VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение и выявление определенных особенностей письменной речи у больных шизофренией

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008089
Тема: Изучение и выявление определенных особенностей письменной речи у больных шизофренией
Содержание
Оглавление:

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое обоснование графологии, как науки. Применение графологического анализа в психологии………………………………………..7

Определение и история графологии………………………………..7

Графологический анализ. Основы графологического анализа….13

Психологические особенности больных шизофренией…………17

Глава 2. Графологический анализ почерка и рисунков больных шизофренией…………………………………………………………………….24

2.1 Цели и задачи исследования…………………………………………..24

2.2 Методика выполнения исследования…………………………………25

2.3 Результаты, полученные в ходе проведения исследования. Анализ полученных данных. Краткие выводы…………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………37

Список литературы…………………………………………………………40

Приложения………………………………………………………………...42






Введение

Клинические психологи и психиатры, изучающие особенности больных шизофренией,  имеют возможность использовать огромное количество разнообразных методов и техник для выявления индивидуально-психологических особенностей, присущих людям с данным психическим расстройством. Применяются методы и техники, известные давно и проверенные многими учеными всех времен, а также появившиеся относительно недавно. Можно использовать методы, ушедшие на определенное время из научного оборота, но возрождающиеся вновь, как диагностический инструмент. К такому виду методов относится психографология (или анализ психологических особенностей почерка человека).

Проблема исследования заключается в том, что психографология и психографологический анализ позволяет изучить множество аспектов личности человека, легко применима, но практически не изучены особенности письменной речи людей с психическими расстройствами, например: с шизофренией.

Проблема графологии, или психографологии, изучалась с древних времен. Первые высказывания о связи личности человека и его почерка можно найти в работах таких мыслителей, как Аристотель, Теофраст, Светоний. Графология, или психографология, относится к числу достаточно спорных дисциплин. Очень долгое время, вплоть до 80-х гг. 19 века, ее вообще не признавали как научную дисциплину и ставили где-то рядом с хиромантией, гаданием по руке и прочими парапсихологическими изысканиями. Однако, ученые-графологи (В.Прейер, Г.Майер, Л.Клягес, И.Ф.Моргенштерн, Н.Д.Ашхарумов, Ф.Ф.Герман, Г.Е.Рыбинский, Д.М.Зуев-Инсаров и другие) смогли доказать, что графология (почерковедение) является необходимой в прикладных областях, прежде всего в практике обучения письменной речи с соблюдением норм и правил каллиграфии и в криминалистической экспертизе, где работа с письменными документами составляет большую и чрезвычайно важную часть. Прикладные задачи заставили вновь обратиться к закономерностям почерка и зависимостям между его признаками и свойствами личности.

Актуальность исследуемой темы заключается в малой освещенности данной проблемы в научных работах. Давно известно, что благодаря  исследованию почерка можно выявить индивидуально личностные особенности,  но есть ли возможность выявить психологические особенности, присущие людям с тем или иным психическим расстройством, исследуя их письменную речь? Как можно выделить аспект наличия психического расстройства с помощью графологии?

Недостаточная научная и практическая разработанность психографологического исследования в клинике психических расстройств определила выбор темы исследования «Психографологические особенности больных шизофренией».

Целью исследования является изучение и выявление определенных особенностей письменной речи у больных шизофренией.

Объектом работы являются психологические особенности больных шизофренией.

Предметом работы выступает отражение психологических особенностей больных шизофренией в графологических признаках почерка.

В ходе работы перед нами были поставлены следующие задачи:

Охарактеризовать проблему рассмотрения психографологического исследования в отечественной и зарубежной литературе. Выявить общие графологические закономерности у больных шизофренией.

Описать связь психического состояния больного с его графологическими особенностями.

Сравнительный анализ психографологических особенностей людей, больных шизофренией и здоровых.

Рассмотреть организацию и процедуру проведения исследования. 

Представить результаты исследования и их анализ.

Гипотеза исследования: предположение о том, что отдельные характеристики почерка присущи лицам с шизофренией и, с помощью психографологического анализа имеется возможность установить некоторые закономерности почерка в соответствии с наличием психического заболевания у испытуемых. 

Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической) и заключения. В теоретической части  проанализировано историческое развитие графологии и становление психографологии как научной дисциплины, рассмотрен  метод графологического анализа и его основные понятия.

В эмпирической части, при помощи использования специальных психографологических методик  подтверждена действенность графологического метода   результатами нашего исследования  в сопоставлении с доказанными наукой устоявшимися представлениями о психологических особенностях больных шизофренией.

Методы и методики исследования: метод анализа научно-методической литературы; метод опроса; метод клинической беседы; метод математической статистики.

Методики:

Тест «Нарисуй себя собственным почерком»;

Тест «О чем расскажет цифра 7?»;

Методика грубого анализа рукописного текста;

Проективный тест «Изображение несуществующего животного»;

Проективный тест «Рисунок человека».

Исследование проводилось на базе ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер» г. Смоленска. Выборку исследования составили 30 человек с заболеванием «шизофрения». Контрольную группу составили 30 психически здоровых людей. Возраст испытуемых составил от 25 до 40 лет.


Глава 1. Теоретическое обоснование графологии, как науки. Применение графологического анализа в психологии.

1.1 Определение и история графологии.

Графоло?гия (от греч. grafo — «пишу» и logos — «учение», «наука») — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нём свойств и психических состояний пишущего. [2]

История графологии восходит к античным временам и первые высказывания о связи почерка и личности можно найти в трудах Аристотеля, Диония Галикарнасского, Теофраста и других. Одним из первых, кто обратил внимание на особенности почерка, был римский историк Светоний.[3] Характеризуя скупость императора Августа, он отмечал, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками». Данную характеристику можно считать первым, дошедшим до нас фрагментом графологического исследования.

На Востоке, в Древнем Китае, также уделяли внимание человеческому почерку. Так, китайский художник и философ Йо Хао, живший на рубеже XI-XII столетий, говорил следующее: «По почерку совершенно точно можно определить, принадлежит он благородному или грубому и вульгарному человеку». В то же время, в 1270 году, английский ученый Роджер Бэкон написал трактат «Краткое руководство по изучению философии», в котором неоднократно упоминал о почерке как об одном из факторов, характеризующих личность.[6]

Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). [4]

Через двести лет к теме почерка вернулись во Франции, ученый церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальди. Он подверг классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий. Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того, чтобы окрестить новую науку аббат использовал два греческих слова. Так и родилось имя новой науки - графология.

Отцом современной графологии принято считать аббата Ж. И. Мишона (1807–1881), который собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами. [5]

Дальнейшее развитие и обоснование взгляды Мишона получили в трудах Фландрина, К.Жамена, А.Варинара и др. В работе «Почерк и характер» К.Жамен попытался обобщить и систематизировать графологические наблюдения, дать вполне научное изложение графологических законов. Он отмечал, что человек не может изменить свой почерк ввиду "индивидуальности характера". Изменению поддаются только некоторые детали. "Если графолог избегает показать какую-нибудь выразительную черту своего почерка, он, скрывая ее, обнаружит другую". По его мнению, есть и национальный почерк, а каждое поколение имеет специальный почерк. Индивидуальность же почерка зависит как от психологических особенностей пишущего, так и от физиологических и многих других причин.

Освещались вопросы графологии и в трудах Ч.Ломброзо. По его мнению, почерку прирожденного преступника свойственны особые графологические признаки, свидетельствующие о наследственных криминальных наклонностях их обладателя. В советской криминалистике антропологическое направление Ломброзо считалось реакционным. Воззрения графологов рассматриваемого периода страдают односторонностью и несистематизированностью, в их основу были положены случайные и малозначительные признаки. При этом некоторые из графологических признаков, установленных Мишоном и его современниками, не потеряли актуальности и сегодня, однако отсутствие измерительного инструментария и статистической обработки заметно снижало значимость графологического анализа.

В конце XIX и начале XX века в истории развития графологии наступает период, названный позднее классическим. Он связан с деятельностью немецких графологов В.Лангенбруха, Г.Буссе, В.Прейера, Г.Майера и особенно Л.Клягеса. В. Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят букв так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга».

 На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов. Много лет в Германии самым выдающимся практическим графологом считался Людвиг Клягес - автор термина «выразительное движение», которое ученый относил к любому виду человеческой деятельности. Такие движения, характерные для любого человека, являются практически бессознательными. Это ходьба, бег, мимика, способность говорить, жестикуляция и, разумеется, умение писать, то есть почерк. Анализируя форму и уровень почерка, Клягес относил каждый образец к «положительному» или «отрицательному» в плане характеристики личности. Он определял, насколько человек организован, способен ли к оригинальным идеям или спонтанным решениям, а также оценивал динамизм, ритм и гармоничность написания текста. Таким образом, хорошо сформировавшийся почерк говорил о преобладании в характере положительных черт, низкий же «форменный уровень» - о преобладании отрицательных.

Профессор из Швейцарии Макс Пульвер, также занимавшийся графологическим анализом, привнес в науку элементы психологического анализа Карла Юнга. В своих работах Пульвер уделил особое внимание символизму пространственного подхода, разделив почерк на три большие зоны: верхнюю зону петель, отображающую духовную и умственную ориентацию; буквы, написанные на основной линии (среднюю) зону, характеризующие эмоциональную составляющую, и нижнюю зону петель, олицетворяющую биологическое поведение и материальные интересы.

    В это время Роберт Саудек в Англии изучал почерки с помощью транспортира, линейки и кронциркуля, измерял давление ручки на поверхность бумаги и использовал даже замедленную съемку. Позднее, в 1939 году, Ганс Якоби расширил общие положения графологии, написав познавательную и довольно популярную книгу «Анализ почерка».[6,7]

 С классическим этапом развития графологической науки связаны также имена русских ученых: И.Ф.Моргенштерна, Н.Д.Ашхарумова, Ф.Ф.Германа, Г.Е.Рыбинского, Е.Ф.Буринского, Ю.К.Глининой и Д.М.Зуева-Инсарова, чьи исследования позволили сформировать массив графологических признаков, основанных на кириллице. В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 году Г. Оллпорт и Ф. Вернон в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 году T. Левинсон и Дж. Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими «напряжением и расслаблением». Наибольший вклад в популяризацию и развитие графологического анализа в США привнес Милтон Банкер. По профессии он был преподавателем стенографии, поэтому интересовался графологией в рамках своей деятельности. Во время занятий Банкер стал замечать, что его студенты записывают стенограммы неодинаково. И все это вопреки строгим указаниям, данным преподавателем. Заинтригованный данным фактом, Банкер решил раскрыть причины подобного явления. В результате проведенных им исследований он понял одну простую истину: неважно, как именно человек пишет слова, неважно даже то, пишет ли он вообще - важно только то, что ручка при этом воссоздает на бумаге различные формы, то есть буквы и штрихи. В дальнейшем Банкер изучил все детали почерка как структуры, противоположной структуре шрифтов. Он назвал свой метод графологическим анализом, чтобы можно было отличить его от других подобных подходов. В 1920 году Банкер основал в США первую школу, в которой обучали основам графологического анализа. В наши дни она является крупнейшей в мире, находится в Чикаго и называется Международным обществом графологического анализа. В этой школе придерживаются жестких консервативных методов, а ее отдел исследований в области графологического анализа работает, основываясь только на сухих статистических данных.

В 1948 году Вернер Вульф, психолог и преподаватель из колледжа Барт, занялся изучением подписей, в результате чего выяснил, что подобные росчерки отображают особый внутренний ритм, свойственный любому человеку и лежащий в пределах бессознательного. В том же году Вульф опубликовал результаты своих исследований в книге, названной им «Диаграммы бессознательного».

Графологами-любителями были премьер-министр Англии Бен. Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллан По.[8]

Современная графология – это не «гадание по буквам», присущее для прошлых веков. Как один из способов выявления психологических, волевых, интеллектуальных, эмоциональных и других черт личности, графологию успешно применяют во многих странах Европы, Азии и Америки в самых различных областях общественной жизни. Существует множество областей применения графологии. Наиболее распространенной областью применения, в частности за рубежом, является определение психологического профиля человека при приеме его на работу и определения может ли он занимать должность учитывая его индивидуальные психологические особенности. Графология применяется в профессиональном ориентировании для оценки черт характера человека и его психологической характеристики чтобы оказать помощь в определении той области деятельности, где человек может успешнее реализовать себя и достичь лучших результатов.

Отсутствие серьезных разработок в дифференциальной психологии того времени и невозможность использования стандартных личностных тестов для проведения корреляционно-статистического анализа связей между переменными почерка и переменными личности, а также низкий уровень развития судебного почерковедения приводили к субъективности и ненадежности графологических результатов, и, в целом, к механистичности графологических исследований. Вместе с тем представляет интерес эмпирический и экспериментальный материал, которым располагает графология: о возможностях установления по почерку особенностей интеллекта, коммуникабельности, мотивационно-аффективной сферы, о группах признаков почерка, отображающих различные аспекты навыка письма и т.д. Именно графология, начиная с Мишона, способствовала отказу от каллиграфического подхода при сравнении почерков, когда признаки рассматривались как застывшие формы, и предложила взгляд на почерк как графически объективизированный письменно-двигательный процесс. Графология внесла существенный вклад в изучение психофизиологической природы признаков и их систематизацию. Графологи - экспериментаторы изучали влияние многочисленных внешних и внутренних факторов на почерк. Знания, разработанные в графологии, можно использовать для обоснования исходных гипотез, при решении научно-экспериментальных и прикладных задач психолого-почерковедческих исследований.






1.2 Графологический анализ. Основы графологического анализа.

Графологический анализ — выявление индивидуально–психологической вариативности почерка. Процедура предназначена для идентификации рукописей (например, подписей) и определения психических состояний или характерологических особенностей автора рукописи. Обычно включает в себя два этапа: общий, «грубый», анализ, в котором акцент делается на целостном впечатлении, и тонкий анализ с проработкой почерка по признакам. [9]

Грубая диагностика личности сводится к анализу общего вида письма. При этом необходимо выделить тот или иной признак почерка и найти соответствующее ему качество личности. Включает в себя:

1.	Анализ полей.

2.	Анализ строк.

3.	Анализ наклона букв.

4.	Анализ величины и ширины почерка.

5.	Анализ нажима и беглости почерка.

Точная психодиагностика личности строится на характерологических признаках почерка.

Признаки делятся на общие и частные. Под общими признаками следует понимать отображенную в рукописи (письме) информацию об общих свойствах письменно-двигательного навыка, проявляющегося не в отдельных движениях, а в целостной системе письменных движений. Частные признаки характеризуют отдельные стороны письменно-двигательного навыка, проявляющегося при выполнении отдельных букв и сочетаний.

В точной психодиагностике личности по характерологическим признакам почерка следует руководствоваться общими и частными признаками. В числе последних различают характеристики выработанности почерка: а) высокую; б) среднюю; в) низкую структуру почерка; пространственную ориентацию движений. При этом характеристики могут быть:

1.	абсолютными (высота и ширина букв, расстояние между словами и строками).

2.	относительными (соотношение ширины и высоты букв, высоты строк и межстрочных интервалов).

Особенно важным характерологическим признаком в психодиагностике личности по почерку является степень его выработанность, то есть уровень овладения техникой письма. Выработанность почерка проявляется в способности пишущего выполнить текст быстрыми, координированными и устойчивыми движениями. Этот почерк характеризуется вариантностью, обеспечивающей его приспособление к изменяющимся условиям письма.

Показателем устойчивости почерка является повторяемость форм, размеров письменных знаков, особенностей размещения текста на бумаге, в том числе при различных условиях письма.

Почерки одной и той же степени выраженности могут различаться по строению. Если письменные знаки рукописи в основном соответствуют официальным прописям, почерк считается простым. Если же они отклоняются от официальных прописей, то, в зависимости от характера этих отклонений, почерк может быть либо усложненным, либо упрощенным. Последний формируется в результате преобладающего стремления пишущего к быстрому письму. Он характеризуется тенденцией к выпрямлению движений, сокращениям их протяженности, объема движений, приводящих к исчезновению мелких деталей, отдельных элементов.

К общим признакам пространственной ориентации (топографическим признакам) относятся привычные для данного лица особенности размещения на бумаге текста и его частей: наличие, размер, форма полей; размеры абзацных отступов и красных строк; интервалы между строками и словами; размещение заголовков, обращений, дат; направление и форма линии письма.

По сравнению с общими, частные признаки почерка более устойчивы. В частных признаках в большей мере проявляются индивидуальные особенности письменно-двигательного навыка, по характерологическим особенностям которого мы будем судить о наличии у данного лица тех или иных психологических свойств и качеств.

Психологическое исследование письма складывается из следующих этапов:

1.	подготовка к исследованию;

2.	выявление характерологических признаков;

3.	их систематизация в группы признаков;

4.	оценка аналитических данных и вывод.

Подготовка к исследованию включает получение знаний по психологии и типологии личности, изучение и уяснение предыдущего теоретического материала по совокупности признаков, характеризующих письменно-речевой навык каждого лица.

Также существует психодиагностика личности по характерологическим признакам письма. Совокупность признаков, характеризующих письменно-речевой навык каждого лица, можно разбить на две большие группы: признаки речи и почерка. Признаки письменной речи характеризуют смысловую сторону письма как разновидность речи. Признаки почерка характеризуют двигательно-начертательную сторону письменной речи, которая оценивается с точки зрения грамматики, лексики и стиля изложения.

При изучении стиля обращают внимание на последовательность, беспорядочность и лаконичность изложения; использование тех или иных синтаксических средств (использование простых, сложных, определительных или обстоятельных предложений, а также оборотов, слов, обращений; определение порядка слов в предложениях).

Также важными элементами в изучении письма являются словарный запас, смысловая нагрузка и содержание текста Содержание письма является одним из основных источников информации об особенности личности исследуемого. Анализируя содержание письма, мы пытаемся установить, в каком состоянии человек его писал, зачем, кому, что хотел в нем передать, какие чувства испытывает к адресату и насколько они глубоки, каков круг вопросов и проблем, волнующих данного человека, и что, по его мнению, должно волновать других.

На основе анализа содержания письма можно сформулировать достаточно точную характеристику личности. Однако эффективен этот метод лишь при глубоком изучении письма исследуемого, объективности оценки по всем признакам, предложенной нами системы анализа. [10]

При внимательном изучении всех вышеперечисленных признаков, исследователь может получить широкую картину характерологических особенностей личности, его психологического состояния, что делает графологический метод полезнейшим инструментом психологического анализа.






Психологические особенности больных шизофренией

Для шизофрении наиболее значимыми являются своеобразные расстройства, характеризующие изменения личности больного. Выраженность этих изменений отражает злокачественность болезненного процесса. Эти изменения касаются всех психических свойств личности. Однако наиболее типичными являются интеллектуальные и эмоциональные. 

Интеллектуальные расстройства проявляются в различных вариантах нарушения мышления: больные жалуются на неуправляемый поток мыслей, их закупорку, параллелизм. Для шизофрении характерно также символическое мышление, когда больной отдельные предметы, явления объясняет по своему, только для него значимому смыслу. Например, косточку от вишни он расценивает как свое одиночество, а непогашенный окурок – как догорающую жизнь. В связи с нарушением внутреннего торможения у больного возникает склеивание (агглютинация) понятий.

Он теряет способность отграничивать одно понятие от другого. В словах, предложениях больной улавливает особый смысл, в речи появляются новые слова – неологизмы. Мышление нередко бывает расплывчатым, в высказываниях происходит как бы соскальзывание с одной темы на другую без видимой логической связи. Логическая непоследованность в высказываниях у ряда больных с далеко зашедшими болезненными изменениями приобретает характер речевой разорванности мышления в виде «словесной окрошки» (шизофазия). Это происходит в результате утраты единства психической деятельности.[28]

Эмоциональные нарушения начинаются с утраты моральноэтических свойств, чувства привязанности и сострадания к близким, а иногда это сопровождается неприязнью и злобностью. Снижается, а со временем и пропадает полностью интерес к любимому делу. Больные становятся неряшливыми, не соблюдают элементарного гигиенического ухода за собой. Существенным признаком заболевания являются также и особенности поведения больных. Ранним признаком его могут быть появление аутизма: замкнутости, отчужденности от близких, странности в поведении (необычные поступки, манера поведения, которые ранее были не свойственны личности и мотивы которых нельзя связывать с какими-нибудь обстоятельствами). Больной уходит в себя, в мир собственных болезненных переживаний. Мышление больного при этом основывается на извращенном отражении в сознании окружающей действительности.

Во время беседы с больным шизофренией, при анализе их писем, сочинений можно в ряде случаев выявить у них склонность к резонерствующим рассуждениям.

На ранних стадиях этого заболевания могут проявляться такие эмоциональные изменения, как депрессия, чувство вины, страх, а также частая смена настроений. На более поздних стадиях характерно снижение эмоционального фона, при которых кажется, что больной вообще не в состоянии испытывать какие-либо эмоции. На ранних стадиях шизофрении широко распространен симптом депрессии. Картина депрессии может быть очень отчетливой, длительной и наблюдаемой, а может быть и замаскированной, неявной, признаки которой заметны лишь взгляду специалиста.

Эмоционально – волевое оскудение развивается через определенное время после начала процесса и бывает четко выражено при обострении болезненных симптомов. Вначале заболевание может носить характер диссоциации чувственной сферы больного. Он может смеяться при печальных событиях и плакать при радостных. Такое состояние сменяется эмоциональной тупостью, аффективным безразличием ко всему окружающему и особенно эмоциональной холодностью к близким и родственникам.

Эмоционально – волевое оскудение сопровождается безволием – абулией. Больных ничто не волнует, не интересует, у них отсутствует реальные планы на будущее или же они говорят о них крайне неохотно, односложно, не обнаруживая стремления осуществить их. События окружающей действительности почти не привлекают их внимания. Они целыми днями безучастно лежат в постели, ничем не интересуются, ничем не занимаются.

Изменение интерпретации окружающего, связанное с изменением восприятия, особенно заметно на начальных стадиях шизофрении и, судя по некоторым работам, может быть выявлено у почти двух третей всех пациентов. Эти изменения могут выражаться как в усилении восприятия (что встречается чаще), так и в его ослаблении. Чаще встречаются изменения, связанные со зрительным восприятием. Цвета кажутся более яркими, цветовые оттенки – более насыщенными. Отмечается также трансформация привычных предметов в нечто иное. Изменения восприятия искажают очертания предметов, делают их угрожающими. Цветовые оттенки и структура материала могут как бы переходить друг в друга. Обострение восприятия тесно связано с переизбытком поступающих сигналов. Дело не в том, что органы чувств становятся более восприимчивыми, в том, что мозг, обычно отфильтровывающий большую часть поступающих сигналов, по каким-то причинам не делает этого. Такое множество внешних сигналов, обрушивающихся на мозг, затрудняет у больного способность сосредоточения и концентрации. По некоторым данным, более половины больных шизофренией отмечают расстройство внимания и ощущение времени.

Существенная группа симптомов в диагностике ранней шизофрении – это нарушения, связанные с затрудненностью или неспособностью интерпретации поступающих сигналов из внешнего мира. Аудиальные, визуальные и кинестетические контакты со средой перестают быть понятными для больного, вынуждая его по-новому приспосабливаться к окружающей действительности. Это может отражаться как на его речи, так и на его поступках. При подобных нарушениях информация, поступающая к больному, перестает быть для него цельной и очень часто предстает в форме раздробленных, разделенных элементов. Например, при просмотре телевизионных передач больной не может одновременно смотреть и слушать, а видение и слух представляются ему двумя разделенными сущностями. Нарушается видение обыденных предметов и понятий – слов, предметов, смысловых особенностей происходящего.[29]

Типичны также для шизофрении и различные своеобразные сенестопатические проявления: неприятные ощущения в голове и других частях тела. Сенестопатии имеют вычурный характер: больные жалуются на ощущение распирания одного полушария в голове, сухость желудка и т.д. Локализация сенестопатических проявлений не соответствует болезненным ощущениям, которые могут быть при соматических заболеваниях.

Наиболее сильное впечатление на окружающих и вообще на всю культуру в целом, что выразилось даже в десятках произведений на эту тему, производят бред и галлюцинации больного шизофренией. Бред и галлюцинации являются наиболее известными симптомами психического заболевания и, в частности, – шизофрении. Разумеется, следует помнить, что бред и галлюцинации не обязательно указывают именно на шизофрению и шизофреническую нозологию. В некоторых случаях данные симптомы не отражают даже общепсихотической нозологии, будучи следствием, к примеру, острого отравления, сильного алкогольного опьянения и при некоторых других болезненных состояниях.

Бред – ложное суждение (умозаключение), возникающее без соответствующего повода. Оно не поддается разубеждению, несмотря на то что противоречит действительности и всему предшествующему опыту заболевшего. Бред противостоит любому самому вескому доводу, чем отличается от простых ошибок суждения. По содержанию различают: бред величия (богатства, особого происхождения, изобретательства, реформаторства, гениальности, влюбленности), бред преследования (отравления, обвинения, ограбления, ревности); бред самоуничижения (греховности, самообвинения, болезни, разрушения внутренних органов).

Следует отличать также несистематизированный и систематизированный бред. В первом случае речь идет, как правило, о столь остром и интенсивном протекании заболевания, что больной даже не успевает объяснить для себя происходящее. Во втором же следует помнить, что бред, имея характер самоочевидного для больного, может маскироваться годами под некоторые социально спорные теории и коммуникации. Галлюцинации считаются типичным явлением при шизофрении, они замыкают собой спектр симптомов, в основе которых лежит изменение восприятия. Если иллюзии – это ошибочные восприятия чего-либо, реально существующего, то галлюцинации – это мнимое восприятие, восприятие без объекта.

Галлюцинации – одна из форм нарушения восприятия окружающего мира. В этих случаях восприятия возникают без реального раздражителя, реального объекта, обладают чувственной яркостью и неотличимы от существующих в действительности предметов. Встречаются зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные галлюцинации. Больные в это время действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают, не представляют.

Галлюцинирующий слышит голоса, которых нет и видит людей (предметы, явления), которых не существует. При этом у него имеется полная убежденность в реальности восприятия. При заболевании шизофренией наиболее типичными являются именно слуховые галлюцинации. Они настолько характерны для этой болезни, что на основании факта их наличия больному можно ставить первичный диагноз «подозрение на шизофрению». Появление галлюцинаций свидетельствует о значительной тяжести психических нарушений. Галлюцинации, весьма частые при психозах, никогда не бывают у больных неврозами. Наблюдая за динамикой галлюциноза, можно более точно установить его принадлежность к той или иной нозологической форме. Например, при алкогольном галлюцинозе «голоса» говорят о больном в третьем лице, а в шизофреническом – чаще обращаются к нему, комментируют его действия или приказывают что-то сделать. Особенно важно обратить внимание на тот факт, что о наличии галлюцинаций можно узнать не только из рассказов больного, но и по его поведению. Это бывает необходимо в тех случаях, когда больной скрывает галлюцинации от окружающих.[30,31]

С бредом и галлюцинациями тесно связана другая группа симптомов, характерных для многих больных шизофренией. Если здоровый человек отчетливо воспринимает свое тело, точно знает, где оно начинается и где кончается, и хорошо осознает свое «Я», то типичная симптоматика шизофрении – искаженность и иррациональность представлений. Эти представления у больного могут колебаться в очень широком диапазоне – от небольших соматопсихических расстройств самовосприятия до полной невозможности отличить себя от другого человека или от некоторого другого предмета внешнего мира. Нарушенность восприятия себя и своего «Я» может привести к тому, что больной перестанет отличать себя от другого человека. Он может начать считать, что, на самом деле, он противоположного пола. А происходящее во внешнем мире может рифмоваться у больного с его телесными функциями (дождь – это его моча, и т.п.).[32]

Изменение общей психической картины мира у больного неизбежно ведет к изменению его двигательной активности. Даже если больной тщательно скрывает патологическую симптоматику (наличие галлюцинаций, видений, бредовые переживания и пр.), – можно, тем не менее, обнаружить появление заболевания по его изменениям в движениях, при ходьбе, при манипуляции с предметами и во многих других случаях. Движение больного может ускоряться или замедляться без видимой причины или более-менее внятных возможностей это объяснить. Широко распространены ощущения неуклюжести и замешательства в движениях (часто бывает ненаблюдаемым и, поэтому, ценно, когда больной сам делится подобными переживаниями). Больной может ронять вещи, или постоянно натыкаться на предметы. Иногда наблюдаются короткие «застывания» во время ходьбы или другой активности. Спонтанные движения (отмашка рук при ходьбе, жестикуляция) могут усилиться, но чаще приобретают несколько неестественный характер, сдерживаются, так как больному кажется, что он очень неуклюж, и он старается минимизировать эти проявления своей неловкости и неуклюжести. Наблюдаются повторяющиеся движения: тремор, движения языка или губ в виде посасывания, тики и ритуальные двигательные шаблоны. Крайний вариант двигательных расстройств – кататоническое состояние больного при шизофрении, когда больной часами или даже сутками может сохранять одну и ту же позу, будучи соверше.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44