VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение экономических вопросов в школьном курсе обществознания

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011423
Тема: Изучение экономических вопросов в школьном курсе обществознания
Содержание
 Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Иркутский государственный университет»
Педагогический институт
Кафедра социально-экономических дисциплин


Направление: 44.03.01
Педагогическое образование
Профиль: Обществознание
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная


Сологубова Анастасия Владимировна
Изучение экономических вопросов в школьном курсе обществознания
 
Выпускная квалификационная работа бакалавра

Студент___________А.В. Сологубова               Руководитель: Лохтина Т.Н.,
                                                                                канд. экон. наук, доц.
                                                                               
Нормоконтролёр:                                                 Рецензент: 
_____________

Работа защищена «__» ______2018 г.
с оценкой ________________
Протокол №___



Иркутск, 2018 
Оглавление
Введение	3
Глава I. Теоретические основы исследования раздела «Экономика» в школьном курсе обществознания	9
1.1. Содержание, структура и задачи раздела «Экономика» в обществоведческой подготовке школьников	9
1.2. Этапы развития экономической проблематики в системе среднего общего образования	17
Глава II. Учебно-методическое обеспечение преподавания экономических дисциплин	24
2.1. Современные методы и педагогические приёмы обучения экономике	25
2.2. Методические рекомендации  к уроку по теме «Занятость и безработица»	32
2.3. Особенности обучения экономике во внеурочной деятельности	45
Заключение	52
Список литературы	53
Приложение	61








Введение

     Актуальность темы. Школьный курс «Обществознание» закладывает мировоззренческие, ценностные и духовно-нравственные основы изучения человека и общества, формирует обществоведческое мышление, способствует воспитанию активного гражданина. В настоящее время одним из важнейших направлений в школьном курсе обществознания является изучение экономических вопросов. В основе экономической подготовки обучающихся, формирования экономической культуры школьников лежит качественное овладение ключевыми экономическими понятиями.
     Новые тенденции в развитии современной экономической науки, а также коренные социально-экономические преобразования российского общества, оказали серьёзное влияние на современное научное обществознание. Экономика исследует проблемы, которые относятся ко всему обществу на разных этапах общественного развития. 
     В настоящее время изучение экономики в школе создает целостное и системное представление об экономической сферы жизнедеятельности общества, понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии, формирование грамотного экономического мышления, познания мотивов и действий людей в экономической среде, умение принимать рациональные решения. В современных условиях экономики рыночного типа явно ощущается острая потребность в совершенствовании экономического образования, мышления, культуры и экономической грамотности обучающихся. 
     Экономическое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. Образовательным учреждениям в образовательной программе следует учесть изменение места учебного предмета «Экономика» в содержании общего образования: экономические знания более широко представлены в основной и старшей школе, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков обучающихся в условиях развивающейся рыночной экономики. 
     В связи с этим идея систематизированного экономического образования российских школьников находит все больше и больше сторонников. Изучение раздела «Экономика» в школьном курсе обществознания среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
     - освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России; 
     - овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; 
     - развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний; 
     - воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; 
     - формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
     Степень научной разработанности темы. В сочинениях Ксенофонта, Платона и Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества. Слово «экономия» является заглавием одного из сочинений древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, в котором в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия1.
     Коренные перемены в жизни российского общества, начавшиеся в последнее десятилетие XX века, в значительной степени коснулись экономической сферы. Они оказали влияние на такую важную составляющую общего среднего образования, как экономическое образование и воспитание школьников. Н. И. Городецкая в своей работе рассматривает процесс становления курса «Экономика» в российской школе на период с 1992 г. по 2004 г.2.
     Изучение экономических вопросов в школьном курсе обществознания отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте3. Разработкой методических рекомендаций по преподаванию экономических вопросов в школьном курсе обществознания занимались Ю. К. Васильев, З. К. Левчук4.
     Теоретическая и практическая значимость экономического воспитания школьников анализируется в трудах А. Ф. Аменда5, П. К. Гречко6. Особое внимание уделяется экономической подготовке как интеграции экономического образования и воспитания. Экономическое образование является необходимым условием формирования индивидуальных траекторий, как для ученика, так и для учителя. 
     Огромный вклад в экономическое образование внесла Т. В. Грищенко, в своей диссертации автор описывает возможности педагогической подготовки учителей в области экономического образования и воспитания школьников7.
     Исследованием о возможности экономического воспитания и применение его потенциала для формирование трудовых ценностей обучающихся общеобразовательных школ занимался Ф.П. Евсеенко, особое внимание автор уделяет развитию профориентации в школах8.
     Российский учёный И. В. Липсиц9 известен как автор многих публикаций в экономической прессе и первого в России учебника по рыночной экономике для подростков «Удивительные приключения в стране Экономика», изданного большим тиражом. В своих учебниках автор рассказывает юному читателю о таких сложных категориях экономики, как цена, заработная плата, торговля и валютные курсы, конкуренция и инфляция.
     Объектом исследования является экономический раздел в школьном курсе обществознания.
     Предметом исследования – методы и приёмы формирования экономических знаний обучающихся на уроках обществознания.
     Цель – исследовать теоретические и методические аспекты преподавания экономического раздела в рамках школьного курса обществознания.
     Выполнение данной цели предполагает решение следующих задач:
     - на основе изучения специальной методической, психолого-педагогической и экономической литературы рассмотреть теоретические основы формирования экономических знаний и экономического развития в школе.
     - дать характеристику раздела «Экономика» в рамках обществоведческого курса;
     - рассмотреть многообразие подходов, форм и методов экономического образования обучающихся в школьном курсе обществознания и выявить наиболее перспективные;
     - рассмотреть педагогические приёмы обучения экономике
     - разработать и провести урок и внеклассное мероприятие по теме «Занятость и безработица».
     Гипотеза исследования: функции, подходы и специфика экономических вопросов недостаточно раскрыты в школьном курсе обществознания. Экономика имеет значимый характер, т.к. она связана с процессами социализации и развитием экономического образования и воспитания обучающихся. Использование новых методов преподавания, включение дополнительных материалов в учебную деятельность и проведение внеклассовых мероприятий по данному разделу позволят повысить уровень подготовки обучающихся к формированию экономической грамотности, а также развить у них чувство собственности и хозяйственной самостоятельности. 
     Методологическую основу исследования составили следующие подходы научного познания: исторический, логический, системный, компаративный. Кроме того, использовались такие методы, как синтез, анализ, обобщение.
     Теоретическая значимость результатов исследования:
     1. Проанализированы понятия «экономика», «экономическое образование», их формирование в общеобразовательных учреждениях.
     2. Дана характеристика сущности раздела «Экономика» в школьном курса обществознания.
     3. Раскрыты основные методы и приёмы преподавания экономических вопросов.
     4. Рассмотрена специфика преподавания темы «Занятость и безработица» на уроках и во внеурочном мероприятии  по обществознанию.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретический материал исследования может использоваться в лекционных курсах таких дисциплин, как: обществознание, экономика, социология, политология и философия. Эмпирический материал исследования может быть полезен как обучающимся, так и педагогам, потому что в исследовании приведены данные опросов школьников и анализ проведенного внеурочного мероприятия по теме «Занятость и безработица».
     Апробация материалов исследования. Материалы данной работы апробированы на заседании секции «Экономические проблемы современного общества» 72-го смотра студенческих научных работ по итогам НИРС за 2018 г. (г. Иркутск, 04.2018 г.).
     Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложения.


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


     Глава I. Теоретические основы исследования раздела «Экономика» в школьном курсе обществознания

     1.1.  Содержание, структура и задачи раздела «Экономика» в обществоведческой подготовке школьников

     Значение экономического образования как важнейшего фактора формирования личности ученика, его социализации растет совместно с развитием и модернизации рыночных механизмов. Однако в современном обществе система школьного экономического образования нуждается в совершенствовании с учётом того, что происходит в стране по сравнению с начала 90-х годов ХХ века, где экономика изучалась, как отдельный предмет. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения числа профильных школ, где осуществляется преподавание экономики как отдельного предмета.
     Предмет «Экономика» не является обязательным, поэтому в школах он в основном изучается в различных формах интеграции, например, экономический блок – в курсе обществознания, а также на основе межпредметных связей. Как самостоятельный предмет экономика осталась в школах, которые делают углубление на социально-экономический профиль, в остальных образовательных учреждениях экономика изучается в рамках школьного курса обществознания10. 
     Содержания раздела «Экономика» в школьном курсе обществознания принято относить к социально-активным дисциплинам, которые дают обучающемуся не только теоретическим знаниям, но и способствуют становлению практических знаний, прежде всего, со стороны общества, социальной группы, отдельной личности11.
     Экономическое образование – это процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся, направленное на формирование экономических знаний12. Оно обеспечивает развитие экономического мышления обучающихся, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в процессе экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремление к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию13.
     Экономическое образование в школе – это личностно-ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование теоретических и практических экономических знаний, умений, поведенческих навыков. Эмоционально-целостного отношения к миру, обеспечивающих творческое решение жизненно важных проблем в условиях ограниченности средств их решения. Каждому человеку необходимо иметь представление об экономической теории и практики, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях. Экономическая подготовка как интеграция экономического образования и воспитания в настоящее время должна стать необходимым условием формирования индивидуальных траекторий, как для ученика, так и для учителя14.
     Чтобы раскрыть основные положения раздела «Экономика» в школьном курсе обществознания, стоит обратить внимание на цель, задачи и подходы данной дисциплины. 
     Главная цель внедрения данного раздела заключается в формировании и развитии экономической культуры современного школьника, которое предполагает усвоение знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций15. Изучение экономических вопросов в школе должно быть направлено на формирование экономической компетентности школьников, позволяющей им стать конкурентоспособными членами современного общества. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в нескольких аспектах:
     Теоретическом – освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;
     Практическом – закрепление навыков экономического поведения;
     Этическом – овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.
     В этих условиях изучение экономической дисциплины на всех уровнях образования имеет принципиально-методологическое значение, поскольку ставит задачу целенаправленного воздействия на учеников16.
     Основной воспитательной задачей экономического раздела считается не только формирование экономически активной личности, но и ответственного отношения к делу, творческой инициативы в пределах своих должностных обязанностей, т.е. личности, способной работать в условиях цивилизованного рынка, личности со знанием требований и норм цивилизованных рыночных отношений, даже если они пока не развиты за пределами учебного класса и носят, таким образом, поверхностный характер. Школьник должен не только приобретать знания, понятия и представления об экономических явлениях, но и усваивать поведенческие стереотипы, нормы17.
     Стоит обратить внимание на то, как в школах изучается экономика и какое количество часов выделяется.
     На базовом уровне предмет «Обществознание» (включая экономику и право) изучается в объёме 140 часов в течение двух лет обучения. Курсы экономики могут изучаться отдельным модулем в объеме? 34 часов. 
     В профильных классах экономика изучается соответственно учебному плану. В классах социально-экономического профиля обществоведческого курса экономика изучается следующим образом: 
     1-й вариант:
     в 10-11 классах как базовый предмет экономика изучается в объёме 70 часов, то есть, по 35 часов в год. 
     2-й вариант: 
     в 10-11 классах как профильный предмет экономика изучается в объёме – 140 часов, по 70 часов в год.
     В классах социально-гуманитарного профиля в 10-11 классах на базовом уровне экономика изучается в объёме 35 часов18.
     Изучение экономических вопросов в школе, в первую очередь, направлено на формирование научных и практических экономических знаний, умений, поведенческих навыков.
     Каждый человек в своей жизни участвует в различных экономических отношениях, поэтому изучение экономики, как и любой другой дисциплины, крайне необходимо. На сегодняшний день в Российской Федерации существует множество различных профессий, которые требуют от специалистов различных экономических навыков и знаний. Банковский работник, специалист по логистике, страховой агент, аналитик фондового рынка – все эти специальности базируются на экономических дисциплинах. Уже в 9-11 классах обучающиеся начинают задумываться о выборе своей будущей профессии, поэтому наряду с такими науками как история, математика, физика, биология, должна вводиться и экономика как преподаваемая дисциплина19.
     Первые экономические знания, а также первоначальное представление о потребностях человека, возможностях их удовлетворения начинают закладываются у детей дошкольного возраста20.
     Экономическое воспитание берет своё начало в семье, родители дают ребенку первое представление о денежных ресурсах, покупках и т.д. Психологи утверждают, что именно в семье закладывается деление людей на предпринимателей и будущих наемных работников. В дошкольном возрасте родители должны объяснять ребенку простейшие экономические понятия, прививать интерес к данной науке21.
     В начальной школе изучение экономических вопросов должно соответствовать возрастным особенностям обучающихся, осуществляться в форме игровой деятельности. Для учеников начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях.
     В том случае, если школьная программа не предусматривает возможность выделения отдельных часов для проведения элективных занятий по экономике для учеников, то возможно введение экономических терминов и понятий в другие учебные дисциплины - математику, чтение, окружающий мир.
     Изучение экономических вопросов на уровне начальной школы возможно через рисунок, ребус, игру, экономические загадки.. Здесь очень важно учитывать наличие достаточного количества раздаточного материала, учитель должен составлять программу урока так, чтобы материал был понятен обучающимся22.
     В средней школе изучение экономики должно быть направлено на формирование у школьника общего научного представления об экономической науке. В России существуют различные адаптированные программы для обучающихся средней школы, включающие в себя интегрированные уроки, раскрывающие важность и взаимосвязь экономики с другими областями знаний. Ученики знакомятся с такими понятиями, как предпринимательская деятельность, финансы государства, налоги и налоговая система страны, спрос и предложение, банки и банковская деятельность, основы маркетинга.
     В старших классах освоение экономики способствует переходу от начальных знаний к развитию активной мыслительной деятельности, обучению анализу и критической оценке ситуаций, фактических данных, экономических решений, т.е. активных форм применения полученных знаний23. 
     В целом ситуация с преподаванием раздела «Экономика» в обществоведческой подготовке школьников расценивается как поисковая на пути к выработке единой концепции непрерывного экономического образования.
     В настоящее время средняя школа вправе выбирать, каким образом преподавать экономику обучающимся24.
     Обратимся к структуре экономического раздела в школьном курсе обществознания.
     Предмет «Экономика» был введён в учебные планы школьного курса в 1991 г., но с 2004 г. был утверждён федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений России, согласно которому в основной школе экономика стала изучаться в рамках предмета «Обществознание». Преподавание экономики как самостоятельного предмета допускалось только в 10–11 классах25. 
     Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (далее ФГОС ОО), раздел «Экономика» в рамках обществоведческой подготовки школьников рассматривается в двух уровнях обучения: базовый и профильный уровень.
     Базовый уровень данного раздела (70 час) направлен на усвоение знаний по основам экономической теории, овладение умением подходить к событиям общественно-политической жизни с точки зрения экономической сферы, способствовать воспитанию ответственности за экономическое решение, формировать использование приобретенных знаний о функционировании рынка труда, сфере малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии.
     На профильном уровне изучения раздела (140 час) закладывается основа теоретических знаний и формируется готовность использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач, происходит знакомство с прикладными экономическими дисциплинами, включая маркетинг и менеджмент. Данный уровень готовит будущих выпускников к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального обучения, обеспечивая развитие экономического мышления обучающихся, их способности принимать рациональные решения с привлечением элементов научного анализа, формируя экономические компетентности, умение самостоятельно решать проблемы и действовать в команде, идти на риск, развивая инициативность, личную ответственность, способствуя повышению жизнедеятельности будущих выпускников, а также содействуя их профессиональному самоопределению26.
     Рассмотрим основные подходы к изучению раздела «Экономика» в школьном курсе обществознания: 
     Предпринимательско-ориентированный подход. Его сущность состоит в том, что ученики осваивают практические навыки ведения бизнеса. Обучающиеся узнают о том, как предприниматели планируют своё дело. Школьники могут самостоятельно разработать свой бизнес - план, выбрать отрасль для создания бизнеса, выработать новые интересные идеи для его развития. На таких уроках обучающиеся используют не только знания по экономике, полученные ими в ходе изучения учебной программы, но и свой собственный творческий потенциал.
     Теоретический подход. В рамках данного подхода в экономики происходит выявление отдельных подразделов данной дисциплины: экономическая теория, история экономики, экономический рост, микро-макро экономика и т.д. Положительная черта применение данного подхода состоит в том, что ученик углубляется в различные области экономики, знакомится с их многообразием и особенностями. Отрицательной же чертой данного подхода является то, что ученикам будет сложно воспринимать большой объем информации, который приводит к угасанию интереса к изучению предмета.
     Культурно-функциональный подход подразумевает развитие у обучающегося общего представления о сути экономического явления и процесса. В этом подходе ведущая роль уделяется привитию ученикам функциональной экономической грамотности, формируется способность к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию, происходит формирование системы ценностей и развитие индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.
     Академический подход. Его задача – предоставить простое, однако, целое понимание об основах экономики, которое даст базу ученикам для обучения в вузах. Данный подход является приоритетным для Министерства образования и науки. По мнению И. В. Липсица, автора ряда популярных учебников по экономике для школьников, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать обучающимся базу для освоения экономики в вузах27.
     Большинство учителей полагают, что следует совмещать подходы, объединить преподавание теоретической и практической части, тогда обучающиеся смогут применять полученные теоретические знания с реалиями современной жизни.
     Что касается решения проблем потери интереса школьника к предмету, то тут следует проводить практические занятия, на которых обучающемуся дается возможность создать свой бизнес, выбрать его организационно-правовую форму. Подобная практика может помочь ученикам приобрести адекватное представление о сути экономических явлений.
     Таким образом, экономическое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. Образовательным учреждениям в образовательной программе следует учесть изменение места учебного предмета «Экономика» в содержании общего образования: экономические знания более широко представлены в основной и старшей школе, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков обучающихся в условиях развивающейся рыночной экономики. 
     
1.2. Этапы развития экономической проблематики в системе среднего общего образования
     
     Экономическая наука имеет длительную и богатую историю, зарождение которой, как и многих других, началось еще в Древнем Риме и Древней Греции и связана с именами многих выдающихся ученых того времени и, прежде всего, Ксенофонта (430–354 гг. до н.э.), Платона (428–347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) и др28. Экономика не являлась самостоятельной областью знании? и сливалась с общей философией или сводилась к практическим советам в управлении хозяйством. Но можно отметить, что уже тогда ученых интересовали проблемы богатства и его источников. Источником богатства является труд рабов в земледелии и ремесле, причем, рабство – это явление естественное, данное богами. Принадлежать же богатство должно свободным людям, миссия которых заниматься искусством, наукой, войной и т.д. Среди этого класса преобладала философия гедонизма – наслаждайся богатством, которое священно и неприкосновенно. Более того, неприкосновенность частной собственности была закреплена в законе (Римское право). 
     Из такого понимания в науке выделяется два направления: 
     1. Экономика как наука о ведении хозяйства. Известно происхождение термина «Экономика», который был введен в оборот Ксенофонтом: ойкос – дом, номос – закон, то есть, по сути, наука о законах дома. 
     2. Хрематистика – искусство делать деньги, так как рыночные отношения были довольно развиты29.
     Начало нашего века, как известно, связано с распространением христианства, которое вначале не было идеологией народа и внедрялось в борьбе с греко-римской философией. Но распространение христианства коренным образом поменяло мировоззрение людей того времени30. Отметим только то, что имеет принципиальное значение. Прежде всего, труд рассматривается не просто как источник богатства, а как важнейшая нравственная обязанность человека в этом мире, причем, труд именно в материальном производстве. Труд в нематериальном производстве, особенно в торговле считался второстепенным и даже презренным. Аскетизм стал направлением религиозного воспитания (проще верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в рай и т.д.). Этот подход к пониманию роли труда в материальном производстве и создании богатства сохранился очень надолго, хотя трудно эти воззрения назвать наукой, это скорее философия31. 
     Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающей взаимоотношения людей в процессе производства32. Потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов. Экономика раскрывает механизм взаимодействия в обществе в контексте производственной сферы, торгово-финансовой сферы и сферы услуг. Опираясь на законы экономического развития и концепции выдающихся экономистов, в рамках экономического знания специалисты предлагают варианты экономического развития мира, страны, отдельных отраслей производственной деятельности и многое другое.
     Наиболее употребляемыми в контексте экономического развития являются консервативный и либеральный типы экономического существования общества, реализующиеся в рамках свободной рыночной экономической модели. 
     Наряду с ними имеет место и административный тип экономического существования общества, реализующий в рамках закрытой регулируемой экономической модели.  
     Сегодня в условиях глобализации возникает естественная потребность в рождении новой модели экономического развития. Прежние типы имели фатальный недостаток – они все развивались и продолжают развиваться в режиме экспансии, ориентированной на интересы рынка конкретной страны или конкретной элиты. Как результат, господствует модель конкурентных отношении? выстраивающихся в режиме борьбы за ресурсы, за рынки, за покупателя, за доходы. Мир выступает как своеобразное поле боя за извлечение выгоды без учета интереса большинства и концентрирует внимание на обеспечении блага для правящего политически и экономически меньшинства.
     Однако эта модель все? более проявляет свою исчерпанность. Сегодня мир требует выстраивать модель не конкурентных, а солидарных отношении?, где будет обеспечено взаимовыгодное взаимодействие всех во благо всех.
     Далее обратимся к отечественному историко-педагогическому опыту становления экономического образования в стране.
     Временной отрезок с древних времен (Х – ХI) века до начала ХХ века рассматривается как предыстория процесса становления отечественной школы экономического образования. Стоит рассмотреть основные периоды формирования экономического образования:
     1. Дореформенный период (до 1861 г.) – в этот период значительное внимание уделяется практики профессионализации народной школы. 
     Зарождение экономического образования следует относить во времена правления Петра I, в этот период была открыта первая гимназия, множество школ, которые готовили кадров отвечающих за политические и экономические вопросы. Были составлены первые учебники, в которых изучались понятия экономического анализа, был определен предмет экономической науки. Огромный вклад в этот период внес выдающиеся ученый М.В. Ломоносов, выражающий интерес в отношении развития сельского хозяйства и был приверженцем прироста народонаселения. 
     2. Послереформенный период до революции 1917 г. История формирования экономического образования в школах дореволюционной России – это путь от традиционного ремесла, через мануфактурное обучение в школах при заводах и фабриках к профессиональному обучению в специальных коммерческо-экономических школах33.
     3. 1917-1930 гг. – революционно-реформистский период. В этот промежуток времени были предприняты попытки объединить содержание образования с трудом и жизнью, с участием в строительстве будущего общества.
     Основной заслугой в этот период следует считать то, что была прервана динамика развитие коммерческого образования в России в пользу идеологической парадигмы о воспитании «нового человека» социалистического общества.
     Изучение экономики  в советской общеобразовательной школе было представлено в рамках предмета «Обществоведение» и в курсе экономической географии. Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х годах. Курс интегрировал в себе сведения о праве, экономике, истории и был направлен на развитие у учеников цельного марксистского мировоззрения, а также на понимание революционного характера социалистического строительства и должен был подготовить к непосредственному участию в нем. Изучение экономической составляющей в рамках обществоведения способствовало раскрытию вопросов организации промышленного и сельскохозяйственного труда, экономических связей между городом и деревней и т.п. В середине тридцатых годов «Обществоведение» как учебный предмет было отменено. Вновь было введено по постановлению ЦК КПСС только с 1962/63 учебного года, однако школьная практика обнаружила низкую эффективность этого предмета с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Преподавание курса показывало результаты, противоположные ожидаемым: соотнося информацию, получаемую на уроках, с действительностью, ученики проникались недоверием к догмам, которое зачастую переносилось и на все идейные основы советского общества и государства.
     В 1988 году педагоги-обществоведы взамен существовавших трёх обществоведческих дисциплин начали разработку принципиально нового обществоведческого курса, который должен был начинаться с 8 класса и продолжаться до выпускного класса включительно. Однако, после распада Советского Союза, этот курс «Обществоведение» был снова исключён из учебного плана школы34.
     4. C 1930 до начала 1950-х гг. Сущность экономического образования включала в себя элементы экономических знаний о концепциях социалистического производства, изучение основных принципов современного производства, знания производственно-технологических процессов. Экономическое образование развивало навыки практического применения экономических знаний на практике, экономии и бережливости, а также навыков сознательной дисциплины. Однако, за редким исключением, реализовывались данные установки в практике школьной деятельности односторонне и догматически35.
     5. С середины 50-х до конца 60-х годов ХХ века. Несмотря на попытку ведущей педагогической мысли привлечь внимание к проблемам школьного экономического образования – ни в документах и постановлениях партии, ни в последующих за ним директивах и законах, сформулированных системой народного образования, вопрос о необходимости получения обучающимся экономических знаний, о развитии у них экономического мышления не ставился.
     6. С конца 1960 г. до середины 1980 г. Развитие образования периода 60 - 70-х годов характеризуется приходом новой, хотя не столь ярко выраженной стабилизирующей реформы. Переоценка содержания образования в конце 1960 года затрагивала вопросы улучшения экономических тенденций в ходе изучения предметов общеобразовательного цикла. Поднимались вопросы о необходимости введения нового предмета, который будет обеспечивать обучение школьников основам экономических знаний. Этот период нацелен на  решение проблем экономического образования на философском, социологическом, психологическом и педагогическом уровнях. 
     7. Период с середины 80-х до начала 90-х годов можно характеризовать как модернизационно-реформистский этап формирования школьного экономического образования.
     В этот период происходит введение школьного курса «Основы производства». Выбор профессии», что давало возможность познакомить  школьников с политехническими и экономическими основами производства, с такими категориями, как план, показатель трудового участия и прочие характеристики производства, с упором на влияние профессионально-ориентированного воздействия этих знаний на формирующуюся личность.
     8. Период начала 90-х годов характеризуется запуском образовательных реформ, в ходе которых решался ряд концептуальных вопросов:
     - переход от прежней тоталитарной, административно-командной системы образования к демократической системе с рыночной экономикой; 
     - обоснование значения экономического образования в условиях жизни общества;
     - изучение состояния экономической подготовки молодого поколения;
     - обозначение общих вопросов экономического образования и воспитания;
     - смена типа и характера экономической политики36.
     Экономическое образование и воспитание .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44