- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Компетентносно ориентированная образовательная технология коррекции осанки у подростков 13-16 лет в условиях фитнес клуба
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013025 |
Тема: | Компетентносно ориентированная образовательная технология коррекции осанки у подростков 13-16 лет в условиях фитнес клуба |
Содержание
Титульный лист Тема - компетентностно ориентированная образовательная технология коррекции осанки у подростков 13-16 лет в условиях фитнес клуба Задание лист 1 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА…………………………………………………………………. 8 1.1. Образование в сфере оздоровительной физической культуры как научно-педагогическая проблема. 8 1.2. Структура и основное содержание образовательных технологий в оздоровительной физической культуре 12 1.3. Качество образования в сфере оздоровительной физической культуры 14 1.4 Уровень разработанности теоретико-методических основ проектирования образовательных технологий в детском фитнесе ………………………………………………………….. 17 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ ФИТНЕСЕ ……………………………. 24 2.1. Диагностический блок ………………………………………… 24 2.2 Целевой блок …………………………………………………….. 26 2.3. Информационный блок …………………………………………. 27 2.4 Деятельностный блок …………………………………………… 28 2.5 Результативно-коррекционный блок ………………………….. 43 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ ФИТНЕСЕ 45 3.1 Условия и организация эксперимента 45 3.2 Качество обучения ……………………………………………… 45 3.2.1. Способность выполнять коррекционное упражнение «5 точек» ………………………………………………………….. 45 3.2.2. Способность выполнять «Тягу грида к низу живота» 47 3.2.3. Способность выполнять «Подъем рук с роллом» ……… 49 3.2.4 Способность выполнять «Отжимания из положения стоя на четвереньках с касанием точки подбородком» …………….. 51 3.2.5. Способность выполнять «Сведение лопаток лежа спиной на ролле» ………………………………………………………….. 53 3.2.6. Способность выполнять «Раскрытие плечевых суставов лежа спиной на ролле» ……………………………………………. 55 3.3 Характер взаимодействий ……………………………………… 57 3.4 Физическая подготовленность …………………………………. 59 ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 ВВЕДЕНИЕ Нарушения осанки у детей и подростков являются фактором, во многом определяющим развитие не только самой опорно-амортизационной функции, но и большого количества функциональных систем: от формирования прикуса и пищеварения до вегетативной регуляции кардио-респираторных процессов и метаболизма в организме. Традиционным направлением деятельности фитнес клубов является развитие и поддержание кондиционных возможностей часто в сочетании с коррекцией показателей физического развития: ростовесовое соотношение, индекс массы тела и др. Привлекательность фитнес клубов нередко создается возможностью общения с выбором интересующей тематики времяприпровождения, зависящей от статуса клиентов. Недостатки содержания общего образования в сфере физической культуры и биологии обусловили отсутствие запросов личности, потребности в получении знаний о нормальном развитии собственного организма, умений анализировать и транслировать свои ощущения при выполнении физических упражнений, корректировать применение различных средств физического воспитания в повседневной жизни. При этом понимания необходимости вести активный образ жизни и стремления повышать двигательную активность становится недостаточно для профилактики отклонений в работе опорно-двигательного аппарата. Последнее, более того, часто становится причиной самих этих отклонений. Примером могут служить усталостные воспаления связочного аппарата и хрящей у любителей бега на длинные дистанции. Нередко родители приводят детей на плавание, априори считая его оздоровительным, и поэтому не транслируют цель оздоровления тренеру или инструктору. Лишь значительно позже проясняется, что имевшаяся проблема нарушения осанки при регулярных занятиях только усугубляется. В настоящее время хорошо оборудованные фитнес клубы располагают благоприятными условиями для решения проблем нарушения осанки не только за счет оптимальной двигательной активности, но и путем использования различных средств восстановления и профилактики. Среди широкого спектра услуг представленного в фитнес клубах различного уровня в основном реализуются программы по развитию двигательных способностей и обеспечивающих функциональных систем. Образовательный аспект при этом в качестве аксиологической основы деятельности не выделяется, поэтому элементы образовательной деятельности возникают стихийно, бессистемно. В практике коррекционной работы образовательный компонент также, как правило, не структурирован. В специальной литературе описываются основные средства коррекции отдельных отклонений в состоянии здоровья и методика их использования для различных групп и заболеваний. Такие методики не обладают, на наш взгляд, мотивирующим воздействием, повышающим активность и самостоятельность деятельности на занятиях, тогда как принцип сознательности и активности должен распространяться на все деятельностные сферы физической культуры. Именно недостаточная осознанность влияния общеразвивающих и коррекционных упражнений, непонимание механизмов их положительного воздействия на динамику оздоровления становится препятствием для самоконтроля над соблюдением многочисленных правил выполнения упражнений в условиях фитнес клуба и над поддержанием правильной осанки в повседневной жизни. Вероятно, можно говорить о необходимости повышения камплоентности – стремления занимающихся в полной мере выполнять все требования и рекомендации специалиста, что невозможно достичь без постановки и целенаправленного решения образовательных задач. При коррекции нарушений осанки у детей и подростков особое значение приобретает фактор времени, рассматриваемый с позиций возрастных закономерностей процесса окостенения. Более того, чем меньше по времени сохраняется неправильный стереотип осанки, тем проще сформировать новый, подкрепляемый достаточно глубокими знаниями и представлениями о положительном влиянии поддержания правильной позы тела на успешность многообразных двигательных действий во многих сферах жизни человека. Недостаточная представленность образовательных задач в деятельности фитнес клубов, несомненно, связано с отсутствием профессиональных стандартов фитнес инструктора. В качестве дополнительного аргумента, подтверждающего актуальность данного исследования, может служить деятельность медицинских учреждений (центры лечения боли, центры Бубновского, залы ЛФК при больницах и проч.), в которых дипломированные врачи работают в строгом соответствии с протоколами лечения. Очевидно, что включение детей и подростков в процесс как субъектов образования становится невозможным. Коррекционные занятия в группах ЛФК с учащимися общеобразовательных школ, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся в потоках без разделения по видам заболеваний, поэтому их эффективность крайне низка, а в некоторых случаях приводит к отрицательным последствиям. Таким образом, научная проблема исследования обусловлена противоречием между существующей соматической направленностью оздоровительной физической культуры и необходимостью формирования компетенций в вопросах оздоровления в ходе образовательного процесса. Объект исследования – коррекция нарушений осанки у подростков 13-16 лет в условиях фитнес клуба. Предмет - компетентностно ориентированная образовательная технология коррекции осанки. Цель исследования – теоретически обосновать образовательную технологию коррекции осанки у подростков 13-16 лет и проверить ее эффективность на индивидуальных занятиях в условиях фитнес клуба. Задачи: 1) дать характеристику теории и практики реализации образовательных задач в оздоровительной физической культуре; 2) на основе компетентностного подхода разработать структуру и содержание образовательной технологии коррекции осанки у подростков 13-16 лет в условиях фитнес клуба; 3) в опытно-поисковой деятельности оценить индивидуальную результативность разработанной технологии. В качестве рабочей гипотезы положено предположение о том, что применение образовательной технологии, основанной на современных представлениях о ее структурировании и целеполагании, на теории формирования ориентировочной основы двигательных действий, на компетентностом подходе, с использованием методики квалиметрической оценки уровня сформированности компетенций позволит: - достичь достаточно высокого уровня знаний, представлений, умений использовать их понимание в процессе индивидуальных занятий по коррекции нарушений осанки; - обеспечить высокую скорость и качество обучения общеразвивающим и коррекционным упражнениям; - сформировать новую координационную основу стереотипа правильной осанки и развить двигательные способности, обеспечивающие поддержание этого стереотипа; - развить эмоционально-волевые предпосылки для формирования устойчивой внутренней положительной мотивации на систематическое использование средств оздоровительной физической культуры и сформировать способность самостоятельно контролировать сохранение и использование новой координационной основы правильной осанки в повседневной двигательной активности. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые показана возможность использования теории формирования ориентировочной основы двигательных действий применительно к решению задач коррекции нарушений осанки. 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 1.1 Образование в сфере оздоровительной физической культуры как научно-педагогическая проблема Переход к обучению в старших классах вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели - все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию, но и к обострению психосоматических заболеваний [7]. Таким образом, вместе с многочисленными педагогическими, образовательными и воспитательными задачами перед общеобразовательной школой стоит задача сохранения здоровья и профилактика возникновения заболеваний учащихся, в первую очередь заболеваний опорно-двигательного аппарата [1,2]. Решение такой задачи осуществляется в основном на уроках физической культуры. В современный период задачами физического воспитания являются: - формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; - совершенствование физического потенциала юношей и девушек, обеспечит достижение необходимого и достаточного уровня развития их физических качеств, системы двигательных умений и навыков; - физкультурное образование молодежи, направленная на усвоение ею интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуре; - валеологическое образование молодежи – есть важнейший, на современном этапе, фактор формирования здорового образа жизни [4]. Но, говоря о здоровье школьников необходимо понимать значение не только уроков физической культуры, но и уроков по оздоровительной физической культуре. По мнению многих авторов в учебную программу общеобразовательных школ необходимо введение уроков физической культуры с подавляющей оздоровительно-реабилитационной направленностью, а также проведение внеклассных занятий оздоровительного характера. Важную роль могут играть и школьные спортивные секции [1,2,3,4]. Говоря о здоровье детей необходимо понимать значение профессиональной подготовленности специалистов по оздоровительной физической культуре, работающих в общеобразовательных школах учителями. Учитель физической культуры должен обладать разносторонними знаниями не только в области оздоровительной физической культуры, но и в области возрастной физиологии и психологии, педагогики, а также методики преподавания в разных классах [6] Содержание уроков физической культуры должно решать: оздоровительные, общеразвивающие, общеприкладные и спортивно-рекреационные задачи. При этом главное внимание должно предоставляться формированию физического, психического и социально-нравственного здоровья учащихся. Уроки физической культуры, которые носят оздоровительный характер, должны строиться на личностно-ориентированном подходе, на индивидуальном выборе способов физкультурной деятельности [1]. Для определения содержания оздоровительных уроков необходимо изучение перечня заболеваний учеников, которые часто встречаются в общеобразовательной школе. Основываясь на этих данных, можно отобрать перечень необходимых упражнений. Такими упражнениями могут быть как физические, так и дыхательные упражнения, которые будут направлены на укрепление дыхательной системы организма и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения и простудных заболеваний. На таких уроках также нужно использовать упражнения для формирования социально значимых качеств личности, психофизические упражнения для контроля эмоционального состояния [1]. Особую важность приобретают упражнения для коррекции индивидуальных недостатков телосложения с использованием различных систем и методов, особенно в старшем школьном возрасте. А также упражнения, способствующие улучшению осанки, профилактике плоскостопия, простудных заболеваний, совершенствованию двигательной подготовленности, формированию основ спортивной деятельности и приобретению навыков закаливания. Кроме того, на занятиях необходимо уделять внимание комплексам мышечной релаксации, упражнениям на концентрацию внимания, комплексам для профилактики нарушений осанки. Составляя программу оздоровительных занятий, педагог решает проблемы физического, психического и социального здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Оздоровительные комплексы состоят в соответствии с уровнем подготовленности ученика, а также с материальным обеспечением школы [2]. В настоящее время оздоровительные занятия в школах проводятся в группах где собраны занимающиеся с различными заболеваниями и применение одного общего комплекса не решает оздоровительных задач, а иногда может и усугублять какие-либо заболевания. Поэтому индивидуальный подход важен, но в силу возможностей предоставленных школьным образованием, применение его на практике минимально. Также важным моментом является осознанное включение занимающего в процесс обучения, а при большом потоке и однообразных программах заинтересованность и мотивация учеников незначительная. Формирование компетенций по вопросам оздоровления в образовательном процессе позволит решать оздоровительные задачи, используя индивидуальный подход и способствовать формированию мотиваций по поддержанию и улучшению своего здоровья для занимающихся. 1.2 Структура и основное содержание образовательных технологий в оздоровительной физической культуре Основная цель оздоровительной физической культуры – укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности, восстановление нарушенных функций. Значение оздоровительной физической культуры огромно. В настоящее время задача повышения качества и результативности обучения является доминирующей в педагогической теории и практике, этим обосновывается широкое использование педагогических технологий в образовательном процессе школьников. Однако в теории и практике физического воспитания это направление остается недостаточно разработанным. Предлагаемая Л. А. Семеновым и Л. Н. Фитиной технология коррекции физической подготовленности младших школьников позволяет эффективно и последовательно в достаточно короткие сроки преобразовывать исходный уровень физической подготовленности школьников и оказывать реальную помощь им [23]. Основная идея, положенная в организацию педагогической технологии коррекции физической подготовленности, состоят в том, что управление осуществляется именно с того уровня, на котором непосредственно находятся участники этого процесса. С самого начала работы учителю-технологу следует стремиться выявить как для себя, так и для каждого школьника исходную точку, на которой он находится, информировать в доступной форме об этом всех участников процесса, затем выявить реальные возможности его личности и сформировать цели, далее определить содержание и критерии контроля. Современный подход к коррекции и компенсации отклонения в развитии может быть охарактеризован как комплексный и лично ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов (медиков психологов, педагогов), характеризующие разные стороны психического и физического состояния ребенка, при этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционное воздействие не может и не должно быть стандартизированным [24]. Структура педагогической технологии коррекции физической подготовленности состоит из этапов: диагностического, информационного, целевого, собственно коррекционного и рефлексивного [23]. Диагностический этап необходим для сбора информации о состоянии здоровья, физической подготовленности на основе медицинских карт и педагогического тестирования физической подготовленности по тестовым методикам, предусмотренными школьными программами. Задача информационного этапа дать объективную информацию участникам педагогического процесса в доступной для них форме. Информационная работа в основном направлена на родителей и школьную администрацию [23]. Целевой этап обеспечивает запуск внешнего механизма саморазвития человека и организацию общей зоны целей. Задачи целевого этапа сформулированы с позиции личностно ориентированного подхода [23]. Собственно коррекционный этап характеризуется разработкой содержания и созданием оптимальных условий для реализации собственно коррекционной работы. В центре этапа находится индивидуальная работа. Выполняя различные комплексы коррекционных упражнений в четкой последовательности, согласованной с учителем, ребенок продвигается по намеченной индивидуальной траектории к поставленной цели [23]. Рефлексивный этап обеспечивает получение обратной информации в ходе педагогических воздействий, осознание ребенком своей деятельности (успеха, ошибок) и в случае необходимости ее коррекцию с целью соответствия запланированному результату [23]. Итак, в нашем исследовании мы руководствовались представлением о педагогической технологии коррекции физической подготовленности как о совокупной последовательности процессов и методов индивидуального преобразования исходного уровня физической подготовленности школьников, позволяющих получить результат с индивидуальными заданными параметрами [24]. 1.3 Качество образования в сфере оздоровительной физической культуры Качество образования является ключевым системообразующим фактором функционирования и развития сложной системы, управление которой должно опираться на современные представления о его сущности. Качество образования – соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика [23, С. 33]. Полученное школьником или студентом образование, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. При этом никогда не будем забывать, что результаты образования обязательно должны включать в себя и оценки того, какой ценой (ценой каких потерь, затрат) эти результаты достигнуты. Речь идет или об отсутствии, или сведении к минимуму негативных последствий образовательного процесса, то есть во всех случаях имеется в виду достижение не любого хорошего, а именно наивысшего возможного при минимально необходимых затратах сил, энергии, времени и т.п. результата, иначе говоря – речь идет об оптимальных результатах. Необходимо осознать, что качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой, то есть может и должен быть предметом проектировочной работы любого субъекта управления (от ученика до начальника регионального органа управления). Необходимо понимать, что прогнозирование (в отличие от предчувствия, предугадывания, предвидения, предсказания, предвосхищения и т.п.) является научным методом и ему можно научиться. В связи с этим, будет не лишним напомнить, что все методы прогнозирования условно можно поделить на три группы: моделирование, экстраполяция и экспертная оценка [2, С. 86–94]. Цель – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого ребенок, школа реально могут достичь к строго определенному моменту времени. Под операциональным заданием цели имеется в виду, что при ее формулировании всегда существует (понятен, ясен) механизм (технология, способ), позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели. Отсюда следует, что цель и результат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы, описаны в одних единицах, в одних параметрах. Иначе их невозможно сопоставлять, как абсурдно было бы сравнивать, например, литры с километрами или килограммы с градусами. Если теперь вернуться к определению понятия «качество образования», как соотношения цели и результата, то становится очевидным, что для определения качества образования (а значит и для управления им) требование только операциональной постановки цели и только операционального формулирования результата является обязательным, категорическим. При невыполнении этого требования качество образования просто невозможно определить. Одним из требований к категории «цель» является требование прогнозировать любые цели в будущее. Называя те или иные желаемые результаты образования (это зачастую фактически и есть цели), руководитель школы должен помнить, что достигнуты они могут быть не немедленно, а к концу урока, серии уроков, темы, к концу четверти, года, ступени. Наконец, образ выпускника характеризуется спрогнозированными в будущее, ко времени его окончания школы целями образования, которые были поставлены одиннадцать лет назад, когда он впервые переступал порог школы [20]. 1.4 Уровень разработанности теоретико-методических основ проектирования образовательных технологий в детском фитнесе Направление детского фитнеса появилось сравнительно недавно и пока не имеет достаточно строгого научного обоснования в отечественной и зарубежной литературе. Анализ существующих исследований, проведенных по различным направлениям детского фитнеса, выявил, что популярность его стремительно растёт, как за рубежом, так и у нас в стране. Сегодня он развивается быстрыми темпами и, несомненно, представляет интерес для специалистов оздоровительной физической культуры и фитнеса [13]. Детский фитнес призван удовлетворить потребность детей в физической активности, повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, приобщить к здоровому образу жизни. Интерес детей к занятиям фитнесом также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны [11]. Детский фитнес включает комплексные программы оздоровительно-развивающих мероприятий, направленных на развитие физических качеств, на увеличение функциональных резервов организма, профилактику заболеваний и приобщению к здоровому образу жизни детей. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личных (социально-значимых) качеств учащихся. Личностно- ориентированный и дифференцированный подходы важны для учеников, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости учащихся по физической культуре, а ученикам с высоким уровнем неинтересно на уроках, рассчитанным на среднего ученика. Кроме деления учеников на основную и подготовительную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп (категорий): абсолютно здоровые дети, но не желающих работать, дети, временно перешли в подготовительную группу из-за болезни; плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно. Тому и необходимо дифференцировки и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала и оценки достижений. Содержание личностно-ориентированного обучения – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирование знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. Cледует заметить, что занятия фитнесом базируются, прежде всего, на различных видах тренировки. Спортивная тренировка имеет свои закономерности, что обязывает при её построении конкретизировать общие принципы, согласно особенностям данного процесса. Принцип сознательности и активности предполагает осмысленное отношение к изучаемому материалу, формирование у занимающихся устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий фитнесом, развитие инициативы и творчества. Для обеспечения осознанного отношения к двигательной деятельности необходимо в каждом возрастном периоде целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями и умениями, которые позволяют самостоятельно заниматься фитнесом. Исследователи определяют смыслодидактику как новое направление в теории обучения, основанное на интегративном смысловом подходе. В его рамках не только раскрываются основные механизмы, инициирующие познания в учебном процессе в смысловой интерпретации, но и определена возможность построения целостной модели и системы ее операционализации в реальную учебную практику. Смыслодидактика определяет цели, содержание, технологии, влияющие на формирование смысловой сферы ученика. Учитывая, что смыслодидактика является научным направлениемкоторый начинает свое формирование, необходимо рассмотреть какие именно научные положения является его основой. Так, Абакумова И.В. указывает, что реализация смыслодидактики невозможна без включения разнонаправленных направлений (экзистенциальный подход, феноменология, синергетика и др.) в учебный процесс для того, чтобы раскрыть его смыслообразующую направленность [1]. Так, экзистенциальный подход определяет следующие положения: 1. Детство признается самоценным периодом в жизни человека. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, при которой ученик не только «готовится» к жизни, но и "живое" (общеизвестный принцип «здесь и сейчас»). Учебный процесс решает задачи образования смыслов обучения, познания, а через них - и задача смыслообразования в целом. 2. Учебный процесс настолько специфическая часть жизни человека, может быть квалифицирован как деятельность, параллельная реальной жизнедеятельности учащихся, то есть необходима его переориентации именно на жизненные ценности, влияющие на учащихся. 3. Экзистенциальные цели учебного процесса и реальное влияние социума, смысловых ориентаций бытия ребенка не совпадают. Отсутствие идеалов в настоящей жизни обусловливает их проектирования и определенную реализацию в учебном процессе. Эта задача реализуется через конструирование образов экзистенциальной поведения человека и их "проигрывания" учениками [1]. Перейдем к рассмотрению особенностей смыслообразования. Исследователи определяют его как: 1) постепенный процесс, в ходе которого, при взаимодействии различных уровней сознания, формируются единицы смысла - от ощущений, представлений, базовых потребностей и невольных установок к ценностно-смысловых конструктов, убеждений, высших потребностей, произвольных установок и т.п. [13 , 329]; 2) как процесс творческого усвоения субъектами образования культурных смыслов, то есть созданных человеком в процессе общественного развития способов мировосприятия, творческой деятельности [4, 51]. Смыслообразование реализуется через движение от "безличных" значений как объективному содержанию социокультурного опыта к воплощению смысла в форме субъективного опыта учащихся, воспринимаемого ими как личностно ценное знание, и далее – к реализации смыслов в культурно-творческой среде. В основе смыслообразования лежит понимание личностного смысла как "индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемая как" значение-для-меня », усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы». Смысл является условием успешности регуляции деятельности [3]. Е.Г. Белякова выделяет четыре этапа процесса смыслообразования и указывает какие именно учебные приемы педагоги могут использовать для реализации цели формирования смыслов [3]. На первом этапе смыслообразования происходит актуализация личностных смыслов учеников. Специфика этого этапа заключается в необходимости выявления уже имеющегося знания, представленного не только как определенная осведомленность в предмете освоения, но и в эмоционально-ценностной, смысловой и отрефлексированной форме (невербализованные смыслы, личностные конструкты, переживания, убеждения, личностные ценности). Актуализированный опыт выступает основой для дальнейшего развития и обогащения. Второй этап смыслообразования связан с усвоением нового знания, когда происходит осознание культурных значений как объективного содержания культурного опыта. Значения выступают средством развития и обогащения смысловой системы личности, освоения школьниками новых способов категоризации опыта. Задача этого этапа включают создание условий для освоения и интеграции двух взаимосвязанных смысловых проекций знания - его когнитивной и аксиологической составляющих. Смыслообразование реализуется преимущественно на основе когнитивных механизмов, обеспечивающих усвоение операциональных смыслов. Следует побуждать школьников к пониманию значимости знания в соотнесении с теми задачами (учебно-познавательными, предметно практическими, жизненными, профессиональными) для успешного решения которых оно необходимо. Этот этап позволяет выявить содержание каждого из осваиваемых компонентов деятельности учения (в том числе и знаний), сформировать мотивы, выходящие за пределы учебно-познавательной ситуации, связать новое знание с различными смысловыми контекстами, осознать его социально личностную ценность, увидеть возможность его использования для решения значимых задач и др. Третий этап смыслообразования состоит в прояснении аксиологических смыслов усвоенного знания и принятия их как личностных ценностей. На основе сформированной базы знаний учащиеся оказываются подготовленными к новому уровню взаимодействия, на котором происходит осознание и уточнения личностной ценностной позиции, создание ее структуры. Процесс смыслопостроения осуществляется в форме диалога смысловых позиций участников педагогического взаимодействия. Здесь происходит определение границ личностной ценностной позиции, которая оказывается, наполняется новым содержанием в диалоге благодаря взаимодействию со смыслами участников, приобретает определенность и аргументированности. Предметом диалога выступает смысловая проблема, которая требует обоснования ценностных приоритетов при выборе ее решения и различные грани которой высвечиваются в процессе коллективного обсуждения. Четвертый этап смыслообразования - это достижение ценностно-смыслового самоопределения, то есть осознание учащимися себя в роли сокультурногосубъекта в культурном пространстве, определение способов самореализации в соответствии с достигнутым понимание ценностей и смыслов, смысложизненного проектирования, определение путей реализации усвоенных культурных смыслов.Смыслообразование должно обеспечить внутри- личностную интеграцию на основе сложившейся ранее системы ценностей. Этот процесс в форме осмысления (через призму новых ценностей и смыслов) и рефлексии собственных стратегий взаимодействия с миром, осознание целей и способов их достижения. Условием выявления смысловых интенций личности выступает особый смысловой контекст - "Я и моя жизнь, мои цели и ценности, мое отношение к миру" [3]. Необходимо отметить, что современные образовательные технологии позволяют использовать их в качестве средств, способствующих смыслообразованию, а именно: - деятельность в коммуникативном поле, работа в парах, группах, открытый диалог, диспут, дискуссия; - интерпретация предложенных учителем и создание собственных текстов культуры (художественных, публицистических, научно-популярных, учебных, рефлексивных текстов (дневники, эссе, самонаблюдение), обрядов, традиций, произведений искусства и др .; - различные формы предъявления и преобразования информации: визуализация, драматизация, ролевые и деловые игры, графические организаторы; - задания, позволяющие осознать социально-личностную ценность знания и деятельности, личностный рост - такие как технология портфолио; - анализ ситуаций, содержащих ценностно-ориентированную смыслопоисковую коллизию; - анализ ситуаций, содержащих неопределенность, то есть не имеют однозначного решения из-за неполноты, недостаточности информации об объекте, процессе, явлении или из-за неуверенности в достоверности информации; - анализ, сопоставление и оценка информации из различных источников [2]. 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 2.1 Диагностический блок Диагностический блок включает в себя сбор анамнеза о состоянии ребенка: медицинские диагнозы, рекомендации от врачей, загруженность ритмом жизни, физическая активность в течение недели, также готовность и желание заниматься, осознание наличия нарушений осанки и дальнейшие последствия ухудшения состояния работы позвоночника. Далее проводится стандартный визуальный осмотр спереди и сзади, который позволяет увидеть несимметричное расположение ключиц, плеч, лопаток, тазовых костей. Это позволяет установить наличие нарушения равномерной работы мышц правой и левой половины туловища. Вид сбоку дает возможность оценить изменения физиологических изгибов позвоночного столба, посредством отклонения от прямой линий, что указывает на несимметричность работы мышц сгибателей и разгибателей. Выполнение диагностических заданий: в использовании ряда упражнений, таких как скручивания, «лодочка», приседания, отжимания и «планка» оценивается не только уровень физической подготов....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: