VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Кодификация русского права под руководством М.М.Сперанского.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000716
Тема: Кодификация русского права под руководством М.М.Сперанского.
Содержание
     Введение.
     Актуальность темы: “Кодификация русского права под руководством М.М.Сперанского ” обуславливается большой значимостью и огромным влиянием той работы, которую он выполнил, на всю общественно-политическую жизнь Российской империи, как в XIX в., так и на протяжении всего дальнейшего времени. Благодаря реформам М.М. Сперанского,было, положено начало новому этапу развития правовой системы.Систематизация существующего законодательства была крайне необходимадля Российской империи. Попытки по приведению в систему русских законов, появившихся после Соборного Уложения 1649 г. предпринимались еще в XVIII в, но они были неудачными. Были созданы 9 комиссий, но ни одной так и не удалось систематизировать законодательство. Затем, АлександрIв1801 г. создает кодификационную комиссию, цель которой заключалась в составлении общих государственных законов, которые действовали бы на всей территории Российской империи.Но, лишь при Николае Iудалось наконец развернуть и завершить работу по систематизации российского законодательства. Созданная при Государственном совете кодификационная комиссия - была преобразована во II отделение Собственной его величества канцелярии. Данное преобразование было сделано затем, что император лично следил за ходом выполнения работ по систематизации права, что в свою очередь, еще раз подтверждает, как Российская империя уже к тому времени нуждалась в упорядоченном и приведенном в порядок праве. Успеху работы кодификационной комиссии способствовало то, что привлеченный к работе в 1808-1809 годах М. М. Сперанский фактически являлся ее руководителем, хотя практически комиссию возглавлял Балугьянский- воспитатель Николая I.
     Сперанский организовал работу в несколько этапов. Сначала, собрать воедино все законы, начиная с Соборного уложения 1649 г., после чего систематизировать их, и на основе этого создать новое уложение. В настоящее время, свое отражение  в современном праве находят основные положения проектов, которые были предложены Сперанским. Сам же Сперанский был видным юристом, реформатором и отличался необыкновенной трудоспособностью.
     Исходя из этого, целью данной курсовой работы является изучение и раскрытие сути проделанной М. М. Сперанским работы по кодификации русского права, а так же показать тот вклад, который он внес в укрепление российской государственности.
     Объектом исследования в данной работе будет деятельность М. М. Сперанского по кодификации русского права, а предметом – ее историческое значение.
     При написании работы мною были применены следующие методы исследования: анализ, синтез, методы исторического описания, сравнительно- исторический. В процессе исследования данной темы - опирался от основополагающих принципов объективности и историзма. Все вышеуказанные методы применялись в совокупности, что в результате, позволило  обеспечить комплексный подход к исследованию.
     Степень изученности темы :“Кодификация русского права под руководством М.М.Сперанского” довольно невысока, так как многие аспекты его деятельности, на мой взгляд не до конца раскрыты, даже не смотря на немалое количество трудов посвящённых этому вопросу. Отдельные сведения, относящиеся к данной теме, содержатся в фундаментальных трудах буржуазных историков В. О. Ключевского и С. М. Соловьева, а так же А. Пахмана, который описал “кодификационный подвиг Сперанского”, но при этомограничившись только гражданским правом. Стоит отметить работу советского историка С. С. Чибиряева, посвященная жизни, деятельности и политическим взглядам Сперанского.






    Оглавление:
* Введение
* Создание Полного собрания законов
* Создание Свода законов
* Структура Свода законов
* Уложение
* Заключение
* Список использованной литературы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

    Полное собрание законов.
    
    Как известно Николай I поручил ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок уже существующие нормы. За ходом выполнения работ император наблюдал лично. Поэтому кодификационная комиссия была создана не при Государственном совете, который  был уполномочен заниматься подготовкой законопроектов, а была преобразована во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Впоследствии, когда уже будет готов Свод законов, император учредитсемь ревизионных комиссий, которым поручит проверить соответствие этого Свода - существовавшему законодательству. Проверка в значительной степени облегчалась благодаря тому, что каждая статья Свода имела ссылку на источник, то есть соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.
    Успешной работе кодификационной комиссии способствовало то, что ее фактически возглавлял М.М. Сперанский - видный юрист и человек удивительной трудоспособности, который был впервые привлечен к кодификационным работам еще в 1808 - 1809 гг.В 1826 г. Михаил Михайлович направил Николаю I несколько записок с предложением продолжить работу по кодификации права. Его доводы,показались императору вескими и его предложение, было одобрено. Стоит заметить, что Николай I с большой неохотой привлек Сперанского, так как императору были известны его прежние либеральные настроения. Однако сам Сперанский, отрекся от прежних либеральных иллюзий, и принял установки Николая I, действуя на основании их.
    Сперанский принял решение организовать работу поэтапно. Первым делом  он намеревался собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, после чего привести их в определенную систему и наконец, на основе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке и развернулась работа.
    Слабым местом кодификационных планов Сперанского являлась определенная отвлеченность в составлении схемы всей правовой системы, а также игнорирование им отечественной правовой системы, которую он считал варварской и недостойной изучения. Новые законы предполагалось создать после уничтожения старых.
    Первым делом приступили к созданию Полного собрания законов. Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, которые были собраныв хронологическом порядке. Работы над составлением Полного собрания законов были окончены в 1830 г. Всего же набралось свыше 50 тысяч нормативных актов, которые составили 45 толстых томов. Собрание Законов включало в себя не только законодательство, но также и утратившие силу законы. Выделение действующего законодательства производилось путем ревизии нормативного материала в министерствах и силами II отделения его императорского величества канцелярии. В дальнейшем Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. В результате чего возникло второе Полное собрание законов Российской империи, которое охватывало законодательство до 1881 г.
    Полное собрание законов в действительности  содержало далеко не все законы, так как некоторые акты кодификаторам найти так и не удалось. Причиной того было скверное состояние государственных архивов Российской империи находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В определенных же случаях отдельные акты умышленно не вносились в Полное собрание законов. Это были документы внешнеполитического характера, сохраняющие оперативную секретность. Не вносились также  те законы, которые изданы по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов или касающиеся какого-либо лица. Известный Российский юрист Александр Никитич Филиппов утверждал, что по его подсчетам в первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов.
    Еще одним недочетом было то, что в Полное собрание включили акты, которые не имели характера законов, а все по тому что, само понятие "закон" в теории не было разработано. В Полном собрании законов встречаются акты неюридического характера, судебные прецеденты.
    Создание Полного собрания законов было необходимо для работы над составлением Свода законов и стало подготовительным этапом к его изданию. 
    
    
    Создание Свода законов.
    
    После издания Полного собрания законов Сперанский перешел ко второму этапу работы - созданию Свода законов Российской империи. При составлении, которого были исключены недействующие нормы, проводилась редакционная обработка текста, и устранялись противоречия. Так,например,при наличии нескольких норм, которые регламентируют одну и ту же ситуацию, в Своде сохранялась наиболее полная норма. Стоит отметить, что еще при создании Полного собрания законов М.М. Сперанский позволял себе в определенной степени  редактировать публикуемые законы, хотя конечно, сущность их ни сколько  не менялась, однако форма в какой-то мере  подвергалась изменениям. Кодификатор отбрасывал те элементы законов, которые он сам считал не существенными. Например, в "Учреждениях для управления губерний" 1775 г. были устранены заголовки статей. С одной стороны это значительно сократило объем документа, но с другой утрачивался удобный для читателя вспомогательный аппарат к тексту. В некоторых случаях совершались ошибки, но это происходило, очевидно, из-за высокого темпа работы. Примером тому служилопопадание под шапку Воинского устава«Краткого изображения процессов...» и «воинского Артикула» и датирования их 1716 г. Однако все эти недостатки, ни в какой степени не принижают, того огромного и чрезвычайно важного исторического значения работы, которая была проделана Сперанским и его небольшим коллективом.
    При создании Свода законов М.М. Сперанский исходил из того, что "Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование". Однако, по мнению исследователей, Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.
    В 1832 г. было осуществлено первое издание «Свода Законов Российской Империи», который состоял из 15 томов. В Своде законов весь материал расположен по особой системе, которую разработал Сперанский и строился по отраслевому принципу, хотя и не совсем последовательно проведенному, в отличие от Полного собрания законов, построенного по хронологическому принципу.
    Сильная сторона Свода бала в том, что он собрал воедино, действующие,
обусловленные жизнью, а не сочиненные нормы. На основе этого корпуса норм позднее будут созданы Гражданское и Уголовное уложение.
    Издание Свода законов способствовало правовому регулированию крепостного права, а тем самым его смягчению. Включенные в Свод  указы и постановления правительства, которые ограничивали власть помещиков над крестьянами и были направлены против помещичьих злоупотреблений – превращались в общеобязательные нормы.
    Однако стоит добавить, что вместе с тем Свод объединил множество противоречащих друг другуправовых норм, и не всегда формулировал общие положения и правила, а также сохранял многие устаревшие нормы, отличался неопределенностью формулировок и многословием.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

     Структура свода законов:
    
     Основой структуры «Свода законов Российской империи» было деление права на публичное и частное, заимствованное от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву.Стоит заметить что, впервые в истории российского права произошло его формальное разделение на право: публичное и частное.Первый раз  сфера гражданского права выделялась как особая отрасль, хотя материальное право еще не отделилось от процессуального.Сперанский же просто переименовал публичное и частное право в государственное и гражданское.
     В процессе работы над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации - римский,прусский, австрийский, французскийкодексы, но стоит отметить, что онне скопировал их, а создал собственную оригинальную систему. Отраслевой принцип в Своде Законов Российской империи подразделял весь актовый материал на государственные и гражданские законы, сгруппированные законы включали в себя разнообразный  актовый материал: основные законы, законы правительственных сил, законы о состояниях, уголовное законодательство и уставы благочиния. А также входило уголовно-процессуальное право, которое еще не отделилось от материального права. Исходя из этого, большую часть Свода составляли: административное и уголовное право. Другую часть Свода законов  составляло гражданское, семейное, а также процессуальное право. В гражданские законы входили: гражданские и межевые законы , уставы государственного благоустройства и семейный союз.	
    Свод законов содержал XV томов, объединенных в 8 книг:
1) Основные государственные законы (том I, ч.1)
2) Учреждения: а) центральные (том I, ч. 2), б) местные (том II), в) Устав
о государственной службе (том III);
3) Законы правительственных сил: а) Устав о повинностях (том IV),
б) Устав о податях и пошлинах (том V), в) Устав таможенный (том VI),
г) Уставы монетный, горный и о соли (том VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (том VIII);
4) законы о состояниях (том IX)
5)Законы гражданские и межевые (том X)
6) Уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных
дел иностранных исповеданий; кредитный, торговый, промышленный
(том XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском хозяйстве,
найме на сельские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в казачьих селениях, колониях иностранцев на территории империи (том XII).
7) Уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об
общественном призрении, врачебный (том XIII), б) уставы о паспортах, о
беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о
содержащихся под стражей, ссыльных (том XIV).
8) Законы уголовные (том XV).	
По замыслу Сперанского, подобное разделение законов, основывалось
на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского. 
Законы делились по такому же признаку.
Государственные законы разделялись на четыре категории: 
1) Законы основные.
2) Учреждения.
3) Законы государственных сил.
4) Законы осостояниях. 
К ним также относились: законы предохранительные (уставы
благочиния) и законы уголовные.
Свод основных государственных законов состоял из двух разделов:
     В первый разделСвода(I –IIIтом) входили законы:?О священных правах и преимуществахВерховной Самодержавной Власти?, ?Учреждение о Императорской фамилии?.
В этой части Свода содержались нормы о существе самодержавнойвласти, о порядке наследования престола, о вступлении на престол и оприсяге подданства, о титуле императорского величества, гербе, вере, озаконах, о власти верховного управления.
     В статье I Основных законов была сформулирована идея самодержавной власти: ?Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только застрах, но и за совесть сам Бог повелевает?. Смертная казнь грозила любому, кто имел даже умысел о покушении, как на самого императора, так  и его власть.Царская власть закреплялась как наследственная, то есть наследником признавался старший сын императора, а в случае бездетности данного наследника престол переходил  ко второму сыну. Содержание членов императорской фамилии осуществлялось засчет средств,поступающих из казначейства или доходовудельного имущества. Члены императорской фамилии наделялись титулами: «высочество» и «светлость» в зависимости от степени родства с царствующим императором.
     В последующих пяти томах Свода законов (IV—VIII том) содержались законы «государственных сил», то есть нормы, которые регламентируют источники доходов, повинности, имущества и прочие факторы, на которые
опирается государственная система. В IX том включены законы о состояниях и сословиях, в X том — законы межевые и гражданские. В томах
XI—XIV содержатся законы полицейские:?о государственном устройстве и благочинии?, а последнем, XV томе.содержалось уголовное законодательство.
Гражданские законы подразделялись на три категории: 
1) Законы«союза семейственного».
2) Общие законы об имуществах; законы межевые, которые определяли порядок «развода» границ владения.
3) Особенные законы об имуществах , иначе называемые законами государственного благоустройства или экономии и относящиеся к сфере торговли, промышленности и кредита. А также сюда относились законы о порядке взыскания побесспорным делам, законы о гражданском, межевом иторговом судопроизводстве, законы о мерах гражданских взысканий.
Законодатель различал верховное и подчиненное управление. 
К верховному управлению относились следующие органы:А)Государственный совет.Б) Комитет министров.В)Канцелярии и двор императора.
     А)Государственный совет принимал активное участие в обсуждении законов, бюджета и отчетов правительства. Государственный совет был совещательным органом.Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, а его председателем  являлся - император. Государственный совет состоял из общего собрания и департаментов. Всего было  пятьдепартаментов: 1) по законам, 2) по военным делам, 3) по гражданским и духовным делам, 4) государственной экономии, 5) по науке, промышленности и торговле. Департаменты  в свою очередь формировались из членов Государственного совета и могли проводить совместные заседания.
     Б)Комитет министров, как и Государственный совет- являлся совещательным органом, однако некоторые вопросы разрешал окончательно. Комитет министров был компетентен: назначать пенсии и пособия, а также  разрешать  православным церквям, монастырям и архиерейским домам приобретать недвижимость.
Законодатель подразделял дела Комитета на  две категории: 
1) Текущие дела - требующие общие соображения или содействие разных министров,  в вопросах превышающих  предел власти министра или при решении которых, министр встречал сомнение.
2) Специально предоставленные Комитету дела: об установлении мер исключительной охраны, о народном продовольствии, об устройстве путей сообщения, о надзоре за деятельностью губернаторов и губернских правлений,о назначении пенсий,об учреждении акционерных компаний, о запрещении выпуска  печатных изданий, об охране православия, об утверждении штатов учреждений, об исключении из русского подданства.
     Органы подчиненного управления включали в себя Сенат и министерства. Сенат стал исполнять роль высшего судебного органа, в его полномочия входили: представление мнений императору о противоречии принимаемых законов -  уже изданным, осуществление надзора за деятельностью министров и получение от них объяснений. Взаимные отношения министерств определялись  исходя из принципа: "Все министерства составляют единое управление, ни одно из них не может отделиться от других: ни в видах управления, ни в общей его цели". Каждый министр имел право требовать содействия других, но, не вмешиваясь в их дела. Закрепленная в законе система местных органов управления осталась не тронутой, и существовала в том виде, который сложился еще в конце XVIII в. Губернаторы являлись главным административным органом в губернии, в своей деятельности опираясь на губернские правления. По закону 1845 г. губернское правление подразделялось на: общее присутствие и канцелярию. Общее присутствие состояло из: вице-губернатора, советников и асессоров, а председателем являлся губернатор.
Главой губернского финансового управления являлась казенная палата,  которая состояла из: управляющего, его помощника и начальников отделения. Параллельно действовали палаты государственных имуществ.
     В уездах – как и прежде, действовал нижний земский суд, во главе которого стоял капитан-исправник. Однаков 1837 г. система была подвержена некоторым изменениям: был сформирован земский суд.который состоял из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседателей. Во главе волости стояли волостные управления, состоящие из волостного головы, заседателей и писарей. Станы возглавляли приставы.
     Развитие частного гражданского права основывалось на кодификации старых форм права, что конечно, повлияло на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного равенства, ограничений вещных и обязательственных прав. Крестьянам  запрещалось выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Те крестьяне, которые не имели торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселями. 
     Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц, поляков и евреев:Запрещались браки христиан и нехристиан, а также нельзя было усыновлять лиц нехристианского исповедания. Мастера-евреи имели право принимать учеников из христиан, только с разрешения ремесленной Управы. Во многих регионах страны полякам запрещалось: приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли.
     Особым ограничениям подверглось и земельное распоряжение: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться как отдельными общинниками, так и общиной в целом. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов - земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде.В области наследственных прав дочери обладали меньшими правами,  в отличие от сыновей.
     В  гражданском праве широкое применение находили местные обычаи и традиции, поэтому уровень юридической техники был невысоким, что отразилось на терминологии: сервитут - "право участия частного",юридическое лицо определялось как "сословие лиц",  правоспособность и дееспособность не разграничивались.
     Система вещного права состояла из: права владения, прав собственности, права на чужую вещь, залогового права.
     Владение подразделялось на законное и незаконное. Согласно Своду законов любое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства, до того времени, пока имущество не будет присуждено другому и сделаны соответствующие распоряжения о его передаче Закон различал: спор о владении от спора собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.
     По Своду законов право собственности определялось следующим образом: " Собственность, есть власть в порядкеустановленном гражданским законом, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно". Права владения чужой вещью  включали: ограничение на "право общего участия" и ограничение на "право частного участия".
     К праву общего участия относилось ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех, без изъятия , то есть право проезда по дорогам или по рекам на речных судах. Защита права общего участия осуществлялась в административном порядке.
     К праву частного участия относилось ограничение собственности в пользу какого-то определенного лица. Например: право владельца земли и покосов,  которые расположены в верхнем течении реки, требовать, чтобы сосед не поднимал уровень речной воды, с помощью запруд  и не затоплял его пашен и лугов, чтобы сосед  не сорил на его дворе и тому подобное.
     Залоговое право было подробно регламентировано: стал различаться залог в кредитных учреждениях и залог частным лицам.
     В обязательственном праве стали различаться обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. В Своде законов содержался специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров.
Предметом договора являлось имущество или действия лиц. Договор заключался по взаимному согласию сторон. Цель договора не должна была вступать в противоречие с законом и общественным порядком. 
     Недозволенная цель делала договор недействительным. Например, это могло быть уклонение от платежа долгов, на передачу лицу прав, которых оно не могло иметь по своему социальному, правовому и другому состоянию, на, нанесение ущерба казне.
     Стороны, заключающие договор, имели право вносить в негоне противоречащие закону условия, - о сроках, о неустойке, о платеже и другие. Договоры обеспечивались следующими средствами: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад.
     Договоры оформлялись в домашнем, нотариальном, явочном или крепостном порядке. Договоры мены и продажи недвижимости оформлялись в нотариальном порядке. В купчей указывалось, каким образом продавец приобрел данное имущество, а также подтверждалась его свобода от запрещения на отчуждение и распоряжение им.
     В договоре имущественного найма, для нового собственника имущества, не предусматривалось обязательного исполнения арендного соглашения, то есть новый домовладелец или землевладелец имел право в одностороннем порядке прекратить договор найма, который был заключен его предшественником, и выселить арендатора из дома или с земельного участка.
     Предметом договора подряда и поставки являлась: постройка, переделка зданий, починка,поставка материалов, припасов и вещей; перевозка вещей и людей.
     Договор займа не заключался и признавался ничтожным в следующих случаях :заключался подложно, мог нанести вред другим кредиторам, при игре в карты, безденежное заключение договора. Проценты по займам не устанавливались законом и если в договоре они не определялись, то в этом случае исходили из шести процентов годовых. Составленные в крепостном или домашнем порядке заемные письма могли передаваться заимодавцем - третьему лицу, которое  брало на себя обязательство и право по обращению взыскания на должника.
     В новых экономических условиях широкое распространение приобретает договор товарищества.Для возникновения товарищества требовалась регистрация, а для открытия  акционерного общества - разрешение правительства.Виды договоров товарищества:1) Полное товарищество - члены товарищества отвечают за его сделки всем своим имуществом; 2) Товарищество на вере или по вкладам - это когда одна часть участников,  именуемой "товарищи" отвечают всем своим имуществом, а другая часть, "вкладчики" - только сделанными вкладам; 3) Товарищество по участкам или компания на акциях - в котором члены товарищества отвечают только сделанными вкладами в виде акций;			 4) Товарищество трудовое или артель – члены товарищества связаны круговой порукой и имеют общий счет.
     Семейное право сохранило принципы, которые были выработаны в XVIII в.
Единственной формой брака являлся церковный брак. Условия вступления в брак и его расторжение брались из норм и правил соответствующего вероучения: православия, католичества, лютеранства, мусульманства, иудаизма.
Для православного брака требовалось: достижение брачного возраста (восемнадцать для жениха ишестнадцать лет для невесты), наличие свободы воли и сознания. Препятствиями к браку служили: состояние уже в другом браке, духовный сан и монашество, разные вероисповедания, кровное родство и свойство, осуждение на безбрачие, как правило, за прелюбодеяние. Приостановление заключения брака вызывали: отсутствие согласия на  заключение брака со стороны родителей или начальства, наличие родства или свойства от пятой до седьмой степени. В том случае, если, такой брак все же был заключен, то он сохранял законную силу.
     Жена обязана была всюду следовать за мужем, принудить ее к этому мог суд. С разрешения мужа, жена получала паспорт. За нарушение супружеской верности жена могла быть подвергнута тюремному заключению, на небольшой срок.
Имущество у супругов было раздельным. Приданое или имущество, которое женаприобрела отдельно, являлись ее собственностью. Оба супруга, как самостоятельные субъекты, имели вступать друг с другом в обязательства и сделки.
     Закон подразделял детей на: законных и незаконнорожденных, которые были рождены вне брака. Внебрачные дети  не могли обладать фамилией отца и его имуществом. Родители имели право требовать о тюремном заключении(на небольшой срок) своих детей – за неповиновение. 
     Принцип раздельности имущества действовал и в отношениях родителей с детьми.В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода. Завещать можно было что угодно и кому угодно из имущества.Недействительнымисчитались завещания, сделанные безумными, умалишенными и самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, которые были лишены прав состояния по решению суда. Ничтожными признавались завещания недвижимости в пользу евреев, поляков и иностранцев, в тех местах, где им, запрещалось владеть недвижимостью. Родовые майоратные и заповедные имения не завещались. Закон разделял  два вида завещаний: нотариальные и домашние завещания, в обоих случаях было обязательным присутствие свидетелей при составлении завещания. В некоторых случаях допускалось составление завещания в чрезвычайных обстоятельствах (Например: из похода и госпиталя, или из-за рубежа), а порядок составления был упрощенным.
     Порядок наследования по закону был следующим: к наследству призывались все кровные родственники без различия степени. Родственники призывались к наследованию по степени кровного родства, но не совместно. Ближайшие родственники  полностью устраняли  дальнейших. Ближайшими наследниками являлись нисходящие - дети и внуки. Братья делили имущество родителей поровну, в том случае, если  у  них не было сестер. А дочери делили наследство родителей поровну, если у тех не было сыновей и внуков. Если в семье были сын и дочь, то последняя получали по одной четырнадцатой части недвижимого и по одной восьмой движимого имущества. Все остальное поровну делили между собой сыновья.
     Дети наследодателя устраняли от наследования внуков, кроме случаев, когда их родители умерли. Тогда они наследовали те доли, которые причитались их родителям.
     В случае если родственников по нисходящей линии не было, то наследство доставалось боковым родственникам, а ближайшие боковые родственники, в свою очередь, исключали дальнейших. Родители отстранялись от наследования в пользу самых отдаленных боковых родственников. Родители имели право на пожизненное пользование имуществом своих детей, в том случае, если дети умерли не оставив потомства и завещания. Супруги, в случае смерти одного из них,унаследовали за покойным: одну седьмую недвижимости и одну четырнадцатую движимого имущества. Родовое имущество один  супруг имел право завещать другому супругу в пожизненное пользование.
     В случае, если после умершего не оставалось наследников или же никто из наследников не являлся в течение десяти лет со времени вызова к наследству, то имущество признавалось выморочным и право на него переходило к государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу. Наследник становился активным субъектом прав завещателя и пассивным субъектом его обязанностей.















     Уложение.
     После издания Свода Сперанский намеревался  приступить к третьему шагу систематизации - к созданию Уложения, которое должно было содержать не только старые нормы, но также и развивать право. Согласно плану Сперанского Свод законов являлся лишь подготовительным  этапом перед созданием Уложения.Если Полное Собрание Законов и Свод являлись лишь инкорпорацией, то создание Уложения подразумевало уже кодификационный способ работы, то есть соединение старых норм и дополнение их новыми на основе общих принципов права. Как раз именно этого и не хотел император. 
     Планируя создание Уложения, Сперанский даже не думал колебать устои феодализма. Он просто собирался привести законодательство в соответствие с требованиями жизни тех времен. Согласно его плану, новеллы в праве должны были способствовать укреплению феодального строя и самодержавия, иными словами  усовершенствовать его.
	Но, к сожалению,по причине слишком теоретического характера Уложения, идея о нем была отвергнута, поэтому ограничились созданием Полного собрания и Свода законов. Работа по систематизации права была остановлена на втором этапе. Однако некоторым элементом третьего этапа можно считать издание в 1845 году Уложения о наказаниях уголовных и исправительных - первого русского уголовного кодекса.
     Разработка Уложения о наказаниях началась сразу же после создания Свода законов и разрабатывалась изначально в Министерстве юстиции, а потом во II Отделении Императорской канцелярии. В процессе разработки проекта применялся XVI том Свода законов. Стоит отметить, что создатели Уложения не стали ограничиваться лишь русским опытом. Они исследовали великое множество западноевропейских уголовных кодексов, включаятакже проекты некоторых кодексов.
     Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 году. Перед подготовительным обсуждением они были размножены. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 года и вступало в действие с 1 мая 1846 года.
     Уложение о наказаниях было очень большим по содержанию законом. Оно содержало более двух тысяч статей, которые были разбиты на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Столь большой объём закона обуславливался тем, что его создатели не смогли преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам.
     Законодатель старался предугадать все вероятные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. В некоторой степени это объяснялось низким профессиональным уровнем российских судей, которые не смогли бы разобраться в юридических абстракциях и, которым необходимо было показать состав преступления как можно проще и нагляднее.
     Впервые в русском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение разделяло правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не очень верно. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность.
     Под действие Уложения о наказаниях не подпадали военнослужащие. Для них существовал изданный в 1839 году Военно-уголовный устав, который заменил собой Артикул воинский.
     В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, страны, порядка управления, должностные преступления.
     В Уложении предусматривалась разнообразная и сложная система наказаний. Они разделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки подразделялись на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. К исправительным наказаниям относились: утрата всех особых личных и сословных прав, и преимуществ, вместе с тем соединенные со ссылкой в Сибирь либо другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некие остальные. Сохранялся сословный принцип внедрения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и преимуществ.
     Заключение
     Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что Михаил Михайлович Сперанский внес действительно огромный вклад в ис.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44