- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Когнитивный опыт ребенка и формирование детской речи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014031 |
Тема: | Когнитивный опыт ребенка и формирование детской речи |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филологический факультет Кафедра современного русского языкознания ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА ГИЗАТУЛЛИНОЙ ЛЕЙСАН МАВЛИТОВНЫ «КОГНИТИВНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ» Выполнил: Студент(ка) 4 курса очной формы обучения Направление подготовки (специальность): Филология Направленность (профиль):Отечественная филология (русский язык и русская литература) Допущено к защите в ГЭК и проверено на объем заимствования: Заведующий кафедрой Тимирханов В.Р. д-р филол. наук, проф., зав.каф. ученая степень, ученое звание В.Р. Тимирханов / (И.О. Фамилия) (подпись) «2 » июня 2018г. Руководитель Убийко В.И. к.ф.н., доц. ученая степень, ученое звание В.И. Убийко / (И.О. Фамилия) (подпись) «2 » июня 2018г. Уфа 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3 Глава I. ОНТОЛИНГВИСТИКА, КАК ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЯЗЫКА........................................................................6 1.1.Основные проблемы современной лингвистики детской речи...................4 1.2.Механизм формирования детской речи.......................................................14 Глава II. РАЗНОАСПЕКТНЫЕ ИННОВАЦИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ.........23 2.1.Словообразовательные инновации...............................................................23 2.2.Семантические инновации............................................................................31 2.3.Формообразовательные инновации.............................................................40 2.4.Синтаксические инновации..........................................................................46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................58 ВВЕДЕНИЕ Особо важное научное и практическое значение имеет изучение развитие ребенка с точки зрения речи. В развитии речи ребенка отражаются не только законы языка, особенности разговорной речи, но и закономерности развития мышления, познания окружающего мира. Именно поэтому вопрос развития детской речи вызывает особый интерес у многих специалистов, таких как: педагоги, психологи, лингвисты, логопеды и психолингвисты. Связано это с тем, что высшей формой речемыслительной деятельности является творческий рассказ, при нормальном развитии элементы монологической речи появляются у детей на третьем году жизни, а к шести годам у дошкольников развивается умение строить связное высказывание. Овладение связным устным высказыванием, то есть речью - составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Основной составляющей связной речи являются связные высказывания, представляющие собой единицу речи, общения. Такое общение может быть реализовано в форме диалога и в форме монолога. Как отмечают исследователи, высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что проблема становления языка детей и закономерности его развития привлекает к себе внимание уже более двух веков. Специалисты, которые изучают детскую речь, утверждают, что описание языка детей может отличаться от традиционных лингвистических описаний «взрослого», сформированного языка, в связи с тем, что предмет изучения специфичен. Одной из наиболее типичных самобытных черт детской речи является высокая степень конкретно-ситуативной обусловленности детского высказывания. Вот почему возникает необходимость записи детской речи, сопровождая данными о ситуации. Объект работы речевая деятельность. Предмет исследования дневниковые записи и научные исследования специалистов этой области. Цель дипломной работы изучить теоретические сведения об особенностях формирования лингвистического опыта, о закономерностях усвоения системы языка в онтогенезе, о специфике ассоциативных параметров единиц детской речи, определенной особенностями интеллектуального и языкового развития ребенка, тем самым расширить представление о функционировании языка в разных сферах речевой деятельности. В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: 1. Ознакомиться с основными этапами онтогенеза речевой деятельности; охарактеризовать основные компоненты языковой/речевой способности, причины отступлений от языковой нормы, наблюдаемых в речи детей; 2. Рассмотреть детскую речь как сферу реализации языковых возможностей с учетом функционального описания системы на разных этапах речевого онтогенеза; 3. Раскрыть лингвокреативную природу речевой деятельности ребенка; рассмотреть проявления спонтанной и преднамеренной языковой игры. 4. Изучить предпосылки возникновения детских речевых инноваций позволяет и получить ряд важных сведений о внутреннем устройстве механизма осваиваемого ребенком родного языка, и в первую очередь - об особенностях связи мыслительного и языкового содержания. Для изучения онтолингвистики используются такие методы как: 1. Лонгитюдное наблюдение за одним ребенком - дневник или периодическая фиксация его речи с помощью диктофона или видеокамеры. 2. Эксперимент с одним ребенком на протяжении ряда лет, с группами детей, объединенных по возрасту или по уровню языкового развития. Структура работы включает в себя: 61 страницу, состоит из введения, двух глав, в главе, посвященной теоретическим вопросам изучения лингвистики детской речи, вторая глава – практическая, рассматриваются разноаспектные инновации детской речи. Глава 1. ОНТОЛИНГВИСТИКА, КАК ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЯЗЫКА 1.1 Основные проблемы современной лингвистики детской речи Лингвистика детской речи (онтолингвистика) одна из молодых научных дисциплин, которая получила развитие в последней четверти прошлого века. Она входит в число современных антропоцентрических наук. Объектом онтолингвистики является речевая деятельность ребенка, а предметом — процесс освоения детьми их родного языка. Серьезная теоретическая база, разработанная применительно к исследованиям взрослой речи, является одной из сильнейших сторон отечественных исследований в области онтолингвистики. Детский материал требует к себе особого подхода, тем самым появляется определенная необходимость прослеживать любое языковое явление в его динамике, развитии, становлении, индивидуальном своеобразии. В 1997 году на одной из летних конференций, проводимых кафедрой детской речи, С.Н. Цейтлин предложила термин онтолингвистика, что впоследствии получило широкое распространение. В данный момент онтолингвистика очень активно развивается и активно использует достижения разных наук : психология речи, методика преподавания словесности в школе, нейролингвистика. А Петербургская школа лингвистики детской речи, под руководством Стеллы Наумовны Цейтлин, достигла серьезных успехов. Немаловажен тот факт о том, что западные исследователи во многом опираются на достижения российских ученых (прежде всего - Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздева), работы которых давно переведены на английский язык. «Приступая изучению речи, игнорировать проявления мышления, до сих пор в монополию речи, себя онтогенеза речи» [ Кацнельсон 501] Детская значительно от взрослых, и это тщательного и изучения, не общими и конкретного раскрытия» [ Кацнельсон 336] А.Н.Гвоздев человек, капитальный в области, на эмпирическом Освоить - не из Необходимо что новорожденного активен, а генетически программа к речи сильна, что он в готовый невозможное. В время абсолютно что два, по мере, к детской - их с уже языковой взрослого и к системе как известной автономности и в степени коммуникативные ребенка. В проекции язык как взрослый в нем либо полного единиц и взрослого либо их содержания, по с содержанием, во языке. при подходе понятия форма, значение, ошибка. При если детскую и речь, это чрезвычайно для как так и речи. язык отражается в речи - его организация, сложных лексики и существование и парадигм. С.Д.Кацнельсон призывал к чтобы при первоначальных речи не от аппарата, для взрослого но особый направленный на мыслительных ребенка, уникальность его «…обозначение или объекта на фазе еще не так как чертой синкретов совмещение и призначных в чувственном , от образов доречевого только что в синкрете выражена категориальность, в событийности, социальной определенного дел..» [ Кацнельсон 467]. Дальнейшее при этом не как предложений из единичных но как события, его разного обстоятельств. развития исходит из развития и значений и их в в разложения предложений и их на элементы. Это согласуется с представлениями об логичных познания предполагающих чего-то, прежне было нечленимым. С.Д. Кацнельсон сомнению предметный первоначальных ребенка, так как по его совершенно без признака и, не второй, говорить и о Он что стремится к целостных событий. Это с высказанными В.Б. Касевичем: даже в степени, взрослый, в событий, а не Любая определяется постольку, она субъектом или ситуации, где уместно предельно в том и как потребности, и т.п.» [ Касевич 136]. Теоретический взрослой не уместен для детской - доказывает Кацнельсон, это на примерах анализа. Становится что сделанные Кацнельсоном А.Н. верны относительно по части, несколько освоения – у детей морфологическое слова созданием двусловной Не понятно, ли эти синкретами они уже достойны словоформ. В современной появились термины с прото прото прото адъекетивы, прото правда, что экспериментаторы с терминами не содержание . становится всё очевидным, что речь уникальным для изучения, к особое как в терминологическом так и в способах Обнаруживаются проблемы, связанны с процесса языка являющиеся детскими - из них - момента, употребляемые словоформы в ребенка смысл, и не а Благодаря что расширение базы, возможным индивидуальных освоения разными в которых не теоретики, но и - первую логопеды. столь для проблема связанная с отставания в развитии , решаться после стратегии языка, так как в случаев то, что выглядит как или опережение, быть нормальным при стратегии языка. настоящее существует факт о что языковая может освоена в том если для созданы когнитивные Что отечественной то когнитивного к освоения языка можно по считать Кацнельсона. как он например, о употребления предлогов: такие как над и сзади и не в систему с координатами, ребенок не что отношения степени и не отношения предметами, но и между до тех пор не систематически» [ Кацнельсон 351]. из отечественных С.Д. Кацнельсон развел пользование и его осмысление. рассуждая об детьми он усвоение в усвоения предлогов еще не осознания их в способности сформулировать между и выявить в предлогов отношений» [ Кацнельсон 351]. Между отсутствие разграничения речевой и деятельности даже для числа работ, в логопедии и что свое в работе и интерпретации результатов, при разного тестов и карт. небольшое страниц освоению личных их эгоцентричности, сразу ребенком. И в месте с заметить связь с того, что Кацнельсон мыслительными в случае это к речевой различий и обозначения, говорящего и [Кацнельсон, 354]. тот что во рассуждая о речи, мы приводимые им для данные тем неявным подтверждается о что свойственное речи на порах ее трактуется общими развития а не языка Основной пронизывающей всю является «Идея дифференциации классов в ребенка быть точнее, брать за смысловое, содержание категорий» [ Кацнельсон 468]. Богатые функции форм, плодотворна для онтолингвистики, так как подход самим ее его представить без содержания. В форме содержания всеобщим именно что в степени когнитивными которые независимыми от Именно обстоятельствами межъязыковые на преимущественно-ранних овладением а факты на этапах черт, чуждых языку языку, дан ему в инпуте. факты разнообразную однако в случае не врожденности языковых но , проявление многоуровневости языковой в языке и потенция - или нереализация, смежные а специфичность содержания, ребенку на из Если имеет и мыслительное определённое на этапе когнитивного тем языковая и используемые им приемы . маленькие могут массу объектов с приема создавать по иероглифов и Необычайно идеи Кацнельсона, в равности планом и содержания единиц и «Асимметрия планами и в часто настолько, что языковых нарушается, место структуре с промежуточных Именно так дело в где на синтетической возникает форм и грамматических функций» [ Кацнельсон 15]. Исследуя ребёнок к однозначных между содержания и выражения единиц именно что, собственную систему, он на схожее, а предполагают симметрии. То, что Кацнельсон многослойностью с промежуточных является препятствием для поясняет существования в языков, в том и в большого детских и инноваций. В деле, количественности с возможности ряда предметов, предвестниками в ребенка числовых является слов другой, еще а слова В когнитивного к закономерностей ребенком языка лучше построения собственной системы по языковой взрослого, опираться на С.Д. Кацнельсоном содержательных языковых Весьма роль значение С.Д. Кацнельсоном позиционных и падежей и их в и функциях. им субъекта и объекта, не жестко на их именительный и падежи, привычные тех лет и до сих пор своей Этот обладает объяснительной благодаря можно, интерпретировать на взгляд, употребления винительного в детей. внимание и на слов, как на из выражения функций. для нас - функция, вне формы. Но подлежащего быть не падеж, но и в В языках - форма главных функций .В языках роль падежи, но и за стоит выступающий на план в предложениях. [ Кацнельсон 63-64]. В детских особенно на когда еще не способы маркировки он достаточно порядка что при разных в том и 1.2 формирования речи Приступая изучению онтогенеза, ученые в степени на которые уже в Западные в несколько сумели своих коллег - отчасти техническим позволяющим новые автоматического текстов, детьми, благодаря гибкой обмена информацией конференции, летние и т. Ребенок осваивать язык с первых Около месяцев у появляются звуки, это Ближе к месяцам достигает Его и зависят от матери. она реагирует на ребенком улыбается в повторяет их, то усиливается, все эмоциональный Если же эмоционально не матерью, то оно затухает. опыт первые матери и - этап в Следующая предречевых - В около ребенок лепетать. ребенок один затем цепочки из четырех и одинаковых Постепенно цепочки все разнообразными, некое интонации. может собой Ребенок к далее упражнение связок, тем соизмеряя и реакции. Переход лепета к речи - переход от дознакового к К времени в словаре насчитывается пятьдесят слов. ребенок начать слово в речи, то оно в словарь, но после а и длительной пребывания слова в словаре. Вначале пользуется и в с его возможностями очертаниями Имеют частность в это должно произнесено, и для заменить то указать на или его Если возможность ребенок не переходить к знакам. мотивом необходимость явления в общения. В лексике преобладают слова и комплексы (гу -гу, ам-ам, -пи др.). дети к словам. словаря у тесно с стороны, с мышления и психических а с стороны, с всех языковой фонетико-фонематического и строя Формирование в обусловлено развитием ребенка об действительности. окружающего ребенком в неречевой и деятельности при взаимодействии с объектами и а через со Изначально с имеет эмоциональный и у появляется вступить в и свои Затем взрослых внимание к системе с звуков. осознанно к деятельности, с языка к Такое происходит, всего, элементарные речи с понятных связанных с конкретной По А.Р. Лурии, при предметной на большое оказывают ситуационные которые в перестают роль в процессе. жест, интонация- все это на этапе речи большое Слово рассеянное, значение. В период отнесенность и расплывчатое например, «киса» может и и так как они по виду мех Развитие между знаками и является процессом при речевой в На этапе языка имя является или самого Л.С. Выготский этот развития слова предмета, а Кубрякова данный этапом референции. образом на этапе слова способом в ребенка об предмете. При с словом не еще слово в его значении. при феномен овладения слова, так как ребенок слово как конкретного а не как класса Когда процесс значения в у от года до с лет, явление референции, или значений При отмечается значения предмета на ряд ассоциативно с предметом. вычленяет знакомого ему и его на предмет, обладает тем же Он слово для целого предметов, имеют или общих – размер, материал, вкусовые и а общее название Л.П. выделяет степеней слов по - нулевой обобщения обобщенные и единичного В от года до лет усваивают названия соотнесены с предметом, образом, являются для них же собственными, как и людей; - ко году ребенок слова степени то начинает обобщающие наименований предметов, качеств - нарицательных; - в трех лет начинают слова степени обобщающие понятия посуда, передающие название действий, в имени (полет, чернота, - примерно пяти-шести жизни усваивают обозначающие понятия, то слова степени (растение - травы, движение» - плавание, цвет - белизна), являются высоким обобщения для второй обобщения. Постепенный рост происходит обогащению опыта усложнение его и общения с людьми. В с условиями и в отмечаются расхождения в полного словаря и его поэтому у имеются особенности словаря. Если 1 6 активный пополняется то к 2 наблюдается увеличение. Это с от предложений к Пополнение - процесс для цепочек компонентов Продвижение в развитии все и лексического По А.Н. в четырехлетнего наблюдается существительных, глаголов, прилагательных, наречий, числительных, союзов, предлогов и междометий и Пополнение запаса тесно с словообразования, так как по развития словарь быстро за производных Лексический языка собой лексических которые результатом и словообразования. у языковых является отражения и в системных языка. В восприятия и слов, общие в ребенка членение на Если не готовым он его по уже ранее что в словотворчестве. ребенок создает и оно не нормативному то замечают и коррективы. В если слово с в окружающие не словотворчества Детское является сформированности и в то же недостаточной сформированности языковых Механизм словотворчества с языкового с генерализации, со системы Дети опыт общения, навыки разными суффиксальным, и Усвоение глагольного и признаков параллельно с грамматического языка. Уже в три дети винительный с «под», падеж с «через», «без», «для», «после». От до лет родительный с «по» для предела: «до леса», с «вместо». К годам не правильно но и все родного Дети, новые категории, одолевают прилагательных с в падежах, конструкции вышли на с красивыми Довольно пользуются числительных и (На много собак и В неправильного грамматической достаточно обучающего нужно правильный и произносит грамматическую Качественный словарного в период постепенно. К году - обрастает предметов и с дети в части у и предметы контрастные предметов; цвета, некоторые качества гладкий), действий рвется). способность одним группу и тех же Дети определенные (глина, дерево), их и (мягкий, тонкий; бьется, шероховатый); обозначать во и (утро, потом, назад, К году - активное названий входящих в циклы: питания, обихода, фрукты, материалы бумага и К году - расчленённые степени качества и (кисловатый, прочный, тяжелый, Расширяются о домашних и животных и их зимующих и птицах, видовые и понятия. К году - антонимов и к усвоение слов, образование слов, родственных Лексический ребенка постепенно в речевого окружающих с и с миром. представлен в аспектах: словарь - те которые знает и их Активный (экспрессивная - это слова, ребенок в с В пассивный преобладает над Понимание у развивается в речевого с миром. Благодаря возникновения речевых есть получить ряд сведений о устройстве осваиваемого родного и в очередь - об связи и содержания , выказываемый языковых и явлениях, о семантических и категорий, это возможность прототипические непрототипические значения. речь в случае быть в крайне прибора, разнообразные родного Языковой зафиксированный в ребенка и в употреблении - это и детская инновация. подчеркнуть существенное любая инновация собой самостоятельно ребенком, но не все им попадает в инноваций , ибо совпасть с уже в языке. В случае как лишен зафиксировать факт языкового ребенка. из речевых может рассмотрена как возникший в деривационного или акта. деривационных служат в или степени ребенком между единицами, в взрослом словами или При огромном детских инноваций, уникальные особенно в формообразования - случай, разные независимо от продуцируют и те же единицы. факт о что, на весьма различия в отдельных идиолектов, различиями в развитии, речевой несовпадением описываемых в высказываниях, причины, причины от в речи, инвариантный - это существующие для особенности детьми и в степени стратегия механизмом языка. это дает изучать инновации, в степени от речевых в их с для механизмом - языком. исследователи уже начало с некоторых различий, с особенностями латерализации мозговых головного Дети, показывают усваивают в очередь значения тех единиц, зрительно внеяызыковую Так, они, как не форму числа для совокупной предметов, могут «Горохи вместо рассыпался», множественного осмысливают как реальной предметов и поэтому от форм числа для одного (ножница, грабля). что до времени не нелогичности им т.е. «очки», «часы» о предметах, но двух лет начать «очко» или « санка», речь об предмете. между значением и удобно на освоения категории существительных. В одушевленных существительных существительного к из родов мотивирована, ошибки в части исключены. В неодушевленных распределение по семантически не не со и носит условный Ошибки в рода существительных даже в школьников. многочисленны инновации, с категории в зоонимов. этой ,как в другой, четкое грамматического и смысла, форма в случаях от пола, в никак с ним не Стремление согласовать смысл с значением в типа пантер», мух». Таким детские инновации по с нормативными как характеризуются: 1) степенью мотивированности выражается в более и соответствий грамматическим и 2) последовательностью фиксации различий связано с стандартными между значением и формой). ГЛАВА РАЗНОАСПЕКТНЫЕ ДЕТСКОЙ 2.1 инновации Наиболее проявлением ребенка словотворчество, оно всего нас, как творческих ребенка, при языковых В от до лет особый творческого в языком, ребёнок придумывает слова, и так же изменяет уже тем предавая новые Таким и особое языка, ребенку накопленный к для условиям и общения. «Мир взрослых и детей чётко каждый из них особыми Своеобразие картины ребёнка недостатками о иной, чем у системой меньшим языковой компетенции.» [ Береснева 36]. В детей мы все процессы - когда образуется последовательного частей друг к апример: колотить - колотну(тъ) один никого никово(йная) (никому принадлежащая). - заменительное, в которого в речи слова, по но не по нормативных например: покупец покупатель), наподушник (вместо наволочоки), продавательница( продавец). - обратное словообразование, новое образуется отсечения части суффикса, например: вежа невежа, лепо из - (гибридное) происходит путём сходных двух или например: шуматоха шум суматоха), кучело из и шаробус из Так, образование активизированное сходством слов, об смежности в ребенка такими явлений реальность. способ широко в речи, это как к так и к соединению с двух предметов в например: пифтомат автомат), (шпага пика), пиджакет (пиджак жакет),жукашечка букашечка) и Смешение вызвано слов к тематической то к предметной - оружия, насекомых и Слово, данным является нереальным С четкостью это на таких новообразований, как огурбузы, помидыни, репуста т.п. Смешение в речи путем двух в тем обозначаемому приписывается постоянная или ситуативно характеристика: бугробы большие, как сугробы); шкаффанер из фанеры, шкаф шифонье), шапка морякорем с якорем, у моряка), кучело из кучи мамчить - маме); голубозастая большими голубыми и Своеобразие словообразования в что оно для устройством собственных об между реальности и способом ситуативных и связей словами, в языка. Особые выполняют в речевой (речевого ребёнка заменительное и обратное Заменительное играет в речи, как освоения моделей слов. тип инноваций тенденцией к так монотонному например: пятиэтажный - пятёх-этажный: говорить не а пятёхэтажный. же четырёхэтажный, трёх-этажный, триэтажный. В заменительное в речи показателем в степени был потенциал моделей и нормативного Обратное - для способ единиц языка отсечения готового которым придает значение: ненавидеть - навидеты тебя Я тоже не навижу: Неуклюжие-уклюжи, невежа-веж, виднеться-виднеть, -впить, столпить, расплакатъ, вылупить, наслаждать. Таким обратное как и заменительное, механизмом взрослого к потребностям отражающим его о Прямое - отражает детьми техники определенных и самым в речи. от слова-образца к детьми словообразовательных заменяя уже в языке обужда (ср. белток «белок» желток); стародёжь (ср. молодежь) т.п. Инновации типа также для недостающих средств мысли. всеон (неограниченно число, больше, миллион) мы в считаем до - А в до всеона; Перевесноватъ (провести по с : перевеснует городе; Ногав в для по с рукав): комбинезон: - Никак могу понять, где него а где ногав. Противоречия речевого обусловлены и тем что и деятельность в развиваются собственное познание а деятельность - исключительно - усвоение образцов... часто умения менее чем интеллектуальные» [И.Н. 45]. В от лет у появляется к речи, они с вниманием к как взрослые. Это в ребёнка над языка, комментариях к отображающих ребёнка на В итоге проявление видов активности. новые в с уже как это образованные по - то или не исключений например, продавателъ типу покупатель покупец типу продавец: - Я покупатель, а ты продавателъ. продавателъ, продавец. - Ну, ты продавец, а я покупец т.п. подобные ряды, слов, действуют по обобщения выведенного из речевого алгоритма, образца. языковое ребёнок активно его на все так как способом он выразить содержание. обобщениям быстрый словаря к второго жизни его насчитывает 250 -300 а к третьего он до Естественно, что ребёнка в период приобретенный им познания действительности и возможностью недостаток опыта. В речевого на ребёнку освоенный им создания слов. Среди детских которые для возраста, слова, связь определенным и или (а насекомым, которое это совершает: летателъ жужжалка и названия орудий по действию, реализовывает с их резок ),рисователь и слова, разные (вместилища) по что в них (карандашница - фруктовница - для и т.п). Всюду,- тонко К.И. выдвинута на место предмета. ребёнок что каждая существует для или определенного и вне действия не быть понята» 1957: Дети только новые но и на лад уже с более обозначения что эти называют тепломер термометра копатка лопатка). в возрасте становится лингвистом-исследователем. любопытны в отношении детей к рода языка. Приведу некоторые из [«Дети о языке» / С.Н. Цейтлин, Елисеева, Кузьмина. 2001], где записанные детские отражающие детьми и слов и Так, пытается слово с значением к чёрный: - Черный, наоборот... Это лампочки, фонаря; дети взрослых за не правильное, с их зрения, слова: после - Как после Леня: - Какие - Ну, душа. - Да, баня у нас на Ты спутала. дать точное явлениям и ребёнок разные и не подходящего, собственные: висел головой, ногами у под рассуждает - Я и не я ногами у под мышицей... мышцей... это подплечники, под т.п Каждый самостоятельно свою систему, проявляет при значительную творческой [Цейтлин 69]. говоря, ребенка характеризуется внутренней которая на из онтогенетического показывается в закрепленных в сознании личности связей и между уже и познаваемым материалом [ Выготский, 1974]. В время исследования речи, где что на речевого в от до лет дети начинают ненормативность образований, всегда придуманное от в [Малиновская, нередко словотворчество в языковой [Гридина, Например: - а - абсолютно, не все инновации речи характер языковой Многочисленные инновации речи в 3-4 обладают функцией, бесспорно, характеризуют отношение к способность к разнообразных между и Внезапность, таких детской производят эффект из -за несоответствия закреплённого словом его смыслу: Если Коля то его лодырка? В то же сам не парадоксальность высказываний. Те манипуляции, совершающиеся над нарушают взрослую зрения, созданные помогают нам эти в свете, воскресить восприятие умершее в многовековой практики. Алисум пушистый, на похож Осенью с облетают, а прилетают т.п Детские поддаются общих функционирования поэтому, творческое детской разбирая от в возрасте как неправильность, подлежащую мы ребенку к овладению устройством, с которого он удовлетворять познавательные и потребности в общения. Не что словотворчества, лингвистической наблюдается к 5 - годам, нормативные под обучения и ребёнком опыта преобладающим его поведения. Затронутые детской дают говорить о двух развивающихся творческого ребенка к В очередь осмысление и преобразование детьми уже в взрослых и образование названий. Нестандартность речевого в детских устанавливается в очередь что не никакие рамки, свободен от привычек в речевой и функционирует в языковых Основополагающим лингвокреативной выступает говорящего нечто на имеющегося материала, это отвечает изучения в возрасте. У лингвокреативной лежат приспособления. И детской в плане прежде спецификой (словесных) представления о значений или им с фрагментом Язык при как изучения Выражение отношения к объединено с формирующегося ребенка, на периодах в и на языкового ребенка разнообразные применения и языковых На этапах речи выражает интерес к форме пробуя связь его и «Звук для - и у - значением» Воронин]. аспект слова для побуждением к связей похожими по словами. 2.2 Семантические инновации Одним из важнейших процессов в развитии личности ребенка является формирование семантической составляющей его языковой способности. В основе этого процесса происходит соединение когнитивного опыта ребенка с усвоением языковых значений. Охарактеризуем основные особенности этих процессов. 1. Развитие семантической компоненты детской речи происходит постепенно, в тесной связи с когнитивным опытом, получаемым ребенком в процессе практической деятельности и общения со взрослыми. Когнитивное развитие идет впереди речевого развития ребенка. Семантические инновации - это использование детьми существующих слов в специфических значениях, разнообразные случаи специфического осмысления имеющихся в языке лексем. Усвоение содержательной стороны слова очень сложный процесс, который происходит не сразу со звуковой оболочкой и не во всех его имеющихся составляющих одновременно, а постепенно. В семантическую составляющую слова объединены денотативный, понятийный и коннотативный компоненты. Денотативный компонент связан с указанием на предмет, который обозначается словом, понятийный компонент связан с указанием на интегрирующую и дифференциальную составляющие понятийного значения, коннотативный компонент связан с отношением к обозначаемому словом предмету или явлению. Прежде всего, ребенок постигает предметную отнесенность слова, затем, в процессе развития абстрактного мышления, формируется понятийная составляющая значения, однако первоначальные классификации ребенка имеют специфический характер, который отличается не только от свойственных научному познанию принципов категоризации явлений действительности, но и от наивной категоризации мирам закрепленной в языке. В случае если язык отражает наивную ка....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: