- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Системно-деятельностный подход как методологическая основа гражданско патриотического воспитания во внеклассной работе по обж
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012398 |
Тема: | Системно-деятельностный подход как методологическая основа гражданско патриотического воспитания во внеклассной работе по обж |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТВЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ Системно-деятельностный подход как методологическая основа гражданско патриотического воспитания во внеклассной работе по обж Выпускная квалификационная работа обучающегося по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование по профилю География и безопасность жизнедеятельности заочной формы обучения, группы 02041255 Романова Романа Сергеевича Научный руководитель к.г.н., доцент Лебедева М. Г. Допущена к защите «___»_________________201__ г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи) Оценка______________________ «___»____________201__ г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи) БЕЛГОРОД 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………….…… 3 1 Теоретическое обоснование применения системно-деятельностного подхода как методологической основы гражданско-патриотического воспитания школьников в курсе ОБЖ …………………………………………………………. 7 1.1 Концептуальные основы системно-деятельностного подхода ……………………………………………………………… 7 1.2 Понятие гражданско-патриотического воспитания ………….… 10 1.3 Методологические особенности внеклассной работы по ОБЖ ……………………………………………………………..... 16 2 Реализация основных форм гражданско-патриотического воспитания с применением системно-деятельностного подхода в рамках внеклассной работы по ОБЖ …………….....…………….… 25 2.1 Описание применения методик определения уровня сформированности гражданско-патриотического воспитания старших школьников ……………………………………………….. 25 2.2 Систематизация опыта работы по реализации цикла внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности с применением системно-деятельностного подхода …………………………………………….………………... 29 2.3 Определение результатов эксперимента по применению системно-деятельностного подхода среди обучающихся среднего звена во внеклассной работе по ОБЖ ……………..……………… 54 Заключение …………………………………………………………… 57 Список использованных источников ……………………………….. 59 Приложение ……………………………………………….………….. ВВЕДЕНИЕ Воспитание гражданина и патриота своей страны для школы всегда была и остается одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание в той или иной степени присутствует на всех уроках и, в особенности, в ходе внеурочной и внеклассной деятельности. А уроки ОБЖ наиболее подходят для реализации этой цели. Достойное воспитание школьников сегодня обеспечит процветание и развитие России в будущем. На территории нашей страны утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Проблему гражданско-патриотического воспитания в школе поднимали и изучали многие отечественные педагоги: - патриотическое воспитания молодежи (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, А.В. Новиков); - теории гражданского воспитания (В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, А.В.Макаренко, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский и др.); - основы военного и патриотического воспитания (И.А. Алёхин, Л.А.Бублик, Т.С. Буторина, А.К. Быков, В.В. Высоцкий, О.Е. Жиренко, В.М.Лапик, О.В. Лебедева, В.В. Макаров, Н.П. Овчиникова, С.Н. Томилина, В.Ф.Фролова. Н.О. Яковлева, и др.); - концепции повышения эффективности патриотического воспитания (А.В. Барабанщиков, Т.С. Буторин, В.В. Высоцкий, Д.Ф. Гаврилюк, Н.И.Дьяченко, В.И. Лутовинов, В.Ю. Микрюков, П.В. Петрий, В.Е. Уткин, И.П. Финский, В.Ф. Фролов, Ф.И. Царев, Л.В. Черкасов и др.). Дать единое определение патриотизму сложно, так как это неоднозначное и многовариативное понятие. Так же сложно подобрать меру измерения патриотизма, любовь и уважение к Отечеству приобретает значение, если это чувство прожито и принято в ходе деятельности. Политика нашего государства сегодня направлена на возрождение основополагающих национальных ценностей и гражданско-патриотическое воспитание приобретает ведущее значение. Системно-деятельностный подход принят основополагающим в реализации федеральных образовательных стандартов. В ходе такого подхода деятельность школьников играет основную роль в процессе обучения. Основные положения деятельностного, системного, аксиологического, культурологического, компетентностного и системного подходов в обучении и воспитании описывали С.П.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, И.В.Блауберг, Б.С.Герушинский, И.Ф.Исаев, И.А.Зимняя, А.В.Кирьянова, А.И.Титаренко, Е.Н.Шиянов, Н.П.Шаталова, Э. Г. Юдин и др. В современном мире, где влияние СМИ на школьников очень высоко, где у них есть доступ в интернет, содержащий наряду с достоверной информацией, ошибочные суждения и лживые факты, школа должна подобрать и применять действенную модель гражданско-патриотического воспитания. Сказанное выше обуславливает актуальность нашего исследования. Объектом исследования мы определили: гражданско-патриотическое воспитание школьников в курсе ОБЖ. Предмет исследования: системно-деятельностный подход в ходе гражданско-патриотической воспитательной работы по ОБЖ. Опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал результативность применения системно-деятельностного подхода. В качестве гипотезы выдвинули предположение, что данные подход будет эффективен в ходе внеклассной деятельности по ОБЖ для гражданско-патриотического воспитания в старших классах. Цель: подобрать эффективные формы реализации системно-деятельностного подхода во внеклассной работе по ОБЖ для гражданско-патриотического воспитания старшеклассников. Задачи: - изучить основы системно-деятельностного подхода и его применимость в процессе обучения старших школьников; - проанализировать научную литературу по вопросу гражданско-патиротического воспитания и определить общее понятие применимое для среднего звена; - структурировать методологию внеклассной работы по ОБЖ; - подобрать методики определения уровня сформированности гражданско-патриотического воспитания старших школьников; - представить описание особенностей организации и проведения учебно-полевых сборов в рамках программы ОБЖ; - определить особенности применения военно-патриотических игры для старших школьников; - разработать цикл проектных мероприятий гражданско-патриотической направленности для обучающихся старших классов. В качестве практической базы исследования выступили 10-11 классы МОУ «СОШ № 1» г.Валуйки Белгородской области, где реализуют экспериментальную образовательную программу по ФГОС СОО. В качестве методологической базы нашего исследования определены: - теоретические методы: анализ педагогической литературы и исследований по проблеме; систематизация, классификация; - эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ практической деятельности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Первая глава - теоретическое обоснование применения системно-деятельностного подхода как методологической основы гражданско-патриотического воспитания школьников. В ней подробнее описано изучение основ системно-деятельностного подхода и его применимость в процессе обучения старших школьников; проанализирована научная литература по вопросу гражданско-патиротического воспитания и определено общее понятие, применимое для среднего звена; структурирована методология внеклассной работы по ОБЖ. Во второй главе описан анализ применения методики определения уровня сформированности гражданско-патриотического воспитания старших школьников, определены особенности организации и проведения учебно-полевых сборов в рамках программы ОБЖ; описана методика применения военно-патриотических игр для старших школьников; разработан цикл проектных мероприятий гражданско-патриотической направленности для обучающихся старших классов. 1 Теоретическое обоснование применения системно-деятельностного подхода как методологической основы гражданско-патриотического воспитания школьников в курсе ОБЖ 1.1 Концептуальные основы системно-деятельностного подхода Системно-деятельностный подход в нормативных документах рассматривается как методологическая основа реализации Федерального государственного образовательного стандарта. В ходе реализации системно-деятельностного подхода главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности ученика. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационно-репродуктивных знаний к знаниям действия. Главная цель системно-деятельностного подхода в образовании состоит в том, чтобы пробудить у обучающегося интерес к процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание личности с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни, человека, способного ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Любая образовательная система имеет свои корни, свою психолого-педагогическую основу, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа. Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», a деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат []. Системно-деятельностный подход позволяет определить основные результаты обучения и воспитания в контексте ведущих задач и универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся. Системно-деятельностный подход в школе требует применения определенных принципов: -деятельности; -системности; -минимакса; -психологического комфорта; -творчества. Для реализации принципа деятельности учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Смысл принципа системности заключается в том, что преподаватель дает ученикам системную информацию. В результате реализации такого принципа, у школьников формируется целостная картина мира. Следующий принцип - принцип минимакса. Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала всеми учениками как минимум на том уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте. Важные принципы системно-деятельностного подхода - принципы психологического комфорта и творчества. Для реализации принципа психологического комфорта учитель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу, тогда ученики смогут чувствовать себя спокойно и качественно воспринимать информацию. Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен поощрять творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности. Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные. К личностным результатам относится проявление обучающимися способности к самообучению и саморазвитию, развитие у школьников мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей. К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность, общаться с одноклассниками и учителями в процессе обучения. Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность обрабатывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях. Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного развития личности. Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была основательной, нужно изучать не каждый предмет отдельно, а практиковать межпредметное изучение. Если на уроках перед школьниками будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным, соответственно и образовательная программа будет усваиваться активнее. Развитие детей, формирование активных личностей и компетентных специалистов – важные задачи современного образования, которые помогает решить реализация системно-деятельностного подхода. В ходе образовательной деятельности с применением системно-деятельностного подхода ученики не только усваивают школьную программу, но и приобретают полезные навыки, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. В процессе такого обучения формируется и система культурных и нравственных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях непрерывного обновления информационного потока. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством сведений, человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их, делать верные заключения и выводы. Системно-деятельностный подход выступает основополагающим в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на практике доказана высокая эффективность его применения и наличие положительных результатов. Считаем, есть основания полагать, что реализация принципов системно-деятельностного подхода будет эффективной для программ основного и среднего общего образования. 1.2 Понятие гражданско-патриотического воспитания Гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу []. В условиях многонациональности нашего государства большое значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. В период 90-х годов XX века произошла утрата идеологических ценностей. В настоящее время патриотическое и духовно-нравственное воспитание находятся в процессе перестройки с учетом новых социально-экономических реалий. Процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос и, как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма. Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе предпринял в 1960-1970-х годах В.А. Сухомлинский. Он считал обязательным условием гражданского воспитания организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, способствующей развитию гражданской активности отдельного индивида. Гражданское самосознание развивается с опорой на жизненный опыт личности: оценка человеком своих знаний, нравственного облика и интересов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля. Из этого следует, что понимание обучающимся своего внутреннего мира зависит от степени сформированности у него социальных установок. Гражданско-патриотические качества учеников формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Важную роль в процессе воспитания чувства любви к Родине, чувства ответственности за свои поступки и действия, инициативности, самостоятельности играет формирование и развитие у обучающихся личностных потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Жизненная позиция, социальная активность, как деятельное отношение человека к окружающим, оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности - чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней, патриотизма. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей страны, желание сохранять и прославлять её культурные традиции и характер, идентификация себя с другими членами нации, готовность сопоставить свои интересы с интересами государства, стремление защищать неприкосновенность Родины и своего народа []. История патриотизма - тысячелетиями и столетиями закреплённое существование обособленных государств, сформировавшее привязанность к родной земле, традициям, языку. В условиях образования наций, патриотизм становился составной частью общественного сознания, демонстрирующего общенародные моменты в развитии. Патриотизм - это любовь к Родине, верность Отчизне, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите []. На личностном уровне патриотизм выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, принципах и нормах поведения индивидуума, является важнейшей, устойчивой характеристикой человека. На макроуровне патриотизм проявляется в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, системе основополагающих ценностей и представляет собой значимую часть национального сознания. Патриотизм проявляется в поступках и в мировоззрении человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, родному городу или деревне, патриотические чувства, пройдя через ряд жизненных этапов, поднимаются до общегосударственного патриотического сознания, до осмысленной любви к своей Отчизне. Патриотизм всегда конкретен и направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма способна преобразовать сентиментальные начинания в конкретные дела и поступки для государства, является определяющей описываемого явления. Патриотизм, как социальное явление, выступает основой существования и развития любых наций и государственности. Это нравственная основа жизнеспособности государства. Патриотизм выступает в качестве важного внутриобщественного мобилизующего ресурса, стимулирует активную гражданскую позицию личности, её готовности к самоотверженному служению Родине и государству. Несмотря на то, что патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, он чужд национализму, космополитизму и сепаратизму. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные культурные традиции народа и преданность Отечеству. Определение роли патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания, усиливающей социально-экономические, духовно-нравственные и культурных основы развития общества и государства, является приоритетным направлением воспитательной работы школы. Гражданско-патриотическое воспитание, являясь составной частью образовательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общеобразовательных организаций по формированию у обучающихся чувства верности своему Отечеству, патриотического сознания высокого уровня, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Как один из видов масштабной, многоплановой и постоянно реализуемой деятельности, гражданско-патриотическое воспитание включает в себя целевые, функциональные, организационные, деятельностные и другие аспекты. Обладает высоким уровнем системности и комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возраста, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, личностную опирается на факты из сферы образования, культуры, истории, этносов. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности современной школы. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания в школе должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как сверхвеликой державы. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач: - утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы; - создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; - воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга; - привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества; - создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества; - формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Реализация задач гражданско-патриотического воспитания старших школьников осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах. 1.3 Методологические основы внеклассной работы по ОБЖ Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления воспитания и формирования мировоззрения школьников. Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся истинная педагогическая среда непринуждённого общения. В такой среде обучающиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки в организации общения, приобретают дополнительную информацию. Внеклассная работа предполагает практические, общеобразовательные, развивающие цели. Своими увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональный настрой, что, по мнению педагогов, значительно облегчает достижение этих целей. Внеклассные занятия формируют и развивают личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично — добыто на всю жизнь. Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе: Харчева А.Г., Мальковской П.Н., Немировского В.Г., Калечицева П.А., Никитина Л.Е. В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с разных точек зрения. Описываются этапы становления педагогической работы в школе, отмечается сопряженность работы с преподаванием курса ОБЖ. Ранее в школе проблемы внеклассных занятий в курсе ОБЖ не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика. Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [45]. Большинство авторов считают, что внеклассная работа – это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса для расширения и углубления знаний, умений и навыков развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга [1;423-427]. По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет ряд особенностей: 1. По своему содержанию она строго не регламентирована государственной программой. Однако на внеклассных занятиях материал предлагается познавать в соответствии со знаниями и умениями учащихся в предметной области безопасности жизнедеятельности. Это означает, что при подборе заданий и материала для внеклассных занятий непосредственная связь с уровнем подготовки учащихся желательна, но не обязательна. Надо исходить только от общего уровня развития учащихся. 2. Если уроки во всех отношениях планируются на 45 минут (90 минут, если уроки спаренные), то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 5-10 минут (занимательные переменки), и на 1,5-2 часа. 3. Если классно-урочная форма требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку, с учетом микрорайона жительства, то для внеклассной работы учащиеся данной школы могут объединятся в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеклассной работы, может меняться. 4. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, викторины, вечера, олимпиады, кружки, заочные и дистанционные формы обучения и многое другое. 5. Особенностью внеклассной работы по Основам безопасности жизнедеятельности является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них, учитывая жизненный опыт каждого обучающегося. 6. Другой особенностью внеклассной работы по Основам безопасности жизнедеятельности является оснащенность кабинета ОБЖ соответствующим техническим оборудованием: наличие достаточного количество средств наглядности, как правило, кабинеты снабжены соответствующим мультимедийным оборудованием, отвечающим современному уровню развития вычислительной техники; наличие периферийных устройств (принтеров, сканеров, техническую поддержку систем мультимедиа); наличие локальной и глобальной сети; наличие научной и научно-популярной периодической и обычной литературы. 7. Немаловажным фактором внеклассной работы по ОБЖ является перспектива развития военно-патриотического воспитания и здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, которые, бесспорно, необходимы как и в обычной, повседневной деятельности уже сегодня, так и в профессиональной деятельности в будущем. Основные задачи внеклассной работы по Основам безопасности жизнедеятельности: - углубление знаний, закрепление умений и навыков, приобретенных на уроках; - содействие развитию способностей и личностных качеств учащихся. Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя могут быть включены: руководство кружками, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности [73;99-103]. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни. Внеклассная работа – это система неоднородных по смыслу, назначению и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ [11]. Внеклассная работа решает такие задачи: - усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках; - расширение мировоззрения учеников; - развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; - воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, языку который изучается. Важным фактором успешного выполнения этих задач является учет психолого-педагогических особенностей обучения на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной работы. Существуют различные виды классификации внеклассной работы по Основам безопасности жизнедеятельности, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по Основам безопасности жизнедеятельности. 1. Работа с учащимися отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по ОБЖ. 2. Работа с учащимися проявляющими интерес к ОБЖ. Но можно выделить ещё и третий вид работы. 3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении ОБЖ. Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся. То это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера. Цели второго вида внеклассной работы по Основам безопасности жизнедеятельности могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно нового об Основах безопасности жизнедеятельности хотят узнать ученики: 1. Развитие и углубление знаний по программному материалу. 2. Привитие им навыков исследовательской работы. 3. Воспитание культуры мышления. 4. Развитие представлений о практическом применении ОБЖ и т. п. Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов к Основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с возможностями конкретной группы учащихся [73; 99-103]. Для организации и проведения военно-патриотической работы в учреждениях следует использовать основные группы форм: Первая группа форм, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера (кружки, секции, «уроки мужества», «круглые столы», акции, митинги, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, и т.д.). Вторая группа форм обусловлена спецификой содержания военно-патриотического воспитания и характеризуется большей туристической, военной и военно-прикладной направленностью. Данная группа форм включает, в частности, ознакомление детей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта, учебно-тренировочные сборы и т.п.). Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комбинированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу (оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности). Примеры использования данных форм в практике военно-патриотического воспитания приведены в таблице 1. Таблица 1 Формы организации военно-патриотической работы Форма Вариация формы Конкурс Конкурс военно-патриотической песни Конкурс на лучшую музыкальную композицию военных песен Конкурс рисунков и плакатов на военную тематику Конкурс-смотр допризывной подготовки Конкурс на лучшее знание государственной символики Конкурс мультимедийных работ Экскурсия Экскурсия в историко-краеведческий музей Экскурсия в воинские части (военно-учебное заведение) Игра Игра-викторина «Мой родной край» Военно-спортивная игра «Зарница» («Орленок») Спортивная игра «Защита Родины» Вахта Вахта памяти - несение Почётного Караула у Вечного Огня Акция Молодежно-патриотическая акция «Мы против войны» Акция милосердия «Спасибо!» Встреча Встреча с ветеранами войны и труда, воинами запаса Встреча с представителями право....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: