- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальное проектирование на уроках обществознания как фактор формирования гражданского сознания обучающихся.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015898 |
Тема: | Социальное проектирование на уроках обществознания как фактор формирования гражданского сознания обучающихся. |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ИГУ») Педагогический институт Кафедра социально-экономических дисциплин Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование Профиль: Обществознание Квалификация (степень): бакалавр Форма обучения: очная Богданова Виктория Петровна СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Выпускная квалификационная работа бакалавра Студент__________В.П. Богданова Руководитель: Буханцов В.В., канд. ист. наук, доц. Нормконтролер: ______________ Рецензент: Работа защищена «__» _____2018г. с оценкой _______________ Протокол №_____ Иркутск, 2018 Оглавление Введение 3 Глава I. Теоретические основы использования метода социального проектирования на уроках обществознания в формировании гражданственности у обучающихся 11 1.1. Содержание и функции социального проектирования 11 1.2. ФГОС о формировании гражданской идентичности обучающихся 18 1.3. Формирование гражданской компетентности обучающихся в процессе социального проектирования 25 Глава II. Педагогические условия реализации проектирования на уроках обществознания (на примере школ Черемховского района) 31 2.1. Специфика социальных проектов в курсе обществознания 31 2.2. Социальное проектирование как форма внешкольной деятельности 39 2.3. Методические рекомендации к социальному проекту «Истоки» 47 Заключение 53 Список литературы 54 Приложение 62 Введение Актуальность темы. Общество не стоит на месте, и именно поэтому все его сферы должны развиваться вместе с ним. Образование как одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей призвано сформировать в обучающихся личностей, готовых к самостоятельной жизни. На сегодняшний день создаются все более интересные методики воспитания и обучения, позволяющие в итоге их применения развивать у выпускника качества, способные помочь ему устроиться в современном мире, изменять его в лучшую сторону, решать вопросы, стоящие на его пути. Модернизация школьного образования предполагает формирование у обучающихся важных компетенций, определенного комплекса знаний, умений, навыков, оказывающих непосредственное влияние на становление их как личностей. Особое внимание при этом уделяется включению школьников в общественную жизнь, выработке активной гражданской позиции. Но решать эти проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал дисциплин, не подкрепляя полученные знания практической деятельностью. Именно поэтому на современном этапе развития общества и образования актуальным становится направление социального проектирования, которое позволяет: объединить теоретические знания, навыки и умения с формированием активной жизненной позиций; адаптироваться школьникам к жизни в современном, постоянно изменяющемся обществе; сформировать у обучающихся чувство значимости для общества, толерантности и ответственности за свои поступки. Социальный проект направлен на постановку задачи, при возникновении той или иной проблемы в обществе, научного обоснования ее решения и анализ возможных способов ее решения. Это методика, объединяющая обучение и воспитание, т.к. развивает навыки критического мышления, анализа состояния общества, участия в обсуждении решении социально-значимых проблем. Метод социального проектирования может помочь именно при изучении курса обществознания в школе.Курс направлен на социализацию личности, его включение в жизнь общества и принятие основных понятий, норм и правил. Программа именно этого школьного предмета направлена на изучение проблем современного общества, что напрямую относится к целям создания и реализации социальных проектов. Степень научной разработанности. Изучение курса обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности обучающегося, включающей умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но иреальных проблем собственной жизни вобществе, для осуществления вдальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни. Курс обществознания должен помочь школьникам в самореализации и в становлении их гражданской позиции. По мнению многих исследований именной социально проектирование может помочь в решение данных задач. Знакомясь с темой исследования в первую очередь мы изучили некоторые нормативно-правовые акты, например, Федеральный государственный образовательный стандарт1, исходя из которого был сделан вывод, соответствуют ли цели и задачи социального проектирования, компетенциям, которые призван сформировать у обучающихся курс «Обществознание». Следует отметить, что изучением методики социального проектирования занимались многие как отечественные, так и зарубежные социологи и педагоги. Так, к примеру, общее содержание и цели методики мы можем найти в трудах такого ученого как Джон Дьюи, считающегося основоположником изучаемого нами понятия. В своей работе «Школа и общество» ученый впервые применил такое понятие, как социальное проектирование, указывая на то, школьная деятельность должна строиться на активной деятельности обучающихся. При этом Дьюи предлагал использование сразу нескольких методов в процессе обучения2. Такими учеными, как П.Бергер, Т.Лукман3, М.Пэйн4, была рассмотрена методика социального проектирования в целом и выявлена ее значимость в современном обществе. В России термин стал употребляться относительно недавно, с 70-80-х гг. прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. Сам же В.М. Розин в своей работе ни только раскрывает нам современное состояние методики социального проектирования, но и анализирует идеи социального проектирования, актуальные для прошлого столетия5. В работах таких современных социологов и педагогов, как Г.М. Беспалова и Н.М. Виноградова рассматриваются основы именно школьного социального проектирования, его особенности, цели, задачи6.В.А.Луковым, подчеркивается то, что социальное проектирование является видом деятельности, имеющим непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем. С другой стороны, социальное проектирование определяется как действие, которое конструируется индивидом, группой или организацией для достижения социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам7. Современное определение термина социальное проектирование впервые было изложено в 2001 г. В.И. Курбатовым. Согласно его определению, социальное проектирование – это процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации8. Также, при написании выпускной квалификационной работы, мы ознакомились с работами таких современных педагогов - практиков,как С.В. Кошкарева9, Г.М. Пронькиной10 и В.В. Семикопенко11, в работах которых содержатся основные положения внедрения методики социального проектирования непосредственно на уроках обществознания.Согласно данным работам, при изучении материала курса «Обществознание» в школе возможно применение обучающимися полученных знаний в процессе создания как непосредственно социального проекта по определенной теме, так и проектов другого рада, например, социального ролика или сценария деловой игры. Изучением использования методики во внешкольной деятельности занимается большое количество современных педагогов школ, а также работников центров внешкольной деятельности и социологов. Примерами могут служить работы Д.В. Лузиной12 и Л. А Кудринской13, основная идея которых в объяснении роли волонтерской деятельности в становлении гражданской позиции школьников и молодежи. Объект исследования - социальное проектирование. Предмет исследования - содержание и функции социального проектирования в школьном обществоведческом курсе. Цель работы - исследовать потенциал методики социального проектирования в процессе воспитания гражданской позиции обучающихся. Достижение цели работы предполагает решение следующих задач: - определить сущность социального проектирования; - раскрыть понятие гражданственности обучающихся; -изучить особенности становления гражданской компетентности обучающихся в процессе использования методики социального проектирования; - проследить особенности социальных проектов в школьном курсе обществознания; - рассмотреть возможности использования методики социального проектирования во внешкольной деятельности на примере Черемховского района; - разработать методические рекомендации к социальному проекту «Истоки». Гипотеза исследования. Предполагается, что применение социального проектирования в школьном курсе обществознания поможет в формировании такого качества у обучающихся, как гражданственность. Обучающиеся научатся самостоятельно определять проблемы, окружающие их, находить пути их решения. Сформированная активная гражданская позиция поможет выпускникам проявить себя в будущей жизни, выбрать интересующую их профессию, самореализоваться. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, связанные с систематизацией, осмыслением и переработкой материала, такие как: синтез и анализ, обобщение, аналогия, индукция и дедукция. Также применялись методы эмпирического уровня- к ним относятся методы наблюдения и эксперимента. В качестве теоретической базы выступили труды отечественных и зарубежных социологов, педагогов, психологов, а также методические разработки и материалы научно- практических конференций. Теоретическая значимость результатов исследования. 1. Проанализирована методика социального проектирования, выявлены ее цель, основные задачи. 2. Раскрыты понятия «гражданственность», «гражданская позиция», «патриотизм». 3. Рассмотрены особенности формирования гражданской компетентности обучающихся в процессе социального проектирования. 4. Дана характеристика видам социальных проектов в школьном курсе обществознания, определены компетенции, формирующиеся у обучающихся процессе проектирования. 5. Проанализированы результаты исследования, выявлен уровень практического применения методики социального проектирования как в школьном курсе обществознания, так и во внешкольной деятельности на примере использования методики в Черемховском районе Иркутской области. Практическая значимость исследования заключается в полезности результатов исследования педагогам-практикам, т.к. содержат материалы по формированию гражданского сознания обучающихся в ходе разработки и реализации социальных проектов в школьном курсе обществознания. Также педагогами могут использоваться материалы элективного курса «Твой социальный проект», и материалы социального проекта «Истоки», разработанных в ходе написания выпускной квалификационной работы. Кроме того, данные материалы могут быть использованы во внешкольной деятельности различных волонтерских движений и организаций, центров внешкольной деятельности и отделов по молодежной политике. Теоретические положения могут быть использованы в лекционных курсах социологических и педагогических дисциплин. Апробация результатов.Материалы данной работы апробированы на заседании секции «Методика преподавания обществознания» на 72 смотре студенческих научных работ (г. Иркутск, 11.04.2018 г.) Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Глава I. Теоретические основы использования метода социального проектирования на уроках обществознания в формировании гражданственности у обучающихся 1.1. Содержание и функции социального проектирования Социальное проектирование- это метод общественного воспитания молодежи и школьников. Его главный дидактический смысл состоит в том, чтобы подросток полностью включил себя в социум. Данная технология помогает пройти школьникам и студентам каждый из этапов социализации, научиться находить и ранжировать проблемы, существующие в обществе, котором он живет. Для того, чтобы четко и ясно определить, что же представляет собой такое понятие, как «социальное проектирование», нам следует обратиться к истокам его зарождения. Проведем небольшой экскурс в этапы становления и развития изучаемого нами явления. Метод проектов впервые был описан в середине XIX в. в работе основоположника «прагматической педагогики» американского философа Джона Дьюи. Согласно его точке зрения, истинно только то, что предназначено для того, чтобы приносить людям практическую пользу, что полностью соответствует предназначению социального проекта. Основные предложения Джона Дьюи состоят в том, чтобы образовательный процесс организовывался с применением проектной деятельности школьников. При этом под проектированием, в конкретном случае, понимается самостоятельное или коллективное решение проблем, стоящих перед ними с использованием знаний, полученных ранее в ходе изучения школьных дисциплин14. Современное определение социального проектирования стало производным от проектирования научного или технического, получивших свое распространение в XIX в. в большей степени в архитектуре и машиностроении. Позднее термин начал использоваться в системе управления. Постепенно начали складываться самостоятельные направления проектирования — экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. Поэтому можно с уверенностью сказать, что по своей сущности проектирование охватывает многие сферы общества. Впервые термин «социальное проектирование» в виде социального конструирования рассматривался современными учеными П.Бергером, Т.Лукманом, М.Пэйном, как индивидуальное представление каждого о реальности, воплощенного личным поведением через определенные правила с целью переконструирования социального окружения15. Подобное толкование интересующего нас понятия встречается в работе еще одного автора В.М.Розина, где он рассматривает основные идеи, на которых строилось социальное проектирование. По его мнению, именно оно подготавливает почву, для дальнейшей модернизации производства, восстановления и охраны природы с использованием человеческого фактора, инициативы отдельных личностей и организаций, созданием общественных фондов и проектов. Все это должно быть воплощено в жизнь при прохождении нескольких, обязательных для проектирования в целом, этапов. А именно: выявление инициативных групп; формирование проектов общественных фондов и движений; составление программ социального и культурного развития; продумывание включения различных социальных групп в процесс работы16. Изучив книги и статьи по данной теме, нами был сделан вывод, что социальное проектирование представляет собой одну из разновидностей целенаправленной деятельности, применяемой для разработки различных вариантов решения тех или иных социальных проблем. Как правило, это специфическая деятельность, связанная с обоснованием вариантов развития социальной действительности и целенаправленным коренным изменением конкретного социального института. Свое формирование, как самостоятельной проблемной педагогической науки оно начинает с конца 90-х гг. прошлого столетия. Именно в этот период начинают складываться основные подходы к изучению проектирования как особого педагогического и дидактического механизма. Социальное проектирование, как и любая другая методика, применяемая в современной работе социологов, подразумевает под собой наличие определенного перечня компонентов, входящих в ее состав. Именно поэтому, следующим вопросом, требующим подробного объяснения, является вопрос содержания понятия социального проектирования. Процесс создания любого проекта состоит из нескольких этапов, а именно: исследование,планирование,реализация проекта и оценка проделанной работы. Каждый из этапов- это логический шаг в построении социального проекта и без выполнения какого- либо из этапов работа инициативной группы или одного автора не получится законченной. Попробуем рассмотреть каждый из этапов в отдельности, чтобы понять, чем важен каждый из запланированных шагов. Первый этап - исследование, в ходе которого происходит не только мониторинг основных проблем, возникших в обществе в данный период времени, но и, например, определение масштабов социального проекта, выявление его целевой аудитории, территории, на которой будет осуществляться реализация предполагаемого проекта. Логика социального проектирования состоит в том, что весь замысел его создания должен строиться на социальных потребностях, на том, чем можно заинтересовать общественность в настоящее время. В результате проведения небольшого мониторинга или так называемого опроса у инициатора должно появиться первое текстовое содержание самого проекта, а именно его актуальность. Актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества, группы людей или организации социальная проблема, решению которой призван способствовать проект. Под социальной проблемой мы понимаем некое противоречие между существующим и желаемым положение вещей в обществе. Следующим этапом работы над проектом является его планирование, задача которогоопределить цели и задачи самого проектирования, а также разработать основной перечень мероприятий, проводимых уже непосредственно в ходе реализации проекта. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат. Прежде всего любое проектирование должно основываться на том, каких целей хочет добиться автор: модернизировать и придать большую огласку каким-либо ценностям, ранее сложившимся в обществе; просто заявить окружающим о сложившихся проблемах; принять участие в их решение; организовать круг лиц, способных ее устранить; прийти к решению проблемы самостоятельно. В социальном проектировании все эти цели основываются на преобразовательной сущности самой методики. То есть само по себе составление проекта предполагает наличие такой цели, как выявление и решение сложившейся в обществе проблемы. Далее идет постановка задач, которые придется решить автору, для достижения поставленной ранее цели.Задача- это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей17. В Словаре современного русского языка под задачей понимается «поручение, задание», «вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением определенных условий», наконец, «успех, счастье, удача»18.Задачи проекта - конкретные действия, которые предстоит осуществить, вытекающие из цели проекта и находящиеся в тексте следом за ней. Постановка цели и задач проекта позволяет его инициатору систематизировать предварительные наброски замысла и описать в едином ключе содержание мероприятий и действий, составляющих проект19. Помимо определения целей и задач проекта, этап планирования включает в себя определение сроков и методов реализации проекта инициатором или группой авторов. Говоря о сроках реализации, не стоит понимать именно календарные. Чаще всего точкой отсчета воплощения в жизнь проекта считают начало финансирования и проведение первого мероприятия, запланированного инициатором. Именно с этого момента сроки рассчитываются в неделях, месяцах и даже в годах. Что касается мероприятий, возможных для проведения в качестве основных методов реализации, то ими могут служить различного рода акции, благотворительные концерты, появление определенного рода организаций, движений и т.д. Следующим, не менее важным этапом является этап непосредственной реализации социального проекта. Его эффективность полностью зависит от того, насколько правильно были организованы первых два шага, а именно исследование и планирование. Данный этап, подразумевает под собой не только воплощение в жизнь проекта и проведение всех запланированных мероприятий, но и его защиту на публике или перед комиссией, на котором автору предстоит изложить основные моменты проекта, его цели и задачи, а также ответить на вопросы: чего мы добиваемся или хотим добиться? Какими методами мы собираемся реализовывать задуманное? Какие ресурсы и специалисты нам для этого нужны? Каковы временные рамки реализации? Сколько людей нам может понадобиться? Основная цель защиты проекта, это показать его значимость в обществе, привлечь внимание к проблеме, заинтересовать как можно больше людей со стороны, готовых помочь вам с решением проблемы, изложенной вами в проекте20. Следующая стадия реализации проекта- это непосредственное проведение мероприятий, по устранению выбранной вами проблемы. Данная стадия является наиболее активной, среди всех остальных. В ходе ее прохождения инициатором или определенным кругом лиц осуществляется осуществление всех тех акций и мероприятий, планируемых автором проекта в ходе его планирования. И последней стадией, которую проходит социальный проект в ходе его реализации, является стадия анализа результатов. На данном этапе автору необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:достигнута ли цель проекта?Каковы положительные и отрицательные результаты проекта? Каким был вклад каждого из участников проекта в общий результат работы? Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной? Получены ли новые знания и умения в ходе реализации проекта?21. Таким образом нами было выявлено, что социальные проекты могут затрагивать абсолютно различные сферы общества. Существует огромное количество определение изучаемой нами методики, каждое из которых сводится к тому, что социальное проектирование- этоформа или подход, при котором определенный человек или круг людей поэтапно решают ту проблему, которая по их мнению остро стоит в данном обществе в настоящее время. И для того, чтобы реализация проекта прошла наиболее эффективно и привела к решению выявленной проблемы, автору или группе инициаторов следует придерживаться определенного плана действий, четко определить цель, задачи и мероприятия, позволяющие их изучить и добиться. 1.2. ФГОС о формировании гражданской идентичностиобучающихся Гражданское воспитание подрастающего поколения является предметом обсуждения в различных аспектах в научно-педагогической литературе и приоритетным направлением образовательной стратегии. В современном мире основу воспитания подрастающего поколения должны составлять общечеловеческие нравственные принципы, такие как, гуманность, добро, порядочность. Важно объяснить и привить обучающимся такие понятия как, например, гражданин, гражданственность, патриотизм. Школа должна играть большую роль в воспитании гражданина. Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение: «гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей»22. В последнее время гражданское образование в ведущих странах мира является приоритетным направлением работы с населением. В российской школе гражданское обучение и воспитание также является одним из важнейших направлений работы педагогических коллективов. Интенсивный процесс формирования гражданского общества в развитых государствах мира начинается с XIX в., хотя демократия, как форма политической организации общества известна в истории едва ли не раньше, чем другие формы (например, монархическая). Точно также и в Российской Федерации XIX в. ассоциируется с построением демократического, свободного общества. В этот период в стране получает свое развитие такое явление, как гражданское общество. В школа начинают изучаться такие понятия, как патриотизм, гражданственность, гражданин. С появлением понятия «гражданского общества» в научный обиход входит еще одно понятие: «гражданское образование», основой которого считали развитие у школьников активной гражданской позиции, патриотизма и любви к своей Родине. Четкое понятие дается лишь в начале XX в. Найти его мы можем в Проекте государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 гг.». В котором говорится, что: «Гражданское образование — это общественно-государственная, социально - ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства. Главной целью гражданского образования можно считать формирование гражданских качеств на основе новых знаний, умений и ценностей, способствующих личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, а также представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей»23. Само явление гражданское образование включает в себя огромное количество понятий различных научных областей: социология, правоведенье, философия, политология, психология, педагогика и многое другие. Важнейшим понятием и главнейшей составляющей частью изучаемого нами явления является понятие гражданственность. В Большом современном толковом словаре русского языка мы можем найти определение, что гражданственный, значит: «Проникнутый идеей общественного блага; общественно значимый»24. Т.е. под гражданственностью, в парадигме гражданского образования, понимается некое качество человека, личности, имеющего активною гражданскую позицию, активно использующего свои права и выполняющего обязанности, предписанные ему. В настоящее время главной целью гражданского образования является воспитание личности для жизни в гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, а также быть способным участвовать в общественно- политической жизни школы и общества в целом25. К метапредметным знаниям и умениям, которыми должны овладеть обучающиеся основной общей школы относятся: - умения сознательно организовывать собственную познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); -умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, наиспользование элементов причинно-следственного анализа;исследование несложных реальных связей и зависимостей;определение сущностных характеристик изучаемого объекта;выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;поиск и извлечение нужной информации по заданной. - овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога26. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: - относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий, базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; - умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций27. Сейчас происходит повсеместный переход к стандартам нового поколения, ФГОСам, целью которых, прежде всего, является «…становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества»28. В ФГОС второго поколения в рамках программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены следующие особенности: приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской позиции и обеспечивать создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные им знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. В соответствии с Федеральным стандартом образования на ступенях основного общего и среднего общего образования должно осуществляться формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной29. Следующим аспектом, требующим наиболее полного раскрытия, является то, что в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход к каждому ребенку, формирование у подрастающего поколения способности решать сложные проблемы и задачи. Тот же самый подход мы можем наблюдать и при изучении гражданского образования. Отличительной чертой такого рода подхода является воспитание и обучение обучающегося как субъекта деятельности. То есть ребенок сам вправе быть хозяином своей жизни, ставить перед собой цели и задачи, самостоятельно их достигать. При использовании системно-деятельностного подхода отрабатываются ключевые компетентности обучающихся:готовность к разрешению проблем,использованию информационных ресурсов, социальному взаимодействию. Только в условиях системно-деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС направлен на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения постиндустриального общества. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Также следует отметить, что и перед учителями ФГОС ставит новые задачи, а именно: - развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам; - индивидуальный подход к ученикам; - развитие коммуникативных навыков у обучающихся; -.ориентир на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности30. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников самостоятельную деятельность, то есть когда они своими силами будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Из всего вышеперечисленного нами был сделан вывод, что основные положения ФГОСов нового поколения строятся на стоящих перед образованием задачах воспитать в обучающихся их собственную гражданскую позицию и собственное понимание мира. А также научить обучающихся самостоятельно или сообща решать проблемы, находить пути их решения. Все это полностью соответствует целям и задачам, которые призвано решать социальное проектирование как методика воспитания и обучения подрастающего поколения. 1.3. Формирование гражданской компетентности обучающихся в процессе социального проектирования Воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов- все это является одними из важнейших условий развития современного российского общества.Общество предъявляет социальный заказ к школе, предусматривающий воспитание не только образованного человека, но и активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны31. В связи с этим актуальными становятся исследования в области теории и практики гражданского образования, которые позволили бы определить эффективные средства формирования выпускника школы - гражданина России. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: