- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013517 |
Тема: | Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр |
Содержание
Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр Оглавление Введение ……………………………………………………………………. 3 Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге ……………………………………………………………………… 7 1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге ………………………………………….. 7 1.2 Возможности сюжетно-дидактической игры в формировании у детей 5-6 лет основ безопасного поведения на дороге ………………….. 13 Глава 2 Экспериментальное исследование формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр …………………………………………………………. 21 2.1 Выявление уровня сформированности основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет 21 2.2 Содержание работы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр …………………………………………………………. 25 2.3 Выявление эффективности использования сюжетно-дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет …………………………………………………………………………… 30 Заключение ……………………………………………………………….. 32 Список используемой литературы ……………………………………….. 34 Приложение 37 Введение Освоение детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является неотъемлемой частью и непосредственным компонентом всего образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Основными задачами подготовки дошкольников к безопасному поведению на дороге является снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование у детей культуры общественного поведения на дороге. Важнейшими образовательными задачами, решаемыми в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО), является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение, в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дороге, его личной безопасности. Исследования ученых О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского, В. Федяевской и др. показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У детей дошкольного возраста отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана еще и с тем, что у детей 5-6 лет отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед опасностями на улицах. В современной психолого-педагогической науке проблема формирования у детей основ безопасного поведения на дороге рассматривается, как одна из важных сторон развития ребенка-дошкольника. Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, существует реальная потребность в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на дороге, а с другой стороны, педагоги ДОО не владеют научно обоснованной методикой формирования данного опыта у дошкольников. На основании выявленного противоречия была определена проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных форм формированияф основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности сюжетно-дидактических игр как средства формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет. Объект исследования – процесс формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет. Предмет исследования – сюжетно-дидактические игры как эффективное средство формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет. Гипотеза исследования – формирование основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет будет эффективным, если: – разработать содержание работы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей на основе серии сюжетно-дидактических игр; – обогатить развивающую предметно-пространственную среду игровыми атрибутами, способствующими формированию у детей основ безопасного поведения на дороге; – вовлекать родителей в процесс формирования у детей основ безопасного поведения на дороге. Задачи исследования: * Проанализировать методические аспекты формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет. * Рассмотреть сущность и содержание сюжетно-дидактических игр как средство формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет. * Провести педагогический эксперимент, направленный на формирования основ безопасного поведения на дороге в процессе сюжетно-дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста. * Сделать обобщающие выводы по результатам педагогического исследования. Методы исследования – * теоретические: анализ, синтез и обобщение научной психолого-педагогической литературы по теме формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет. * эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, состоящий из диагностики уровня знания основ безопасного поведения на дороге старших дошкольников, проведения трех этапов исследования (констатирующий, формирующий, контрольный). * методы обработки данных: качественный и количественный анализ данных. Новизна исследования – в данной работе сформулированы и обоснованы задачи, формы и методы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр. Практическая значимость исследования - результаты данной работы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях в работе по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет. Экспериментальная база исследования - старшая группа структурного подразделения «Детский сад «Сказка» ГБОУ СОШ пос. Просвет муниципального района Волжский Самарской области. Структура бакалаврской работы - введение, две главы теоретической и практической основы, заключение, список литературы и приложение Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге 1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге В истории дошкольного образования с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [25]. В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов XX века в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)» (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М.Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; “...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду”[28]. Исследования В.М.Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале “Дошкольное воспитание” публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М.Федяевской [27], позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко и др. По словам А.М.Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в “дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения”, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе)[35]. В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении. В мировом сообществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к детскому дорожно-транспортному травматизму. Актуальность проблемы сохранения здоровья и жизни детей обусловлена тенденциями развития российского образования. Анализ педагогических исследований позволил определить различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности (Н. А. Ананьева, В. Ф. Базарный, Е. В. Бондаревская, В. П. Озеров, В. П. Соловьев, Г. М. Соловьев и др.) . Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н.Н. Авдеева, Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая, О.Л. Князева, Е.А. Козырева, JI.А. Кондрыкинской, Е.Ю. Протасова, Э.Я. Степаненкова, Р.Б. Стеркина. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении А.Д. Добрушиным, В.Н. Зимониной, Н.И. Клочановым, JI.А. Комлевой, JI.В. Куцаковой, Е.А. Козловской, С.А. Козловским, С.И. Мерзляковой, И.С. Окуневым, В.Н. Сахаровой. Анализ литературы показывает, что большинство исследователей педагогов предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения на дороге, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи. Обзор литературы позволил составить нам характеристику ребенка, обладающего культурой безопасного поведения на дороге: это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности безопасного поведения на дороге , который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения на дороге, имеющий опыт безопасного поведения на дороге. Таким образом, по мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяется правила безопасного поведения на дороге человека, они усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей. Задачи формирования основ безопасного поведения на дороге относятся к процессу социализации и направлены на развитие социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Формирование социальной компетентности определяется одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания. Каждая образовательная программа для ДОУ предполагает раздел. Поскольку программа воспитания и обучения является нормативным документом, то в ней предусмотрены и требования к уровню воспитанности и обученности детей. Как правило, это соответствие выявляется у старших дошкольников, когда перед ними встает проблема перехода в новые социальные условия – в школу. Иными словами, к этому моменту важно у ребенка сформировать социальную компетентность, выраженную в наборе поведенческих компетенций, которые позволят ему интегрироваться в новый коллектив. Несмотря на относительную новизну компетентностного подхода в образовании, он уже нашёл свое отражение в примерных программах по дошкольному воспитанию. Кратко рассмотрим некоторые из них. Основная цель программы «Истоки» (авторы: коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) заключалась в разностороннем развитии ребенка, формирования у него универсальных способностей да уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечение для всех детей раннего старта развития, сохранение и укрепление их здоровья [12] . Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие. В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» были раскрыты задачи по формированию основ безопасного поведения на дороге. «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Л.А. Парамоновой (2004г.) В данную программу также был включен раздел «Социально-коммуникативное развитие», в котором прописаны задачи и содержание работы по расширению представлений детей о правилах безопасного поведения на дороге [16]. Программа "Детство". В разделе "Социально-нравственное воспитание" с младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте [2]. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина) Цель программы: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир; обучить старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях в быту [1]. Работа по формированию безопасного поведения на дороге строится в направлении «Ребенок на улицах города». Авторы считают, что при регулировании поведения детей прямые запреты со стороны взрослых должны быть минимальны, тщательно обоснованы и продуманы. Необходимо найти позитивные способы вербального воздействия на детей. Эффективен и способ показа детям последствий неправильного поведения. Важно по возможности при каждом случае поощрить детей за хороший поступок или за соблюдение запрещающих правил поведения на дороге. Данной проблемой занималась Саулина Т.Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора» [18]. В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения . Так же изучала эту проблему Данилова Т.И., которая разработала программу «Светофор» по обучению детей дошкольного возраста ПДД [11]. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки. О.Ю. Старцева разработала пособие «Школа дорожных наук». В пособии были раскрыты основные аспекты программы по проведению профилактики детского дорожно - транспортного травматизма в ДОУ[21]. Предложенные материалы рекомендованы педагогам для организации работы в разных возрастных группах, определении, насколько усвоили дети правила безопасного поведения на улицах и дорогах города. Автор пособия «Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Задача пособия – подсказать родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, каким образом, с помощью каких приемов можно сформировать у дошкольника навыки безопасного поведения на дорогах [4]. В настоящее время в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения [26]. Так же представлены задачи, которые должен решать воспитатель в процессе реализации образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Формирование основ безопасности» в старшем дошкольном возрасте: Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Таким образом, мы рассмотрели программы, в которых представлены цели и задачи формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста. Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения на дороге. Это перекликается с целями и задачами ФГОС дошкольного образования у детей старшего дошкольного возраста по формированию безопасного поведения на дороге. На эти задачи мы и будем ориентироваться в формирующем эксперименте. 1.2 Возможности сюжетно-дидактической игры в формировании у детей 5-6 лет основ безопасного поведения на дороге В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. «Игра, - представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольников» [А.В. Запорожец 17]. Из ученых и Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев считают, что игра является деятельностью творческой, в которой развивается креативность. Карл Гросс считал, что игра - есть бессознательная подготовка молодого организма к жизни, источником игры являются биологические механизмы [Эльконин Д.Б. 33]. В основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка. Ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценностью. Не имея возможности в реальности выполнять ту иную работу, ребенок замещает ее игрой [З. Фрейд 28] Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу. Первая классификация была предложена Ф.Фребелем. По педагогическому назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные. Далее свою классификацию предложил Карл Гросс, в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные. Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже. В основу классификации положил возрастную периодизацию и выделил следующие виды игр: Игры - упражнения (до 1-го г.ж.); Символические игры (с 2-х до 4-х лет); Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет). - Следующая классификация была предложена Лесгафтом. В основу он положил идею о единстве физического и психического развития ребенка и выделил: имитационные (подражательные) и игры с правилами. - Н.К.Крупская предложила: свободные, самостоятельные, творческие игры детей и организованные игры с правилами. В настоящее время распространение получила классификация игр, предложенная С.Л. Новоселовой [15]. За основу она взяла признак - по чьей инициативе возникла игра: 1. Игры, возникшие по инициативе ребёнка (самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-ролевые, театрализованные)). 2. Игры, возникшие по инициативе взрослого: Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); 3. Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные); 4. Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых - народные игры. А.А. Смоленцевой были созданы сюжетно-дидактические игры. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил [19]. Правила игры связывают сюжет с дидактической частью игры. Правила устанавливаются в процессе игры самими детьми или же о ней заранее информируется. Используя дидактический материал, ребенок решает задачу. Структура сюжетно дидактических игр - это игровой элемент и действия взрослых, подчиненные строгим правилам. У воспитателя в игре тоже игровая роль, который в ходе игры контролирует правильность выполнения действий. Это нужно во избежание закрепления ошибок и является необходимым условием для успешности проведения. Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю важно знать принципы их организации. Их сформулировала А.А. Смоленцева. 1. Отбор знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого принципа необходимо: определить возможность применения знаний в детских играх; обеспечить преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельностью; включить в игры специфические действия, направленные на формирование представлений и понятий. 2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям: она должна быть общественно значимой и доступной для наблюдения и понимания детей; содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях; сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о точности выполнения людьми указанных действий, обеспечивающих успешность деятельности, чтобы у ребят возник интерес к трудовым профессиям и желание включить их в игры; необходимо использовать разнообразные методы и приемы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда. 3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать условие: дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. 4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей. Осуществление этого принципа создает условия для формирования эмоционально-положительного отношения к указанным знаниям, для развития самодеятельности и активности всех участников игры. Чтобы реализовать данные положения, необходимо: обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить и в другие игры с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширится; готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, к будущим ролям и развертыванию сюжета. 5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею. Необходимость участия взрослого в игре диктуется следующими соображениями: беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность естественно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т.д.; влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, поддерживать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество. 6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью необходимо: подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам; предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию активности и самостоятельности; создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска; удивляться догадкам детей, их сообразительностью, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка, меняются в зависимости от них. Содержание игры воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Выбранный сюжет в игровой обстановке с применением дидактического материала реализуется полностью или частично. Здесь учитывается частота проигрывания игровых ситуаций. На первом этапе реализации сюжета игра - сюжетно-дидактическая. Воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует за действиями ребенка, за сменой сюжетных ролей. На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях. На третьем этапе дети по своей инициативе начинают придумывать самодеятельные сюжетно-ролевые игры. Воспитатель наблюдает за разыгрыванием детьми ролей, лишь в некоторых случаях включаясь в игру. После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, которое включает в себя: определение детьми вариантов дальнейшего продолжения сюжета; дискуссия о способах влияния детей на изменение хода событий в пользу положительных героев; отображение ситуации в продуктивных видах детской деятельности. Средствами сюжетно-дидактических игры являются: знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка; способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах; те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей. Необходимое оборудование и наглядность для выработки организационных навыков у ребенка: игровые и эстетически красиво сделанные дидактические материалы, предназначенные для имитации взрослой жизни; игровая мебель по сюжету; достаточное количество предметов, разнообразие их по размерам и динамичность. Для проведения сюжетно-дидактической игры подготавливается игровой материал заранее. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута. Сюжетно-дидактическая игра как одна из форм формирования основ безопасного поведения на дороге проводится в самостоятельной и образовательной деятельности в течение дня. Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество детей, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом. В целом цель проведения игровой деятельности с дошкольниками старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения на дороге должна предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для умения ориентироваться в дорожной среде. Основные из них: - умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт; - умение различать величину транспорта; - умение определять расстояние до приближающегося транспорта; - знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; - понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); - понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей; - умение связно выражать свои мысли. Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать отрицательное. Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями. Рекомендуется использовать новые педагогические технологии: - моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций; - самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей; - интерактивный опрос; - коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде. Таким образом, сюжетно-дидактическая может быть успешно организована, если соблюдаются принципы и правильное руководство этим процессом при формировании у дошкольников безопасного поведения на дороге. Таким образом, мы можем сказать, что основная проблема исследования заключается в поиске эффективных форм формирования основ безопасного поведения на дороге, одной из которых является сюжетно-дидактические игры. Глава 2 Экспериментальное исследование формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр 2.1 Выявление уровня сформированности основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет Экспериментальная работа по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет направлена на повышение уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей старшей группы ДОУ. В основу экспериментального исследования была положена гипотеза о том, что формирование основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет будет эффективным, если: – разработать содержание работы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей на основе серии сюжетно-дидактических игр; – обогатить развивающую предметно-пространственную среду игровыми атрибутами, способствующими формированию у детей основ безопасного поведения на дороге; – вовлекать родителей в процесс формирования у детей основ безопасного поведения на дороге. В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей старшей группы структурного подразделения «Детский сад «Сказка» ГБОУ СОШ пос. Просвет м.р. Волжский, возраст выбранных испытуемых - от 5 лет до 6 лет. Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап - констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика сформированности основ безопасного поведения на дороге у детей. 2 этап - формирующий. На этом этапе проводились игры-упражнения, направленные на формирование основ безопасного поведения на дороге детей 5-6 лет. 3 этап - контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей в экспериментальной группе, проведен анализ полученных результатов. При проведении констатирующего эксперимента нами использовались методики в соответствии с данными таблицы 1 Таблица 1 – Диагностическая карта методов Критерии и показатели Диагностические задания Технология реализации диагностического задания наличие знаний о культуре поведения во дворе Карта – задание «Где можно играть?» диагностика Т.И.Даниловой «Динамика знаний детьми правил дорожного движения» Цель: выявить знания о безопасном поведении во время игр. Задание: найди опасные и безопасные места для игр во дворе (закрась геометрические фигуры, где опасно – красным цветом, безопасно – зелёным) и объясни, почему ты так думаешь? наличие знаний об устройстве улицы Беседа «Улица» диагностика Т.И.Даниловой «Динамика знаний детьми правил дорожного движения» Цель: выявить знания о своей улице. Вопросы: - в каком доме ты живёшь? (сколько этажей, № дома); - какие деревья, кусты растут, есть ли цветник?; - какой движется транспорт?; - как движется транспорт?(в одном направлении или движение двустороннее) - какие знаки дорожные ты встречаешь? - расс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: