- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение сформированности представлений о безопасном поведении на дороге
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005565 |
Тема: | Изучение сформированности представлений о безопасном поведении на дороге |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» Факультет педагогики и психологии Кафедра педагогики и педагогического и социального образования На правах рукописи Хидирнабиева Анфиса Зейдуллаховна Изучение сформированности представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников Выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Дергунова Т. А. Допущена к защите решением кафедры Пр.№___от «___»_______2017 г. Зав. кафедрой ________________ Дата защиты «___»______ 2017 г. Отметка _____________________ Подпись _____________________ (председатель ГЭК) Нижневартовск, 2017 Содержание Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ НА ДОРОГЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ 1.1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у младших школьников. 7 1.2. Методические основы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников 11 Вывод по первой главе. 20 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ НА ДОРОГЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ 2.1. Констатирующий этап эксперимента 22 2.2. Уровни сформированности представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников 28 2.3. Проект технологии по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников 31 Вывод по второй главе 46 Заключение. 48 Список литературы 50 Приложение 54 Введение На современном этапе научно-технического прогресса деятельность человека, направленная на повышение комфортности его существования, одновременно становится потенциальным источником формирования многочисленных вредных и опасных факторов нового антропогенной среды обитания. Стремительные темпы социально-экономического прогресса обусловливают возрастание риска и чрезвычайных ситуаций в природной, социальной и техногенной сферах. Безопасность человека - понятие сложное, многогранное и многофакторное. По объему и содержанию оно охватывает весь комплекс человеческих отношений в социальной и производственной сферах, сущность человеческой жизни, уровень национального развития и непосредственно влияет на основной показатель благополучия населения - индекс человеческого развития. Поэтому воспитание у каждого человека методологических навыков организации безопасности собственной жизни и окружающей среды должно начинаться с детства и продолжаться в процессе всего жизненного цикла. Чем ниже общеобразовательный уровень общества по вопросам формирования и организации культуры безопасности жизнедеятельности, тем выше национальные потери (человеческие, экономические, экологические, культурные и т.д.), и наоборот. Поэтому обеспечение безопасности жизнедеятельности - первоочередная задача не только для любого человека, но и общества, и государства в целом. Среди ключевых направлений государственной образовательной политики является формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Поиску оптимальной школьной среды, в которой должна находиться личность здоровая, счастливая, чувствующая защищенность и безопасность, посвящены широкомасштабные международные проекты и программы InnoSchoo l, TALIS (Teaching and Learning International Survey), «Школа, дружелюбная к детям» (ЮНИСЕФ) и др. Вопросы безопасного поведения подрастающего поколения - это решение задач организации жизненного пространства ребенка. Роль школы заключается в оптимальной организации учебно-воспитательного процесса, создания адекватных потребностям детей условий для развития. Формирование представлений о безопасном поведении у младших школьников является своеобразным проявлением образовательной среды, в пространстве которой взаимодействуют педагоги, школьники, родители, направляя свои усилия на укрепление здоровья и безопасность детей. В соответствии с потребностями общества в подготовке человека безопасному поведению, в педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств формирования представлений о безопасном поведении у младших школьников (в исследовании – у второклассников). Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы учителей начальных классов позволили выделить противоречия: между социальной потребностью в формировании представлений о безопасном поведении на дороге у младших школьников и недостаточным уровнем их сформированности; между необходимостью формирования представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников, с одной стороны, и недостаточной методической разработанностью этой проблемы в учебных пособиях, с другой стороны. Цель исследования - на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии формирования представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников. Объект исследования - процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности у младших школьников. Предмет исследования - формирование представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников. Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников может быть более успешным, если: - уточнена характеристика понятия «представления о безопасном поведении на дороге»; - разработать проект педагогической технологии формирования представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников на основе исходного уровня их сформированности, состоящий из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально - деятельностного и диагностико-результативного. Задачи исследования: 1. Проанализировать состояние, проблемы формирования представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников в психолого-педагогической и методической литературе. 2.Определить критерии, показатели, уровни сформированности представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников. 3. С учетом исходного уровня сформированности представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников разработать проект технологии их формирования. Методологическая основа исследования. - исследования по формированию культуры безопасности жизнедеятельности представлены в трудах известных психологов, педагогов: А. Антонова, В. Базарного, А.Белкина, Е.Заир-Бек, В.Беспалько и др.; - труды по моделированию безопасной для здоровья образовательной среды учащихся младших классов: И. Баева, А.Быкова, И.Брехман, В.Дубровского. Методы исследования. - теоретический анализ научной литературы (психологической, педагогической, методической); -эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап эксперимента). Практическая значимость состоит в том, что разработанный проект педагогической технологии формирования представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников может быть использован в практике учителей начальных классов. Этапы исследования: На первом этапе (август – сентябрь 2016 г.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Полученные данные позволили определить цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать гипотезу. На втором этапе (октябрь – декабрь 2016 г.) проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; уточнялась общая гипотеза; проводился констатирующий этап эксперимента. На третьем этапе (январь – май 2017 г.) разрабатывался проект педагогической технологии формирования безопасного поведения на дороге у второклассников, оформлялись результаты исследования. Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МаОУ СОШ №2 г. Лангепаса во 2Г классе в количестве 16 человек. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы количество, приложение. Глава 1. Теоретические основы изучения сформированности представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников 1.1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у младших школьников Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, содержание которых составляют общие закономерности опасных явлений, методы, средства защиты школьника в различных условиях его обитания. Безопасность личности – такое состояние обучающихся, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, его сознания и психики в целом, и не препятствует достижению определенных желательных целей. Безопасное поведение представляет собой упроченное, автоматизированное, доведенное до совершенства выполнение действия, обеспечивающего человеку предотвращение опасности, минимизацию рисков. Марчук Н.Ю. отмечает, что формирование навыков подчиняется ряду закономерностей: 1) целенаправленность обучения предполагает необходимость сосредоточения усилий на формировании определенного конкретного навыка в рамках одного занятия; 2) внутренняя мотивация обеспечивается пониманием учащимися необходимости данного навыка в обеспечении его безопасности; 3) внешняя инструкция выполнения действия с описанием условий успешности и ошибок реализации; 4) понимание учащимися ориентировочной основы действия (почему нужно делать именно так, а не иначе); 5) правильное распределение упражнений во времени – для закрепления навыка необходимо повторять действие многократно в течение нескольких дней (в зависимости от сложности); 6) включение тренируемого умения в значимую для учащегося деятельность, при этом, научение протекает эффективнее, а закрепление идет успешнее; 7) влияние ранее усвоенных знаний и навыков, которые лежат в основе тренируемого умения, могут облегчать формирование навыка, но могут наоборот приводить к смещению, деформации выполнения нового умения. Л.В. Байбородова считает, что научение ребенка безопасному поведению – это процесс и результат приобретения им индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, обеспечивающего безопасную жизнедеятельность. Обучение навыкам безопасного поведения младших школьников во многом опирается на формирование и закрепление ассоциативных связей между потенциальной опасностью и навыками безопасного поведения [5]. В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения. В процессе формирования безопасного поведения школьники осуществляют деятельность, в результате которой развиваются и формируются варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, суицидальному поведению и т.д.); безопасная жизнедеятельность, направленная на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов. В опасных ситуациях наблюдается несколько вариантов действий человека: ступор, т.е. резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска; дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий; активизация действий, т.е. возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации [45]. Согласно Н.Н. Авдеевой и О.Л. Князевой, в реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе и к следующим результатам: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях); формирование опыта неуспешного поведения в ситуациях; формирование успешных действий профилактике, минимизации преодолению опасных психотравмирующее влияние школьников в опасных развитие черт формирование склонности к эмоциональным реакциям факторы риска; личности школьников внутренних и внешних (прежде всего влияния информационных, и реальных опасных с использованием различных психологической защиты[1]. Названные результатов учебного заметны в случае, суть формирования поведения сводят к школьников об и различным видам в опасных (игровых и ситуациях. Однако к безопасной жизнедеятельности не только в (информационных, игровых, реальных) ситуациях. В подготовка к безопасной осуществляется в процессе в которую вовлечены элементы культуры и контркультуры деструктивности. Школьники с элементами культуры суть которых в что они правила, нормы, традиции безопасной но не информации об и тем более опасных ситуаций [9]. И.А. Козловская что формирование поведения включает в составных частей аспекты: общую подготовку к безопасной (осмысление общих риска, безопасности, и т.д.), формирование умений и навыков деятельности, которые не только в условиях, но и в риска), психологическую к безопасной жизнедеятельности смелости, решительности, к разумному риску и развитие качеств необходимых для жизнедеятельности (проницательности, гуманности, оптимистичности и т.д. как безопасности человека и общества)[17]. Таким в составе формирования поведения присутствуют формирование предметных предстоящей деятельности условие подготовки к деятельности в условиях и специальная подготовка к жизнедеятельности. Соответственно безопасного поведения составная часть рассматривается в широком и аспектах. В широком формирование безопасного – процесс формирования к различным видам (познавательной, физической, и т.д.), к выполнению социальных функций производственника, потребителя и присвоения школьниками видов и фрагментов (мировоззренческой, нравственной, и т.д.) [4]. Поскольку виды деятельности и жизнедеятельности потенциально (или могут в опасных условиях), формирование любой деятельности является подготовки к безопасности жизнедеятельности. В аспекте формирование поведения – присвоение школьниками фрагментов культуры, основная функция которых – обеспечение безопасности человека и общества[7]. Кроме того, в узком аспекте формирование безопасного поведения – это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности. Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме того, безопасного поведения входить в состав воспитания, так и процесса, учебно-воспитательного учебного процесса, обучения, процесса курсу ОБЖ и т.д. Из категорий, фиксирующих широкий спектр явлений, обозначающих воплощение практики и обучения, наиболее для продолжения является понятие процесс» [1]. Л.А. Акимова и Е.Е. Лутовина соотношение педагогического и формирования безопасного в следующем контексте: безопасного поведения – педагогического процесса, формированию личности, действовать в непредсказуемых том числе и экстремальных) условиях, к постоянному самосовершенствованию и новых возможностей [7]. В такого компонента в процессе обычно тот или учебный курс, ОБЖ, валеология экология. Такого учебная дисциплина, содержанием которой культура безопасности, объединяет усилия учителей по школьников к профилактике и вредных и опасных жизнедеятельности [3]. Формирование поведения – этап процесса, на осуществляется воплощение безопасного поведения в детей. Это четко ограниченный времени специально период жизнедеятельности в ходе которого культуры безопасного выступает в качестве цели. Например, в дни такого этапом воспитательного являются походы в сплав по рекам, обучение в выживания, специальные в молодежных лагерях (организуемые ГИБДД, пожарной охраны, МЧС и т.д.) конечно же, детей и юношей в безопасности, проводимой в рамках всероссийского [15]. Формирование поведения – функция процесса, проявляющаяся в влиянии данного на уровень школьников к профилактике и вредных и опасных жизнедеятельности. Названная реализуется на всех школьных дисциплин. Ее прежде всего с содержанием обучения и воспитания. При школьников с информацией опасности метилового (на уроке электромагнитного излучения уроках физики), о действиях мошенников и (на уроках истории, права) или иначе готовность учащихся к рисков. Однако безопасного поведения не только в но и в мировоззренческих нравственных и эстетических в опыте общения с людьми и т.д. Именно элементы культуры школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся [22]. Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность вредных последствий воздействия внешних и от их жизнедеятельности. Данная является объективной, существенной, необходимой компонентов процесса воспитания. Прежде это связи целями, содержанием, воспитания и результатами процесса [25]. Принцип безопасного поведения субъектов воспитания систематическое присвоение и безопасного поведения в вхождения в жизнь. Вытекая закономерности, сформулированной данный принцип не называется в педагогики, однако в педагогического процесса на вооружении у учителей, прежде преподавателей ОБЖ, в своей работе миссию – сохранение воспитанников и создание к устранению угрозы человечества. Данный следует отличать педагогического принципа который ориентирует на создание условий в педагогическом процессе. При анализе данные могут выглядеть противоречащие друг другу. Принцип предполагает безопасные воспитания, а принцип безопасного поведения использование опасных для формирования у опыта деятельности в ситуациях. Формирование поведения является условием включения в жизнь, формирования готовой действовать в (в том опасных и экстремальных) стремящейся к постоянному и реализации новых возможностей. Выделенные формирования безопасного отражают разные безопасного поведения: в состав педагогического наличие у педагогического функции, закономерный формирования безопасного в педагогическом процессе, учителями закономерности в педагогического принципа [6]. Научение ребенка безопасному поведению – это процесс и результат приобретения им индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, обеспечивающего безопасную жизнедеятельность. Обучение навыкам безопасного поведения младших школьников во многом опирается на формирование и закрепление ассоциативных связей между потенциальной опасностью и навыками безопасного поведения[19]. Школьное образование в области безопасности жизнедеятельности реализуется специальным учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности»(5 кл.), в младших классах также необходимо проводить внеклассные занятия по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников, по подготовке и формировании компетентности в области безопасности, и фрагментами безопасности в других школьных предметах [45]. Знания основ безопасного поведения, необходимых для обеспечения безопасности, должны базироваться на [46]: - Четких представлениях о процессах, происходящих в сложных системах, содержащих большое количество природных, социальных и техногенных компонентов; - Осознании личной ответственности за результаты своей жизнедеятельности. Ю.Л. Воробьев отмечает, что исходя из этого, ее составляющими являются [15]: - на индивидуальном уровне: мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в сфере безопасности жизнедеятельности; - на коллективном уровне: корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в сфере безопасности; - на общественном уровне: традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности . Формирование представлений о безопасном поведении у младших школьников должно предусматривать взаимосвязанное решение задачи воспитания и мотивации к безопасному поведению. Формирование готовности школьников к безопасному поведению в условиях общеобразовательного учебного заведения является процессом комплексным и должно происходить поэтапно, охватывая все периоды и звенья школьного образования - от младшей к старшей школе. Связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки способны обеспечить готовность к сохранению безопасной жизни ребенка. Эта готовность даст обучающимся возможность обеспечить свою безопасность и построить свою жизнедеятельность с позиции безопасности общества. Школьникам необходима основательная базовая подготовка по вопросам безопасности жизнедеятельности, которая стимулирует радикальные изменения в системе современного образования. Возникает проблема организации содержания образования в условиях ФГОС по формированию готовности школьников к культуре безопасности жизнедеятельности[1]. Главным звеном в системе формирования представлений о безопасном поведении является смысл образования, с помощью которого происходит воздействие на условия подготовки в рассматриваемом контексте. Условием организации формирования представлений о безопасном поведении должно быть глубокое и всестороннее знание личности каждого ученика и выявления его способностей и наклонностей, привычек поведения и захватов на всех возрастных этапах его развития. Для достижения основной цели работы важны методические основы по формированию представлений о безопасном поведении. В период младшего школьного возраста (от 7-8 лет) мотивационно волевой компонент, учитывая психологические свойства этого периода, включает в себя осознание обязанностей, понимание того, что невыполнение правил поведения вредит интересам коллектива и каждого ученика, а как вследствие - и безопасности жизнедеятельности. В этот период школьное образование требует от учеников регулирования поведения, умения активно управлять вниманием, слушать, думать, запоминать, заучивать, согласовывать свои потребности с требованиями учителя, активно способствует формированию волевых качеств (самостоятельности, уверенности в своих силах, выдержки, настойчивости, самоконтроля). Благодаря формированию логической памяти становится возможным усвоение как теоретических знаний, так и практических умений и навыков - составляющих содержательного и операционного компонентов готовности к формированию представлений о безопасном поведении, что проявляется в формировании отношения к себе, своей жизни как к чему-то уникальному, неповторимому; приобретение школьниками «азбучных знаний», представлений, умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья, пожарной и дорожной безопасности, правил поведения школьника в быту, на улице, чтобы предотвратить получение бытовых травм и сохранить жизни. И.А.Козловская отмечает, что вариативная составляющая формирования представлений о безопасном поведении определяется и формируется общеобразовательным учебным заведением с учетом региональных (природных, техногенных, социально-политических) особенностей, индивидуальных образовательных интересов школьников, их состояния физического развития и здоровья. [22] Таким образом, теоретический анализ педагогической, психологической учебно-методической литературы свидетельствует о важном значении в мероприятий по формированию представлений о безопасном поведении у второклассников, а именно: викторины; ситуационный анализ; ролевые игры по безопасному поведения; проведение оздоровительных мероприятий, недель здоровья и безопасности жизнедеятельности; мероприятия по профилактике вредных привычек; тренингов по защите в чрезвычайных ситуациях; организация и проведение спектаклей, творческих конкурсов, проектов посвященных поощрению учащихся к безопасному поведению; экскурсии в службы защиты населения (полиция, скорая помощь, пожарная служба), центры социальных служб, оздоровительные центры или скорую помощь, центры по военно-патриотическому воспитанию (экскурсии в воинские части, военные и учебные заведений, военные музеи, проведение туристического похода по военно-патриотической тематике) и т.д. 1.2. Методические основы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников. Представление - это психический процесс отражения в сознании человека объектов окружающей действительности, чувственно наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. В. Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания – наряду с ощущениями и чувствами – как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления. [44,512] По мнению А.М. Шахнаревича и Н.Ю. Юрьевой "представление - это субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. Они характеризуются образностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью" [33,352] Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко под представлением понимают наглядный образ предмета и явления (события), возниикающей на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении [32,774] Таким образом, в широком смысле термин "представление" включает в себя собственно представления, образы и понятия. Для того, чтобы приступить к методическим основам по формированию представлений о безопасности на дороге, нам нужно выяснить, что же такое безопасность. Представление о безопасности поведения на дороге подразумевает под собой изначальные знания основных правил поведения и мер предосторожности, которые направлены на исключение неверного поведения человека, способное привести к аварийным и трагическим ситуациям. Следовательно, под представлениями о безопасном поведении на дороге мы будем понимать процесс отражения в сознании человека основных правил поведения и мер предосторожности, которые направлены на исключение неверного поведения человека, способное привести к аварийным и трагическим ситуациям. Для формирования представлений о безопасном поведении на дороге необходимо определить, какими представлениями о безопасном поведении на дороге должны овладеть второклассники. Учащиеся должны знать: Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах. Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. Правила: - Переход улиц и дорог по сигналам светофора. - Переход улиц и дорог по пешеходным переходам. - Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости. - Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. - Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми); - Движение группы детей в сопровождении взрослых. - Этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми. - Переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков. - Переход проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта. Учащиеся должны уметь: 1.Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов). 2.Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. 3.Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки. 4.Обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного транспорта. 5.Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней. 6.Не создавать помех движению транспорта. 7.Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц 8.Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта. Для формирования у обучающихся представлений о безопасном поведении на дороге урок должен проходить по следующим этапам: 1. Подготовительный этап. Заключается в получении и частичном обобщении впечатлений об опасности, которая может подстерегать детей в окружающей среде. Уместны такие формы и методы работы, как экскурсия, целевая прогулка, наблюдение, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, мультфильмов и т.д. 2. Основной этап. Работа по формированию определенной системы представлений и выработки навыков безопасного поведения. На этом этапе целесообразно применять различные виды игр с элементами безопасности жизнедеятельности, беседы, составление описательных и творческих рассказов детьми, разучивание комплексов общеразвивающих упражнений, стихов, исполнение трудовых поручений и т.д. 3. Практический этап. На этом этапе дети должны применять приобретенные знания и умения на практике. Уместным будет использование таких форм и методов работы, как решение проблемных ситуаций, творческих задач, поисково-исследовательская деятельность, проведение праздников, развлечений, соревнований, конкурсов и т.д. На уроках, где основное внимание уделено безопасному поведению на дороге, интересным и поучительным является разыгрывание определенных жизненных ситуаций после устного обсуждения темы. Это помогает детям не только осознать новую информацию, но и научиться применять ее на практике под руководством учителя. Важным также является использование на уроках интерактивных средств обучения. Существует множество видео и мультфильмов поучительного характера, демонстрирующие опасные ситуации и пути их решения. После их просмотра важным является обсуждение и аргументации учениками своего мнения, а также их предложения решения проблемы [11]. Анализ программ по предмету "Окружающий мир" по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у второклассников. УМК "Школа России" УМК "Школа2100" УМК "Начальная школа XXI век" Авторы Плешаков А.А. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан Н.Ф. Виноградова Разделы, в которых изучается тема 1 класс Введение Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Экскурсия: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. 2 класс Раздел Жизнь города и села Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Раздел Здоровье и безопасность Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Раздел Общение Правила поведения в общественном транспорте. 1класс Раздел Что нас окружает Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Транспорт. Экскурсия «Безопасная дорога в школу». 1класс Раздел Наша страна – Россия. Родной край. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и на улицах, во дворах домов и на игровых площадках. 2 класс Раздел Кто ты такой ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях. Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Вывод Анализ программ показал, что в УМК "Школа России" наиболее глубоко и доступно раскрывается вопрос о безопасности поведения детей на дороге. На изучение безопасного поведения на дороге уделяется 4 урока. Темы изучаются систематически на протяжении года, проводятся экскурсии, практические работы. При формировании представлений о безопасном поведения на дороге целесообразно использовать неигровые и игровые методы обучения. [18]. К неигровым методам относятся: ситуационные задачи и упражнения; -анализ конкретных и случайных технологий; игровое проектирование; -информационный лабиринт; -психодиагностика; моделирование конкретных проблем; просмотр видеоигр, ситуаций, обсуждение поведения участников и др. К игровым методам относятся: «инсценировка», «разыгрывание» ситуации в ролях; ролевые игры; деловые игры (дидактические); игровые имитационные технологии и др. Примеры некоторых неигровых методов. При проведении урока в виде игрового ситуационного упражнения или дискуссии обучаемые имеют свободу при выборе стратегии своих действий. При изучении вопросов личной безопасности необходимо не только информировать учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий. Для этих целей эффективен метод анализа и решения конкретных ситуаций, который можно использовать для проведения уроков в классе [10]. При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попа....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: