- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изображение школьной жизни в английской литературе xix-xx веков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010209 |
Тема: | Изображение школьной жизни в английской литературе xix-xx веков |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций Кафедра романо-германского языкознания и зарубежной литературы Направление — «Педагогическое образование», Направленность (профиль): «Английский язык» Уровень бакалавриата Заочная форма обучения Курс V ЮЛДАШЕВА РЕГИНА РУСТЕМОВНА ИЗОБРАЖЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВЕКОВ: ПРОБЛЕМА АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Научный руководитель: к.филол.наук, доцент Рыбина М.С. Дата представления ________________________ Работа допущена к защите __________________ Дата защиты ______________________________ Оценка ___________________________________ Уфа 2017 Гл. 1 Система образования в Великобритании и её отражение в литературе 1.1 Школьная тема в английском романе XIX века Во многих произведениях достоверность достигается с помощью «детской точки зрение на мир». Она создается столкновением детского и взрослого взглядов на одно и то же событие, использованием детской лексики. В мир литературы прочно входят маленькие герои. «Джейн Эйр» и «Городок» Ш. Бронте, «Испытание Ричарда Февереля» Дж. Мередита и другие – эти романы правдиво воссоздают мир детства. В каждом из них главный герой попадает в сложную жизненную ситуацию, но остаётся силен духом, как, например, бедная девушка из романа «Джейн Эйр», поступившая гувернанткой в богатую семью. Её унижают, хотят сломать душу, но у героини большое сердце крепкие моральные качества. Пройдя через сложности, она обретает счастье и любовь. Как уже говорилось выше, писатели реалисты видели бесправие и нищету английских людей, а так же хотели описать среду, в которой формируется человек и показать общество в целом, его недостатки и пороки. Дом, семья, ребенок – эти понятия становятся неотъемлемыми в произведениях реалистов, а особенно в творчестве Чарльза Диккенса, впервые поставившего их в центр повествования. Писатели считали, что литература должна быть полезной: человеку нужно задуматься о том, в чем смысл его жизни, какова его роль на земле. В читателях нужно вызвать чувство ответственности за свои поступки, за воспитание детей. Высшая роль человека – стать хорошим родителем, оставить после себя достойное продолжение. Поэтому важно видеть пороки человечества, несправедливость, социальное неравенство людей и стараться сделать всё для исправления недостатков в себе и других и привить это своим детям. Таким образом, можно сделать вывод о том, что XIX век в Англии был очень противоречивым и однозначно его оценить нельзя. Жизнь была сложной, общество нуждалось в лучшем социальном обеспечении. С другой стороны, бурно развивалась наука, образование. Сама обстановка, столкновение разных представлений о жизни дала импульс для появления реализма в литературе. Писатели хотели понять и донести до других проблемы века, чтобы можно было в дальнейшем их решать. Для понимания развития человека, а, следовательно, и общества тема детства, семьи представлялась важной и неотъемлемой. Литературная традиция детства, созданная английскими писателями нашла себя в русской литературе XIX века. Литературная деятельность этих великих писателей была многосторонней, а художественное мастерство многогранным. Оно принимало различные формы в зависимости от тематики и целей, какие ставили перед собой писатели. Вопрос о детях, о подрастающем поколении особенно важен для Диккенса и Достоевского. Они проявляли глубочайший интерес к детской психологии, к семейному и общественному быту детей и к вопросам воспитания. Проанализировав произведения писателей, мы выявили сходства и различия при создании образа ребенка. В каждом произведении Диккенса главным героем является ребёнок. В романе «Лавка древностей» в центре внимания обездоленные люди и холодный расчет, черствость общества. Главная героиня – маленькая Нэлл и её дедушка, выжитые из родного дома. Она добрый, но запуганный ребёнок, а дедушка – единственный человек, который есть у неё во всём мире: «Я … увидел рядом с собой хорошенькую девочку… её юный вид, который объяснялся скорее маленьким ростом и хрупкостью фигурки. Одета она была чересчур легко, но очень опрятно, и ничто в её облике не говорило о нищете или заброшенности»[1 С. 11-12]. Центральное место в романе занимает самоотверженность, величие духа, нравственность девочки. Автор изображает Нэлл очень трогательно и лирично Сильман Т. замечает, что «… с самого начала – это девочка с ангельскими крылышками за спиной» [4 С. 145]. Она и дедушка олицетворяет добро, а зло – Карлик Квилп, Брасс, картежники, обманувшие деда. Поединок добра и зла является сюжетообразующим и, конечно, добро побеждает зло. Юность девочки подчеркивается её противопоставлением дому – лавке: «Я видел темные, сумрачные комнаты, рыцарские доспехи, ухмылки и гримасы деревянных и каменных уродцев, пыль, источенное червем дерево … и посреди этого хлама, этой ветоши … мирно спит пленительной красоты девочка …». Несмотря на переживания, сложные моральные испытания, она не озлобляется, остается светлой, доброй и в конце повествования. Иногда кажется, что она утрачивает реальный облик, превращается в абстрактный образ. Трудно понять, почему же Диккенс не оставляет в живых Нэлл. Она умирает от усталости, от того, что она обрела покой только тогда, когда силы её организма были подточены нравственными и физическими лишениями. Катарский И.М. пишет: «Идеальная героиня кажется не реальным земным ребёнком, поэтому Диккенс и считает её слишком хорошей для земной жизни, поэтому Нэлли умирает ребёнком» [7. С. 89]. Вместе с тем, писатель ясно осознавал важность смерти девочки: «Когда смерть поражает юные, невинные существа и души покидают земную оболочку, множество подвигов любви и милосердия возникает из мертвого пепла, неся людям благословение. Из слез… рождается добро…» [1 С .617]. Смерть ребёнка, который является символом добра, сплотила людей раньше безразличных друг к другу. Они познали, что главная цель жизни – жить во имя блага других. Тема по сути своей христианская. Образ Нэлл и проблематика романа позволяет понять специфику христианства у Диккенса. По мнению Гениевой Е. Ю, « Христианство Диккенс понимал широко, не столько в религиозном аспекте, сколько как часть воспитательной программы исправления людей через воспитание добрых чувств»[8С. 19]. В романе «Домби и сын» два главных героя – девочка Флоренс и ее брат Поль. Так же, как и НэллФлоренс красивая девочка, но заброшенная, никому не нужная и от этого страдающая всем сердцем. Её отец, мистер Домби, богач, владелец торговой фирмы, говорил, что эта девочка была фальшивой монетой, которую нельзя вложить в дело. Нэлл любила деда всем сердцем, и Флоренс очень хотела подарить отцу свою любовь. Очень эмоционально Диккенс описывает сцены, когда она пытается просто поговорить с отцом: «Поговорите со мною папа! - но он отшатнулся от неё и, любовь, пламеневшая в груди его юной дочери, застыла перед этим лицом… надежда в ней умерла…»[3 С. 304]. И в этом романе Диккенс не изменяет себе, тема смерти связана с Полем. При описании смерти мальчика он использует в качестве символа реку – Полю кажется, что его убаюкивает скольжение лодки по реке. Вода умиротворяет, примиряет со смертью. Также можно обратить внимание на такую деталь как руки, объятия Флоренс и Поля перед смертью: «Сестра и брат обвили друг друга руками и золотой свет потоком ворвался в комнату и упал на них, слившихся в объятии» [3 С. 194]. Ф.М.Достоевского поразило творчество Диккенса, роман «Лавка древностей» оказал влияние на его работу над «Униженными и оскорбленными». Он настаивал на существовании людей типа Нэлл, которые должны утверждать духовный аспект жизни. Писатель называет свою героиню Нелли. Характеры девочек разные, но судьбы во многом схожи. Прежде всего, у Нелли тоже есть старый, беспомощный дед, вызывающий сострадание и жалость. Особенно схожи старики перед смертью, оба сгорбленны, волосы седые, движения бессмысленны. Нелли Достоевского тоже любит деда, он единственный близкий человек для неё. Нэлл Диккенса внешне опрятна и аккуратна, Нелли Достоевского одета в тряпье: « Это была девочка лет двенадцати или тринадцати, маленького роста, худая, бледная… левой рукой она придерживала у груди старый, дырявый платок… одежду на ней можно было вполне назвать рубищем…» [7 С. 208]. Она находится в сложных социальных условиях, видела только унижение и страдание. Она познает несправедливость своего положения. Если Диккенс создает свою героиню кроткой и спокойной, то Нелли Достоевского на протяжении всего романа не может смириться со своим положением, она протестует, ожесточается против всех. Протесты, вспышки гнева выливаются в нервные припадки и слезы. Это символы неустроенности жизни: «… бедная девочка залилась слезами. Мало-помалу слезы обратились в рыдания. Наконец она упала на диван в совершенном изнеможении…» [7 С. 340]. Её слёзы горькие, отчаянные. Кроме того, девочка больна эпилепсией: «… я взглянул,- Нелли, стоявшая как без чувств, вдруг со страшным неестественным криком ударилась оземь и билась в страшных судорогах. Лицо исказилась…» [7 С. 326]. Как и у Диккенса, главная героиня «Униженных и оскорбленных» умирает. Предчувствие смерти смиряет Нелли. Её смерть, как и в романе Диккенса, пробудила к жизни окружающих, (Ихменёв простил дочь Наташу), но и сама Нелли попыталась простить всех и полюбить мир с его несправедливостями. Оба писателя проводят своих героинь через моральные страдания, они находятся в плохих социальных условиях, но в конце повествования они становятся как бы символом новой жизни. После смерти девочек, окружающие их люди стараются сделать мир вокруг себя лучше. «Рождественская песнь в прозе» Диккенса и « Мальчик у Христа на елке» Достоевского имеют важное значение для понимания темы детства. Авторы хотели донести до читателей идею о возрождении доброты и милосердии в людях. В рассказе Диккенса действие происходит в ночь Рождества. Главный герой – мистер Скрудж, богатый, но очень жадный, холодный человек, ещё никому не разу в жизни не удалось высечь из его сердца хоть искру сострадания. Сюжет рассказа фантастический, но лежащее в его основе содержание реалистично. Фантастические образы – это дух прошлого, дух Рождества и дух будущего, показывающие Скруджу всю его жизнь. Реально то, что он не просто герой, а определенный социальный тип в капиталистической Англии XIX века; Диккенс показал, что исправление и отказ от наживы, помощь бедным возможны. В начале повествования Скрудж ненавидит бедняков. К бедным людям относится семья Боба Кретчита, конторщика Скруджа. Среди его детей выделяется крошка Тим, маленький больной мальчик: «Бедняжка Тим держал в руке маленький костыль, а ноги у него были в металлических шинах». [2 С. 37]. Его очень любят родители, заботятся о нем. Его выздоровление связано со Скруджем, исправившимся и ставшим самым добрым человеком и другом семьи Кретчитов. Достоевский в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке» ставит героя в более сложную ситуацию. Он отвержен всеми, мать умерла: «… был в подвале мальчик, лет шести или даже менее, проснулся в сыром и холодном подвале…Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается, и стала такая же холодная, как стена. [9 С. 14-15]. Автор описывает его переживания на последнем земном пути к Господу Богу на небо. Диккенс оканчивает свой рассказ всеобщим счастьем, у Достоевского мальчик умирает. В предсмертном видении ему представляется, что его приводит на ёлку в раю Христос. Образ ребёнка, вознесённого на небо прямо к Христу, становится чрезвычайно важным символом всей философии Достоевского. У Христа на небесной ёлке много детей. Они радуются, летают как ангелы, им очень хорошо, утешают своих плачущих матерей. Причина страдания детей – в их стремлении защитить отцов и матерей. Дети в рассказе молятся за взрослых потому, что они чище взрослых и ближе к небу. Мальчик страдает, терпит муки, но душа его чиста: «Христос в праздник Рождества принимает в свои объятия невинную душу, минующую все мытарства, ребёнок безгрешен, значит, наследует Жизнь Вечную. Мальчик – боговидец, его образ несет в себе образ самого Богомладенца». [30]. Святочный рассказ помогает Диккенсу сказать, что чудеса бывают, человек может сам изменить свою жизнь в лучшую сторону. Достоевскому этот жанр дал возможность перенестись в загробное будущее ребёнка. Повествование оба писателя ведут по принципу контраста: великолепные ёлки, сладости и маленький оборванный мальчик, замерзающий на улице, огромные, красивые витрины и хрупкий, больной Тим, обреченный на смерть. Действие происходит в мороз. У Достоевского это сильно отражается на герое, он дрожит от холода – он «дрожащая тварь». «Тварь» - «живое существо» образовано от корня твар, что и творить» (вид, существо, Боже творение). Но значение слова «тварь» предполагает и бранное значение». [2С. 37]. Отсюда и другое отношение к ребёнку. Взрослые люди его сознательно не замечают, мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика. Достоевский обращает внимание на ручки мальчика, замерзшие от холода. Мальчик вспомнил про то, что у него болят пальчики, заплакал и побежал дальше. Это подчеркивает его бедственное положение. У Диккенса зло в начале повествования олицетворяет Скрудж, он ненавидит тех, кто имеет много детей: «Если Тиму суждено умереть, пускай себе умрёт и тем сократит излишек населения» [2 С. 20]. Но благодаря Духам он увидел свою жизнь от детства до смерти, воспоминания пробудили в нём доброту, он раскаялся, отношение к Тиму изменилось. Как уже отмечалось, у Диккенса финал идеален. У Достоевского никто не перерождается, люди так и остались равнодушны к судьбе героя. Только у Христа он попадает в атмосферу любви, обретает семью, дом. Рассказ Достоевского более трагичен. Тема детского страдания мучила писателя, особенно мысль о том, что детские слёзы могут быть результатом неправедной, злой жизни людей. Мальчик мучается потому, что взрослые не могут сделать его счастливым при жизни. Можно привести слова Марли, друга Скруджа: «…каждая христианская душа, творя добро, пусть на самом скромном поприще, найдет земную жизнь слишком быстротечной для безграничных возможностей добра… Забота о ближнем, милосердие, сострадание, щедрость, вот на что должен был и направить свою деятельность». [2 С. 25]. Они выражают позицию Диккенса, но Достоевскому они тоже близки. Роман «Крошка Доррит» также посвящен глубоким нравственным темам. Одна из них – тема самоотречения, заботы о близких, воплощением которой является главная героиня Эмми Доррит. Диккенс создал роман об условиях жизни в Англии, о влиянии окружающей действительности на формирование человеческого характера. Он считал, что «ужасные условия не дают возможности рожденному изначально добрым человеку вступить в царство добра»?3 С. 156?. Для автора очень важно, чтобы человек мог сохранить в себе доброту и душевную независимость от социальных условий. Эту идею в романе воплощает Эмми, которую все называют «Крошкой» не только за маленький рост, но и за душевную кротость, наивность и деткость. Сильман Т. отмечает, что она является разновидностью излюбленных героинь Диккенса, но становится более свободной от романтического ореола и перенесена в городскую обстановку без поэтических прикрас?4 С. 326?. Центром сюжетных событий является долговая тюрьма Маршалси, где заключен Уильям Доррит, отец Эмми. Любовь Крошки Доррит к отцу служит для него единственной опорой, помогающей переносить тяжесть унизительного положения. Но со временем он начинает эксплуатировать ее самоотверженность и этим причиняет ей душевную боль. В тюрьме царит разлагающая атмосфера, люди ничего не делают как физически, так и нравственно. У них нет права на личную жизнь, все на виду друг у друга. Живя в такой атмосфере, отец приобрел ложное самомнение, гордыню, черствость. Но Крошка Доррит любит отца, она оправдывает его слабости и поступки. Эмми не представляет себе другого отношения к отцу, чувство долга не позволяет ей бросить родного человека. Сама тюрьма стала ей родным домом, только там она чувствовала возможность самопожертвования. Жалкое состояние семьи делало ее защитницей, «маленькой мамой». Даже получив наследство и разбогатев, Эмми не перестает думать о прошлой жизни. Утрата бедности означает для нее утрату основ ее существа. Поэтому она обретает себя только тогда, когда становится снова нищей и может возвратиться в тюрьму. Диккенс остаётся верен себе и в этом романе. В финале Крошка Доррит остается чистосердечной, отзывчивой, ее внутренний мир не меняется. Эти качества помогают ей выстоять в столкновении с жестокой действительностью. В романе « НеточкаНезванова» Достоевский поставил себе целью показать как среда и окружающие люди, в частности семья, влияет на развитие ребёнка. Произведение начинается с картин детства Неточки, прошедшего под сильным и ненормальным воздействием её отчима Ефимова. Он музыкант с гениальными задатками, но ничего не достигший ни в творчестве, ни в жизни. Он растратил все свои силы на достижение идеи стать великим и известным музыкантом. Амбиции, вспыльчивость, гордыня приводили к конфликтам, ссорам, он скитался, унижался, когда растратил все свои деньги. Служение идее лишило его способности ориентироваться в реальном мире, а несоответствие запросов возможностям развили в нём сильное самолюбие и стремление в высшие слои общества. Но несмотря на всё это, Неточка любила Ефимова. « Отец казался мне до того жалким… задавленным…страдальцем, что для меня было страшным, неестественным делом не любить его без памяти, не утешать его… не стараться об нём всеми силами» [6 С. 158]. Сама она не понимала, что заставляло её уважать и даже боготворить такого человека. Привязанность к отчиму она объясняла для себя тем, что мать была слишком строга к ней, и Ефимов, несчастный человек, тоже терпит от неё несправедливые нападки. Нужно отметить, что здесь Неточка всё же не смогла до конца понять и осознать намерений её матери. Полюбив Ефимова искренне, поверив в его талант, мать вышла за него замуж, спасла от нищеты, но Ефимов, неудачник, на неё же и переложил свою вину за неспособность добиться желаемой цели, он погубил её, прежде всего, нравственными истязаниями. Мать, мечтательница по сути, не выдержала такой действительности, она стала вспыльчива, постоянно ссорилась с мужем. А он, даже находил удовольствие в её мучениях. В такой атмосфере прошло детство Неточки. Под влиянием Ефимова, окружающей атмосферы она сама стала странной, мечтательной, фантастически настроенной девочкой. Интересно то, что Достоевский ведёт повествование от лица Неточки, это её воспоминание о впечатлениях детства, рассуждения о влиянии Ефимова. Обращает внимание и тот факт, что Неточка подробно описывает, как она начала осознавать себя в этом мире и в семье. Несмотря на то, что ей всего девять лет, она анализирует, пытается объяснить как свои поступки и мысли, так и матери, отчима. Самым трагичным моментом её детства становится смерть матери. Доверившись отцу, проникнув его идеей о богатой жизни в красивом доме, Неточка возненавидела свою бедную жизнь и мать, мешавшую, по мнению Ефимова, уйти в новую хорошую жизнь. Фантазии отца она принимала за реальность. Когда умерла жена, он убежал из дома, а Неточка пошла за ним. «…наконец совершилось то, о чём я мечтала уже год…Но того ли я ожидала, то ли создавалось в моей детской фантазии? Зачем мы оставили тушку – думала я – одну? Покинули ее тело, как ненужную вещь?»[6 С. 163]. Но Ефимов убежал не только из дома, он убежал и от Неточки, оставив ее одну. Пробуждение её от мечтаний было жестоким ударом. Затем Неточка попадает в семью князя Х – ского, живет у Александры Михайловны, дочери княгини Х – вой. Мечтательность, задумчивость, появившаяся еще в детстве, крепнет и развивается в ней. Но постепенно в ней развиваются и сильные черты: воля, силы бороться против несправедливости, господства одного человека над другим. Это связано с тем, что она впервые сталкивается с лицемерием и злом в образе мужа Александры Михайловны. Неточка увидела действительность как столкновение злых и добрых. Еще один ребенок в романе – княжна Катя, красивая, улыбчивая девочка, но очень гордая, самолюбивая. Достоевский пишет: «…ни один из пороков её не родился вместе с нею – все были привиты и все находились в состоянии борьбы» [6 С. 184]. Отец очень любил её, все шалости прощались, все позволялось. Исходя из выше сказанного, можно сказать, что человек не рождается для заранее определенной жизни, его характер зависит от окружающей среды, прежде всего, семьи и воспитания. Достоевский показывает, что условия, обстоятельства могут повлиять на способности, заложенные в человеке от природы, изменить их развитие, но они могут и дать им возможность окрепнуть. Мать обижала Неточку, может быть, и неосознанно, и это привело к появлению в девочке ненависти, эгоизма. Но правильным воспитанием, положительным примером можно привить ребенку верные убеждения и разумные мысли. Достоевский верил в то, что человеческие пороки можно исправить. Если зло появляется на земле от людей, то люди в силах его исправить. Нужно отметить, что в произведениях Диккенса дети всегда остаются положительными героями, на их формирование не влияет социальная среда. Они изначально рождаются « добрыми ангелами», которые несут людям свет. Страшные, темные дома, отрицательные герои, трущобы, нищета противопоставлены детям, чтобы ещё ярче показать как красоту детских душ, так и весь ужас окружающей их обстановки. 1.2 Английская школа в ХХ веке и её изображение в литературе Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867—1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875—1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917—1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844—1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866—1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др. В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза — романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием — использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Его главная работа «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 году он был награжден Нобелевской премией по литературе). Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще. Говорят, что признание ораторского таланта Бергсона, покорявшего соотечественников великолепным французским языком, в 1928 году вынудило Французский парламент специально рассматривать вопрос о переносе его лекций из актового зала Коллеж де Франс, не вмещавшего всех желающих, в здание Парижской оперы и об остановке на время лекции движения по прилегающим улицам. Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины XX века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием. В Великобритании рубеж XIX - XX вв. был ознаменован не только сменой монархов (в 1901 году почила легендарная королева Виктория), но и сменой исторических эпох. Страна постепенно утрачивала былое могущество на море и в колониях, монопольное положение в торговле и промышленности. Ощутив конкуренцию США и Германии, "великая империя, над которой никогда не заходит солнце", направила усилия на завоевание Центральной Африки, Египта, Судана, а затем развязала англо-бурскую войну (1899 - 1902). Эти потрясения безусловно сказались на обстановке внутри государства, где полным ходом шло разорение "гордых йоменов" - свободных фермеров, на которых держалось сельское хозяйство. Они переезжали в города, пополняя тем самым армию бедноты. Уходил "добрый, старый" викторианский век. Ему на смену шел новый, наполненный противоречиями. Перемены, происходившие в экономике и политике, сказывались на духовном состоянии общества, и прежде всего на литературе. Зыбкость мироощущения, связанная с социальной нестабильностью, не была основополагающей для развития британского искусства, зорко охранявшего свои национальные корни. "Английскость" в этот период остается одной из важнейших характеристик творчества мастеров слова, сплоченных поисками единого духовного начала на переломном этапе развития цивилизации. Творчество Уильяма Голдинга всегда вызывало разноречивые, нередко полярные отклики и оценки. Американский критик Стенли Э. Хаймен называл его «самым интересным современным английским писателем». Того же мнения придерживался английский романист и критик В. С. Притчетт. Однако аллегоричность прозы Голдинга давала критикам повод для многочисленных споров. Высказывались мнения о том, что иносказания отягощают повествовательную канву его книг; многим писательская манера автора казалась претенциозной. Фредерик Карл критиковал Голдинга за «неспособность… дать интеллектуальное обоснование своим темам», а также за «дидактический тон». «Его эксцентрическим темам недостает равновесия и зрелости, которые свидетельствовали бы о литературном мастерстве», — утверждал этот же критик. Джонатан Рабан считал Голдинга не столько романистом, сколько «проповедником от литературы», озабоченным исключительно решением глобальных вопросов бытия. «Его книги следуют проповеднической традиции — как минимум в той же степени, в какой они следуют традиции романа. Голдинг не слишком преуспевает в воспроизведении реальности; вымышленные события в его романах происходят так, как происходят они в притчах. Стиль его прозы лишён мелодичности и часто выглядит неуклюжим», — писал Рабан в журнале TheAtlantic. Голдинг всю свою жизнь считал самый свой знаменитый роман «скучным и сырым», а его язык — «школярским» (англ. O-levelstuff). К тому факту, что «Повелитель мух» считается современной классикой, он относился не слишком серьёзно, а заработанные на нём деньги рассматривал как нечто, равнозначное «выигрышу вМонополию». Писатель искренне не понимал, как мог этот роман оставить в тени его более сильные книги: «Наследники», «Шпиль» и «Воришку Мартина». В конце жизни Голдинг не смог заставить себя даже перечитать рукопись в её изначальном, неотредактированном варианте, опасаясь, что расстроится до такой степени, «что сможет сотворить с собой нечто ужасное». Между тем, в дневнике Голдинг раскрывал и более глубокие причины своего отвращения к «Повелителю мух»: «В сущности, я презираю себя, и мне важно, чтобы меня не открыли, не разоблачили, не распознали, не разворошили» (англ. ...basically I despisemyselfandamanxiousnottobediscovered, uncovered, detected, rumbled). Одной из самых выдающихся книг двадцатого века является роман "Заводной апельсин". Энтони Берджесс говорил, что писал его, превозмогая душевную боль. Его одолевали воспоминания о первой жене и их неродившемся ребенке. Свое название книга получила по одному хлесткому выражению лондонских кокни, означавшему "вещи причудливого назначения". Но также здесь используется игра слов. Orange на английском означает "апельсин", а на малайском - "человек". Роман состоит из трех частей. В первой бандит Алекс и его банда занимаются разбоем, грабежами, а их прикрывают подкупленные старушки. Но после того, как Алекс случайно при ограблении убивает женщину, его ловят и сажают в тюрьму. - Когда пришло время, Берджесс Энтони был определен в католическую школу. Здесь он мечтал найти друзей, но поскольку единственным из класса умел читать и писать, сразу же попал в категорию "белых ворон". В детстве будущий писатель был равнодушен к музыке, пока в один прекрасный момент не услышал по радио мелодию Клода Дебюсси. Ему как будто открылся какой-то новый мир, то, что он никогда не замечал раньше. Его жизнь перевернулась. После школы Берджесс Энтони поступил в колледж Ксавериан. После его окончания продолжил свой путь по изучению литературы в Манчестерском университете. А когда диплом был уже на руках, решил остаться в альма-матер и преподавать. Картина литературного процесса этого периода очень пестра, ибо в ней живут и противодействуют реализм, неоромантизм, декаданс, натурализм и т.д., среди которых реалистический метод в искусстве все же остается основополагающим.Это несомненно повлияло и на систему жанров, в которой главенствующее место по-прежнему занимает роман, значительно оживляется драма и преобразуется рассказ. Реалистические тенденции определяют суть художественного наследия Джорджа Мередита (1828 - 1909), литератора весьма разностороннего. Выходец из семьи ремесленников, он не получил системного среднего образования, однако прославился как романист и поэт. Первое стихотворение начинающего автора было опубликовано по рекомендации Ч. Диккенса. Перу Мередита принадлежат 13 романов, повести, поэмы, преуспел он и в области журналистики (особенно известны репортажи из Италии). В течение тридцати лет писатель работал литературным консультантом в крупнейших лондонских издательствах и вершил судьбы многих новичков. Первый роман Мередита "Испытание Ричарда Февереля" (1859) посвящен теме воспитания. Отец героя, баронет Остин, стремится создать "подобие образцового человека" и ограждает сына от реальной жизни. Но Ричард бунтует против догм и условностей. Проблема положения женщины в викторианской Англии стала основой дилогии "Сандра Беллони" ('Эмилия в Англии", 1864 и "Виттория в Англии", 1867). Писатель подчеркивал, что героя романа "Карьера Бичема" (1875) "можно обвинять в заведомой неспособности угодить обществу", ибо "символ веры его - дело и борьба". Невиль участвовал в Крымской кампании. Возвратившись на родину, он стремится к практическим действиям, однако наблюдаете своей среде, как "душа убывает". "Социалист и мошенник" доктор Шрапнель становится духовным отцом молодого человека, порвавшего с привычной средой. Несмотря на личные неудачи, поражение на выборах, НевильБичем не сломлен, он верен своим идеалам, ибо "отдал все за них". "Этюд о комедии" (1877} посвящен анализу традиций Мольера, мастера-интеллектуала, способного обнажить противоречия и "безумие", проникающие в общество. Пытаясь оживить структуру романа, Мередит стремился к его драматизации, используя опыт построения пьесы в "Эгоисте" (1877), названном "повествовательной комедией". Писатель называет главного героя, употребляя нарицательное существительное как имя собственное. Сэр Паттерн (в переводе означает "образец") - типичный английский джентльмен, глава аристократического рода, а его поместье - модель особого мира, где все существует по неписаным законам владельца. Постепенно Мередит срывает с Эгоиста благочестивые маски, обнажая тщеславие, самонадеянность, претензию на исключительность, за которыми скрываются тупость, лицемерие, отсутствие элементарных человеческих чувств, глупое стремление нравиться "свету", раболепие перед ним. Уайльд однажды заметил, что Мередит - "дитя реализма, поссорившееся со своим отцом". В этом утверждении есть разумное зерно, ибо писатель, опираясь на традиции Диккенса и Теккерея, сделал несомненный шаг вперед и стал у истоков создания романа нового типа, отмеченного углубленным психологическим анализом, особенным вниманием к реалистической детали, т.е. "постоянным характеристикам", метафоричностью стиля, использованием художественной условности, интеллектуализмом, драматизацией романной формы и особой авторской иронией. Значительная часть литературной деятельности Самюэля Батлера (1835 - 1902) была посвящена критике устоев викторианской Англии. Отрицание общепринятых норм иногда доходило у него до парадоксов. Порвав с клерикальной средой, в которой воспитывался, писатель отдал все силы разоблачению ханжества церковников и низвергал все, что казалось ему косным и устоявшимся: рассуждал о неправильном толковании шекспировских сонетов ("Пересмотр сонетов Шекспира", 1899), утверждал, что автором "Одиссеи" был не Гомер, а женщина, отрицал учение Дарвина. Роман "Едгин" (1872) - сатира в лучших традициях Д. Свифта, социальная утопия, действие которой происходит в стране под названием "нигде" (это обратная анаграмма слова "едгин"). В ней все наоборот: человеческие пороки считаются болезнями, а болезни - пороками, вместо денег используют фишки, никто не скорбит по усопшим, но зато все страдают из-за рождения ребенка, здесь предпочтительнее быть глупым, нежели умным и т.д. Англичанин Хиггс, попавший в королевство чудаков, удирает на воздушном шаре домой, но затем (роман "Снова в Едгин", 1901) возвращается в нелепую страну и обнаруживает, что его провозгласили Сыном Солнца, божеством, на культе которого священнослужители имеют неплохие дивиденды. В гротескном, сатирическом изображении несуществующей цивилизации заметен трезвый и острый взгляд писателя на окружающий мир. Роман "Путь всяк....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: