- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Комплекс факторов, воздействующих на формирование европейской политики Великобритании
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005841 |
Тема: | Комплекс факторов, воздействующих на формирование европейской политики Великобритании |
Содержание
3 Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ……………………………………………………………...7 1.1 Электоральные институты Великобритании и ёе политика в ЕС…………....7 1.2 Внешнее влияние на политику Британии в Е………………………………...11 1.3 Роль групп давления в формировании политики Британии в ЕС…………...18 Выводы по первой главе…………………………………………………………...25 ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ, ОБЩАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ И ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 27 2.1 Перспективы британского участия в ЭВС……………………………............27 2.2 Экономические аспекты проблемы вхождения Великобритании в Еврозону. …………...…………………………………………………………………………..46 2.3 Великобритания и общая европейская политика в области безопасности и обороны ……………………………………….……………………………...…...52 2.2.1 История оборонной инеграции в Европе………………………………….54 2.2.2 ЕПБО: Причины возникновени……………………………………......56 Выводы по второй главе………………..………………………………….............70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 75 Приложения............................................................................................................. 80 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследование дипломной работы заключается в том, что на сегодняшний день Европейский Союз (ЕС) является один из трех экономических центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз объединяет 28 стран Европы и один из основных и наиболее развитых центров мира, крайне влиятельный участник мирового сообщества. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся странам (См. Приложение 1, карта1). Европейский Союз — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Великобритания является одним из таких государств, который часто выступает в роли «неудобного партнёра» в ЕС. Своими проблемами в отношениях с единой Европой Британия обязана целой группе исторических, культурных, экономических и политических факторов. В то же время, Британия зачастую выступала в качестве своеобразного ЕС, болезненно реагируя на неоднозначные инициативы. Таким образом, анализ участия Соединённого Королевства в деятельности европейского объединения позволит оценить перспективы союза 27 стран, а также выявить специфику британской внешней политики. Также можно отметить, что на данный момент можно увидеть абсолютно измененную картину мира, связанную с развалом биполярной системы, потерей безопасности и уверенности в стабильности системы, именно все эти факторы и привели к созданию политических и экономических блоков, которые сегодня являются важными акторами на международной арене. Цель исследования — выявить и объединить в систему комплекс факторов, воздействующих на формирование европейской политики Великобритании, объяснить специфику британского подхода к проблемам Европейского Союза. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования: изучить электоральные институты Великобритании и ёе политика в ЕС; определить группы, оказывающих влияние на формирование европейской политики Великобритании; изучить перспективы британского участие в ЭВС (Экономический и валютный союз); определить и проанализировать экономические проблемы вхождения Великобритании в Еврозону; изучить историю оборонной интеграции в Европе; определить причины ЕПБО (Европейская политика безопасности и обороны); Объектом исследования является политика Великобритании в ЕС. Предметом исследования выступают факторы формирования европейской политики Великобритании. Основу методологии исследования составили общелогические (общенаучные) и специальные методы, такие как анализ и синтез, абстрактно-объяснительная интерпретация, контент-анализ. Принимая во внимание тот факт, что европейская политика затрагивает интересы как государственных институтов, бизнес-ассоциаций и отдельных корпораций, так и отдельных граждан и общества в целом, необходимо учитывать влияние групп давления на формирование политики Великобритании в отношении Европейского Союза. Для решения этой задачи представляется уместным использование институционального подхода и элементов системного анализа. Источниковая база дипломной работы. Для решения поставленных задач исследования были привлечены несколько групп источников. Для выявления позиций представителей политического класса основной интерес представляют выступления британского премьер-министра и других ключевых членов кабинета, заявления представителей оппозиции, а также манифесты и программы политических партий Великобритании. Острота политических дебатов, вызываемых различием в отношениях к процессам европейской интеграции, определила появление огромного числа работ, посвященных Британии и Европе. Для прояснения европейского дискурса полезны материалы периодической печати. Позиции групп интересов обозначаются в документах, размещаемых на сайтах организаций. Позиции британского общества отражены в опросах общественного мнения и социологических исследованиях. Для определения механизма принятия решений в британском государстве особый интерес представляют недавно опубликованные выдержки из дневников главы пресс-службы и ближайшего помощника Тони Блэра Аластера Кэмпбэлла. Для анализа политики Великобритании в вопросах Экономического и валютного союза и Общей европейской политики в области безопасности и обороны к исследованию привлечены заявления официальных лиц, отчёты ключевых министерств, публикации Палаты общин [16]. Основные этапы институционального развития ЕС отражены в соответствующих договорах [17]. Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с начала 1990-х гг. до 2016 года, основное внимание уделено времени пребывания Дэвид Кэмерона на посту премьер-министра Великобритании (с 11 мая 2010). В 1991 году с подписанием Маастрихтского договора европейская интеграция переходит на качественно новый уровень, одной из отличительных черт которого становится самостоятельное значение политической интеграции и включение её в цели Союза. На выборах 1997 года победу одерживает партия новых лейбористов, руководимая первым «явно проевропейски настроенным премьер-министром со времён [Эдварда] Хита», что позволяет ожидать изменений европейской политики Великобритании. Эти факты явились причиной выбора указанного временного отрезка. Структура работы. Данное исследование состоит из введение, двух глав, заключения, список используемых литературы и приложения. В процессе подготовке дипломной работы мною были рассмотрены следующие главы: - механизм формирования европейской политики Великобритании; - экономический и валютный союз, общая европейская политика в области безопасности и обороны и Великобритания; ГЛАВА 1 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Электоральные институты Великобритании и ёе политика в ЕС Как известно, политическая структура Соединенного Королевства основано на принципах унитарного государства и конституционной монархии. Её система формирования и функционирования правительства (известно как «Вестминстерская модель») принята в других государствах Содружества таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка. Исходя из этого, особенностью избирательной системы Великобритании является ее функционирование рамках конституционной монархии [11]. Большинство вопросов, касающихся выборов, регулируется Актом о народном представительстве 1983 г., а также Актом Великобритании о народном представительстве от 9 марта 2000 г., который содержит новые правовые нормы в отношении регистрации избирателей на парламентских выборах и выборах органов местного самоуправления, другие нормы, относящиеся к голосованию на таких выборах (См. Приложение 2 Акт о народном единстве). Механизм данного процесса следующий: мажоритарная избирательная система Великобритании, крайне редкая для государств-членов Евросоюза, препятствует представительству радикальных (в т.ч. антиевропейских) партий в парламенте, предоставляя существенные электоральные преимущества двум основным политическим партиям (См. Приложение 3 табл.1). В пропорциональной системе представительство радикальных партий в парламенте более вероятно, но их влияние сводится к минимуму вследствие небольшого размера фракций и их низкой ценности для создания коалиций. Таким образом, пропорциональная система изолирует наиболее радикальных парламентариев (например, призывающих к выходу из Евросоюза) от процесса принятия решений. Субъектом данной главы был выбран премьер-министр (большой частью как институт). Правительство состоит из Премьер-министра и министров короны. Премьер-министр (официальное наименование этой должности – Первый лорд казначейства) назначается монархом самостоятельно в соответствии с монаршими прерогативами. Но в соответствии с конституционным соглашением монарх назначает Премьер-министром лидера партии, получившей большинство мест на парламентских выборах(См. Приложение3 таблица 1.). Следует отметить, что выборы лидера различны у консерваторов и лейбористов. Коллегия выборщиков состоит из представителей профсоюзов (40 голосов), окружных партийных организаций (30%) и членов палаты общин (30%). Право решающего голоса при отборе кандидатов имеют местные партийные организации. Лидер обязан отчитываться на ежегодной конференции лейбористов о работе парламентской фракции. Лидер приглашается королевой на прием и представляется ей. Королева, только что перед этим принявшая отставку прежнего правительства, поручает новому Премьер-министру сформировать правительство [6 С.40]. Свеженазначенный Премьер-министр предлагает королеве новою кандидатуру на должности министров. Кандидатуры отбираются из состава обеих палат парламента, как правило, из депутатов правящей партии. В количественном отношении правительство состоит из 80–90 министров, которые образуют несколько групп. В первую входят главы отдельных министерств. Вторую группу составляют министры без портфеля и члены правительства, занимающие различные традиционные должности: например, лорд – председатель совета, лорд – хранитель печати. На них возлагается выполнение особых функций. В третью группу входят государственные министры – заместители министров наиболее крупных министерств. Самостоятельную группу образуют так называемые младшие министры – парламентские секретари, назначаемые для обеспечения связей министров с парламентом. Правительство осуществляет нормотворческую деятельность. Принимаемые им акты можно подразделить на две группы: акты подзаконного характера и акты делегированного законодательства – причем последних принимается значительно больше, чем законов. За этими актами устанавливается парламентский контроль. Они должны быть обязательно представлены парламенту. Широкое распространение получила и субделегация, когда министры поручают (делегируют) издание актов руководителям нижестоящих ведомств. Данные акты принимаются от имени отдельных министров [7 C.17]. В Великобритании на выборах разного уровня применяются практически все существующие ныне модификации мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Таблица 1. Официальное издание Палаты общин британского Парламента классифицирует применяемые избирательные системы следующим образом [37]* Избирательная система Где применяется Мажоритарная система относительного большинства Выборы депутатов Палаты общин. Местные выборы в Англии и Уэльсе Мажоритарно-преференциальная система Выборы мэра Лондона и других избираемых мэров в Англии и Уэльсе при условии выдвижения более двух кандидатов Система единственного передаваемого голоса Выборы в Северной Ирландии: местные, выборы депутатов в Европейский парламент, в Ассамблею Северной Ирландии; местные выборы в Шотландии Продолжение таблицы 1. Смешанная мажоритарно-пропорциональная система Шотландский парламент, Национальная ассамблея Уэльса, Ассамблея Лондона Система закрытых партийных списков Выборы депутатов Европейского парламента, за исключением Северной Ирландии В то же время мажоритарная система проста и понятна. Здесь не требуется ни сложных расчетов, ни неясных для рядовых избирателей маневров с общими списками. Одно из ее преимуществ – тесная связь между депутатами и избирателями. Поскольку округа одномандатные, каждый депутат в единственном числе представляет свой округ. На выборах соревнуются не безликие списки, а кандидаты, чьи личностные качества небезразличны избирателям. К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится и то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. По мнению Андрю Гэмбла, вопросы, касающиеся ЕС, вызывают столь острые разногласия потому, что в них крайне высоки ставки. Для Британии нет более важной проблемы – ведь затрагивается её безопасность и идентичность, определяются внешнеполитические приоритеты (быть с Европой или США). «Европейский вопрос разделяет политические партии, так как сочетает в себе проблемы суверенитета и идентичности с проблемами политической экономии в совершенно новом и действенном качестве». Так, различия во взглядах на процессы европейской интеграции вызвали расколы в Консервативной партии, привели к отставке Маргарет Тэтчер, создали множество проблем Джону Мейджору, а в конечном итоге стали одной из причин сокрушительного поражения тори на выборах 1997 года - мажоритарная избирательная система жестоко наказывает неспособные сохранить целостность политические партии. В результате, правительству приходится учитывать расходящиеся позиции парламентариев, что является причиной осторожной европейской политики, балансирующей с антиевропейской. Таким образом, британская институциональная структура является промежуточной переменной в формировании отношения Соединённого Королевства к европейской интеграции [21]. Своей уникальностью Британия обязана электоральной системе, наделяющих влиянием евроскептичных заднескамеечников - данная особенность редко (если вообще) проявляется в других государствах-членах ЕС. Внешнее влияние на политику Британии в ЕС Внешняя влияние на политику Великобритании во многом уникальна и являет собой пример классической дипломатической игры, основанной на балансировании между интересами двух глобальных лидеров - США и Европейского союза. Только при таком подходе Лондону удается отстаивать свои национальные интересы, не сильно поступаться суверенитетом в глазах общественного мнения (что важно для внутренней политики) и оказывать влияние на мировые политические процессы. Премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил в 2013 году о своем намерении провести референдум. По его словам, тем самым он хочет добиться либо реформ в Евросоюзе, либо изменения условий членства Великобритании в ЕС. Если Великобритания решит выйти из состава ЕС, ей придется заключить новый торговый договор с оставшимися в Евросоюзе 27 странами, чтобы британские компании могли продолжать продавать свои товары на европейском рынке, не сталкиваясь с повышенными тарифами и другими ограничениями. Многие страны Европы наоборот стремятся стать членами ЕС (См. Приложение 4, таблицу 2.). Сторонники выхода считают, что Великобритания сможет договориться о полюбовном разводе, что позволит ей сохранить тесные торговые связи со странами ЕС. Возможные варианты: - Норвежский вариант: Великобритания выходит из состава ЕС и присоединяется к Европейской экономической зоне, что обеспечит ей доступ к единому европейскому рынку, за исключением части финансового сектора экономики. Это также освободит Британию от правил ЕС в сферах сельского хозяйства, рыболовства, права и внутренних дел. - Швейцарский вариант: Великобритания последует примеру Швейцарии, которая не входит ни в ЕС, ни в ЕЭЗ, а заключает отдельные договоры с Брюсселем по каждому сектору экономики. - Турецкий вариант: Великобритания может войти в таможенный союз с ЕС, что предоставит ее промышленности свободный доступ к европейскому рынку, но финансовый сектор такого доступа не получит. - Великобритания также может попытаться заключить всеобъемлющую договоренность о свободной торговле с ЕС по швейцарской модели, но с гарантиями доступа финансового сектора экономики к европейскому рынку, а также определенной долей контроля над формулированием и исполнением общих торговых правил. - Великобритания может полностью разорвать свои отношения с ЕС, и полагаться лишь на правила ВТО. Многие из тех, кто выступают за выход Великобритании из ЕС, заявляют, что Британии не подходит ни норвежский, ни швейцарский, ни турецкий варианты. Они хотят заключения договора о свободной торговле, в рамках которого на Великобританию не будут распространяться законы ЕС, страна выйдет из-под юрисдикции Европейского суда правосудия, на нее будет распространяться право свободного передвижения людей в Европе, и она не будет платить никаких членских взносов. Учитывая тот факт, что на данный момент законодательство Великобритании и ЕС находятся в полном нормативном соответствии, заключить подобный договор будет относительно легко, считают сторонники выхода Британии из Евросоюза. Они указывают на пример Канады, которая недавно заключила с ЕС договор о свободной торговле, который приведет к отмене почти всех торговых ограничений, но не предусматривает ни свободы передвижения граждан обеих сторон, ни взносов Канады в бюджет ЕС. Противники выхода заявляют, что полюбовный развод - пустая мечта. Франция, Германия и другие страны ЕС никогда не позволят Великобритании самой выбирать, с какими из правил Союза она согласна. Они также отмечают, что Норвегия и Швейцария обязаны соблюдать большинство правил Евросоюза, не имея никакого права голоса при выработке этих правил, и кроме того обязаны вносить свой вклад в бюджет ЕС [43]. 19 февраля, Дэвид Кэмерон после многомесячных переговоров добился заключения соглашения с Евросоюзом, которое предусматривает «особый статус» для Соединенного королевства в составе ЕС. «Сегодня — исторический день! Я договорился о соглашении, которое даст Великобритании специальный статус в ЕС. Я соберу завтра кабинет министров», — заявил Кэмерон в ходе пресс-конференции в Брюсселе. «Особый статус» Британии предполагает изменения в трёх сферах: суверенитете, социальной политике и экономическом управлении. Главным пунктом «особого статуса», по словам Кэмерона, является механизм защиты социальной системы страны, который прозвали «экстренным торможением». Он позволяет Соединенному королевству ограничить доступ к социальным благам для мигрантов из других государств ЕС. Механизм защиты социальной системы будет „включён“ на семь лет без права продления, при этом „испытательный срок“, в течение которого новоприбывшим мигрантам не будут выплачивать социальные пособия, составит четыре года Также будут введены ограничения на выплаты детских пособий для мигрантов, дети которых остались у себя на родине в другой европейской стране. Размеры этих пособий будут определяться в зависимости от уровня прожиточного минимума в этих странах. «Особый статус», избавил Великобританию от «валютной дискриминации», так как ранее страна вынуждена была иногда участвовать в поддержке евро, в то время как в Соединенном королевстве в ходу фунты стерлингов [15]. «Налогоплательщики из стран, не входящих в еврозону, не должны участвовать в операциях по спасению евро как валюты», — говорил он. По мысли премьера, тогда как экономическую политику еврозоны определяет Европейский центральный банк, для стран, не входящих в еврозону, политику должны определять национальные институты, такие как, например, Банк Англии. В то же время Кэмерон подчеркнул, что сохранение членства в реформированном ЕС пойдет Великобритании на пользу, поскольку в том числе позволит укреплять торговые связи с США, Китаем, Японией и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии. Великобритания будет навсегда выведена из-под действия принципа Евросоюза о «все более тесном союзе народов Европы». «Ради защиты от еще более тесного союза базовые соглашения ЕС будут изменены с тем, чтобы все более тесная интеграция не затрагивала Великобританию, — заявил Кэмерон. — Великобритания навсегда будет выведена из-под принципа „все более тесного союза“, она никогда не станет частью европейского супергосударства». Кэмерон считает, что национальные парламенты стран ЕС не должны терять свои полномочия, а группы стран должны иметь возможность блокировать законопроекты ЕС. Референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе должен пройти 23 июня 2016 года. Евросоюзе, проводит серьезную агитацию, а многие экзит-поллы показывают примерно равное число голосов «за» и «против» ЕС (См. Приложение 5, таблица 3.). Таблица 2. Некоторые цифры перед референдумом 23 июня 2016 года* 18 — минимальный возраст для участия в референдуме 1975 — год последнего референдума Британии по ЕС 67% — доля британцев, проголосовавших за членство в ЕС в 1975-м 6 млн фунтов — максимальный бюджет кампаний «за» и «против» выхода из ЕС 400 млрд фунтов — ценность Евросоюза для Великобритании как торгового партнера 11,2 млрд фунтов — взнос Великобритании в ЕС в 2015 году. Это 11% бюджета Союза 4,6 млрд фунтов — средства, полученные страной от ЕС в 2015 году 3,5 млн — количество рабочих мест в Великобритании, зависимых от экспорта в ЕС По мнению опрошенных АиФ.ru экспертов, вероятность, что страна выйдет из ЕС, практически нулевая [1]. «Великобритания не собирается выходить из ЕС, она желает в значительной мере и дальше диктовать ему свои условия. Она является для всей остальной Европы как бы таким мини-Западом, который имеет свою особую позицию по всем вопросам. Точно так же, как для стран Восточной Европы таким „начальником“ являются столицы „старой Европы“, Берлин и Париж. Дэвид Кэмерон все последние годы культивировал эту тему — особенно активно он стал этим заниматься после недавних парламентских выборов в стране, где его партия укрепила позиции. Вашингтон, по всей видимости, устраивает такая ситуация, поэтому он сохранил для Лондона особые валютные условия, так как даже в случае падения евро — когда сам Вашингтон решит, что настал этот момент и перестанет поддерживать финансовую стабильность Европы, — Британия как его ближайший союзник никак не пострадает. Поэтому, повторюсь, шанса, что эта страна покинет Евросоюз, практически нет», — считает вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук. В ЕС также росло понимание того, что без Великобритании союзу вряд ли удастся решить поставленные им задачи. Представление о Евросоюзе как о вотчине Франции и Германии безнадежно устарело. Ведь экономика Великобритании опередила французскую, а британские вооруженные силы стали одними из самых передовых в Европе и наиболее быстро приспособившихся к новым угрозам - терроризму, региональным и локальным конфликтам. В глазах европейцев определенным плюсом являлась и во многом мифическая близость Лондона к Вашингтону. Присоединение к Евросоюзу 10 новых членов 1 мая 2004 г. лишь еще более ослабит франко-германское доминирование, усилив при этом позиции Великобритании. Расширение ЕС облегчит Лондону воплощение в жизнь его концепции Евросоюза - «структуры, дружественной к НАТО и США и относительно не обремененной регулируемой государством экономикой» Терентьев, А [11 с.45]. В целом стратегия Великобритании в отношении ЕС всегда была достаточно сдержанной и прагматичной. Как отмечал в своем выступлении в ноябре 2001 г. Тони Блэр, «у нас есть видение Европы как союза народов, более тесно работающих друг с другом, но не как федерального супергосударства, подминающего под себя национальную идентичность. И это правильное видение Европы» [12 с.37]. Особое значение в Лондоне придавали развитию отношений со странами Содружества, куда входят бывшие британские колонии и доминионы, а также некоторые другие страны. Очередная конференция стран-членов этой международной организации на уровне глав государств и правительств с участием главы Содружества королевы Великобритании Елизаветы II состоялась в марте 2002 г. в Австралии. На ней в первую очередь рассматривались вопросы консолидации стран Содружества в борьбе против международного терроризма, проблемы преодоления бедности, внедрения всеобщего начального образования в тех странах, где оно еще отсутствует [20]. Великобритания, являясь одной из ключевых стран НАТО, стремится укреплять евроатлантическую солидарность, даже в тех случаях, когда действия Альянса идут в разрез с нормами международного права. В составе вооруженных сил НАТО британская авиация принимала участие в бомбардировках территории суверенной Югославии в 1999 г. Важное значение Великобритания придавала развитию отношений с Японией, Китаем, Южной Кореей, постоянно наращивая объемы торговли с ними. Большой интерес для Великобритании и британского частного бизнеса представляют отношения с Россией. Встречи Тони Блэра и российского президента Владимира Путина приобретали в последнее время регулярный и конструктивный характер. Великобритания стремится развивать отношения с Саудовской Аравией, Кувейтом и другими странами Персидского залива - основными поставщиками нефти на мировой рынок. Вооруженные силы страны принимали участие в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, Косово, ряде других стран и регионов. В Афганистане по решению ООН в конце 2001 г. были сформированы Международные миротворческие силы, которые первоначально возглавляла Великобритания [ . Таким образом, Великобритания значительно больше внимания уделяла сотрудничеству с европейскими странами и, прежде всего, со странами Евросоюза. Проанализировав некоторые за/против выхода Великобритании из ЕС, сложно дать определенный ответ о судьбе этих двух участников мирового сообщества. Но в любом случае нужно дождаться референдума, который пройдет летом этого года. Роль групп давления в формировании политики Британии в ЕС Последним из рассматриваемых в данной главе факторов является роль групп давления в формировании политики Британии в ЕС. Группа давления - это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Понятие "группа давления" раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор [9]. Группы давления - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Они могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Способы воздействия групп давления на государственные органы: - непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата; - участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах; - поддержание личных контактов с членами парламента, правительства. Эффективность деятельности группы давления зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное: влияние, национальные и религиозные связи). Разновидности групп давления - профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения. В рамках рассматриваемой в работе наибольший интерес представляет влияние на премьер-министра (претендента на пост премьер- министра) как институционального субъекта - лидера партии и председателя правительства. Такое влияние возможно благодаря преследуемым главой исполнительной власти (претендентом на пост) целям сохранения (получения) и осуществления власти, т.е. проведения определённого политического курса. Источник влияния групповых субъектов на государственную политику, в общем случае, - это доступные им ресурсы, к которым стремятся получить доступ обличённые властными полномочиями лица. Ресурсы могут быть разных типов. Так, бизнес платит налоги, располагает экспертизой в определённых областях, предоставляет политическим партиям финансирование; аналитические центры оказывают интеллектуальную поддержку; средства массовой информации выполняют функцию политической мобилизации, т.е. обеспечивают поддержку электората. Взаимодействие с властью можно представить в следующем виде: разнообразные субъекты предъявляют спрос на определённую политику, который удовлетворяется чиновниками и политиками, получающими взамен доступ к ресурсам данных субъектов. В результате правительства агрегируют политические предпочтения групп интересов (давления) в государственную политику [22]. Можно рассматривать всякое взаимодействие групп давления с институтами власти как лоббизм, однако это будет не совсем точно. Рассмотрим более подробно две основных формы взаимодействия заинтересованных групп с политической властью. Одной из таких форм является их формальное, публичное представительство либо взаимодействие с органами государственной власти, когда они открыто и публично заявляют о своих интересах - это т.н. лоббизм в широком смысле этого слова. Вторая форма представительства интересов - "корпоративное представительство" или лоббизм в узком смысле этого слова - предусматривает полулегальные (лишь отчасти урегулированные законом) и в основном скрытые от общества контакты, а также давление "делегированных" либо "нанятых" представителей заинтересованных групп (лобби) на правительство и отдельных принимающих решения государственных чиновников. Одновременно в политической науке остается не решенным вопрос о том, можно ли считать лоббизмом разнообразные не урегулированные законом либо прямо противоречащие ему формы взаимоотношений представителей заинтересованных групп с властью (т.е. коррупцию). В зарубежных странах формальное представительство интересов заинтересованных групп осуществляется с помощью действующих при органах власти консультативных комитетов, советов и палат из крупных бизнесменов, а также комитетов и экономических советов при руководящих органах крупнейших политических партий (в ФРГ они существуют при руководстве ХДС / ХСС и СДПГ), через "спонсорские комитеты" при правительстве, которые связывают его с промышленными корпорациями и ассоциациями бизнесменов определенных отраслей (Великобритания), а также через так называемые "трипартистские" (трехсторонние) органы, состоящие из представителей государства, профсоюзов и предпринимателей (особенно широко распространены в странах Скандинавии). Деятельность всех этих органов осуществляется в рамках закона и находится под контролем общества. При этом число таких "околоправительственных" организаций может оказаться весьма велико, что зачастую весьма затрудняет его деятельность, мешает проводить последовательную политику: например, во Франции при правительстве сегодня действует 500 комитетов, 1200 советов и 3000 комиссий, представляющих интересы крупного бизнеса. Гораздо большее значение сегодня имеет вторая основная форма представительства интересов - осуществляемый заинтересованными структурами политический лоббизм (лоббизм в узком смысле слова). В этом значении понятие лоббизм было впервые употреблено в 1830 г. в Великобритании в отношении групп, стремящихся в скрытой от общества форме влиять на депутатов парламента и членов палаты лордов. Для успешного осуществления лоббистской деятельности заинтересованной группе (объединению бизнесменов, отраслевому профсоюзу, национальной общине, криминальной группировке, и т.д.) необходимо найти внутри институтов государственной власти или в околоправительственной среде способных влиять на политику государства отдельных людей или группы лиц, готовых "пробивать" принятие выгодных им решений (нужные законы, льготы, правительственные кредиты, и т.д.), а также располагать ресурсами, побуждающими их это делать (финансы, кадровые связи, собственная "купленная" пресса, и т.д.). При этом влияние заинтересованных групп (например, крупных корпораций в США) на правительство и принимаемые им решения через неформальные каналы может быть столь сильным, что некоторые политологи считают подлинной властью именно их. Так или иначе, практически любому крупному государственному чиновнику, начиная с президента страны, при принятии практически любого серьезного экономического и политического решения приходится учитывать интересы тех или иных группировок, т.е. время от времени в той или иной степени лоббировать. В качестве профессиональных и постоянных лоббистов (или иначе - лобби) в современной политике могут выступать: отдельные государственные чиновники или целые министерства и ведомства (т.н. ведомственное лобби); отдельные депутаты или целые парламентские фракции (парламентское лобби); существующие при правительстве страны или формально независимые консультативные органы - разнообразные фонды, центры, институты и политические клубы - они разрабатывают и предлагают правительству программы и рекомендации, выражающие интересы определенных заинтересованных групп (например, дают советы по проведению экономической политики, отвечающей интересам крупного капитала или определенной отрасли промышленности); популярные общенациональные печатные издания и телепрограммы, пропагандирующие интересы определенных групп предпринимательской и политической элиты и склоняющие правительство следовать им; адвокатские конторы в столице страны и отдельные юристы - консультанты, отстаивающие и "проталкивающие" интересы заинтересованных клиентов (например, крупных частных компаний) "наверху", опираясь на законодательство и судебный механизм. Очевидно, что полностью скрытая от общества и неконтролируемая лоббистская деятельность (т.е. лоббизм в узком смысле) ведет к торжеству коррупции и покровительству "землякам" и "своим людям" на всех уровнях, приводит к незаконному расходованию бюджетных средств и общей неэффективности государственного аппарата, делая его неспособным решать конкретные проблемы общества. С подобными проблемами сегодня сталкиваются прежде всего упоминавшиеся нами страны "Третьего мира", где слабы элементы гражданского общества и правовой культуры, а родоплеменные и клановые трад....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: