- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование и реализация социальной политики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004308 |
Тема: | Формирование и реализация социальной политики |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Кафедра управления развитием образования Допущена к защите «____»________________2017 г. Зав. кафедрой: д.и.н., профессор Новиков С.В. __________________ (подпись) Формирование и реализация социальной политики в муниципальном образовании (на примере муниципального образования «город Югорск») Выпускная работа по программе профессиональной переподготовки (Государственное и муниципальное управление) Выполнил: слушатель ГиМУ-16Д Булгакова Ксения Александровна _____________ (подпись) Научный руководитель: Д.и.н., профессор кафедры УРО Новиков Сергей Валентинович __________________( подпись) Выпускная работа защищена «____»______________ 2017 г. Оценка ___________________ Омск 2017 Содержание Введение 3 1. Социальная политика как объект муниципального управления 6 1.1. Сущность и содержание социальной политики 6 1.2 Формы и методы реализации социальной политики 17 2. Анализ деятельности органов государственного управления по формированию и реализации социальной политики в городе Югорск Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 27 2.1. Тенденции реализации социальной политики в городе Югорск Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 27 2.2. Проблемы реализации социальной политики в городе Югорск ХМАО 43 3. Мероприятия по совершенствованию социальной политики в городе Югорск Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 50 3.1. Пути эффективной реализации социальной политики в городе Югорск Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 50 3.2 Перспективы развития социальной политики в городе Югорск Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 61 Заключение 65 Список использованных источников и литературы 68 Введение Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальная политика является составной частью общей стратегии государства и эффективность социальной политики без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Именно на уровне региона и муниципального образования социальная политика государства приобретает конкретные черты и характер. Ее целью является - достаточный уровень благосостояния в каждом регионе и удовлетворение потребностей жизнедеятельности всего населения, также призвана препятствовать нежелательной миграции населения, ослабить внутреннее социальное напряжение, сберечь целостность и единство страны. Социально-экономические преобразования в России в большей степени отражаются на состоянии социальной сферы, которая является важнейшим индикатором степени экономического и политического развития общества. В последнее время на фоне процессов развивающегося мирового кризиса стабилизация ситуации в данной сфере становится одним из приоритетных направлений внутренней политики нашего государства, что выражается в социальной политике государства. В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения, в другом - отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Однако, на наш взгляд, указанные интерпретации искусственно сужают сферу социальной политики, так как приводят на практике к свертыванию социальных функций и социальной ответственности государства, что в свою очередь создает проблемы в реализации социальной политики как одной из приоритетных, стратегически важных направлений развития страны. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом. Социальная политика активно влияет на развитие национальной экономики, экономический рост, динамику ВВП, движение общества к прогрессу. Очевидно, что без хорошо развитой системы образования, культуры, здравоохранения и т.п. невозможно развитие производства, поскольку именно эти факторы оказывают огромное влияние на людей как главный (личный) фактор производства. Следовательно, изучение эффективности формирования и реализации социальной политики является на современном этапе развития российского общества актуальным и своевременным, что и обусловило выбор темы, цели и задач настоящего исследования. Объект исследования - социальная политика муниципального образования "Город Югорск" ХМАО-Югра. Предмет исследования - закономерности и особенности социальной политики, основные направления, механизмы ее реализации на уровне муниципального образования. Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование социальной политики в муниципальном образовании. Поставленная цель определила задачи исследования, к числу которых относятся: - изучить теоретические основы социальной политики как объекта муниципального управления; - провести анализ деятельности органов государственного управления по формированию и реализации социальной политики в муниципальном образовании; - разработать мероприятия по совершенствованию социальной политики в муниципальном образовании. Информационную базу исследования составили научные труды и разработки отечественных и зарубежных специалистов в области социальной политики, нормативно-правовые акты федерального, регионального уровня и органов местного самоуправления по вопросам реализации социальной политики, специальная литература, статьи периодических изданий, электронные библиотеки и ресурсы сети Интернет. Выпускная квалификационная работа состоит и введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка используемых источников и литературы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулирована проблемная ситуация, определен объект, предмет, цели и задачи исследования, указаны информационная база и структура исследования. В первой главе исследовано понятие социальной политики, определены ее цели, задачи, принципы и функции; рассмотрены теоретико-методологические подходы к формированию социальной политики; изучены формы и методы реализации социальной политики в муниципальном образовании. Во второй главе проведен анализ деятельности органов государственного управления по формированию и реализации социальной политики в муниципальном образовании; рассмотрены тенденции и проблемы реализации социальной политики на муниципальном уровне. Третья глава посвящена поиску путей эффективной реализации социальной политики и определению перспектив развития социальной политики в муниципальном образовании. В заключении содержатся основные выводы и результаты, сформулированные на основании проведенного исследования. 1. Социальная политика как объект муниципального управления 1.1. Сущность и содержание социальной политики Российская Федерация в соответствии с Конституцией страны является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают: - соблюдение права на свободу человека; - гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции "в человека"; - обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; - адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; - гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; - соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; - соблюдение прав и гарантий, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций. [17] Развитие экономики предполагает формирование человеческого капитала, соответствующего требованиям современной техники и технологии, и благосостояние общества и каждого индивида позволяет формировать интеллектуальный, физический и духовный потенциал как генератор инновационной деятельности. Среди основных направлений развития - создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала (рисунок 1). Рисунок 1 - Основные направления социального развития1 Все эти задачи решаются на основе реализации социальной политики, целью которой является создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Сущность социальной политики выражается в стратегии и тактике деятельности государства, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей членов общества, на оказание необходимой помощи, прежде всего тем, кто особо нуждается в ней, осуществляемых на основе принципов справедливости и адресности. Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. Вместе с тем социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у разных исследователей значительно отличаются. В настоящее время в научной литературе существуют различные трактовки понятия "социальная политика". Аверин А.Н. определяет социальную политику как "составную часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения" [5]. По мнению Павлюковой О. В., социальная политика представляет собой "совокупность скоординированных мер политического, экономического, организационного и правового характера, проводимых государством в области социального развития, социальной поддержки и защищенности населения, которая направлена на создание нормальных условий для существования и благоприятных возможностей социального развития всех членов общества" [30]. Тарент И.Г., Юдников С.А. под социальной политикой понимают "взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-профессиональных групп, социальных, социально-демографических общностей" [44]. Более полное определение данного понятия, по нашему мнению, дано Волгиным Н.А., который отмечает, что социальная политика - "это система мер, осуществляемая ее субъектами, направленная на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, повышения уровня и качества их жизни; это также система взаимодействия и взаимоотношений социальных групп общества по жизнеобеспечению населения, росту уровня и качества его жизни" [40, с. 10]. Несмотря на различия в подходах, ученые в общем смысле под социальной политикой понимают систему конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Объектом социальной политики является практически все население страны с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации. С другой точки зрения, объект социальной политики - это сами социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и различных формах проявления. Субъекты социальной политики осуществляют деятельность по ее формированию и реализации по отношению к определенному объекту. Главный субъект социальной политики - государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений (рисунок 2). Рисунок 2 - Субъекты социальной политики2 Главный субъект социальной политики - социальное государство должно обеспечивать: - движение к достижению в обществе социальной справедливости; - ослабление социального неравенства; - предоставление каждому работы или иного источника существования; - сохранение мира и согласия в обществе; - формирование благоприятной для человека жизненной среды. Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере. Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др. Важное место в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам РФ. Они имеют право па собственное законотворчество. В регионах существуют специальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных средств. Идет процесс законодательного закрепления и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти. Следовательно, государство путем реализации социальной политики регулирует социальные процессы в обществе, формирование социальных отношений между его членами, осуществляет социальную справедливость, социокультурное развитие своих граждан, обеспечивает рост их благосостояния и качества жизни, что определяет содержание социальной политики государства (рисунок 3). Содержание социальной политики раскрывается в показателях процесса взаимодействия социальных групп, представленных на рисунке 4. Основная цель социальной политики - создание благоприятного социального климата и социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан. Наряду с основной существует система целей, которые можно условно разделить на три группы, наглядно представленные на рисунке 5. Рисунок 3 - Содержание социальной политики государства [39] Рисунок 4 - Показатели процесса взаимодействия социальных групп3 Рисунок 5 - Система целей социальной политики4 Обобщая задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества, приведенные в различной литературе, можно выделить следующие: - социальная защита человека и его социально-экономических прав; - создание условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом; - поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества; - развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация); - формирование экономических стимулов участия в общественном производстве; - создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде. Таким образом, под социальной политикой государства следует понимать сознательную модификацию общественных структур и институтов для достижения целей государственного регулирования экономики посредством реализации возложенных на нее функций (рисунок 6). Рисунок 6 - Функции социальной политики5 Исходя из задач и функций, определяются основные направления социальной политики государства, отражающие, в том числе, и ее содержание (рисунок 7). Рисунок 7 - Основные направления социальной политики [44] В зависимости от субъекта и уровня разработки и реализации социальной политики, различают такие ее виды как государственная, региональная, муниципальная и корпоративная.[44] Социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный характер, т.е. определяет основные направления социальной политики в государстве, на уровне субъекта федерации - эти направления конкретизируются с учетом региональных особенностей. Особую роль именно в практической реализации социальной политики играют муниципальные органы. Это обусловлено тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере. Особое значение социальная политика в муниципальных образованиях приобретает в связи с принятием и реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[41] Под муниципальной социальной политикой понимается система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования [38]. Разработка муниципальной социальной политики осуществляется в контексте социальной политики государства, дополняя и конкретизируя отдельные направления, исходя из социально-экономических особенностей муниципального образования, местных традиций и др. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере. Социальная природа местного самоуправления проявляется в том, что оно структурирует тот уровень самоорганизации жизнедеятельности, где реализуются естественные потребности человека: в жилище, питании, водоснабжении, необходимых условиях воспроизводства и благоприятной окружающей природной среде. Оптимальный уровень решения большинства социальных проблем на уровне местного самоуправления обеспечивают относительно небольшие территориальные характеристики муниципальных образований и по большей части непосредственный характер взаимодействия их жителей. Кроме того, на этом уровне более заметны диспропорции в расходах и доходах, ощутима реакция людей на социальные последствия такой диспропорции, а также реальные возможности мобилизации местного населения и ресурсов на решение социальных проблем. Природа муниципального уровня власти проявляется также в таком преимуществе как более реальная подотчетность населению. Благодаря этому достигается большая гласность в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемость результатов социальной политики. Следует также учитывать, что на этом уровне можно обеспечить в большей степени готовность жителей морально и материально поддержать предлагаемые властью мероприятия и оказать содействие их проведению. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство. Основными направлениями социальной политики на муниципальном уровне являются: - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; - вопросы культуры; - жилищно-коммунальное хозяйство: содержание и использование муниципального жилищного фонда; - социально-бытовое обслуживание населения; - социальная поддержка семьи, детства, материнства и отцовства; - социальное обслуживание людей пожилого возраста; - обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; - участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику муниципального образования. Социальная политика на муниципальном уровне связана с постановкой и решением задач обеспечения жизнедеятельности и развития социальной сферы муниципального образования. В широком смысле, она включает в себя весь набор вопросов, связанных с повседневными нуждами и заботами местных граждан. В этом плане, задачи социальной политики смыкаются с задачами жизнеобеспечения муниципального образования и развития местного самоуправления, непосредственно определяя понимание сути “вопросов местного значения”, решение которых и составляет компетенцию местного самоуправления. На этом полюсе круг задач социальной политики непосредственно совпадает с предметами ведения местного самоуправления, а сама социальная политика оказывается политикой развития местного самоуправления и вовлечения в него жителей, т.е. гражданской политикой, с одной стороны, и политикой, направленной на повышение эффективности и оптимизацию использования наличных ресурсов, т.е. с управленческой политикой, с другой. В узком смысле, социальная политика ориентирована на решение задач, связанных с развитием системы социальных отношений, складывающихся в муниципальном образовании. Составляющие социальной политики охватывают весь спектр вопросов, непосредственно относящихся к жизни человека в муниципальном образовании, и оформляют то, что может быть обозначено как социальная сфера города. Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Стоит отметить, что проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Также необходимо выделять систему приоритетов социальной политики, различающихся по своему содержанию в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. 1.2 Формы и методы реализации социальной политики Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. [15] Социальная политика муниципального образования представляет собой последовательную реализацию фаз выработки политики посредством социальной диагностики, планирования и прогнозирования, а также принятие решений реализации политики через социальное регулирование, организацию выполнения решений, непосредственное руководство процессами, контроль и т.п. Исходной базой управления социальным развитием любого объекта, в том числе на муниципальном уровне, является выявление социальных проблем. Социальная диагностика предполагает использование комплексного инструментария, включающего как анализ экономической и социальной статистики, так и применение методов эмпирической социологии. В числе этих методов важнейшее место принадлежит опросам общественного мнения. Следующим этапом выработки социальной политики на муниципальном уровне, рассматриваемой как целостный комплексный процесс, является социальное целеполагание, определение социальных приоритетов. После исследования ситуации, определения структуры и характера социальных потребностей и противоречий перед субъектом социального управления стоит проблема определения важнейших направлений деятельности, выбора социальных задач, которые должны быть признаны на данном этапе развития объекта наиболее настоятельными и неотложными, требующими первоочередного решения. При разработке социальных программ на повестку дня для органов местного управления встает вопрос о социальных приоритетах, который подразумевает научно обоснованное выявление тех социальных групп, которым следует уделить преимущественное внимание в рассматриваемый период. Результатом социального целеполагания на долгосрочную перспективу является долгосрочная стратегия социального развития. В среднесрочной перспективе - это разработка целевых социальных нормативов; в краткосрочной перспективе - разработка экономически подкрепленного, гарантируемого уровня социального продвижения. Третьим блоком комплексной схемы формирования муниципальной социальной политики является разработка системы социальных показателей и нормативов. Если основные социальные цели служат ориентиром для планирования характера и содержания социальных изменений на определенный временной период, то социальные нормативы и показатели конкретизируют задачи и направления социальной политики. Под социальными показателями следует понимать некую совокупность качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, которая отражает их существенные особенности в статике и динамике. Социальными нормативами являются некоторые регламентированные, заданные значения социальных показателей, выражающие систему типичных требований, предъявляемых социальными субъектами к социальным объектам (процессам, характеристикам) с целью воспроизводства данного социального целого и решения его проблем. Четвертый блок рассматриваемой комплексной схемы - оценка ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей, реализации задач, конкретизированных в системе социальных показателей и нормативов. На данном этапе используются преимущественно методы экономического анализа, с помощью которых оценивается то, что в плановой практике называют «ценой социальной программы». Здесь выявляется потребность в материальных, финансовых ресурсах, инвестициях в различные направления социального развития, определяются минимальные и максимальные размеры затрат, потребных для решения или хотя бы снижения остроты социальных противоречий и проблем. Последняя составляющая комплексной схемы выработки социальной политики - это оценка социальных последствий и эффективности разработанной системы мероприятий. Оценка ожидаемых последствий при этом сводится к задаче формирования вариативного прогноза. Здесь, прежде всего, применяются методы статистического анализа и построения динамических рядов с последующей экстраполяцией, экспертных оценок основных тенденций, математического моделирования. Социальная политика в муниципальном образовании осуществляется в соответствии с рядом принципов и ориентиров. В соответствии с принципом дифференцированности социальной политики на муниципальном уровне, можно выделить три базовых ориентира, связанных с тремя разными социальными группами - городской элитой, средним классом и незащищенными слоями населения. Кроме того, выделяют базовые принципы муниципальной социальной политики (рисунок 8). Рисунок 8 - Базовые ориентиры и принципы социальной политики на муниципальном уровне6 Принципы и ориентиры городской социальной политики должны реализовываться во всей деятельности, связанной с городским управлением. Одновременно, должны быть выделены программные направления, специфичные именно для социальной сферы. Сегодня это, в значительной степени, программы чрезвычайных действий в зонах, связанных с реальными угрозами для жизнедеятельности сферы и города в целом. Основные такие угрозы сегодня связаны с низким уровнем жизни многих людей и ряда социальных групп: ограниченностью доходов, проблемами занятости, ухудшением здоровья, потерей жизненных горизонтов. Ответ на эти вызовы требует построения специальной целенаправленной деятельности в области муниципального здравоохранения, социальной защиты, образования и расширения возможностей для обеспечения занятости. Социальная политика на муниципальном уровне осуществляется посредством применения определенных средств и механизмов ее реализации. В настоящее время можно выделить следующие средства и механизмы реализации социальной политики. 1. Построение и реализация самостоятельной дифференцированной социальной политики требует сформировать дифференцированную систему муниципальных социальных стандартов и ориентиров, включающую: - разработку минимальных жизненных стандартов и механизмов их обеспечения; - разработку модельных социальных ориентиров разного типа, соответствующих запросам и возможностям разных социальных групп; - построение механизмов взаимоувязки муниципальных, региональных и федеральных ориентиров и стандартов; Одной из важных точек, организующих социальные отношения, общие для многих разных социальных групп, является семья, значение которой заставляет говорить о ее выделении как приоритетной социальной группы и целенаправленного разворачивания инфраструктуры, ориентированной на поддержание и развитие моделей образа жизни, центром которых является семья (консультации, организация свободного времени, семейные клубы и др.). 2. Дифференциация социальной политики требует обеспечить адресность программ социальной помощи и поддержки. Для этого необходимо: - разграничить задачи и средства социальной политики разного уровня: федеральной, региональной, местной; - сформировать механизмы координации деятельности органов, обеспечивающих реализацию социальной политики муниципального образования, с соответствующими службами федерального и регионального уровня, предприятиями и производственными объединениями; - создать механизмы адресного субсидирования в жилищно-коммунальной сфере; - обеспечить развитие разных форм медицинского, социального и пенсионного страхования; - развернуть систему "повышения социальной квалификации": учебные центры и программы, направленные на расширение видения людьми перспектив собственного и муниципального развития, освоение новых форм жизнедеятельности, поддержку людей и социальных групп, формирующих и осваивающих новые направления деятельности. 3. Соорганизация различных субъектов в общей работе требует освоения программно-функциональных подходов к управлению. Механизмами, способными обеспечить освоение таких подходов, являются: - мониторинг и анализ социального пространства муниципального образования (социологические и статистические исследования, опросы общественного мнения, выявление строения социального пространства города, процессов, определяющих его развитие, ориентаций и предпочтений различных социальных групп); - формирование системы "социальных заказов" по различным аспектам жизнеобеспечения; - разработка комплексных целевых программ, направленных на реализацию социальной политики, и включающих всех субъектов, заинтересованных в их реализации и имеющих к ним отношение; - формирование предпосылок и возможностей для инвестиций в сферу социальной политики. 4. Ориентация на включение в формирование и реализацию социальной политики муниципального образования всех возможных субъектов этой политики, требует повышения публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления управления. Механизмы, способные это обеспечить, состоят в: - построении нормативного пространства и финансово-бюджетных механизмов, определяющих муниципального развитие (Устав и Концепция развития, согласованные городские политики и программы, регламенты управленческой деятельности, городской бюджет как средство управления); - вовлечении социальных групп в совместную работу с Концепцией и муниципальными программами развития муниципального образования; - развитии общественного самоуправления; - поощрении взаимодействий различных социальных групп и формировании инфраструктуры для таких взаимодействий (проведение общественных слушаний и дебатов по вопросам, определяющим городское развитие и другим проблемам, важным для жителей); - построении механизмов, обеспечивающих прозрачность действий местной власти (программ "связей с общественностью", системы обратной связи с различными социальными группами по поводу предполагаемых решений и проектов и т.п.); - построении нормативно закрепленных отношений (системы договоров и соглашений), учитывающих взаимные интересы, с субъектами хозяйственной деятельности муниципального образования. Социальная политика муниципального образования направлена на обеспечение эффективной социальной защищенности населения и реализуется через механизм программ социальной защиты и социального обеспечения, а также системы предоставления социальных услуг. Социальная защищенность представляет собой ценностную характеристику положения человека или социальной группы в обществе, отражающую тип или степень их опоры на общественный строй. Эффективная социальная защищенность подразумевает систему экономических отношений, гарантирующих каждому члену общества определенный жизненный уровень, который является минимально необходимым для развития и использования его способностей и обеспечивающая данный уровень при утрате тех или иных способностей (рисунок 9). Рисунок 9 - Элементы эффективной социальной защищенности7 Социальную защиту в широком ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: