- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение психологической готовности к созданию семьи у студентов, состоящих в незарегистрированном браке.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000728 |
Тема: | Изучение психологической готовности к созданию семьи у студентов, состоящих в незарегистрированном браке. |
Содержание
Тглщмшср8МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО » ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) В г. ЯЛТЕ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по общей психологии на тему: «Изучение психологической готовности к созданию семьи у студентов, состоящих в незарегистрированном браке» Студентки 4 курса 41-ПП группы направления подготовки 37.03.01 «Психология» профиля подготовки «Практическая психология» Стальмаковой Марины Леонидовны Руководитель: кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Бура Л. В. г. Ялта – 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ У СТУДЕНТОВ, СОСТОЯЩИХ В НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ……………………………………….. 1.1. Основные подходы к изучению проблемы семьи, брака и незарегистрированного брака в психологии………………………………………………..………………………. 1.2. Психологическая готовность к созданию семьи у молодых людей, состоящих в незарегистрированном браке…………………………………. Выводы по главе 1…...…………………………………………………………. ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ У СТУДЕНТОВ, СОСТОЯЩИХ В НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ ………………………………………… 2.1. Методики и специфика проведения исследования психологической готовности к созданию семьи у студентов, состоящих в незарегистрированном браке ……………………………………………………. 2.2. Психологический анализ и интерпретация полученных эмпирических данных…………………………………………………………………………… Выводы по главе 2……………..………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...……. ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Создавая семью, человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за супружество и воспитание будущего поколения. Однако в современном обществе молодые люди и девушки не спешат обзаводиться семьями, а создают так называемые временные браки (незарегистрированные). Стремительный рост таких неформальных союзов говорит о том, что в глазах молодёжи брак становится непривлекательным, и она всё больше ориентируется на внесемейные ценности. Ученые констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейному образу жизни. Интерес к данной проблеме не случаен, а обусловлен ситуацией кризиса современной семьи как социального института, который грозит нам исчезновением семейного образа жизни и показывает необходимость укрепления семейных основ бытия. Так, нам представляется актуальным и перспективным провести психологическое исследование готовности студентов, состоящих в незарегистрированном браке, к созданию семьи. Проблемой психологической готовности к созданию семьи занимались такие отечественные исследователи как Т. В. Андреева, Р. Борман, А. Н. Волкова, В. А. Гаспарян, С. И. Голод, И. В. Гребенников, Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Н. И. Семечкина, Т. Ю. Сорокина, В. А. Сысенко, А. Г. Харчев, Г. Шилле и др. Исходя из этого, целью выпускной квалификационной работы является изучение психологической готовности к созданию семьи у студентов, состоящих в незарегистрированном браке. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: 1) исследовать теоретические аспекты психологической готовности к созданию семьи у молодых людей, состоящих в незарегистрированном браке; 2) провести эмпирическое исследование психологической готовности к созданию семьи у студентов, состоящих в незарегистрированном браке; 3) осуществить анализ полученных результатов. Объект исследования – семейно-брачные отношения студенческой молодежи ( было: студенты в возрасте 18-22 лет). Предмет – психологическая готовность к созданию семьи у студентов, состоящих в незарегистрированном браке. Гипотеза исследования – ___ Методы исследования: теоретические: теоретический анализ, классификация, систематизация и обобщение научной психологической литературы по проблемам исследования; эмпирические:___ Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с с 40-а испытуемыми, из них – 20 девушек и 20 парней, которые состоят в незарегистрированных брачных отношениях. Апробация: участие в Международной научно-практической конференции "Тенденции развития высшего образования" с докладом «Гендерные особенности межличностных взаимоотношений подростков»; статья на тему «Гендерные особенности межличностных взаимоотношений подростков» в сборнике тезисов Международной научно-практической конференции «Тенденции развития высшего образования». Формированию теоретико-методологической базы по данной теме и разработке соответствующего эмпирического исследования способствовало обучение в объёме 144 часов по образовательной программе II Международного конгресса «Реальность и перспектитивы психотерапии, практической психологии и психологического консультирования в условиях кризиса»(28-30 апреля 2015 г., Ялта) и I Международного декадника в Крыму «Жемчужины психотерапии в Короне Ай-Петри» (29 апреля-6 мая 2015 г., Ялта); обучение в объёме 24 часов по программе «СемьЯ под микроскопом: он, она, они»; обучение в объёме 20 часов по программе «Конструктор успеха» в рамках международного проекта «Образование XXI века: изменения в контексте развития информационного общества». Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, ___приложений. Основное содержание работы изложено на ___страницах. Список использованной литературы включает ___источника. Среди приложений ___. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ У СТУДЕНТОВ, СОСТОЯЩИХ В НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ 1.1. Основные подходы к изучению проблемы семьи, брака и незарегистрированного брака в психологии Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения чаще всего выступают: семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений. А. И. Антонов [] утверждает, что семью создают отношения родители—дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Автор обращает внимание на пространственную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, ученый [] определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества— родительства — родства. Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж — жена; муж — дети; жена — дети; дети — родители; дети — дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. Похожее определение семьи даётся в «Философском словаре», здесь семья рассматривается как «вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [фил. словарь, с. 352]. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь, но это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи. В сути этих понятий есть немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды [Алёшина]. Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Это означает, что, вступая в брак, каждая сторона берет на себя некие обязательства в отношении другой. Причем делается это перед значимой инстанцией – перед Богом (в церкви), перед законом (в ЗАГСе), и перед людьми, в частности, перед «свидетелями», которые до сих пор участвуют в регистрации брачного союза. Это придает браку свойство публичности, делает отношения между супругами значимыми в глазах других людей, социума. Вступление в официальный брак придает мужчине и женщине новый социальный статус. Брак оказывается легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной. А. Г. Харчев [Харчёв-Брак и семья] определяет брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности, а семью как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание. В определении А. Г. Харчева [Харчёв-Брак и семья] ключевыми моментами для понятия сущности брака являются «представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными). В разных обществах устанавливается определенный возраст для вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака (например, период с момента подачи заявления до его официального оформления, виды и формы брачных свидетельств) и его расторжения» [Харчев-Исследования семьи, с. 29]. [Харчев-Исследования семьи]. И. В. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. В нашей стране брак — добровольный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, свободный от материальных расчётов. Признаётся действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия. Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, при взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства. Если говорить о незарегистрированном браке, под ним понимается «такой союз мужчины и женщины, когда они, будучи фактически мужем и женой, не регистрируют свои отношения юридически в органах записи актов гражданского состояния (или не оформляют его посредством религиозной процедуры, если такой брак признается государством законным, имеющим юридическую силу)». По отношению к такому союзу используются и другие термины: консенсуальный брак («союз по согласию»), фактический брак, конкубинат, сожительство (причем выделяются два его типа: добрачное и небрачное), «несупружеская общность» (NichtehelicheLebensgemeinshaft), «интимное партнерство» («intimate relationships»), LAT-союз (LAT – сокращение от «living apart together», «гостевой брак»). Новая форма сожительства появляется в 1970-х годах и получает широкое распространение в 80-х в европейских странах. Именно с этого момента этот тип отношений начинает активно изучаться, его называют «nubile cohabitation» - сожительство молодых людей, достигших брачного возраста. Такая форма брачных отношений сформировалась в результате изменения общественных отношений, снижения влияния общественного мнения и морали, оттеснения ценностей семьи и брака на второй план, распространения искаженной структуры семьи и популяризации бездетных семей, а также удлинения периода детства современного человека (так называемой «инфантилизации»). Также важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений является трансформация ролевых отношений в семье. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье. Незарегистрированные союзы становятся все более частым и обычным явлением, их культурное значение, социальный смысл и социологический статус неочевидны и неоднозначны. С одной стороны, сожительство выглядит как тот же брак, только «приватизированный» и потому уже не предполагающий официальных свидетельств и брачных церемоний, а граница между браком и сожительством кажется подвижной и абсолютно «прозрачной». С другой стороны, сожительство выглядит как самоценный, альтернативный браку институт (в ряде случаев «трансформирующийся» в брак, в ряде случаев — нет), а граница между браком и сожительством кажется четко прочерченной и довольно «закрытой» [Шнейдер]. Отношение учёных к сожительству, воспроизводящему семейную модель, особенно среди молодёжи, неодинаково. Так, по заключению Л.В. Левиной и А.И. Левина сексуальная революция привела к эротизации брака, но одновременно и обесценила его – то, что общедоступно, не может стать предметом страсти. Наблюдается обесценивание близости, в неформальных браках супругов связывают только взаимные чувства и устный договор. Однако известный психолог и сексопатолог И.С. Кон оценивает сожительство не так однозначно. С одной стороны, в таких парах отношения не прочны, статус, с точки зрения общества, сомнителен и не обеспечивает защиты прав детей, родившихся в таких союзах, а также и имущественных и гражданских прав самих партнёров по сожительству. С другой стороны, он отмечает и положительные моменты: сожительство, в определённой мере, можно рассматривать и как обучающую семейной жизни модель, так как позволяет обрести начальный опыт совместной жизни. Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в основной своей массе распадаются через 5 - 7 лет. Более сложную систему, чем сожительство и брак, по мнению А. Г. Харчева, представляет собой семья, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей [Харчев-Брак и семья]. Согласно общепринятому определению, «семья — это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [Шнейдер, с. 128]. Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья — это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики: 1. Семья — ячейка (малая социальная группа) общества; 2. Семья — важнейшая форма организации личного быта; 3. Семья — супружеский союз; 4. Семья — многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Таким образом, «семья — это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства» [Антонов, Медков, с. 128]. Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова, «являются: 1) репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода); 2) экономическая (общественное производство средств жизни, восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности); 3) воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи); 4) коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха)» [Гребенников, с. 13]. М. С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения [Мацковский]. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис отмечают, что семье принадлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция [Эйдемиллер..]. Некоторые авторы (А. Г. Харчев, А. И. Антонов) делят функции семьи на специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические — те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах [Харчёв, Антонов]. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), сохраняются при всех изменениях общества. К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снят. Для того чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли. В отечественной науке понятие функций семьи соотносится с понятиями семейной роли и структуры семьи. Такие авторы, как Э. К. Васильева, А. Г. Харчев, М. С. Мацковский и др., определяют функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье. Большинство исследователей выделяет семейные роли на основании набора функций семьи как малой группы, акцентирует отношения между членами семьи в связи с распределением ролей и функционально-ролевой структурой семьи. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза. В работах советских социологов С. И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. Известно, что преобладающим мотивом заключения брака у интересующей нас студенческой молодежи являются любовь, в силу их юношеского возраста и близких к ней духовных, этических и эстетических ценностей и ожиданий. Ценности большинства молодых пар: * любовь, ласка, нежность, забота со стороны партнера; * дети (если они есть), их здоровье, благополучие; * материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; * удовлетворенность сексуальной жизнью партнеров; * здоровье как свое собственное, так и другого партнера; * хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками той и другой стороны; * возможность всецело отдаваться любимому творчеству, любимой профессии, профессиональный успех и карьера; Необходимо отметить, что студенческая семья, брачно-семейные отношения которой мы изучаем, характеризуется, в основном, всеми важнейшими аспектами брачных отношений молодых людей. Однако имеются и характерные только для них черты, такие как: * получение высшего образования, для дальнейшего трудоустройства и материального обеспечения себя и своей семьи; * особо обостренные сложности с нахождением подходящей работы, отсюда возникают проблемы с деньгами и жильем; * эмоциональное перенапряжение, которое возникает на фоне сложностей в материальном плане; * отсутствие времени на досуг. Существуют объективные, психологические и социально бытовые проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены. Молодые супруги выделяют две проблемы: отсутствие собственного жилья и материальные трудности. Студенческие пары еще более уязвимы, так как оба супруга учатся и, как следствие, материально несостоятельны. Их стипендия невелика, а возможность заработка ограничена, так как большую часть времени отнимает учёба. Жить студенческие пары вынуждены либо у родителей, либо на съёмной квартире, что становится для них почти непосильной задачей в силу их материального положения. Отдельная же комната в общежитие для молодых супругов не предусмотрена. Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие духовности студенческого брака. В гомогенном студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет обоюдный характер, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака. Многие студенческие семьи не имеют детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Итак, студенческая семья – это особый тип брачных отношений, который, включая в себя характеристики классического брака, имеет и свои собственные отличительные признаки, такие как социальное положение в обществе, любовь, как основной мотив вступления в брачные отношения, если оба партнера являются студентами дневного отделения, это отнимает большую часть времени, что влечет за собой обостренные сложности с деньгами и жильем. Отсюда возникают негативные психологические состояния, что может повлечь за собой частые конфликты, а значит, есть риск распада только зародившейся семьи. Большинство студенческих семей, как правило, детей не имеют. 1.2. Психологическая готовность к созданию семьи у молодых людей, состоящих в незарегистрированном браке Одним из факторов, определяющих стабильность семьи, является готовность молодых людей к самому её созданию. Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований. В педагогической литературе отмечается, что готовность, в отличие от установки, характеризуется активной природой и предполагает развитие субъекта педагогической деятельности. В.А. Сластенин, описывая понятие готовности, определяет его как «интегративное, значимое качество личности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, включающую личностные и процессуальные аспекты». Нас интересует готовность к созданию семьи. Каждый человек понимает, что создание семьи, семейная жизнь — это вызов, к которому можно быть готовым, а можно — не вполне. Но в чем заключается этот вызов, у большинства даже семейных людей понимание смутное, поэтому и представление о готовности у каждого свое. Большинство людей, размышляя о своей готовности к семейной жизни, ограничиваются узким числом критериев, концентрируя внимание либо на своих достоинствах, либо на недостатках. Например, красивая женщина может считать, что ее красоты достаточно, чтобы быть хорошей женой. Религиозная девушка может думать, что ее религиозность — универсальный ответ на все вызовы семейной жизни. Мало зарабатывающий мужчина, не имеющий своего жилья, может на основе этого делать вывод о своей непригодности к браку. А богатый, наоборот, может считать себя прекрасной партией уже потому, что он богат. Есть и много других «тоннельных взглядов» на этот вопрос. Все эти точки зрения неверны ввиду своей ограниченности. На самом деле, чтобы создать семью не только по названию, но и по сути, нужен вполне определенный и довольно широкий спектр достоинств. Психологический словарь трактует психологическую готовность к созданию семьи как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак и дальнейшее развитие семьи. Согласно этому источнику, общая готовность включает в себя физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции) и общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития — психологическая зрелость). Но рассмотрение различных теорий – Т. В. Андреевой, И. В. Гребенникова, В. А. Сысенко, А. Н. Сизанова, А. Адлера, Э. Фромма и др. - позволяет выделить разные виды готовности к браку: физическая зрелость, социально-нравственная готовность, этико-психологическая, мотивационная, психологическая и педагогическая готовности. С точки зрения И. В. Гребенникова сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Долго и упорно боролись за это люди — ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. Но дело в том, что даже настоящее взаимное чувство любви ещё не означает того, что молодые люди готовы к браку. Почему? Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку: 1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека. В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка. 2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять — семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей. 3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена. С семьёй человека, как правило, связывает стремление быть счастливым. И иметь правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их — важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни. Другие авторы вопрос готовности к созданию семьи видят иначе. Некоторые из них разграничивают физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции) и общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития - психологическая зрелость). В теории А. Адлера воспитание и выработка различных форм сопричастности к другому непосредственно связано как с сексуальным инстинктом, в целом, так и с сексуальным поведением, в частности. Э. Фромм, в свою очередь, разделял понятия «влюбленности» и «состояния любви» и считал, что благополучие брачных отношений зависит от любви. Проанализированное нами множество литературных источников позволило выделить основные категории качеств человека, влияющие на то, как складываются его личные отношения, и семейные в частности. Вот эти три основные категории. 1. Психологическая сохранность (психологическая категория). 2. Мировоззрение (духовная категория). 3. Знания о строительстве семьи (информационная категория). Ниже мы каждую из них рассмотрим подробно и покажем, почему при слабости хотя бы одного из супругов хотя бы в одном из этих трех пунктов шансы семьи резко снижаются. Помимо этих трех основных критериев готовности человека к семейной жизни, есть и много второстепенных. В том числе: * здоровье и внешность; * доход и достаток; * полезные навыки; * дурные привычки; * образование. При внимательном рассмотрении этих критериев оценки готовности к семейной жизни легко обнаружить, что большинство людей, оценивая свою готовность к браку, смотрят именно на второстепенные вещи, мало внимания уделяя главным. А мы, наоборот, не будем подробно рассматривать второстепенное, ввиду его очевидности и субъективности, а уделим внимание главному и объективному. Говоря о психологической сохранности, важно отметить, что речь здесь не об отсутствии у человека серьезных психических заболеваний, этот случай мы не рассматриваем, поскольку психиатрия — область медицины и от самого человека тут мало зависит. Речь о более тонкой материи — психологических нарушениях. Каждая личность имеет те или иные психологические нарушения в той или иной мере. Вопрос в степени нашего отклонения от нормы. Чем она больше — тем больше у нас проблем в личных отношениях. Какие, например, это могут быть нарушения? Например, низкое самопринятие, инфантильность, ложное чувство вины, слишком жесткие или слишком слабые личные границы. Каким образом эти и другие психологические проблемы отравляют человеку личную жизнь и семейные отношения? 1. Страдания в личных отношениях. 2. Эти личные страдания мешают видеть страдания близкого человека и вообще понимать его. 3. Личные страдания заставляют причинять боль близкому человеку. 4. Непонимание не позволяет удовлетворять потребности близкого человека. 5. Теряется трезвое видение ситуации и путей ее разрешения. 6. Искажается, нарушается сама система и иерархия семьи. Это лишь некоторые, наиболее общие последствия психологических проблем отдельной личности для её семьи. Есть и множество других. В результате человек не может полноценно выполнять свою семейную роль. В семье все страдают, и, что особенно печально, страдают и становятся наследниками психологических проблем дети. Самой распространенной психологической проблемой является низкое самопринятие (не путать с самооценкой). Низкое самопринятие — плод того, что в детстве человек не получил достаточно принимающей любви от родителей. Во взрослости такой человек испытывает в любых личных отношениях сильные эмоции (далеко не всегда радостные), принимая их за любовь. Но на самом деле любви там мало, больше любовной зависимости. Зависимый человек встречает в личной и семейной жизни огромные проблемы. Начиная с того, что часто он выбирает себе в супруги кого-то проблемного, кому нужна помощь и с кем будет тяжело. Например, человека, также склонного к зависимости (любовной, алкогольной и пр.) Или гуляку, человека, неспособного хранить верность. В браке зависимый человек склонен к ревности, подозрениям, тревогам. Ему всегда не хватает внимания партнера. Он редко чувствует себя счастливым. Воображая, что он весь себя отдает семье (и действительно, уделяя семье много времени и внимания), он не дает подлинной принимающей любви ни супругу (супруге), ни детям, из-за чего все чувствуют себя обделенными в главном и не развиваются как личности должным образом либо деградируют (например, жених, еще только склонный к выпивке, становится явным алкоголиком). Вторая категория, духовная, а именно мировоззрение — это представление человека об этом мире и своем месте и пути в нем. Важнейшая составляющая мировоззрения — осознанное или подсознательное представление о смысле своей жизни. Личность человека иерархична: более базовые вещи влияют на все остальное. Например, от понимания человеком смысла своей жизни прямо зависит видение им смысла своей семейной жиз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: