- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ отношения студенческой молодежи к созданию семьи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011608 |
Тема: | Анализ отношения студенческой молодежи к созданию семьи |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1.Семья в системе ценностей молодежи как объект исследования………...…6 1.1 Теоретические подходы к изучению семьи в системе ценностных ориентаций молодежи ………..…………………………………………………..6 1.2 Исследования семьи в системе ценностных ориентаций молодежи зарубежными и отечественными социологами……………………………..…10 2. Эмпирическое исследование семьи в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи…………………………………………………………14 2.1 Процедура и методы исследования…………………………………...……14 2.2 Результаты исследования……………………………………………….......15 Заключение…………………………………..…………………………………..24 Список используемой литературы……………………………………………..27 Приложения ……………………………………………………………………..30 Введение Семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями идетьми, как малой группы, члены которой связаны прочными или родственными отношениями, общностьюбыта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловленапотребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья это ячейка общества или малая социальная группа, являющаяся важнейшей формой организации личного быта и основанная на родственных связях и супружеском союзе - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Семья, по мнению Э. Г. Эйдемиллера – это сложноесоциальная организация, которая характеризуется особым порядком взаимоотношений между супругами,связанными брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, котораяопределена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья считается одним из фундаментальных социально-культурных институтов общества,от качественного состояния которого зависит будущее страны. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон социальной ситуации развития в молодости, и в студенческом возрасте, в частности. Анализ научной литературы показал, что у молодых людей происходит кардинальное изменение восприятия и представления будущего партнера для вступления в брачные отношения, а также меняется отношениек самому браку в целом. Выросли ожидания и требования, предъявляемые молодымилюдьми к будущему партнеру для создания семьи. Бытовые проблемы, общая неустроенность, неоднозначная экономическая зависимость студенческой семьи, психосоциальнаянеподготовленность молодых людей к семейной жизни, психологические перегрузки идругие негативные факторы часто являются причинами конфликтов в молодых семьях,способствуют разрушению семей. В работах Ю.И.Алешиной, В.Н.Дружинина, С.В.Ковалева, Л.Б.Шнейдер, Г. Эйдемиллера и другихисследователей подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие вобществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Проблема семейноговоспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами: А.Я. Варга, Т.В.Архиреева, Н.Н.Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер. Ученые В.С. Торохтий, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, В.Н. Дружинина, Н.Л. Москвичева, Р.Г. Гуровапродолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и представлений о семье и браке у людей, каксоздавших семью, так и проживших в семейной жизни значительное время. Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В.Матина, Е.В. Антонюк, Г.М. Андреева исследуют развитие семьи в современном обществе, аспекты проблемв браке, указывают на сходство мировоззренческих, ценностно-ориентационных аспектов длясовместимости супругов. Цель исследования: провести анализ отношения студенческой молодежи к созданию семьи. Задачи исследования: 1Рассмотреть теоретические подходы к изучению семьи в системе ценностных ориентаций молодежи. 2Изучить исследования семьи в системе ценностных ориентаций молодежи зарубежными и отечественными социологами. 3. Провести эмпирическое исследование семьи в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи. Объект исследования: студенческая молодежь. Предмет исследования: отношение студентов к созданию семьи и гражданскому, либо зарегистрированному браку во время обучения в университете и после окончания учебы. Гипотезы исследования: 1) Большинство студентовне желают вступать в брак в студенческом возрасте, поскольку еще не готовы к такой ответственности. 2) Многие студенты считают, что браки заключенные после окончания университетаболее прочные, поскольку оба партнера могут устроиться на полноценную работу и будут иметь материальный достаток, что необходимо для создания семьи. 3) Основным мотивом для заключения брака среди молодежи является любовь. 4) Большинство студентов придерживается того мнения, что в семье должно быть равноправие между супругами. 5) Молодежь в своей будущей семье планирует иметь двоих детей. 6) Самой главной причиной распада семьи, по мнению студенческой молодежи, является супружеская неверность. Источниковую базу работы составили:научные труды и публикации отечественных и зарубежных социологов,педагогов, психологов, философов по проблемам молодых и студенческихсемей; нормативная правовая база Российской Федерации, регулирующаяпроцессы молодежной семейной политики. Теоретико-методологической основой исследования стали:общенаучная и частно-научная методология; теории социологии семьи;результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в вопросахготовности студентов вступать в брак и создавать семьи. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений 1. Семья в системе ценностей молодежи как объект исследования 1.1 Теоретические подходы к изучению семьи в системе ценностных ориентаций молодежи Исторический экскурс в проблему изучения ценностных ориентацийличности показывает, что данное понятие стало центральным для многихфилософских теорий тогда, когда еще психология как самостоятельнаянаука не была выделена. В современной науке нет единого толкования термина «ценностныеориентации». Следует отметить, что не всеми авторами специально дифференцируются понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Частоони отождествляются. С нашей точки зрения, эти понятия не идентичны. В.А. Гордилов, под ценностью понимает значимость объекта для субъекта. С позиций Т. Шибутани, ценностями являются значения, особенно важные для человека. По взглядам О.М. Вовченко, ценность - значение той или иной вещи,явления, определяемое исходя из насущных потребностей и интересов.Р. Перри трактуют ценность как объект интереса. А.Т. Москаленко иВ.Ф.Сержантов – как предмет потребностей. М.С. Каган предлагает следующее определение: ценность – это внутренний,эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потомуона воспринимается им как его собственная духовная интенция. В данномопределении автором отмечается важный аспект: ценности направляют,ориентируют, регулируют отношения людей, сплачивая одних и разъединяядругих, обладающих иными ценностями индивидов. Рассматривая ценностные ориентации молодежи, необходимо подчеркнуть, что одной из негативных тенденций трансформационногопроцесса семьи как социального института и агента первичной социализацииявляется изменение установок на деторождение. В связи с негативными ценностными установками к деторождению современные женщины совершаютаборты, что является одним из главныхфакторов отрицательно прироста населения. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, каждый десятый аборт, приходитсяна активный репродуктивный молодежный, студенческий возраст. Преемственность репродуктивного поведениястуденческой молодежи сопряжено ссоциальными дилеммами: рожать илисделать аборт, воспитывать ребенкаили учиться. Репродуктивный выборобуславливается рядом социальныхпроблем, с которыми сталкиваютсямолодые люди данной возрастной, социальной группы: Образовательная. Вопросы, связанные с продолжением учебы, невозможность наработать профессиональныйстаж. В данной ситуации будущая мамаопять сталкивается с рядом дилемм:продолжать обучение или брать академический отпуск, переводиться на заочное обучение. Решение данных вопросов зависит от наличия у будущей мамыпомощников, которые будут помогатьвоспитывать ребенка. Материальная. Студенческая молодежь подчас не имеет собственного дохода и постоянного заработка, находитсяна иждивении у родителей. Ситуацияможет обостряться еще и тем, если обучение осуществляется на платной основе. Межличностная. Отношения с отцомребенка, страхи. В данной возрастнойгруппе большой процент незамужнихдевушек. Часто отец ребенка еще самобучающийся, не имеет своего дохода иотказывается от отцовства. Часто великстрах одиночества, страх остаться одной с ребенком на руках. Профессиональная. Современныемолодые люди нацелены на карьеру,профессиональные достижения, проектируют будущее без ребенка. Рождениедетей откладывается на неопределенный срок. Семейно-брачным отношениям посвящено множество исследований сдревности до наших дней. Определим такие понятия, как «семья» и «брак». А. Захаров высказывает свое мнение на семью: «В социальнойпсихологии существует понятие «первичная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении еечленов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествленияи слияния ее участников. Такой первичной группой является семья – единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря«приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей». Согласно определению Н.Я.Соловьева, «семья – малая социальнаягруппа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношенияхмежду мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Представляет интерес определение семьи, «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями идетьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения»,данное А.Г. Харчевым. А.И. Антонов определяет семью как, основанную «на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализациюдетей и поддержание существования членов семьи». По мнению Л.Б. Шнейдер, семья – это системно-функциональное объединение эмоционально – близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства. Из данного определения следует,что важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Тесная взаимосвязь существует между понятиями «семья» и «брак»,однако они не являются тождественными. А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которойобщество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», а семью, как «институированную общность, складывающуюся на основе брака, и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов заздоровье детей и их воспитание» Козлова О.Н описывает специфические особенности современнойсемьи: - особая роль родительства: если в древней истории крайне низкойбыла самоценность детства и воспитательной функции, то начиная со второй половины ХХ в. «особое значение в детско-родительских отношенияхприобретает эмоциональная и духовная близость, эмпатия, а родительскаялюбовь становится приоритетной ценностью семейной жизни»; - основой супружеского союза являются любовь, эмоциональноепринятие и поддержка, которые являются высокозначимыми семейнымиценностями; - семейная система является достаточно открытой, позволяетлегко вступить в брак и развестись: «супруги вправе свободно определятьдальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системыценностей… судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов», поэтому возрастает значимость ценностей свободы, как независимости в поступках и действиях, ответственности; - изменение структуры современной семьи: переход от расширеннойсемьи к нуклеарной. На данном историческом этапе современная российская семья переживает кризис, разрешение которого приведет к модернизации институтасемьи с новой функционально-иерархической структурой, эгалитарнымисемейными отношениями, опирающимися на ценность самоактуализацииличности, как родителей, так и детей. Я согласна с точкой зренияО.А. Карабановой, утверждающей, что ценность в семейном образе жизнивозрастет, если рассматривать семью, как форму партнерского союза, оптимального для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. 1.2 Исследования семьи в системе ценностных ориентаций молодежи зарубежными и отечественными социологами Эмпирические исследования по проблеме ценностных ориентациймолодежи многочисленны. Данные исследования возможно поделить на тригруппы: I. Социологические опросы, которые направлены на установлениепортрета идеального мужа или идеальной жены, либо на характеристикуобраза идеальной семьи в представлениях студентов. Эта группаисследований акцентирует внимание на выявлении представлений молодежио семейных отношениях. В качестве примера исследований данной группы можно представитьработы Ананьева В.П. Проведя социологическое исследование семейных ориентациимолодёжи, которые обучаются в ВУЗах он сделал следующие выводы, первое: иерархия качеств идеального мужавыстраивается следующим образом: муж должен обеспечить материальныйдостаток, быть верен своей супруге (жене), обладать интеллектом, чувствомюмора, легким характером, быть сексуальным, хозяйственным. Второе: иерархия качеств идеальной жены выглядит следующимобразом: должна быть верна супругу (мужу), обладать интеллектом,чувством юмора, легким характером, сексуальностью. Женщине должнабыть присуща хозяйственность. Третье: предпочитаемые семейные модели:муж и жена должны поровну работать - 37,9 %, муж работает, жена меньше иследит за домом - 44 %. 2. Социологические и статистические исследования, которыенаправлены на то, чтобы определить фактический социокультурный портретстуденческой семьи, выявить реальные ценностные ориентации студенческоймолодежи. Данная группа изучает реальные семейные отношения молодежи. В качестве примера подобного направления следует считатьисследование семейных ценностей студентов, которое было проведено А.А.Русановой. А.А. Русанова все ценности систематизировала в три группы: 1 группа - ценности, которые связаны с браком (ценность брака, ценность равноправия супругов и др.); 2 группа - ценности, которые взаимосвязаны с родительством; 3 группа - ценности, которые связаны с родством А.А. Русанова, на материале собственных эмпирических исследований,которые были проведены в Забайкальских ВУЗах сделала следующиевыводы: так, по ценностям супружества А.А. Русановой констатируютсяследующие эмпирические результаты: «с одной стороны, официальный бракзаключается под воздействием таких «вынужденных» причин, какбеременность, отсутствие понимания или конфликты сродителями/родственниками. С другой стороны, существенная часть молодежи взаимосвязываетвступление в брак с прагматическим расчетом (улучшить социально-экономическое положение), с желанием достичь экономическойсамостоятельности. Любви как базовой основе для создания семьипринадлежит только лишь четвертое место. Отрицательной, на наш взгляд, тенденцией следует считать тот факт,что вполне приемлемой социальной нормой в среде молодежи сталосчитаться внебрачное сожительство». 3. Социологические исследования самосознания студенческоймолодежи состоящей в брачных отношениях, т.е. самооценок исамохарактеристик семейными студентами своей семейной жизни и ееближайших перспектив, а также самооценок соответствия студентовсобственным эталонам супругов. Данная группа исследований взаимосвязана с установлениемотношения между семейной практикой и семейными идеалами молодежи.Т.Ю. Сорокина, опираясь на базовое понятие брачно-семейнойустановки, изучала реальные семейные ориентации молодежи. Брачно-семейную установку, по мнению Т.Ю. Сорокиной иерархически можнопредставлять тремя уровнями: I) эгоцентрическим, 2) социоцентрическим и3) традициоцентрическим». Т.Ю. Сорокина получила следующие результаты: 1. Установка на верность, на значимость детей в семье будет выше утех, кому присуща высокая значимость моральных норм в регуляцииповедения. У них же будет ниже установка на развод. 2. Установку на патриархальную семью можно связать со значимостьюсемьи и с традициоцентрической брачно-семейной установкой. 3. Традициоцентрическая брачно-семейная установка взаимосвязана сважностью семьи и детей, с многодетностью, с функцией воспитания. Таким образом, социологи особое внимание уделяют изучениюфункционированию института семьи в современной России как результатреализации типичных брачно-семейных установок. А именно, в современнойРоссии проводятся многочисленные социологические эмпирическиеисследования для выявления особенностей функционирования институтасемьи. Особое внимание заслуживают исследования, направленные наопределение места семьи как ценности в структуры ценностных ориентациимолодежи. 2. Эмпирическое исследование семьи в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи 2.1 Процедура и методы исследования Для выявления ценностных ориентаций молодежи в сфере семьи и брака, было проведено эмпирическое исследование «Отношение студенческой молодежи к созданию семьи». Осуществлялся сбор необходимого материала и его исследование. Была выдвинута цель эмпирического исследования, которая заключается в проведении анализа отношения студенческой молодежи к созданию семьи. Были поставлены следующие задачи: 1.Выявить основные проблемы студенческой молодежи, связанные с созданием семьи. 2.Выделить основные факторы, мотивирующие молодежь к вступлению в брак. 3. Узнать, какие браки молодёжь считает наиболее прочными. 4. Выявить отношение студенческой молодежи к браку по причине рождения ребенка. 5. Выявить, как молодежь относится к гражданскому браку. 6. Выделить отношение молодежи к супружеской измене, а также к проблеме лидерства и финансовой независимости в семье. Объект исследования – студенческая молодежь 1-5 курса Ярославских ВУЗов. Предмет исследования – отношение студентов к созданию семьи и гражданскому, либо зарегистрированному браку во время обучения в университете и после окончания учебы. Гипотезы исследования: 1) Большинство студентовне желают вступать в брак в студенческом возрасте, поскольку еще не готовы к такой ответственности. 2) Многие студенты считают, что браки заключенные после окончания университетаболее прочные, поскольку оба партнера могут устроиться на полноценную работу и будут иметь материальный достаток, что необходимо для создания семьи. 3) Основным мотивом для заключения брака среди молодежи является любовь. 4) Большинство студентов придерживается того мнения, что в семье должно быть равноправие между супругами. 5) Молодежь в своей будущей семье планирует иметь двоих детей. 6) Самой главной причиной распада семьи, по мнению студенческой молодежи, является супружеская неверность. Для проведения исследования были использованы следующие методы сбора информации: анкетирование, анализ научной литературы. Методом анкетирования осуществлялся опрос студентов. Для обработки результатов применялись специализированные средства программного обеспечения: программный пакет MicrosoftOffice. 2.2 Результаты исследования В исследовании принимали участие 170 студентов Ярославских ВУЗов от 18 до 25 лет. Из них 100 девушек и 70 юношей. (рис 1) Рисунок 1- Распределение респондентов по половому признаку Распределение респондентов по возрасту получилось следующим образом (рис 2.) Рисунок 2-Распределение респондентов по возрасту Из диаграммы видно, что большую часть 65% составили студенты в возрасте 18-20 лет, 26%- респонденты от 21 до 23 лет, и 9% - 23-25 лет. На рисунке 3 показано, что 84% опрошенных получают первое высшее образование, 16 %-второе высшее. Рисунок 3-Распределение респондентов по уровню образования Что касается вопроса об актуальности создания семьи в студенческие годы, то ответы распределились следующим образом: 35% опрошенных считают, что создание семьи в студенческие годы-это актуально в наше время, 65% считают, что нет. (Рис.4) Рисунок 4-Актуальность создания семьи в студенческие годы 49% опрошенных считают престижным вступление в брак, а 51% считают по-другому. На вопрос: Готовы ли вы к заключению брака в вашем возрасте 49% опрошенных ответили: нет, мне еще рано, 38% - готов, но только после окончания института, и 13% считают, что готовы уже сейчас(рисунок 5). Рисунок 5 – Готовность к заключению брака в студенческие годы Несмотря на романтичность отношений, на сильные чувства и тягудруг к другу,молодые люди и девушки еще не готовы взвалить на себя весь груз ответственности засоздание семьи. Причин здесь много. Это и юный возраст, который не позволяетосуществить сознательный выбор партнера и строить с ним серьезные, осмысленныеотношения. И желание «получить от жизни все», «погулять», что, как правило,ограничивает брак. Это невозможность самостоятельно обеспечивать себя, свою семью,ребенка, и полная зависимость от родителей. Это желание построить карьеру,реализовать себя, а появление ребенка, в частности для девушки, затормозит еепродвижение на несколько лет. Таким образом, гипотеза о желании и готовности молодежи к вступлению в брак в студенческом возрасте подтверждается. 54% респондентов считает, что самые крепкие браки по любви, 32% -заключенные в более взрослом возрасте, после окончания института, 12% считают, что это браки, заключенные на основе крепкой дружбы, 2% -по расчету (рис. 6). Рисунок 6 -Какие браки самые крепкие Из диаграммы видно, что, по мнению молодежи, наиболее крепкие браки являются браки по любви и заключенные после окончания института,поэтому вторая гипотеза подтверждается. Основным мотивом вступления в брак является взаимная любовь -66%, возможность отделиться от родительской семьи - 6%; рождение ребенка -28%. Из этого следует что, самые распространенные мотивы вступления в брак для студентов - это потребность в любви и рождение ребенка. Мотивы любви, с возрастанием курса занимают лидирующие позиции. Наряду с ведущим мотивом любви стоит желание иметь детей. На основании этого, можно сказать, что гипотеза о мотивах заключения брака подтверждается. Изучая установки респондентов, относительно ценности супружества, можно увидеть, что оптимальный возраст вступления в брак находится в промежутке от 21 года до 25 лет (68%). Для 76% респондентов предпочтительной формой брака является официально зарегистрированный брак, приэтом опыт совместного проживания является необходимым условием для заключения брака.Что касается мнений респондентов о распределении власти в семье, то 53% опрошенныхсчитают, что главой семьи должен быть мужчина, 32% выступили за равноправие супругов, 15% в качестве главы семьи определяют женщину. В распределении обязанностей членов семьи всё менеепроявляется гендерное различие супругов и предпочитается совместное выполнение многих обязанностей. Таким образом, гипотеза о равноправии супругов в семье частично подтверждается. На вопрос: Какая должна быть продолжительность предбрачного периода, 45 % ответили, что необходимо больше трех лет для того, чтобы отношения стали более крепкие, была уверенность в своем партнере. Для этого нужнохорошо узнать характер друг друга, достоинства и недостатки, интересы ивзгляды на жизнь, убедиться в стабильности испытываемых чувств; 23 % студентов считают, что предбрачный период должен длиться от 1 до 2 лет; 27% -3 года, 5 % затруднились ответить. Рисунок 7 – Продолжительность предбрачного знакомства Изучая ценность родительства современной молодежи, можно увидеть, чтопо мнению 76% студентов, наилучший возраст женщины для рождения ребенка находится в промежутке от 21 до 25 лет,что совпадает с оптимальным возрастом для заключения брака. Мужчине же лучше становится отцом ввозрасте от 26 до 30 лет. Репродуктивная установка студентов измерялась вопросом «Сколько детейВы планируете?» При этом результаты получились довольно неплохие, так как 52% планируют иметьдвоих детей, 27% - троих, 21% - одного. Таким образом, гипотеза о количестве детей в будущей семье подтверждается. Из анализа результатов видно, что респонденты мужского пола ценят такие качества будущей супруги как доброта, искренность, верность и отсутствие вредных привычек.Настоящая жена должна быть умной, скромной, трудолюбивой, заботливой, хозяйственной, скромной и т. д. Девушки в большинстве случаев видят в мужчине мужественность, верность, умение зарабатывать деньги, доброту, преданность, мудрость, отсутствие вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков). 42 % опрошенных не считают важным мнение родителей о будущем супруге. Большинство(58 %) ответили, что мнение родителей при выборе будущего супруга это важно. Основными причинами распада семьи, по мнению респондентов являются: измена супруга (51%);различия в хобби и увлечениях (15 %); пристрастия одного из супругов к вредным привычкам – 24%; конфликты, размолвки, (6 %); высокие материальные запросы одного из супругов (4%) (рис. 7). Рисунок 7 – Причины разводов Из диаграммы видно, что самой главной причиной распада семьи является супружеская измена, поэтому гипотеза подтверждается. Причинами долговечного брака студенты считают любовь и довериесупруга (42 %), взаимопонимание (20%), доброта и уважение друг к другу (17 %), супружеская верность (15%), здоровый образ жизни (7 %).(рис.8) Рисунок 8-Причины долговечного брака Таким образом, можно выделить следующие тенденции: Во-первых, сохранение за семьей статуса основной ценности. Семья находится в ряду доминирующих ценностей личности. Во-вторых, больше половины опрошенных основным мотивом к вступлению в брак и созданию семьи считает любовь и желание иметь детей. В-третьих, большинством респондентов поддерживается форма брака – сожительство. При этом сожительство имеет инструментальный характер, т.е. рассматривается молодежью как средство проверки отношений. Терминальной ценностью (целью) по-прежнему остается официально зарегистрированный брак. В-четвертых, наблюдается ориентация молодых людей на эгалитарную семью, т.е. в основе которой лежат отношения партнерства, равноправия между супругами, но большинство придерживаются такой точки зрения, что главой семьи должен быть мужчина. В-пятых, результаты исследований гласят, что студенты мотивированы иметь семью, в которой было бы двоеили трое детей. Заключение Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей семьи и брака и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Особенно перспективной в формировании ценности семьи является студенческая молодежь, стоящая на пороге жизненного самоопределения, приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой. Cемья и семейные ценности находятся в центре внимания отечественной и зарубежной наук: философской, социологической, педагогической, социально-психологической. В современной науке ценности, духовные потребности, производство и функционирование общественного сознания рассматриваются в виде составных компонентов духовной жизни общества. Выход современного российского общества из состояния социальной аномии напрямую связан с утверждением общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и традиций, повышением уровня культурного развития населения и, прежде всего, молодежи и студенчества. В ходе проведенного эмпирического исследования отношения студенческой молодежи к созданию семьи, выдвинутые мною гипотезы подтвердились. Цель работы - провести анализ отношения студенческой молодежи к созданию семьи - была достигнута. Были рассмотрены теоретические подходы к изучению семьи в системе ценностных ориентаций молодежи, проанализированы исследования зарубежных и отечественных социологов по данной теме, а также было проведено эмпирическое исследование семьи в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи. По результатам исследования можно сделать следующие выводы: - Больше половины опрошенныхне желают вступать в брак в студенческом возрасте, поскольку они не готовы еще к такой ответственности. - Большинство студентов нацелены на официальный брак в будущем, но перед этим, по их мнению, необходимо сначала получить образование, найти работу и иметь постоянный доход. - Оптимальный возраст для вступления в брак молодежь считает 21-25 лет для женщин и 26-30 для мужчин. - По мнению студентов, прежде чем вступить в официальный брак, необходим предбрачный период, длительность которого должна быть от трех лет. - В своей будущей семье большинство опрошенных хотят иметь двух детей. Также они считают, что главой семьи должен быть мужчина, но не стоит забывать о равном распределении обязанностей. - В системе семейных ценностей любовь по-прежнему занимает одно из приоритетных мест. - Самой главной причиной распада семьи, по мнению студенческой молодежи, является супружеская неверность. Наибольшей ценностью в семье для молодежи является любовь, поддержка, забота, уважения и взаимопонимание. Таким образом, можно сказать, что для студенческой молодежи идеальная семья выглядит следующим образом: это официально зарегистрированная семья, члены которой любят друг друга и уважают; супруги равны между собой в правах и обязанностях, они вместе решают вопросы и проблемы, возникающие в семье, проводят свободное время, организовывают досуг. В такой семье царит забота, поддержка, любовь, взаимопонимание и уважение друг к другу. Список использованной литературы Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М. :Инфра-М, 2015. Ананьев, В.П. Материальные условия жизни и экономическая ориентация современной студенческой семьи / В.П.Ананьев. М.: Образование и воспитание, 2014 – 206 Ачильдиева, Е. Методические аспекты исследований стабильности брака / Е. Ачильдиева. М.: Проспект, 2011. - 37 с Вебер М. Основные принципы рационализации общественной жизни. М.: Высшее образование, 2012 - 54 с Гаврилов, С.Н. Семья как социокультурный феномен / С.Н. Гаврилов.М.: Монография Изд-во Интеллектуальная книга, 2011. - 85 с Гордилов В.А. Идентификация и самооценка как факторы формирования ценностных ори ентаций молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Изд-во «Социум», 1994. Гурко, Т.А. Актуальные проблемы семей в России / Т.А. Гурко //Социологические исследования. 2014. - 17с Жиров, Ю.С. Семья в системе ценностей учащейся молодежи //Социально -педагогическая работа. - 2014. – 23 с. Захаров, С.В. Перспективы рождаемости в России:демографический переход / С.В. Захаров // Отечественные записки. – 2015. – № 3. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г.Здравомыслов.М.: Политиздат, 2013 - 213 с Зацепин, В.И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. М.: Политиздат, 2012 - 225 с. Зритнева, Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М.: ВЛАДОС,2015. - 152 с. Каган М.С. Философская теория ценности. - С-Пб.: Петрополис, 1997 Кедярова, Р.Н. Программа «Молодая семья» // Социально-педагогическая работа, 2014 - 80 с. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. М.:Просвещение, 2011 - 208 с Козлова, О.Н. Социальные миры поколений / О.Н. Козлова //Соц.-гуманит. знания. – 2014. – № 2. – С.128. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентации / Д.А.Леонтьев. М.: Дрофа, 2011. - 222 с Лисовский, В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). СПб.: Наука, 2013. - 71 с Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М.: Просвещение, 2012. - 367 с. Медкова, Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения, 2011 - 50 с. Местовский, Н.А. Духовно - нравственное состояние и ценностные ориентации студенческой семьи /Н.А. Местовский // Образование и воспитание, 2012 - 48 с. Немировский В.Г., Григорьев С.И. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество на пороге ХХI века, 2013 - 103 с. Никонова, Л.Е. Ценность семьи: проблема формирования у студенческой молодежи // Профессиональное сознание специалиста: методические, идеологические, психолого-педагогические факторы формирования: Материалы конференции, 2014. – 109 Олифирович, Н.И., Зинкевич-Куземкина, Т.А., Велента, Т.Ф.Психология семейных кризисов / Глоссарий терминов. Статья «Семейные ценности», 2012 - 360 с Розин В.М. Судьба молодой семьи: Психологические размышления о современной любви и семье. М.: Московский рабочий, 2013 - 203 с. Роль семьи в консолидации российского общества // Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение / Под ред. М.К. Горшкова. М.: Новый хронограф, 2012. С. 62 Смагина, Л.И., Чернявская, А.И. О подготовке молодежи к браку и семье // Социально-педагогическая работа. - 2010.- 102 с. Фурса, И.А. Изучение мнения студентов о проблемах студенческой семьи // Личное, гражданское и социальное право: теория и практика: Материалы 1-й научно-практической конференции. - Мн., 2014 - 70 с Приложение 1 Анкета социологического исследования на тему: «Отношение студенческой молодежи к созданию семьи» Уважаемый участник опроса! Я студентка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского провожу социологическое исследование с целью выявления отношения студенческой молодежи к созданию семьи. Прошу Вас принять участие в опросе и уделить 5-10 минут на заполнение анкеты. Внимательно прочтите каждый вопрос и возможные варианты ответов к нему. Выберите ответ, наиболее отвечающий вашему мнению, и укажите его. Прошу отвечать искренне и работать самостоятельно. Ответы будут использованы в обобщенном виде. Анонимность гарантируется. Заранее благодарю вас за согласие принять участие в данном опросе. 1) Как вы ду....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: