VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение особенностей речи у младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006155
Тема: Изучение особенностей речи у младших школьников
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»



Факультет Психологии и педагогики

Кафедра Психологии и педагогики

Направление подготовки (специальность) Преподаватель начальных классов

Профиль (специализация) Психология и педагогика начального образования



К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А





На тему:

Развитие речи у младших школьников



СТУДЕНТКА ______________________М.И. Куликова_____   

                             (личная  подпись)             

РУКОВОДИТЕЛЬ__________________кандидат психологических наук,

         (личная подпись)   доцент Е.В. Минаева 


















Нижний Новгород-2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речи…6

Понятие о речевой деятельности…………………………………………6

Виды речи, особенности их проявления в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………10

Управление развитием речи у детей младшего школьного возраста в процессе обучения ……………………………………………………….17

Выводы по главе 1………………………………………………………………29

Глава 2. Изучение особенностей речи у младших школьников……………...31

2.1. Цели, задачи, методы исследования ……………………………………...31

2.2. Полученные результаты, их анализ……………………………………….35

Выводы по главе 2………………………………………………………………41

Заключение………………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………...45

Приложения……………………………………………………………………...47

Приложение 1.



























ВВЕДЕНИЕ

Обучить детей красивой и правильной речи – высокая задача, требующая комплексного подхода. Oт успeшности ee рeшения вo мнoгом зависит кaчество дальнейшeго обучeния и вoспитания млaдших шкoльников. B нынешнee время систeма нaродного образования стoлкнулась с прoблемoй, что кoличество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. В соответствии с данными исследований от 20% до 40% обyчающихся начальных классов испытывают трудности в развитии речи. Прoблема рaзвития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания рyсского языка как одна из существенных. Она всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, которые изучают деятельность человека: педагогики, психологии и филологии.

	Теоретические aспекты рaзвития речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков – это 
К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев,  Т.А. Ладыженская,  Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др. 

В нынешнее время в центре внимaния нaxодится целенaправленное, системное, основывaющееся на лингвистических знaниях, обучение школьников различным видам речевой деятельности.  Важнейшая задача образовательного учреждения на современном этапе - это формирование у обучающихся потребности к овладению знaниями и способами действий с ними в соответствии с познавaтельными устaнoвками.

	Одно из решающих условий этой задачи – хорoшо рaзвитая рeчь – важнейший пласт всеcтороннегo пoлноценногo рaзвития дeтей. Чeм богачe, правильнеe у ребeнка рeчь, тeм проще ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности. Формирование правильного произношения – это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, понимать обращенную к нему речь, контролировать речь окружающих и собственную.

	Таким образом, развитие речи обучающихся – это практическая сторона обучения языку, формирование умений и навыков, способствующих обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка для выражения своих мыслей, знаний, чувств, предположений.

Объект исследования: речь младших школьников.

Предмет исследования: особенности развития речи у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить особенности развития речи младших школьников.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:

	- изучить литературу по проблеме развития речи, описать сущность понятия речь;

	- рассмотреть особенности развития речи у младших школьников;

	- подобрать и апробировать диагностический материал по изучению особенностей развития речи у младших школьников;

	- составить рекомендации по речевому развитию младших школьников.

База исследования: МБОУ ОШ №11, поселок Ильино; учащиеся 4 класса.

Методы исследования:

Теоретический анализ.

Эмпирические методы с использованием методик:

- методика Эббингауза;

- методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое);

- методика определения активного словарного запаса.

Количественный и качественный анализ.

Гипотезa исследования заключается в предположении, что систематическое, методически точное проведение речевых упражнений на урокaх развития речи и русского языка способствует развитию связной речи младших школьников,  предупреждению и устранению типичных речевых ошибок учащихся, повышению качествa детских высказываний, помогает формировать навыки самоконтроля.

Курсовaя работа включает в себя две части. Первая часть посвящена психолого-педагогическим основам развития речи младших школьников. Вторая содержит информацию об изучении особенностей речи у младших школьников методами исследования, анализе полученных результатов в ходе исследования. Раздел «Список литературы» включает в себя список используемой научной и методической литературы.





































Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речи



Понятие о речевой деятельности



          Крупнейшее достояние человечества - речь, она позволила использовать, как опыт прошлого, так и настоящего времени, является речь. Речь – одно из главных способов общения людей. Без ее существования человек не имел бы возможности принимать, передавать и объяснять информацию, в особенности ту, которая имеет в себе смысловую нагрузку или фиксирует то, что невозможно понять с помощью органов чувств. Речевое общение отличает человека от животного, кроме общения, оно является основным средством мышления. В ней отражаются интеллектуальные, возрастные, профессиональные и половые качества, которые присущи человеку. Что же такое речь? Толковый словарь Ожегова, дает нам следующее понятие, что речь – это способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа.

Роберт Семёнович Немов говорит о том, что речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. [21]

Анатолий Геннадьевич Маклаков представляет речь - как процесс общения людей посредством языка, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. [19]

Сергей Леонидович Рубинштейн считает, что речь - это деятельность общения посредством языка, это язык в действии.[25]

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Психологическая природа речи раскрыта А. Н.Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским)[16]:

	-  речь занимает основное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;

	- речь имеет полифункциональный характер; 

	- речь является полиморфной деятельностью, выступая то, как громкая коммуникативная, то, как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

	- в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее смысловую (семантическую) сторону;

	- слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;

	- процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т. е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Основные функции речи: 

	Сигнификативная функция (функция обобщения) отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим;

	Регулирующая функция – используется для управления познавательными процессами и поведением человека и других людей;

	Функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную;

	Эмотивная функция - выражает собой психологическое состояние говорящего, его чувства и отношение к собеседнику. [5]

	        Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. 

	       Обучающиеся высказываются непосредственно и свободно. Чаще всего 
это простая речь: речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, 
непроизвольная реактивная(диалогическая) речь. Школьный курс оказывает помощь в формировании произвольной, развёрнутой речи, кроме этого учит планированию речи на 
уроке. Перед обучающимся необходимо ставить задачу научиться давать развёрнутые и
полные ответы на поставленные вопросы, рассказывать в соответствии с планом, не допускать повторений, высказываться верно, законченными предложениями, пересказывать большой материал связно. В ходе учебной деятельности обучающиеся должны овладеть активной, произвольной, монологической, программированной и коммуникабельной речью. На протяжении младшего школьного возраста развиваются все стороны речи: фонетическая, грамматическая, лексическая. Обучающиеся первого класса практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне нужно уделить огромное внимание, потому что обучение грамоте, чтению и письму требует хорошего развития фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, верно различать все фонемы, научиться делать их анализ, выделять отдельные звуки из слова, из выделенных звуков формировать слова.   В младшем школьном возрасте развивается ещё и грамматическая сторона языка. Приходящий в школу ребенок, практически владея грамматическим строем родного языка, то есть он может склонять, спрягать, связывать слова в правильно построенное предложение. Для развития грамматического строя языка необходима новая речевая деятельность для ребенка - письменная речь. Необходимость быть понятым не только в устной речи, но и в письменной заставляет обучающегося строить грамматически правильно собственную речь.

	       Для речевой деятельности требуется не только механическое воспроизведение известных случаев использования слов, но и творческого оперирования словами, понимания и использования их в новых ситуациях, с новым значением. Успешное овладение обучающимися лексикой определяется по количеству запоминающихся слов, и по возможностям активно использовать их: самостоятельно понять новые случаи использования уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадываться о значении неизвестного слова, уметь выбирать наиболее правильное исходя из ситуации.

	В первую очередь речевое развитие в начальной школе осуществляется на уроках русского языка. Происходит овладение речью в следующих направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии лексического развития, по линии всё большего и большего осмысления обучающимися своей речевой деятельности.

	        Коммуникативная функция является наиболее важной. Раскрывая для ребенка коммуникативную функцию языка, мы учим его планировать, выражать свои мысли языковыми средствами, предполагать возможные реакции собеседника, осуществлять контроль за собственной речевой деятельностью.

	        Усвоение языком происходит для ребенка в общении, стихийно, в процессе речи. Это недостаточно; речь усвоенная стихийно проста и иногда неправильна. Важнейшие аспекты языка усвоить стихийно невозможно и поэтому находятся в ведении школы.

	       Это обучение литературному языку, который подчиняется определенной норме, умение различать нелитературный язык, просторечия, диалекты, жаргоны от литературного, правильного языка. Образовательное учреждение обучает литературному языку в следующих вариантах: художественный, научный, разговорный. Это большой объем материала, тысячи новых слов, множество новых знаний уже известных слов, большое количество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые ребята не использовали совсем в дошкольной устной речевой практике.

	        В образовательном учреждении обучающиеся получают возможность овладеть умениями письма и чтения. Эти речевые навыки, опираются на языковую систему, на знания грамматики, графики, фонетики, орфографии, лексики. Самостоятельно, ребенок, это освоить не может, поэтому всему необходимо обучить; в этом главная задача методики речевого развития.

	В развитии речи одна из главных задач работы –дать детям какой-то минимум речевых умений, ни один обучающийся не должен остаться. Это совершенствование речи обучающихся повышение её культуры, всех её выразительных возможностей.

	        Речевая деятельность человека - сфера очень широкая. Три линии, которые выделяют в развитии речи: 

	работа над словом, 

	работа над словосочетанием и предложением, 

	работа над связной речью[7].

	       Развитие этих трех линий происходит параллельно, несмотря на это они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением.    Развитие речи требует долгой кропотливой работы учителя и обучающихся. Пугаться временных не удач не нужно. Систематические занятия, способствующие развитию речи, обязательно дадут плоды. Развитие речевых умений и навыков происходит в соответствии с законами геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему - речь обогащается  и совершенствуется.

	

	

	

	

	Виды речи, особенности их проявления в младшем школьном возрасте

	

	Речь человека многообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста на сцене, и ответ ученика. В различных случаях речь выступает в разных формах. Необходимо знать особенности каждого вида речи. (см. схема 1.) В психологии различают два основных вида речи [6]: 

	Внешняя речь. 

	Внутренняя речь. 

	

		Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, характерны фрагментарность, отрывочность, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна. Внутренняя речь формируется на основе внешней и имеет несколько форм. Ее можно представить в беззвучной форме – не воспринимаемой на слухбеззвукового оформления, представляющей собой «внутреннее» развернутое проговаривание какой-либо информации. 

	Другая форма – собственно внутренняя речь как средство мышления,

	отличается от беззвучной речи особой структурой. Она свернута, сжата, в ней опускается большое количество второстепенных членов предложения, остается только центральное подлежащее или сказуемое.[12]

		Внешняя речь подразделяется на устную речь (звучащую) и письменную (графически зафиксированную).  Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Устная речь - звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи — ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т. п.), может сопровождаться мимикой и жестами; говорящий может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации. Основными формами устной речи являются:

	монологическая - длительная, последовательная, связная, знаний одним лицом;

	диалогическая -  непосредственное общение двух людей, при условии, что реплики одного из них – это ответы на высказывания другого (в школе обычно применяется искусственная форма диалога – беседа, диалог между учителем и учеником);

	полилогическая - подразумевает участие в разговоре больше трех участников одновременно. [10]

		Обратим внимание на письменную форму речи. Она наиболее трудна, потому что самая развернутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом обдумывания, а на стадии овладения навыками письма осознается и весь процесс написания каждого слова. Черты письменной речи более строго выражены, чем у устного монолога.

		Л. С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог. По его мнению, речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная. [5] 

	Письменная речь имеет свои отличительные черты:

	Письменная речь всегда сложнее и полнее, чем устной. Частое употребление конструкции, которые осложняют предложение, большое использование книжных слов.

	Паузы, логические ударения, интонации, жесты в письменном варианте невозможны. Это компенсируется делением текста на абзацы, выделением слов, знаками препинания, подчеркиванием.

	Осложнена орфографией, которая отнимает у младших школьников много сил и иногда веру в свои силы. Слабый орфографический навык является очень серьезной помехой в развитии письменной речи.

	Письменная речь намного медленнее формируется, чем устная, особенно в начальном звене. [17,22]

	Таким образом, речь является основой умственной деятельности и средством коммуникации. Умение обучающихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Доказательная, логически чёткая, образная письменная и устная речь обучающегося – показатель умственного развития. Наиболее важными ступенями в овладении речью являются – дошкольный и школьный периоды. Современная периодизация психического развития младшего школьного возраста выделяет период от 6 - 7 до 9 – 11 лет. [29]

		Л.С. Выготский характеризует этот возраст как цельную динамическую структуру,  которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, определяющее все психические особенности ребенка 6 - 7 лет. [5]

	         Н. С. Лейтес отмечает, что возраст младшего школьника - это период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

	Следовательно, возраст младшего школьника является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.[21]

	К семи годам дети уже владеют основными важными средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Дети овладевают языком через восприятие речи и говорение, поэтому важно создать для успешного развития речи детей необходимые условия, для общения и выражения своих мыслей.

В младшем школьном возрасте речь развивается в двух основных направлениях: 

интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие;

речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).

К поступлению в образовательное учреждение запас слов ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с собеседником по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в трехлетнем возрасте нормально развитый ребенок использует в своей речи до 500 и более слов, то в возрасте шести лет - от 3000 до 7000 слов.

Речь развивается не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.

Необходимость в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок активно осваивает речь. Освоение речи в сою очередь превращается в речевую деятельность. Пришедшему в школу ребенку, необходимо перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой образовательным учреждением.

Ребенок использует также и ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению[20].

Дети 7 - 9 лет уже достаточно освоив основы контекстной речи, позволяют себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими людьми или сверстниками во время игрового общения.

Младшие школьники постепенно овладевают письменной речью. Она более абстрагирована от ситуации, по-другому мотивирована. В отличие от устной речи, значительно произвольнее. Письменная речь — особенный способ становления мысли и общения. Д. Б. Эльконин выделяет несколько специфических особенностей письменной речи. Первое - это большая произвольность. Умение разделить слово на составляющие его звуки — первая произвольная операция, которой овладевает обучающийся при письме. Вторым  идёт умение придать мысли синтаксически развитую форму, что требует разделения данной мысли, представляющей в момент своего возникновения нерасчлененное смысловое целое. Приучая ребенка к расчленению потока мысли, к ее развернутому выражению и оформлению, тем самым письменная речь дисциплинирует мышление. Ребенок воспринимает и запоминает главным образом письменные структуры благодаря чтению. Чтение такой предмет обучения, который помогает самостоятельно овладеть письменной речью. Запоминаемые при чтении структуры письменной речи постепенно становятся структурными формами собственной мысли ребенка и ее оформления. Но  возможно это только тогда, когда у ребенка формируется способность ориентироваться на общение с воображаемым читателем, который способен понять его авторскую точку зрения.[28]
Действительно, обучение чтению несет собой принципиальный прогресс в умственном развитии ребенка. Ребенок, овладевший чтением, впервые 
может управлять своим поведением независимо от неизбежной ограниченности непосредственных контактов; теперь он самостоятельно активно впитывает опыт человечества, обобщенный в текстах. На первых этапах овладения чтением ребята часто выбирают тексты, знакомые им до обучения. И это иногда волнует некоторых родителей, они задумываются, не отстает ли их ребенок в умственном развитии? Но этот этап нормальный и необходимый для совершенствования. Предположим, ребенок знает какой-то стишок наизусть. Теперь, когда он читает его, задача понимания сводится только к процессу узнавания. Здесь не требуется осмысление, так как оно уже было достигнуто, когда ребенку прочитали и объяснили это стихотворение, помогли смысл стихотворения соотнести с доступным ему личным опытом. Так как теперь понимать стихотворение не нужно — задача становится куда проще и при чтении неизвестного текста можно воспользоваться этим приемом и соотнести смысл прочитанного с личным опытом — самостоятельно. Со временем этот  способ анализа текста будет изменяться. Он дополняется новым и теперь может производиться двумя способами: первое — на базе своего опыта, как было описано ранее, второе - на основе усвоенного при чтении обобщенного опыта человечества. Однако, когда чтение станет автоматическим, понимание будет осознаваться только соотнесением читаемого с личным опытом.
Следовательно, чтобы выразить свою мысль письменно, ребенку необходимо предварительно вообразить определенную ситуацию. Вначале переход в воображаемую ситуацию для детей сложен, поэтому пользуются рядом приемов для облегчения: текст составляют, опираясь на конкретную ситуацию своей жизни, конкретизируют диалог, внося в него описательно-ситуативные моменты и реплики, ориентированные на читателя. Поэтому работа с детьми над планом прочитанного и над планом детского рассказа очень значима для развития письменной речи. Пока нет внутреннего плана, они пытаются построить сочинение по принципам организации внешней речи, но это неудобно. Когда внешний план станет внутренним, построение рассказа облегчается. Для перехода от устной речи к письменной первое время обычно рекомендуют использовать вопросники или картинки, которые помогают сыграть роль плана. По мнению Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова в практике свободного письма обнаруживаются максимальные возможности письменной речи. Следовательно, в младшей школе нужно уделять этому максимальное внимание. Когда обучающийся овладеет технике письма, то обычно дети начинают писать самостоятельно. Часто это используется детьми во время игры и нередко занимает большое место в жизни младшего школьника. Они оформляют журналы, пишут объявления, письма, дневники, сценарии, сказки[7].




Управление развитием речи у детей младшего школьного возраста в процессе обучения



	С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей. В. В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. [21] 

	В рамках учебной деятельности закладываются наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.[20] 

	Школа с определенным содержанием усваиваемых в ней знаний есть исторически сложившаяся форма организации учебной деятельности детей. Школа становится важным этапом в развитии потребности ребенка в учебной деятельности как особой форме его связи собществом, в котором он живет. 

	Но даже при наличии соответствующих предпосылок эта деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться. Учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает важнейшей задачей обучения — задачей не менее важной, чем усвоение знаний и навыков. Процесс формирования учебной деятельности очень длительный и происходит на всех учебных занятиях. Нельзя формировать учебную деятельность на занятиях арифметикой и не формировать ее на уроках родного языка. Необходимо охватить процесс обучения в целом и по всем основным учебным предметам.[26]

	Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина:

	Первый компонент — мотивация. Учебная деятельность — она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. 

	Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Примером учебной задачи может служить морфосемантический анализ на уроках русского языка.  

	Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. В предыдущей части, например это значит — найти корень, приставку, суффикс и окончание в заданных словах. 

	Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача.

	Последний этап контроля —  оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. [28]

	Итак, учебная деятельность - это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя. С поступлением в школу ребенок впервые реализует свою деятельность, направленную на изучение и усвоение системы научных понятий. Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов.[14]

			ФГОС выделяет развитие речи, как основную задачу, требующую практическое решение.  Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы  речевого развития учащихся. Изучение курса русского языка делится на два этапа: обучение грамоте и систематический курс (раздельное изучение русского языка и литературного чтения).  Развитие речи по ФГОС  является основной содержательной линией курса «Русский язык».[24]

			Исследования, проводимые Т. Г. Егоровым, Е. В. Гурьяновым, Д. Н. Богоявленским, Д. Б. Элькониным показали, что освоение грамоты, а затем чтения и письма — очень сложный процесс.  Для овладения этим процессом необходимо:

	1) тонко различать звуки в слышимых словах (или в их частях—фонемах);

	2) уметь соотнести слышимый звук речи с определенным знаком, напечатанным в книге, или уметь изобразить самостоятельно;

	3) научиться воспринимать не только каждую букву и по образовавшейся ассоциации воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»; нужно увидеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменить произношение нужного звука: пи-пи, пу-пу, па-па;

	4) все буквы в слове нужно произносить слитно, как целый звуковой комплекс;

	5) слово должно быть понято, т. е. получившаяся комбинация звуков должна быть понята как обозначение какого-то знакомого ребенку предмета, действия, признака.

		Следовательно, освоение грамоты — трудная работа для семилетнего школьника, она основана на тонком и точном слухо-зрительно-артикуляционном анализе и синтезе, на сочетании звуковой формы слова с его значением. Маленький ученик часто читает неправильно, ставит ударение не там, где нужно, поэтому слова звучат искаженно, затрудняется понимание их смысла. Читая предложения, школьник учится понимать связи между словами, а значит, правильно называть окончания слов и читать предлоги и союзы, которые соединяют слова в предложении, выражающем определенную мысль. [22]

	В младшем школьном возрасте ребенок постепенно начинает овладевать письменной речью. Она более абстрагирована от ситуации. Иначе мотивирована. Значительно произвольнее, чем устная речь. Письменная речь — это особый способ общения и становления мысли. Д. Б. Эльконин выделяет несколько специфических особенностей письменной речи по сравнению с устной речью:

	Это большая произвольность. Умение расчленить слово на составляющие его звуки — первая произвольная операция, которой должен овладеть ребенок при письме. 

	Уметь придать мысли синтаксически развитую форму, представляющую в момент своего возникновения смысловое целое. Приучая ребенка к расчленению потока мысли, к ее оформлению и развернутому выражению, письменная речь тем самым дисциплинирует мышление. 

	Письменные структуры ребенок воспринимает и запоминает главным образом благодаря чтению. Чтение является тем предметом школьного обучения, который пробивает дорогу к самостоятельному овладению письменной речью. Запоминаемые при чтении структуры письменной речи постепенно становятся структурными формами собственной мысли ребенка и ее оформления. [28]

	Многие педагоги разрабатывали методы обучения детей письменной речи. 

		М. Монтессори, создавая игровые ситуации, использовала письменную речь как средство общения: дети писали короткие тексты на карточках. Содержание текстов было весьма разнообразным, но соответствовало возрасту детей. Так обеспечивалась мотивация детей.

		Л.Н. Толстой, как известно, для развития письменной речи предлагал детям писать различные сочинения. При этом он подчеркивал, что темы этих сочинений должны быть серьезными. 

		Французский педагог С. Френе ввел письменную речь в деятельность словесного творчества, чем также обеспечил единство двух указанных сторон. Он поощрял сочинение свободных текстов. На этих текстах и шло обучение разным аспектам письменной речи. Учащиеся редактировали тексты, проводили лексический анализ, грамматический разбор и т.д.

		Аналогичную работу с детьми проводил Дж. Родари, делая обучение письменной речи частью жизни детей. В частности, в его практике использовалось сочинение сказок детьми. [26]

	Овладение письмом играет огромную роль в развитии речи младшего школьника. Оно происходит одновременно с овладением навыками чтения. Если при овладении навыками чтения ребенок идет от букв к звукам, то формирование навыков письма совершается в обратном порядке, т. е. от звуков к буквам. Е. В. Гурьянов в своем исследовании определил, что формирование навыков письма проходит три стадии: 

	Все эти три стадии навыка письма являются подготовительными для последующего овладения связным и скорописным письмом. Основные трудности при овладении техникой письма обусловлены тем, что мелкая мускулатура руки ребенка развита еще недостаточно.[12]

	Слабая гибкость пальцев руки и  плохое противопоставление большого пальца остальным создают значительные трудности в овладении ручкой. И, наконец, затрудняет овладение техникой письма отставание в развитии письменной речи. Все эти существенные причины приводят к наиболее распространенным недостаткам в графическом письме школьника: 

	- почерк длительное время остается крупным, медленным и угловатым; 

	- вследствие неустойчивости наклона.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44