VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение личностных и психологических особенностей сотрудников участковых избирательных комиссий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011084
Тема: Изучение личностных и психологических особенностей сотрудников участковых избирательных комиссий
Содержание
Титул



























































Содержание

Введение	

3

Глава I.Теоретические  основы психологических аспектов избирательного процесса 	





1.1. Психологические особенности участников выборного процесса

7

1.2. Особенности психологической активности участников избирательного процесса в условиях конфликтных ситуаций	



20

1.3. Копинг-стратегии в избирательном процессе

28

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-демографических данных участников избирательного процесса, выбора копинг-стратегий и личностных особенностей





34

2.1. Организация, проведение и основные методы эмпирического исследования



2.1.1. Социально демографические данные  

37

2.1.2.  Данные коммуникативных и организационных умений  

38

2.1.3.  Копинг-стратегии

42

2.1.4. Шкала совестливости

44

2.2. Результаты исследования взаимосвязи социально-демографических данных c выбора копинг-стратегий и личностными особенностями







2.2.1. Корреляционный анализ 

46

2.2.2. U-критерий Манна-Уитни

55

2.3. Рекомендации сотрудникам избирательных участков по преодолению конфликтных ситуаций по результатам исследования



57

Заключение

61

Список используемой литературы

63

Приложения

69







Введение



Выборы как институт политической демократии выступают на сегодняшний день действенной системой средств, которые созданы и активно используются государством для формирования своей государственной власти. Это, соответственно требует объективного участия государства в лице его органов в формировании, организаци  проведения и развития избирательных  процессов.

Учитывая международные стандарты, в избирательном процессе приоритетным должны стать независимость, профессионализм, открытость, беспристрастность, политическая нейтральность и т.п.. Результативное воплощение этих принципов в жизнь усилит влияние избирательного процесса на качество политической системы общества, сохранив при этом  целостность государства  и его демократическую природу.

Среди главных участников избирательного процесса, без которых не обходятся ни одни выборы выступают избиратели, избирательные комиссии и структуры содействующие осуществлению выборных процедур, а также кандидаты с их предвыборными штабами.

Тема изучения психологических факторов и влияния личностных особенностей у кандидатов, занимались многие ученые. Начиная с древних времен умы философов и мыслителей занимали такие личностные характеристики лидеров как авторитарность, ораторские способности и мудрость.Платон /«Политика»/ и Аристотель /«Левиафан»/, были одними из первых и самых известных философов древности, в чьих трудах подробно рассматнивался образ и особенности правителей, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Л. Фейербаха и Г. Гегеля.

До 19-го века, подобные работы носили чисто описательный характер, и только в конце XIX  начале XX веков появились аналитические теории лидера [29].

На современном этапе научного развития личностные характеристики и особенности лидеров, к которым несомненно относятся кандитаты предвыборных компаний, были подробно изучены и описаны в работах зарубежных авторов, таких как  Е.С. Богардус,  С.С. Кичело, М. Вебер, Г. Лассуэл выдвинул патопсихологическую теорию политических типов,  Т. Адорно, Р. Кристи и Ф. Гайс  построили М-шкалу Макиавеллистской личности, Дж. Д. Барбера предложил типологию президентов. В отечественной науке также были разработаны теории лидерских качеств. Например исследователи из Петербурга описывают личности политических лидеров, используя медико-психологические и психиатрические термины. Другим примером классификации политических деятелей в отечествеенной науке является исследование В.Ф. Петренко, О.В. Митиной, И.В. Шевчука. [29].

Вступая в предвыборную борьбу, каждый кандидат или партия стремиться решить собственные задачи и прикладывает для этого определенные усилия, т.е. ведет избирательную кампанию, которую в общем виде можно определить как всю совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями или кандидатами и их командами для достижения своих предвыборных целей. Таким образом, избирательная кампания выступает важнейшей составляющей избирательного процесса.

Конфликт определяется как столкновение участников избирательного процесса в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели. Конфликтные ситуации, как показывает практика, случаются между всеми участниками избирательного процесса: кандидатами, избирателями, избирательными комиссиями, а также и кандидатами. По самым разным причинам конфликты возникают как внутри каждой категории участников избирательного процесса, так и между разными категориями. 

В то же время другим фронтом личностного взаимодействия способны выступать взаимоотношения избирателей, кандидатов или председателей партий с избирательными комиссиями. Одной из задач избирательных комиссий согласно законодательству, является обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, будь то рядовой избиратель или сам кандидат. Нарушение избирательного законодательства, избирательных прав граждан и связанные с этим избирательные споры стали непременным атрибутом всех избирательных кампаний, а их рассмотрение и разрешение занимают немалую часть времени в работе избирательных комиссий.

Избирательные комиссии как государственные органы, призванные по роду своей деятельности  обеспечивать ход избирательного процесса,  часто оказываются  вовлеченными в конфликтные ситуации  различных участников  избирательного процесса. По этой причине крайне важно использовать различные методики по предотвращению возникновения конфликтных ситуаций, а также минимизации их негативного воздействия на его участников, в частности копинг-стратегии. 

Проблема данного исследования заключается в том, что на данный момент времени существует недостаточно сведений о личностных характеристиках работников участковых избирательных комиссий, влияющих на ход избирательного процесса, атмосферу на избирательных участках и разрешение возможных конликтов в рабочем процессе.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, в нашей стране избирательный процесс и демократические принципы все больше проникают во все сферы нашей жизни, увеличивается количество выборных должностей во всех структурах власти. А также, увеличивается политическая активность и заинтересованность в честных выборах, населением нашей страны. Личностные особенности членов участковых избирательных комиссий и их влияние на процесс выборов, все еще небыли должным образом изучены с психологической точки зрения. 

Объект исследования: Личностные характеристики и выработанные копинг-стратегии поведения.

Целью  работы является изучение личностных и психологических особенностей сотрудников участковых избирательных  комиссий.

Задачи для достижения указанной цели:

Провести теоретический анализ психологических аспектов участников избирательного процесса.

Подобрать адекватные метды исследования и сформировать выбоку. 

Выявить психологические особенности сотрудников выборного процесса;

Изучить психологические особенности активности участников избирательного процесса в условиях конфликтных ситуаций;

Изучить копинг-стратегии в избирательном процессе;

Провести эмпирическое исследование сотрудников избирательных комиссий посредством различных методик;

Проанализировать полученные результаты исследования;

Разработать практические рекомендации участникам избирательного процесса по преодолению конфликтных ситуаций по результатм  проведенного эмпирического исследования.

Методики исследования: 

Анкеты с целью выявления  социально демографических данных;

Методики 1 «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина - Под такими склонностями подразумевается умение быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские отношения с людьми, стремление расширять контакты. Участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и др. Уровень коммуникативных  и организаторских способностей методика позволяет выявить отдельно.

Методики 2, «Способы совладающего поведения» Лазаруса   - Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.

Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году, дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехетерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой, М.Ю. Новожиловой.

Методики 3 «Шкала совестливости» –Данная шкала взята из психодиагностического теста, разработанного В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторного опросника Р. Кеттелла); предназначена для измерения степени уважения к социальным и этическим требованиям.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении личностных характеристик и выработанных копинг-стратегий у работников участковых избирательных комиссий, их связь с социально-демографическими данными, а так же  влияние данных параметров на специфику работы.

Практическая значимость дипломного исследования: 

Предложенный в ходе исследования блок диагностических методик возможно использовать для диагностики копинг-стратегий, коммуникативных и организационных умений с целью выявления и предотвращения негативных последствий в работе участковых избирательных комиссий; в соответствиис выявленными особенностями планировать и реализовывать программу профилактики, в которую включить блок психокоррекционных мероприятий.

Структура дипломной работы: 

Работа состоит из введения, где представлены актуальность проблемы, предмет, объект, цель, задачи, практическая значимость проводимого исследования; теоретической главы, в которой рассматриваются основные теоретические основы психологических аспектов избирательного процесса ; собственно эмпирического исследования, где представлены описания выборки, методов, процедуры проводимого исследования, анализа и обсуждения полученных результатов; выводов; заключения, списка использованных источников и приложений.





Глава I. Теоретические основы психологических аспектов избирательного процесса

1.1 Психологические особенности участников выборного процесса



Развитие института гражданского общества в России, совершенствование законодательной системы и повышение политической культуры населения приводит к усилению роли и значимости избирательного процесса как инструмента воздействия общества на власть и власти на общество [26, с. 55]. Если проанализировать содержательные аспекты избирательных кампаний и всего выборного процесса в целом, можно увидеть, что сегодня на данные процессы существенное влияние оказывают психологические аспекты деятельности участников выборного процесса, а также психологические установки, стереотипы, методы психологического воздействия и пр. По этой причине и актуализируется вопрос изучения психологических характеристик как всего выборного процесса, так и его отдельных участников, которые активно формируются и проявляются в рамках общения [27, c. 155].

В общем виде общение - это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение в данном ракурсе включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В рамках процесса общения важнейшее место занимает культура общения как структурный компонент профессиональной культуры. При этом для участников и организаторов избирательного процесса данный компонент играет доминирующую роль, поскольку для них именно речь является основным орудием труда. Именно культура профессиональной деятельности в итоге и является фактором успешности и эффективности всего избирательного процесса в целом и их отдельных участников. 

Профессиональная культура организаторов избирательного процесса включает владение специальными умениями и навыками в профессиональной, в том числе культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения [22, c. 92].

Гозман Л.Я. в своем труде «Психология в политике», отмечает, что к языку и речи в рамках избирательной кампании предъявляются повышенные требования и их выполнение достаточно трудоемкий процесс. Фактически это ответственность политика за каждое произнесенное слова. Также, автор подчеркивает важность правильность постановки речи и языка, и необходимость придерживаться краткости, выразительности и соблюдать нормы речевого этикета [6, с. 122].

В рамках избирательного процесса важно, чтобы его организаторы умели контролировать свои эмоции, направляли диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности. То есть к организаторам избирательного процесса предъявляется требование - обладать коммуникативными навыками, которые включают в себя оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования. 

Соответственно, коммуникативная компетенция организатора избирательного процесса должна включать в себя умение общаться со всеми участниками процесса, обмениваться информацией, а также навык налаживать целесообразные отношения с участниками процесса. Отсюда следует, что успех профессиональной деятельности участника избирательного процесса зависит во многом от его навыков культуры речи, обладания в достаточном количестве лингвистической коммуникативной и поведенческой компетенцией. Указанные навыки формируются посредством процесса профессиональной подготовки.

Также важно отметить, что для участника избирательного процесса крайне важно обладать навыком создания благоприятных условий для коллективной работы. К ним можно отнести:

1.	сплочение и доверительные отношения членов коллектива;

2.	выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации  и настроя на продуктивную работу.

	Различные аспекты сплоченности коллектива изучались различными психологами, в частности Огарковым А.А., который под указанным понятием понимал совокупность свойств и характеристик личности, которые позволяют раскрыть особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат [37, с. 147].

Необходимо отметить значительное количество работ, посвященных анализу межличностного взаимодействия. Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А. отмечали, что межличностное взаимодействие – это система избирательных связей человека с другими людьми. Коломинский Я.Л.и Петровский А.В.рассматривали межличностные отношения как взаимоотражение [48].

Таким образом, в широком смысле межличностное взаимодействие – это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

В узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных[40].

Межличностное взаимодействие - это постоянно действующий фактор общения участников в коллективе. В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых  задач.

В процессе общения в коллективе формируется общность взглядов на принципиальные вопросы, что определяет все последующие взаимодействия участников коллектива в совместной деятельности, их стратегию поведения, то есть формируется общая позиция, что в свою очередь способствует интеграции коллектива в единое социальное целое. Только в таких случаях коллектив способен успешно решать задачи той сложности, которые соответствуют уровню компетентности его членов [38, с. 123].

Поведение участников совместной деятельности всегда определяется объективной взаимозависимостью, которая является основой любого взаимодействия. Но для того чтобы установить сотрудничество, необходимо иметь полную и всестороннюю информацию относительно условий, поставленных задач и способов их решения при изменении внешних обстоятельств.

Вся информация относительно условий деятельности стимулирует сотрудничество, а также стремление и желание помочь друг другу. Именно руководителю важно активизировать процесс формирования делового общения в коллективе. При этом важно чтобы учитывались личностные качества участников избирательного процесса, так как любой из них вероятнее пойдет на уступки, если он будет уверен в том, что его коллеги готовы прислушаться к его мнению. 

Главное то, что нужно не только учитывать интересы всех членов коллектива, но и пытаться поставить себя на их место и взглянуть на ситуацию с их стороны. 

Таким образом, в рамках делового общения необходимы такие качества как информированность обо всей ситуации и всех процессах, искреннее сотрудничество и оптимальный стиль поведения. Именно в совокупности все указанные характеристики являются необходимой базой для формирования оптимального уровня коммуникации в работе сотрудников участковых избирательных комиссий с избирателями.

О значимости данного направления писал и Жуков Ю.М.. В рамках разработанной им теории коммуникативной компетенции, в «правила общения»,  заложены такие средства регуляции коммуникативного поведения как - правила коммуникативного этикета, правила согласования коммуникативного взаимодействия и правила самоподачи. Весь комплекс правил является  эффективным средством организации собственного поведения в критических ситуациях [39, с. 44].

Еще одной важнейшей компонентной в работе участковых избирательных комиссий выступает групповое взаимодействие. В ситуации с УИК речь идет о работе с малыми группами, члены которых находятся в едином поле деятельности и имеют общую цель, которая приводит к формированию определенного уровня общения, возникновению эмоциональных связей и взаимодействия. Данный вопрос подробно освещен в работах по социальной психологии, в частности Андреевой Г.М., Кричевского Р., Дубовской Е., Журавлевой А.Л.

При этом важно отметить, что группа всегда более устойчива к конфликтам, если она взаимосвязана между собой. Соответственно такая кооперация ведет к свободе и открытости коммуникаций, взаимной поддержке и доверию.

Как центральная, наиболее авторитетная фигура, руководящая коллективом, лидер присутствует практически в каждом виде деятельности и в любой исторический период. 

Психологические исследования лидерских качеств и психологических особенностей достаточно многочисленны. К последним исследованиям можно отнести труды М. Вебера, Т. Питерса, Г. Лебона, Э. Берна., из отечественных авторов, можно добавить П. Кричевского, а так же, например работа социального психолога Р. Зиллера, где представлена психологическая типология личности лидеров на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции [24,с. 25].

По образу и поведению лидера складывается представление о данном социальном институте в целом, его деятельности и внутригрупповых ценностях, которые в некоторых случаях лидер символизирует, на основе чего формируется отношение и определенная степень доверия или недоверия к этому институту. Такому человеку его сообщество дает (прямо или косвенно, осознанно или неосознанно) право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения социального интереса. Столь значительная роль лидера и, в частности, председателя избирательной комиссии, свидетельствует о важности проблем его социально-психологической ориентации, публичном имидже. 

Личность лидера является сложным, многомерным образованием и состоит из множества взаимосвязанных элементов, которые в целом формируют его образ. Внутреннее эмоциональное состояние, мировоззрение, нравственная ориентация, самооценка и темперамент определяют внешние проявления любого человека. 

Стиль поведения, речь, интонации, жесты, мимика, осанка – все это формирует определенную информацию о человеке, а также об определенном внутреннем психологическом его состоянии в конкретный момент и всегда сознательно или неосознанно воспринимается окружающими.

Важно отметить, что у любой личности есть так же, такая особенность как восприятие самого себя. Именно от этого представления в большой степени зависит поведение самого человека, в том числе и лидера любой компании или органа государственной власти. По этой причине при формировании публичного имиджа, в том числе и председателя участковой комиссии, необходимо особое внимание уделять самооценке личности и при необходимости ее психокоррекции.

По причине того, что самооценка является важнейшим регулятором поведения личности, именно от нее зависит уровень уверенности человека в себе, а также его мотивацию, принципиальность принимаемых решений и уровень осознания своей ответственности.

Необходимо отметить, что не только самооценка, но и иные вышеуказанные психологические черты и внешние проявления в поведении лидера, формируют в конечном итоге полное восприятие того института, который он представляет. По этой причине в рамках данного исследования необходимо проанализировать в комплексе, психологические характеристики, которыми обладают участники выборного процесса. 

Избирательные комиссии – это независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избираемым законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня [9, с. 125]. 

Избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. 

Отметим, что избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации. Для защиты избирательных прав граждан комиссиями используются следующие механизмы: 

1) рассмотрение обращений, поступивших к ним в ходе избирательной кампании, о нарушении закона, проведение проверок по этим обращениям;

2) мониторинг агитационной деятельности;

3) контроль над финансированием избирательных кампаний;

4) отмена неправомерных решений нижестоящих комиссий;

5) привлечение правоохранительных органов к пресечению противоправной деятельности участников избирательного процесса;

6) участие в приведении региональных законов в соответствие с федеральным законодательством.

Как видно из сущности и полномочий избирательных комиссий, их деятельность разнонаправленная и полностью базируется на коммуникации не только между участниками процесса, но и населением, СМИ и пр. 

Особое место в рамках формирования имиджа и общего отношения населения к избирательной комиссии, отводится председателю избирательной комиссии. Именно он выступает лицом избирательной комиссии, в том числе и в рамках взаимодействия с прессой. Поэтому его имидж, который складывается на основе совокупности психологических характеристик личности председателя комиссии, играет во многом ключевую роль. А ведь именно на основе сформированного образа председателя комиссии имидж будет проецироваться на всех остальных участников выборного процесса.

В общем виде функции и обязанности председателя избирательной комиссии выглядят следующим образом:

1.	организация и планирования деятельности комиссии, контроль за ходом выполнения плана работ;

2.	оформление и подписание сопроводительной документации (протоколов, приказов и пр.);

3.	организация системы делопроизводства и контроль за ней;

4.	обеспечение сохранности документов и их своевременной передачи в архив[10, с. 43].

Как видно из представленных функций, председатель избирательной комиссии должен обладать определенными профессиональными компетенциями, а также психологическими характеристиками личности для выполнения своих обязанностей. 

Среди основных психологических характеристик личности председателя избирательной комиссии, которые оказывают влияние на формирование не только его имиджа, но и всей избирательной комиссии, можно назвать:

•	тип личности;

•	темперамент;

•	характер;

Тип личности – это совокупность социально значимых личностных характеристик индивида. Если брать в основу классификацию К. Юнга, который выделял два психотипа – экстраверт и интроверт, то относительно  председателя избирательной комиссии, предпочитаемый тип личности – экстраверт. Экстраверты легко идут и вступают в контакт. Они экспансивны, легко идут на социальное взаимодействие с другими индивидами. При этом экстраверты не только с легкостью вступают в контакт с другими индивидами, но и им это не доставляет никакого дискомфорта, что является необходимым качеством для ключевой должности избирательной комиссии – ее председателя. 

Допускается определенный педантизм, как психологический структурный компонент личности председателя комиссии, что проявляется в наличии у личности высокого уровня формализма,автор типологии К. Леонгард,. Также, для педантичного типа личности характерны такие характеристики как серьезный, надежный, неконфликтный, в чем-то занудный. Особенно важна в личности председателя комиссии неконфликтность, поскольку выборный процесс и избирательная кампания всегда сопряжены с процессом политической борьбы, и, как следствие, высоким уровнем конфликтности. 

Что касается типа характера как психологической характеристики, то для председателя избирательной комиссии предпочтительней иметь характер флегматика или сангвиника. 

Флегматик – невозмутим, неспешен, он имеет устойчивые стремления и настроения, и при этом он внешне сдержан на проявление чувств или эмоций. В работе флегматики проявляют упорство и настойчивость при сохранении эмоционального спокойствия и устойчивости. Отличаются высоким уровнем производительности, тем самым компенсируя свою врожденную неспешность.

Сангвиники подвижны, с устойчивой сменой настроения и быстрой реакцией на происходящие события. В работе сангвиники достигают больших результатов при условии интереса к ней. 

Особое внимание необходимо уделять морально-нравственным характеристикам личности участника избирательного процесса, в том числе и председателя избирательной комиссии. К ним можно отнести честность, справедливость, объективность, порядочность, патриотизм, принципиальность и твердость характера.

При этом председатель комиссии должен иметь лаконичную, правильно поставленную речь, уметь удерживать в памяти информацию относительно избирательного процесса и быть руководителем, то есть налаживать взаимоотношения внутри группы и контролировать ее психоэмоциональное состояние.

Подводя промежуточные итоги психологических особенностей личности председателя избирательной комиссии можно говорить о том, что человек на данной должности должен быть коммуникабелен, настроен на конечный результат и не конфликтен.

Стоит отметить, что к заместителям председателя избирательной комиссии можно предъявлять идентичные психологические требования, поскольку в случае отсутствия председателя комиссии, они его замещают.

Еще одной фигурой в рамках избирательного процесса является секретарь избирательной комиссии.

Такие ученые как Андреева Г.М. и Гришин Е.В., исследуя психологические характеристики личности секретаря  избирательной комиссии, отмечают, что он должен обладать лаконичной речью, и таким же образом мышления, чтобы уметь своевременно систематизировать полученную информацию и обладать способностью держать в голове огромный объем информации относительно работы  всей избирательной кампании [1, с. 147]. 

Участниками избирательного процесса с другой стороны выступает электорат. Электорат – это граждане Российской Федерации, достигшие 18-ти летнего возраста и имеющие, согласно законодательству, право избирать и быть избранными [5, с. 46].

Безусловно, электоратом считаются не только так называемые простые граждане, но и должностные лица, в том числе, и высокопоставленные, кандидаты всех уровней, их помощники, политические технологи, исследователи и другие. Электоральное поведение в этом смысле имеет отношение не только к избирателям, но и к тем, кто организует процесс выборов, принимает то или иное участие в них, а также является заказчиком применения тех или иных технологий.

В современной психологической,социологической и политической науках в настоящее время нет единого подхода к сущности электорального поведения граждан. В тоже время данный термин выступает в качестве основного при анализе хода избирательной кампании, а также прогнозирования результатов выборов. 

По мнению Тернова А.А., анализ хода и результатов современных избирательных кампаний показывает, что специалисты-практики в этой области при принятии решений значительно чаще опираются на собственный опыт и интуицию, чем на данные объективных научных исследований об устойчивых закономерностях электорального поведения граждан и соответствующие научные представления и концепции. Необходимо учитывать, кроме того, что по законам сложившегося уже, в России рынка политических услуг действующие на нем субъекты не склонны раскрывать реальные механизмы и факторы, определяющие результаты их деятельности.

Это приводит к тому, что электоральное поведение граждан становится крайне трудным для научного анализа, поскольку высок уровень мифов о поведении отдельных категорий населения в избирательном процессе. Сформированные образы, как правило, направлены на удовлетворение интересов отдельных кандидатов, и поэтому зачастую не соответствуют реальности [45, с. 51]. 

Таким образом, под электоральным поведением в рамках данного исследования понимаются действия (бездействие) электората, которые связаны напрямую с делегированием властных полномочий политическому субъекту в процессе их взаимодействия.

Зазыкин В.Г. полагает, что в ситуации выбора, в том числе и в рамках избирательной кампании, индивид всегда придерживается определенных ценностных дихотомических стандартов, к которым можно отнести:

1.	следование общепринятым правилам или ситуативные действия;

2.	ориентирование на определенный статус другого «индивида»;

3.	ориентирование на диффузные и специфические характеристики ситуации;

4.	совершение действия на основе собственных или групповых интересов.

При выборе цели, а также средств, каждый индивид ориентируется на определенные условия, ценностные стандарты, а также степень мотивированности действий. При этом субъект применяет активно эмоционально-волевой и интеллектуальный потенциал для достижения конкретной цели [19, с. 58].

Таким образом, подводя обобщение изучены материалов, относительно особенностей избирательной кампании, а также психологических характеристик ее основных участников, важно отметить, что именно психологические особенности личности играют во многом основополагающую роль и именно от них зависит уровень успешности всего выборного процесса. 

?















1.2. Особенности психологической активности участников избирательного процесса в условиях конфликтных ситуаций



В настоящее время юридическая наука весьма широко оперирует такой категорий как процесс. При этом вполне закономерно, что внимание исследователей акцентируется на сущности данного процесса, среди которых гражданский, арбитражный, уголовный, бюджетный, избирательный и иные структурные компоненты юридического процесса.

Так, например, в работе Киселева И.Ю., отмечено, что процесс – это достаточно сложное явление, которые имеет несомненно для всех его разновидностей общие свойства, но в тоже время, есть и специфические характеристики их отраслевого применения [18, с. 133]. 

Указанные факторы сущностных характеристик процесса в юридическом понимании, позволяют нам говорить о том, что избирательный процесс, а также проведение выборной кампании связывается напрямую с процессом проведения выборов не через деятельностный аспект компетентных на то субъектов, а посредством совокупности взаимосвязанных отношений, которые опосредуют подготовку и проведение выборов. То есть, именно исследование проблем избирательного процесса в рамках потребностей электорального поведения может в итоге сформировать правоприменительную основу данного правового явления.

Таким образом, закрепляя процесс взаимодействия между отдельными участниками избирательного процесса, законодатель фактически даже устанавливает определенные рамки психологического взаимодействия, основные характеристики которого были рассмотрены в рамках первого параграфа данного исследования.

Все вышеуказанные факторы в своей совокупности позволяют говорить означимости психологического и коммуникативного взаимодействия между отдельными участниками избирательного процесса и формировании определенного отношения электората не только к кандидатам, участвующим в выборном процессе, но и избирательной комиссии как совокупности должностных лиц, обладающих определенными психологическими характеристиками [23].

Важнейшим аспектом, связанным с изучением психологических аспектов избирательного процесса и работы участковых избирательных комиссий является поведение участников, в том числе и психологические особенности в рамках возникновения конфликтной ситуации. 

Обращаясь к работам Хорни К., Анцупова, А.Я. Гришина Н.В. и др. и рассматривая предложенные ими теории взаимодействия личностей, в свете работы избирательных участков, можно говорить о возможности возникновения конфликтов между участниками избирательного процесса в процессе их взаимодействия между собой [9, с. 139]. 

Необходимо отметить, что если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спора) или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными и могут быть скорректированы в сторону предотвращения конфликтной ситуации. 

Так в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль, как для различных видов конфликтов, так и для различных уровней  их проявления [33, с. 166].

Функциональные конфликты, носящие положительно направленное действие, возникают в процессе совместной деятельности, в том числе, и сотрудников избирательного процесса, и связаны с содержанием конкретной деятельности, которая определяется распределением ресурса или распределением права распоряжаться таковыми (то есть ресурс власт.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.