VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ роли В. Брандта в ключевых событиях европейской политики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006498
Тема: Анализ роли В. Брандта в ключевых событиях европейской политики
Содержание
17







№ 26  Вилли Брандт: политический портрет




СОДЕРЖАНИЕ





Введение…………………………………………………………………………………………….3

Глава 1 Вилли Брандт – человек и политик через призму ХХ столетия………………………..4

1.1 Вилли Брандт и его эпоха…………………………………………………………………........4

1.2 Восхождение на политический олимп ФРГ……………………………………………………

Глава 2 Анализ роли В. Брандта в ключевых событиях европейской политики 

в 70-е годы ХХ века……………………………………………………………………….................

2.1 Концепция «Европейского мирного порядка» В. Брандта……………………………………

2.2 «Восточная политика» канцлера В. Брандта…………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………………..

Список использованных источников и литературы………………………………………………






ВВЕДЕНИЕ





Актуальность темы контрольной работы определяется тем, что деятельность четвертого канцлера ФРГ, видного социал-демократа, лауреата Нобелевской премии мира Вилли Брандта вызывает неизменный интерес отечественных и зарубежных историков. В силу многих причин В. Брандт оказался в ряду тех, кто способствовал поиску решений важнейших проблем своего времени. Жизнь этого человека удивительным образом переплелась со многими значительными историческими событиями XX века, но именно конец 1960 - начало 1970-х гг. явился особым периодом его биографии, когда произошло приобщение В. Брандта к политике общенационального и европейского масштаба. В отличие от других периодов истории ФРГ, это было наиболее неспокойное, а порой и бурное десятилетие. Именно тогда стали наблюдаться значительные сдвиги в умонастроениях западных немцев, которые оказали большое влияние как на изменения во внешней политике, так и на международный климат в Европе в целом. Именно в то время, находясь в составе правительства Федеративной Республики сначала на посту министра иностранных дел и вице-канцлера, а затем уже, будучи канцлером ФРГ, он получил возможность влиять на решение широкого спектра вопросов. 

Годы канцлерства в жизни Брандта можно рассматривать как пик его общественно-политической карьеры, «звездный час», когда он, выходец из демократической среды, рано приобщившийся к социалистическому и антифашистскому движению, оказался вовлеченным в «большую» политику и сумел внести огромный вклад в разрешение сложнейших международных проблем 70-х годов ХХ в., и прежде всего добиться примирения ФРГ со странами Восточной Европы.

Цель контрольной работы: составить политический портрет Вилли Брандта. 

Реализация поставленной цели осуществляется через  выполнение следующих задач:

1. Охарактеризовать эпоху послевоенного развития Германии в 50-80-е годы ХХ века

2. Выделить основные жизненные этапы становления и развития  Брандта как политика и общественного деятеля, внесшего большой вклад в политику разрядки в Европе в ХХ столетии.

3. Определить роль В. Брандта в ключевых событиях европейской политики в 70-е годы ХХ века.

4. Изложить суть концепция «Европейского мирного порядка» В. Брандта.

5. Проанализировать основные направления «Восточной политики» канцлера В. Брандта.

В соответствии с поставленной целью и задачами целесообразно определить следующую структуру контрольной работы: Введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.

В первой главе «Вилли Брандт – человек и политик через призму ХХ столетия» рассмотрены основные характеристик эпохи, в которую жил политик и основные этапы его восхождения на политический олимп ФРГ

Во второй  главе «Анализ роли В. Брандта в ключевых событиях европейской политики 

в 70-е годы ХХ века» проанализированы  концепция  «Европейского мирного порядка» В. Брандта и основные направления его  «Восточной политики» 

Политическая и общественная деятельность В. Брандта широко освещается в учебной, исторической, политической литературе; на страницах журнала «Вопросы истории», межвузовских сборниках научных трудов, интернете. Прежде всего, значение деятельности В. Брандта сложно понять без знакомства с его собственными мемуарами и воспоминаниями  Среди трудов российских историков, исследовавших данную проблему, следует отметить работы Долгилевич Р.В. «Советская дипломатия и Западный Берлин (1963-1964 г.г)», Авдеенко Е.Г. «Концепция «Европейского мирового порядка» В. Брандта»,  Богуславского, А. Р. «Первые переговоры ГДР - ФРГ в 1970 г.», Бонвеч Б., Галактионова Ю.В.. «История Германии», Кузнецовой Е. С. «Вилли Брандт и примирение ФРГ со странами Восточной Европы», Патрушева А.И. «Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель».  и др.

Работа над данной темой была интересной, расширила и углубила мои знания по Новейшей истории, по - новому позволила взглянуть на личность В. Брандта, как политического и общественного деятеля, человека внесшего огромный вклад в становления «новой восточной политики» ФРГ в период выработки важнейших дипломатических решений, развитие диалога между СССР и ФРГ, а впоследствии между Россией и Германией, определивших дальнейшее развитие международных отношений в современной Европе.






ГЛАВА 1 ВИЛЛИ БРАНДТ: ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИК 

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ XX-СТОЛЕТИЯ





1.1. Вилли Брандт и его эпоха



«Нет народа, который мог бы скрыться от своей истории».

В. Брандт



Эпоха, в которой жил и действовал видный государственный деятель, выдающийся германский политик Вилли Брандт (1913 - 1992 гг.), поставила перед человечеством множество неоднозначных и трудноразрешимых вопросов - национализма и интернационализма, фашизма и гуманизма, тоталитаризма и демократии, войны и мира. По сей день нельзя сказать, что эти темы потеряли свою актуальность. Слишком они живы и остаются для людей на рубеже XX - XXI столетий столь же насущными, как были для Брандта и его современников.

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946 г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западный держав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. На основании решений конференции военные губернаторы США, Великобритании и Франции в оккупированных зонах уполномочили премьер-министров правительств германских земель преступить к разработке проекта конституции будущего государства - ФРГ. Проект был подготовлен и обсужден в Парламентском Совете. Этот совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей с совещательным голосом от Западного Берлина[12].8 мая 1949 г. Парламентский совет заседавший в Бонне принял проект основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В период с 18 по 21 мая 1949г. парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект конституции.

К началу 60-х годов в ФРГ сложилась трехчленная партийно-политическая система. Ее главная особенность в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступают две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья же буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входит в правительство на правах «младшего партнера»[13]. Такая система отличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основных партий в определенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьим партнером. 

С момента первых выборов в Бундестаг в 1949 г. в ФРГ христианские демократы вместе с либералами образовывали так называемую «малую коалицию». Но вот в середине 60-х годов после длительной полосы «экономического чуда» в ФРГ возникла кризисная ситуация, и оказалось что с ней можно справиться только с помощью механизмов государственного регулирования, а опыт в этой области был у социал-демократов. Христианские демократы вынуждены были обращаться к ним, в результате была создана первая по счету правительственная «большая коалиция»[14]. В ее составе социал-демократ Карл Шиллер стал решать дела в экономике, а Вилли Брандт занял пост заместителя канцлера и министра иностранных дел. С этого момента начинается новый период в его деятельности, получивший название «новая восточная политика». СвДП по своим масштабам и влиянию не в состоянии претендовать на роль правящей партии и не полноценна в качестве оппозиции.

Однако на выборах в Бундестаг 1969 г. ХДС потерпела поражение. Новая правительственная коалиция сложилась из депутатов самой массовой на тот момент партии ФРГ - социал-демократической (750 тыс. членов) и малочисленной СвДП (80-100 тыс. членов). В. Брандт был избран на пост канцлера ФРГ



1.2. Восхождение на политический олимп ФРГ



«Политики, которые преклоняются перед догмами и претендуют на то, чтобы их водрузили на пьедестал непогрешимого государственного деятеля, не заслуживают доверия».

В. Брандт



Вилли Брандт родился 18 декабря 1913 в Любеке. Отца своего он никогда не видел, воспитывала его мать - Марта Фрам, продавщица. В течение семи лет мальчик обучался в неполной средней школе Святого Лоренца. В 1927 году его перевели в реальное училище, а еще год спустя в гимназию «Иоганнеум». Его настоящее имя - Герберт Эрнст Карл Фрам, но в 1930-е годы, работая журналистом, он взял псевдоним Вилли Брандт. Рано приобщившись к политической жизни Германии, Брандт вступил в 1930 в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), но, сочтя ее недостаточно радикальной, на следующий год перешел в Социалистическую рабочую партию. 

26 февраля 1932 рода Фрам получил аттестат зрелости. В 1933 году к власти в Германии пришли фашисты. В 1933, после прихода к власти нацистов, он был вынужден бежать в Норвегию. В 1938 Брандт был лишен германского гражданства и стал гражданином Норвегии. После немецкой оккупации Норвегии в 1940 бежал в Швецию. 

В 1945 вернулся в Германию в качестве корреспондента скандинавских газет, в 1947 вновь получил германское гражданство под именем Вилли Брандта и возобновил членство в СДПГ. В 50—60-е гг. занимает различные должности в западноберлинской организации СДПГ. Являлся депутатом бундестага с 1949 по 1957, с 1961 по 27 декабря 1961, а так же - с 1969 по 1992, что в общей сложности составляет 31 год.

На чрезвычайных выборах 1957 Брандт был избран правящим бургомистром Западного Берлина и переизбран на очередных выборах 1958 и 1963 (этот пост он занимал до 1966). 

В это время он приобрел особую популярность своими решительными действиями во время Берлинского кризиса. На выборах 1963 СДПГ набрала 61,9% голосов, что стало вторым лучшим результатом за всю историю существования партии. Кроме того, в июне 1963 В. Брандт сопровождал Дж. Кеннеди во время его официального визита в Берлин.

В 1964-1987 был председателем СДПГ, затем ее почетным председателем. В ноябре 1966 Брандт в качестве вице-канцлера и министра иностранных дел вошел в правительство т.н. большой коалиции христианских демократов и социал-демократов, сформированной лидером христианских демократов канцлером К.Г. Кизингером. 

В октябре 1969, возглавив коалицию со Свободной демократической партией, Брандт сменил Кизингера и стал первым в Западной Германии социал-демократом, занявшим пост канцлера.

С 1969 по 1974 федеральный канцлер ФРГ.

С 1979 член Европейского парламента.

В 1977—1983 гг. был председателем Независимой комиссии «Север— Юг». Возглавлял фонд «Мир и развитие».

 В 1987 году после ухода в отставку с поста председателя СДПГ избран почётным председателем партии.

В начале 1980 – годов западная пресса писала, что после скандала, связанного с  отставкой с поста федерального канцлера и перенесенного инфаркта Брандт переживает «вторую весну». Он много ездил по свету, несколько раз приезжал в Советский Союз – посетил Москву, Ленинград, Крым, Узбекистан, Сибирь. В апреле 1988 и октябре 1989 года приезжал в Москву как  председатель Социнтерна, встречался с М.С. Горбачевым.

В 1990 году после падения  Берлинской стены Брандт активно включился в политическую жизнь ГДР. Речь шла об объединении Германии, о решении германского вопроса. Кое-кто заговорил о «третьей весне». Западноберлинский съезд СДПГ принял документ – заявление «Немцы в Европе». В нем  говорилось: « Мы благодарим….также мужественных и дальновидных политиков, таких как Вилли Брандт и Михаил Горбачев, и наших друзей на Западе, которые вместе с нами трудились в интересах разрядки»

В декабре 1971.года за вклад в улучшение международных отношений Вилли Брандт был удостоен Нобелевской премии мира. 

Умер Вилли Брандт в 1992 году.




ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОЛИ В.БРАНДТА В КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В 70-е ГОДЫ ХХ ВЕКА



2.1 Концепция «Европейского мирного порядка» В. Брандта



Сущность европейской стратегии В. Брандта выражена в концепции «европейского мирного порядка». Ее главной особенностью было то, что западноевропейская интеграция включалась в широкий контекст общих проблем мировой политики, главным содержанием которой в 1970-е гг. была разрядка и прекращение конфронтации между Востоком и Западом. Единая Европа в концепции В. Брандта являлась важным элементом нового мирового порядка. Но это должна была быть новая Европа, способная подняться над грузом собственно западноевропейских проблем: «Цели нашей европейской политики должны ориентироваться на большее, чем объединение западной части континента. Мы должны сохранять общеевропейскую перспективу» (1)

Успех восточной политики способствовал развитию отношений в Европейском Сообществе. «Для нас не существует противоречия между объединением Западной Европы и сотрудничеством с Восточной Европой. Увеличивающийся через интеграцию экономический потенциал Запада будет служить мирному диалогу с Востоком»3, - заявлял В. Брандт. Одновременно он подчеркивал, что «конструктивная восточная политика будет способствовать расширению внешнеполитического пространства и увеличению веса ФРГ в Европе»4. В. Брандт отмечал и значение опыта западноевропейской интеграции для утверждения будущего «европейского мирного порядка»: «Примирение и сотрудничество, к которым мы стремимся с восточными соседями, уже опробованы на Западе континента»5. Он указывал на необходимость «гармонизации европейской политики с долгосрочными целями европейского мирного порядка»6.

Он смотрел вперед и уже видел перед глазами объединенную Европу, в которой наднационально и межгосударственно регулируемые области были организованы в единое целое, каким именно образом, правда, В. Брандт не уточнял.

«Европейский мирный порядок», направленный на устранение конфронтации и раскола Европы, наиболее символично проявлявшегося в разделе Германии, В. Брандт считал предпосылкой к будущему объединению страны. «Привести в движение германский вопрос невозможно без разрядки, германская проблема имеет как мировое, так и европейское измерение, затрагивая сферы человеческой и национальной безопасности»7. «Необходимо дать понять сверхдержавам, что раскол Германии противоречит их стремлению к нормализации ситуации»8, - считал В. Брандт.

Он полагал, что решение германской проблемы требует от ФРГ большей самостоятельности и независимости в проведении внешнеполитического курса: «Мы должны формулировать собственные позиции и лишь затем согласовывать их с нашими партнерами». Более того, он считал, что ФРГ должна играть роль «локомотива в смягчении противоречий Востока и Запада». Средством этого должен был стать переход от конфронтации к мирному сосуществованию, которое для Брандта означало возможную «трансформацию отношений между двумя блоками»9.

Мечтой канцлера было создание системы, которая преодолевала бы блоковое мышление и предусматривала новые формы кооперации между Востоком и Западом. Составной частью этой системы должна была стать общая европейская практика в области прав человека и и экономический союз между Европейским Сообществом и СЭВ, - проекты, выходившие далеко за рамки биполярного противостояния10. Этим канцлер демонстрировал далеко идущие и, вместе с тем, иллюзорные представления, которые, однако, отражали стиль его политического мышления. Идеалист и сторонник масштабных проектов, не всегда реализуемых в краткосрочной и среднесрочной перспективе, он мыслил в категориях будущего, не всегда считаясь с объективными условиями конкретного исторического момента.

Мечтой В. Брандта было объединение Европы и преодоление взаимного недоверия. Обращаясь к странам Варшавского договора, он заявлял: «Наша политика не направлена против кого-либо»11. Одновременно В. Брандт пытался успокоить Запад, встревоженный возможностью образования новой германо-советской оси: «Мы не думаем о политике Рапалло»12. Таким образом, опираясь на блоки, лидер социал-демократов фактически ориентировался на их преодоление в будущем. Такое сочетание «реализма и идеализма»13, балансирование между труднопри-миримыми полюсами обусловило внутреннюю конфликтность концепции В. Брандта, проявлявшуюся в том числе и в его отношении трансатлантическому партнерству.

Отдавая НАТО безусловный приоритет в вопросах безопасности, В. Брандт в то же время стремился к большей независимости ФРГ от союзников: «принадлежность к Североатлантическому альянсу вовсе не означает, что государства-члены не могут иметь различные мнения по некоторым вопросам»14. Такая позиция открывала перспективы для интенсификации контактов между участниками обоих блоков и постепенного сближения их позиций.

Необходимость преодоления конфронтации между государствами континента диктовалась, по мнению В. Брандта, и потребностями экономического и технологического сотрудничества. Идеологической предпосылкой концепции «европейского мирного порядка» выступала теория конвергенции различных идеологических систем. В. Брандт считал, что «...коммунизм не является раз и навсегда застывшим каноном <...> Также и наши западные общества не останутся неизменными»14. «В будущем для мировоззренческих догм останется немного места. Общественные проблемы развитых стран будут становиться всё более похожими, что облегчит их сотрудничество», - считал лидер СДПГ11.. В. Брандт был уверен, что и Западная, и Восточная Европа стоят в первую очередь перед вызовом социально-экономических проблем. Их решение, а следовательно и предпосылки для конвергенции, были возможны, по его мнению, лишь при условии стабильного международного положения. Конечной целью стратегии В. Брандта было построение «свободной, единой Европы, в которой немецкий народ обретёт равноправие»17.

По сути «Европейский мирный порядок» В. Брандта являлся «идеально-типической конструкцией»18, спроецированной в будущее. Важно понять, в какой степени он определял практическую политику.

Являясь действующим политиком, В. Брандт должен был сохранять определённую преемственность в отношении традиционного прозападного курса ФРГ, поэтому выбор был сделан в пользу сохранения имеющегося: «...многое говорит в пользу того, что в настоящее время следует исходить из признания существующих блоков»19. В практической политике он предлагал сосредоточиться на проведении мер, призванных закрепить статус кво: заключении договоров об отказе от применения силы и вмешательстве во внутренние дела, а также на снижении военного потенциала обоих блоков. Эти меры обозначались как «подготовительные» на пути к «европейскому мирному порядку»20.

Ориентация на общеевропейскую перспективу означала исключение всех инициатив, которые могли бы повредить проведению восточной политики. Это обстоятельство обуславливало весьма осторожный подход В. Брандта к политической интеграции Европы. Сущность его позиции по вопросам наднационального объединения характеризуется фразой: «.серьёзная европейская политика должна уважать границы возможно-го»21, которое у В. Брандта отождествлялось с реально существующим. Поэтому он предлагал исходить из существования уже наличествующих институтов. «В нынешней ситуации создание новых органов Сообщества представляется излишней, в любом случае не первоочередной задачей»21.










2.2 «Восточная политика» канцлера В. Брандта





«Перед пропастью немецкой истории и под тяжестью памяти о миллионах убитых я сделал то, что делают люди, когда им не хватает слов».

В. Брандт





Под общеевропейской перспективой канцлер понимал тесное взаимодействие Европейского Сообщества с Восточной Европой и СССР. Сердцевиной всей внешнеполитической концепции В. Брандта была его «новая восточная политика». Она означала для В. Брандта гораздо больше, чем просто традиционное направление внешней политики ФРГ. Нацеленная на примирение с Советским Союзом и другими восточноевропейскими странами, она была составной частью политики разрядки в Европе и в мире в целом.

В. Брандт не демонизировал Советский Союз, но и не идеализировал его. Он считал неизбежным и необходимым иметь с ним дело – говорить, вступать в переговорную торговлю, спорить и договариваться. Это заставляло исходить из реальностей, формально признать которые новый лидер ФРГ считал целесообразным. В. Брандт открыто говорил, что бескомпромиссная политика конфронтации с Москвой не приблизила решение германского вопроса, а только осложнила обстановку в Европе. Он не отказывался от задачи объединить Германию, по возможности, через присоединение ГДР к ФРГ. Но В. Брандт был уверен, что путь к решению этой задачи начинается с примирения с Советским Союзом, устранения препятствий для общеевропейского диалога и включения-погружения обеих частей Германии в единый процесс европейского сотрудничества, который рано или поздно позволит найти взаимоприемлемое решение германской проблемы – возможно, на путях европейской интеграции. В практическую плоскость перемещался вопрос о договорном оформлении отношений ФРГ с СССР и восточными соседями Германии – Польшей и Чехословакией. Эти идеи казались тогда западногерманской общественности очень смелыми, они вызывали в ФРГ острую полемику[36].

В ноябре 1969 г. кабинет В. Брандта заявил о присоединении ФРГ к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства, тем самым официально отказавшись от претензий на обладание им. Это вызвало вздох облегчения в Москве, поскольку был устранен один из главных источников недоверия СССР к Западной Германии.

С 1969 г. в Европе фактически начался общеевропейский процесс – процесс многостороннего диалога и сотрудничества, в котором стали принимать участие все европейские страны, как «капиталистические», так и «социалистические»[37].

При В. Брандте Западная Германия подписала несколько документов с СССР. 12 августа 1970 года в Екатерининском зале Кремля Брандт подписывает договор с СССР о закреплении послевоенных границ в Европе и экономическом, техническом и культурном сотрудничестве,  символизирующий прорыв в отношениях СССР и ФРГ[40]. Обе стороны отказываются от применения силы. СССР празднует как важную победу, что Брандт своей подписью признает послевоенные границы: между ГДР и Польшей и между ГДР и ФРГ. Но в этом и состояла стратегия Брандта: он признает статус-кво внутри Германии, чтобы в лучшие времена его изменить. Впервые немецкий канцлер обращается к своему народу из Москвы: «Дорогие сограждане! С подписанием этого договора мы не теряем ничего, кроме того, что уже давным-давно было проиграно. Мы имеем мужество открыть новую страницу истории, прежде всего, для блага нашего молодого поколения, которое выросло в мире и не несет ответственности за прошлое. Но оно тоже должно разделять последствия войны, потому что никто не может избежать судьбы своего народа»[41].

В декабре 1970 Брандт подписал аналогичное соглашение с Польшей, подтвердившее границу по Одеру - Нейсе. В результате за Польшей окончательно были закреплены 40 тыс. миль территории, на которую в силу исторических причин претендовали немцы. Во время посещения Варшавы Брандт совершает поступок, которому суждено навсегда остаться в истории: он становится на колени перед памятником жертвам Варшавского гетто. Перед памятником погибшим евреям Брандт признает историческую вину немцев. Он становится на колени от имени своего народа. «Я сделал то, что делают люди, чтобы выразить то, что невозможно высказать словами», - напишет он впоследствии[42].

Советская дипломатия, тщательно изучая политическую обстановку в Западном Берлине, все больше склонялась к поддержке Брандта, в том числе и на выборах в бундестаг ФРГ. Это было одной из причин, побуждавшей ее "подталкивать" ГДР к более гибкой позиции на переговорах о посещениях западноберлинцами Восточного Берлина. Перемены в позиции СССР способствовали в дальнейшем заключению четырехстороннего соглашения по Берлину от 3 сентября 1971 г. Четырехстороннее соглашение исходит из признания существующих политических и территориальных реальностей в Европе и фиксирует имеющее принципиальное и стержневое значение положение о том, что "западные сектора Берлина по-прежнему не являются составной частью ФРГ и не будут управляться ею и впредь". С учетом этого положения СССР и ГДР сочли возможным пойти на урегулирование вопросов связей Западного Берлина с внешним миром, в том числе с ФРГ. Это урегулирование включает в себя определенное упорядочение гражданских пассажирских и грузовых перевозок между Западным Берлином и ФРГ по коммуникациям ГДР при соблюдении ее суверенных прерогатив. Сообщение между Западным Берлином и ФРГ квалифицируется соглашением как транзитное и должно осуществляться в соответствии с международной практикой. Предусматривается также, что жители Западного Берлина могут посещать столицу и другие районы ГДР на условиях, сходных с применяемыми в отношении граждан других государств. В соответствии с Четырехсторонним соглашением 3 западные державы продолжают сохранять свои права и ответственность в отношении представительства интересов Западного Берлина и его жителей за границей. В то же время соглашение предусматривает возможность представительства интересов Западного Берлина на международной арене Федеративной Республикой Германии в отдельных, строго ограниченных областях (консульское обслуживание, участие западноберлинцев в международных обменах совместно с участниками из ФРГ и др.), в областях, не затрагивающих вопросы статуса и безопасности. Четырехстороннее соглашение предусматривает учреждение в Западном Берлине генерального консульства СССР и бюро советских внешнеторговых объединений, а также некоторых других советских учреждений. 

Граница, несмотря на стену и колючую проволоку, становится «прозрачней». С тысячами западных немцев в до сих пор герметично закупоренный социалистический мир проникают западные товары и идеи.

Признание послевоенных границ в договорах с Советским Союзом и Польшей стало базой для заключения Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР 21 декабря 1972 г. Он зафиксировал взаимное признание обоих государств, отказ от угрозы силы и ее применения, нерушимость германо-германской границы. Обмен постоянными представительствами вместо посольств был призван, вместе с тем, подчеркнуть особый характер германо-германских отношений.

С признанием ГДР был отброшен один из основополагающих принципов послевоенной политики ФРГ. «Доктрина Хальштейна» ушла в прошлое, 18 сентября 1973 г. оба государства одновременно были приняты в ООН. Повысились тем самым их роль и влияние в диалоге Восток-Запад.

11 декабря 1973 г. в Праге был подписан договор между ФРГ и Чехословакией, по которому Мюнхенское соглашение 1938 г. признавалось «ничтожным». В договоре также закреплялись нерушимость границ и отказ от применения силы. 21 декабря 1973 г. были установлены дипломатические отношения с Венгрией и Болгарией, уже существовавшие там торговые миссии были преобразованы в посольства. Тем самым процесс договорного оформления отношений между ФРГ и социалистическими странами Восточной Европы был завершен.

1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт, в котором зафиксированы политический и территориальный статус-кво в Европе, а также нормы взаимоотношений между государствами. ФРГ смогла реализовать в Заключительном акте свою позицию о четкой констатации возможности мирного изменения границ. Это открывало перспективу ликвидировать германо-германские границы в случае взаимного согласия двух германских государств на объединение.

Проводимая Брандтом политика примирения получает международное признание. В 1971 г. норвежский парламент присуждает ему Нобелевскую премию мира. Вместе с тем, для многих немцев он по-прежнему – «предатель отечества», его снова упрекают в том, что он эмигрировал. Они не могли примириться с тем, что человек, находившийся по другую сторону фронта, стал главой ФРГ. Однако даже тем, кто его инстинктивно не принимал, пришлось признать, что он избавил их от страха перед русскими.

Противники восточной политики канцлера, однако, не унимаются, они кричат о «распродаже немецких интересов», один из их лозунгов: «Брандта – на виселицу!» Когда еще два депутата покидают правящую коалицию, ХДС планирует свержение канцлера. Была внесена резолюция: «Бундестаг решает высказать недоверие канцлеру Вилли Брандту и избирает канцлером д-ра Райнера Барцеля».

У ХДС не было никакого сомнения в успехе. Вотум недоверия – законное парламентское средство, но он взволновал население: допустимо ли смещать законно избранного канцлера таким, не совсем чистым способом? Вряд ли когда-либо еще вся нация, как завороженная, с таким напряжением следила за происходившим в бундестаге. Когда объявили результат голосования, то даже сам Брандт оцепенел от удивления – его правительство выжило.

Его победа превращается в триумф: 45,8% голосов – лучший результат, которого SPD когда-либо добивалась![44] Поскольку и Либеральная партия увеличивает свое представительство, то коалиция получает солидное большинство и может уверенно смотреть в будущее.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ





	Таким образом, подводя итоги по теме «Вилли Брандт: политический портрет», следует отметить:

	С именем Вилли Брандта связано, в первую очередь, моральное обновление политики\ в Европе и надежды на реальную демократию и социальную справедливость. 

Концепция «европейского мирного порядка», направленная на достижение разрядки и преодоление конфронтации между Востоком и Западом, была для В. Брандта средством решения германского вопроса. Этой цели служила и «восточная политика», направленная на трансформацию социалистического лагеря и всего европейского континента. Она предполагала определённую эмансипацию национально-государственных интересов ФРГ по отношению к Европейскому Сообществу, что противоречило наднациональным принципам, положенным в основу западноевропейской интеграции. При таком подходе она, оставаясь важным направлением внешней политики ФРГ. Противоречие заключалось в том, что проведение «восточной политики» требовало стабильного развития Сообщества, преодоления стагнации в экономической сфере и определённой политической консолидации стран-членов. Балансирование между этими двумя целями, собственно, и определило своеобразие интеграционной стратегии Брандта.

Брандт внес значительный вклад в становление Германии как одного из лидеров современной глобальной политики и экономики. Он обладал качествами, которые зачастую отсутствуют у современного политического истеблишмента: умением услышать оппонента и способностью избегать узости мышления и доктринерства.

«Эра Брандта» стала одной из ярких страниц в истории ФРГ. Немецкий историк М. Гертемакер охарактеризовал ее как «переоснование республики», имея в виду масштабность реформ в области внешней и внутренней политики. Хотя не все из намеченного удалось сделать, политика Брандта доказала способность демократической системы «настраиваться» на общественные изменения и учитывать их в политическом процессе, а он сам внес большой личный вклад в произошедшие перемены. 




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



Авдеенко Е.Г. Концепция «Европейского мирового порядка» В. Брандта // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327). История. Вып. 58. С. 73-79.

Богуславский, А. Р. Первые переговоры ГДР - ФРГ в 1970 г. // Вопросы истории. 2010. № 8. С. 3-17.

Бонвеч Б., Галактионов Ю.В.. История Германии: учебное пособие: в 3 т. — М.: КДУ. — Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века. 2008

Брандт В. Воспоминания М., 1991.

Долгилевич Р.В. Советская дипломатия и Западный Берлин (1963-1964 г.г) СПб., 2012.

Долгилевич, Р. В. Вилли Брандт и западноберлинский вопрос. 1958-1964 // Вопросы истории. 2011. № 3. С. 34-53

История Германии: учебное пособие в 3 гл. М., 2008.

Краткая история Германии. М., 2008.

Кузнецова, Е. С. Вилли Брандт и примирение ФРГ со странами Восточной Европы // Из истории международных отношений и европейской интеграции : межвуз. сб. науч. ст. Вып. 1/1. Воронеж, 2000.

Озмент С. Могучая крепость. Новая история германского народа. М., 2007.

Орлова М.И. Вилли Брандт – канцлер ФРГ. // Вестник Московского университета. Серия 8: История, 1995, № 3.

Павлов Н.В. История современной Германии. 1945-2005: курс лекций. М., 2006.

Патрушев А.И. Германия в ХХ веке: учебное пособие. М., 2004.

Патрушев А.И. Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель. М., 2009.

Пожарский А. Вилли Брандт. Жизнь по совести. – М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2017.

Современная социал-демократия: словарь-справочник. М., 1990.

Филитов А.М. Германский вопрос от раскола до объединения. Новое прочтение. М..1993.

Шульце Х. Краткая история Германии. М., 2004........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.