкольников Гипотеза исследования: развитие творческих способностей старших дошкольников будет успешным, если воспитатель: - учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей; - создает благоприятный психологический климат; - использует комплекс театрализованных игр; - взаимодействует с сотрудниками и родителями. Задачи исследования: -рассмотреть развитие творческих способностей у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе; -выделить особенности развития творческих способностей старших дошкольников; -проанализировать виды театрализованных игр для детей дошкольного возраста; -выявить уровни развития творческих способностей старших дошкольников; -определить и реализовать комплекс театрализованных игр на развитие творческих способностей старших дошкольников. Методологическая основа исследования: -теории театрализованной игры (Т.А. Маркова,С.Л Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); -фольклорная основа театрализованных игр (Л.В.Артемова, Л.С. Фурмина ); -идея классификации театрализованных игр (Л.В.Куцакова, С.И. Мерзлякова) Методы исследования: -теоретические методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования развития творческих способностей старших дошкольников посредством театрализованных игр, анализ сравнение обобщение; -эмпирические методы исследования- наблюдение, беседа, диагностические методики: методика «Солнце в комнате», автор В.А.Синельников, методика «Как спасти зайку», автор В.Б.Кудрявцев, методика «Сочинение сказки», автор О. М. Дьяченко. Теоретическая значимость исследования: проанализированы основные аспекты изучения развития творческих способностей у дошкольников в психолого-педагогической литературе; выделены особенности развития творческих способностей старших дошкольников. Практическая значимость исследования: подобраны диагностические методики по выявлению уровня развития творческих способностей старших дошкольников; разработан комплекс театральных игр на развитие творческих способностей старших дошкольников; даны рекомендации педагогам и родителям по развитию творческих способностей дошкольников. База исследования: МДОУ Детский сад №53 «Теремок» г. Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек, в возрасте 5-6 лет. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. 1 Теоретические аспекты изучения развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Развития творческих способностей в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе Творческие способности относятся к специфическим человеческим способностям. Б.М. Теплов под творческими способностями понимал «определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения».[6,с.320] Шадриков В.Д. творческие способности определял, как «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности».[10] Большакова Л.А. под творческими способностями понимала «сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности». Мотков О.И. под творческими способностями понимал «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях». Суммируя данные определения, можно сделать вывод, что творческие способности – это индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности.[21] Известный отечественный психолог А.Н. Лук выделил следующие виды творческих способностей:[29] -способность видеть проблему там, где её не видят другие; -способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы; -способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой; -способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части; -способность легко ассоциировать отдалённые понятия; -способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; -гибкость мышления; -способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки; -способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; -способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; -лёгкость генерирования идей; -творческое воображение; -способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. Нет единства и в определении структуры творческих способностей, Е.Н. Туник таковыми называл любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. В.Н. Дружинин компонентами творческих способностей называл интеллект, обучаемость, способность к преобразованию знаний. А.М. Матюшкин в структуре творческих способностей выделял высокий уровень познавательной мотивации, высокий уровень исследовательской творческой активности, гибкость мышления, беглость мышления, способность к прогнозированию, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.[28] Карпова Л.Г. выделяла в структуре творческих способностей когнитивный, эмоциональный, мотивационный компонент. Г.В. Терехова отмечала такие компоненты, как творческое мышление, творческое воображение, творческая деятельность. По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева именно в старшем дошкольном возрасте появляется новый для ребенка вид деятельности - творческий. Обусловлено это с одной стороны развитием произвольности воображения и расширением его возможностей, а с другой стороны - развитием мышления, позволяющего обрабатывать образы, рождаемые воображением. Своеобразие детского творчества состоит в том, что он дает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как это было ранее.[8] Особенностью творческой деятельности является то, что многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, а в самом процессе этой деятельности.[13] Ветлугина Н.А. выделила характерные черты творческих способностей старших дошкольников: [30] -способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко входить в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту; -творить по законам красоты; -оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности; -самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач. Кудрявцев В.Т. и Синельников В.И. выделяли следующие виды творческих способностей: -реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий; -умение видеть целое раньше частей - способность осмысленно синтезировать разнородные компоненты предметного материала воедино и «по существу», на основе общего принципа, прежде чем этот материал будет подвергнут анализу и детализации; -над ситуативно-преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу; -мысленно-практическое экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ключевые условия развития творческих способностей старших дошкольников: -расширение социокультурного опыта. Это условие подразумевает знакомство детей с теми видами деятельности, активности, в которые ранее они не были включены. Увеличение знаний о мире создаст почву для их дальнейшего творческого преобразования; -развитие воображения ребенка. Это условие подразумевает включение в учебно-воспитательную работу задач, проблемных задач, ситуаций, для которых нет готового решения; -расширение возможностей для двигательной активности, которая позволит ребенку чувствовать себя свободно, непринужденно и создаст условия для самовыражения, эмоциональной разрядки; -развитие речевой активности, являющейся первоочередным инструментом мышления; -создание возможностей для сенсорного и эмоционального развития, которые создают основу для развития воображения, творческого мышления. Таким образом, творческие способности – это индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности. Вслед за В.Т. Кудрявцевым мы выделяем следующие виды универсальных творческих способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, над ситуативно-преобразовательный характер творческих решений, мысленно-практическое экспериментирование.[31] 1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.[26] Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.[12] Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольной организации семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.[3] Следующее важное условие развития творческих способностей - учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.[11,с.23] Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми. Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Зона творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое».[33,с.73] В исследовании В.И. Тютюнника показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку.[14,с.67] Театрализованная игра является одним из видов игр, активно используемых в системе дошкольного образования. И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как «деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках». В.Н. Всеволодовский-Генгросс театрализованной называл драматическую игру, которая «характеризуется наличием художественного образа и драматического действия».[2] Таким образом, театрализованная игра – это вид игры, реализуемой в виде театральной постановки с наличием в ней художественных образов и сюжета. По мнению Л.С. Выготского «наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества».[9]Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого творчества, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.[27] Театрализованные игры дают повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это – словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.[1,с.126] Ермолаева М.В. выделила следующие условия организации театрализованных игр: -в театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм; -механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов; -при систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения; -театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира; - подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива; -театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты. Таким образом, театрализованная игра является наиболее перспективной формой развития творческих способностей старших дошкольников.[5,с.30]В качестве условий организации театрализованных игр мы выделяем следующие: обеспечение взаимосвязи творчества с личным переживанием ребенка, активизация механизма воображения, моделирование жизненных ситуаций самовыражения и самореализации ребенка, сотрудничество со взрослыми на всех этапах театрализованной игры.[24] 2Педагогические условия развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной игры 2.1 Театрализованные игры в дошкольном возрасте: определение и классификация Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.[22] Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В.Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Л.С. Фурмина считает, что театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.[4] Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве. Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр: игры в кукольный театр:настольный театр; театр на руке; напольные куклы; стендовый театр; верховые куклы; театр живой куклы. игры-драматизации:инсценированиепотешек; инсценирование песен, сказок; инсценирование небольших литературных текстов; творчество детей. игры-спектакли:драматический спектакль; музыкально-драматический спектакль; детская опера; спектакль на хореографической основе; спектакль ритмопластики; пантомима; мюзикл. театрализованное действие:праздники; развлечения; театрализованные шоу. Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения. Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении.[17] Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.[19,с.33] В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Театрализованную игру Л.В. Артемова делит на две основные группы: игры -драматизации и режиссерские игры.[34] В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.[25] Рассмотрим более подробную классификацию режиссерских игр согласно Л.В. Артемовой в соответствии с разнообразием театров: -настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении; -настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей; -стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи; -фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно; -теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, т.е. игры-драматизации. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.[22] Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.[20] Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников: -игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькимипальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате; -игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки; -импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Таким образом, посредством театрализованных игр развиваются творческие способности детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.[35] 2.2 Выявление уровней развития творческих способностей старших дошкольников Наше исследование проводилосьв муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 53 «Теремок» города Волжский,Волгоградской области. В исследовании приняло участие 20 воспитанников в возрасте 5-6 лет. Список испытуемых представлен в таблице А1 в ПРИЛОЖЕНИИ А. Исследование проводилось в три этапа. На первом, констатирующем, этапе мы определили уровни сформированности творческих способностей старших дошкольников. Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что необходимо разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование творческих способностей старших дошкольников. На втором, формирующем, этапе мы разработали и провели комплекс театрализованных игр, направленный на формирование творческих способностей старших дошкольников. На третьем, контрольном, этапе мы провели повторную диагностику творческих способностей старших дошкольников и сравнили ее результаты с результатами первого, констатирующего, этапа. Для выявления уровня развития творческих способностей используются диагностические методики, ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные методики помогают выявить особенности одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми, с интересом выполняются. Для изучения уровня развития творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации, на констатирующем этапе, мы использовали следующие диагностические методики, для применения в работе с детьми дошкольного возраста: - «Солнце в комнате», автор В.Б.Кудрявцев; -«Как спасити зайку», автор В.А.Синельников; -«Сочинение сказки», автор О.М.Дьяченко Предложенные методики будут способствовать более эффективному выявлению развитию творческих способностей в старшем дошкольном возрасте. Цель констатирующего этапа - выявить уровень развития творческих способностей старших дошкольников. Диагностическая цель методики В.А.Синельникова «Солнце в комнате» - выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Методика проводится в виде наблюдения за деталями изображенными на картине. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности
- Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
- Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности