VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характер и особенности политических отношений РФ со странами региона

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002794
Тема: Характер и особенности политических отношений РФ со странами региона
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования
«Забайкальский  государственный  университет»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 И ПОЛИТИКИ














Выпускная 
квалификационная работа





















Чита 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ПОТЕНЦИАЛ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………….
         1.1 Центральная Азия: геополитическая характеристика стран региона………………………………………………………………………
     1.2 Угрозы исходящие из региона Центральная Азия для национальности безопасности РФ…………………………………………
     1.3 Внешний политический фактор влияния на ситуацию в регионе (Китай, США)……………………………………………………..
ГЛАВА 2 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ……………………………….
     2.1 Характер и особенности политических отношений РФ со странами   региона…………………………………………………………..
     2.2 Экономическое взаимодействие России со странами на Центрально Азиатском направлении  (организация ШОС, двухсторонние отношения)………………………………………………..
     2.3 Военное присутствие России в регионе для нейтрализации   потенциальных угроз………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………


3

6

6

12

27

36

36


38

45
58
62




















     ВВЕДЕНИЕ
     
     
     По мере того как глобальная сила и влияние смещаются на Восток, все основные международные силы стремятся взять на себя ведущую роль в Центральной Азии. Государства мира пытаются выстроить новые взаимоотношения и сформировать выгодный для себя баланс сил с развивающимися азиатскими странами, в которых уже готова почва как для более  широкого сотрудничества, так и для обострения конкуренции.
     По всей вероятности нынешняя Азия, где проживает большая часть населения мира и достигнуты значительные успехи в индустриальном развитии, во многом  определит будущие векторы глобализации; наряду с этим в регионе безудержно растут военные расходы, обостряется соперничество за ресурсы и тлеют самые горячие очаги конфликтов. 
     Особое место в азиатской архитектуре принадлежит относительно небольшому, но богатому энергоресурсами региону – Центральной Азии, который определяет потоки энергопоставок во все концы мира, а также имеет соседство с нестабильным Афганистаном. На Центральной Азии сконцентрированы интересы крупнейших глобальных игроков; регион в какой-то мере можно считать «ключом» к геополитическому  будущему и стабильности всего азиатского континента.
     Совсем недавно Центральная Азия с Россией входили в состав одного государства, и их до сих пор связывает географическое и геополитическое соседство. Кроме того регион по – прежнему остается в российском информационном пространстве1.
     Несмотря на то что сегодня Россия добилась целого ряда успехов в своей внешней политике, она продолжает преодолевать старые нерешенные проблемы и бороться с новыми вызовами современного мира. Интеграционные инициативы России вызывают как понимание, так и сопротивление (а порой и саботаж) со стороны некоторых ее партнеров на постсоветском пространстве. Россия, стремящаяся укрепить свои позиции в Центральной Азии, постоянно наталкивается на присутствие в регионе равноценного (а иногда и превосходящего) экономического и политического «противника» в лице Китая. В этой ситуации Москва неизбежно начинает воспринимать Запад как геополитический балансир, способный сдерживать растущий амбиции Пекина. Политику России в Центральной Азии можно было бы охарактеризовать как вполне самостоятельную, если бы не два фактора, которые Москва никак не может игнорировать: речь идет о проблеме Афганистана и влияние Китая. При этом в качестве своего ближайшего союзника и стратегического партнера Россия по-прежнему рассматривает Казахстан. Тем не менее с точки зрения эволюции российско-центральноазиатских отношений интересы  сторон далеко не всегда совпадают, хотя фундаментальных противоречий (в т.ч. в сфере геополитики и стратегической безопасности) между ними не наблюдается. Позиции и мнения наших российских коллег крайне важны, так как они непосредственно влияют на процесс принятия Кремлем политических решений, касающихся Центрально-Азиатского региона2.
     Объектом исследования – определена Центральная Азия как единый регион со своими геополитическими, территориальными, демографическими, политическими, экономическими, социальными, ресурсными и другими параметрами.
      Предметом исследования – выступают геополитические интересы России и Центральной Азии, формы международного сотрудничества России  с государствами Центральной Азии, с учетом специфики интересов каждого государства этого региона.
     Целью исследования  – является попытка выявить основные тенденции, которые, возможно, в дальнейшем будут определять характер развития взаимоотношений России и Центральной Азии.
     Для раскрытия данной цели  подразумевает выполнение ряда задач:
     1.Охарактеризовать Центральную Азию: геополитической характеристики страны региона.
     2. Рассмотреть  угрозы исходящие из региона Центральная Азия для национальной безопасности РФ.
     3. Исследовать  внешние политические факторы влияния на ситуацию в регионе (Китай, США)
     4. Изучить характер и особенности политических отношений РФ со странами региона.
     5. Описать экономическое взаимодействие России со странами на Центрально-Азиатском направлении  (организация ШОС, двухсторонние отношения).
     6. Изучить военное присутствие России в регионе для нейтрализации потенциальных угроз.
      Методами исследования, применяемыми в данной работе являются: анализ и синтез, сравнения и аналогии, изучение и анализ учебной, научной литературы, периодических изданий. 
     Выпускная квалификационная работа состоит из введение, двух глав, заключение и списка использованных источников. Введение состоит из актуальности, предмета, объекта, задач, целей, методов исследования.  В первой глава рассматривается потенциал Центрально-Азиатского региона и проблемы обеспечения безопасности стран региона. Первая глава состоит из трех параграфов. Во второй главе рассматриваются геополитические позиции России в Центрально-Азиатском регионе. Вторая глава состоит из трех параграфов. Заключение состоит из основных выводов, сделанных по всей работе. 
     
     

ГЛАВА 1 ПОТЕНЦИАЛ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

1.1 Центральная Азия: геополитическая характеристика стран региона


     В современном мире меняющихся балансов, с развалом СССР огромные пространства оказались выведены из геополитической орбиты России. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и новые регионы стали ареной борьбы. Один из таких регионов – Центральная Азия, которая теперь оказалась в центре мировых преобразований, в центре мировой шахматной доски.
     Для дальнейшего разговора необходимо обозначить, какие страны входят в данный регион. В современном политическом понимании ЦА это Кыргызстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Казахстан, который, однако, в последнее время стремится выделить себя из региона, заявляя о своей евроазиатской политике. Существует и другие определения, в частности, по определению ЮНЕСКО, регион включает Монголию, Западный Китай, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны и пять бывших советских республик Средней Азии3.
     Площадь региона – 3 миллиона 916 тысяч км. Население: около 60 миллионов. В дальнейшем демографический потенциал региона будет только увеличиваться, что приведёт к давлению на рынок труда, как самих этих стран, так и России с Казахстаном, поскольку наибольший поток мигрантов идёт именно в эти страны. Регион богат ресурсами, так на ЦА приходится 3 % мировых запасов нефти, 7 % запасов газа, 25 % мировых запасов урана находятся в Казахстане. К тому же Узбекистан обладает 4 местом по количеству разведанных запасов золота. И этот ресурсный потенциал делает Центральную Азию местом стратегического сотрудничества и противоборства великих держав, которые во имя обеспечения своих потенциальных поставок и интересов могут пойти и на военное вмешательство, о чём свидетельствует размещение американских, русских, и даже французских и немецких баз.
     Главные природные особенности Центральной Азии:
     1.  «Решетчато-сотовое» строение поверхности. Почти весь регион представляет собой систему котловин, ограниченных более или менее высокими горами и возвышенностями. Центральные части котловин — это жесткие глыбы разного геологического возраста, горные поднятия образованы неотектоническими движениями в пределах разновозрастных подвижных поясов. По этому признаку сходны все физико-географические страны субконтинента, кроме Центрального Казахстана.
     2. Большие амплитуды высот. Они связаны с активностью неотектонических движений (Турфанская впадина лежит на высоте 154 м ниже уровня моря, г. Чогори в Каракоруме имеет абсолютную высоту 8611 м). Есть данные, что за последние 10 тыс. лет горы Куньлунь, Наньшань и др. поднялись на 1300-1500 м.
     3. Аридность климата, обусловленная внутриматериковым положением и котловинным рельефом. С этим связаны многие особенности разных компонентов природы.
     4. Так, эрозионное расчленение горных склонов происходило лишь в плювиальные эпохи; оледенение не развивалось, так как было недостаточно воды; сохранились древние поверхности выравнивания; современная денудация идет медленно, в основном за счет процессов выветривания, осыпей и работы временных потоков; обломочный материал не уносится далеко от склонов, где образовался («горы тонут в собственных обломках»); подземные воды обычно залегают глубоко, часто минерализованы; реки маловодны, иногда никуда не впадают; озера большей частью соленые, нередко с непостоянными очертаниями, а в некоторых случаях «блуждают» из одной мелководной котловины в другую; господствуют пустыни, полупустыни и сухие степи на бурых, серо-бурых и местами каштановых почвах; широко распространены солончаки и солонцы; растения и животные имеют приспособления к жизни в засушливых условиях.
     5. Дезорганизованный сток (по В. М. Синицыну): преобладают области внутреннего стока и бессточные. Это объясняется как аридностью климата, так и котловинным строением территории.
     6. Высочайшая степень континентальности климата: годовые амплитуды температур могут достигать 90°С, особенно характерны низкие зимние температуры. Наиболее ярко черты континентальности проявляются в многочисленных больших и малых котловинах, так характерных для рельефа региона.
     7. Центральная Азия долгое время была малоизученным регионом. Горные барьеры, суровые климатические условия, удаленность от европейских стран мешали проникновению научных экспедиций на центральноазиатскую территорию. Играла роль и политическая изоляция многих частей региона. Лишь в XIX в. состоялись первые экспедиции, и, преодолевая природные препятствия и сопротивление монгольских, тибетских и китайских властей, ученые многих стран исследовали и нанесли на карты эту территорию4.
     Центральноазиатские страны богаты топливными ресурсами: газом –Бухарская область, нефтью, углем – Ферганская долина и побережье Каспийского моря. Это один из главных районов руд цветных металлов: цинка, свинца, золота, олова, редких металлов. Нерудные – сера, мирабилит, фосфориты, мрамор. Регион богат гидроэнергоресурсами горных рек.
     Загрязнение вод – одна из важнейших социально-экологических проблем Азии. С конца XX в. на континенте почти повсеместно наблюдается рост загрязнения естественных и искусственных водоемов, связанных с развитием промышленности, увеличением численности и плотности населения, использованием более дешевых и посему более «едких» удобрений и ядохимикатов «старого поколения», причем в больших дозах за единицу площади, а также с отставанием в строительстве очистных сооружений. Основную опасность представляют патогенные микроорганизмы, органические вещества (биогены), тяжелые металлы, пестициды и другие токсичные взвеси и соли, в больших количествах находящиеся в континентальных водах5.
     Для Центрально-Азиатского региона водная проблема отличается особой остротой и спецификой. Государства Центральной Азии представляют собой арелы «водного голода», вызванного не столько природно-географическими факторами, сколько быстрым ростом численности и плотности населения и – в весьма немалой степени – нерациональностью водопользования.
     В связи с возрастающей демографической нагрузкой в центральноазиатских странах, причем в основном в тех местностях, которые отличаются реальные предпосылки для усиления социальной напряженности из-за резкого снижения уровни занятости населения и критического снижения качества жизни6.
     Геополитика и геостратегия Центральной Азии, в особенности – наличие в ней солидных запасов нефти и газа, расположение транзитных и коммуникационных путей, стратегическое и геоэкономическое значение Каспийского моря, контроль процессов добычи ресурсов и проходящих через регион энерготрасс, способность влияния на внутренние кризисы, а также наличие общих культурных, исторических и экономических интересов между центральноазиатскими и соседствующими с ними странами в современных условиях послужили главным фактором в усилении конкуренции региональных и трансрегиональных сил, претендующих на ключевую роль в Центральной Азии после распада СССР7.
      Этим объясняется важное геополитическое значение данного региона в современном мире. Следует отметить, что ввиду вхождения вышеуказанных стран до 1991 г. в состав Советского Союза, большая часть существующих классических теорий по геополитике рассматривали Центральную Азию исходя из Хартландской теории  (Heartland Theory). Согласно же более поздним теориям, интерес к Центральной Азии объясняется особенностями культуры, цивилизации, ее географическим и стратегическим положением, а также геоэкономическим значением. 
     По объему топливно-энергетических ресурсов (нефти и газа), регион занимает второе место в мире, располагая также солидными запасами таких редких ископаемых,  как золото, медь, уран и тяжелые металлы. В целом, характерной особенностью Центральной Азии является ее расположение на стыке восточной и западной культур, а также, развитие тюркско-исламской культуры, исторической трактовкой чему служило прохождение здесь Великого шелкового пути.
     Центральная Азия является единственной точкой в мире, уникальным образом связывающей четыре ядерные державы – Россию, Китай, Индию и Пакистан. Обладая потребительским рынком для свыше 50 млн. чел. и будучи населенным различными этническими группами с наличием в них многочисленных территориальных споров, рассматриваемый регион оказывается уязвимым и подверженным предполагаемой нестабильности8.
     После обретения независимости, страны Центральной Азии столкнулись с двумя типами геополитических изменений – внутренним и региональным. Унаследованные с советского периода политические, этнические, территориальные и прочие проблемы способствовали возникновению серьезных геополитических вопросов в странах данного региона. Примером тому является целый ряд кризисов, возникших на почве географических или этнических спорных ситуаций, а порой по причине воздействия и первого, и второго факторов.
     Образование нового геополитического пространства в Центральной Азии следует рассматривать скорее как результат ключевых изменений, вытекавших после окончания периода холодной войны. Данные изменения, характеризуемые влиянием целого ряда событий, в свою очередь, послужили причиной возникновения вакуума власти в регионе ввиду сложившихся условий в России с одной стороны и оказания Центральной Азии в роли объекта борьбы за доминирующую позицию между конкурирующими и преследующими свои цели и интересы, региональными и трансрегиональными силами.
     Предположительно, наиболее важной геополитической особенностью Центральной Азии в постсоветский период, в частности – после событий 11 сентября, является ее превращение в арену борьбы за власть в региональном и трансрегиональном масштабах. Так, кроме пяти центральноазиатских стран – республик Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и Туркменистан, за удовлетворение своих интересов в данном регионе борются пять региональных (Россия, Иран, Турция, Индия и Пакистан) и три трансрегиональных (США, ЕС и КНР) державы9.
     Таким образом, геополитика и геостратегия стран  Центральной Азии, в особенности – наличие в ней солидных запасов нефти и газа, расположение транзитных и коммуникационных путей, стратегическое и геоэкономическое значение Каспийского моря, контроль процессов добычи ресурсов и проходящих через регион энерготрасс, способность влияния на внутренние кризисы, а также наличие общих культурных, исторических и экономических интересов между центральноазиатскими и соседствующими с ними странами в современных условиях послужили главным фактором в усилении конкуренции региональных и трансрегиональных сил.


1.2  Угрозы исходящие из региона Центральная Азия для национальной безопасности РФ


     Понятие «безопасность» в современной политической науке – одно из наиболее актуальных и многозначных. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз10.
     С окончанием «холодной войны» границы понимания безопасности, угроз ей, методов и средств обеспечения заметно расширились. Теоретики безопасности в большинстве своем отошли от концепции реализма, фокусировавшейся на понимании военной безопасности как на наиболее значимом аспекте безопасности и считающей государства исключительными факторами международной политики11. 
     Все исследователи признают, что безопасность любого сообщества складывается из многих видов (аспектов): военного, политического, экономического, социального, культурного, экологического и т. д., а ущерб одному аспекту в определенной степени отражается на остальных, значит, на безопасности всего общества. 
     Вызовы – явления, оказывающие воздействие на геополитическую ситуацию в Центральной Евразии, и обладающие дестабилизирующим потенциалом, в конце первого десятилетия XXI века можно разделить на четыре группы:
     – вызовы, связанные с проблемой экстремизма, терроризма, сепаратизма, незаконны оборотом наркотиков;
     – вызовы, связанные с международными, межгосударственными и региональными противоречиями;
     – вызовы, которые определяются геополитическим положением региона, его природными ресурсами, этнотерриториальными проблемами;
     – вызовы, связанные с низким уровнем жизни и развитием технологии в регионе, миграционной, демографической и экологическими проблемами12.
     Наряду с многоаспектностью безопасность характеризуется наличием нескольких уровней. Причем конкретный уровень безопасности устанавливается «в зависимости от того, кто выступает субъектом и/или объектом – отдельный человек, общество, государство или сообщество государств»13.
     Опаснейшими угрозами безопасности в Центральной Азии, ощущаемыми как на глобальном и национальном, так и на региональном уровнях, признаны: наркотрафик, миграция, терроризм и экстремизм.
     Наркотрафик – одна из глобальных проблем человечества.  Под наркотрафиком, или каналом незаконной транспортировки наркотических средств, принято понимать «совокупность маршрута перемещения, используемых транспортных средств, способов сокрытия наркотиков, в том числе при пересечении государственных и таможенных границ, а также лиц,  принимающих непосредственное участие в незаконной транспортировке и причастных к обеспечению ее безопасности»14.
     Международному сообществу не удается пока переломить глобальную наркоситуацию к лучшему: в 2013 г. наркотики употребляли 180 млн. чел., или 3% населения земного шара; в 2014  г. – около 200 млн. чел.; в 2015 г. – около 250 млн. чел., или 5,76% населения планеты. Наркоторговля по разным источникам в целом оценивается в 400–500 млрд. долл. США, или 8–10% всего мирового товарооборота15.
     Контробанда наркотиков является наиболее масштабной и социально опасной разновидностью нелегальной трансграничной активности между странами Центральной Азии и Россией. Масштабность вызова определяется стоимостью незаконно ввозимого РФ груза, а также количеством людей, которые становятся потерянными для общества в результате употребления опиатов и других наркотических веществ. 
     Проблема наркоторговли в зонах российской центрально-азиатской границы в первую очередь связана с производством наркотиков в постсоветсткой Центральной Азии (марихуана, гашиш и т.п.) и соседнем Афганистане, Таджикистан, Казахстан и Россия. Неслучайно  поэтому среди главных стратегических рисков и угроз в стратегии государственной антинаркотической политики РФ указана в том числе контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов из стран Центральной Азии16. 
     Сведение проблемы наркотрафика к «эффекту перелива» из Афганистана ведёт также к неверной оценке необходимых для борьбы с ним механизмов. Международные институты концентрируются на повышении уровня защиты границ, главным образом на её материальных аспектах (здания, инфраструктура, оборудование), опять-таки в соответствии с потребностями, которые высказывают местные власти. В последнем отчёте, опубликованном Фондом открытого общества, Джордж Гаврилис отмечает, что внимание подготовке персонала стало уделяться гораздо позднее, прежде всего в рамках европейской Программы обустройства границ в Центральной Азии. Конечно, нет сомнений в том, что государствам Центральной Азии нужны более безопасные границы.
      Их пограничники нуждаются в улучшении материальных условий, их также необходимо обучать новым технологиями и лучшим практикам работы. Кроме того, как новым государствам на международной арене, странам Центральной Азии, чтобы достичь международных стандартов, нужна зарубежная помощь. Тем не менее, наивно полагать, что борьба с наркотрафиком, ведущаяся такими средствами, может быть успешной. Охранять границу с помощью КПП, колючей проволоки и наблюдательных башен недостаточно для того, чтобы сделать её непроницаемой – это показывают периодически повторяющиеся провальные попытки США «закрыть» границу с Мексикой17. 
     В Центральной Азии все участки границы, в том числе и те, которые были оборудованы при международном участии, фактически открыты, так как коррупция сделала их проходимыми. О въезде на территорию центральноазиатской страны всегда можно договориться (купить фальшивый паспорт, подкупить пограничника перед проверкой документов и т.д.). Обходят КПП по горным тропам или рекам только «чёрные» и «зелёные» наркоторговцы (перевозящие менее значительный объём наркотиков), «красный» же трафик идёт по главным дорогам и через официальные КПП, недавно модернизированные при содействии международного сообщества. Граница между Центральной Азией и Афганистаном не может охраняться одними лишь физическими средствами. 
     Безопасность границы требует долгосрочной политической воли для борьбы с коррупцией. Следовательно, усилия по борьбе с наркотрафиком в Центральной Азии, чтобы быть эффективными, должны быть политическими по своей природе. Это означает не только получение принципиального согласия центральноазиатских руководителей. Это также требует принятия мер, аналогичных тем, что применялись в Колумбии несколько лет назад, или тем, которые Мексика пытается внедрить сегодня: силовое отделение преступных сетей от их покровителей в государственном аппарате и ведение против наркокартелей реальных войн (вероятно, не без жертв). Этот подход едва ли будет поддержан сегодняшними правящими элитами Центральной Азии, а международное сообщество не может заставить их перейти к такой стратегии18.
     Следующая угроза в Центральной Азии – внешняя трудовая миграция (ВТМ). ВТМ стала за последние 20 лет реальностью развития не только экономики, но и всего российского общества. С 1996 г. по 2016 г. естественная убыль населения в России составила примерно 12,7 млн. человек, а миграционный прирост – 6,5 млн. человек. При этом около 93 % (2015 г.) всех иммигрантов составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них свыше половины – выходцы из стран Центральной Азии (ЦА): Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана19.
       
     Рисунок 1. – Удельный вес иммигрантов из стран-участниц СНГ по странам прежнего проживания, в процентах
     Вместе с тем дискуссия о необходимости ВТМ для России приняла достаточно острый характер, высказываемые оценки носят противоречивый характер. 
     Здесь представлены различные точки зрения, которые можно объединить в 3 группы:
      – ВТМ не нужна, необходимо больше платить россиянам, и они покроют все потребности в рабочей силе; 
     – ВТМ является объективной необходимостью, без нее невозможно развитие России; 
     – ВТМ – это явление, которое мы вынуждены терпеть, но оно временное20. 
     Негативное отношение к миграции связано с огромными проблемами, которые имеются в данной сфере. Они касаются как экономических факто- ров (обострение конкуренции на рынке труда, снижение налогооблагаемой базы и т.п.), так и социальных проблем (усиление националистических на- строений, рост преступности, увеличение нагрузки на и без того испытывающие недостаток финансирования сферы образования, здравоохранения). 
     Позитивное отношение к ВТМ связано с реальной демографической ситуацией, сложившейся в России. Согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики (Росстат), если численность населения России в 2025 г. по сравнению с 2015 г. сократится всего на 1 млн. человек (со 141,8 млн. до 140,8 млн.), то численность трудоспособного населения уменьшится за этот же период на 11 млн. человек. По ряду других прогнозов, эта цифра может оставить 15–17 млн. человек.
      В целом же, даже по среднему варианту прогноза, численность населения России уменьшится с 142 млн. человек в 2016 г. до 139,4 млн. человек в 2030 г. По оценкам экспертов, трудовые мигранты составляют около 7–8 % рабочей силы в РФ и формируют порядка 6 % российского ВВП (не менее 100 млрд. долл. в 2011 г.)21. 
     Положительным моментом является и то, что денежные переводы трудовых мигрантов (см. таблицу 1) вносят весомый вклад в развитие государств ЦА, где они составляют до 47 % ВВП, что объективно способствует поддержанию заинтересованности в развитии связей этих стран с Россией. Вообще ВТМ, которая из неорганизованной в 1990-е г. стихии превратилась в отлаженный сетевой механизм, является важнейшей формой неформальной экономической интеграции (интеграции снизу)22.
     Таблица 2. Личные переводы из России в страны СНГ (млн. долл. США)
      
2014 г.
2015 г.
I-III кварталы 2016 г.
Страны СНГ
13 525
16 744
13611
Страны ЦА
7520
9380
8008
Казахстан
221
290
200
Киргизия
1 250
1 407
1165
Таджикистан
2 191
2 752
2266
Туркмения
24
22
17
Узбекистан
3 834
4 909
4360

     В этом плане любопытна оценка ВТМ, данная Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко, на встрече 17 сентября 2016 г. членов Совета Федерации с премьером Д.А. Медведевым: «Естественно, привлечение мигрантов из-за рубежа сегодня оправдано в силу нашей демографической ситуации. В перспективе это путь тупиковый. Он сегодня уже вызывает массу проблем. И здесь, на мой взгляд, на первый план выходят вопросы внутренней трудовой миграции». И сейчас, и в долгосрочной перспективе Россия не обойдется без крупномасштабной ВТМ. Это подразумевает разработку новой иммиграционной политики, адекватной насущным задачам долгосрочного экономического развития страны23.
     Предельно опасной угрозой для стабильности стран  Центральной Азии – терроризм и экстремизм определяют как заранее обдуманное и мотивированное использование насилия, направленное на устрашение и деморализацию общества, дезорганизацию структуры государства посредством применения самых жестоких методов для достижения определенных целей.
     В конечном счете терроризм – это форма борьбы антисистемных сил против государства. Терроризм стал определяющим фактором в развитии современных международных отношений. Реальность такова, что, имея разветвленную сеть идеологов, последователей и спонсоров по всему миру, терроризм использует все более изощренные методы, не обязательно связанные с чисто военными угрозами. Транснациональный характер многих террористических организаций и сетей придает исходящей от них опасности глобальный характер (хотя в каждый данный момент ее непосредственно и остро ощущают на себе лишь какие-то отдельные страны и регионы мира). Поэтому борьба с терроризмом в рамках и силами одного государства малоэффективна. Кроме того, для противодействия терроризму, наряду с военно-силовыми методами, необходимы и иные: финансовые, информационные, идеологические, законодательные и другие24.
     В основе экстремизма лежат идеологические, часто религиозные, убеждения и прикрываемые ими политические цели и установки. Сам термин происходит от латинского extremus (превосходная степень от exter – «внешний», «наружный»), одним из значений которого было «крайний» в смысле «самый худший», «самый плохой», «опаснейший», «злейший». Экстремизм представляет собой радикальную форму отрицания отдельными лицами или группами существующих общественных норм и правил. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, в слабости институтов общественного контроля, в низкой эффективности правовой системы25.
     В Центрально-Азиатском регионе, как и в иных регионах мира, экстремизм и терроризм во многом являются следствием ухудшения социально-экономического положения значительных групп населения, имущественного и социально-правового расслоения, роста коррупции, криминализации общества, нехватки жизненно важных ресурсов и ряда других причин.
     Особое место в Центральной Азии в ряду факторов, провоцирующих социальное недовольство, без которого терроризм лишается поддержки, занимает этноконфессиональный фактор. Обусловлено это тем, что в силу ряда исторических причин мусульманские общины региона тяготеют к отождествлению своей этнической и/или даже кланово- родовой принадлежности с религиозной. Такое отождествление не просто идет вразрез с интернациональным характером ислама. Оно порождает специфические противоречия в мусульманской среде, вызываемые, с одной стороны, дезинтеграцией мусульман по этническому и родовому признакам, с другой — стремлением части верующих, в первую очередь молодых, преодолеть раздробленность быстрыми и жесткими мерами. Экстремизм и терроризм получают дополнительную подпитку от этих разногласий и противоречий26. 
     Существует даже точка зрения, что в Центральной Азии дезинтеграция уммы и эмоциональная реакция на эту дезинтеграцию занимают первое место среди собственно исламских факторов экстремизма и терроризма.
     По нашему мнению, этот тезис нуждается в дополнительной аргументации. Зато бесспорно другое: пространственно-географические, историко-культурные, религиозные, хозяйственные и политические взаимосвязи между странами Центральной Азии превращают угрозы терроризма и экстремизма, существующие в самом регионе и к югу от него, в общие и чрезвычайно актуальные для них всех. Как следствие, и в этом отношении национальная безопасность каждой страны оказывается в зависимости от состояния региональной безопасности.
     Одновременно задача предотвращения и устранения угроз, создаваемых терроризмом и экстремизмом, остается первостепенной задачей национальной безопасности не только для каждой страны в составе Центральной Азии, но и для соседних регионов. В этой связи представляется продуктивным сравнить, как два граничащих друг с другом государства – одно из стран Центральной Азии, Казахстан, и крупнейший сосед региона, Россия, – реагируют на угрозы терроризма и экстремизма, исходящие из самого региона, либо транслируемые извне на его территорию и через него27.
     Состояние национальной безопасности любого государства определяется степенью защищенности его национальных интересов от реальных или потенциальных угроз28. 
     Для Казахстана, как и для любого другого государства, наиболее важные и неизменные национальные интересы — это территориальная целостность, государственный суверенитет, сохранение конституционного строя, устойчивое экономическое развитие. 
     Именно с ними необходимо соотносить угрозы национальной безопасности страны. Появление или реанимация старых геополитических притязаний к Казахстану и к другим странам ЦА со стороны некоторых сопредельных региону государств, перенос на их территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил, активизация экстремистских проявлений ряда зарубежных террористических, религиозных, национально радикальных и иных организаций — все это внешние факторы угроз безопасности Казахстана. Что касается внутренних факторов, то к ним уже традиционно относят:
     – безработицу, неполную занятость и обнищание значительной части населения государств СНГ; 
     – обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности значительной части граждан; 
     – рост национализма, национальной нетерпимости, религиозного экстремизма и сепаратистских настроений; 
     – утрату многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров, рост отчаяния и социальной агрессивности; 
     – рост преступности, коррупции, падение авторитета власти, закона, веры в ее способность обеспечить безопасность граждан; 
     –  наличие обширного нелегального рынка оружия и относительная легкость его политические процессы в посткоммунистическом пространстве 84 приобретения; 
     – наличие значительного числа лиц, прошедших «школу войны» в Афганистане, Приднестровье, Таджикистане, Чечне и других «горячих точках»; 
     – слабую работу правоохранительных органов, государственных и общественных организаций по защите прав граждан и другие29.
     Таким образом, опаснейшими угрозами безопасности в Центральной Азии, ощущаемыми как на глобальном и национальном, так и на региональном уровнях, признаны: наркотрафик, миграция, терроризм и экстремизм.
     Одним из «проблемных» в этой сфере является Центральная Азия. По оценкам Института мировых ресурсов запасы пресной воды в Центральной Азии суммарно составляют 293 млрд. м3 в год. В расчете на душу населения – 6100 м3. Следует заметить, проблема доступа к воде особенно актуальна в Казахстане, так как республика занимает одно из последних мест среди стран СНГ по водообеспеченности. 
     Сегодня удельная обеспеченность водой страны составляет порядка 37 000 м3 на 1 км2 и 6000 м3 на одного человека в год. Ситуация усугубляется тем, что водные ресурсы Казахстана неуклонно сокращаются. Связано это с тем, что почти все реки в этой стране трансграничные. 
     На данный момент на территорию Казахстана в общей сложности в год поступает около 44 км3 воды при общем объеме располагаемых водных ресурсов страны 100,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%