- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение особенностей коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007503 |
Тема: | Изучение особенностей коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра |
Содержание
Титульник Изучение особенностей коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра Содержание: Введение ………………..…………………………………………………….. 1 Общение ………………………………….………………………………… 2 Понятие коммуникация …………………..………………..……………… 3 Развитие коммуникативных навыков в онтогенезе.……………..….…… 4 Развитие коммуникации у детей с ОВЗ ……………………………..…… 5 Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра………………………………………………………………..……….. 6 методы диагностики коммуникации у детей с РАС …………..………… 7 Результаты диагностики ………………………………………………… 8 Методы коррекции коммуникации у детей с РАС …………….………… Вывод ………………………………………………………..……………… Введение: В настоящее время все больше уделяется внимания проблеме изучения и коррекции психических расстройств у детей. Одним из таких расстройств является аутизм. Аутизм - это нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипным поведением, которое приводит к нарушениям социального взаимодействия. Выявлено, что каждому 45 ребёнку ставится диагноз РАС. При отсутствии современной и полноценной диагностики и адекватной реабилитации значительная часть детей с нарушениям аутистического спектра остаётся необучаемой и не адаптированной к жизни в обществе. У детей с РАС выделяются следующие особенности: нарушение речи, коммуникации, стереотипные действия в целом- это ведёт к социальной дезадаптации. Цель исследования - изучить коммуникативные особенности у детей с РАС Объект исследования - дети с РАС. Предмет исследования - коммуникативные особенности у детей с РАС. Задачи: 1 изучить что из себя представляет общение. 2 изучить особенности коммуникации.. 3 изучить развитие коммуникативных навыков в онтогенезе. 4 рассмотреть развитие коммуникации у детей с ОВЗ. 5 проанализировать специфику развития коммуникации у детей с РАС. 1. Общение Общение является многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми, порождаемым потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание собеседника. Объектом в общении являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и другое. Общение может осуществляться с помощью жестов, мимики, пантомимики и т.д. Оно помогает людям выражать отношение к другим людям. В структуре общения есть несколько компонентов: Мотивационный компонент - это анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный компонент - это знание общих закономерностей общения. Поведенческий компонент. Он включает в себя восприятие людьми друг друга, особенности их взаимодействия. Общение имеет свои функции. Под ними понимаются системные свойства общения, детерминирующие специфику проявления []. Существуют различные классификации выделения основных функций общения в жизни человека. Так, Е. И. Рогов выделил следующие 5 функций общения. Первая функция прагматическая. Она отражает потребностно- мотивационные причины общения. Она реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. Общение здесь выступает важной потребностью. Вторая функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на собеседника, развивая и совершенствуя их во всех отношениях []. Человек, общаясь с другими людьми, усваивает общественный опыт, социальные нормы, ценности, формируется как личность. Общение выступает здесь как универсальная реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека. Третья функция - это функция подтверждения. Она обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Четвертой функцией является функция организации и поддержания межличностных отношений. Она служит интересом налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их собственной деятельности []. Последняя функция - это внутриличностная функция. Здесь происходит реализация общения человека с самим собой. То есть общение может рассматриваться здесь как универсальный способ мышления человека. В. Н. Понфёров выделил следующие 6 основных функций. 1. Коммуникатиная. Она осуществляет взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. 2. Информационная функция выполняет обмен информацией между людьми. 3. Под когнитивной функцией понимается осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии. 4. Эмотивная функция проявляет эмоциональную связь индивида с действительностью. 5. В конативную функцию входит управление и коррекция взаимных позиций. 6. Креативная функция. Это развитие людей и формирование новых отношений между ними. Понятие общение является сложным, поэтому необходимо обозначить его структуру. Г. М. Андреева выделила три основные взаимосвязанные стороны общения. Коммуникативная стороной общения. Она состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми, то есть обмене не только знаниями, но и умениями []. Третьей стороной обобщения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. Общение имеет большое количество классификаций по различным основаниям. Так, по характеру общения выделяют продуктивное, то есть творческое и непродуктивное, то есть формальное общение. По целям общение бывает следующих видов: утилитарное и неутилитарное. По формам проявления общение бывает: непосредственным, опосредованным, формальным и неформальным. Непосредственное общение является исторически первой формой. Оно является наиболее полноценным видом взаимодействия, так как люди получают максимальную информацию. Опосредованное общение – это взаимодействие с помощью дополнительных специальных средств и орудий, письменности, телевидения, телефона и других средств, для организации общения и обмена информации. Прямое общение. При этой форме общения информация передается лично одним индивидом другому. Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация. Межличностное общение – это непосредственный контакт людей в группах, парах, постоянных по составу участников. Итак, общение – это взаимодействие и взаимоотношение, которые возникают между различными субъектами, то есть между отдельными личностями; индивидом и группой; индивидом и общество. Общение является сложным процессом взаимодействия людей . Оно имеет свои функции, средства, типы. Общение чрезвычайно разнообразно. Оно заключается в обмене информацией, а также восприятии и понимании людьми друг друга. 2. Понятие коммуникация Понятие «общение» и «коммуникация» часто употребляются как синонимы, но при более подробном изучении между ними обнаруживаются некоторые различия. Так, по мнению М. К. Кагана, «общение» имеет практический, материальный, духовный, информационный характер, тогда как «коммуникация» является чисто информационным процессом, то есть передачей сообщений. Общение является субъект-субъективной связью, при которой есть собеседники. Процесс общения носит двунаправленный характер. Понятие коммуникация является шире понятия общение, так как оно включает в себя технические аспекты, обмен информацией в обществе в целом и его подсистемах. Коммуникация является одним из видов межличностного взаимодействия, в то время как общение объединяет все виды человеческих взаимоотношений. Коммуникативные функции связаны с вербальными и невербальными способами получения информации, а функцией общения является установление и развитие контактов между индивидами. Процесс коммуникации связан со знаковыми системами и речевой деятельностью. Общение соединяет коммуникативные функции вместе с интерактивными и перцептивными. Важный момент в коммуникации это получение и оценка информации, способ ее подачи. В общении важным является содержание и эмоциональный фон. Важнейшим свойством общения является способность объединять все виды человеческих взаимоотношений, которые удовлетворяют потребность в совместной деятельности и дают возможность каждому, через взаимопонимание с другими, осознать себя уникальной личностью []. Одним из этих видов является коммуникация. Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных средств коммуникации []. М. С. Андрианов ограничивает понимание коммуникации исследованиями смысловых аспектов социального взаимодействия. Бакстер, Силларс и Вангемст считают, что коммуникация – это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения. Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как « процесс по меньшей мере между двумя людьми, который начитается тогда, когда один человеке хочет общаться с другим». Г.В. Осипов отмечает, что коммуникация – это, прежде всего, передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей: - коммуникация предполагает наличие двух и более участников - коммуникация предполагает возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. - коммуникация предполагает возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. В коммуникации выделяют две основные функции. Это информационная и личностная. Под информационной функцией понимается процесс движения информацией. Вторая осуществляет взаимодействие людей. Эти функции взаимосвязаны друг с другом. Выделяют несколько классификаций видов коммуникации, приведем основные из них. По субъектам коммуникации и типу отношения между ними выделяют четыре основных ее вида: Межличностная коммуникация – это вид личностно- ориентированного общения. Она связана с обменом сообщениями и их интерпретации двумя и более людьми, вступившими в определенные отношения между собой. Межгрупповая коммуникация – это вид взаимодействия людей, который детерминируется их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения. Он не зависит от межличностных связей и индивидуальных отношений. Публичная коммуникация является статусно-ориентированным видом общения с публикой. Здесь сообщение затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер. Под массовой коммуникацией понимается процесс систематического распространения информации, который носит институциональный характер и передачу специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств. Передача любой информации возможна только посредством знаков, а именно знаковых систем. Выделяют вербальную и невербальную коммуникацию, которые используют различные знаковые системы. В вербальной коммуникации знаковой системой является речь. Она является важным условием и средством коммуникации, так как при передаче информации с помощью речи сообщение меньше всего теряет смысл. Главными коммуникативными качествами речи являются ее правильность, чистота, точность и выразительность. Невербальная коммуникация включает в себя следующие знаковые системы: Оптико-кинетическая система. Она включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Пара- и экстралингвистическая системы. Они также являются добавочными компонентами вербальной коммуникации. Под паралингвистической системой понимается система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. А экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, темп речи. Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Она является особой знаковой системой, так как несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Следующей знаковой системой, которая используется в коммуникативном процессе является визуальный контакт. Как и все невербальные средства коммуникации контакт в глаза имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать общение или прекратить его. Таким образом, коммуникация это не только слова и речь. В ней присутствуют знаки, жесты, символы. 3. Развитие коммуникативных навыков в онтогенезе Современная педагогика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста[]. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Значение сформированности коммуникативных умений и навыков становится более заметным на этапе перехода ребенка к обучению в школе. Именно коммуникативное развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Оно является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшей составляющей социально-личностного развития[]. Общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков изучали М.А. Виноградова, Л.В. Июдина и другие. В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и А.Г. Рузской. Согласно их мнению «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. М.И. Лисина выделила следующие компоненты в структуре общения, как коммуникативной деятельности: Первым компонентом является предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект. Второй компонент - это потребность в общении. Она состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке[]. Коммуникативные мотивы являются третьим компонентом. Под ними понимается - то, ради чего предпринимается общение. Четвертый компонент - действия общения. Они являются единицей коммуникативной деятельности, целостный акт, который адресован другому человеку и направлен на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - это инициативные акты и ответные действия. Пятым компонентом, по мнению М. И. Лисиной являются задачи общения. Это цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой []. Шестой компонент в структуре общения - это средства общения. Они являются операциями, с помощью которых осуществляются и действия общения. Последним компонентом являются продукты общения - образования материального и духовного характера, которые создаются в итоге общения. Общение является взаимодействием двух или более людей, которое направленно на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Навык – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, которые возникают в результате упражнений. Под коммуникативными навыками, считают, автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример взрослых, общение со сверстниками, с педагогами, родителями[]. Дошкольный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками. Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит достаточно долгий и сложный путь онтогенетического развития[]. Можно выделить следующие этапы развития коммуникативных навыков у детей: Довербальным этап. На этом этапе развития ребенок еще говорит, и не понимает обращенную речь. Но у него начинают формироваться предпосылки, складываться условия, которые обеспечивают овладением речью в последующем. Такими предпосылками являются избирательная и активная ориентировочная реакция на речевые звуки по сравнению с неречевыми. Вторым этапом является это начальная вербальная коммуникация. В этот период ребёнок начинает понимать и произносить простые высказывания и начинает формироваться «каркас» коммуникативных отношений с окружающими[]. Это этап возникновения речи. Конечным этапом является развернутая вербальная коммуникация. Круг общения в дошкольном возрасте расширяется за счет включения в него новых людей. Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи[]. В общении выделяют четыре основные формы, которые сменяют друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка. Первой формой является ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым. Оно занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни (С.Ю. Мещерякова[]). Вторая форма общения – это ситуативно-деловая со взрослыми. Она возникает с 6 месяцев и длится до двух лет. Ситуативно-деловая форма имеет важнейшее значение в жизни детей раннего возраста. В этот период ребенок переходит от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко более специфическим. Затем и культурно фиксированным действиям с ними. Главной особенностью второй формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия, ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием[]. Ведущими в этом возрасте становятся деловые мотивы общения. Важнейшим новообразованием этого возраста является понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Следующей формой общения является внеситуативно-познавательная. Она длится с трех до пяти лет. Важнейшим средством коммуникации в этот период становится речь. Основным средством общения у детей становятся речевые операции. Четвертая форма - внеситуативно-личностное общение. Она длится в возрасте шести – семи лет. Она является высшей формой коммуникативной деятельности дошкольном детстве. Эта форма служит целям познания социального. Данная форма е общения формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации. Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что если потребность в общении со взрослым складывается в первые два месяца жизни, то коммуникативная потребность в сверстнике появляется только у детей на третьем году жизни[]. М. И. Лисина выделила несколько фаз формирования у ребенка потребности в общении со сверстниками. В первый год жизни у ребенка нет еще потребности в общении со сверстниками. Отмечается лишь внимание к другим детям и положительное эмоциональное отношение к ним. На втором году жизни начинает формироваться первоначальное становление общения со сверстниками. На третьем году жизни у детей происходит появление истинно коммуникативной потребности в общении с ровесниками и полноценной, соответствующей ей деятельности. Около 4 лет возникает вторая форма общения со сверстниками - ситуативно-деловая. Роль общения у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка[]. У ребенка происходит идентификация себя со сверстниками, что коренным образом меняет отношение к нему[]. Также как и во взаимодействии со взрослыми, в общении детей со сверстниками выделяют последовательный ряд форм общения: Первой формой является - эмоционально-практическая. Она возникает на третьем году жизни ребенка. Основными средствами общения здесь являются экспрессивно- мимические Около четырех лет формируется вторая форма общения - ситуативно-деловая. В конце дошкольного возраста складывается внеситуативно-деловая форма общения. Таким образом, общение, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая в самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни[]. 4. Развитие коммуникации у детей с ОВЗ 5. Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра Отечественные и зарубежные авторы отмечают ряд характерных особенностей, проявляющихся у детей с РАС: трудности социализации, коммуникации и стереотипный характер поведения, интересов и деятельности. Под РАС – понимается спектр психологических характеристик, который описывает широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересных и часто повторяющихся актов [14]. Среди характерных патологических форм речи, прежде всего, обращают на себя внимание: эхолалии, вычурное, часто скандированное произношение, своеобразная интонация, характерные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей, например, слов мама, папа или остальные предметы, к которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т.п []. Всесторонние искажения развития, возникающие у детей при РАС на ранних этапах онтогенеза, нарушают последовательное и полное формирование коммуникации, препятствуют принятию целостных моделей коммуникативного поведения, ограничивают возможности ребенка в переживании социального опыта. Несформированность коммуникативного поведения - характерный признак РАС. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения. Он редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на них окружающим и близким для него людей. Но в то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя". Практически у всех детей при всей разнице речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи. При расстройства аутистического спектра отмечаются следующие специфические особенности коммуникативных навыков: - недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации; - нарушения формирования базовых коммуникативных функций; - недостатки социоэмоциональных навыков; - нарушения диалоговых навыков; - вариативность сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутизмом. Рассмотрим особенности коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, проявляющиеся на ранних этапах развития. Основываясь на данные исследований отечественных и зарубежных авторов, можно выделить следующие коммуникативные нарушения в период младенчества []: Нарушение визуального контакта: ребенок не фиксирует взгляд на глазах человека. У него отмечается боковое зрение, взгляд «мимо», «сквозь». Он активно избегает взгляда другого человека. У детей отмечается задержка сроков появления и нарушения комплекса оживления. Появление первой улыбки появляется в ответ на предметы окружающего мира, а не на лицо близкого взрослого. Гуление может отсутствовать, быть монотонным или проявляться только для некоммуникативных целей. Также у детей отмечается слабое взаимодействие, безразличное или отрицательное отношение к контакту с людьми. Ребенок не просится на руки, либо активно этому сопротивляется. У него отсутствует реакция на свое имя. Отсутствует или слабо выраженная реакция на речь другого человека. У детей с РАС отмечается несформированность указательного жеста. Несмотря на эти особенности аутичных детей диагностировать аутизм в раннем детстве практически невозможно. В более старшем возрасте, даже обладая некоторыми речевыми навыками, ребенок с аутизмом стремится избежать обращения. Это достигается посредством невербальных протоимперативов. У части детей с аутизмом при хорошо развитой монологической речи отмечается несостоятельность в диалоге. При общих особенностях дети с аутизмом имеют свои индивидуальные различия. Среди типических случаев расстройств аутистического спектра О. С. Никольская выделила четыре основные моделями поведения, которые различаются системными характеристиками. В рамках каждой из них формируется характерное единство доступных ребенку средств активного контакта со средой и окружающими людьми, с одной стороны, и форм аутистической защиты и аутостимуляции, с другой [17]. Эти группы отличаются между собой глубиной и характером аутизма. Первая группа. Дети с РАС почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение. Дети не пользуются речью и невербальными средствами коммуникации. В данной группе аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего. При столь выраженных нарушениях организации целенаправленного действия дети с РАС с огромным трудом овладевают навыками коммуникации. Они мутичны. При явном отсутствии активности собственной речи, их понимание обращенной речи остается под вопросом [16]. Дети могут проявлять явную растерянность, непонимание простой и прямо адресованной им инструкции. Но, также они могут периодически демонстрировать адекватное восприятие значительно более сложной речевой информации, воспринятой из разговоров окружающих, которая на них не направлена. При овладении навыками коммуникации с помощью карточек с изображениями, словами, иногда письменной речью с помощью клавиатуры компьютера, эти дети с аутизмом могут показывать понимание происходящего. Вторая группа. Ребенок данной группы имеет лишь самые простые формы активного контакта с людьми. Он использует стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремится к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. В отличие от первой группы эти дети более активны в развитии взаимоотношений с окружением. В привычных условиях они могут быть спокойны и более открыты к общению. Детям характерна речь штампами. Требования ребенка выражаются словами и фразами во втором или в третьем лице, которые складываются на основе эхолалии. Речь стереотипа и привязана к определенным ситуациям. Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косвенные формы контакта с окружающим миром и людьми. Они плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам, имеют стереотипные увлечения. Это создаёт большие трудности во взаимодействии с людьми. Аутизм данной группы проявляется в поглощенности собственными стереотипными интересами и неспособностью выстраивать диалогическую речь. Дети этой группы способны к развернутому монологу. Их речь грамматически правильная, развернутая, с хорошим запасом слов может оцениваться как слишком правильная. Четвертая группа. Для детей этой группы характерна задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности возникают в осваивании навыками взаимодействия и социальными правила поведения. В отношениях с людьми они проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость и наивность. При всех трудностях аутизм четвертой группы наименее глубок. Он выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения. При всей зависимости от другого человека среди всех аутичных детей только эти дети пытаются вступить в диалог с обстоятельствами (действенный и речевой), хотя и имеют огромные трудности в его организации[15]. Они в меньшей степени используют стереотипы. Дети пытаются говорить и действовать спонтанно, вступать в речевой и действенный диалог со средой. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что у все детей с аутистическим спектром наблюдается нарушение коммуникации. Ребёнок с РАС избегает общения, тем самым ухудшает возможности речевого развития. Речь является автономной, эгоцентричной, недостаточно связанной с ситуацией и окружением. 6. методы (и методики) диагностики коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра Основные методы получения психологической информации при обследовании ребенка - это: наблюдения поведения детей в разных видах деятельности; психологические тесты и интервью; экспериментальные методы; изучение продуктов деятельности детей; анализ опросников и бесед с родителями. Также используется большое количество разнообразных методик. Например, экспериментальная методика «Лабиринт» Л. А. Венгера. Она изучает уровень развития сотрудничества. Ее основные показатели: способность видеть действия партнера; согласованность действий детей; взаимопомощь и отношение к результату деятельности. Проективная визуально-вербальная методика «Два домика». Она направлена на изучение отношения ребенка к самому себе и к другим детям. К основным показателям этой методики относятся: отношение к себе как к члену группы; отношение к другим детям группы. У детей с аутистическим спектром имеется ряд особенностей. Поэтому данные методы и методики не всегда могут показать точный результат. Для диагностики коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра используются следующие методы. ADOS — это шкала наблюдения для диагностики аутизма. Она является полуструктурированной. Эта методика используется с младенческого до взрослого возраста. Она состоит из ряда мероприятий, в которых можно наблюдать социальное и коммуникативное поведение. Эта шкала включает в себя четыре модуля. Испытуемому дают только один модуль, в зависимости от его уровня экспрессивной речи и хронологического возраста[]. Модуль 1 применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно; модуль 2 – к тем, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно; модуль 3 – к свободно говорящим детям; и Модуль 4 – к свободно говорящим подросткам и взрослым[]. CSBS-DP - опросник «Профиль развития коммуникации и символического поведения» Он предназначен для родителей детей от 6 до 24 месяцев. Этот опросник позволяет выделить детей с коммуникативными нарушениями с РАС. Он включает в себя 24 вопроса с вариантами ответов. На заполнение его требуется около 5 минут. Также его можно провести в форме интервью с разъяснением сути вопросов. Шкала CARS применяется для детей с 2 до 6 лет. Она включает в себя 15 категорий, которые описывают все имеющие значения для диагностики области. Пунктами оценочной шкалы CARS являются: Взаимоотношение с людьми; подражание и навыки имитации; эмоциональный фон; контроль тела; игрушки и другие предметы в обиходе; приспособленность к изменениям; визуальная оценка ситуации; звуковая реакция на действительность; использование таких органов чувств как обоняние, осязание и вкус; страхи и реакция на стресс; коммуникативные способности; навыки невербального общения; физическая активность; интеллект и общее впечатление. ADI-R — Autism Diagnostic Interview — Revised, интервью для диагностики аутизма. Оно является полуструктурированным для установления диагноза РАС. Выделяются симптомы и оценивается их выраженность в областях коммуникации, реципрокного социального взаимодействия, ограниченных и повторяющихся форм поведения; выделены вербальные и невербальные проявления[]. Дифференцирует РАС и другие нарушения развития. От 3 лет. Методика « Оценка социальных и коммуникативных навыков у детей с аутизмом». Она применяется для получения данных о коммуникативных навыках дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Эта методика включает в себя следующие разделы: Первый раздел - это выявление особенностей коммуникативных навыков. В этом разделе исследуют виды коммуникации, которые используются ребенком в процессе общения. Сюда в ходят: вербальная и невербальная коммуникация, альтернативные средства коммуникации. Во втором разделе изучаются возможности коммуникации, то есть, выражение просьб, комментирование своих действий, сообщение о своих чувствах и т.д. Третий раздел – это сфера общения ребенка. Он включает в себя изучение специфический нарушений коммуникации: мутизм, эхолалии; употребление личных местоимений; трудности визуального контакта. Также используются следующие методы. Скрининг общего нарушения психологического развития - этот опросник заполняется родителями и помогает выявить аутизм на ранних стадиях. Вопросник для скрининга аутизма. Этот тест используется для детей старше 4 лет. Интервью для выявления аутизма. В ходе структурированного интервью родители предоставляют информацию о поведении ребенка. Наблюдение для выявления РАС. В ходе этого метода наблюдается то, как ребенок выполняет некоторые функции включая деятельность по коммуникации, социальному взаимодействию, игре, интересам, и другим видам поведения[]. Изучение особенностей коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра проводилось 28 ноября на базе ГКОУ «Школа – интернат Костромской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху» и 1 декабря 2016 года на базе группы детского образовательного учреждения № 53, г. Костромы. В процедуру исследования нами были введены протоколы обследования, которые позволили определить уровень сформированности вербальных и невербальных коммуникативных навыков. В исследовании приняли участие 12 детей от 3 до 8 лет. Таблица 1 № Имя Пол Возраст Диагноз 1 Миша м 3 РАС 2 Лёша м 3 РАС, ЗПР 3 Никита м 4 РАС, ЗПР 4 Кирилл м 4 РАС 5 Лида ж 4 РАС 6 Герасим м 4 РАС 7 Багдан м 4 РАС 8 Костя м 4 РАС, УО 9 Слава м 4 РАС, ДЦП, ЗПР 10 Кристина ж 6 РАС, ЗПР 11 Ваня м 8 РАС 12 Сережа м 8 РАС Как видно из таблицы 1, в исследовании приняли участие 12 детей с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС). Возраст испытуемых от 3 до 8 лет. Половой состав неоднородный: обследование состоит из 10 мальчиков и 2 девочек, что, в целом, отражает тенденцию развития болезни, которая поражает мальчиков значительно чаще, чем девочек. Цель исследования - изучение особенностей развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом. В обследовании мы осуществляли подбор наиболее объективных методов исследования, которые позволили провести комплексную диагностику и оценить уровень сформированности коммуникативных навыков изучаемых детей. Для получения данных о коммуникативных навыках детей в качестве основы была выбрана методика «Оценка социальных и коммуникативных навыков у детей с аутизмом» и речевая карта С. С. Морозовой, которые были нами, модифицированы и объединены в одну. Данная методика позволила провести наиболее полную диагностику коммуникативных навыков ребенка с РАС. Для проведения исследования мы поставили перед собой задачи на выявление следующих особенно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: