VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение роли и места предпринимательства в современном российском обществе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012133
Тема: Изучение роли и места предпринимательства в современном российском обществе
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………………..8

1.1 Теоретические основы по поддержке и развитию предпринимательства в современной экономике Российской Федерации……………………………………………………………………...8

	1.2 Нормативно-правовая основа государственной поддержки предпринимательства………………………………………………………..17

	1.3 Региональное состояние поддержки и развития предпринимательства на территории Кировской области ……………….......................................22

	2. ПРАВОВЫЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………….36

		2.1. Стратегии и государственные программы развития малого предпринимательства…………..……………………………………………36

		2.2. Акты органов местного самоуправления, регулирующие вопросы поддержки и развития малого предпринимательства……………………..43

3. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ТОРГОВЛИ И ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………..48

3.1 Общая характеристика Министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области…………………………..48

3.2 Анализ деятельности в сфере предпринимательства на региональном уровне ………………………………………………………………………..58

4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ…....................74

4.1 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Кировской области………………………….......74

	4.2 Пути совершенствования и перспективы системы государственной поддержки малого предпринимательства в Кировской области………...81

	4.3. Социально-экономическое совершенствование механизма управления социально-экономического развития региона……………………………..87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… ………….....94

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………98

ПРИЛОЖЕНИЕ А Формы и виды поддержки малого предпринимательства Кировской области……………………………………………………………..…105

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень местных товаропроизводителей, участвующих в проекте «Продуктовая карта»……………………………………………………106

ПРИЛОЖЕНИЕ В Информация о выполнении мероприятий государственной программы. Извлечение…………………………………………………………..109

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Аналитическая записка о реализации мероприятий ОЦП «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области на 2010-2014 годы». Извлечение……………………………………….111

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пакет документов, предоставляемых для реализации в сфере предпринимательства………………………………………………………….….114

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Типовое дополнительное соглашение о сотрудничестве в рамках проекта «Карта милосердия»…………………………………………….116


ВВЕДЕНИЕ



На сегодняшний день, переход российской экономики к рыночным отношениям тесно связан с возрождением и становлением предпринимательства, как сферы проявления экономической активности широких слоев населения. Как показывает мировой опыт, стремительное формирование и развитие рыночных отношений и институтов, выступают в качестве основных характеристик современной российской экономики. 

Важную роль в этом процессе должно играть предпринимательство, как элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Высокий уровень развития предпринимательства выступает не малозначимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России уделяла внимание развитию крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление избыточной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.

Как известно, предпринимательство представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют условия социально-экономического развития страны, способствуя совершенствованию рыночных механизмов и конкуренции, насыщению рынка товарами необходимого качества, росту занятости населения, формированию среднего класса, ускорению инновационных процессов. Стоит отметить, что именно в секторе предпринимательства создается основная масса национальных ресурсов, которые становятся фундаментальным началом для развития  крупного бизнеса.

Предпринимательство выступает одной из значимых перспектив развития экономики страны, города, региона и района,  активным источником создания среднего класса – одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Однако, в настоящее время, этому сектору экономики в России приходится сталкиваться с рядом серьезных трудностей и проблем, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта.

Возникновение и развитие предпринимательства в России связано с необходимостью скорейшего решения проблем институционального, экономического, структурного, информационного характера. Недооценка предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

Таким образом, проблемы становления предпринимательства и перспективы его дальнейшего развития являются значимыми на сегодняшний день. Поэтому предпринимательству должны оказывать содействие, как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении этого бизнеса. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки предпринимательства возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития. Сложный и противоречивый процесс развития в России требует углубления проводимых исследований по различным аспектам его функционирования.

Актуальность и возрастающая практическая значимость рассматриваемых проблем предопределили выбор темы и основных направлений данного исследования.

Необходимо отметить, что общегосударственная политика по поддержке предпринимательства определяет только общие направления развития предпринимательства и носит в большинстве случаев рекомендательный характер, не учитывая специфику отдельных территорий, их социально-экономическое развитие. Поэтому, исследование в данной работе осуществляется  на примере субъекта Российской Федерации, которым является Кировская область. Однако нельзя забывать, что данный субъект не является закрытой системой и поэтому все процессы, проходящие внутри целесообразно рассматривать в их взаимосвязи с общероссийскими тенденциями и накопленному опыту других субъектов.

Целью данной работы является изучение роли и места предпринимательства в современном российском обществе, разработка рекомендаций и основных направлений совершенствования государственной политики по поддержке предпринимательства в Кировской области.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) Изучить теоретические основы деятельности по государственной поддержке и развитию предпринимательства в Российской Федерации;

2) Оценить развитие предпринимательства в Российской Федерации и на территории Кировской области;

3) Выявить проблемы, препятствующие развитию предпринимательства в Кировской области;

4) Проанализировать возможные пути совершенствования деятельности в сфере поддержки развития предпринимательства в Кировской области. 

Объектом исследования является развитие предпринимательства Кировской области.

Предметом исследования является деятельность по поддержке и развитию предпринимательства Кировской области.

Теоретической и методологической основой выпускной работы являются законы, постановления Правительства РФ, законодательные акты, а также фундаментальные труды исследователей в области современных теорий устойчивого развития, государственного и муниципального управления, местного самоуправления.

Информационной и эмпирической базой работы служат законодательные и нормативные акты, справочные материалы официальных органов управления РФ, статистические данные, а также данные периодической печати.

Задачи и методология исследования отражены в последовательности основных разделов содержания комплексного исследования.

Первый раздел рассматривает теоретические основы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации. Второй – стратегии и государственные программы по поддержке малого предпринимательства. Третий -  непосредственное исследование управления в сфере предпринимательства на примере Министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области. Четвертый – обозначает основные проблемы и пути совершенствования деятельности в сфере поддержки и развития предпринимательства на региональном уровне.

При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический методы исследования, метод анализа и сравнения, а также систематизации и конкретизации данных, дедукция, синтез, традиционный метод анализа документов.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Теоретические основы по поддержке и развитию предпринимательства в современной экономике Российской Федерации



На сегодняшний день, в современном российском обществе, к числу важнейших факторов, определяющих воздействие на все стороны жизни и деятельности человека, относится переход от централизованной, административно управляемой экономики к рыночной и, как правило, распространение влияния глобализации экономики по всей территории страны.

Ключевая роль в достижении и поддержании устойчивого развития современной мировой системы, отводится глобализации, так как именно она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, безопасность и др. Сегодня мировое сообщество превращается в единую глобальную систему, поскольку все государственные структуры оказались в ситуации всеобщей взаимосвязи. Таким образом, состояние любого конкретного общества в большей мере зависит от его положения во всемирном разделении труда в мировой системе [20].

Как известно, глобализация носит положительный и отрицательный аспекты. Позитивное влияние связано с эффектом конкуренции, к которой она неизбежно ведет. Роль конкуренции в современных рыночных условиях резко возрастает, как движущей силы, побуждающей постоянно искать новые пути и инструменты повышения своей конкурентоспособности.

В настоящее время существует некий ряд причин влияющих на процесс глобализации. Одной из них можно считать значительное расширение инновационной деятельности предприятий. Во главе таких предприятий стоят предприниматели с новаторским характером, которые, в свою очередь, готовы рисковать и реагировать на сигналы, характеризующие рыночную конкуренцию, потоком технических и организационных инноваций.

В соответствии с Конституцией РФ в структуре российской системы государственного регулирования малого предпринимательства в силу федеративного устройства нашего государства выделяются три уровня регулирования. Федеральный уровень управления занимается разработкой федеральных законодательных актов, которые устанавливают правовые основы развития малого предпринимательств, региональный и местный уровень апробирует эти предложенные меры. На федеральном уровне реализуется достаточно программ развития, однако они в основном направлены на крупные стратегически проекты, что выходит за рамки малого предпринимательства. Именно поэтому большая часть полномочий по развитию и реализации поддержки малого бизнеса передана региональным органам власти. Однако бюджеты региональных органов формируются с дефицитом денежных средств, вследствие этого выделяется недостаточно средств для поддержки наиболее уязвимого сектора экономики – малого предпринимательства. Ввиду этого актуальным становится эффективное управление государственного регулирования поддержки малого бизнеса на региональном уровне[1].

Рыночные отношения вынуждены менять и совершенствовать как людей, так и многие предпринимательские структуры, чтобы не просто выживать, а расти и развиваться, получать прибыль и процветать. При переходе из постиндустриального общества в новую информационную эпоху гиперпространства для решения поставленных задач необходимо серьёзно рассмотреть инновационный процесс, так как именно он отвечает за успешное развитие всего предпринимательства.

В современный период рыночного хозяйства особое значение приобретает развитие предпринимательства. Стоит отметить, что именно малые предприятия способны наиболее быстро и эффективно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, предпринимательство придает российской экономике необходимую гибкость, что оказывает существенное влияние на формирование конкурентной среды, что для высоко монополизированной экономики России имеет первостепенное значение [22].

Предпринимательство - это совершенно новый тип бизнеса, основанный на инновационном поведении собственника предприятия, обладающего глубоким мышлением, базирующимся на высоком интеллектуальном капитале, свои корни берет со времен купечества, именно их именовали предпринимателями и сравнивали с финансистами.

Оно представляет собой один из ключевых элементов экономической жизни всякого общества, а не только рыночного образца. Во всяком случае, отказ от принципов социалистического хозяйствования, его методов, наработок, навыков автоматически не привёл к коренному повороту жизни населения, 70% которого находится в настоящее время за чертой бедности.

Глубоко ошибочной является позиция тех ученых, которые считают, что предпринимательство для России – это практически новый вид социально-экономической деятельности населения. За годы советской власти в стране был потерян накопленный опыт предпринимательской деятельности. В СССР она была практически запрещена с конца 30-х годов прошлого века. И только с 1987 года предпринимательская деятельность была разрешена государством, в связи с принятием закона.

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), констатирующих сущность этого понятия [24].

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризующееся, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия» [17].

Малыми, авторы считают такие предприятия, где предприниматель преимущественно сам участвует в процессе производства, осуществляя в соответствии с этим профессионально-технические функции, а торговые и организационные функции ложатся в основном на плечи членов его семьи. [19].

Неотъемлемым элементом структуры малого бизнеса является субъект малого предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013)«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектами малого предпринимательства относятся:

1) Юридические лица – коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

2) Юридические лица – некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов;

3) Физические лица - индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

4) Крестьянские (фермерские) хозяйства.

Перечисленные категории хозяйствующих субъектов должны соответствовать следующим условиям:

- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% или доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

- средняя численность работников для малых предприятий  за отчетный период не должна превышать 100 человек включительно. Также среди малых предприятий выделяют микропредприятия, численность работников которых не должна превышать 15 человек. Для индивидуальных предпринимателей численность занятых не должна превышать 100 человек включительно[9].

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации от 13 июля  2015 года № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»:

1) для микропредприятий - 120 млн. рублей;

2) для малых предприятий - 800 млн. рублей;

3) для средних предприятий – 2 млрд. руб [8].

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в экономической литературе как отечественной, так и зарубежной в определении экономической природы малого предпринимательства нет единого мнения. Большинство авторов дают определение этому сектору, исходя из численности рабочей силы и вложенного капитала. Но, как отмечают некоторые исследователи, понятие малого предприятия не имеет устойчивой дефиниции, несмотря на достаточно широкую распространенность в социально-экономических исследованиях.

Таким образом, необходимо выделить ряд условий (критериев), определяющих категорию «малое предпринимательство». Существуют количественные и качественные критерии для определения размеров предприятия (фирмы).

Среди количественных критериев выделения малых предприятий используют:

- среднесписочную численность работающих;

- годовой оборот (объем продаж);

- балансовую стоимость активов и т.д.

По мнению экономистов, количественное определение размеров предприятия удобно своей простотой. 

Такие критерии, как оборот или численность занятых, как правило, доступны для исследователей. С другой стороны, количественный подход не содержит четкой разработанной теоретической базы, определяющей выбор того или иного критерия и способа его измерения [42].

Говоря о качественных критериях определения малого предпринимательства, то они опираются в основном на субъективные суждения и опыт. Величина предприятия определяется посредством рассмотрения последствий размера для внутренней организации предприятия и характера его деятельности в хозяйственных условиях.

В России наиболее полная характеристика данного субъекта экономики с учетом его организационной и экономической специфики была предложена А. Шулусом. Он выделил следующие качественные характеристики субъектов малого предпринимательства:

1) Единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Это говорит о том, что сам владелец  управляет предприятием и несет ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;

2) «Обозримость» и «прозрачность» малого бизнеса, что позволяет владельцу быть в курсе практически всего происходящего в фирме, вследствие чего возникает более эффективный механизм мотивации труда;

3) Персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;

4) Относительно небольшие рынки ресурсов (финансовые, сырьевые, кадровые) и сбыта, которые не позволяют субъектам малого бизнеса оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли;

5) Семейный характер ведения дел. Семья нередко включается в состав работников, начальный капитал формируется за счет семейных сбережений, а само дело наследуется представителями семьи;

6) Особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятие может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

7) Субъекты малого предпринимательства четко ориентированы на рынок, свободную торговлю, конкурентные механизмы самовоспроизводства [28].

Необходимо отметить, что  качественные критерии можно разделить на 2 основные группы: формальные и неформальные. К формальным показателям можно отнести юридические и экономические критерии отнесения, к неформальным - критерии, непосредственно затрагивающие организационную культуру [44].

К малому предприятию, как и к любой системе, применимо как структурное и функциональное описание. При структурном типе «малое предприятие» характеризуется с точки зрения наличия в нем тех или иных элементов и взаимосвязей между ними, а при функциональном типе описания следует исходить из основных характерных особенностей функционирования малых предприятий и целей их создания и развития.

Такой тип предпринимательства выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Кроме налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

Малое предпринимательство также принимает участие в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом. [45]

Важную роль малый бизнес играет в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования. 

Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.

Неотъемлемую роль малый бизнес играет в социально-экономическом развитии общества, способствуя созданию новых рабочих мест, а также обеспечивая занятость населения, что в итоге приводит к уменьшению безработицы в стране. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании.

Стоит отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, средний уровень заработной платы на малых предприятиях не высок. Данное положение связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами [41].

По состоянию на 2015 год в России действует около 5,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих занятость 25% населения. При этом на предприятиях – юридических лицах в секторе малого и среднего предпринимательства занято 12,2 млн. человек (68,4%), у индивидуальных предпринимателей – 5,6 млн. человек (31,6%).

Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25%. Вместе с тем уровень развития малого предпринимательства в России пока не достиг уровня развития малого предпринимательства в странах, являющихся основными экономическими партнерами страны. 

Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте России составляет около 21%, аналогичный показатель в странах Европейского союза (ЕС) составляет 50-60 %.

Показатель плотности распространения субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. человек населения в среднем по России находится на уровне 20 единиц (без учета индивидуальных предпринимателей),  что существенно ниже, чем в ряде других стран.

Сектор малого предпринимательства, включающий в себя индивидуальных предпринимателей, а также микропредприятия и малые предприятия – юридические лица, сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг.

В сегменте микро- и малых предприятий на 1 января 2015 года осуществляет деятельность 1997,0 тыс. юридических лиц, на которых занято (без учета внешних совместителей) 10 481,0 тыс. человек, что составляет 58,7% от всех занятых в секторе малого и среднего предпринимательства и 14,6% от занятого в экономике России населения [16].

Оборот сектора микро- и малых предприятий в 2015 году составил более 23,5 трлн. рублей. За период с 2013 по 2015 год наблюдается ежегодный рост оборота предприятий на 25,3% (без учета уровня инфляции). 

Основная часть оборота приходится на торговлю (59%) и сферу услуг (17,4%), доля строительства и производства составляет 11% и 10,4% соответственно.

По итогам 2015 года объем инвестиций микро- и малых предприятий в основной капитал составил 521,5 млрд. рублей и впервые превысил докризисный уровень (рост по отношению к 2011 году – 10,4%, без учета уровня инфляции) [16].

Таким образом, предпринимательство затрагивает все сферы политической и социально-экономической жизни страны и выступает одним из важных элементов рыночной экономики. Массовый охват и высокая приспособляемость этого бизнеса и практически всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности политического и социального климата.





Нормативно-правовая основа деятельности государственной поддержки развития предпринимательства



На сегодняшний день одной из важных задач всех уровней власти является создание правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего бизнеса. Как известно, в Российской Федерации приняты и действуют ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе стимулировать их инновационную деятельность.

Одним из основных нормативно-правовых актов в сфере защиты малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон).

Данный Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию малого предпринимательства, понятие субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки [3].

Необходимо отметить, что Федеральный закон № 209-ФЗ в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон регламентирует широкую сферу общественных отношений. Во-первых, это обусловливается его влиянием на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов малого предпринимательства не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, которые составляют инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Законе обозначена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Впервые для региональных органов власти полномочия по развитию малого предпринимательства выделены как самостоятельные. Одновременно с конкретизацией полномочий закреплена нормативная база, направленная на формирование региональных и муниципальных перечней целевого имущества для нужд малого предпринимательства. Впервые вводится понятие «микропредприятие».

Органам государственной власти и органам местного самоуправления законом предписано оказывать поддержку субъектам малого предпринимательства в области инноваций и промышленного производства за счет обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» определены органы исполнительной власти, на которые возлагается обязанность по разработке мер поддержки субъектов малого предпринимательства, включающих разработку соответствующих ведомственных целевых программ в установленной сфере деятельности. В число таких органов исполнительной власти входят Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по информационным технологиям, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и другие [7].

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, участниками которых являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов [4].

Согласно Федеральному закону от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» поддержка малого и среднего предпринимательства возложена на Внешэкономбанк посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого бизнеса [5].

Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» конкретизирует порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), их права и обязанности, а также права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов [6].

Нововведением данного закона является возможность индивидуальных предпринимателей направлять в федеральный орган исполнительной власти уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (статья 27 Федерального закона № 294-ФЗ). Однако данное положение распространяется на ограниченный круг деятельности: предоставление гостиничных услуг, предоставление бытовых услуг, услуги общественного питания, текстильной и швейное производство, издательская и полиграфическая деятельность и другие.

Данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней; срок проведения проверки для малых предприятий не может превышать 50 часов в год, для микропредприятий – 15. Данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей.

В части мер налогового стимулирования для субъектов малого бизнеса можно выделить следующие: внесены изменения в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей, а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения упрощенной системы налогообложения [2].

С 1 января 2013 года для индивидуальных предпринимателей вместо упрощенной налоговой системы на основе патента введен новый специальный режим налогообложения – патентная система, закрепленная в главе 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно данному изменению, индивидуальному предпринимателю, применяющему патентную систему налогообложения, разрешено привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек [2].

Стоит отметить, что 90% поступлений от патентной системы налогообложения будет направляться в бюджеты муниципальных образований и 10% – в бюджеты субъектов РФ.

На основе анализа .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44