VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение наглядного материала и его использования на уроках обществознания

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007488
Тема: Изучение наглядного материала и его использования на уроках обществознания
Содержание
5



Содержание







Введение	3

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использования наглядности на уроках обществознания.	8

	1.1. Классификация наглядных средств обучения и их виды	8

	1.2. Особенности применения и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач	17

Глава II. Методика использования наглядных средств обучения в преподавании обществознания в 7 классе.	21

	2.1. Применение наглядности на уроках обществознания	21

	2.2. Пример урока в 7-ом классе с использованием наглядных средств.	28

Заключение	33

Список использованных источников и литературы	35






Введение







Актуальность исследования. Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Это утверждение не требует доказательства. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. 

Принцип наглядности являлся предметом обсуждения многих великих педагогов. Первым о нем заговорил чешский педагог Я.А. Коменский. Он говорил о том, что необходимо изучать сами вещи, а не свидетельства о них. В основе чувственного метода Коменского лежит необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в понимании Коменского - решающий фактор усвоения учебного материала. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого познания. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. Наглядность превращается в самоцель. Ж.Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения не приобретает самостоятельного и существенного значения. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить. К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. Л.В. Занков рассматривал взаимодействие слова и наглядности в обучении. Психологи выделяют наглядный материал как внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Наглядность - показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Согласно К.Д. Ушинскому: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету…».

Но настоящий этап развития образования и общества заставляет иначе посмотреть на требования, предъявляемые к наглядным пособиям. Эту проблему можно решить, пользуясь неограниченными возможностями компьютера. 

Таким образом, новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности. 

Степень изученности темы. Урок истории невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить исторический материал понятным для учащихся. Заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника. 

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия. 

В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «... ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». 

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим.

Иллюстрации позволяют иллюстрировать рассказ учителя, дополнять текстовый материал учебника. Методист В.Н. Вернадский говорил, что картина представляет собой «параграф учебника, написанный кистью». В ряде случаев картины можно использовать в качестве самостоятельного источника знаний. Так, И.Л. Андреев предложил оригинальную систему работы с произведениями живописи. Рассматривая картину С.В. Иванова «Во времена раскола», Андреев предлагает обдумать сюжет и определить, какие мероприятия церковной реформы отражены в этом сюжете, а также определить, кто из героев картины выступает за реформу, а кто - против. 

Целью данной работы является изучение наглядного материала и его использования на уроках обществознания.

Данная цель предполагает решение следующих задач: 

- обобщить результат использования наглядности на современном уроке обществознания; 

- показать особенности применения наглядного материала на уроках гуманитарного цикла как активизатора мысли учащихся; 

- изучить методические приемы организации работы с наглядностью на уроке обществознания; 

- представить результаты работы по теме в виде конспектов уроков и компьютерных презентаций. 





Объектом исследования является наглядные материалы.

Предметом исследования является использование наглядного материала на уроках обществознания.

Методы исследования. В данной работе используются следующие методы:

- дедуктивный, когда частные положения выводятся из общих. Так из психологических трудов Маслоу А.Г. и Зимней И.А. выводится положение о влиянии наглядности на восприятие и усвоение учебного материала на уроках истории.

- анализ, при котором общее положение делится на составные части. В данной работе все наглядности делятся на три группы, т.е. дана классификация наглядных средств обучения.

- синтез, который заключается в проведении исследования в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов в единое целое. 

Теоретическая база исследования. Приведённые в работе примеры уроков с использованием наглядностей, являются обобщением опыта методистов и педагогов, занимавшихся изучением данной темы: Ушинского К.Д., Знакова Л.В., Вагина А.А. («Методика преподавания обществознания в средней школе»), Коротковой М.В., Студеникин М.Т. («Современные тенденции преподавания истории и обществознания в школе») и др.

Территориальные рамки исследования охватывает территорию РФ

Гипотеза работы заключена в следующем: оптимизация использование наглядных пособий достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом преподавания обществознания.

Научная новизна данного исследования заключается в постоянной необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий. Данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам обществознания в средней образовательной школе.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.





















































Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использования наглядности на уроках обществознания.







1.1. Классификация наглядных средств обучения и их виды







Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.

Наглядность – один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. 

Средства – предметы, приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо. Под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств. 

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.), и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).

Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения.

Выделяют наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

К предметной наглядности относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность. К изобразительной наглядности относятся произведения живописи, учебные карты, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;

г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.

К тому же у учащихся подросткового возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности.

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

А также в современных уроках обществознания широко применяются технические средства информации (телевидение, видеозапись, звукозапись. Используются для изучения новой темы. Эти средства могут подготовить и учителя, и ученики); 

Технические средства обучения (ТСО) - это комплекты аппаратуры и устройств, применяемых с целью повышения результативности преподавания и изучения обществознания. 

ТСО объединяет два компонента: технические устройства и носители информации. Существует разные виды ТСО: контроля и самоконтроля (устройства автоматизированного контроля учащихся. Наблюдается обратная связь каждого ученика с учителем); 

К инновационным техническим средствам обучения относят компьютер, который является универсальным многофункциональным обучающим средством, включающим экран и аудиосредства. 

Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться. Компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же они позволяют осуществить важнейшие принципы обучения: 

-принцип гуманизма; 

-принцип научности; 

-принцип наглядности; 

Пользуясь неограниченными возможностями компьютера: 

1. Облегчается поиск нужного наглядного материала, посредством сети Интернет; 

2. Мультимедийный режим позволяет вывести на экран качественную визуальную информацию; 

3. Появилась возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью мультимедийного проектора). 

Таким образом, новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности. 

Мультимедиа-программы - наукоёмкий продукт. Он создаёт спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет:

-осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями урока и познавательного интереса учащихся;

-прогнозировать понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;

-осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств мультимедийной книги с традиционными средствами обучения;

-создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения (учащиеся самостоятельно или в группах ищут ответы на поставленные вопросы);

-удовлетворять познавательный интерес к школьному предмету обществознания. 

То есть, мультимедийные программы помогают учителю наглядно и увлекательно ознакомить учащихся с содержанием темы. Они дополняют большинство современных учебников. 

Готовые мультимедийные программы имеют целый ряд достоинств перед традиционной наглядностью. И хотя они выполнены профессионально, они имеют лишь общие сведения. Объём содержащейся в них информации невозможно уложить в 40 минут урока. Поэтому удобно пользоваться программным обеспечением Microsoft Power Point. Оно позволяет привести материал урока в соответствие с конкретными целями и задачами, поставленными перед изучением нового материала, а также у учителя появляется возможность провести урок в том методическом ключе, с помощью которого он выстраивает свою систему работы. 

Компьютерные презентации обладают целым рядом возможностей: 

1. Одновременное использование различных способов предоставления учебной информации (дата, понятие, текст, диаграмма, анимация, графика, звук); 

2. Представление на электронных страницах (слайдах) одновременно текст и мультимедийные объекты; 

3. Возможность изменения последовательности представления слайдов в процессе просмотра презентации; 

4. Возможность неоднократного возвращения к просмотренному ранее слайду; 

5. Возможность многорядного изображения с целью сравнения объектов. 

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время на записи на доске. 

Следующим положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. 

Ещё одним из традиционных видов наглядности являются диафильмы. К сожалению, они не включают современного ученика в процесс «проживания» учебного исторического материала. Статичность визуального ряда, отсутствие звука не вызывают у ученика устойчивого внимания, без которого нет успеха в обучении, поэтому работа с компьютерными технологиями более эффективна. 

Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет осуществить ещё один важный принцип образования - принцип гуманизма. Печатный шрифт, чёткое воспроизведение и большой формат представляемых образов позволяют включиться в работу даже тех ребят, которые на обычных уроках занимают пассивную позицию. Данный тип работы позволяет даже учащимся с низкими интеллектуальными способностями принять участие в учебном диалоге, а значит, почувствовать себя успешными. 

В зависимости от того, какие понятия, положения или иные теоретические факты требуется раскрыть в процессе обучения, используются различные виды наглядности.

По характеру представления окружающей действительности выделяют такие виды наглядности, как:

- естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами в классе и за пределами школы;

- картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, диафильмы);

- объемная наглядность в системе учебных пособий представлена макетами, моделями, муляжами;

- символическая и графическая наглядность способствуют развитию абстрактного мышления, так как пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (схемы, чертежи, диаграммы, графики и т.п.);

Таким образом, использование наглядного метода на уроке обществознания способствует не только развитию интереса к материалу, но и к его освоению и лучшему запоминанию. Также большая роль отводится, несомненно учителю, так как от него зависит, как построить свой урок с применением наглядных средств для улучшения эффективности знаний. У современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии. 





 


1.2. Особенности применения и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач







Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является в конечном счёте исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым. 

        Использование наглядных методов  способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.

Можно выделить несколько функций наглядности:

1) наглядность обучения является средством познания учащимися окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;

2) познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия; согласно К.Д. Ушинскому, знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются;

3) наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному; на ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями; с другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами;

4) наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким.

Я.А. Коменский в свое время определил наглядность как важнейший компонент процесса обучения: «Начало познания необходимо выходит из ощущений (ведь ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущениях). А потому, следовательно, начинать обучение не со словесного толкования в вещах, но реального наблюдения за ними. И только после ознакомления с самой вещью, пусть о ней идет речь, выясняющее дело более всесторонне…». Это его высказывание подтверждает правильность введения средств наглядности на первое место классификации. 

Значение наглядности в преподавании обществознания не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных обществоведческих  понятий.

Без применения наглядность сложно донести правильно материал до учащихся, так как нельзя будет добиться правильных представлений об окружающем мире. Также важно научиться детей строить свою речь и уметь логически размышлять на любые обществоведческие темы. Учитель непосредственно должен руководить процессом на уроке, то есть уметь правильно объяснять как работать с тем или иным наглядным средством обучения.

Обычно к рисункам и фотографиям, схемам и таблицам, методисты и учителя относятся как к средствам обучения и разрабатывают приемы их эффективного использования для образной демонстрации новых фактов, для обобщения и проверки знаний и умений учащихся. 

Характер  и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам. Конкретная наглядность должна постепенно уступать место абстрактной наглядности. Предметная наглядность должна все более уступать место символической. Наглядность - сильнодействующее средство, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством. Чрезмерное количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное, может вызвать замедленное развитие абстрактно-логического мышления. Наглядность должна способствовать активизации умственной деятельности учащихся через концентрацию внимания на том, что является главным в излагаемом материале.

  Умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся. Принцип наглядности, по выражению Я.А. Коменского, является «золотым правилом дидактики». Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения. Применяя средства наглядности педагог использует при этом и слово: сообщает учащимся знания, руководит процессом наблюдения учащимися объектов и т.д. Поэтому возникают вопросы, касающиеся соотношения слова и наглядности в обучении. Наглядные восприятия обладают высокой «пропускной» способностью. Сами наглядные средства и их сочетание с речью и практической деятельностью, обладают наиболее высокой эффективностью для запоминания.

 Таким образом, для того, чтобы использование наглядности  действительно стало эффективным в улучшении качества образования необходимо соблюдать определённые правила и чередовать различные методы преподнесения материала. Учебный процесс полностью зависит непосредственно от самого учителя, так как именно он должен правильно организовать урок обществознания для улучшения эффективности знаний учащихся седьмого класса. 

 


Глава II. Методика использования наглядных средств обучения в преподавании обществознания в 7 классе.







2.1. Применение наглядности на уроках обществознания







  В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. На пути решения этих актуальных задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка. Важно наравне с обычной школьной лекцией использовать такие средства обучения, которые привлекут внимание семиклассников и дадут им задания для размышления и обсуждения. Такими средствами могут стать наглядные.

Наглядный средства используются на уроках обществознания в основном для улучшения эффективности образования, но и имеют ряд других функций:

Наглядность как самоценность. Наши учебники по обществознанию начисто лишены иллюстраций; задача учителя – восполнить этот недостаток на уроке, для полного отражения реальной действительности, чтобы семиклассник лучше имел представление о том или ином обществоведческом материале.

Наглядность – как средство формирования критического мышления. Например, учитель выводит какие-либо рисунки, иллюстрации на слайд либо прикрепляет на доске, и ставит какую либо проблему, над которой ученик должен подумать (сравнить, описать, объяснить), затем на основе анализа высказать правильно свои логические рассуждения.

Наглядность – как средство привлечения внимания. Учитель на уроках обществознания может использовать не только научные схемы, таблицы, но и различные смешные карикатуры. Правда, предоставление ученикам данного вида наглядности не должно стать частым явлением, так как слишком много развлекательной наглядности будут отвлекать внимание семиклассников от изучения основного обществоведческого материала.

Наглядность – как средство актуализации и значимости. Учителю здесь важно донести до учеников, что знания, полученные ими на уроках обществознания, помогут им в повседневности на протяжении всей жизни, поэтому важно изучать обществоведческий материал.

Наглядность – как способ закрепления материала через художественный образ. Размещение неожиданного, метафоричного изображения в конце темы, позволяет использовать ассоциативное запоминание, то есть для того, чтобы школьники лучше запомнили какие – либо сложные термины не обходимо провести параллель с повседневностью.

Наглядность – как средство раскрытия теоретического материала. Оперируя абстрактными терминами, можно упустить из виду, что в сознании аудитории, они не находят опытного подтверждения. В данном случае, недостаточно упомянуть соответствующий пример из обществознания, важно показать конкретно-историческое воплощение понятия в жизни.

Наглядность – как средство создания игровой ситуации. Раскрывая смысл понятия, например «обыденное сознание», можно использовать какую – либо мини-игру для лучшего усвоения данного термина, например, игру по типу ассоциация.

Наглядность – как средство закрепления пройденного материала через игру. Характеристика основ конституционного строя России, завершается показом набора слайдов, каждый из которых иллюстрирует один из принципов. Учащиеся должны соотнести принцип и слайд. В частности, «Республиканскую форму правления» иллюстрирует изображение императорского трона с анимационным эффектом перечёркивания.

Данная классификация отражает то, как необходимо использовать наглядность на уроке обществознания и для чего. Использование наглядности эффективно способствует не только запоминанию материала, но и развития умственных способностей учеников. Развивается самостоятельность, повышается личная ответственность, увеличивается нагрузка на память и мышление семиклассника. Учащийся учиться делать выводы и обобщения на основе логического мышления.

У подростков увеличиваются интеллектуальные способности, правда, они не в состоянии ими правильно воспользоваться. Задача учителя обществознания направить способности ребёнка на плодотворную деятельность, но таким образом, чтобы ребёнок не противоречил ему, а сам начал осознавать значимость учебного процесса. Только правильное использование наглядности способствует улучшению качества образования и повышению эффективности учебного процесса. Важно только правильно применять наглядные средства обучения и уметь активизировать деятельность учащихся седьмого класса на уроках обществознания.

 У учащихся 7-го класса и наблюдаются негативные черты в поведении, но есть и положительные. Например, подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения, пытаются соревноваться в решении каких-либо сложных задач. Особенно важно учителю не игнорировать успехи семиклассника и при любой достижении хвалить его. При столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо учитывать, что подростки могут вести себя агрессивно, в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки. Хотя интерес к школе и к общению со взрослыми снижается, подростки испытывают сильную потребность поговорить о себе со взрослым. Учитель должен также стать и психологом и воспитателем, готовым всегда помочь подростку в трудной ситуации. Но здесь важно правильно найти подход к подростку, учитывать его настроение, так как подростки могут давать выраженные и неожиданно острые реакции на неправильное обращение со стороны учителей, особенно когда такое обращение попадает на «болевые точки», например, сомнения в своей значимости, неуверенность в восприятии себя окружающими, недовольство своей внешностью и способностями. Нужно, чтобы подросток чувствовал свою ценность для других. Особенно тяжело переживаются подростком и сами по себе никогда не бывают полезными «воспитательные» комментарии по поводу ребёнка в присутствии других учеников. Длительные и постоянные воздействия подобного рода наносят серьёзный вред психологическому здоровью ребёнка.

 Взрослых подростки делят на тех, кому можно, а кому нельзя доверять. Новому взрослому достаточно сложно завоевать доверие подростков (понадобится немалое время). Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности. Взросление – особая фаза развития, характеризующаяся активацией процессов преодоления трудностей. Негативизм и агрессия – признаки преобразований и урегулирования. Необходимость тех или иных действий можно обсудить с подростками, выстроив картину их последствий.

 Представим, что ученик нас не слушается. Например, не хочет работать на уроке, или совершает какой-то поступок, который кажется нам недопустимым, например, начинает громко разговаривать во время урока. Может быть он совершает что-либо другое, что мы называем плохим поведением. Как мы обычно поступаем в таких случаях? Сначала мы, вероятно, сделаем замечание, но это, скорее всего, будет неэффективным. Потом мы должны будем придумать какое-нибудь наказание в зависимости от того, что сделал школьник, но это тоже может быть не плодотворным, так как регулярные наказания порождают обиду, боль, страх. За этим следует гнев, злоба, формирование агрессивности.

 Ребёнок же, привыкший вести себя прилично из-за внешних воздействий, не развивает внутренний контроль  своего поведения. И, безусловно, в отсутствии авторитетов он найдёт способы делать так, как хочет, только с ещё большей силой. Каким же образом реагировать на так называемое «плохое» поведение? Необходимо воспринять плохое поведение как информацию, которую отправляет нам ребёнок. Первая реакция эффективного учителя – «Что ученик хочет мне сказать своим поведением?»

 Обычно послания детей можно отнести к одной из 4х групп:

Привлечение внимания. «Заметьте меня!»; «Лучше так, чем никак»

Борьба за власть. «Я – личность!»; «Пусть мне будет плохо, но в какой-то момент я почувствую себя сильным»

Месть. «Мне больно, обидно!»; «Я восстановлю справедливость и перестану чувствовать себя никчёмным»

Избегание неудач. «Я не верю в себя, я в отчаянии»; «Нечего стараться, всё равно ничего не получится», «Мне всё равно»; «И пусть плохой»; «И буду плохой!».

Стремления подростков вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность во внимании, признании и уважении личности, чувство справедливости, желание успеха. Подростки остро страдают от нереализации этих потребностей и от попыток восполнить эту нехв.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.