VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Феномен маргинальности, который распространен в современном российском обществе, выявить взаимосвязь с негативными последствиями, как радикализм и преступность

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013192
Тема: Феномен маргинальности, который распространен в современном российском обществе, выявить взаимосвязь с негативными последствиями, как радикализм и преступность
Содержание
Глава 1. Теоретико-методологические концепции маргинальности

1.1. Понятие и отличительные характеристики явлениямаргинальности

     В существующем социуме проявление маргинальности сильно разнится  по типам своей демонстрации, по социальной среде, по области разнесения. Данное явление абсолютно не ограничивается рамками так именуемого «социального дна». Маргинальным явлением может стать противоположная группа общества, например, элита. Кроме того, в пределах каждой большой общественной группы, существующей в период сильных социальных изменений, мы можем определить маргинальные группы. Их массовость варьируется в зависимости от мобильности исторического периода, на котором существуетэтот социум1.
     Мы имеем много сложностей в процессе определения содержания термина маргинальности. Первой трудностью является то, что во время применения самого понятия возник ряд дисциплинарных подходов. Например, социологический, культурологический, политологический, экономический и т.д.Данное явление обуславливает то, что термин становится междисциплинарным. Вторая трудность определения заключается в том, что в ходе уточнения и развития термина был зафиксирован ряд разных значений, которые объясняют различные виды маргинальности. Наконец третье трудностью можно считать то, что размытое определение термина делает процесс измерения самого явления и его анализ в общественных процессах более сложным. Одновременно с этим довольно популярное и часто нерегламентированноеприменение понятия приводит к тому, что нам необходимо уточнять его содержание, систематизировать разные подходы и аспекты его применения2.
     Термины «маргинальность», «маргиналы» появились в научном обороте в 1928 году, благодаря ученому из  США Роберту Парку. В первый раз он использовал их для того, чтобы обозначать определенные случаи при процессе определения структуры индивида, который балансирует на стыке культур.
     Маргинальность в своем обычном проявлении является потерей непредвзятой самоидентификации с каким-либо объединением людей, у которого нет дальнейшего вхождения в иную похожую общность. Основной характеристикой маргинальности является прекращение связей с окружением из прошлой жизни. Со временем понимание термина «маргинальность»приобретало большую многогранность и теперь это понятиеприменяется для того, чтобы обозначить пограничность, периферийность и промежуточность по направлению ко всем общественнымгруппам. Типичным видом маргинала является бывший крестьянин, который теперь живет в городской среде, который в данный момент является крестьянином, но и не успел стать рабочим. В классическом,то есть позитивном, определениимаргинальность со временем становится побежденной с помощью включения маргиналов в другую для них среду и получения иныххарактеристик. 
     Инаяразновидностьмаргинализацииявляется негативной и  проявляется в том, что положениетрансформации и периферийности замораживается и остается на долгий период времени, а маргиналы имеют в себе характеристики деклассированного, люмпенского поведенческого стиля. Подобнаямаргинальностьотносилась к последствиям вертикальной мобильности с негативным эффектом, а именно результатом передвижений по вертикали, регрессирующей мобильности. Помимо этого нужно брать во внимание то, что в социологической науке выработано определение видов социума. Их делят на открытые, закрытые и переходные. Есть мнение, что в открытых социумах, для которых характерны динамичная общественная структура и повышенная мобильность, маргинальность обладает переходящими, непостоянными свойствами. В закрытых социумах, которые определяютсястатичной общественной структурой и трудным переходом к новоявленным идеям и технологиям. Наиболее высокие уровень и размер мобильности существует в социумах в трансформационный период, когда маргинал претерпевает переход от закрытого типа к открытому. В подобных социумахмаргинальность надолго устанавливается, как основная черта передвижений внутри социума. 
     После проведения множества исследований, выводы которых опубликованы в монографии А.Ю. Казаковой3, дается новое определение термина маргинальности. Это характеристиканахождения вне рамокотносительно общественной системы, которая склоняет определенную общественную объединенную группу к добровольному уходу от социума и делает это образом жизни. Итогом этого процесса становится общественное отстранение и потеря общественной самоидентификации; связанность, которая подразумевает низкий потенциал заниматься организацией и воспроизводством без сторонней помощи; девиантность
     Исходя из вышенаписанного, мы можем определить следующие характеристики маргинальных слоев: низкая организация, беспокойство, тревога, психологическое напряжение, изоляция от общества, стеснение, разочарованность, безнадежность, отсутствие смысла в жизни.
     В ходе исследования темымаргинальности, ученый ЭвереттЧеррингтон Хьюз выделил значение переходных стадий, которые обычно отмечаются  характеристиками перемещений, переводящими нас «от одного образа жизни к иному, от одной культуры и субкультуры к иной». Например, проведенное время в колледже является  переходной стадией при подготовке к существованию во взрослом мире. Хьюз дал более широкое обоснование теории путем включения практически каждой ситуации, в ходе которой индивид хоть немного соотносит себя с двумя статусами, но становится участником ни одного из них. Явление маргинальности, которое предстает в таком широком понимании, демонстрирует себя на том этапе, когда большинство людей принимает участие в жизни социума, которое высокомобильно.
     В наиболее общем пониманиимаргинальность идентифицируется с изоляциейлюдейи общественных групп из системы общественных связей. В труде С.А. Красильникова «На изломах социальной структуры», которая рассматривает тему маргинальных слоев социума, появляются весьма показательные слова, что к маргинальной следует относить слои социума, которые изолируются от производственного процесса, не исполняютсоциальныхпредназначений, не имеют общественного статуса и живут на  ресурсы, добывающиеся,не считаясь с принятыми общественными установками, или предоставленные из социальных фондов – для политической устойчивости – высшими  классами»4.Факторы, которые способствуют возникновению этой части населения, скрываются в серьезных структурных переменах социума. Их причину находят в кризисах, войнах и демографических катастрофах.  
     Маргинальность разделяется на следующие типы: естественнаямаргинальность, искусственная и поддерживаемая. О естественной маргинальности нужно рассуждать при упоминании явлений экономической, социальной или культурной специфики, благодаря которым в каждом социуме можно определить свое «социальное дно» в виде той группы людей, которая разорилась и опустилась, а также антисоциальных индивидов, то есть тех, кто отвергнут самим социумом.
     Другая ситуация создается, когда в социуме механизм изменения структуры проходит слишком долго, а маргинальностьприобретает массовость и остается на долгий период времени. В подобной ситуации маргиналы получают характеристи  стабильности в обществе, задерживаютсямежду гранями разных социальных структур. Подобное явление обычно возникает в ходе осмысленной политики искусственного увеличения маргинальности со стороны властных структур, а именно трансформации в периферийную, дискриминационную или ограничительнуюситуациюбольшого процента населения. В постреволюционном социуме искусственная маргинализация затронула некоторые классы и объединения людей полностью. Имело место быть разделение социума на своих и чужих для существующего политического режима. Появлялись и имели искусственную поддержку политической властью такие категории населения, которые до этого не были известны. Например, у спецпереселенцев не существовало похожих групп в дореволюционном социуме, а находились они в советскомсоциуме во время правления Сталина, то есть четверть века. Благодаря этому, искусственная маргинализация получила в сталинский период огромные, ужасные масштабы и получила статус сопутствующего аспекта репрессий и одним из методов преодоления проблем в политике и экономике. 
     Индивидуальность взглядов на исследование темы маргинальностии осознания ее роли в основном объясняетсяхарактерными признаками конкретной общественной реальности и форм, приобретенных в ней.Культурный подход обозначает маргинальностьв качестве статуса групп индивидов или личностей, которые располагаются на стыке двух культур, принимают участи в совместной деятельности двух культур, но не присоединяющиеся полностью ни к одной из них. Феномен маргинальности появляется, основываясь на противоречиях систем ценностей двух культур, в которых принимает участие индивид, и находит отражение в различных осмыслениях, нечеткости статуса и роли.
     Наиболее развернуто проблема маргинальности поднималась в трудах Е. Старикова, которые были опубликованы перед периодом перестройки.  Данная тема в его работах подвергается изучению в качестве политической.Население СССР показывается маргинализированным по своему характеру, являясь следствием революции. Источниками маргинальности автор указывает проявления мобильности большим количеством людей, уничтожение гражданского общества. Воздействие вышеприведенных факторов дает основания для появления маринальных масс, которые соотносятся Стариковым с люмпенами. Ученый показывает процесс маргинализации в действующий период проявлением деклассирования, которое берет свое начало с верхушки общества. Другими словами, уничтожениеобщественных связей и утрата социально-классовых статусов имеет в себе социально-психологические предпосылки - уничтожение профессионального кодекса чести, трудовой этики, исчезновение профессиональных качеств. По данной концепции формировались взгляды о маргинальных слоях социума в Советском Союзе. Противоположной концепцией называлось гражданское общество с обыкновенными связями между индивидами, что являлосьфинальной целью перестройки5.
     В 1993 году Институт социологии РАН организовал исследование явлений социальной разрозненности. Данное исследование дало возможность выявить новые принципы при оценивании маргинальных слоев, которые появляются в ходе данного явления. Одним из них являются рабочие, которые выполняют умеренно автономнуюработу, то есть специалисты в городском обществе, люди, занимающие руководящие посты, в том числе высшего ранга, рабочие, служащие, а также трудящиеся инженерно-технической направленности. В рассматриваемой группе нет конкретной ориентации автономии труда, что означает то, что такие работники имеют возможность обладать как большими возможностями, так и быть лишенными их совсем6.
     Подводя итоги параграфа, автор ВКР отмечает, что на действующем этапе развития общества наиболее важным направлением изучения проблемы маргинальности индивида или группы является нечеткость самоидентификации индивида в процессе определения себя к традиционным социальным слоям населения. Факторамивозникновения маргинальных слоев населения отечественные ученые считают следующие аспекты: движение социума от одной социально-экономической системы к иной, неконтролируемые передвижениямножества индивидовиз-за уничтожения стабильной социальной структуры, падением материального уровня жизни людей, обесценивание общепринятых ценностей. Факторомувеличения количества маргиналов нового типа, примечательных высоким уровнем образования, повышенные потребности, серьезныеобщественныенадежды и активное участие в политике, являетсядвижение вниз общественными группами, не отвергнутыми социумом, но утрачивают старые общественные позиции в социуме. К ним относят группы, оставшиеся без старого социального статуса и не получили новый. 




Глава 2. Маргиналы в качестве социально активной группы населения

2.1 Маргинальность и радикализм. Связь маргинализации социума и формирования тоталитарных режимов

     Большие социальные группы, в которых состоит большое число индивидов, могут играть роль одного из наиболее действующих субъектов политического процесса. Большими социальными группами принято называть явления подобные социальным классам, общественным группам и различные прослойкам социума. Все вышеперечисленные социальные группы имеют колоссальные отличия по своему образу жизни и типу деятельности, из чего вытекают некие психологические исключительности, социальное и групповое сознание, воззрения на разные идеологии и политическое поведение какой-либо большой группы.
     По мнению ряда ученых, маргинальные группы отличаются по составу, психологическим индивидуальным чертам, политическому поведению. В предыдущей главе уже было сказано о взглядах Стоунквиста, который считал, что члены маргинальных общностей могут отличаться по форме своего поведения. По его теории маргиналы способны иметь статус лидеров политических и социально активных групп, либо находиться в изоляции от политики и социально-общественных процессов. При изучении маргинальности принято выделять следующие качества маргиналов в политическом поведении: отклонения от общепринятых норм, агрессия, отсутствие моральных норм. Данные признаки можно заметить на уровне отношений между индивидами или группами индивидов. 
     Маргинализация всегда влияет на рост политизации общественных масс и создает благоприятные условия для появления нестабильной политической ситуации. Ученый Ольшанский говорил о том факте, что маргиналы и люмпены являются конфликтными акторами в существующем социуме. Кроме того, маргинальные слои населения могут быть угрозой для государства и общества, выполняя роль потенциальных сторонников радикализма в политике. Маргиналы имеют характерную тягу к образованию объединений, нацеленных против социума, со специфической системой ценностей. Новым явлением является стремление маргильных объединений совершить изменение в социальной структуре и трансформировать организацию, нацеленную против общества, в лидирующую. Примерами данного явления можно считать прецеденты захвата власти военными хунтами, а также маленькими политическими группами сектантского типа, следствием чего становится то, что эти группы получают политическую власть над большим числом граждан. Ряд ученых считают, что маргинальность являет собой одну из главных предпосылок развития политического радикализма. 
     Исследователь В. Дахин говорит в своем труде «Государство и маргинализация» о том, что маргинализирующееся большинство является агрессивной базой, иногда набирающей критическую массу для взрывов внутри общества7. Кроме того, ученый говорит, что маргинальная масса может создать благоприятные условия для проведения политических манипуляций, так как не сложно провести сравнение ее отдельных аспектов или дать импульс маргинальным массам выступить против другой части социума или политической системы в целом. Еще одной мыслью Дахина было то, что маргинальная масса способно на быстрый переход к активной фазе действий из-за нехватки самоидентификации8. 
     Похожие взгляды встречаются в работах политолога Соловьева, демонстрирующего то, что маргиналы являются главным социальным источником возникновения тоталитаризма. По его мнению, маргиналы и люмпены становятся основным каналом популяризации уравнительно-распределительных отношений, негативного восприятия материальных благ, появления неприязни к более богатыми удачливым группам социального пространства. Кроме них необычную роль в развитии подобных идей играли интеллигенты, которые проводили систематизацию этих настроений в массах, трансформировав их в морально-этическую систему, которая объясняла эти ментальные традиции и увеличивала их резонанс и значимость в социуме9.
     Люмпены, являющиеся последней стадией маргинализации10, имеют противоречивое отношение к аппарату власти. По мнению авторов работы «На изломах социальной структуры» государство оказывает два полярных влияния на данную социальную группу. С одной стороны оно является враждебным к люмпенам, так как выступает карательным и контролирующим органом, а с другой стороны государство оказывает социальную помощь, выступая в роли покровителя. Таким образом, отмечается разрозненность в отношении государства в рядах маргинальных слоев общества, сменяясь от полного отрицания до поддержки. Однако, по мнению исследователей, в маргинальной среде преобладает негативное отношение к государству. Этот феномен приводит к противоречию в кругах люмпенов. С одной стороны данный слой общества должен абстрагироваться от политики и стремиться к индивидуализму, а с другой стороны, негативное отношение к государству оставляет потенциал для деструктивных действий против существующего социума и политического строя. 
     Подобное состояние присутствует и у иных маргинальных слоев, не достигших этапа люмпена. Данные слои общества часто становятся базой радикальных движений. Одним из таких можно считать новых левых. 
     Новыми левыми называют организацию, которая выступает против буржуазной идеологии, ее моральных и нравственных норм. Данное движение не обладает целостностью установок и ценностей, потому что в него входит ряд различных движений, которые обладают разными политическими установками. В данном политическом движении сочетаются элементы стихийного и спонтанного бунта, который демонстрирует негативное отношение к текущему социальному положению. Однако, этот бунт не имеет базового набора методов и средств для трансформации общественного порядка. Большая часть членов этой организации сходились во мнении, что для изменений необходимо полное отрицание действующих институтов и жизненных ценностей11.
     По словам авторов работы «На изломах социальной структуры», идеи, которые пропагандировались объединением новых левых имели массу точек соприкосновения с установками, которые появлялись у индивидов, которые были отделены от социально-общественных структур и отторгнуты социумом12.
     В вышеизложенном утверждении ученые опирались на высказывание главного идеолога новых левых Г. Маркузе, который говорил следующие слова: «под консервативной народной массой находится слой тех, кто был отвергнут социумом, подвергается эксплуатации и преследованию, не обладает рабочим местом и обладает малыми возможностями его получить. Члены данного социального слоя находятся вне демократического процесса. Жизнь этого слоя является настоящим воплощением того, что нужно уничтожить нетерпимые институты. Из этого следует, что оппозиция этих слоев общества имеет революционный характер, хотя сознание не имеет таких форм»13.
     Данное утверждение Маркузе не доказывает то, что новые левые опирались только на люмпенов и подобные социальные общности. Однако многие маргиналы находили близкие для себя взгляды в установках этой идеологии. Одной из главных сил движения стали молодые люди, что не идет вразрез с вышесказанным по ряду причин. Команда ученых, написавшая труд «На изломах социальной структуры» называет несколько причин для этого феномена. Во-первых, они говорят о склонности молодых людей заражаться красивыми лозунгами, которые дают новые возможности. Во-вторых, авторы вспоминали тот факт, что молодежь во Франции прочувствовала на себе кризис значимости интеллектуальных профессий. И, третьим пунктом стало то, что студенчество является состоявшимся слоем общества, который отделен от процесса производства, в связи с чем не имеет каких-либо отношений с другими компонентами социальной структуры.  
     Маргинальной характеристикой новых левых можно считать негативное отношение к рабочему классу. В концепции новых левых можно перечислить ряд причин для этой неприязни:
     · Для рабочих трудовая деятельность имеет позитивную окраску, что противоречит ценностям индивидов, которые прошли процесс маргинализации.
     · Рабочим присущи такие ценности, как солидарность и дисциплинированность, в то время как для маргиналов популярны такие черты, как эгоизм и индивидуализм. 
     · Рабочий с вниманием относится к своему политическому и социальному положению в социуме. Для него не характерно свойство не признавать права человека на собственность, которая получена или создана трудом или экономией. Маргинал стремиться захватить лучшие позиции в обществе для получения общественных ресурсов или захватить собственность, принадлежащую другим. 
     По причине этих идейных несходств рабочий не признавал положений новых левых, а они не хотели признавать рабочих реакционной силой. 
     Проанализируем иной пример того, как маргинальные слои социума способны воздействовать на политические процессы в государстве. А. Галкин утверждает, что для существования каждой диктатуры требуется социальная основа, способная оказать поддержку такому режиму. В ином случае, по его словам: «это приводит к сильному кризису режима и является основным фактором его смерти»14. По словам Галкина, политические силы, планирующие получить властные полномочия, проводят поиск массовых групп общества, способных взять на себя роль опоры при получении и удержании власти. Подобной группой могут оказаться маргиналы, которые приобретают массовость в момент кризиса внутри государства. 
     По мнению ученого Арендта тоталитарные организации могут возникнуть в любом месте, где находятся «массы, которые по какой-либо причине приобрели стремление к участию в политике». Исследователь утверждает, что принципы демократии не могут жить странах, переживших на себе падение массовой системы, а жители в связи с этим не идентифицируются как общности, что способствует исчезновению политических иерархических систем. На взгляд автора ВКР серьезный рост маргинальных групп, в следствии экономического кризиса после завершения Первой Мировой войны, служит причиной разрушения подобных иерархий. Это связывается с тем, что главные признаки такой группы идентичны с признаками маргинальных слоев социума.  Примерами таких характеристик служат изолированность и недостаток социальных отношений с иными группами граждан. Кроме того, Арендт выделяет в качестве главного признака подобной группы исчезновение процесса наследования норм и ценностей целостного класса, что ведет к пограничному положению, которым характеризуется маргинальность. 
     Специфической подгруппой действующих маргинальных групп можно именовать люмпенов. Знаменитый исследователь О. Бауэр и его коллеги в изучении данной проблематики полагали, что стремительный рост участия в политических процессах этой группой граждан в конце 20-х годов XX века взаимосвязан с таким явлением, как фашизм. «По примеру Бонапарта, нынешние диктаторы реакции предпринимают действия по организации люмпенов-пролетариев как вооруженной движущей силы фашизма, линчевания и всевозможных Ку-Клукс-Кланов». 
     Л.Я. Дадиани объяснял возникновение неофашизма на территории РФ следующими предпосылками. Ученый обращается к словам А.А. Галкина о том, что понятие фашизма в качестве «специфической нерасчетливой, необъяснимой реакции людей, живших в  ХХ веке на глубокие явления кризиса, которые уничтожали существующие социальные конструкции и институты». Стоит отметить, что из-за уничтожения социальной конструкции происходит рост маргиналов, как социально значимой группы людей. 
     Дадиани в своих работах называет ряд категорий людей, которых можно классифицировать как русские неофашистские группы. К ним ученый относит молодежь, учеников старших классов, часть студенчества, бывших военнослужащих. Отдельно автор выделяет русских ультрас. Члены данных группировок являются выходцами из неблагополучных семей; в своем большинстве они не имеют работы, представляют собой люмпенизированные элементы»15. Таким образом, мы видим, что Дадиани относит к ультрас ряд социальных групп, которые признаются маргинальными, что дает ему право присваивать это определение всему движению ультрас. 
     В связи с этим очевидна ориентированность нацистов на маргинальных индивидов при поиске возможных союзников. Доказательством этого тезиса может служить высказывание Э. Лимонова, который возглавлял Национал - большевистскую партию: «самой революционной разновидностью личности может считаться маргинал: необычный неустроенный индивид, который существует на окраине социума. Не надо полагать, что подобных достаточно мало, чтобы хватило на создание партии революционного толка. Маргиналов хватает, их сотни тысяч, а возможно и  миллионы. Это целый социальный пласт. Некоторые маргинализированные индивиды вступают в преступные структуры. Лучшие - должны быть у нас»16. Помимо этого, публицист заявляет, что все революционные деятели в России   были выходцами из маргинальных групп социума, и именно эта социальная группа стала причиной удавшейся революции в России, а также из маргинальных слоев вышли лидеры будущих ведущих политических организаций, которые взорвали Европу. Естественно, мнение Лимонова можно считать достаточно спорным, но его стоит рассматривать, так как оно имеет точки соприкосновения с высказываниями  ученого Стоунквиста о том, какую роль играет маргинал в качестве лидера политических организаций. 
     Подводя итоги параграфа, стоит отметить, что маргиналы по большей части относятся к сторонникам радикальных политических направлений. Маргиналы входят в движения новых левых, националистов и иных идеологий, пропагандирующие мгновенные трансформации в их положении и новое разделение общественной собственности в их пользу. Наличие маргиналов не имеет последствий для общественной жизни, если их количество находится в пределах нормы, но рост маргинализации в рамках большей части населения ведет к революционному пути и уничтожению демократических ценностей. 
     
2.2. Маргиналы и преступность

     Рассмотрев взаимосвязь маргинализациисоциума и формирования тоталитарных режимов, требуется изучить и иные признаки маргинализациисоциума. На взгляд автора ВКР, очевидно, что в кризисные и переходные периоды имеет место рост криминала в социальном пространстве. Многие ученые связывают данную тенденцию как с экономическими предпосылками, так с социальными. 
     Одним из исследователей, которые склонялись к подобной точке зрения, является Рывкина Р. В., опубликовавшая работу «Социальные корни криминализации российского общества». В этом труде она выдвигает тезис, что в  процессе криминализации населения нашей страны экономические причины имеют главенствующую роль, но это явление стало следствием комплекса причин, а не одного фактора. Автор определяет ряд социальных предпосылок роста криминала в России:
     1) ценностная пустота, которая появилась в постсоветский период и после отстранения от ведущих ролей КПСС;
     2) проведение более либеральной экономической политики;
     3) воздействие криминальных структур и криминальных поведенческих типов, которые остались от прежнего общества;
     4) появление в постсоветской России ряда маргинальных слоев общества, которые имеют предрасположенность к криминальной среде17.
     Так, например, такой исследователь маргинальности, как Е.В. Садков выделяет взаимосвязь маргинализации социума и роста криминализации. В своей работе «Маргинальность и преступность» он замечает , что «в этой ситуации речь идет не только о количественных данных уровня взаимосвязи обсуждаемых общественных процессов, но и о  качественных показателях»18.
     Большая часть маргиналов имеет пристрастие к агрессии и эгоцентричности. Кроме того, маргиналы являются честолюбивыми и имеют много иных психологических характеристик, приближающих его к криминальной среде. У маргинала накапливается психическое напряжение, не формируется устоявшаяся иерархия ценностей, растет недовольство реализацией бытовых потребностей. Все вышеперечисленные факторы приводят маргинала положению социального изгоя, что ведет к трансформации, дальнейшему регрессу и возникновению предпосылок к преступному поведению. Можно сделать вывод, что преступность маргинальности соотносится с характеристиками личности, а именно от ее воспитания и предпосылок к формированию определенного типа характера. Из вышесказанного следует, что маргинальное состояние является рубежным положением индивида, который располагается на рубеже антисоциального поведения. Однако, данное состояние не делает обязательным фактом, что маргинал переступит этот рубеж. 
     Вышеупомянутый исследователь проблемы маргинальности Рывкина Р.В. выделяет несколько частей населения, которых можно классифицировать как маргиналов, а, следовательно, являются социальной базой для роста криминала в обществе. К данным группам ученый относит следующие категории:
     1) часть жителей, которых определяют как "бедных";
     2) часть людей, не имеющих работу и фиктивно занятых;
     3) "социальное дно", к которому относят малоимущих, бездомных, детей, оставшихся без родителей;
     4) большая часть беженцев из стран бывшего СССР;
     5) значительная часть неустроенного населения, демобилизованных из армии и людей, которые пребывают в ситуации "поствоенного шока"19.
     Садков в своих трудах выделяет типы маргинальных общностей, исходя из уровня их причастности к преступности: Ученые определяет следующие группы:
     1) часть маргиналов с задатками устоявшейся системы ценностей, для которой характерно негативное восприятие действующих институтов. Подобные общности маргиналов не являются криминальными, но имеют задатки для перехода к этой категории;
     2) предкриминальные общности маргиналов, определяемые нестабильным и непредсказуемым поведением, скептическим восприятием действующего законодательства. Подобные группы совершают мелкие действия, идущие вразрез с общепринятой моралью, характеризуются дерзостью поведенческого стиля. Часто непосредственно эти группы становятся базой для формирования групп с криминальной направленностью;
     3) люди с устоявшейся криминальной направленностью. Подобным маргиналам присущи стереотипы незаконных действий, поэтому они участвуют в преступной деятельности на постоянной основе;
     4) лица, которые уже были наказаны, из-за чего данные группы утратили социальные связи и потеряли возможность получить рабочее место20.
     Результаты, представленные Рывкиной, демонстрируют, что нужно брать во внимание материальный фактор проблемы, так как маргинальность зависит от таких явлений как безработица, неустойчивость в экономике. По нашему мнению, данные факторы играют значимую роль в объяснении предпосылок криминального поведения в маргинальных кругах общества. 
     Одной из главных проблем маргинальности можно считать беспризорность, усугубляющуюся процессами миграции. Например, известный исследователь данной проблемы Е.В. Садков предоставляет статистические показатели, которые демонстрируют динамику роста преступности в рядах бомжей, которые были замечены за совершением незаконных действий. Садков показывает, что за 1998 год среди мигрантов в России и людей, оставшихся без места жительства, противозаконные действия были сделаны  29631 человек. Примечательно, что большинство из них были совершены в сфере присвоения чужой собственной и воровства21. По нашему мнению, данный феномен можно без труда объяснить. Не имея жилья, эти люди теряют шанс получить регулярный доход и рабочее место. Данная экономическая неустойчивость провоцирует в человеке желание получить собственность других граждан и агрессию в отношении государства, которое мешает ему в этом.  
     Садков Е.В. акцентирует свое внимание на том, что маргиналы становятся потенциальной базой для преступных группировок, где им отдается роль людей, выполняющих черновую работу, а именно легковыполнимые просьбы и легкие задачи. 
     Проанализируем детальнее предпосылки роста преступности в кругах маргинальной молодежи. В монографии Столяренко А. М. "
Социальная психология" говорится о том, что маргинальный общественный статус молодежи в комплексе с неоднозначными неповторимыми физиологическими явлениями дает базу для роста числа конфликтов в сознании индивида, решение которых находится в объединении молодежи в общины, которые объединяются вокруг определенных интересов, создают нетрадиционную субкультуру, которая в ряде случаев приобретает девиантный характер»22.
     Похожий процесс возникновения группировок  имел место во Франции в 60х годах. Основу создаваемых банд составляли молодые люди, которые не хотели или не имели возможность получить работу. Подобные группировки в основном отличались незначительными правонарушениями и воровством23.
     Интересны социологические данные, полученные в России. Согласно этим данным, почти 30% молодых людей не признают традиционные нормы и ценности. Примечателен тот факт, что наблюдается рост негативного отношения именно к духовным ценностям24. Ученый Крутер находит в этой тенденции предпосылки увидеть с точки зрения изучения криминальности, что отрицательная динамика восприятия духовных ценностей создает вакуум. Проблема состоит в том, что эта пустота заменяется грубыми социально-психологическими характеристиками сознания и поведения, а именно злобой, агрессией,  отрицанием общепринятых норм и т.д. Крутер заявляет, что в данных характеристиках и свойствах находится большой потенциал для разнообразных конфликтов криминального рода25. Кроме того он говорит о том, что предпосылками появления преступности в молодежной среде можно считать безработицу, свойственную этой группе, неудовлетворенность исполнением социальных потребностей. В то же время происходит рост жизненных и бытовых потребностей, что ведет к профессиональной деградации, направленности молодых людей на получение легких денег, которые добываются разными путями, в том числе преступными.
     Подводя итоги параграфа, можно заметить, что маргинализация социума создает предпосылки для роста криминальных процессов в обществе. Маргиналы являются отторгнутыми людьми и часто не имеют регулярного дохода. В то же время они имеют нетрадиционную систему ценностей, поэтому имеют предпосылки для совершения преступлений. Как правило, преступления со стороны маргинализированной группы людей имеют экономическую направленность, что вытекает из их плохой материальной ситуации. Кроме того, на наш взгляд, большую опасность представляет то, что организованная преступность, беря в расчет действующую ситуацию внутри общества, втягивает в свою среду маргинализированных молодых людей.
     
2.3 Маргинальные слои общества в политике современной России

      В истории России выделяется две заметные волны маргинализации. Первая была пережита после событий революции 1917 года.  В тот период времени произошло принудительное истребление двух классов, которые относились к общественной элите, а именно дворянство и буржуазия. Ново появившаяся элита пролетариев возникла из низших слоев общества. Ведущие позиции в руководстве были получены бывшими представителями рабочего класса и крестьянства. Данные группы стали относиться к высшему классу, избежав традиционной для устойчивого социально пространства линии роста, по которой путь к высшему классу обязательно лежит через средний. 
      В реальности эти группы стали теми, кого представляется возможным отнести к восходящим маргиналам. Произошло умышленное отстранение от одного класса, но при этом они не достигли полноценного перехода к высшему классу. Для группы пролетариев остались характерны старые особенн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%